Международные договоры в сфере туризма. Виды договоров в туризме Виды контрактов в сфере туризма и путешествий

Договорное и законодательное регулирование отношений в туристской сфере неразрывны, поскольку договорное регулирование может осуществляться только во взаимодействии с законодательным. Соотношение договорных и законодательных элементов регулирования отношений в туристской сфере является различным применительно к отдельным видам договоров. Так, в договорах, заключаемых с туристом, будут преобладать нормы закона, так как закон, защищая более слабую сторону договора, устанавливает условия договора, регламентируемые императивными нормами, не подлежащие самостоятельному конструированию субъектами туристской деятельности. Напротив, договоры между предпринимателями - субъектами туристской индустрии (туроператор и турагент; туроператор и отельер и т. д.) заключаются на условиях, вырабатываемых сторонами с учетом хозяйственных связей, сложившихся между участниками туристской деятельности.

Гражданско-правовой договор служит основой правового регулирования туристской индустрии, именно он способен самостоятельно выполнять главную функцию правового регулирования рыночной экономики - согласовывать интересы субъектов туристской индустрии. Взаимосогласованные сделки различных субъектов индустрии туризма образуют новое качество: они приобретают необходимую системную целостность. Исследование гражданско-правовых договоров в сфере туризма неизбежно ставит вопрос об их систематизации.

Туристская деятельность характеризуется сложной структурой хозяйственных связей. Но далеко не все отношения, возникающие в сфере туризма, законодательно урегулированы, ряд норм туристского законодательства находится в противоречии друг с другом и с гражданским законодательством. Эффективность правового регулирования непосредственно зависит от того, насколько верно выявлены признаки правоотношения, обусловливающие необходимость определенного правового регулирования, и насколько адекватно они отражены в нормах права. Правильно построенная система договоров, опосредующих оказание туристских услуг, позволит обеспечить надлежащее использование понятий и терминов в сфере туризма, устранить неоднозначность различных категорий.

Рассмотрим правоотношения и, соответственно, виды договоров, которые применяются в деятельности туристских организаций.

  • 1. Отношения между туристскими организациями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность по передаче сформированного турпродукта. Нормы ст. 9 Закона о туризме, позволяют квалифицировать данный вид договора как договор агентирования. Согласно данному договору турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора на основании доверенности. В законодательстве ряда зарубежных стран именно этот вид договора и предусмотрен для оформления взаимоотношений между туристскими организациями.
  • 2. Отношения между туристской организацией и перевозчиком. Между контрагентами могут заключаться различные виды договоров.

Договор агентирования. В данном случае агент (туристская организация) за вознаграждение и по поручению перевозчика (принципала) заключает договор перевозки пассажиров и багажа от имени и за счет перевозчика, удостоверяя факт заключения договора перевозки выдачей билета. На стороне перевозчика выступают авиационные, железнодорожные и автотранспортные компании, а агентом может быть как туроператор, так и турагент.

Договор аренды транспортного средства (тайм-чартер). Субъектами договора являются владельцы транспортных средств и туроператоры. Здесь заключаются как договоры аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации, так и договоры аренды без оказания таких услуг. Предметом договора является предоставление транспортного средства во временное пользование арендатора - туроператора (бронирование на время легкового автомобиля для туриста).

Договор перевозки может применяться при оформлении отношений как между туроператором и перевозчиком в пользу туриста, так и между транспортной организацией (перевозчиком) и туристом (пассажиром). В данном случае используется конструкция представительства. Туристская организация (представитель) приобретает билет от имени туриста (представляемого), тем самым заключает договор перевозки от имени туриста.

Договор фрахтования. Предметом договора чартера как разновидности перевозки являются вместимость (либо ее часть) транспортного средства для перевозки туристов и их багажа.

3. Отношения между различными туристскими организациями. Отношения между туристскими организациями могут строиться по модели договора возмездного оказания услуг. Например, в гостинице, которую выбрал турист, нет свободных мест или туристская организация не может сама организовать трансфер (встречу) для туриста. В этом случае она может обратиться в иную туристскую организацию, у которой выкуплены блоки мест в нужной гостинице или которая может организовать трансфер.

Договор простого товарищества в сфере туризма используется в основном при оформлении отношений между туроператором- резидентом (отправляющим) и туроператором-нерезидентом (принимающим). При этом каждая из двух названных сторон может согласно договору осуществлять в своей деятельности и отправляющие, и принимающие функции. Сторонами данного вида договора могут являться только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (ст. 1041 ГК РФ). По данному договору две или несколько туристских организаций, соединяя свои вклады, обязуются совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли.

Договор коммерческой концессии (франчайзинг) заключается между двумя организациями по поводу предоставления правообладателем комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на коммерческое обозначение, информацию.

  • 4. Отношения между туроператором и гостиницами (и иными средствами размещения). Для организации размещения туристов туроператорами могут заключаться как договоры на гостиничное обслуживание, агентские договоры, так и договоры аренды. Заключая договор аренды, туроператор получает от арендодателя за плату во временное пользование блок гостиничных номеров. Аренда отеля предоставляет туроператору право пользования номерами от своего имени, перенося риск коммерческой деятельности отельера на туроператора. С другой стороны, туроператор получает шанс включать в турпакет арендуемые им номера в отеле по минимальной цене. Что характерно для данного вида договора, персонал гостиницы продолжает выполнять все свои функции, а ответственность и риск убытков лежат на туроператоре. Реализация номеров может осуществляться следующими способами: реализация комнат в составе предлагаемых туристских пакетов; реализация услуг гостиницы другим туроператорам для включения в их туристские пакеты; реализация комнат по договорам гостиничного обслуживания непосредственно при самой гостинице.
  • 5. Отношения между туристскими организациями и страховыми компаниями. Самостоятельно оказывать услуги по страхованию туристская организация не может. Поэтому она должна заключить договор со страховой компанией, имеющей лицензию на осуществление необходимых видов страхования. Туристская организация может выступать в роли страхового агента, то есть осуществлять посредническую деятельность в сфере страхования туристов, либо приобретать страховые услуги и включать их в стоимость путевки. В первом случае туроператор заключает со страховой компанией договор агентирования, в соответствии с которым туроператор становится страховым агентом. Во втором случае - договор страхования в пользу третьих лиц (туристов). Турист вправе сам заключить договор страхования с любой страховой компанией. Ряд норм Закона о туризме регламентирует отношения по страхованию ответственности туроператоров перед туристами.
  • 6. Иные отношения между туроператором и его партнерами - непосредственными исполнителями отдельных видов услуг. Вид договора, заключаемого туроператором со своими партнерами, зависит от характера обязанностей, возлагаемых на последних. Это могут быть договоры на экскурсионное обслуживание, услуги общественного питания и иные, регулируемые нормами ГК РФ, а также правилами оказания соответствующих услуг.
  • 7. Отношения между туристской организацией и туристом. Для регулирования взаимоотношений между туристом и туристской организацией используется договор о реализации туристского продукта в конструкции договора оказания туристских услуг. Следовательно, договор может заключаться как на получение всего комплекса туристских услуг, так и на получение одной какой-либо сопутствующей услуги. Так, например, турагент может заключить с туристом договор возмездного оказания услуг по перевозке к месту начала путешествия или турист вправе заказать дополнительные услуги в стране (месте) временного пребывания у организации, оказывающей эти услуги туристу. Такие услуги не входят в ранее реализованный туристу турпродукт (комплекс услуг), поэтому они носят характер дополнительных.

Возможно говорить о единой системе договоров, опосредующих оказание туристских услуг, имеющих в своей основе единство и взаимосвязь, обладающих целостной внутренней структурой, направленной на достижение общей цели. Общность данной цели - удовлетворение потребностей туриста в качественных туристских услугах - следует считать главным системообразующим фактором.

Задача системы договоров в сфере туризма - объединение работы организаций, осуществляющих туристскую деятельность, и привлекаемых к оказанию туристских услуг организаций туристской индустрии, подчинение всей их работы вышеуказанной общей цели. Первоначальным в договорных связях организаций, осуществляющих туристскую деятельность, следует считать договор оказания туристских услуг, так как именно обязательства, возникающие из этого договора, объективно побуждают их вступать в различные договорные отношения с другими лицами, обеспечивающими выполнение обязанностей по оказанию туристских услуг.

Несмотря на то, что базовым договором в данной системе является договор о реализации турпродукта, заключаемый между туристом и туроператором, его нельзя считать организационным договором .

Построение системы договоров предполагает их классификацию. Классификация договоров служит цели обнаружения существенных черт сходства и различий между ними. Смысл классификации состоит в том, что соответствующее понятие относят к определенной группе. Основная проблема классификации состоит в выборе того единственного основания, которое должно быть положено в основу деления .

Классификацией договоров в сфере туризма занимались многие ученые. Так, по мнению Е. Д. Шешенина, договоры в сфере туризма можно подразделить на две группы: регулирующие отношения по основной деятельности юридического лица; «подсобные договоры», то есть договоры, которые способствуют обеспечению основной деятельности юридического лица . Аналогичной точки зрения придерживался и В. М. Лебедев, который выделял договоры, непосредственно обеспечивающие обслуживание туристов и опосредованно обеспечивающие обслуживание туристов.

Критерием такой классификации является степень связанности договора с главной целью туристской индустрии - удовлетворением потребностей туристов. Для договоров, непосредственно связанных с оказанием услуг туристу, характерны следующие системообразующие признаки : непосредственное участие в них туриста в качестве лица, получающего услуги; контрагентом туриста по таким договорам может являться как профессиональный участник туристского рынка - туристская организация, имеющая посреднический договор с лицами, обеспечивающими оказание туристу конкретных услуг, включенных в туристский продукт, так и услугодатель, непосредственно оказывающий обслуживание (гостиница, перевозчик, экскурсионное бюро и т. д.).

Е. Д. Шешенин, характеризуя обязательства по оказанию услуг, отмечал, что эти обязательства в отличие от некоторых других возникают не только из прямых договоров, где имеются должник и кредитор; такие договоры всегда являются консенсуальными; турист в таких договорах является третьим лицом, в пользу которого осуществляется исполнение должником. Такой договор в силу ст. 430 ГК РФ является договором в пользу третьего лица.

Для договоров, обеспечивающих формирование комплекса туристских услуг, характерно отсутствие прямого участия туриста как стороны договора. В качестве сторон договора выступают туристские организации и юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие возможности для предоставления услуг, необходимых для формирования целостного туристского продукта (перевозки, прожива- ние, развлечения)" .

Т. Т. Сунарчина считает, что с целью систематизации можно объединить все договоры, заключаемые субъектами предпринимательской деятельности в туризме, в зависимости от участников договорных отношений, в три группы.

  • 1. Договоры между туроператорами, турагентами и туристом о предоставлении туристских услуг (договоры возмездного оказания туристских услуг, договоры о реализации туристского продукта);
  • 2. Посреднические договоры между турагентом и туроператором, согласно которым турагент получает право на реализацию комплекса туристских услуг, сформированного туроператором, туристу (договоры агентирования и др.);
  • 3. Договоры между туроператором и непосредственными исполнителями туристских услуг (разнообразные договоры возмездного оказания услуг) .

Указывая на то, что договоры, заключаемые при осуществлении туристской деятельности, определяются видами взаимодействий туристских организаций с туристами, туристских организаций с другими субъектами предпринимательской деятельности, туристских организаций между собой, А. А. Муталиева представляет систему договорных отношений, возникающих при осуществлении туристской деятельности, следующим образом: 1) туроператор - организации, непосредственно оказывающие туристские услуги; 2) туроператор - страховая организация (кредитная организация); 3) туроператор - турагент; 4)

туроператор (исполнитель) - турист (заказчик) .

Е. А. Батищев говорит о существовании двух групп договоров в сфере туризма. В первую группу входят договоры туроператора, тура- гента с туристом, то есть договоры о реализации турпродукта. Вторую группу образуют различные предпринимательские договоры, заключаемые туроператорами с турагентами, куда относятся договоры агентирования, поручения, комиссии, коммерческой концессии (франчай-

зинга) . Можно говорить о том, что остальные договоры автор относит к смешанным и непоименованным, а также к договорам возмездного оказания услуг.

По мнению Е. Л. Писаревского можно выделить две группы договоров. Первая группа - договоры туроператоров и турагентов с туристами, представленная двумя договорными конструкциями: договоры на возмездное оказание туристских услуг (туристское обслуживание) и договоры о реализации туристского продукта. Вторая группа представлена, прежде всего, договорами туроператоров с турагентами. Представляется, что такие договорные взаимоотношения могут строиться как по типу договора агентирования, так и на основе договоров коммерческого представительства, поручения, комиссии, простого товарищества, а в некоторых случаях и коммерческой концессии .

На наш взгляд, когда законодательно определены различные виды туристских организаций, классификацию договоров необходимо представить следующим образом.

  • 1. Договоры, регулирующие отношения между туроператором (турагентом) и туристом, то есть договоры, направленные на реализацию туристских услуг.
  • 2. Договоры, регулирующие отношения между туроператором и турагентом (договоры агентирования, договоры комиссии, договоры поручения, договоры возмездного оказания услуг) - посреднические договоры.
  • 3. Договоры, регулирующие отношения между туроператором и его партнерами - непосредственными исполнителями отдельных видов услуг, то есть договоры, направленные на формирование комплекса туристских услуг:
  • 3.1. Договоры, обеспечивающие формирование туристских услуг (договор аренды, договор перевозки, договор возмездного оказания услуг, договор оказания гостиничных услуг, договор оказания услуг общественного питания, договор экскурсионных услуг);
  • 3.2. Договоры, направленные на защиту интересов субъектов туристских правоотношений (как финансовых - договор страхования; так и личной безопасности - договор возмездного оказания охранных услуг). Участниками договора могут быть как туристские организации, так и туристы, с одной стороны; с другой стороны, специальный субъект - страховая компания и охранное агентство, обладающие лицензией на осуществление этого вида деятельности.

Таким образом, исследование всех договоров, заключаемых в сфере туризма, в качестве единой стройной системы позволит рассмотреть их не как разрозненную массу отдельных, не имеющих связи между собой видов договоров, а как определенную их совокупность, обладающую внутренней целостной структурой, в основе которой лежат единство и взаимосвязь между отдельными договорами, единой целью которых является удовлетворение потребностей туристов в качественных туристских услугах.

Лебедев В. М. Договор обслуживания на туристских базах профсоюзов СССР:автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридическихнаук / В. М. Лебедев. - Свердловск: СЮИ, 1990.

  • Правовое обеспечение туризма / под ред. Е. Л. Писаревского. - М.: Федеральноеагентство по туризму, 2014. - С. 138, 144
  • Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма

    ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ
    СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

    Принят Межпарламентской ассамблеей государств - участников Содружества
    Независимых Государств 29 октября 1994 года


    Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств,

    - основываясь на Уставе Содружества ,

    - руководствуясь Манильской 1980 года Декларацией о мировом туризме; Гаагской 1989 года Декларацией о туризме и другими международными соглашениями в данной области,

    - принимая во внимание межправительственное Соглашение "О сотрудничестве в области туризма" от 23.12.93 ,

    - исходя из признания соответственным и неотъемлемым правом граждан стремление к удовлетворению духовных потребностей посредством приобщения к культурно-историческим ценностям,

    - выражая приверженность к сохранению, расширению и углублению существующих международных связей в рамках Содружества,

    - считая свободу перемещений необходимым условием дальнейшего развитая дружественных отношений, ведущих к укреплению экономического сотрудничества и культурному взаимопониманию,

    - выражая уверенность в том, что развитие туризма призвано способствовать становлению гражданского мира и согласия, укреплению взаимопонимания, утверждению общечеловеческих ценностей,

    - стремясь всемерно содействовать сближению нормативных основ государств-участников Содружества в данной области регулирования правоотношений и формированию в рамках СНГ единого туристского пространства,

    приняла настоящий рекомендательный акт в качестве совокупности основных принципов государственного регулирования, единообразно понимаемых и разделяемых всеми государствами Содружества.

    Раздел I. Общие положения

    В настоящем рекомендательном акте следующим понятиям задается терминологическое значение, равно принимаемое всеми участниками.

    Туризм - временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

    Турист - гражданин любого государства, временно прибывший в страну, определенную местность в пределах страны либо конкретный населенный пункт в пределах определенной местности на срок от 24 часов до шести месяцев, путешествующий ради удовольствия или с деловыми целями и не занимающийся при этом оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

    Тур - туристская поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом услуг в сфере перемещения, жилья, медицинского и культурного обслуживания.

    Туристский ваучер - индивидуальный или групповой документ, выданный туристской организацией, являющийся формой договора между поставщиком и потребителем туристских услуг и подтверждающий их оплату.

    Туристская организация - юридического лицо, независимо от форм собственности занимающееся деятельностью в сфере туризма на основании лицензии или признанное таковым в иной установленной законом форме.

    Туристские ресурсы - совокупность природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов данной территории, способных удовлетворять различные запросы и потребности туриста в компании и порознь.

    Статья 2. Национальное законодательство о туризме

    Национальное законодательство государств - участников СНГ в сфере туризма включает обобщающие законодательные акты, разработанные и принятые с учетом принципов, изложенных в настоящем рекомендательном акте, конкретизирующие нормативные акты, правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты, обусловленные специфическими обстоятельствами отдельных государств. Общая направленность в развитии национального законодательства не может существенно ограничивать принципы, зафиксированные в настоящем рекомендательном акте.

    Национальное законодательство дополняется межгосударственными и межправительственными двусторонними или многосторонними соглашениями, развивающими или конкретизирующими нормы национальных законов. Международные многосторонние договоры и конвенции в сфере туризма приобретают в государствах - участниках СНГ правовую действенность в соответствии с ратификационными процедурами, определяемыми национальным законодательством.

    Статья 3. Государственная политика в сфере туризма

    Государства - участники СНГ содействуют развитию туризма как эффективной отрасли экономики и действенного средства сближения народов и гарантируют режим наибольшего благоприятствования в туристской деятельности, создают правовую и нормативную базу в сфере туризма, обеспечивают равные условия для осуществления туристской деятельности юридическими и физическими лицами, содействуют развитию международного сотрудничества.

    Статья 4. Компетенция государств - участников СНГ в сфере туризма

    Ведению государств - участников СНГ в лице их органов государственной власти и управления подлежат:

    - формирование нормативной базы в сфере туристской деятельности и координации межгосударственного сотрудничества;

    - формирование национальных программ развития туризма;

    - установление порядка стандартизации, лицензирования и сертификации в сфере туризма;

    - управление государственной собственностью в сфере туризма, финансирование органов государственного управления и надзора за соблюдением прав туристов;

    - определение порядка предоставления льгот отдельным категориям туристов;

    - иные действия, предусмотренные национальным законодательством.

    Раздел II. Права и обязанности туристов

    При подготовке к путешествию, во время транзита и по прибытии в район туристского интереса турист имеет право:

    - на получение сведений о наличии и характере лицензии на туристскую деятельность у принимающей организации;

    - на объективную и точную информацию о законах и правилах пребывания в данной стране или местности, об обычаях местного населения и ограничениях, связанных с отправлениями ими своих религиозных обрядов, об ограничениях на посещение природных и антропогенных объектов, находящихся на режиме особой охраны;

    - на свободный доступ к любым объектам туристского интереса, для посещения и пользования которыми нет установленных в законном порядке ограничений экологического или социокультурного характера;

    - на защиту своей безопасности, здоровья и имущества, а также на защиту своих личных неимущественных прав;

    - на обеспечение бытовых и санитарных условий не ниже, чем усредненные по данной местности стандарты;

    - на содействие органов местной администрации в оказании правовой помощи и подтверждении страховых и иных несчастных или непредвиденных случаев или обстоятельств.

    Статья 6. Обязанности туристов

    Во время пребывания в районе туристского интереса, а также на протяжении транзита турист обязан:

    - способствовать своим поведением взаимопониманию и дружеским отношениям между народами;

    - уважать установившийся политический, социальный, моральный, культурный и религиозный уклад и порядок, подчиняться действующим законам и правилам;

    - соблюдать порядок и понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения и уважения в отношении природного и культурного достояния.

    Статья 7. Порядок предоставления дополнительных льгот и прав

    Дополнительные права и льготы туристам в части пограничного и таможенного контроля, обмена национальных валют по специальному курсу, понижения тарифов на транспортное и бытовое обслуживание и прочее решаются специальными двусторонними или многосторонними соглашениями на принципе приоритета.

    Статья 8. Правовое положение иностранных туристов

    Иностранные туристы, проживающие постоянно вне государств - участников Содружества, осуществляющие поездки по странам СНГ, пользуются правами и несут обязанности в том же объеме, что и граждане стран Содружества с учетом действующего национального законодательства и иных нормативных актов, регулирующих пребывание иностранных граждан на территории государств - участников СНГ.

    Статья 9. Недопущение дискриминации

    Все туристы, независимо от гражданства, расы, пола, языка, религиозных и политических убеждений, в процессе поездок пользуются равными правами, гарантируемыми официальными органами стран временного пребывания. Ущемление гарантированных государством прав туриста, носящее характер дискриминации, наказывается в соответствии с действующим национальным законодательством.

    Дополнительные права и льготы, предоставляемые отдельным категориям туристов, не должны иметь дискриминационного по отношению к иным категориям характера.

    Раздел III. Туристская организация

    Юридические и физические лица, желающие осуществлять деятельность в сфере туризма, признаются в качестве туристских организаций с получением лицензии на право занятий в данной сфере.

    Порядок осуществления лицензирования туристской деятельности на территории стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного законодательного акта.

    Организации, получившие в установленном порядке лицензию одного из государств - участников СНГ, признаются в качестве туристских организаций всеми странами Содружества и пользуются соответствующими правами, определяемыми национальным законодательством.

    Отзыв лицензии на право занятия туристской деятельностью, осуществленный государственными органами страны пребывания туристской организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.

    Статья 11. Сертификация туристских организаций

    Туристские организации, желающие в установленном порядке пользоваться предоставляемыми законом льготами и работать в режиме наибольшего благоприятствования, подлежат сертификации, подтверждающей квалификационный уровень данной организации и качество предоставляемых ею услуг пользователям туристского продукта.

    Порядок сертификации на территориях стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного акта.

    Выдаваемый по результатам сертификации туристским организациям сертификат соответствия на каждый вид туристских услуг признается в данном качестве на территории всех государств - участников СНГ и не требует повторения в каждой отдельной стране Содружества.

    Лишение туристской организации сертификата соответствия, осуществленное государственными органами страны пребывания данной организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.

    Статья 12. Права и обязанности туристских организаций

    Права туристских организаций определяются национальным законодательством государств - участников СНГ с учетом положений настоящего нормативного акта.

    Туристская организация, осуществляющая свою деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии, обязана:

    - предоставлять туристу полную и достоверную информацию об организации и проведении тура;

    - реализовывать туристские ваучеры на оказание туристских услуг всем обращающимся гражданам независимо от их постоянного места проживания и любых иных личностных характеристик;

    - организовывать предоставление туристских услуг в соответствии с предоставляемой информацией;

    - обеспечивать безопасность жизни, здоровья и сохранность имущества туриста в процессе тура.

    Раздел IV. Туристский ваучер

    Договоры о предоставлении туристскими организациями туристских услуг заключаются по унифицированной форме, принятой Всемирной Федерацией Ассоциации туристских агентств, если действующим законодательством государства - участника CНГ не предусмотрена иная форма заключения договора.

    Туристская организация обязана выдавать ваучер, подтверждающий заключение договора, с подписью ответственного лица, заверенной печатью данной организации.

    В случае заключения договора через посредника в ваучере должно быть указано как название и реквизиты организатора тура, так и название и реквизиты посредника с указанием полномочий и ответственности.

    Договор считается заключенным, если туристская организация выдает ваучер, а клиент вносит соответствующую плату согласно оговоренным в ваучере условиям.

    Статья 14. Необходимые атрибуты ваучера как документа

    Правильно оформленный ваучер должен содержать следующие атрибуты:

    - место выдачи, адрес и иные реквизиты организатора тура, посредника, номер, дату и место выдачи лицензии на туристскую деятельность;

    - фамилию, имя, отчество и иные элементы личного именования получателя ваучера, номер его паспорта или иного удостоверения личности;

    - характеристику и стандарты оказываемых услуг в отношения транспорта, размещения, питания и прочих, включенных в стоимость тура, а также наличие и условия проживания;

    - описание программы тура и характеристику мероприятий по дням его проведения;

    - общую стоимость тура и условия ее оплаты клиентом;

    - описание условий и обстоятельств, при которых турист может отказаться от поездки, с порядком возмещения ущерба организации;

    - описание формы и размеров компенсации туристу за нарушения условий тура, оговоренные в ваучере и допущенные по вине организации и ее партнеров;

    - другие условия, которые сочтут необходимым указать клиент и организация.

    Турист обязан дать расписку в получении ваучера на его копии, оставляемой в туристской организации. Организация может потребовать от клиента дополнительной расписки о специальных условиях тура.

    На туристскую группу оформляется дополнительно групповой ваучер, выдающийся руководителю группы как представителю оформившей тур организации.

    Статья 15. Права и обязанности туриста по выполнению условий тура

    Турист обязан передать ваучер другому лицу при условии, что данный ваучер не именной и принимающее его лицо соответствует необходимым для совершения тура требованиям. Именной ваучер передаче не подлежит и должен быть переоформлен.

    В случае нарушений условий тура, оговоренных в ваучере, турист может предъявить туристской организации иск на возмещение понесенного ущерба и компенсацию за испорченный отдых и моральный ущерб.

    Если турист и организация не находят взаимоприемлемых условий и размеров компенсации, их спор решается судом в соответствии с действующим гражданским законодательством.

    Претензия туриста может быть предъявлена организации в течение месяца после установленной даты окончания тура.

    Турист может расторгнуть договор без возмещения ущерба организации, если увеличение общей стоимости тура превышает 10% оговоренной в ваучере поездки. В этом случае он имеет право на возмещение всех сумм, выплаченных организации в порядке предоплаты данного тура.

    Статья 16. Права и обязанности организации по выполнению условий тура

    Организация, продавшая тур клиенту, обязана предоставить весь комплекс услуг в количестве и качестве, оговоренным в контракте.

    Организация при проведении тура отвечает перед клиентом как за свои действия, так и за действия партнеров, указанных в ваучере.

    Организация может расторгнуть договор без возмещения убытков или аннулировать ваучер при наличии форс-мажорных обстоятельств, предшествующих осуществлению тура или предоставлению услуг; при этом все суммы предоплаты возвращаются клиенту, если в ваучере не было оговорено иное.

    Организация не может увеличивать общую стоимость тура, если это специально не оговорено в ваучере, за исключением случаев общегосударственных изменений цен и тарифов.

    При предъявлении претензий клиента к организации она вправе требовать возмещения со своих партнеров, нарушивших условия организации поездки, если данное условие содержится в договоре о совместной деятельности.

    Статья 17. Компенсация и возмещение убытков туристам

    Организация, продавшая тур, несет ответственность за выполнение его условий в пределах объявленной стоимости тура.

    В случае понесения клиентом имущественного ущерба во время тура организация компенсирует ущерб в полном объеме, установленном документально либо зафиксированном обязательствами.

    Порядок возмещения убытков и компенсаций определяется действующим законодательством.

    Раздел V. Туристские ресурсы

    Совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес, является национальным достоянием стран Содружества.

    Государства - участники СНГ организуют учет и использование своих туристских ресурсов. Порядок отнесения объектов к категории туристских ресурсов определяется национальным законодательством.

    Все туристские ресурсы стран Содружества являются доступными для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к этому нет наложенных в установленном законодательном порядке ограничений.

    Статья 19. Охрана туристских ресурсов

    Туристские ресурсы охраняются государствами - участниками СНГ в соответствии с действующим национальным законодательством об охране памятников природы, истории и культуры.

    Лица, допустившие повреждения, нанесение невосполнимого ущерба либо уничтожение конкретной части туристских ресурсов, несут ответственность в соответствии с административным, гражданским или уголовным законодательством стран Содружества.

    Возмещение нанесенного ущерба в той части, что поддается восполнению, осуществляется за счет лиц и организаций, своим действием или бездействием допустивших данный ущерб.

    Статья 20. Ограничение доступа к конкретным объектам

    Уникальные объекты, входящие в состав национальных туристских ресурсов, могут находиться на особом режиме охраны, ограничивающем доступ к ним.

    Ограничение доступа к природным объектам определяется уровнем допустимой для данных объектов антропогенной нагрузки, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект. Степень ограничения доступа к данным объектам может изменяться в зависимости от сезонных условий.

    Ограничение доступа к антропогенным объектам определяется реальной пропускной способностью, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект, и (или) его местом в системе социокультурных отношений в соответствующей общности.

    Порядок и степень доступа к объектам, находящимся в пользовании общественных и конфессиональных организаций и связанным с отправлением религиозных обрядов, определяется данными организациями и согласуется с соответствующими государственными органами, если эти объекты находятся на государственной охране и попечительстве.

    Раздел VI. Заключительные положения

    Государства - участники СНГ признают приоритет международного права в тех случаях, когда действующие национальные законодательные и иные правовые акты не соответствуют действию установленных международных норм.

    Статья 22. Конечная цель законодательства о туризме

    Конечной целью настоящего рекомендательного законодательного акта и подлежащего разработке национального законодательства является формирование единого туристского пространства стран Содружества, обеспечивающего взаимовыгодное сотрудничество и установление нормативных добрососедских отношений, подкрепляемых единообразно понимаемыми и трактуемыми нормативными базами, регулирующими данную сферу.


    Текст документа сверен по:
    "Туризм: нормативные
    правовые акты: Сборник актов",
    М., Финансы и статистика,
    1998 год

    Операции по международному туризму и путешествиям - это вид деятельности, направленной на предоставление различного рода услуг и товаров туристского спроса.
    К видам услуг на туристском рынке относятся:
    - размещение туристов и путешественников (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах и др.);
    - перемещение туристов до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;
    - обеспечение туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях и др.);
    - удовлетворение рекреационных потребностей туристов или путешественников (посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории и культуры, фестивалей, спортивных соревнований);
    - удовлетворение деловых, специальных научных и технических интересов туристов и путешественников (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках, выставках и др.);
    - семейный обмен (проживание в семьях), детский и юношеский туризм;
    - торговля товарами туристского спроса (продажа сувениров, подарков, путеводителей, открыток, диапозитивов и т. п.);
    - предоставление международной оперативной связи;
    - оформление туристской документации (паспорта, визы и др.);
    - бронирование услуг;
    - встречи, проводы и трансфер от аэропорта до гостиницы с услугами гида-переводчика, доставка багажа и др.;
    - медицинское обслуживание, страхование;
    - охрана (туристская полиция).
    Туристу или путешественнику могут быть предоставлены либо отдельные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг.
    Как правило, тур является первичной продажной единицей туристского продукта на туристском рынке, однако на рынке находят спрос и отдельные туристские услуги.
    В области международных путешествий наиболее распространены следующие виды туров: инклюзив-тур и инсентив-тур. Инклюзив-тур- путешествие, продаваемое туристскими фирмами в виде полного комплекса (пакета) услуг, включающего получение визы, перевозку, размещение в гостинице, питание, трансфер, экскурсионное обслуживание по маршруту путешествия. Инклюзив-туры организуются как для индивидуальных, так и для групповых путешествий. Преобладающей формой путешествия является групповой туризм. Инсентив-туры представляют собой поездки за счет фирмы, организуемые предприятием для своих работников с целью поощрения.
    Директива Европейского союза по пэкидж-турам, принятая Советом Европы в 1990 г. и введенная в действие в 1993 г., определяет пэкидж-тур как «пакет услуг, включающий не менее двух из следующих компонентов - перевозку и размещение, а также прочие услуги, не связанные с первыми двумя». В целях защиты прав туристов-потребителей туруслуг в директиве указывается на ответственность организатора тура за предоставление всех предусмотренных договором услуг независимо от того, предоставляются ли они самим туроператором или третьей стороной. Информация о туре должна быть доведена до сведения туриста в полном объеме до заключения договора и соответствовать уровню обслуживания, указанному в нем.
    Основные условия контрактов о предоставлении туристских услуг
    При осуществлении туристских операций на рынке складываются определенные правоотношения между производителями туристских услуг и туристскими фирмами, с одной стороны, и между туристскими фирмами и клиентами (туристами, путешественниками) - с другой.
    Отношения между производителем туристских услуг (транспортная организация, гостиница, ресторан, экскурсионное бюро) и турагентством или туроператором регулируются агентскими соглашениями (контрактами).
    Во -первых, до 1996 г. в России весьма популярным был тип правоотношений между туроператорами и турагентами по модели договора купли-продажи.
    Договор купли - продажи предполагает передачу в собственность турпродукта (в виде совокупности неимущественных прав на получение потребителем определенного набора туруслуг) от туроператора к тура- генту, то есть турагент при дальнейшей розничной продаже приобретенных у туроператора туров обязан реализовать эти туры как свою собственность и нести перед потребителями ответственность за качество проданных туров.
    Поскольку в соответствии с принципами купли-продажи туры, приобретенные турагентом по договорам этого типа у туроператора, становятся собственностью турагента, туроператор не может контролировать ценообразование при последующей реализации проданных туров. С принятием части второй Гражданского кодекса России между туристом и турагентом должен быть заключен договор возмездного оказания услуг,т. к., услуга обладает специфическими свойствами, которые не позволяют ее продавать.
    Во—вторых агентские соглашения регулируют правоотношения, при которых одна сторона (агент) совершает в интересах другой стороны (принципала) определенные юридические действия как от своего имени, так и по доверенности от имени принципала, и получает за это определенное агентское вознаграждение.
    Турагент, действуя в рамках агентского договора, реализует турпродукты туроператора как от своего имени, так и от имени туроператора, при этом реализуемые турагентом турпродукты не являются его собственностью.
    Вознаграждение турагента, как правило, формируется за счет скидок, предоставляемых туроператором. Кроме того, условиями договора может быть предусмотрено возмещение принципалом - туроператором расходов турагента, непосредственно связанных с исполнением обязательств по договору.
    Ст. 973 и 992 Гражданского кодекса Российской Федерации допускают контроль туроператора за ценообразованием турагента на турпро- дукты, реализуемые по поручению и в интересах туроператора, путем включения этого положения в существенные условия агентского договора. В соответствии с нормами ст. 1005 ГК, если турагент реализует турпродукты туроператора - принципала от своего имени, то турагент несет ответственность перед потребителями независимо от того, был ли назван туроператор при совершении сделки между турагентом и потребителем. Если турагент реализует турпродукты от имени туроператора - принципала, то и ответственность перед потребителем несет туроператор. Оформленное в письменной форме на специальном бланке агентское соглашение называется лицензией.
    Система предоставления лицензий на основе агентских соглашений получила распространение при продаже транспортных услуг. Применяются типовые условия агентского соглашения Международной ассоциации авиационного транспорта.
    Договор франшизы (контракт о сотрудничестве в области туризма)
    Договоры франшизы и организация бизнеса путем формирования франчайзинговых сетей распространены во всем мире, в частности в сфере гостиничного бизнеса. В нашей стране франчайзинговые сети популярны в компьютерном бизнесе, а также в розничной торговле нефтепродуктами. Правоотношения сторон при франчайзинге или, по российской терминологии, коммерческой концессии регулируются нормами главы 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
    Основным обязательством, определяющим особенности договора, является предоставление правообладателем пользователю (или франчайзи) комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности (фирменного наименования, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.), что позволяет рассматривать этот договор как разновидность лицензионного договора.
    Как правило, в договорах франчайзинга определяется объем передаваемых прав, в частности, прав на производство работ или услуг. Такая необходимость обусловлена нематериальным характером объектов этих прав, возможностью их одновременного использования неограниченным кругом лиц. Неурегулированность этих вопросов может создать неопределенность в отношениях сторон по поводу предмета договора.
    Общие правила о фирменном наименовании и его охране установлены п. 4 ст. 54 ГК. Специальные правила о фирменных наименованиях отдельных видов юридических лиц установлены в статьях ГК, регулирующих образование соответствующих юридических лиц. Не требует особой регистрации только коммерческое обозначение, применяемое предпринимателем, - общеизвестное незарегистрированное наименование. Его охрана не регламентируется российским законодательством. Права на коммерческое обозначение могут быть защищены в России на основе ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности (участником которой является Россия как правопреемник СССР), предусматривающей охрану фирменных наименований во всех странах - участницах конвенции без обязательной регистрации. В силу ст. 15 Конституции РФ, конкретизированного в ст. 7 ГК, предписания международных договоров имеют приоритет перед нормами других актов, в том числе гражданского законодательства.
    Туроператор - правообладатель по договору франчайзинга обязан передать турагентам техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных по договору франчайзинга; проинструктировать турагентов и их работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав, а также выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке (применительно к сфере туризма последнее касается порядка регистрации договоров франчайзинга при передаче прав на товарные знаки и знаки обслуживания). Коммерческая информация и коммерческий опыт, предоставляемые турагенту по договору франчайзинга, включают обычно профессиональное обучение персонала, специальный инструктаж в течение всего периода действия договора по различным аспектам организации хозяйственной деятельности турагента.
    Кроме того, законом прямо предусмотрена (если договором франчайзинга не предусмотрено иное) обязанность правообладателя-туропе- ратора оказывать турагенту постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников, а также контролировать качество турпродуктов, реализуемых на основании договора.
    Турагент, работающий по договору франчайзинга, в целях надлежащего применения предоставленных ему прав, в свою очередь, обязан использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя - туроператора указанным в договоре образом. Он также должен обеспечивать соответствие качества реализуемых им на основе договора турпродуктов качеству аналогичных турпродуктов, реализуемых непосредственно туроператором, соблюдать инструкции и указания туроператора в этой части. Это касается месторасположения, внешнего и внутреннего оформления помещений, используемых турагентом при осуществлении предоставленных ему по договору прав.
    Турагент должен оказывать потребителям все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, если бы они приобретали турпродукт непосредственно у туроператора-правообладателя. Тура- гент обязан соблюдать конфиденциальность коммерческой информации туроператора- правообладателя, надлежащим образом информировать потребителей о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора франчайзинга.
    Законом предусмотрены и дополнительные ограничения прав турагента-франчайзодателя. В частности, он обязан не конкурировать с туроператором- правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора франчайзинга, отказаться от получения по договорам франчайзинга аналогичных прав у конкурентов (в том числе и потенциальных) туроператора-правообладателя.
    Таким образом, туроператор фактически получает значительные возможности контроля за всеми важными аспектами хозяйственной деятельности турагента. Одновременно туроператору- правообладателю законодательно запрещается ценовой диктат в виде установления фиксированных цен или верхнего и нижнего предела цен на тур-продукты, реализуемые турагентом по договору франчайзинга. Эту норму нельзя считать существенным ограничением возможностей контроля туроператором- правообладателем ценовой политики турагента. Для такого контроля достаточно грамотно использовать допускаемые законом ограничения прав турагента-франчайзодателя.
    Что касается конфликтов с потребителями, законом установлена солидарная ответственность туроператора и турагента за качество тур- продуктов, реализуемых турагентом по договору франчайзинга, что, безусловно, должно обеспечить как надлежащий уровень защиты прав потребителей турпродуктов, так и в определенной степени - турагента.
    Закон предусматривает, что туроператор-правообладатель по договору франчайзинга может получать от турагента вознаграждение в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену турпродуктов, передаваемых туроператором - правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
    Типовые контракты в области международного туризма Правоотношения между клиентом по покупке туристских услуг и туристским агентством (фирмой) определяются условиями инклюзив- тура, оформленными в ваучере. Ваучер - это обменный ордер, выдаваемый туристским агентством (фирмой) клиенту в подтверждение оплаты конкретных видов услуг и являющийся основанием для получения этого обслуживания на основе программы путешествия с указанием стоимости поездки (тура). После оплаты тура клиент получает статус туриста или путешественника. Унификация ваучера осуществляется на мировом рынке туристских услуг в форме системы «Международный туристский ваучер».
    Контракт на путешествие определяется Международной конвенцией по контракту на путешествие 1970 г.
    Конвенцией определяется правовой статус контракта на организацию путешествия. Это любой контракт, в котором организатор путешествия выступает от своего имени и обязуется предоставить путешественнику совокупность комбинированных услуг (тур), относящихся к обеспечению путешественника на маршруте или в местах пребывания. Конвенция определяет правоотношения по посредническому контракту на продажу путешествия и закрепляет обязательства организатора путешествия по поручению своему посреднику реализовать контракт на организацию одного либо нескольких путешествий. Путешественник - любое лицо, которое принимает на себя обязательства, закрепленные в контрактах на путешествие.
    Типовой контракт о сотрудничестве в области туризма включает следующие основные позиции механизма правового регулирования: предмет договора, обязательства сторон, ответственность при нарушении обязательств. Так, предмет контракта в области развития международного туризма состоит во взаимном приеме туристов на коммерческой или безвалютной основе.
    Обязательства сторон:
    . Турагент предоставляет туроператору на коммерческих условиях безвалютного обмена пакет туристских услуг для туристских групп, групп профессионального обучения, специалистов туристской инфраструктуры и туристов-индивидуалов.
    . Порядок бронирования мест туристского обслуживания.
    . Документы обслуживания.
    . Условия приема, размещения и обслуживания.
    . Медицинское обслуживание.
    . Порядок аннуляций и изменений заграничного обслуживания.
    . Условия расчетов.
    . Ответственность за причинение ущерба.
    . Особые условия.
    . Порядок разрешения споров (мировым соглашением, в арбитражном суде).
    . Порядок вступления в силу, изменение и прекращение контракта.


    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И КОНТРАКТЫ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

    Многосторонние международные договоры в области туризма и международных путешествий. Международная Конвенция 1970г. по контракту на путешествие. В 1970г. в Брюсселе (Бельгия) состоялась международная конференция по рассмотрению и принятию Конвенции по контракту на путешествие. В этой Конвенции дано понятие двух видов договоров - с организатором путешествий и с посредником на организацию путешествий. Конвенцией определены контракт на организацию путешествия и контракт с посредником на организацию путешествия.
    Контракт на организацию путешествия. По этому контракту агент берет на себя обязательства предоставить другому лицу за обусловленную цену комплекс или несколько отдельных услуг по проживанию, перевозкам, пребыванию, а также других услуг, указанных в контракте (тур, ваучер). Фирмы организатора путешествий (бюро или агентства) заключают контракты с лицами от своего имени и берут на себя ответственность за организацию путешествия. Организатор путешествия отвечает как за свои действия и упущения, так и за действия и упущения служащих и третьих лиц, которым он поручил исполнение своих обязанностей.
    Контракт с посредником на организацию путешествия - это договор, по которому одно лицо берет на себя обязательства в качестве посредника предоставить другому лицу за обусловленную цену либо путешествие, либо право требования организации путешествия в соответствии с заключаемым контрактом. Фирмы-посредники путешествий заключают контракты с туристами от имени другого лица, которое берет на себя ответственность за обеспечение путешествий и предоставление одной или нескольких услуг, обусловленных в контракте при оплате их стоимости.
    Фирмы-посредники выступают по договору поручения или на основе доверенности. В этом случае их ответственность ограничивается пределами полномочий.
    Международная конвенция по контракту на путешествие 1970г. для государств, ее ратифицировавших, служит основой при рассмотрении споров между туристскими агентствами и агентами, с одной стороны, и туристами и международными путешественниками - с другой - по вопросам нарушения условий заключенных контрактов (ваучеров).
    Международная конвенция по контрактам между владельцами гостиничных предприятий и Бюро путешествий 1981г. В 1970г. Генеральной ассамблеей Всемирной федерации ассоциаций туристических агентств и Советом Международной гостиничной ассоциации была принята Международная конвенция по контрактам между владельцами гостиничных предприятий и Бюро путешествий. Этой Конвенцией определены три вида гостиничных контрактов: для индивидуального путешественника, для групп путешественников и на периодические бронирования.
    Контракт для индивидуальных путешественников заключается для числа путешественников от 1 до 10 человек, пользующихся гостиничными услугами. В нем указываются заказываемые услуги и их стоимость при пребывании в гостинице в течение трех суток в сезон (ст.35).
    Контракт для групп путешественников подписывается с группой не менее 11 человек, пользующихся одними гостиничными услугами. Контракт заключается за 14 дней до прибытия группы.
    Контракт на периодическое бронирование относится к особым контингентам туристов и путешественников, участвующих в работе конгрессов, семинаров или специальных мероприятиях делового туризма, предпринимательской деятельности.
    Международная конвенция 1973г. по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур (Конвенция Киото). В Международной конвенции по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных режимов устанавливаются обязательства договаривающихся сторон содействовать упрощению, унификации и гармонизации таможенных режимов, что в значительной степени создает основу для ликвидации протекционистских барьеров.
    Основной целью Конвенции является предоставление государствам юридического документа, который служит как для упрощения, так и согласования таможенных процедур в государствах. Таким путем вносится эффективный вклад в развитие международной торговли и другие международные обмены, включая расширение международных передвижений путешественников, не являющихся иммигрантами.
    В главе II «Сфера применения конвенции» (ст.2) определяется, что каждая договаривающаяся сторона берет на себя обязательства содействовать упрощению и согласованию таможенных процедур и с этой целью подчиняться в соответствии с положениями данной Конвенции стандартам и рекомендованной практике, содержащимся в Приложениях к данной Конвенции. Однако ничто не может препятствовать какой-либо договаривающейся стороне в предоставлении ею более благоприятных условий, чем те, которые закреплены в Конвенции. Каждой договаривающейся стороне рекомендуется также как можно шире предоставлять такие более благоприятные условия. В главе V Конвенции сформулированы заключительные положения, касающиеся процедуры ратификации или присоединения к Конвенции и порядка одобрения ее приложений (ст.ст.11,12 и 13).
    К Конвенции приобщены 30 согласованных Приложений, касающихся стандартов и рекомендуемой практики таможенных формальностей в международных связях.
    В соответствии с положениями Конвенции стороны обязались признать стандарты, рекомендуемые в Приложении, неотъемлемой частью данного договора (ст.2). Контроль за правильностью применения положений настоящей Конвенции возложен на Совет и Постоянный технический комитет (ст.6). Процедура рассмотрения споров по основным положениям Конвенции осуществляется путем переговоров (ст.10).
    Так, например, Приложение F.3 касается таможенных формальностей по отношению к путешественникам (туристам). Оно вступило в силу 8 сентября 1993г.
    Эти положения применяются по отношению к проживающим и не проживающим в данной стране путешественникам как при въезде, так и при выезде с территории данного государства. Для путешественников принята унифицированная форма таможенной декларации на багаж.
    Путешественником, согласно Приложению, признается лицо, которое временно посещает территорию страны, где у него нет домициля (постоянного места жительства), а также любое лицо, которое возвращается на территорию страны, где у него есть домициль, после того как оно временно находилось за рубежом.
    Нормы 1 и 2 касаются упрощения таможенных формальностей для путешественников и их багажа, ручной клади и частных перевозочных транспортных средств на границе, аэродромах, портах и международных транспортных средствах.
    Норма 12 предусматривает упрощения таможенных формальностей для всех путешественников независимо от их национальности. Другими нормами определены перечни провоза без уплаты таможенной пошлины пищевых продуктов, вещей, не имеющих товарной ценности, и других личных вещей. Определена форма таможенной декларации для зарегистрированного багажа.
    В целях реализации Программы по упрощению таможенных формальностей ВТО, принятой Манильской декларацией по развитию международного туризма, V сессия Генеральной ассамблеи поручила Исполнительному совету организации провести необходимые консультации с Советом таможенного сотрудничества по применению отдельных разделов Приложения F.3 Конвенции Киото, касающихся таможенных формальностей. В целом они полностью соответствуют формальностям, выполняемым туристами в процессе таможенного контроля, Однако с целью развития туризма и международных путешествий необходимы дополнительные меры смягчения и увеличения льгот, предусмотренных текстом Конвенции. Так, например, Комитет по упрощению таможенных формальностей считает целесообразным предложить Совету по таможенному контролю повысить с 50 долл. до 100 таможенное освобождение, содержащееся в §21 и 28 Приложения F.3 к Конвенции.
    VI сессия Генеральной ассамблеи ВТО (София, 17-26 сентября 1985г.) резолюцией о деятельности по упрощению туристских формальностей указала на необходимость поощрения все большего числа государств к постепенному введению правил, которые будут способствовать дальнейшему расширению путешествий в международном, региональном и субрегиональном масштабах.
    В силу того, что Приложение F.3 к Конвенции Киото в целом охватывает таможенные формальности, применяемые и к туристам, ВТО считает в настоящее время нецелесообразным проводить работу по пересмотру Конвенции ООН об упрощении таможенных формальностей при туристских передвижениях 1954г.
    Все правовые формы и стандарты таможенного контроля изложены в опубликованном ниже Приложении F.3.
    Двусторонние договоры в области туризма
    Государствами туризм планируется на комплексной основе с учетом национального законодательства, занятости населения, развития транспорта, сельского хозяйства, связи и др.
    Государства принимают эффективные меры, направленные на равномерное распределение отпусков трудящихся и школьных каникул в течение года, для того чтобы снять остроту негативных последствий ярко выраженного сезонного характера туристского спроса (нехватка мест, задержка в аэропортах, пограничных пунктах), а также связанного с этим отрицательного воздействия на занятость в области туризма, упрощение туристских формальностей и безопасность.
    Сотрудничество государств в области туризма осуществляется в рамках специальных договоров и соглашений, соглашений о научном и культурном сотрудничестве, в области международного транспорта, соглашений о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения и т.д., заключенных на двусторонней договорной основе. Так, например, Соглашением между Федеративной Республикой Бразилией и Соединенными Штатами Мексики о сотрудничестве в области туризма 1980г. определены меры по совершенствованию организации туризма между двумя странами в форме формирования туристских потоков, координации процедур, применяемых к международному туризму, взаимных консультаций, обмена программами и информацией и др. (ст.I). Кроме того, ст.7 Соглашения определяет взаимную подготовку специалистов в области туризма (по пять мест с каждой стороны). Другим соглашением по туристскому сотрудничеству между Правительством Французской Республики и Правительством Республики Ирак от 1980 г. закрепляются обязательства сторон по облегчению на территории этих стран туристских путешествий для выходцев из другой страны (ст.1), создание благоприятных условий для организации туристских выставок и ярмарок (ст.5). Соглашением между Правительством Федеративной Республики Бразилии и Правительством Республики Колумбии по туризму 1983г. (ст.2) определен статус туриста, порядок предоставления транспортных услуг и перевозки туристами животных (ст.ст.5, 6).
    Соглашением между Правительством Республики Восточного Уругвая и Правительством Республики Чили по свободному въезду туристов и ввозу их личных вещей и перевозочных средств 1979г. определены статус туриста, порядок перемещения туристов, домашнего и семейного имущества и багажа, перевозочных средств туристов и отсрочка санкций и других формальностей в случае нарушения туристского контракта.
    Соглашениями, заключенными Правительством Болгарии в 1967г. с Федеральным правительством Австрии о путешествиях и визовом режиме и с Королевством Дании, определен трехмесячный срок пребывания граждан договаривающихся сторон на их территории. Международными договорами, заключенными между государствами Центральной и Восточной Европы в области туризма, определяются положение и порядок открытия в странах представительств туристских организаций и обязательства согласования пятилетних планов обмена туристами. С целью реализации на рынке туристских услуг которые могут увеличить валютные поступления, а также для осуществления обмена информацией и опытом с туристскими организациями подписываются соглашения о совместной рекламе и планах проведения рекламно-информационных мероприятий по реализации программ научно-технического сотрудничества. На основе этих соглашений правительства, национальные туристские организации и частный бизнес предпринимают усилия, направленные на совместную работу по обеспечению финансовых средств для предоставления возможности всем людям пользоваться услугами туризма и международных путешествий.
    Виды контрактов в сфере туризма и международных путешествий
    Операции по международному туризму и путешествиям - это вид деятельности, направленной на предоставление различного рода услуг и товаров туристского спроса.
    К видам услуг на туристском рынке относятся:
    a размещение туристов и путешественников (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах и др.);
    a перемещение туристов до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;
    a обеспечение туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях, пансионатах и др.);
    a удовлетворение рекреационных потребностей туристов или путешественников (посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории и культуры, фестивалей, спортивных соревнований);
    a удовлетворение деловых, специальных научных и технических интересов туристов и путешественников (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках, выставках и др.);
    a семейный обмен (проживание в семьях), детский и юношеский туризм;
    a торговля товарами туристского спроса (продажа сувениров, подарков, путеводителей, открыток, диапозитивов и т.п.);
    a предоставление международной оперативной связи;
    a оформление туристской документации (паспорта, визы и др.);
    a бронирование услуг;
    a встречи, проводы и трансфер от аэропорта до гостиницы с услугами гида-переводчика, подноска багажа и др.;
    a медицинское обслуживание, страхование;
    a охрана (туристская полиция).
    Туристу или путешественнику могут быть предоставлены либо отдельные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг.
    Полный комплекс услуг предоставляется путем продажи туров (инклюзив-туров). Пэкидж-тур предоставляется по отдельным видам услуг.
    По методам проведения и организации международных путешествий и туризма различаются организованный, осуществляемый туристскими фирмами (плановый), и индивидуальный (самодеятельный, независимый) туризм.
    Различаются виды туризма по целям поездки, срокам, средствам передвижения и размещения, стоимости поездки, возрастному составу, сезону, интересам (экскурсионный, научный, деловой, этнический и др.).
    Основные условия контрактов о предоставлении туристских услуг. При осуществлении туристских операций на рынке складываются определенные правоотношения между производителями туристских услуг и туристскими фирмами, с одной стороны, и между туристскими фирмами и клиентами (туристами, путешественниками) - с другой.
    Отношения между производителем туристских услуг (транспортная организация, гостиница, ресторан, экскурсионное бюро) и турагентством или туроператором регулируются агентскими соглашениями
    и т.д.................

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Общая характеристика туристической фирмы. Рассмотрение основных организационных моментов обслуживания туристов. Основы удовлетворения культурных потребностей в сфере туризма. Изучение особенностей заключения договоров с поставщиками культурных услуг.

      курсовая работа , добавлен 21.12.2015

      Создание туристского продукта. Туристская мотивация, планирование тура. Согласование с контрагентом программы обслуживания туристов и условий сотрудничества. Выбор партнеров - поставщиков услуг и заключение с ними договоров. Анализ работы фирмы "Аврора".

      дипломная работа , добавлен 13.12.2009

      Виды договоров в туристской индустрии. Особенности заключения договоров между туроператорскими и турагентскими фирмами. Основные пункты договоров, которые могут послужить основанием для претензий. Способы сотрудничества туроператоров и турагентов.

      реферат , добавлен 11.11.2014

      Изучение характеристики Вьетнама и его туристского потенциала. Анализ потоков российских туристов во Вьетнам и потоков вьетнамских туристов в Россию. Оценка состояния российско-вьетнамских отношений в сфере туризма, дальнейшие перспективы его развития.

      дипломная работа , добавлен 27.11.2017

      Финансовое обеспечение прав и законных интересов субъектов туристских правоотношений. Перспективы развития законодательства о туристских услугах, приоритетные направления туризма и его безопасность. Договор страхования ответственности туроператора.

      контрольная работа , добавлен 13.01.2017

      Классификация туроператоров по виду и месту деятельности, их основные функции. Специфика заключения договоров с поставщиками услуг. Организация сбыта туристского продукта. Необходимые условия агентского соглашения. Общие понятия безопасности туристов.

      шпаргалка , добавлен 05.05.2009

      История развития туризма в Таиланде. Общие требования для туристов. Необходимые документы для оформления визы. Анализ мероприятий, связанных с формальностями и безопасностью туристов. Запрещенные и разрешенные предметы и вещества для перевозки туристами.

      курсовая работа , добавлен 01.03.2016

      Основные характеристики и особенности туристического бизнеса. Определение сущности понятий "обслуживание туристов" и "обеспечение туристов". Разнообразие видов и форм современного мирового туризма. Анализ проблем и перспектив развития туризма в России.

      курсовая работа , добавлен 02.04.2018