Гайд по участию в закупках. Участие в тендерах: пошаговая инструкция, необходимые документы, условия Участие в электронных закупках

Участие в госзакупках приобретает всё большую популярность. Крупные компании, малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, физические лица становятся поставщиками госзакупок. В госзакупках участвуют заказчик и поставщики. Заказчиком является федеральное и муниципальное учреждение, которое приобретает для своих нужд товары, работы или услуги на средства, выделяемые из госбюджета. Поставщиком можно стать, выиграв тендер. Тендер - это электронная процедура выбора поставщика товара (услуги) либо исполнителя работы. Из допущенных к процедуре выбора поставщиков побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Тендеры пришли в российскую практику госзакупок и муниципальных закупок из мировой торговли, где были разработаны чёткие правила и процедуры. Как конкурсные процедуры, тендеры удобны государству для контроля бюджетных средств. Они позволяют чиновникам отчитаться перед государством, почему был выбран тот или иной поставщик товаров или услуг. Система тендеров была задумана для того, чтобы исключить сговор заказчика и поставщика и обеспечить конкурентную среду - основу рыночных отношений.

Какие выгоды получает поставщик? Победитель тендера приобретает заказ с гарантированным размером оплаты. Победить в тендере - значит стать лидером в своём сегменте рынка, обеспечить устойчивый рост компании. Участие и победа в тендере для производителей и поставщиков - это импульс к дальнейшему развитию бизнеса, ведь компания получает внушительный заказ на свою продукцию, который может исчисляться несколькими миллионами рублей.

Государственные закупки проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Государственные корпорации, субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, с государственным участием в размере более 50%, а также некоторые другие организации, обязаны производить закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Эти закупки тоже причисляют к разряду государственных, иногда их называют корпоративными закупками.

Все закупки в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуются в открытой Единой информационной системе (ЕИС).

Инструкция для поставщика

Как подготовиться

Пакет документов на участие в госзакупках формируется приблизительно в течение 20 дней. Срок, отведенный для подачи участниками заявок бывает и того меньше. Для подготовки лучше заранее разработать план мероприятий для участия компании в закупках, установить сроки их проведения и круг ответственных лиц. Разобраться в вопросе поможет изучение документации нескольких интересующих закупок, публикуемых в открытой Единой информационной системе (ЕИС).

ШАГ 1. Изучение 44-ФЗ

Скажем сразу - 44-ФЗ легким для изучения законом не назовешь, и все же необходимо приложить усилия и внимательно изучить прописанную 44-ФЗ процедуру выбора поставщика - это своеобразный алгоритм того, что, в какие сроки и каким образом необходимо делать участнику госзакупок.

ШАГ 2. Выбор электронной площадки

Необходимо выбрать электронную площадку для участия в электронном аукционе из 8 электронных торговых площадок, отобранных правительством РФ для проведения электронных аукционов. К шести работающим на сегодняшний день операторов электронных площадок добавятся с 1 октября 2018 г. электронные площадки «ТЭК - Торг» и «Электронная торговая площадка ГПБ». В перечень электронных площадок входят следующие:

1.АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
2.АО «Единая электронная торговая площадка»;
3.АО «Российский аукционный дом»;
4.АО «ТЭК — Торг»;
5.АО «Электронные торговые системы»;
6.ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
7.ООО «РТС — тендер»; ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
8.ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» — специальная площадка для госзаказа.

ШАГ 3. Получение электронно-цифровой подписи

Электронная цифровая подпись позволяет присвоить электронному документу юридический статус, равноценный юридическому статусу обычного документа, на котором стоит подпись уполномоченного лица и печать организации.

Процедура получения электронно-цифровой подписи (ЭЦП) осуществляется в одном из Авторизованных удостоверяющих центров, входящих в пространство доверия выбранной площадки. Она занимает от 2 до 5 рабочих дней. Список удостоверяющих центров можно узнать на сайте выбранной электронной площадки. В офисе удостоверяющего центра необходимо будет получать сертификат, поэтому выбор должен быть сделан в пользу близлежащего удостоверяющего центра.

Сертификаты ЭП, полученные в Авторизованных удостоверяющих центрах, подходят для использования на всех Электронных торговых площадках, отобранных в целях проведения электронных аукционов для государственных и муниципальных нужд, а также на площадках, работающих в рамках закона № 223 ФЗ о закупках государственных корпораций и естественных монополий.

Вы можете связаться с call-центом Ассоциации электронных торговых площадок для поиска ближайшей точки выдачи ЭЦП.

Для этого Вам необходимо заполнить регистрационную карту или позвонить по федеральному многоканальному телефону 8-800-2000-100.

ШАГ 4. Подготовка документов

Участник направляет оператору ЭТП информацию, указанную в ч. 2 ст. 61 44-ФЗ, а именно:

Для физических лиц: заявление, которое формируется в электронном виде; 1-20 страницы паспорта (только для физлиц); адрес электронной почты.

Индивидуальные предприниматели дополнительно к этому предоставляют: копию выписки из Единого государственного реестра (она должна быть получена не ранее чем за 6 месяцев до момента подачи запроса); ИНН; доверенность на получение регистрации и осуществление действий, если от имени участника закупки действует иное лицо.

Для юридического лица дополнительно ко всем предыдущим пунктам: копии учредительных документов (устав или договор, в зависимости от организационно-правовой формы); копии документов, подтверждающих полномочия лица (решение о назначении руководителя на должность); решение об одобрении и совершении сделок с указанием ее максимальной суммы.

Необходимые документы должны быть переведены в электронный формат (отсканированы). К ним площадки устанавливают определенные требования: объем до 12 мегабайт; допустимые форматы —.doc,.docx,.pdf,.txt,.rtf,.zip,.rar, xls, xlsx, xps, jpeg,.jpg,.gif,.png.

ШАГ 5. Установка необходимого программного обеспечения

Установка может быть выполнена как своими силами, так и силами специалистов удостоверяющего центра.

Для успешного прохождения процедуры регистрации необходимо настроить персональный компьютер. Алгоритм настройки прост:
1.Установить браузер Internet Explorer 11 или выше.
2.Скачать и запустить Программу для настройки корректной работы на ЭТП.
3. Установить любой из криптопровайдеров: Крипто-Про 3.6 или выше, LISSI 1.3.6, Сигнал-КОМ.
4.Установить сертификат электронной подписи, который вам выдал удостоверяющий центр при получении ЭЦП.
5. Настроить ЭЦП.

ШАГ 6. Аккредитация на ЭТП

Процесс аккредитации на ЭТП бесплатный при наличии сертификата ЭЦП, полученного в аккредитованном удостоверяющем центре. Если поставщик серьезно намерен зарабатывать на госконтрактах, то целесообразно аккредитоваться на всех ЭТП. Это связано с тем, что закупки не дублируются. Аукцион может быть проведен только на какой-то одной площадке. Чтобы подавать заявки на участие в закупке, нужно получить допуск именно к той ЭТП, на которой она проводится.

Срок рассмотрения заявления на аккредитацию составляет не более чем пять рабочих дней. При принятии оператором электронной площадки решения об отказе в аккредитации - участник размещения заказа, после устранения указанных замечаний, вправе вновь направить заявление на аккредитацию. Аккредитация предоставляется на три года.

ШАГ 7. Поиск торгов и подача заявки

Закупки по № 44-ФЗ размещены на нашем сайте. При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти интересующие тендеры по таким критериям, как регион поставки, диапазон начальной цены заявки, наименование заказчика. Важно внимательно изучить требования закупочной документации и корректно подать заявку.

ШАГ 8. Внесение обеспечения

Внесение обеспечения Закон о контрактной системе (ст.44 № 44-ФЗ) обязывает заказчика устанавливать размер обеспечения заявок при проведении аукционов. Эти средства подтверждают серьезность намерения участвовать в процедуре и заключить контракт. Участник перечисляет их на свой лицевой счёт, который открывает одновременно с аккредитацией на электронной торговой площадке (ЭТП).

Обеспечение заявок стало меньше. А в закупке до 1 млн руб. его может совсем не быть. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:

От 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
. от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
. 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Таким образом, для участия в торгах необходимо иметь нужную сумму на площадке. В момент отправки предложения сумма обеспечения блокируется. Однако это не означает, что вы можете участвовать только в одной процедуре. Участник сам решает, сколько средств находится у него на счету. И только их общий объем ограничивает число аукционов, на которые можно подать предложения. Главное, чтобы денег хватило на обеспечение по каждому. Обращаем внимание, что сумма блокируется, но не тратится. Возможность пользоваться заблокированными деньгами возобновляется при отзыве предложения, отказе в допуске к участию в закупке, после подведения итогов.

Выдавать гарантии для госзакупок могут только 173 банка. На сайте Минфина опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов по 44-ФЗ.

ШАГ 9. Процедура электронных торгов

Длительность этого этапа может продолжаться от нескольких минут до 48 часов. Каждый участник должен заранее предусмотреть примерную стоимость своих услуг или товаров, до которой он готов торговаться.

ШАГ 10. Подписание контракта

Победителем торгов становится участник, подавший предложение, соответствующее требованиям конкурсной документации и предложивший лучшие условия.

ШАГ 11. Приёмка исполнения контракта

Приемка исполнения контракта по 44-ФЗ осуществляется согласно правилам и срокам, указанным в контракте (п. 13 ст. 34 44-ФЗ). Теперь заказчики обязаны привлекать внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может выразить свой отказ. По результатам подписывается акт приемки либо составляется мотивированный отказ.

Какие советы пригодятся новичку, желающему участвовать в тендерах?

1. осваивайте производство востребованных, социально значимых товаров;
2. начинайте подготовку к участию в тендерах через изучение законодательства по госзакупкам;
3. совершенствуйте свою техническую подготовку к работе на электронных торгах;
4. подготовьте финансовое обеспечение для участия в госзакупках;
5. внимательно изучайте конкурсную документацию компаний-заказчиков;
6. правильно оформляйте необходимые документы.

Участие в государственных закупках – стабильный и надежный способ получения новых контрактов для компаний и частных предпринимателей. Участие в госзакупках регламентируется рядом законодательных актов.

Ключевые требования, предъявляемые к участникам процедур, прописаны в законах №44-ФЗ и №223-ФЗ. Некоторые особенности применения указанных законов закреплены в дополнительных законодательных актах, таких как Постановления правительства №99, №1005 и других.

Законодательством регулируются следующие моменты:

  • порядок объявления торгов;
  • сроки и порядок подачи заявок на участие в торгах;
  • размер обеспечения заявок и договоров;
  • порядок изменения / отзыва заявок на участие в тендерах;
  • порядок предоставления разъяснений по тендерной документации;
  • порядок выбора победителей;
  • порядок обжалования результатов государственных закупок;
  • порядок заключения договоров и многое другое.

Участвовать в государственных закупках могут как частные предприниматели, так и юридические лица всех организационно-правовых форм.

Данная функция недоступна только для тех юридических лиц, которые зарегистрированы в офшорных зонах, перечень которых определен в статье 284 Налогового кодекса РФ.

Основные требования к участникам государственных закупок

Требования, которые предъявляются к участникам процедур, делятся на основные и дополнительные.

К основным требованиям относятся:

  • участник не должен быть признан банкротом;
  • деятельность ИП или юридического лица должна быть активной (не быть приостановленной по КоАП РФ);
  • участник не должен иметь задолженность по налогам и другим обязательным платежам за прошедший год (исключение может составлять задолженность в размере, не превышающем 25% стоимости активов);
  • ИП и руководители организаций не должны иметь судимости за совершенные экономические преступления (исключение составляет снятая или погашенная судимость);
  • если предмет торгов является итогом интеллектуальной деятельности, участник закупки должен иметь на него исключительное право;
  • участник не должен иметь родственные связи с организаторами торгов, не должен создавать других конфликтов интересов;
  • участник должен иметь документы, разрешающие деятельность по направлению, соответствующему предмету государственной закупки.

Кроме этого, заказчики могут требовать, чтобы участники не состояли в списках недобросовестных поставщиков.

Кроме основных требований, участник должен:

  • иметь оборудование, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся для исполнения контракта;
  • иметь опыт работы в сфере, интересующей организатора торгов, и хорошую деловую репутацию;
  • иметь необходимое количество специалистов, которые смогут выполнить условия контракта.

Все перечисленные требования должны быть подтверждены документально.

По своему усмотрению заказчик может выдвигать и другие требования к участникам – законом это не запрещено. Выдвижение дополнительных требований может быть связано с необходимостью удостоверения возможностей участников по выполнению условий госзакупок.

Участник должен предлагать продукты, соответствующие условиям закупки. Несоответствие предложения предмету госзакупки ведет к отклонению заявки участника.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо внимательно изучать тендерную документацию. Если информации, изложенной в ней, для участника недостаточно, он может запросить у заказчика дополнительные разъяснения.


Документы для участия

Для того чтобы организация или индивидуальный предприниматель могли принять участие в госзакупке, необходимо подготовить пакет документов. Для юридических лиц и ИП он может незначительно отличаться.

К документам, которые требуются при подаче заявок на участие, относятся:

  • непосредственно заявка, подписанная уполномоченным лицом;
  • опись документации, которая прилагается к заявке;
  • сведения об участнике (наименование, свидетельство о регистрации и т. д.);
  • выписка из ЕГРЮЛ / ЕГРИП;
  • копии учредительных документов;
  • документ, подтверждающий отсутствие задолженности по налогам;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, которое подписало документацию (приказ о назначении на должность, протокол сборов и т. д.);
  • копия приказа о назначении главного бухгалтера;
  • документы, которые подтверждают соответствие предложения участника условиям государственной закупки;
  • документы, которые подтверждают внесение обеспечения заявки на участие (платежный документ, банковская гарантия).

Заказчик может требовать предоставления других документов, специфика которых зависит от типа тендера.

Полный перечень документов, которые должен подать участник, размещается в условиях, публикуемых заказчиком.

Нюансы участия в госзакупках

Сегодня большое количество тендеров проводится в электронном виде. Государственные закупки в подобной форме проводятся на специальных торговых площадках, на которых участники должны проходить аккредитацию.

Кроме того, для участия в электронных торгах участники должны иметь электронные цифровые подписи.

Электронные торги предполагают подачу участниками:

  • информации об ИП / организации (наименование, адрес, ИНН);
  • документов, которые подтверждают соответствие предлагаемых продуктов (товаров, услуг) требованиям заказчика;
  • документов, которые подтверждают право на предоставление преимущества (декларация о принадлежности к СМП и т. д.);
  • документов, которые подтверждают соответствие участника запретам и ограничениям, установленным организатором торгов.

Участие в госзакупках, несмотря на кажущуюся сложность, является доступной процедурой даже для небольших организаций и ИП. Перед тем как принимать участие в тендерах, желательно ознакомиться с положениями Федерального закона №44 и с единой информационной системой (ЕИС), на которой организаторами торгов размещаются извещения о государственных закупках.

Инструкция для новичков

Частные предприниматели и организации, впервые принимающие участие в госзакупках, должны следовать приведенной инструкции.

В частности:

  • ознакомиться с заказами, размещенными в единой информационной системе и соответствующими направлениям деятельности ИП / юрлица;
  • ознакомиться с требованиями, размещенными под интересующими заказами и принять решение об участии либо неучастии в закупке;
  • зарегистрироваться на электронной торговой площадке, получить электронную цифровую подпись;

  • внести обеспечение заявки (при необходимости);
  • подготовить документацию согласно требованиям организатора торгов;
  • подать заявку на участие в тендере;
  • отследить итоги закупки, узнать наименование победителя;
  • заключить договор (в случае победы в тендере) и выполнить необходимые работы.

Таким образом, практически любой ИП или любая организация может принять участие в госзакупках, и предложить свои услуги для обеспечения заказов государственных и муниципальных предприятий. При подаче заявок важно указывать реальные цены, сроки и объемы работ.

Не секрет, что госзаказы – дело весьма прибыльное. Однако отношение к ним у российских поставщиков неоднозначное.

Кто-то считает их серьезным и весьма действенным инструментом для расширения рынка сбыта, а кто-то из-за обилия подводных камней в законодательстве избегает любого взаимодействия с бюджетом.

Государственные закупки – предложения заказов государственными или муниципальными предприятиями на промышленные или продовольственные товары, технику или вооружение, а также работы или услуги.

В мировой практике любая конкурсная форма проведения торгов называется . В российском же законодательстве подобный термин не используется, вместо него используется понятие «размещение заказа».

Согласно Федеральному закону от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ, используется пять видов госзакупок:

  • электронные аукционы – проводятся дистанционно в режиме онлайн на или сайтах-аукционах с помощью лотов, причем все необходимые документы готовятся в ;
  • открытые конкурсы – если в аукционе критерием победы является только цена, то в этом случае победителем становится организация, предложившая как оптимальную стоимость, так и более выгодные сроки выполнения, лучшее качество предлагаемых товаров или услуг и пр. Чаще всего проводятся в случаях, когда сумма контрактов превышает 500 тыс. руб.;
  • запросы котировок – проводятся аналогично конкурсам, но сумма контрактов значительно меньше;
  • закупки у единственного поставщика – по сути, это не торги, а прямые контракты, заключаемые между поставщиком и госзаказчиком;
  • открытые аукционы – в отличие от электронных, публикация заказов производится в средствах массовой информации, последние годы встречаются значительно реже.

Подобные закупки ведутся государством как собственных нужд (при закупках вооружения, медикаментов, оборудования, средств оргтехники и др.), так и в целях бесперебойного обеспечения населения самыми значимыми продуктами питания и резервирования стратегических запасов продовольствия.

В большинстве конкурсов и аукционов имеют права участвовать любые государственные и частные предприятия или . Контракт заключается с предприятием-победителем, выигравшим торги.

Все процедуры по их проведению, а также процесс подписания договоров и контроль за их соблюдением регламентируются законодательно. Контроль их за выполнением возложен на Казначейство и Счетную палату РФ. Закупки для вооружения, а также особо значимые договора контролирует ФСБ.

Поставщики (подрядчики) должны отправить заказчику официальную заявку на участие с указанием приемлемой для них цены заказа. После проведения торгов комиссия рассматривает все поданные заявки и выбирает оптимальный для них вариант.

Проведение государственных закупок может быть:

  • открытым;
  • селективным (заявки имеют права подавать любые кандидаты, но в дальнейших состязаниях участвуют только компании, отобранные заказчиком);
  • закрытым (участники торгов приглашаются только организаторами).

Закупки могут проходить в один или два этапа. При одноэтапных конкурсах или аукционах требования к заказу в течение всего периода торгов не могут изменяться. В ходе двухэтапных продаж условия могут претерпевать некоторые изменения.

Так, после переговоров с возможными поставщиками заявитель имеет право переформулировать некоторые требования к товарам, работам или требуемым услугам.

Существует заблуждение, что госзаказы могут передаваться только крупным компаниям. Однако государственные и муниципальные организации обязаны предоставлять не менее 20% от общего числа заявок субъектам .

Исключение составляют лишь поставки для оборонных нужд.

Материальные затраты при участии в госзакупках

Несмотря на то, что участие в конкурсах чаще всего бесплатное, для качественного проведения торгов иногда стоит разработать собственное предложение. При этом возможны достаточно значительные материальные и временные издержки. Причем при проигрыше подобные затраты не компенсируются.

Участие в электронных и открытых аукционах проще и требует минимального количества затрат. В некоторых случаях взимается небольшой невозвратный взнос, который является подтверждением серьезности намерений.

Однако следует учесть, что при проведении любых видов торгов почти всегда присутствует предложение материально обеспечить свою заявку и заблаговременно оплатить около 5% от начальной цены договора. Для субъектов малого предпринимательства эта сумма не может превышать 2%.

Естественно, указанная сумма после проведения аукциона возвращается. Участник, выигравший конкурс, с помощью договора страхования или перечисления денежных средств на определенный денежный счет обязан обеспечить контракт суммой не менее 30% заявленной стоимости.

Ответственность при госзакупках

Государством определена целая система штрафов за невыполнение условий торгов как для поставщика товаров или услуг, так и для государственного заказчика.

Организация государственных закупок должна проводиться только на принципах равноправия и открытости.

Заказчик не имеет права нарушать установленные законодательно порядок и формы проведения аукционов, изменять сроки опубликования заявок, для открытых торгов скрывать информацию об их условиях и порядке их предоставления, предоставлять полный доступ каждого из участников ко всем данным, вносить неверные сведения об участниках торгов и пр.

Не секрет, что получение выгодных государственных заказов порождает целые коррупционные схемы для обеспечения выигрыша только определенного претендента.

Наиболее распространенными видами махинаций являются:

  • указание завышенных и нереальных объемов работ в заведомо невыполнимые сроки для остальных участников торгов;
  • неверное заявление невыгодных для поставщика сроков оплаты;
  • блокировка участия в тендорах сильных исполнителей;
  • заведомое занижение цены заказа – победитель конкурса в итоге получает компенсацию за счет дальнейшего изменения условий контракта;
  • участие подставных клиентов, имитирующих формальные предложения, невыгодные для заказчика.

Такие системы разрабатываются зачастую при выставлении особо крупных и наиболее выгодных заказов. Обычные же тендеры выиграть более реально.

Законодательные акты 2013 г. и вступающий в силу с января 2015 г. новый закон о госзакупках значительно ужесточили требования к проведению госзакупок.

Мировая практика показывает, что даже в высокоразвитых странах, в таких, к примеру, как Япония или США, пресса регулярно освещает серьезные нарушения, касающихся утверждения госзаказов.

Спрятать же неправомерные действия госчиновников на небольших аукционах, к сожалению, значительно легче.

В России последние годы доступ для малых предприятий к государственным заказам значительно облегчен. Однако по-прежнему эффективность привлечения их к госторгам недостаточна. К большому сожалению, не существует и единой четко отрегулированной системы размещения госзаказов, предназначенных для предприятий малого и среднего бизнеса.

По сегодняшний день законодательно не определены конкретные документы, дающие право называть себя малым предприятием. Таким образом, при подаче заявки следует больше надеяться на удачу, чем на какие-то государственные инструменты регулирования.

В 2014 году, начиная с 1-го отчетного периода, пенсионный фонд осуществил переход на единую форму отчетной документации. О том, как подготовить и сдать отчетность в ПФР без проблем читайте .

Определенную сложность представляет и работа с сайтами-аукционами – не каждая поисковая система может показать заказы, выделенные для малых предприятий, поэтому найти нужный в общем массиве информации порой достаточно проблематично.

Таким образом, несмотря на многочисленные пробелы в законодательстве и недостатке контроля за порядком заключения и проведения торгов при госзакупках, в России вполне реально получить заказ на определенные группы товаров или услуг любому предприятию, в том числе и предпринимателю, владеющему небольшим бизнесом.

Обзорная статья, из которой вы узнаете, как стать поставщиком госзакупок, и как принять решение и начать действовать. Первый шаг - понять, что такое госзакупки и что нужно для участия в торгах.

Производственные, торговые компании и организации, предоставляющие услуги, понимают, что победа в государственном тендере позволяет вывести свой бизнес на качественно иной уровень. Не просто одномоментно получить прибыль за исполненный заказ, а подтвердить свою высокую и надежную деловую репутацию. А она, в свою очередь, обеспечивает позитивное отношение партнеров и клиентов, доверие к компании и уверенность в положительных результатах сотрудничества. А значит, к усилению позиций такой компании на рынке.

Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс « »
Профпереподготовка, 256 ак.часов

Как начать участвовать в торгах?

Для того чтобы подать заявку и принять участие в торгах, необходимо заранее подготовить все документы, подтверждающие ваше соответствие требованиям закона. Изучить документацию конкретной закупки и подготовить документы, которые убедят заказчика, что ваш товар (работы, услуга) полностью соответствуют его требованиям. Работа в сфере государственного заказа требует системного подхода. Поэтому для того, чтобы избежать организационных сбоев, участнику целесообразно заранее определить для своей компании перечень мероприятий, которые необходимо провести, а также их последовательность, сроки и ответственных лиц.

При этом помимо сроков, которые установлены законом, необходимо также учитывать фактические сроки, необходимые для подготовки тех или иных документов. Планированием участия нужно заниматься заблаговременно. На практике подготовка пакета документов для участия в государственном тендере может занять до 20 календарных дней (в зависимости от условий закупочной процедуры). И срок подачи заявок может оказаться короче.

Перед вами фрагмент вебинара :

Как оформить конверт для участия в конкурсе

Некоторых участников интересует: «Какая информация должна содержаться на конверте конкурсной документации?» - На конверте обязательно следует указать реквизиты заказчика, кому направляется конверт. Свои контактные данные на конверте участник не пишет. Они должны содержаться вместе с остальной документацией внутри конверта — предусмотрена отдельная процедура вскрытия конвертов (соблюдается принцип анонимности).

Вопросы привлечения экспертов

Если закупка осуществляется у единственного поставщика, то согласно ст. 94 № 44-ФЗ заказчик привлекает экспертов или экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, когда проводится:

  • оценка конкурсной документации и заявок, а также соответствие участников конкурса дополнительным требованиям заказчика — в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;
  • приемка поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Эксперт при осуществлении приемки должен оценить представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям.

Чаще всего заказчик принимает решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным. К ним относятся следующие случаи осуществления закупки у единственного поставщика:

  • закупка у исполнителя, определенного указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ;
  • выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ;
  • закупка российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов;
  • закупка услуг при чрезвычайных происшествиях;
  • поставка культурных ценностей для пополнения госфондов;
  • закупка товара, работы, услуги у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ и заключение контрактов в целях трудоустройства осужденных;
  • закупка произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм у лица, которому принадлежат исключительные права на них;
  • закупка услуг по организации участия в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков;
  • закупка услуг по техническому и авторскому надзору;
  • закупка услуг, связанных с обеспечением визитов представителей иностранных государств;
  • закупка для обеспечения деятельности объектов государственной охраны;
  • заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • закупка лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт. Заключить контракт лучше заранее, т.к. для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта необходимо время. На практике это может занять от двух недель до трех месяцев.

В качестве эксперта может выступать физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла (п. 15 ст. 3 44-ФЗ).

В качестве экспертной организации выступает юридическое лицо. Работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла.

Рекомендуем дистанционный онлайн-курс « ». Профпереподготовка, 256 ак.часов Эксперты осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

Но не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

В части 2 статьи 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:

  • лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика;
  • лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
  • близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика либо лица состоящие с ними в браке;
  • юридические лица, в которых заказчик или поставщик имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.

Эксперт или экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (здесь закон не уточняет, какие именно доказательства должен предоставить эксперт).