Тендерная процедура. Процедура проведения торгов. Правила подготовки к участию в тендере

В кризисные времена перед руководителями компаний стоит вопрос не только удержания наработанных баз клиентов, но и привлечение новых. Самый лучший способ – участие в тендерах и различных электронных аукционах и торгах. Разобраться новичку в этом вопросе поможет пошаговая подробная инструкция. В рамках статьи также будут даны ответы на такие часто возникающие вопросы, как что такое ЭЦП, как проводятся госзакупки, а также какие документы необходимо собрать, чтобы участвовать в проводимых конкурсах и тендерах.

Что необходимо знать о тендерах

Основы правового регулирования проведения тендеров закреплены в гражданском законодательстве, а также ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. в случаях, когда в роли заказчика выступают государственные и муниципальные органы.

Несмотря на то что термин тендер прямо не закреплен в законодательстве, он успешно используется в бизнес-кругах. Под тендерами понимаются все возможные виды торгов, проводимые с целью закупки различных товаров, оказания определенного рода услуг и работ. В качестве заказчика выступает организация, осуществляющая закупки. К участникам тендеров относятся юридические лица любой организационной формы, а также физические лица и ИП, надлежащим образом зарегистрированные для участия в тендерах.

Для торгов, которые проводятся государственными органами, все требования, предъявляемые к участникам, сформулированы в законе. Если в качестве заказчика выступают коммерческие организации, то все требования формулируются в самом заказе.

Все действия, связанные с проведением тендера и исполнением в дальнейшем условий контракта, объединены единым термином – закупка. Независимо от объектов, в качестве которых могут товары, работы (например, ремонт дорог) или услуги (например, проведение детских утренников), она начинается с момента заключения и заканчивается лишь исполнением всех обязательств по контракту.

Виды тендеров и их отличия

В зависимости от категории заказчика все проводимые в России тендеры можно разделить на 2 основных вида:

  • государственные – закупка товаров и услуг осуществляется для удовлетворения государственных нужд (заказчик — государственные органы), при этом её проведение основано исключительно на ФЗ 44;
  • коммерческие – в роли основного заказчика выступают организации, которые производят закупку для собственных нужд. Такие тендеры проводятся по правилам, разработанным заказчиком самостоятельно. При этом, как показывает практика, в большинстве своем они также проводятся, основываясь на принципах и правилах, сформулированных в ФЗ 44 (хотя для них он необязателен).

В зависимости от способа определения поставщиков (исполнителей) законодатель выделяет:

  1. Единственный исполнитель, как правило, при действующей монополии (например, перевозка ж/д транспортом).
  2. Конкурентные – основанные на выборе поставщика среди 2-х и более. Данный способ включает:
  • конкурсы – победитель выбирается среди исполнителей по лучшим предложениям и условиям;
  • аукцион – победитель избирается исходя из меньшей цены, предложенной за контракт;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок.

Конкурсы могут быть закрытыми или открытыми, с ограниченным участием либо в обязательном порядке состоять из 2-х этапов, а аукционы могут проводиться как в электронном виде (онлайн), как и закрытым способом.

Каждый из рассмотренных видов тендеров имеет свои цели и правила проведения. Выбор способа определения исполнителя зависит от волеизъявления заказчика, также учитывается объект и сумма закупки.

Совет. Участие в торгах лучше всего начинать с котировок, поскольку поставщик определяется исходя из предложенной цены. Данный способ предполагает минимум затрат и достаточно прост в освоении новичками.

Инструкция по участию в тендерах для новичков

Любая компания, постоянно участвующая в различных тендерах или торгах, как правило, в своем штате имеет отдельного сотрудника, специализирующегося на данном направлении. Это связано с тем, что сбор полного пакета документов, подготовка котировки и непосредственно поиск подходящего тендера занимает значительную часть времени. Помимо этого, существуют организации, деятельность которых связана только с подготовкой конкурсной документации для своих клиентов.

Анализ законодательства позволил определить порядок и принципы участия в тендерах и торгах как в случаях с государственным заказчиком, так и с заказчиком в лице коммерческой организации. Новичку в этом направлении удобнее будет использовать следующую пошаговую инструкцию:

Участие в торгах подразумевает не только знание законодательства о тендерах, но и умение защищать свои интересы. Поскольку решение заказчика в пользу определенного поставщика не является окончательным и может быть обжаловано в ФАС. В случае удовлетворения жалобы поставщик, занявший по итогам проведенных торгов, может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство и в итоге победителем признается участник, занявший второе место.

Документы для участия в торгах и требования к ним

Сбор и надлежащее оформление документов не только позволяет заказчику изучить предложение потенциального контрагента и информацию о нем, но и поставщику увеличить шансы на заключение желанного контракта. Выбор поставщика осуществляется именно на основании предоставленных документов, поэтому их корректное заполнение – залог положительного решения по итогам тендера.

Законодатель для каждого из способов определения поставщиков предусматривает представление определенного пакета документов. Участие в открытом конкурсе возможно при предоставлении поставщиков следующих документов:

  • содержащих информацию об исполнителе – это полный пакет учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно, полученная не позднее 1 месяца и документы, подтверждающие право конкретного сотрудника на их подачу;
  • коммерческое предложение, содержащее сведения об объекте закупки и предлагаемых потенциальным поставщиком условиях;
  • подтверждение качества поставляемых товаров, а также оказываемых услуг и работ, подтвержденное соответствующими сертификатами и иными документами (предоставляется по требованию заказчика);
  • обеспечительные меры, которые могут быть выражены в перечислении определенной суммы на счет заказчика либо предоставлении банковской гарантии.

Внимание! При подаче заявки все документы должны быть пронумерованы и сшиты, обязательным условием является их заверение подписью и печатью уполномоченного лица.

Участие в электронных торгах предполагает немного иной порядок для подачи сведений и обусловлен он общими правилами проведения онлайн-аукционов. Все документы оформляются в электронном виде, а контракты подлежат заключению на специализированных онлайн площадках. Сама заявка состоит из 2 частей (ст. 66 ФЗ):

  • содержит согласие исполнителя на поставку конкретного товара, оказание определенного вида услуги и может содержать рисунок или чертеж;
  • содержит сведения об исполнителе, о поставляемых товарах либо оказываемых услугах.

Как принять участие в тендере: видео

Развитие системы тендеров наблюдается в России с конца прошлого века. Понятие тендера равнозначно понятию конкурса. Смысл его - в поиске исполнителя на государственные заказы именно на конкурсной основе. Весь регламент данной системы прописан в С победителем и бывает заключен контракт на какие-либо работы, услуги либо поставку товаров. Сегодня мы поговорим о том, что нужно для участия в тендерах.

Какими бывают тендеры

Такие конкурсы могут быть открытыми и закрытыми, проводиться в один или два этапа. Кроме того, есть разновидности специализированных закрытых тендеров, единичных и запросов котировок.

Что дает участие в конкурсах? Победителю предоставляется возможность получения выгодного большого заказа, а если это начинающая компания - заявить о себе на рынке. Многих отпугивает довольно сложная процедура участия, но разобраться в ней вполне по силам каждому. Конечно, новичкам нередко требуется помощь, практическое руководство, разъясняющее, что и в какой последовательности нужно делать. Вы решили принять участие в тендерах? Пошаговая инструкция придется как нельзя кстати.

Почему это выгодно

Информация о том, где и какие тендеры планируется проводить, постоянно присутствует на специализированных сайтах и в СМИ. Когда конкурс объявлен, тендерная комиссия начинает рассматривать заявки претендентов.

Для малого и среднего бизнеса не характерна активность в торгах на госзаказ - много кажущихся сложностей. При этом не учитывается, что львиная доля муниципальных бюджетов в наши дни распределяется, как правило, именно через тендеры.

Госзаказы не менее эффективно поддерживают бизнес, чем льготы и субсидии. К тому же заказчиков муниципального и государственного сектора закон обязывает передавать не менее 10 % объема работ и поставок товара в год предпринимателям.

Электронные аукционы

К сожалению, лишь крупные компании всерьез занимаются отслеживанием перспективных для себя тендеров, а все из-за необходимости содержания для этого специальной службы.

Госзаказ размещается разными путями - в виде запроса котировок, закупки у единственного поставщика (исполнителя) или путем торгов. Последний способ - самый распространенный.

Сейчас большинство заказов от государства размещается на электронных аукционах, их доля - свыше половины всех проводимых торгов. Такие мероприятия признаны эффективным средством борьбы с коррупцией в силу анонимности участвующих, большой конкуренции и доступности (как говорят, прозрачности) всей информации.

Участие в тендерах: пошаговая инструкция для начинающих бизнесменов

Давайте рассмотрим, что такое участие в электронном аукционе.

Прежде всего подходящий аукцион следует "вычислить". Для этого нужно внимательно читать все извещения о проведении подобных мероприятий, регулярно заходя для этого на официальный сайт, имеющий статус общероссийского и публикующий объявления о будущих торгах за 7-20 дней до определенной даты, которая служит последним днем подачи заявок. Свое желание принять участие в выбранном тендере вы должны обозначить именно в этот промежуток - позже вашу заявку к рассмотрению уже не примут.

Официально существуют пять федеральных площадок для электронных торгов, на любой из которых вы найдете форму поиска интересующих аукционов и реестр всех тендеров. Также сводную информацию легко получить на официальном сайте РФ, который посвящен размещению заказов.

Что нужно для участия в тендерах

Далее следует получить электронную цифровую подпись (сокращенно ЭЦП). Покупается она в одном из аккредитованных на выбранной вами электронной площадке специальных удостоверяющих центров. Процесс получения ее займет несколько рабочих дней (2 или 3). Подпись придает юридический статус электронному документу и фиксирует материальную ответственность участника.

Но одна лишь ЭЦП еще не гарантирует, что вы примете участие в тендерах. Пошаговая инструкция содержит, кроме нее, понятие аккредитации. То есть, чтобы участвовать в торгах, проводимой той или иной площадкой, необходимо быть на ней аккредитованным. У каждой из пяти площадок аккредитация своя. Для этого на сайте площадки заполняется специальная форма вместе с заявлением об открытии счета. Прилагается ряд документов. Каких именно? Речь идет о выписке из ЕГРЮЛ (если вы индивидуальный предприниматель - о выписке из ЕГРИП), доверенности, дающей право на участие в данных торгах, документе о назначении руководителя (решении или протоколе) с печатью организации, скане карточки с реквизитами компании.

Дальнейшие действия

Оператором в пятидневный срок заявка будет рассмотрена и дан ответ о доступе либо отказе (в последнем случае - с объяснениями причин). Число повторных попыток не регламентируется, но каждая из заявок потребует пятидневного срока рассмотрения.

Успешно пройдя аккредитацию, вы получаете в распоряжение "Личный кабинет", из которого будете вести все дальнейшие действия.

Следующим обязательным шагом является пополнение собственного счета на торговой площадке как гарантия участия в торгах. Сумма фиксированная - для малых предпринимателей обычно это 2 % начальной суммы заказа (его максимума). В остальных случаях речь идет о пяти процентах. Деньги можно получить обратно после разблокировки счета (по окончании торгов).

Подаем заявки

Теперь участник может подавать заявку. К составлению ее нужно подойти крайне ответственно, предварительно тщательно изучив всю документацию аукциона. Первая часть, анонимная, заключается в подтверждении согласия участника поставить нужный товар (услугу) с подробным их описанием. Во второй ее части содержатся подробнейшие сведения об участнике с приложением всех подтверждающих сертификатов и лицензий.

Помимо заявления установленного образца, заявка на участие в тендере должна включать максимально полный объем сметно-расчетных документов, где в табличной форме приведена стоимость материалов или услуг вместе с НДС на момент торгов, подробные расшифровки дополнительных расходов (транспортных, проектно-изыскательских и пр.), а также налогов.

О чем следует помнить

Поданная заявка автоматически приравнивается к согласию соблюдать все условия заказчика. В случае невозможности их выполнения исполнителю следует заявку отозвать. Она не принимается от участника по истечении крайнего срока, установленного организатором торгов. Отказ от участия в тендере (отзыв заявки) возможен лишь до наступления определенной даты. Срок приема может быть продлен тендерной комиссией, о чем претенденты уведомляются.

Когда срок подачи заявок истек, заказчиком рассматриваются их первые части, результаты рассмотрения оформляются в виде протокола, который оператором площадки в установленный срок обязан быть донесен до всех участвующих. Так вы узнаете, допущены до торгов или нет.

Немного о самом процессе

Какие главные моменты нужно знать, планируя участие в тендерах? Пошаговая инструкция гласит, что в самом процессе торгов важнее всего два понятия - шаг аукциона и время, которое осталось до его завершения. Первый показатель является строго фиксированным - это 0,5 % от максимальной начальной цены (так гласит закон). Переход к следующему шагу ведется с интервалом в 10 минут, за которые участник должен принять решение - предложить более низкую цену или нет.

Подавать предложения с ценой, большей или равной предложенной ранее, участникам запрещается. Также под запретом предложения с нулевой ценой. "Заранее" занизить цену более чем на шаг (ниже минимального на данный момент предложения) тоже невозможно.

Завершение торгов

Если предложенная последней ставка оказалась самой низкой (в течение десяти минут более выгодных предложений не поступило), торги на этом завершены. Протокол с итогами в автоматическом режиме формируется практически моментально, каждый участник фигурирует в нем лишь под присвоенным номером.

Кто именно выиграл тендер, станет известно только по завершении аукциона. Заказчик получит вторую часть заявки-победителя, содержащую реквизиты выигравшего конкурс участника. Ему и будет выслан госконтракт, который в определенный срок необходимо заверить электронной подписью.

Что дальше?

Кроме того, должна быть предоставлена сумма денежного обеспечения контракта, составляющая по закону до 30 % первоначальной максимальной цены. Делается это в форме банковской гарантии, или же средства зачисляются заказчику на временный счет.

Эксперты полагают, что, участвуя в тендерах, любая компания получает немаловажные преимущества. И хотя система тендеров в ее нынешнем виде далеко не совершенна, она дает шанс начинающим предпринимателям выйти на крупного заказчика и повысить собственный статус на рынке.

К выбору торгов следует относиться разумно, не стремясь охватить все предложения. В случае неудачи расстраиваться не стоит - ведь вы обрели серьезный деловой опыт.

Что характерно для коммерческих торгов?

В отличие от государственных, коммерческие тендеры устраиваются, согласно нормам ГК РФ, регламент их проведения устанавливается заказчиком самостоятельно. При их проведении применяются те же принципы, на которых основаны и государственные торги. Но конкурсных процедур больше - в виде открытого конкурса с предварительным отбором или без него, закрытого, двух- и многоэтапного конкурса, запроса цен, конкурентных переговоров, закупки у единственного источника и т. п.

Таким образом, коммерческие тендеры в большинстве своем ведутся аналогично государственным. Разница заключается лишь в жесткой регламентации последних со стороны законодательства. Форма частных торгов более свободная, и ориентированы они на документацию самих компаний-заказчиков.

Единого и универсального закона, на котором основана организация участия в тендерах такого типа, не существует по причине огромного разнообразия отдельных сфер бизнеса, у каждого из которых своя специфика.

Строительные тендеры

Если деятельность вашей компании связана с поставкой техники (экскаваторов, кранов, бульдозеров) или оборудования, а также с реализацией земельных участков строительного назначения, вам понадобятся серьезные клиенты.

А это значит, что фирме следует принимать активное участие в соответствующих конкурсах. Наверняка вам хотелось бы заключить долгосрочный контракт с крупным заказчиком. Тогда примите участие в тендерах на строительство. Принцип здесь один тот же: изучаете регламент проведения подходящего аукциона, формируете пакет документов, состоящий из выписки из ЕГРЮЛ, отксерокопированных и заверенных в налоговой учредительных документов (вместе с уставом) и приказа о назначении главного бухгалтера, свидетельства имеющегося опыта работы вместе с копиями финансовых отчетов за последний период, а также копии паспортов всех официальных представителей фирмы-поставщика и свидетельства о пройденной госрегистрации предприятия. На того, кто будет официально представлять интересы фирмы на торгах, должна быть оформлена доверенность на участие в тендере.

Не забудьте, что поданная заявка обязана иметь денежное обеспечение. В случае отсутствия на счетах компании имеющейся суммы она вправе воспользоваться тендерным кредитом.

Стандартная тендерная процедура подразумевает под собой проведение конкурсного мероприятия. Сам термин «тендер» обозначает процесс обратного аукциона, где присутствует покупатель на определенный товар, работу или услуги. В торгах могут принимать непосредственное участие сразу несколько продавцов.

Законодательство Российской Федерации позволяет использовать следующие варианты проведения торгов:

  • специализированные закрытые,
  • двухэтапные,
  • запрос котировок,
  • закупки у одного источника.

Главный способ государственной закупки – это тендер. Он представляет собой определенный способ выдачи заказа на поставку товара, проведение разнообразных работ или предоставление конкретных услуг. Все эти работы должны быть заранее объявлены с учетом конкурсной документации, где прописаны все условия, в том числе и окончательные сроки, построенные по принципу состязательности, эффективности и справедливости.

Все государственные контракты составляются и подписываются с победителем тендера или участником, который подал предложение. Оно должно соответствовать всем требованиям конкурсных документов, в которых содержатся оптимальные и приемлемые условия.

Схема проведения тендера

Она представляет собой несложную процедуру. Во время проведения торгов участник должен объявить стартовую цену на объект и объем увеличения цены. Когда участники повышают стартовую цену объекта, то они не могут поставить меньшую цену, нежели та, что заявил участник. Тот человек, кто предложит наивысшую цену, объявляется при помощи аукциониста. Он должен три раза громко огласить последнюю поставленную наивысшую цену, и если за это время никто не предложил другие варианты, объявляет победителя. Тендер считается закрытым, если хотя бы два участника поднимали свои ставки.

Закупочная процедура тендера проводится согласно действующему законодательству Российской Федерации. Ее можно проводить в нескольких основных формах. Всю ответственность за применение и выбор берет на себя член тендерного комитета со стороны заказчика.

Процедура проведения тендера играет основную роль в открытых торгах. Название такого конкурса говорит о том, что подавать заявки на участие может абсолютно любой человек.

Прием и обработка поступивших предложений начинается с момента выхода официального печатного издания. В нем публикуется вся необходимая информация о заказчике, краткие характеристики предмета закупки, указание места, а также срок выдачи тендерной документации. Тут же могут быть обозначены дата и место раскрытия всех заявок. Все предложения принимаются специально созданной комиссией в письменной форме. В случае необходимости заявки могут сопровождаться документами, где представлены банковские обеспечения.

Процедура предварительной документации может понадобиться в случае, когда требуется определить уровень соответствия всех участников в торгах на квалификационные требования.

Организация и проведение тендерных процедур

1.Управление проведением тендера и характеристика основных этапов

2.Тендерная документация

.Оценка тендерных предложений

.Электронные торги

1. Управление проведением тендера и характеристика основных этапов

В большинстве инструктивно-нормативных документов сфера тендерного процесса ограничивается работой от объявления торгов до их завершения, т.е. выявления победителя. Обеспечить же эффективность тендерного процесса одним лишь правильным использованием процедур невозможно, необходима тщательная подготовительная работа по их организации и проведению, а также анализ результатов каждого проведенного тендера.

В соответствии с этим весь процесс закупки целесообразно рассматривать состоящим из трех этапов:

подготовительный;

непосредственного проведения конкурсных торгов;

подведения итогов.

Каждый из них имеет свои цели и задачи, включает определенные мероприятия.

Универсальной организационной схемы подготовки и проведения конкурсных торгов не существует. Поэтому для каждого тендера формируется собственная концепция, аппарат управления и разрабатывается конкретная схема и план проведения.

Весь процесс проведения торгов можно разделить на несколько основных укрупненных этапов:

  1. Подготовка торгов.
  2. Подготовка и представление предложений участниками торгов.
  3. Оценка предложений участников организаторами торгов и присуждение контракта.

Подготовка торгов. Инициаторами проведения торгов обычно выступают правительства и отраслевые государственные структуры, муниципалитеты, частные фирмы. Органами, осуществляющими непосредственную подготовку и проведение торгов, являются тендерные комитеты.

В состав комитетов включаются представители заинтересованных министерств и ведомств, независимые эксперты. Чем значимее заказ, выставляемый на торги, тем выше статус тендерного комитета и его членов.

Тендерный комитет в соответствии с национальным законодательством принимает решение о виде торгов, сроках и условиях их проведения, разрабатывает тендерную документацию, при необходимости определяет порядок предквалификационного отбора и публикует объявления о торгах в средствах массовой информации.

Объявления о торгах публикуются в ведущих органах средств массовой информации страны (газеты, бюллетени, журналы), уведомляя все фирмы, способные принять участие в конкурсе. Рекомендуется использовать хотя бы одно издание, имеющее широкое международное распространение. Для привлечения иностранных участников организаторы могут направлять информацию о торгах в иностранные торговые представительства и торговые палаты, зарубежные средства массовой информации, электронные системы обмена данными.

Информация о закрытых торгах и приглашение принять в них участие направляются только определенным фирмам и не появляются в печати.

Основной принцип передачи информации состоит в том, что все участники должны получить одинаковые сведения. По нормам ВТО временной интервал между датой опубликования объявления и последним сроком принятия заявок от участников может быть различным, но не менее 30 дней.

Предварительная квалификация участников. Отбор участников может осуществляется на основе постоянных квалификационных списков, которые ведут компетентные государственные органы, или квалификационной процедуры, осуществляемой непосредственно перед конкретными торгами.

В любом из этих случаев доступ для прохождения квалификации должен быть открыть всем желающим. Цель квалификации - сузить круг претендентов, оставив только фирмы, обладающие устойчивой репутацией и стабильным финансовым положением, имеющие определенные производственные мощности, квалифицированный персонал и необходимую техническую компетенцию. Это, как правило, основные критерии отбора. Отбор позволяет сэкономить время и средства, не рассматривая позднее возможные предложения значительного количества фирм, которые могут оказаться не в состоянии обеспечить качественное выполнение заказа.

Фирмам, желающим пройти предварительную квалификацию, сообщаются критерии отбора и проводится анкетирование.

Соискателей могут просить представить информацию о: руководстве фирмы или компании; ее структуре (тип, оборот, число служащих, площадь помещений, год регистрации, заверенные копии устава и внутреннего распорядка); финансовом состоянии (заверенные балансы, названия обслуживающих банков и аудиторских фирм и т.п.); производственных мощностях; ранее осуществленных проектах и т.д. Показательно, что могут быть потребованы подробные отзывы иных заказчиков о ранее построенных объектах.

По результатам квалификационного отбора к торгам не допускаются фирмы, не соответствующие объявленным критериям отбора, не представившие все необходимые документы, сообщившие о себе ложные сведения.

Подготовка и представление предложений участниками торгов. Получив тендерную документацию, подрядчик или поставщик тщательно изучает объемы работ или поставок, технико-экономические характеристики товаров, оценивает собственные возможности и принимает решения о целесообразности подготовки предложения и участия в торгах. Критическая оценка собственных возможностей важна, поскольку подготовка предложения на выполнение сложного заказа - достаточно трудоемкий и дорогостоящий процесс, отнюдь не гарантирующий автоматическую победу в торгах.

Тендерное предложение участника обычно состоит из двух основных разделов: технического и коммерческого, каждый из которых разбит на два подраздела: констатирующий и перечень разногласий. В констатирующей части описываются товары, условия контракта, соответствующие требованиям организаторов, либо просто подтверждается принятие условий заказчика. В перечне отклонений содержаться иные варианты и их обоснование. Так, если предлагается иное оборудование, иная технология и т.д., то должны быть определены достоинства, которые могут привлечь заказчика (новизна, эффективность, экономичность, более низкая цена и т.д.). Такая структура предложения (констатирующая часть и перечень отклонений) позволят организаторам торгов быстрее и эффективнее изучить и оценить его.

Предложение должно быть подано в конкретные сроки, поступившие позднее установленной даты предложения не рассматриваются. Однако возможна подача мотивированной просьбы со стороны участников о продлении срока подачи предложений. Организаторы торгов, заинтересованные в тщательной проработке предложений на сложные заказы, могут их удовлетворить, вероятность продления срока существенно возрастает при поступлении таких просьб от нескольких участников.

Вместе с подачей предложения участник должен внести определенное обеспечение, гарантирующее его безотзывность в течение заявленного срока. В качестве обеспечения для частных фирм обычно требуется депозит, для государственных организаций - гарантия банка или страховой компании. Иногда возможно использование резервных аккредитивов, чеков, векселей, поручительств. Сумма обеспечения составляет 3-5 % от ориентировочной стоимости заказа (в тех случаях, когда цену предлагает соискатель, обеспечение вносится в виде твердо фиксированной суммы, одинаковой для всех участников, чтобы избежать раскрытия цены предложения). В случае досрочного отзыва предложения участник торгов теряет свое обеспечение. Однако допустимо вносить изменения в уже поданные предложения или отозвать их без потери обеспечения, до истечения предельного срока подачи предложений, т.е. до их вскрытия и рассмотрения.

Оценка предложений и присуждение контракта. Все поданные предложения вскрываются в ходе специальной церемонии, которая происходит в присутствии членов тендерного комитета в назначенный организаторами срок и в определенном месте.

По соглашению ВТО вскрытие предложений возможно в присутствии независимого и незаинтересованного свидетеля. Этот подход может быть использован при проведении негласных торгов, когда представители фирм на заседание тендерного комитета не приглашаются, и соискатели не информируются о составе участников и ценах конкурентов.

С момента вскрытия предложений начинается процесс их рассмотрения и оценки. Он занимает определенное время. При проведении открытых торгов на небольшие партии товаров возможно быстрое изучение поступивших предложений и выявление победителя в день вскрытия конвертов. Однако в большинстве случаев, это невозможно, поскольку необходимы изучение большого количества документов, спецификаций, оценка и сопоставление различных критериев с участием специальных экспертных групп. Для крупных заказов этот период может быть равен 3 - 4 и в отдельных случаях достигать 10 месяцев.

В процессе оценки все предложения ранжируются. Предложения, получившие самый высокий бал, рассматриваются как наиболее приемлемые. Фирма, подавшая его, побеждает в торгах. В ряде стран решение тендерного комитета носит характер предварительного присуждения, поскольку подлежит утверждению правительственными органами и только после этого вступает в законную силу.

Заключение сделки между организаторами и фирмой победителем происходит в форме, предусмотренной в тендерной документации: либо путем принятия предложения участника, либо путем подписания формального контракта. Подписанию контракта может предшествовать процесс проведения переговоров, в ходе которых уточняются и согласовываются позиции сторон.

В случае, когда фирма победитель не сможет заключить контракт с организаторами торгов, они имеют право использовать предложение фирмы, занявшей второе место.

Победитель торгов должен внести определенное обеспечение, гарантирующее выполнение заказа. Величина депозита или гарантии составляет в среднем 5-10% от величины стоимости заказа.

Тендерная документация

Тендерная документация (досье тендера) - это комплект документов, содержащих информацию, позволяющую претенденту принять решение об участии в торгах и подготовить тендерные предложения (оферты) на поставку товаров, работ, оказание услуг в соответствии с требованиями покупателя, а также правила и процедуры проведения тендера.

Документы на участие в торгах обычно подразделяются на части:

  1. условия договора, в которых должны найти отражение сроки и условия поставки, особенности и объем обязательств сторон, условия их выполнения, степень ответственности по обязательствам и обеспечение гарантий. Как правило, приводится типовой проект контракта - проформу контракта. Типовой контракт представляет собой образец (проект) договора и служит основой переговоров о заключении сделки. Он может корректироваться и дополняться сторонами. Условия соответствующего типа контракта становятся обязательными для сторон только тогда, когда они воспроизведены в заключенном сторонами договоре или в нем содержатся прямые отсылки к таким условиям.
  2. технические подробности. Обычно эта информация приводится в виде технических спецификаций (технические задания, спецификации, эксплуатационные характеристики или перечень функциональных обязанностей для услуг). В случае необходимости приводятся чертежи, схемы, другая дополнительная информация. Правильно подготовленные спецификации позволяют поставщикам предоставить предложения в полном соответствии с требованиями покупателя. При составлении спецификаций желательно использовать ссылки на международные стандарты, а в случае отсутствия таковых - национальные стандарты. В соответствии с международной практикой, при проведении открытых международных торгов документы должны быть подготовлены на английском, испанском или французском языках.

3)критерии оценки предложений и условия передачи победителю заказа. Критериями присуждения контракта могут быть:

- самая низкая цена;

-экономически самое выгодное предложение.

Во втором случае в качестве критериев могут быть наряду с ценой качество, надежность, долговечность, эстетические и функциональные характеристики. Все критерии, их порядок, значимость в обязательном порядке должны найти отражение в тендерной документации. В противном случае он (критерий) не может рассматриваться при подведении итогов конкурса. Если в тендерной документации критерий не указан, при подведении итогов автоматически принимается первый - самая низкая цена.

4)подробные инструкции для участника торгов о том, как представить его предложение. Цель инструкции заключается в том, чтобы установить правила тендерного соревнования, облегчить процесс подготовки предложений поставщиками и подведения итогов тендерной (оценочной) комиссией. Как правило, инструкция содержит следующую информацию: реквизиты заказчика, формы предложения и гарантии предложения, требования к квалификации претендента. Приводятся имена и адреса лиц, с которыми необходимо связываться в случае необходимости, а также любая другая информация, которая, по мнению заказчика, может понадобиться в процессе проведения конкурса. Конкретный состав тендерной документации, ее объем зависят непосредственно от предмета торгов. Так, для поставки товаров тендерная документация может быть представлена несколькими инструкциями. Что касается работ, то ее объем может составлять сотни и тысячи страниц.

5)приглашение к участию в торгах входит в состав тендерной документации и должно содержать следующую информацию:

§наименование и адрес покупателя (госзаказчика), номер торгов;

§источник финансирования;

§характер, количество поставляемых товаров, выполняемых работ;

§срок и место поставки товара;

§критерии и процедуры, которые будут применяться для оценки квалификационных данных претендента;

§порядок, сроки и место получения тендерной документации;

§способ передачи, цена тендерных документов и порядок ее взимания;

§валюта или валюты торговых сделок, а также валюту выплаты договорной цены по контракту закупки, так как в торгах участвуют претенденты из разных стран;

§место, день и час подачи тендерного предложения;

§заявление о применении преференции.

Объявления в печати могут быть не столь подробны, но должны включать достаточную информацию для принятия решения поставщиком об участии в торгах. В ответ на приглашение поставщики приобретают тендерную документацию.

Можно упомянуть 4 пункта, которые часто встречаются в приглашениях на участие в торгах.

1).В приглашении указывается, что заказчик не обязан принимать самое дешевое предложение или вообще какое бы то ни было предложение, но и при отсутствии этого пункта заказчик не обязан делать этого.

).Заказчик может зарезервировать за собой право разъяснить сущность предложения участникам. Этот принцип описан в Руководящих принципах Мирового банка следующим образом:

Заказчик должен попросить любого претендента разъяснить его предложения, но не обязан просить или допускать изменение сущности такого предложения после начала торгов.

3).Если предполагается отдать предпочтение некоторым предложениям по некоммерческим причинам, например, по местным, политическим или региональным соображениям, это должно быть четко отражено в приглашении.

4).В приглашении должно быть указано, что заказчик имеет право не заключать договор, если будет доказано, что подрядчик или любой его сотрудник вовлечены в любую форму взятки или коррупции в связи с контрактом.

Плохо составленная тендерная документация как документ, регулирующий права и обязанности заказчика и исполнителя, может привести к многочисленным недоразумениям, спорам и конфликтам как во время, так и после проведения торгов.

Комплект тендерной документации продается участникам торгов, его цена устанавливается обычно исходя из фактических расходов на изготовление тендерной документации.

Вместе с тем в мировой практике довольно часто встречаются случаи передачи тендерной документации без взимания платы. Передача тендерной документации бесплатно или за мизерную плату может значительно увеличить число мелких фирм-участниц, но отпугивает крупные организации. С другой стороны, значительная плата за тендерную документацию отсекает от участия в торгах мелкие фирмы.

3. Оценка тендерных предложений

международный тендерный торги

Оценка конкурсных заявок и выбор победителя является наиболее важным и ответственным этапом тендерного процесса. Он не всегда самый трудоемкий, но всегда один из самых «опасных», с точки зрения возможных последствий.

Выбор поставщика и присуждение контракта могут последовать непосредственно после вскрытия и оглашения поступивших предложений в тех случаях, когда речь идет о выборе предложения с самыми низкими ценами при аналогичных других условиях конкурсных предложений.

Для многих развивающихся стран иногда решающим условием при выборе поставщика являются размер, длительность, стоимость и сроки погашения кредита.

Оценка и сравнение принятых оферт производится в строгом соответствии с процедурами, сформулированными в тендерной документации, может торгов быть гласной или закрытой, в зависимости от вида объявленных.

Существуют следующие этапы оценки предложений:

§сначала автоматически откланяются запоздавшие торговые предложения и неподкрепленные доказательствами серьезных намерений участника и того, что он не отзовет свое предложение во время оценки;

§оставшиеся предложения проверяются на предмет правильности оформления, полноты представленной документации (например, наличие гарантий обязательства), арифметических ошибок, и соответствия требованиям конкурсной документации техническим условиям, соблюдение графиков поставок и графика платежей, наличие запчастей и послепродажного обслуживания, рабочие характеристики и производительность оборудования. Заявка признается отвечающей требованиям конкурса если ее положения соответствуют всем понятиям и условиям конкурсной документации и не имеют значительных отклонений.

§затем осуществляется процесс оценки, который заключается в ранжировании представленных предложений по степени их привлекательности для заказчика. Это позволяет не только определить победителя, но и резервировать поставщиков на случай отказа победителя от заключения договора. В простых конкурсах традиционно и с успехом используются простейшие балльные методы экспертной оценки конкурсных заявок. Для сложных конкурсов, особенно в сфере закупки инновационной продукции, продукции закупаемой в интересах национальной безопасности и обороны, таких средств будет недостаточно, нужны многофакторные методы. Организаторам потребуются собственные или привлекаемые специалисты по информационно-аналитическим технологиям экспертной оценки сложной продукции.

Балльный метод. При применении балльного метода выбираются оцениваемые критерии (цена, квалификация, график платежей, производительность оборудования и т. п.), определяется их важность - относительные веса (например, цена- 0,9, квалификация- 0,1), затем производятся оценка по выбранным критериям и взвешенное суммирование.

Данный метод достаточно прост в применении, однако использовать его возможно только при закупках продукции с относительно легко формализуемыми характеристиками и наличии устоявшегося рыночного предложения.

Бij = 1 + [(Nij - Nхудj) / (Nлучj - Nхудj) ] * (Бmax - Бmin) (2.1)

Бij-балльная оценка j-го го показателя для i-го поставщика;значение j-го показателя для 1-го поставщика в натуральных единицах измерения;лучj-лучшее значение j-го показателя среди всех предложений (в натуральных единицах);

Nхудj-худшее значение j-го показателя среди всех предложений (в натуральных единицах);

Бmax-максимальный балл (обычно он равен 10);

Бmin-минимальный балл (обычно равен 0 или 1).

Обычно используется десятибалльная шкала. Лучшее по анализируемому критерию предложение получает 10 баллов, худшее - 0. Лучшим признается предложение, получившее наибольший суммарный оценочный балл.

Например

КритерийПоставщик 1Поставщик 2Поставщик 3Поставщик 4Цена (млн. руб.)1,51,41,061,15

Для поставщика 1, предложившего максимальную цену, - бальная оценка минимальная - 1, для лучшего предложения (поставщика 3) - 10.

Для поставщика 2 балльная оценка:

Б 2 = 1 + [ (1,4 - 1,5)/(1,06 - 1,5)] * (10 - 1) = 3,045

Для поставщика 4 балльная оценка:

Б 4 = 1 + [(1,15- 1,5) (1,06-1,5)] * (10- 1) = 8,159

КритерийПоставщик 1Поставщик 2Поставщик 3Поставщик 4В баллах13,045108,159

Очень важно, чтобы используемые при подобном подходе критерии были легко формализуемыми и независимыми друг от друга.

Несоблюдение последнего приводит к неоправданному увеличению значимости того или иного параметра оцениваемых предложений.

цену заявки, сроки осуществления платежей;

срок действия заявленной на конкурс цены;

условия корректировки цены;

расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, связанные с закупаемыми товарами;

сроки поставки товаров;

функциональные характеристики поставляемых товаров;

формы, порядок платежей;

условия предоставления гарантий на товар.

В принципе, балльный метод можно применять и для более широкого круга закупок. Для этого он должен быть несколько модифицирован.

Модификация балльного метода. Все используемые критерии должны делиться на две категории - критичные (обязательные) и некритичные (желательные).

При отсутствии информации или существенных отклонениях от требований конкурсной документации некритических критериев возможно дальнейшее рассмотрение предложения (с соответствующим увеличением его оценочной стоимости).

При отсутствии информации или несоответствиях требованиям по критичному критерию предложение должно однозначно отклоняться.

Таким образом, удается сгладить последствия от возможного эффекта компенсации, когда предложение, неудовлетворительное по ряду важных критериев, оказывается победителем по суммарной оценке за счет завышенных значений второстепенных критериев.

Данная методика может применяться даже в случае, когда система критериев изначально четко не установлена. Таким образом, алгоритм действий при использовании модифицированного балльного метода следующий.

Модифицированный балльный метод:

1.Определение оцениваемых критериев (требований).

1.Определяются требования к закупаемой продукции (работам, услугам).

2.На основе этих требований формулируется перечень оцениваемых критериев.

.Определение значимости критериев.

1.Определяется, выполнение каких сформулированных выше критериев является обязательным, а каких - желательным.

2.Определяется значимость (удельный вес) каждого критерия (вес каждого критерия оценивается экспертом на основе результатов исследования, полученных на первом этапе, или нормативов (стандартов - в случае их наличия).

.Оценка предложений.

1.Проверяется соответствие предложений обязательным критериям. При несоответствии предложение отклоняется без дальнейшего рассмотрения (каждый критерий оценивается по 10-балльной шкале. Оценка ниже 5 баллов - неудовлетворительная.).

2.Оценивается каждое из оставшихся предложений (оценки от 1 до 10 по каждому из оцениваемых критериев).

3.Производится взвешенное суммирование.

.Определение победителя.

1.Если все предложения не соответствуют обязательным критериям, необходимо пересмотреть систему критериев и вернуться к пункту 2 либо отклонить все предложения.

2.Предложения ранжируются по результатам оценки.

3.Анализируется достоверность информации о лучшем предложении - насколько формальные показатели соответствуют реальным возможностям претендента. При низком уровне достоверности, особенно по обязательным критериям, предложение отклоняется, и рассматривается следующее по предпочтительности (процедура постквалификации).

Не всегда формально победившее в результате балльной оценки предложение отвечает интересам заказчика.

Победа объективно более слабого предложения вполне возможна, например, при знании участником конкурса критериев и весов, применяемых при оценке, и, соответственно, высокой квалификации специалистов, готовящих конкурсное предложение.

Например, зная, какие из оцениваемых критериев наиболее весомы, соответствующие параметры в конкурсном предложении участники могут искусственно завышать.

В таком случае «защитить» интересы заказчика может метод мягкого рейтинга , согласно которому предложения ранжируются при помощи балльной оценки, а потом из лучших (скажем, трех) предложений комиссия выбирает победителя по экспертной оценке ее членов.

В случае, когда оцениваемые критерии сложно формализовать (например, квалификация персонала поставщика), используется метод экспертно-балльной оценки , по которому легко формализуемые критерии (цена, финансовые показатели и т. п.) оцениваются аналогично методу балльной оценки, а остальные определяются в баллах экспертами.

Этот метод менее «прозрачен», чем рассмотренные выше, кроме того, адекватная числовая оценка параметров конкурсных предложений в рамках утвержденного критерия иногда бывает довольно сложной.

Могут также использоваться и иные, более сложные методы оценки, такие, как метод анализа иерархий , однако к ним прибегают при сложных закупках.

На стадии оценки контакты участников конкурса с его организатором разрешены только в случаях, когда последнему требуются разъяснения по тому или иному пункту конкурсного предложения.

С изменением экономической ситуации в странах меняются и подходы к определению победителя.

На данном этапе может быть проведена процедура оценки квалификации поставщика - технические и финансовые возможности выполнить взятые обязательства в срок. Если покупатель находит, что участник торгов, представивший самое дешевое предложение, не в состоянии справиться с выполнением контрактных обязательств, то данное предложение отклоняется.

Окончательный выбор победителя производится в результате проведенной объективной оценки полученных торговых предложений и их технико-коммерческого сопоставления. При этом учитываются такие моменты, как способность поставщика выполнять ремонт и техническое обслуживание поставляемых изделий, проводить техническую консультацию, его местонахождение, опыт работы с ним, его репутация и др.

В итоге составляется оценочный отчет, в соответствии с которым выносятся рекомендации о присуждении контракта.

Электронные торги

Электронные торги, несут с собой преимущества, которые достаточно очевидны. Прежде всего, публикация в интернете исчерпывающей информации о проводимых конкурсных торгах и их результатах делает этот важнейший сектор деятельности государства открытым для каждого гражданина страны. Выход в Интернет дает возможность привлечь к конкурсам самый широкий круг поставщиков.

Компьютеризация повышает эффективность и надежность всех этапов проведения конкурса. В частности, существенно удешевляются, ускоряются и упрощаются процедуры получения конкурсной документации, подачи и приема конкурсной заявки, передачи уточняющих вопросов к конкурсной комиссии и получения ответов на них.

Рассмотрение технической стороны создания системы электронных торгов представляет интерес скорее для программистов. Для нас же важны организационно-правовые аспекты данного вопроса. Поэтому рассмотрим поэтапно возможности использования информационных технологий в процессе подготовки и проведения конкурса.

. Подготовка конкурсной документации. Возможно использование стандартного пакета документации, в которую при помощи заполнения электронных форм вносятся изменения, адаптирующие ее к текущей закупке. Согласование документации также может происходить в электронном виде.

Степень автоматизации бывает различной. Например, при составлении технических спецификаций могут использоваться данные из маркетинговой базы знаний, разнообразные классификаторы и т. п.

Наличие автоматических систем проверки позволит свести возможность ошибок до минимума. Например, программа известит в случае, если время между публикацией объявления и окончанием приема предложений меньше 45 дней (для госзакупок) или 30 дней (для конкурсов коммерческих структур).

Особых проблем в автоматизации данного этапа нет. Хотя подготовка базы пакетов типовой конкурсной документации, маркетинговых исследований и т. п. - очень ресурсоемкая задача.

. Приглашение к участию в торгах. Приглашение, подготовленное как часть конкурсной документации, автоматически рассылается заинтересованным лицам, в первую очередь подписчикам почтовых рассылок и по адресам потенциальных поставщиков, а также в профильные информационные издания.

Данный этап автоматизируется сравнительно просто. Однако важно не нарушить требования законодательства. Так, в части государственных закупок информация заинтересованным лицам может рассылаться только после ее публикации в официальном издании. В противном случае проведение конкурса может быть оспорено другими поставщиками, чье право на одновременный доступ к информации будет нарушено (хотя, как показывает арбитражная практика, одного этого все равно недостаточно для отмены результатов конкурса).

Предоставление конкурсной документации. Конкурсная документация может рассылаться в электронном виде. При этом все ее получатели должны зарегистрироваться, чтобы иметь доступ к возможным изменениям и дополнениям, а также ответам организатора конкурса на вопросы участников.

Особых затруднений с данным этапом не возникает. Правда, необходимо обеспечить возможность участия в конкурсе поставщиков, не использующих Интернет.

Подача предложений. Подача предложений может осуществляться путем заполнения электронных форм. Это позволит избежать возможных ошибок, облегчит некоторые рутинные действия, например расчет общей стоимости конкурсного предложения.

Главными проблемами автоматизации этого этапа торгов являются идентификация пользователей, соблюдение необходимой конфиденциальности (обеспечивается криптографическими системами) и, наконец, придание электронному документу юридической силы (также обеспечивается использованием электронной подписи). Отдельную проблему создает предоставление обеспечения предложения (например банковской гарантии), но она не относится к числу неразрешимых.

Как и на предыдущем этапе, следует решить вопрос о получении предложений в традиционном виде - не все участники пока готовы использовать электронные системы.

Оценка предложений. Эту проблему помогают решать системы поддержки принятия решений. В них могут быть реализованы различные методы оценки, однако данные системы являются лишь инструментом работы эксперта. Автоматическое определение победителя допустимо только при закупках типовой продукции.

Помимо реализации компоненты электронных торгов, следует разработать модули: учета контрактов, бюджетный и т. п.

Таким образом, организационно и технически создание системы: электронных закупок в настоящее время вполне возможно. Более того, уже действует ряд проектов, в том или ином объеме реализующих идею проведения электронных конкурсов.

Анонимные электронные конкурсы.Не секрет, что на уровень цен и качество продукции, предлагаемых поставщиком, нередко оказывает влияние информация о том, какая именно фирма (министерство, ведомство, организация) производит закупку, и кто из конкурентов принимает участие в конкурсе. Например, при закупках крупных компаний предлагаемые поставщиками цены чаще несколько завышаются («они богатенькие - смогут себе позволить и переплатить немного»).

Для устранения негативного влияния этого фактора некоторые электронные торги проводятся в анонимном режиме, когда поставщик имеет доступ ко всей предусматриваемой в подобных случаях информации, кроме данных о заказчике, таким образом публикуется «анонимное» приглашение к участию в конкурсе.

Конечно, в ряде случаев, исходя из специфики закупки, понять, кто за ней стоит, возможно. Но чаще заказчик все же может сохранить свою анонимность до завершения процедуры конкурса.

Из информации о конкурентах поставщику доступны лишь сведения о том, каково общее число просмотренных приглашений или поданных заявок, что не дает ему возможность прогнозировать стоимость их предложений.

Стоит заметить, что эффект от анонимности закупки может быть совершенно разным. В некоторых случаях поставщик вообще не предложит товар или услуги неизвестно кому или увеличит стоимость предложения для компенсации возможных рисков.