Стратегия развития туристического предприятия. Базовые экономические стратегии в туризме Разработка стратегии на туристском рынке

Говоря о сбытовой стратегии туристского предприятия, мы должны помнить о том, что она является одной из составных частей комплекса маркетинга предприятия и соответственно не может реализоваться в отрыве от других маркетинговых мероприятий, не может служить самоцелью. Вместе с тем, учитывая специфику работы турфирмы, задача её - не просто произвести продукт, но продать его, довести до целевого потребителя в максимально удобной для него форме, в кратчайшее время и с максимальным экономическим эффектом для самого предприятия. Сбытовая стратегия является одной из важнейших частей общего маркетинга предприятия. Как и иные элементы маркетинговой стратегии, сбытовая стратегия должна быть тесно увязана с общими целями и задачами туристского предприятия.

Сбытовая стратегия предприятия разрабатывается на основе принятой данным предприятием общей стратегии маркетинга с учётом всех остальных её компонентов (продукт, цена, коммуникации).

Процесс разработки сбытовой стратегии проходит следующие этапы:

    Определение внешних и внутренних факторов, влияющих на организацию сбытовой сети.

    Постановка целей сбытовой стратегии.

    Выбор каналов сбыта (распределения) и методов управления ими.

    Анализ и контроль за функционированием сбытовой сети.

Определение внешних и внутренних факторов, влияющих на организацию сбытовой сети, предполагает детальное изучение потребителей, их местонахождения, оценку сбытовой деятельности конкурентов, определение возможностей и ограничений по расширению объёмов продаж и т.д.

Постановка целей сбытовой стратегии тесно увязана с целями маркетинговой деятельности туристского предприятия. Основной целью является доведение продукта до потребителя в максимально удобной для него форме, в кратчайшие сроки и в доступном месте и при этом, получение оптимального экономического эффекта

Выбор каналов сбыта (распределение) и методов управления ими осуществляется исходя из целей и задач сбытовой стратегии предприятия, объёмов сбыта и скорости обращения. Важнейшими критериями выбора каналов сбыта туристского продукта являются управляемость канала, большая гибкость и способность адаптироваться к требованиям потребителя, а также возможность повышения эффективности его использования.

При выборе туроператорской фирмой канала сбыта необходимо учитывать следующие ограничения, накладываемые:

    характеристиками товара или услуги (стандартные и недорогие продукты можно распространять как с помощью длинного, так и с помощью короткого канала распределения, эксклюзивные услуги или услуги, находящиеся на стадии запуска, рационально распространять с помощью более короткого канала сбыта);

    характеристиками фирмы, прежде всего ей размерами и финансовыми возможностями;

    размерами рынка (если рынок небольшой, то фирме самостоятельно будет легче обеспечить сбыт своих товаров и услуг);

    характеристиками посредника, который должен обладать способностями в выполнении необходимых производителю задач.

Для выбора наиболее оптимального построения каналов сбыта каждый из вариантов может быть оценен по нескольким критериям:

    Экономический критерий предполагает анализ уровня продаж и затрат на создание и функционирование каждого канала, сравнение их с аналогичными показателями самой компании. Использование посредников оправдано и в том случае, если они способны выполнять сбытовую деятельность более эффективно и с меньшими затратами, чем предприятие-производитель.

    Критерий контроля: работа через посредников - агентскую сеть предполагает меньшую степень контроля, чем работа собственного отдела продаж;

    Критерий адаптивности предполагает анализ будущих изменений рынка, так как долгосрочные обязательства каждого канала лишают его гибкости.

Туроператор тщательно выбирает потенциального партнёра, изучает его надёжность и деловую активность. Иногда западные туроператоры прибегают даже к конкурсу при выборе агента на российской территории.

Агента подбирают исходя из задач реализации и особенностей турпродукта:

    по предметному направлению туров;

    объёму прав и обязанностей;

    определённой территории, группе предприятий;

    социально-экономическим и иным критериям групп потенциальных туристов;

    разновидности технологии и методов продаж;

    виду взаиморасчётов;

    знанию языка, эрудиции, личной обаятельности и деловитости, опыту работы и имиджу в сфере туризма, честности и порядочности.

Как только компания рассмотрела альтернативные варианты построения канала сбыта и выбрала наилучший, она приступает к работе по управлению выбранным каналом. Управление каналом сбыта требует отбора и мотивации посредников, оценки их деятельности. Анализ и контроль за функционированием сбытовой сети предполагает системную оценку осуществляемых мероприятий с целью накопления информации об эффективности действующей сбытовой сети, определения путей повышения её эффективности, а также разработки корректирующих мероприятий.

Основными элементами анализа функционирования сбытовой сети являются: объёмы реализации, издержки на поддержание выбранных каналов распределения, скорость обращения, скорость и качество обслуживания клиентов, соблюдение установленных стандартов, методов и технологий обслуживания.

В современной конкурентной среде мало надеяться только на личные возможности сбыта. Предприятия обязаны формировать все более развитые системы дистрибьюции (распределения) – это сочетание самостоятельных организаций, участвующих в процессе предоставления продукта или услуги конечным потребителям или компаниям-заказчикам. Они складываются на основе договорных отношений и союзов.

Задача системы распределения в сфере туризма – это обеспечение возможных потребителей туруслуг информацией, которая повлияет на их правильный выбор.

Система дистрибьюции состоит из всех организаций, которые являются посредниками между производителями туруслуг и их прямыми потребителями. Значимость посредников и каналов сбыта в сфере туризма можно объяснить несколькими факторами:

    посредники действуют на рынке, и они обладают более верной информацией о спросе, его причинах и предпочтениях потребителей. Для получения подобной информации производителю туруслуг необходимо затратить и время, и деньги;

    посредники могут быстро определить, как трансформируется спрос в зависимости от конъюнктурных изменений;

    посредники соединяют различные типы услуг, имеющиеся у разных производителей, в единый пакет услуг, который привлекателен для возможного клиента и соответствует его нуждам, в зависимости от спроса на рынке;

    посредники не только формируют пакет услуг, но и предоставляют информацию о маршрутах, типах услуг, давая туристу право выбора. Обширная сеть посредников может оказать помощь в продвижении и продаже турпродукта.

Рыночные посредники в индустрии туризма включают в себя туроператоров, представителей отделов продаж гостиниц, государственные туристические союзы, всемирные системы дистрибьюции, Интернет.

Имеется два способа сбыта – прямой, это налаживание прямых связей между продавцом и покупателем, и косвенный – это работа через торгово-посредническое звено.

Избрание каналов реализации и методик управления ими занимает центральное место в выработке сбытовой стратегии турпредприятия. Каналы реализации выбираются в зависимости от целей и задач сбытовой политики, объемов реализации и скорости обращения.

Главные составляющие работы сбытовой сети, подлежащие рассмотрению: масштабы сбыта, скорость обращения, затраты на поддержание избранных каналов реализации, скорость и качество обслуживания клиентов, следование утвержденным стандартам и технологиям обслуживания и др.

В сфере туризма посредники реализуют услуги нескольких производителей. Наиболее показательным образцом могут быть гостиницы, которые продают свои услуги по размещению через бесчисленные турфирмы, а также обслуживают туристов, которые обошли посредников в лице турагентств. Некоторые производители сами осуществляют роль и функции посредников и сами предлагают свой товар конечному потребителю.

Существуют внешние (заграничные турфирмы-посредники) и внутренние каналы сбыта турпродукта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика, внутренняя и внешняя среда туристического предприятия на примере деятельности СОДО "Визит-тур". Среда прямого и косвенного воздействия. Пути снижения отрицательного влияния внешней среды на деятельность туристического предприятия.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2009

    Туристические услуги в маркетинговой деятельности: понятие и виды. Сегментирования и позиционирования товара на рынке туристических услуг. Анализ показателей развития туристического продукта. Мероприятия по позиционированию туристического продукта.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2014

    Изучение формирования и развития туристического рынка в условиях современной экономики. Определение места российского туристического рынка в международном туризме. Федеральные и региональные программы развития внутреннего туризма Кемеровской области.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Общая характеристика туристического агентства. Принципы его работы и структура управления. Описание услуг, предоставляемых турфирмой. Анализ маркетинговой стратегии предприятия и его рекламно-информационной деятельности. Проблемы туристического бизнеса.

    отчет по практике , добавлен 04.12.2012

    Теоретические основы оценки эффективности деятельности туристического агентства. Организационно-экономическая характеристика ООО "Колибри–Тур". Обследование сильных и слабых сторон предприятия, мероприятия по повышению эффективности его деятельности.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2010

    Нормативно-правовая база деятельности туристического предприятия. Система государственного управления туристской политикой. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь. Туристское законодательство о различных вопросах развития туризма.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2013

    Маркетинговая стратегия туристического предприятия. Законодательное регулирование маркетинговой деятельности предприятия туризма в РФ. Характеристика ООО "Лента-Тур" как субъекта рынка туризма. Анализ структуры потребителей, основные конкуренты.

    отчет по практике , добавлен 05.01.2018

При попытках совершенствовать что-либо существует несколько возможностей, которыми пользуются профессиональные менеджеры.

    Собственные расходы. Действительно ли они оправданы и базируются на тщательном анализе каждого элемента, причисленного к расходам?

    Офисы продаж. Действительно ли они действуют как центры по собиранию прибыли? Есть ли у них стандарты, доведенные до каждого офиса и каждого человека? Принимают ли менеджеры решения о выплатах в связи с ростом прибыли?

    Запросы клиентов. Правильно ли сотрудники обращаются с клиентами, могут ли удовлетворить все их пожелания?

    Представительства. За последние два года где необходимо расширить фирменные представительства? Есть ли у фирмы местные офисы? Предлагают ли они более качественные услуги по более низкой цене? Если эти вопросы не рассматривались ни разу за последние 5 лет, ответ на них, скорее всего, будет: «Нет».

    Цены. Когда последний раз фирма задумывалась о стоимости канцелярских товаров? У фирмы неплохой потенциал, если этого ни разу не произошло за последние 3 года.

Подобные простые вопросы могут быть разработаны для каждой области туристского бизнеса; и они помогут менеджерам, желающим добиться результата, предпринять начальные действия.

Таким образом, проведен анализ факторов, способствующих увеличению прибыли туристских фирм и контролирующих их рост. В действительности существует очень маленький шанс придумать что-то новое в области изменения основных принципов менеджмента. По словам директора одной крупной российской туристской фирмы, в главном его фирма ничем не отличается от конкурентов, те же концепции, техника и достижения, однако лидерство фирмы можно объяснить теми усилиями, которые прилагаются для реализации планов.

В реальной жизни необходимо осознать, что не существует секретного оружия для достижения лидерства в туристской индустрии. Этот волшебный инструмент - дисциплина. Именно она помогает достичь улучшений год за годом, твердо и успешно.

Таким образом, для повышения эффективности программы увеличения прибыли существуют следующие факторы:

    наличие условий для больших перемен , активность в действиях высшего руководства;

    стимулирование осознания необходимости прибыли по всем видам деятельности организации;

    убежденность, что работа по увеличению прибыли должна быть непрерывной;

    уверенность, что рост прибыли, может быть, достиг нут не только привычными, но и новейшими методами.

§ 2.3. Формирование стратегии развития туризма

Процесс роста любой экономики зависит от ряда взаимодействующих усилий. Одним из основных звеньев является государственная политика туризма.

Стадия развития туристской экономики - будь то развитие частного предпринимательства в туризме или развитие социального туризма - второй фактор. Третьим фактором, пока еще непризнанным, является влияние управленческих дейст вий на туристские компании, чьи ежегодные показатели в большой мере затрагивают продвижение туристского продукта. В совокупности такая политика управления не только важна: эти усилия могут явиться решающими в процессе роста экономики страны в целом и туризма в частности.

Известно, что эффективная направленность управления может обеспечить развитие туристской компании быстрее, нежели рост общей экономики, или туристского сектора, или даже производства товаров и услуг, связанных с обеспечением туризма. Более того, управление, в основу которого положено увеличение роста, может вызвать развитие целых новых отраслей, например производство транспортных средств доставки. Возросшая деятельность, как туристского сектора, так и промышленного, укрепляя друг друга, взаимодействуя между собой, развивают и усиливают экономику страны в целом. Опыт показывает, что любая дискуссия по поводу управленческих альтернатив Увеличения роста национальной экономики должна рассматриваться с позиций:

    какой стратегический рост наиболее приемлем для управления туристской компанией;

    какая программа управления может быть принята для новой сферы деятельности туристской компании.

Чтобы раскрыть практические рамки обоих подходов, важно сначала проанализировать используемые стратегии развития туристской деятельности в ряде зарубежных стран и в России, а затем выделить конкретные специфические меры, которые могут быть использованы в качестве методов управления.

Стратегии развития. Анализ показывает, что компании, успешно конкурирующие в сфере туризма, руководствуются тремя стратегическими методами, применяемыми как отдельно, так и в сочетании:

    развитие действующего продукта по сложившимся на правлениям туризма

    расширение географии поездок и продаж за счет новых районов туристского назначения;

    введение встречных сфер туристской деятельности, в том числе через создание новых компаний.

Задача управления. Достичь блестящих показателей развития нелегко, а сохранение их - еще более трудная проблема. Ряд компаний, чье развитие шло быстрее на общем фоне экономических показателей, оказались неспособными поддержать высокий уровень развития поступлений, а в отдельных случаях их поступления резко упали. Так, к 1991 г. все туристские организации бывшего СССР достигали ежегодного уровня роста от 7 до 15 % за каждый 5-летний период. Но уже к 1993 г. все они не смогли удержаться на этом уровне. В конечном итоге где-то 5 из 15 организациям удалось удержать свое развитие на уровне собственной самоокупаемости.

В таком случае, что должно предпринять управление для сохранения планки исключительного развития? Опыт подсказывать, что управление успешно при условии постоянного соблюдения следующих пяти практических действий:

    установление цели развития;

    приспособление своей стратегии к изменениям в экономике и условиям бизнеса;

    сохранение приоритетных направлений и развитие новых форм деятельности, опережающих конкуренцию;

    оценка альтернативы новой деятельности, основанная более на фактах, нежели на личном мнении;

    быстрый отказ от теряющего рынок продукта или бизнеса и направление усилий и капиталов в лучшее употребление.

Формирование целей развития. Руководство туристской компании должно продемонстрировать с самого начала, что развитие - это не просто дань уважения к надеждам, которые подлежат обсуждению на ежегодных встречах, но и ведущая задача объединения. Это означает формирование целей развития по каждому разделу деятельности компании, требуемых результатов и отказ от разрешения заурядных проблем. Почти все без исключения управленческие звенья могущественных туристских объединений мира придерживаются данной тактики. Это отражается в их решениях, компенсационных усилиях, определениях по нахождению финансовых ресурсов, а также в их оценке пригодности дочерних компаний и структурных звеньев управления.

Несколько лет назад туристские компании и гостиничные цепи Таиланда решили удвоить продажу и прибыль от реализации туристских предложений в России. Чтобы обеспечить эту задачу, управляющие гостиничных цепей и туристских компаний пришли к выводу, что они должны в несколько раз увеличить число продаж в течение пятилетнего периода и увеличить прибыль от туризма из России на 12 % ежегодно (традиционно -5 %). Поэтому туристские фирмы полностью реорганизовали свои усилия по новой продукции и запустили программу ускоренной автоматизации бронирования и продаж туров в России. Эти меры стали приносить отдачу, а управление гостиничным и туристским бизнесом встало на путь формирования пятилетней программы.

Посредством своей философии развития компания может достигнуть результатов, оставляя своих конкурентов позади. Например, две крупные туристские компании по продаже туров из России в США имели исторически противоположные результаты. Наибольшее различие между двумя компаниями было в том, что компания А - более успешная - имела весьма строгую политику развития. Компания В - ее не имела. Руководящий состав менеджеров компании А выработал чрезвычайную задачу: компания должна развиваться быстрее, чем экономика туризма в стране. Они определили для себя придерживаться этого правила год за годом не только потому, что программа, по их мнению, представляла устойчивую деловую практику, но также для обеспечения реализации свежих альтернатив, которые поддерживают жизненность их организации.

Компания А не только поставила перед собой более высокую задачу - вернуть вложенный капитал, в отличие от компании В, но и ее управление добилось обеспечения роста поступлений в пределах от 4 до 12 % по каждому разделу туристского бизнеса.

Компания. А осознанно вкладывала от 60 до 70 % своей прибыли в дела и проекты, способные предложить альтернативное развитие выше среднего показателя компании в целом. Наоборот же, компания В назначение капитала связала со снижением издержек. На практике это привело к реинвестициям в ряде систем продаж, омертвлению предложенного для России пакета продаж и уходу компании с российского рынка.

Выделенные руководством компании. А средства для компенсации затрат по каждому отдельному показателю обеспечили удовлетворение обеих позиций: возврат капвложений и цель развития.

Осознание необходимости изменения стратегии. Для любой отрасли, а для туризма в особенности, экономическая конкуренция, технологические изменения, политика государства имеют тенденцию к постоянной изменчивости. Туристская продукция невидимо проходит по своему жизненному циклу, начиная с периода возникновения до полной реализации, а иногда знает и периоды упадка. Базовое туристское предложение в виде туров, маршрутов и программ имеет свои собственные характеристики и стадии цикла. Различные типы циклов очевидны в сфере туристского потребления (завтрак - кровать, пансион, полу пансион, услуга) и т. д.

Деловая стратегия должна изменяться и, если надо, изменяться быстро с учетом возникающих экономических обстоятельств и изменений в туристском обращении. На ранней стадии разработки продукта (на стадии концепции и введения новшества) может быть важным момент решения. На второй стадии умелый маркетинг и эффективный контроль за сетью сбыта становятся более важными элементами. На заключительной стадии контроль за текущими издержками становится жизненно необходимым. Компания должна быть уверенной, что на каждой стадии развития ничто не выходит за ее конкретные рамки. Однако своевременное осознание необходимости перемен в предпринятой стратегии является существенным в поддержании туристского обращения.

В последние годы состояние туристской инфраструктуры России изменилось в лучшую сторону. Этому способствовали активная политика развития туризма и пристальное внимание к отрасли со стороны всех уровней власти, а также организация крупных международных спортивных и культурных мероприятий. Появились новые объекты туристского показа, предприятия коллективного размещения, построены транспортные узлы. Происходящие изменения создали благоприятные условия для комплексного развития туристской сферы, поскольку многие задачи по созданию эффективной модели управления туризмом, совершенствованию туристской инфраструктуры и другие до сих пор не решены.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» и в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г.» (далее - Стратегия развития туризма) туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны. В этих документах поставлена задача приоритетного развития внутреннего и въездного туризма. Ее решение предполагает привлечение иностранных туристов, формирование приверженности россиян к внутреннему туризму, увеличение кратности поездок, реализацию стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма, просвещении и обеспечении роста качества жизни населения.

Реализация Стратегии развития туризма требует решения разноплановых задач:

  • формирование доступной и комфортной туристской среды;
  • повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках;
  • развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма;
  • совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма;
  • обеспечение роста экономики и качества жизни населения регионов Российской Федерации за счет развития туризма;
  • комплексное обеспечение безопасности в сфере туризма и устойчивого развития сферы туристских услуг;
  • продвижение туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и международном туристских рынках;
  • интеграция сферы туристских услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления туризмом и в профессиональное туристское сообщество Российской Федерации.

Приоритетными направлениями развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации являются:

  • унификация качества туристских услуг и приведение их в соответствие с международными стандартами;
  • создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах;
  • усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения;
  • координация усилий всех регионов по продвижению туристского продукта Российской Федерации.

Развитие туризма в Российской Федерации базируется на принципах инновационности, комплексности, интеграция туристских планов и проектов во все сферы народного хозяйства и социальной жизни общества. К дополнительным принципам развития туризма относятся: стимулирование предпринимательства, развитие межкультурной коммуникации и международного сотрудничества, сбалансированность интересов участников туристского рынка (потребители, бизнес, некоммерческие организации, органы государственного управления, местные жители); устойчивость развития туризма, учет экологических и социокультурных рисков, неистощимое использование туристских ресурсов.

Стратегия развития туризма в Российской Федерации реализуется совместными усилиями органов государственной власти в сфере туризма и смежных отраслей всех уровней, турфирм, организаций и лиц, предоставляющих отдельные туристские услуги, образовательных учреждений, готовящих кадры в сфере туризма, транспортных и страховых компаний и других участников туристской деятельности.

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)» предусматривает стратегическую задачу создания точек роста в регионах Российской Федерации на основе кластерного подхода. В программе предусмотрены мероприятия по формированию туристе ко-рекреационных кластеров вблизи исторических и культурных центров, заповедников и других мест и объектов туристского показа, а также создание сети автотуристских кластеров.

Другая стратегическая задача связана с формированием комфортной информационной туристской среды: выработкой единого подхода к информационной работе с туристами, разработке единой унифицированной системы туристской навигации, созданию региональных туристских информационных центров и банка информационных материалов по туристским ресурсам Российской Федерации.

Не менее актуальны вопросы развития транспортной и дорожной инфраструктуры, организации движения туристских автобусов в условиях высокой загрузки автодорог, обустройства стоянок в зонах повышенного туристского интереса.

Современное состояние гостиничной базы за последние годы заметно улучшилось, появились новые предприятия размещения, в том числе различного класса обслуживания. Однако все еще ощущается нехватка средств размещения экономичного и среднего ценового сегмента, предлагающих стандартизированный набор услуг. Увеличение емкости номерного фонда данного типа становится главной предпосылкой к развитию внутреннего и въездного туризма.

В связи с вхождением в состав Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и г. Севастополя необходима их интеграция в систему управления сферой туризма Российской Федерации, смягчение негативных эффектов переходного периода.

Реализация Стратегии развития туризма при благоприятных условиях внешней среды позволит достичь целевых показателей, приведенных в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Целевые показатели реализации «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г.»

Показатель

Единица

измерения

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию

млн поездок

Численность обслуженных в гостиницах и аналогичных средствах размещения

млн человек

Количество гостиниц и аналогичных средств размещения на конец года

Единовременная вместимость гостиниц и аналогичных средств размещения на конец года

тыс. мест

Число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения

тыс. единиц

Объем платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения

млрд руб.

Инвестиции в основной капитал гостиниц и аналогичных средств размещения

Примечание. Показатели рассчитаны на основе прогноза среднегодовых темпов роста количества туристских прибытий для стран Центральной и Восточной Европы, сформированного Всемирной туристской организацией, и с учетом прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.

Принимающие российские туроператоры испытывают значительные трудности с обслуживанием иностранных туристов. Наиболее частая причина недовольства иностранцев связана с высокими ценами. Для многих европейцев Россия - чрезмерно дорогое направление, тогда как туристов из развивающихся стран и стран Тихоокеанского региона такие цены не останавливают. Этому способствует высокая степень расслоения населения этих стран по уровню доходов.

Высокие внутренние цены препятствуют росту количества путешествий россиян и зарубежных гостей по России. Стоимость проезда железнодорожным транспортом приравнивается или даже превосходит стоимость перелета на внутренних авиалиниях.

Другой проблемой въездного туризма является недостаточно комфортная туристская информационная среда, это касается знаков туристской навигации, недостатка и разрозненности информационных ресурсов о туристских программах регионов России, неудобного графика работы многих объектов туристского показа (наличие санитарных дней, короткий рабочий день, несоответствие преобладающему ритму прибытия иностранных граждан с туристскими целями по дням недели), невозможности предварительного бронирования и покупки билетов в музеи через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Третья проблема, ограничивающая рост въездного туристского потока, - недостаток доступных гостиниц и аналогичных средств размещения.

Отечественный туристский продукт испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны предложений международного рынка.

Особенно неблагоприятным фактором, сдерживающим развитие внутреннего туризма, является проблема высоких цен на услуги железнодорожного и авиационного транспорта в Российской Федерации. Решение этой проблемы требует активных действий по изменению действующей системы налогообложения, регулирования внутренних цен на горюче-смазочные материалы, а также создания условий для формирования конкуренции на рынке внутренних пассажирских перевозок, разработки мер по созданию и развитию транспортных компаний, способных предложить сниженные цены. Понижение цен на внутренние пассажирские перевозки сегодня является центральной стратегической задачей, решение которой во многом определяет степень конкурентоспособности туристских услуг в России на внутреннем и международном туристском рынке.

Система мер по повышению конкурентоспособности отечественного туристского продукта включает:

  • обеспечение высокого качества туристских услуг; совершенствование профессионального образования в сфере туризма;
  • создание и поддержание эффективного уровня конкуренции в отрасли;
  • применение современных маркетинговых инструментов для формирования предложения туристских услуг в соответствии с потребностями покупателей;
  • разработку программы снижения цен на внутренние перевозки в пределах Российской Федерации;
  • создание и развитие российских систем бронирования туристских услуг на внутреннем рынке;
  • введение классификации объектов туристской индустрии, включающих средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.

Российские и иностранные туристы, активно посещающие зарубежные страны, привыкли к мировым стандартам обслуживания. Отечественным турфирмам организациям приходится работать с искушенным и требовательным потребителем, повышать качество предоставляемых услуг.

Качество туристских услуг оценивается различными методами, но преимущественно с помощью классификации объектов туристской инфраструктуры. Необходимо внедрить единую систему классификации туристских объектов - гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей; разработать процедуру оценки качества туристских услуг.

Адаптация туристских услуг к требованиям туристов требует применения современных методов маркетинга. Практика показывает, что многие туристские организации исходят чаще из своих возможностей и стереотипных представлений о потребностях клиентов, пренебрегая исследованиями рынка и определением своей целевой аудитории. Происходит это, с одной стороны, от инертности сознания руководителей, с другой стороны, по причине крайней ограниченности в средствах ввиду низкой доходности и отсутствия обеспечения для получения кредитов. Поэтому работа по повышению качества туристских услуг требует разработки централизованного подхода к маркетинговым исследованиям в сфере туризма.

Стратегической задачей для развития сферы туризма является повышение уровня культуры, образования и просвещения населения. Этой задаче соответствуют все виды туризма, но в большей степени - культурно-познавательный туризм.

Для развития культурно-познавательного туризма необходимы:

  • применение элементов игровых технологий, приемов визуализации, ролевых методов вовлечения посетителя учреждений культуры в процесс познания;
  • создание учреждений культуры смешанного типа, с наличием в них эколого-культурных туристских комплексов, включающих природно-ландшафтную территорию, музейную экспозицию, мастерские традиционных ремесел, театрализованные представления, торговоярмарочный комплекс, научно-исследовательский центр.

Реализация социальной функции туризма обеспечивается развитием детской, юношеской и молодежной туристской активности. Одно из направлений развития детского, юношеского и молодежного туризма связано с более глубокой интеграцией туристских программ в систему образования, позволяющей сформировать условия для патриотического воспитания и расширения кругозора учащихся.

Стратегической задачей отечественной туристской отрасли является создание и поддержание благоприятного образа России как безопасного, интересного, доступного и модного туристского направления. Для этого необходимо:

  • поддерживать и развивать мероприятия событийного, представительского характера, межкультурные коммуникации, рекламу и информирование;
  • создавать в обществе приоритет путешествий по своей стране. Такая работа должна проводиться путем агитации, создания положительного имиджа любознательного туриста, предоставления информации о туристских программах.

Для улучшения туристского имиджа России в странах, формирующих основные туристские потоки, проводятся культурно-туристские форумы, туристские обмены, взаимные презентации туристского потенциала и туристских продуктов. Действенным механизмом продвижения России как туристского направления является создание сети зарубежных представительств Ростуризма в странах, направляющих массовый туристский поток в Россию. В городах России ведутся работы по составлению ежегодного национального календаря туристских событий.

Можно выделить позитивные и негативные тенденции развития сферы туристских услуг в Российской Федерации. Позитивными тенденциями являются:

  • увеличение количества объектов туристской инфраструктуры всех категорий, коллективных средств размещения и лиц, обслуженных в них;
  • увеличение количества мест отдыха и объектов туристского показа за счет курортов Крымского федерального округа;
  • сформировавшийся среди россиян устойчивый спрос на туристские услуги и рост дохода населения, создающие позитивный фон для привлечения потребительского спроса на продукт отечественной туристической индустрии;
  • наличие в стране потенциального внутреннего спроса на культурно-познавательные туристские программы;
  • наличие и рост спроса на природоориентированные виды туризма (рыболовный, охотничий, экологический, сельский);
  • рост патриотических настроений гражданского общества Российской Федерации, в том числе в молодежной среде;
  • наличие значительной сети учреждений культуры и традиции раннего приобщения россиян к их посещению при освоении программ общего, профессионального и дополнительного образования;
  • наличие в субъектах Российской Федерации трудовых ресурсов для замещения рабочих мест в сфере туризма, в том числе за счет переобучения безработных граждан;
  • сложившаяся система среднего профессионального и высшего образования в сфере туризма;
  • положительный опыт применения программно-целевых механизмов управления в сфере туризма;
  • установка на инновационный характер развития российской экономики.

Негативные тенденции развития сферы туристских услуг в Российской Федерации, также как и позитивные тенденции, разнообразны и разноплановы. К основным из них относятся:

  • недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество средств коллективного размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта;
  • неразвитость транспортной инфраструктуры (низкие качество и пропускная способность дорог, несовершенный уровень придорожного обслуживания, неудовлетворительное состояние аэропортов, железнодорожных вокзалов, паромных переправ и т.д.);
  • дефицит и высокая степень износа туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств;
  • устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма, острая нехватка учреждений детско-юношеского туризма;
  • плохое экологическое состояние прибрежных зон водоемов и природных территорий в местах активного развития туризма;
  • невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок и типовых инвестиционных проектов;
  • низкая предпринимательская активность населения в сфере туризма;
  • серия банкротств крупных туроператоров и высокие потребительские риски в туризме;
  • высокая стоимость отечественного туристского продукта, особенно транспортного обслуживания, существенно снижающая конкурентоспособность внутреннего и въездного туризма;
  • высокая сезонная цикличность спроса на большинство туристских программ, большая продолжительность «низкого сезона» в регионах традиционного пляжного туризма, высокие постоянные издержки туристских предприятий;
  • превышение емкости гостиничной базы отечественных курортов пляжного отдыха над допустимой рекреационной нагрузкой и пропускной способностью пляжей и других объектов туристской инфраструктуры;
  • недостаточная практическая подготовка выпускников, обучающихся по программам профессиональной подготовки в сфере туризма;
  • традиционность подходов к формированию туристских программ, низкое разнообразие ассортимента туров по Российской Федерации, способных удовлетворить динамичный и взыскательный спрос потребителя;
  • отсутствие клиентоориентированной политики управления учреждениями культуры, необходимость модернизации их услуг;
  • недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации;
  • низкая осведомленность россиян о туристских возможностях регионов Российской Федерации, разрозненность информационных ресурсов о сфере туризма и отсутствие единой системы информационной поддержки внутреннего и въездного туризма;
  • негативный имидж отечественного туристского продукта, низкая заинтересованность россиян в приобретении туров по Российской Федерации.

Перечисленные тенденции определяют стратегические ориентиры развития туризма в Российской Федерации.

В качестве основного механизма реализации Стратегии следует рассматривать государственно-частное партнерство как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры.

  • Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября2008 г. № 1662-р.
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941 -рг. Москва «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерациина период до 2020 г.».

Теория и практика предпринимательской деятельности выделяют три вида базовых экономических стратегий — это выживание, стабилизация и развитие.

Каждая из этих стратегий определяется уровнем достигнутой (запланированной) рентабельности и жизненным циклом товаров (услуг).

Стратегия выживания характерна для предприятий, которые находятся в кризисном состоянии из-за убыточности. Для выхода из состояния убыточности стратегия выживания в порядке защиты должна предусмотреть меры, направленные на получение прибыли в кратчайшие сроки.При этом решаются следующие задачи: что предложить рынку туристических услуг, а от чего отказаться, какие функциональные стратегии использовать для перехода к рентабельной деятельности.

Поэтому при разработке экономической стратегии, направленной на выход предприятия из кризисного состояния, необходимо провести следующую работу:
— пересмотреть маркетинговую политику как основу поисков дополнительных возможностей увеличения объемов реализации товаров и услуг;
— организовать деятельность на принципах логистики;
— создать условия жесткой экономии затрат;
— усовершенствовать методы управления и провести при необходимости радикальные кадровые изменения;
— определить критические для предприятия объемы комплектования и реализации турпродукта и предоставление отдельных услуг.

Стратегия стабилизации является наступательно-защитной. Она используется в условиях колебания доходности предприятия от убыточности к рентабельности и наоборот.

Для осуществления стратегии стабилизации необходимо:
— экономно использовать ресурсы, чтобы быстрее стабилизировать рентабельность как минимум на достигнутом уровне;
— добиться положительных сдвигов в реализации турпродукта и расширении рынков сбыта с ориентацией на быстрое оживление деятельности;
— обосновать программу финансовой стабилизации предприятия путем изыскания эффективных внутренних и внешних источников инвестирования инновационной деятельности.

Стратегия развития (роста) наиболее привлекательна как для самого предпринимателя, так и для его инвесторов. Она является наступательной и предусматривает совокупность отдельных стадий и адекватных им промежуточных стратегий общего жизненного цикла роста, а именно — начальную стратегию, стратегию проникновения и расширения рынка, стратегию ускоренного роста и, наконец, стратегию перехода к новому витку развития, вновь имеет начало и все следующие стадии (стратегии).

Наиболее распространенными в практике туристического предпринимательства являются стратегии развития, связанные с обновлением туристического продукта на качественно более высоком уровне, расширением рынка туристических услуг предприятия и использованием новых технологий обслуживания туристов.

Экономическая наука выделяет четыре группы стратегий развития, которые в туризме имеют специфические особенности.

К первой группе относятся стратегии концентрированного роста , основанные на изменении туристического продукта или рынка туристических услуг. В этом случае предприятие должно улучшить туристический продукт или перейти к разработке нового, найти возможности для укрепления своего положения на рынке или найти нишу на новом рынке туристических услуг.

Ко второй группе стратегий роста относится интегрированное развитие , что предполагает расширение туристической деятельности за счет дополнения туристических услуг новыми видами.

Третьей группой стратегий роста являются стратегии диверсификации туристической деятельности . Они применятся в том случае, если предприятия не могут развиваться на действующем рынке туристических услуг по своим турпродуктом.

К четвертой группе стратегий развития туристической деятельности относятся стратегии перегруппировки сил с целью повышения эффективности. В таких случаях требуется структурная перестройка деятельности, направленная на обновление туристического продукта в соответствии с изменениями рыночного спроса. Эта стратегия связана с восстановлением туристической деятельности предприятия на качественно более высоком уровне.

Большие туристические предприятия могут одновременно использовать несколько видов стратегий развития. На основе оценки действующей экономической стратегии каждое предприятие обосновывает свою базовую стратегию по соответствующей процедуре. Итак, обоснование и реализация экономической стратегии предприятия охватывает организацию стратегического предвидения, которое требует систематического совершенствования методов разработки новых и эффективного корректировки действующих стратегий, требует повышения профессионализма как разработчиков, так и исполнителей стратегических решений.