Мероприятия к 1 сентября в научной библиотеке. Начинаем учебный год с посещения библиотеки! тур - отборочный

Игра для старшеклассников «Твой шанс» (1 вариант)

Оформление зала.

На украшенной сцене полукругом шесть небольших столов с заранее заготовленными листами бумаги, карандашами и карточками с изображениями цифр от 1 до 7.

На сцене экран, при отсутствии возможности работать с компьютером, экран и планшет с плакатами, которые легко передвигаются, сменяя друг друга. На плакатах (или компьютерная графика) надписи из 7 слов и цифр по порядку:

  1. Плакат: 1. Ноябрь 2. Май 3.Апрель 4. Октябрь 5. Июнь 6. Март 7.Сентябрь
  2. Плакат: 1. Китоглав 2. Кетсал 3. Гуахаро 4. Овсянка 5. Баклан 6. Ибис 7. Иволга
  3. Плакат: 1. Мечников 2. Румянцев 3. Брюллов 4. Павлов 5. Репин6. Третьяков 7. Стасов
  4. Плакат: 1. Цицерон 2. Гиппократ 3. Лукреций 4. Декарт 5. Фурье 6. Франклин 7. Гомер
  5. Плакат: 1. Ампир, 2. Палеография, 3. Этология, 4. Витраж, 5. Мимикрия.

Ведущий
Игра будет проходить в 3 тура.

1 тур - отборочный

По итогам отборочного тура отбираются 6 человек, получивших большее количество жетонов, при одинаковом количестве жетонов задается дополнительный вопрос, кто вперед и правильно отвечает, получает право дальнейшего участия в игре.

Ведущий : Итак, у нас определились победители первого тура. Давайте с ними познакомимся.

Участники игры представляются, занимают игровые места за столами.

Ведущий : Теперь прослушайте условия 2 тура игры. На сцене, на экране, вы видите 7 слов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с цифрой, под которой, вы считаете, написан правильный ответ. Карточки поднимаете вместе по звуковому сигналу.

Каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов. Подсчет баллов ведут мои помощники.

Первый цикл вопросов называется «Времена года» .

Звучит отрывок из «Времен года» Чайковского «Октябрь». На фоне музыки.

«Времена года» именно так названо знаменитое произведение замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского, которое он писал в течении года, посвящая каждую часть определенному месяцу.

Название какого месяца носит данный отрывок?

На экран проецируется картина Левитана «Март».

Вы видите картину известного русского художника Левитана, которая носит название месяца. Как называется эта картина?

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Название одного из месяцев произошло от имени греческой богини - покровительницы женщин и домашнего очага. Как называется этот месяц? /Месяц май, богиня Майя/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов. Смена плаката с ответами.

Второй цикл вопросов мы связали с началом осени и назвали «Осенний перелет птиц» .

Всем известны охоты с использованием хищных птиц, а вот в Китае с давних пор ловят рыбу с помощью птиц. Для этого на горло птицы одевается кольцо с веревкой, которую держит рыбак. Поймав рыбу, птица не может ее проглотить, мешает кольцо, и добычу забирает хозяин. Как называется птица? /Баклан/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов. На экране проецируется изображение иволги.

Это удивительно красивая птица наших лесов, которую называют жар-птица за удивительно красивое оперение, прилетает весной самой последней, т.к. нужна густая листва, чтобы ей спрятаться от хищников. Как называется птица? /Иволга/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов. Проецируется герб Гватемалы.

Изображение какой птицы украшает государственный герб, знамя и денежные знаки Гватемалы и служит символом свободы и независимости? /Кетсал или кетцаль/

Третий цикл вопросов мы назвали «Портреты замечательных людей» .

На экране проецируется портрет И.П.Павлова.

Вы видите портрет русского физиолога, создателя материалистического учения о высшей нервной деятельности и современного представления о процессе пищеварения. Кто этот ученый?

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

На экране проецируется портрет К.П.Брюллова.

Вы видите портрет русского живописца, одной из самых его известных картин является «Последний день Помпеи». Кто этот художник?

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

На экран проецируется портрет П.М.Третьякова.

Вы видите портрет купца, коллекционера, оказавшего большую поддержку художникам передвижникам. Кто этот купец?

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Смена плаката с ответами.

Последний цикл вопросов мы назвали «Цитаты замечательных людей» .

Кому принадлежат слова: «Жизнь - коротка, искусство - долговечно»? /Гиппократ/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Кому принадлежат слова, ставшие своеобразным символом эпохи: «Время - деньги»? /Франклин (в работе «Советы молодому купцу»)/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Кто утверждал «Бумага не краснеет, бумага все терпит». /Цицерон в «Письмах к друзьям»/.

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Смена плаката.

Третий тур нашей игры, мы назвали «Полиглот» , и выиграть его может тот, кто имеет больший словарный запас. На планшете вы видите следующие слова: «Ампир», «Палеография», «Этология», «Витраж», «Мимикрия». Вам будет дано три объяснения этим словам, вам необходимо поднять карточку с номером правильного объяснения слова, т.е. у вас будут задействованы карточки только с номерами: 1, 2, 3.

Ампир - это:
1. Стиль в архитектуре и декоративном искусстве первой трети 19 века.
2. Особая техника живописи.
3. Одно из направлений в классицизме, литературе и искусстве 18 века.

/1/

Палеография - это:
1. Наука, изучающая строение каменных пород.
2. Историческая дисциплина, изучающая историю древнего мира.
3. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю письма.
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.
/3/

Этология - это:
1. Наука о поведении животных.
2. Наука, изучающая жизнь насекомых
3. Наука, изучающая океан.
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.
/1/

Витраж - это:
1. Декоративно украшенный лестничный пролет.
2. Сюжетная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающая свет.
3. Декоративная или орнаментальная композиция, расписанная на витринах.
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.
/2/

Мимикрия - это:
1. Способность животных выделять запах, отпугивающий врагов.
2. Способность у ящериц, в минуту опасности «отбрасывать» хвост.
3. Способность животных окраской, формой тела подражать окружающим предметам.
/3/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Подведение итогов игры, награждение шестерки игроков.

Игра для старшеклассников «Твой шанс» (2 вариант)

Оформление зала (см. 1 вариант)

1. Плакат: 1. Овчарка 2. Бульдог 3. Пудель 4. Колли 5. Сенбернар 6. Дог 7. Ирландский волкодав
2. Плакат: 1. Пахмутова 2. Бах 3. Вагнер 4. Добронравов 5. Бетховен 6. Шаинский 7. Моцарт
3. Плакат: 1. Такса 2. Эрдельтерьер 3. Мопс 4. Дворняжка 5. Водолаз 6. Сеттер-гордон 7. Доберман
4. Плакат: 1. Грез 2. Васнецов 3. Буше 4. Брюллов 5. Моне 6. Иванов 7. Перов
5. Плакат: 1. Депонирование 2. Дипонирование 3. Депонированние
6. Плакат: 1.Апеллция 2. Опеляция 3. Апелляция
7. Плакат: 1. Революционизирование 2. Революционнизирование 3. Революционизированние

Ведущий : Дорогие ребята! Начинаем игру «Твой шанс». Почему «Твой шанс?» Каждый из присутствующих в зале имеет шанс проверить свою эрудицию, выйти на эту сцену, показать свои знания и получить приз.

Игра будет проходить в 3 тура.

1 тур - отборочный . Условия: я задаю вопрос, вы, подняв руку, даете ответ. Учитывается только ответ плюс поднятая рука. За правильные ответы мои помощники в зале выдают жетоны. По окончании тура выбираются шесть человек победителей, которые продолжат игру на сцене, причем имея запас очков. Каждый жетон - 10 очков.

Об условиях 2 и 3 тура я скажу позже, а пока приготовьтесь отвечать на вопросы.

Вопросы отборочного тура (из первой части).

Выбор шестерки победителей для продолжения игры.

Ведущий : Теперь прослушайте условия 2 тура игры . На сцене, на экране, вы видите 7 слов. На столах на карточках у вас перечислены цифры от 1 до 7. Я задаю вопрос, вы, после звукового сигнала, поднимаете карточку с номером под которым, по вашему мнению, стоит правильный ответ. Либо не поднимаете, если правильного ответа нет. Поднимать карточку строго по звуковому сигналу. Каждый правильный ответ дает вам плюс 20 баллов к набранной сумме очков. Подсчет баллов ведет счетная комиссия.

По восточному календарю 2006 год - год собаки. Все вопросы 2-го тура, так или иначе будут посвящены этому животному, верному другу и помощнику человека. С незапамятных времен собака помогала человеку в труде, охраняла его жилище от врагов и диких зверей. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей - всего не перечислишь.

Первый цикл вопросов мы назвали: «Собаки-герои» .

1. Собака по кличке Усач вместе с полком наполеоновской армии участвовала во многих сражениях и была награждена боевым французским орденом за спасение полкового знамени в битве при Аустерлице. Какой породы была собака?
Пудель /3/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

2. В Англии в графстве Вельш, есть памятник псу по кличке Гелерт, любимому псу принца Уэльского Левелина. Однажды, вернувшись с охоты, вельможа обнаружил пса с мордой, покрытой свежей кровью. Недолго думая, принц, решив, что собака загрызла его маленького сына, оставшегося без присмотра в гневе вонзил в животное меч. Собака погибла, а мальчишку нашли живым и невредимым, он забавлялся с тушей матерого волка, которого загрыз верный Гелерт, защищая человеческое дитя. Какой породы была собака?
Ирландский волкодав /7/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

3. В Швейцарии есть памятник собаке по кличке Барри, он был помощником монахов, которые спасали людей, застигнутых непогодой в скалистых Альпах. За 12 лет службы Барри спас более 40 людей. Существует легенда о том, будто бы Барри был убит сорок первым спасенным им человеком. Откопанный из-под снега и согретый собакой путник, открыв глаза, испугался огромного, стоящего над ним зверя и выстрелом в упор убил пса, возможно такой случай и имел место, но по отношению к Барри это только легенда. Какой породы был Барри?
Сенбернар, порода названа по названию перевала и монастыря Большой Сен-Бернар /5/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Второй цикл вопросов мы назвали: «Собаки и музыка» . Ни для кого не секрет, что собаки имеют слух, гораздо тоньше, чем у человека. Как и многие другие животные собаки отличаются музыкальностью. Внимание вопрос:
1. О пуделе известного немецкого композитора говорили, будто этой собаке свойственна особая музыкальность. Случалось, что на репетициях на которые композитор брал своего пуделя, пес начинал громко лаять, если возникала дисгармония в звучании инструментом. А о дворняжке по имени Пепс утверждают, будто эта собака была единственным существом, которому композитор позволял критиковать свои произведения, называя беспородного пса в письмах не иначе как «музыкальным помощником» Как фамилия композитора?
Вагнер /3/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

2. Звучит «Собачий вальс». Вы слышите хорошо известное музыкальное произведение, которое играют даже те, кто не знаком с музыкальной грамотой. И название у него вполне по теме: «Собачий вальс». Кто автор этого произведения?
Автор неизвестен
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

3. Звучит песня Шаинского «Пропала собака». Не мало своих произведений посвятили композиторы-песенники, произведение какого композитора вы сейчас слышит Шаинского /6/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Третье задание второго тура мы назвали «Собаки-герои литературных произведений» .

1. Вспомните стихотворение Есенина «Собака Качалова». «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» Какой породы был Джим?
Эрдельтерьер /2/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

2. Какой породы был Бим в повести Троепольского «Белый Бим - Черное ухо»?
Шотландский сеттер или сеттер-гордон /6/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

3. Какой породы была Каштанка в одноименном рассказе А.П.Чехова?
Дворняжка, по тексту: помесь таксы с дворнягой /4/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Переходим к последней группе вопросов «Собаки в живописи» . Мы поговорили о собаках и творчестве композиторов и писателей, но собак писали и художники. Собаки были верными друзьями многих выдающихся и не очень выдающихся людей, с которых писали картины знаменитые художники, рядом с хозяином на полотнах вырисовывали и их друзей- собак, особенно это часто было при изображении детей.

На экран проецируется картина «Мальчик с игрушками».

1. Вы видите известную картину «Мальчик с игрушками», на которой изображен русский литературный критик Владимир Дмитриевич Философ в детские годы. Кто автор картины?
Неизвестный художник круга Венецианова.
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.
Проецируется картина «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания».

2. Собаки изображались и в семейных портретах, на картине «Паралитик, или плоды хорошего воспитания», вы видите больного человека, окруженного любящей семьей, и в том числе рядом собака. Кто автор картины?
Ж.Б.Грез /1/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Проецируется картина «Пейзаж в окрестностях Бове»

3. Собаки изображались и на пейзажах. Вы видите картину «Пейзаж в окрестностях Бове». Кто автор картины?
Ф.Буше /3/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Второй тур завешен, переходим к третьему туру . Его мы назвали: «Игра словами». Для ответа на вопросы вам понадобятся карточки с номерами от 1 до 3. Условие выполнения заданий те же, что и в предыдущем туре: вы поднимаете карточку с номером правильного на ваш взгляд ответом. За правильный ответ получаете 20 баллов. Выполнение задний потребует знаний правописания в русском языке. На экране сейчас появится три варианта написания слова, но только один, естественно, правильный. Вам необходимо поднять карточку с номером правильного написания слова.

1. На экране проецируются варианты написания слова Депонирование. 1. Депонирование 2. Дипонирование 3. Депонированние Правильный вариант ответа /1/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

2. На экране проецируются варианты написания слова Апелляция. 1.Апеллция 2. Опеляция 3. Апелляция Правильный вариант ответа / 3/.

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

3. На экране проецируются варианты написания слова Революционизирование. 1. Революционизирование 2. Революционнизирование 3. Революционизированние Правильный вариант ответа /1/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Мы закончили третий тур, а с ним подошла к концу наша игра. Пока подсчитываются баллы, предоставим слово нашим финалистам.

Вам предоставляется возможность поприветствовать друзей, поздравить с новым учебным годом присутствующим, передать привет педагогам, одним словом, вы можете выговориться.

Подводятся итоги, награждаются победители.

Интеллектуальный турнир книголюбов

Отборочный тур (вопросы из первой части)

Вопросы первого тура.

Для первой команды:
1. Ваша любимая книга детства?
2. Как зовут вашего любимого литературного героя, из какой он книги?
3. Какую книгу вы сейчас читаете?
4. Что вам ближе классика, или книги современных авторов?
5. В каких библиотеках вы читаете?
6. Любимая газета вашей семьи?

Для второй команды:
1. Ваш любимый сказочник?
2. Помните ли вы первую книгу, которую прочитали, сколько вам было лет?
3. Успеваете ли вы читать каждый день?
4. Если бы вы были художником, какую бы книгу вам хотелось иллюстрировать?
5. Назовите свой любимый журнал?
6. Какую бы книгу вам хотелось перечесть?

Второй тур
Второй тур нашей игры будет посвящен литературе.

Я думаю все вы понемногу читаете, и следующие вопросы не вызовут у вас затруднение.

Отвечает любая команда, кто быстрее догадается и ответит правильно - получает жетон.

  1. К нам на игру пришла телеграмма: «Прибыть к вам не могу, от меня сбежали брюки». Кто ее прислал? / Главный герой сказки К.Чуковского «Мойдодыр»
  2. Ходили они ходили друг к другу в гости, а угоститься в гостях никак не могли. В какой сказке это происходит? / «Лиса и журавль»
  3. Назовите профессию и хобби Шерлока Холмса. / Профессия - химик, хобби - игра на скрипке
  4. Элли внимательно посмотрела на Тотошку и увидела, что у него две правые лапы, две левые лапы, две передние лапы, две задние лапы. Сколько лап у Тотошки насчитала Элли? / 4 лапы
  5. Как звали человека, который хотел создать каменный цветок? / Данила-мастер
  6. Этот литературный герой большую часть жизни провел под водой. Об этом нам поведал Жюль Верн. Скажите название корабля и имя его владельца. / «Наутилус» Капитан Немо
  7. Каких животных Фея превратила в лошадей для Золушки? / Крыс
  8. Какая детская повесть В.Катаева озаглавлена первой строкой известного стихотворения М.Лермонтова? / «Белеет парус одинокий»
  9. Какая собака стала жертвой помещичьего произвола? / Му-му

А теперь усложним задачу и поиграем в объяснялки. Я загадываю литературное произведение и пытаюсь своими словами объяснить: о чем там идет речь, вы же попробуйте ответить на поставленный вопрос к этому произведению. За правильный ответ - жетон

  1. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков, но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал… Кого? / Колобка
  2. Сообразительное животное выводит в люди своего хозяина простака. Какую обувь предпочитал носить этот зверь? / Сапоги
  3. Муж обожает свою жену, но из тщеславия сжигает ее скромный наряд. Жену похищает неизвестный. Кто он? / Кощей бессмертный
  4. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. Кто ее выручил? / Комар
  5. Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какова профессия супруга этой женщины? / Рыбак

Третий тур
Следующий тур нашей игры посвящен непосредственно книге. И вновь играем в объяснялки. Я загадываю слово, непосредственно связанное с темой «книга», с помощью моих подсказок, постарайтесь догадаться, что это за слово. Если вы догадаетесь с первой попытки, то получаете жетон достоинством - 10 баллов, со второй - 5 баллов, с третьей - 2, с четвертой - 1.

Первое слово.
1. В Европе ее изготовили в 10 веке.
2. Китайцы свой секрет в изготовлении данного материала хранили десять веков.
3. Нет в современном мире такого дела, такой профессии, нет такого человека, который мог бы обойтись без нее.
4. Она очень разнообразная: толстая и тонкая, белая, цветная, документальная, литографическая, мелованная, картографическая.
/бумага/

Второе слово.
Долгие века каждый народ оттачивал и совершенствовал эту книгу, выращивал ее как цветок, стараясь добиться совершенства.
1. На Руси среди самых древних рукописных книг были и эти книги.
2. Иван Федоров в городе Львове в 1574г. выпустил эту первую печатную книгу.
3. После войны с Наполеоном была выпущена книга, которая называлась «Подарок детям в память 1812г» Вместо обычных картинок там были карикатуры на Наполеона, и первые уроки чтения малыш получал вместе с великим уроком победы.
/Букварь/

Третье слово.
1. Русские люди ее ценили и глубоко чтили. В имущественных описях, например, она занимала второе место после икон. Прекрасно понимал ее значение в жизни Руси Ярослав Мудрый.
2. Они издавна были окружены ореолом таинственности, что породило множество всевозможных легенд о подземельях, где спрятаны неслыханные сокровища Ивана Грозного.
3. Повелением Петра Первого в 1714г ее соорудили в Летнем дворце. В 1738 г. газета по ее поводу писала: «Впредь будет отперта и всякому вход в оную свободен во вторник и пятницу».
4. Год 1795 знаменателен для России как год просвещения россиян и открытие первой государственной общедоступной…
/библиотеки/

Четвертое слово.
1. Так называется прижизненное издание писателя - классика.
2. Сохранившийся экземпляр всеми забытого или рассеянного по миру сборника стихов.
3. Книга с автографом, дарственной надписью.
4. Огромный старинный том, переплетенный в тисненную кожу с золотом. С латинского переводится как древняя книга.
/антикварная книга/

Четвертый тур
Развитие книжного дела занимается наука книговедение, и как в каждой науке, у нее много различной терминологии.

С некоторыми словами мы знакомы, т.к. являемся читателями книг, другие известны только специалистам. Следующий тур нашей игры достаточно сложен.

Мы назвали его «В лабиринте книжных слов». Каждая команда получает 12 карточек. Шесть из них содержат термин, относящийся к книжному делу, шесть - пояснения к данным словам. За минуту необходимо соединить эти карточки (см. приложение) .

Затем прочесть объяснения ко всем терминам. Каждая пара правильно подобранных карточек - 1 балл.

Карточки для первой команды:
1. Человек, собирающий книги - БИБЛИОМАН
2. Исправление страниц с обнаруженными ошибками или дефектами печати - ВЫДИРКА
3. Книжный знак владельца книги - ЭКСЛИБРИС
4. Подлинная подпись автора - АВТОГРАФ
5. Книжная закладка - ЛЯССЕ
6. Лист из которого мы узнаем имя автора, заглавие, время и место выпуска книги - ТИТУЛ

Карточки для второй команды:
1. Собиратель редких книг - БИБЛИОФИЛ
2. Похититель книг - БИБЛИОКЛЕПТ
3. Рисунок или портрет рядом с титульным листом, на левой стороне - ФРОНТИСПИС
4. Наглядное изображение текста в книге - ИЛЛЮСТРАЦИЯ
5. Древняя рукописная книга - МАНУСКРИПТ
6. Книга большого размера - ФОЛИАНТ

Вторая часть конкурса «Лабиринт» заключается в том, что вам будет предложено самим вспомнить термин, после прочтения определения. Для каждой команды это три достаточно известных слова, каждый правильный ответ - 1 балл.

Для первой команды:
1. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе. /Свиток/
2. Название многоцветных иллюстраций, заставок в древнерусских рукописных книгах, также называются и художественные произведения небольших размеров /Миниатюра/
3. Книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся повышенным спросом /Бестселлер/

Для второй команды:
1. Серия рисунков с кратким текстом. Такая литература впервые появилась в США /Комикс/
2. Название формы книг у древних римлян, состоящих из скрепленных дощечек или папирусных листов. Современная книга сохраняет эту форму в виде книжного блока, а в области права этот термин означает свод законов /Кодекс/
3. Название книги, бывшей в пользовании, и вновь поступившей в продажу /Букинистическая/

Викторина «Виват, библиотека!»

Оформление зала аналогично игре для старшеклассников «Твой шанс»

  1. 1. Библиотека 2. Культура 3. Книгохранилище 4. Абонемент 5. Каталог 6. Стеллаж 7. Книга
  2. 1.Пушкин 2. Крылов 3. Тютчев 4. Петрарка 5. Горький 6. Боккаччо7. Тургенев
  3. 1. Глинка 2. Васнецов 3. Мусоргский 4. Врубель 5. Серов 6.Чайковский 7. Тропинин

Добрый день ребята, поздравляю вас с Днем знаний!

Скоро нам вместе рука об руку будем идти по дорогам знаний, потому что именно в библиотеке полученная информация, позволяет блеснуть знаниями на уроке.

Сегодня я предлагаю поучаствовать в викторине, посвященной библиотеке и всему, что с ней связано: книга, литература, искусство. А участников викторины определит отборочный тур.

Вопросы к отборочному туру в 1 части.

Первый тур
Итак, у нас есть шесть участников викторины. Подойдите к столам, на них вы видите таблички с номерами, на плакатах правильные ответы на вопросы, которые я буду задавать.

Ваша задача по звуковому сигналу поднять табличку с номером правильного ответа. Хранитель времени, дающий звуковой сигнал, будет подсчитывать ваши баллы.

Плакат 1.
1) Как сегодня называется учреждение, которое наши предки именовали «Коллекция дощечек», «Собрание кодексов», «Сокровищницей мудрости», «Приютом мысли», «Аптекой для души»?
Звуковой сигнал
Библиотека / 1 /
Подсчет баллов

2) Как называется перечень произведений печати, составленный определенным образом с целью раскрытия библиотечного фонд
Звуковой сигнал
Каталог /5/
Подсчет баллов

3) Как буквально переводится слово библиотека?
Звуковой сигнал
Книгохранилище / 3 /
Подсчет баллов

4) Это слово с латинского языка переводится как возделывание, обработка, первоначально оно связывалось с сельским хозяйством, а сейчас этим словом обозначают все достижения человечества, в том числе в области литературы и книгопечатанья.
Звуковой сигнал
Культура / 2 /
Подсчет баллов

5) В переводе с французского - это предварительно оплаченное право пользоваться определенными услугами. В библиотеке он дает право читателям взять книги домой на определенный срок
Звуковой сигнал
Абонемент / 4 /
Подсчет баллов

1) Этот человек был не только известным поэтом, но и знаменитым книголюбом. Он передал в дар Венеции свои книги, которым не было цены. Его книжное собрание послужило началом основания первой публичной библиотеки в Италии. Она существует и сейчас. Назовите этого поэта.
Звуковой сигнал
Петрарка / 4 /
Подсчет баллов

2) Какой известный российский поэт обратил свой последний взор перед смертью к книгам, сказав им: «Прощайте, друзья!»
Звуковой сигнал
Пушкин / 1 /
Подсчет баллов

3) Какой известны русский писатель работал библиотекарем?
Звуковой сигнал
Крылов / 2 /
Подсчет баллов

4) Какой великий русский писатель на вопрос об образовании мог лишь ответить «низшее». Энциклопедические знания он приобрел благодаря книгам, всю жизнь собирал и учился у них.
Звуковой сигнал
Горький / 5 /
Подсчет баллов

5) На средства какого известного русского писателя была основана первая библиотека в Париже, носящая и поныне его имя?
Звуковой сигнал
Тургенев / 7 /
Подсчет баллов

Плакат 3.
1) Кто из русских живописцев создал выразительные рисунки к Драме Пушкина «Моцарт и Сальери», на тему пушкинского «Пророка» им написано две картины - «Пророк» и «Шестикрылый Серафим». Театральная интерпретация пушкинской сказки приводит художника к созданию картины «Царевна Лебедь» и полотна «Тридцать три богатыря», сказочность которого достигается изображением «бурливого» моря, диковинного облика «дядьки морского», эффектами цвета, подчеркнутой декоративностью.
Звуковой сигнал
Врубель (4)
Подсчет баллов

2) Назовите композитора, который учился с младшим братом А.С.Пушкина Львом. Искренне восхищенный талантом поэта написал несколько романсов на его стихи, создал замечательную оперу «Руслан и Людмила», музыка которой наиболее созвучна настроению и поэтике одноименного произведения Пушкина.
Звуковой сигнал
Глинка / 1 /
Подсчет баллов

3) Кто из художников иллюстрировал произведения Пушкина «Борис Годунов», «Русалка», «Сказка о царе Салтане…». Художественное своеобразие этого художника, его тонкое воплощение народности в творчестве, нашли свое отражение в иллюстрациях к «Песне о вещем Олеге», выполненных в стиле древнерусских рукописей, богато украшенных орнаментами и миниатюрами.
Звуковой сигнал
Васнецов / 2 /
Подсчет баллов

4) Назовите великого русского композитора, неоднократно обращающегося к творчеству Пушкина, его лучшим произведениями по праву считаются: оперы «Евгений Онегин», «Мазепа» (по поэме «Полтава»), «Пиковая дама». Из романсов наибольшую известность получил романс «Соловей», написанный на стихи Пушкина.
Звуковой сигнал
Чайковский / 6 /
Подсчет баллов

5) Кто из русских композиторов определил цель своего творчества следующим образом: «создать живого человека в живой музыке». Наилучшим воплощением этой цели стала опера «Борис Годунов» по драме А.С.Пушкина.
Звуковой сигнал
Мусоргский / 3 /
Подсчет баллов

Определение трех победителей для следующего тура.

Победителей первого тура ждет следующее испытание. За три минуты вам необходимо ответить на чертову дюжину вопросов. Второй тур так и называется: «Чертова дюжина» .

Ответить на вопросы поможет ваша эрудиция, почерпнутая из книг, присутствие силы духа, воспитанного книгами и умение быстро находить ответы на достаточно легкие вопросы.

Хранитель времени будет следить за регламентом, Каждый правильный ответ принесет вам 10 баллов.

Чертова дюжина 1.

  1. Отец деревянного мальчика? (Папа Карло)
  2. Лягушка в раннем детстве? (Головастик)
  3. Участок земли под овощами? (Огород)
  4. Что делает еж зимой? (Спит)
  5. Он может лежать на гвоздях? (Йог)
  6. Дом собаки? (Конура)
  7. Вьют ли перелетные птицы на юге гнезда? (Нет)
  8. Какая из нот не нужна для компота? (Соль)
  9. Очень запутанная дорога? (Лабиринт)
  10. Знак почтовой оплаты? (Марка)
  11. У этого моря нет берегов? (Саргассово)
  12. Он первым вышел в открытый космос? (Леонов)
  13. Какую букву Петр I ввел в русский алфавит? (0)

Чертова дюжина 2

  1. Корова в детстве? (Теленок)
  2. Дом автомобиля? (Гараж)
  3. «Семь раз отмерь, один…?» (Отрежь)
  4. Мальчик с деревянным носом? (Буратино)
  5. Городское заведение для зверей? (Зоопарк)
  6. Костюм космонавта? (Скафандр)
  7. Северная столица России? (Санкт - Петербург)
  8. Какой снег быстрее тает: грязный или чистый? (Грязный)
  9. Специальность Соловья с черниговской дороги? (Разбойник)
  10. Царь древнего Египта? (Фараон)
  11. Цвет майки лидера в велогонках? (Желтая)
  12. Что означает фраза «ни холодно, ни жарко»? (Все равно)
  13. В каких словах 100 согласных? (Стол, стог)

Чертова дюжина 3

  1. Появляется на железе из-за сырости? (Ржавчина)
  2. Ребенок козы? (Козленок)
  3. Эмблема государства? (Герб)
  4. Спрятанные сокровища? (Клад)
  5. Размер сапог Дяди Степы? (45-й)
  6. Что означает пионер? (Первый)
  7. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
  8. Кто идет не двигаясь? (Время)
  9. Кто говорил: «Сим-сим, откройся»? (Али-Баба)
  10. Эта женщина - символ женской загадочности? (Джоконда)
  11. Фигурное катание на лыжах? (Фристайл)
  12. Дикий труднопроходимый лес? (Тайга)
  13. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

Подсчет баллов, награждение победителей. Победителю предоставляется слово для поздравления.

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…

А.С. Пушкин

Праздник 1 сентября - День знаний - это праздник, который призван подчеркнуть важность образования. Изначально этот день все народы отмечали как праздник жатвы. В нашей стране ещё во времена Петра I в этот день было принято праздновать Новый Год. Но потом Новый Год было решено перенести на 1 января. Официально День знаний начали отмечать в СССР с 1984 года. День знаний – это праздник для всех учеников, учащихся, студентов, их родителей, учителей и преподавателей, а также всех тех людей, которые хоть как-то связаны с обслуживанием школьников и студентов. Поэтому с 01.09.2016 г. по 23.09.2016 г. организованы книжные выставки в читальных залах и абонементах научно-технической библиотеки ДГТУ.

Книжная выставка:

“Дорогою добра и знаний»

в читальном зале авиационного колледжа

Постоянно действующие книжные выставки:

«Дары ректора ДГТУ Бесариона Чохоевича Месхи»

и «Труды ученых ДГТУ»

в холле библиотечного комплекса № 7


Книжные выставки сентября:

«В помощь первокурснику», «В помощь менеджеру», «Нефть и газ», «Электрические машины», «Социальному работнику»

в абонементе учебно-лабораторного корпуса № 10

«Тебе, первокурсник!»

в читальном зале технических дисциплин (ауд. 1-453)

«Для вас, первокурсники!», «Новые поступления»

в абонементе учебной литературы (ауд. 7-208)

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

«В первый погожий сентябрьский денек…» - под таким названием прошел День информации в Библиотеке - центре общения и информации.

Для самых маленьких читателей был устроен настоящий парад новых книг; для любознательных читателей постарше - оформлена выставка – просмотр «Что есть Что» из фонда читального зала; руководители детского чтения, родители, педагоги смогли познакомиться с информационной витриной «Ваши интересы – наши возможности».

На праздничных встречах «Здравствуй, к знаниям дорога!» побывали учащиеся 3-4 классов многопрофильного лицея №4. Главной героиней праздничных встреч была Знаечка, которая устроила для наших читателей настоящий экзамен. И только Волшебница с ее мудрой Вороной смогли помочь ребятам справиться с заданиями интеллектуальной игры. Самые достойные имели возможность сфотографироваться со Знаечкой.

Ко Дню информации подготовлен раздаточный информационный материал (закладки, буклет, визитки).

Всего в этот день в библиотеке побывало 114 детей.

1 сентября в День знаний историко-краеведческую библиотеку им.И.И.Василёва посетили учащиеся младших и старших классов средних школ г.Пскова.

Второклассникам школы № 2 сотрудники библиотеки рассказали о первых командирах партизанских бригад (А.Германе, Н.Васильеве, В.Обьедкове, М.Степанове и др.), действовавших на территории вблизи города Пскова во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Ребята узнали, как партизанские бригады боролись против немецко-фашистских захватчиков, как занимались подрывной деятельностью, защитой жителей деревень в тылу врага. Рассказ сопровождался мультимедийной презентацией, и закончился викториной. Победителю, ответившему на большую часть вопросов, была вручена в подарок книга «Во славу павших, во имя живых».

Для старшеклассников школы № 18 им.В.Маргелова была представлена книжно-иллюстративная выставка о старинном городе Ярославле и документальный краеведческий видеофильм «Ярославль».

В сентябре 2010 года исполняется 1000 лет со дня основания города Ярославля. На протяжении своей тысячелетней истории Ярославль выступал в качестве одного из оплотов российской государственности. Городу придавали высокое значение правители России, царствующие фамилии Рюриковичей и Романовых, а позднее и советское руководство. Исторический факт возникновения города – акт самостоятельной политической воли молодого князя Ярослава Владимировича (Мудрого), заложившего на Волге около 1010 года крепость для обеспечения безопасности северо-восточных границ Киевской Руси. Ярославль возник как первый христианский город на Волге.

«Первоклассное путешествие в страну знаний».

Ребята с удовольствием участвовали в играх-конкурсах: "Веселый счёт", "Исправь ошибки» и пр., в ходе которых смогли проверить свои знания и готовность к новому учебному году!


1сентября в читальном зале детской библиотеки№9 состоялась праздничная игровая программа с элементами театрализации" В школу с радостью пойдем ".

В программе приняли активное участие ученики начальных классов школ№7 и №14.

Программа мероприятия была очень насыщена по своему содержанию. Элементы театрализации, использованные в программе, позволяли долго удерживать внимание детей. Игровая форма хорошо переплеталась с различными викторинами и заданиями. Дети получили большое удовольствие, от того что сами находили правильные ответы на вопрос. В ходе мероприятия за правильные ответы ребята награждались призами.

В завершение встречи все участники получили сладкие подарки.

А еще в библиотеке прошел урок мужества "О подвигах,о доблести,о славе" для учащихся 5 классов школы№14.

Из рассказа библиотекаря, который ребята слушали с большим интересом, они узнали о детских годах жизни Александра Невского, о его военных подвигах, а затем приняли активное участие в викторине "Богатыри земли русской".

Школьники охотно отвечали на вопросы, делились своими впечатлениями.

Большую заинтересованность у детей вызвал показ реконструкции Ледового побоища.

Все получили большое удовольствие.

В библиотеке "Родник" учащиеся 4-х классов школы № 12 совершили познавательное путешествие «День знаний – начало свершений и дерзаний!», во время которого они посетили станции: сказочную, выученных уроков, тайны живой природы.

Восьмиклассники ЕМЛ № 20 же отвечали на вопросы турнира "Люби и знай свой край", состоявшего из трех туров: исторического, литературного и природно-экологического.

На выставке новых книг "Новосёлы в библиотеке" и взрослые и дети нашли для себя много интересного.

День знаний в детской библиотеке «РаДуГа»

Много стран открыто нами. Книголенд – одна из них.

Радость здесь царит, веселье и сияет знаний свет.

Если же царица Скука и найдёт дорогу к ней,

Не найдётся там ей места, где звенит весёлый смех.

Каждый взрослый и ребёнок знает, что любое дело надо начинать, зарядившись хорошим настроением, весёлой шуткой и убеждением, что впереди ждёт много хорошего.

Это убеждение и дало настрой празднику «День знаний в библиотеке «РаДуГа»».

В этот день в библиотеке было объявлено открытие Библиоленда, но случилось непредвиденное событие, грозившее испортить праздник: Скука, узнав о готовящемся празднике, выкрала, а потом от скуки и разорвала карту Библиоленда. Приглашённые на праздник дети, не дали Скуке ни малейшего шанса овладеть Страной интересных книг. Они отгадали все загадки, успешно прошли испытания на умение рисовать часть рисунка, не видя целого, спеть частушку, так, чтобы вызвать как можно больше улыбок, узнать литературного героя и вспомнить автора книги, наконец, собрать части карты и по ней найти волшебный звонок, возвестивший об открытии Библиоленда.

И ещё раз убедились, что те, кто дружит с книгой, никогда не узнают скуки!

В День знаний в Центральной городской библиотеке старшеклассникам представили выставку "Александр Невский - Святой витязь земли Русской" . Знакомство с выставкой сопровождалось показом наиболее ярких фрагментов художественного фильма режиссера Сергея Эйзенштейна "Александр Невский".

Конец августа и начало сентября в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Иркутска традиционно ознаменовались мероприятиями, посвященными Дню знаний. Если отмотать ленту времени на несколько дней назад, мы сможем погрузиться в атмосферу праздника всех детей и взрослых, учеников и учителей, отличников и даже двоечников.

Так, например, сотрудники библиотеки № 1 начали готовиться к празднику заранее. Они в период с 20 по 31 августа организовали для своих юных читателей акцию по изготовлению плакатов «Здравствуй, школьная пора!» В акции приняли участие ученики школы № 36, а сейчас в библиотеке открылась выставка их работ, на которую можно прийти полюбоваться в течение всего сентября.

29 августа в конференц-зале библиотеки № 2 на праздничное мероприятие собрались семьи, проживающие в предместье Рабочее, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Во время торжественной части праздника депутат городской Думы по 22 округу Распутин А.В. поздравил ребят и их родителей с новым учебным годом и подарил детям новенькие портфели. Теперь каждый из школьников, присутствовавших на празднике, готов к покорению новых вершин знаний. Далее библиотекари провели веселый урок для первоклассников, где ребята показали свои знания по количеству выученных букв и продемонстрировали быстроту составления слов из этих букв.

В этот день в библиотеке не умолкала музыка и детский смех. А в заключение праздника была проведена шуточная викторина о школе, где участвовали не только дети, но и их родители. Всем было очень весело и интересно, и каждый участник праздника получил небольшой сладкий подарок.

С самого утра 1 сентября в Центральной детской библиотеке звучали веселые детские песни, библиотекари поздравляли маленьких посетителей с началом учебного года. А в 12.00 для читателей началось увлекательное путешествие в страну знаний. Вниманию ребят был представлен мешочек знаний, ребята угадывали загадки о школьных принадлежностях. Надо сказать, что за летние каникулы дети не забыли о школе и обо всех предметах, связанных с ней. Дружно отвечали и на вопросы викторины и верно отгадывали загадки. Так же ребята с большим удовольствием приняли участие в подвижных играх: «Барон Мюнхгаузен», «Собери яблоки в корзину». В читальном зале библиотеки дети ответили на вопросы викторины по сказкам А.С. Пушкина «Путешествие по Лукоморью» и с интересом посмотрели мультфильм «День чудесный». Затем состоялась игра «Угадай мелодию». Надо сказать, что наши дети неплохо разбираются в детских песенках из мультфильмов, детских фильмов, знают песенки о животных, о друзьях и школе. Кстати, во время музыкальной викторины дети и родители с удовольствием напевали слова, услышав любимые мелодии. Для всех наших гостей конкурс мыльных пузырей стал полной неожиданностью и очень увлекательным занятием. Дети с увлечением надували пузыри, а жюри выбирало ребят, у которых получился самый большой пузырь. Всех гостей праздника библиотекари угостили сладкими призами и еще раз поздравили с Днем Знаний, а также пожелали не только учиться наукам, но и учиться дружить. В заключение все вместе станцевали «Танец дружбы».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Для своих читателей коллектив Детской библиотеки им. А. С. Пушкина организовал литературное путешествие по разноцветным произведениям «День радуги». Ребятам нужно было вспомнить произведения, в названии которых есть цвета радуги. Но тут в своей ступе прилетела Баба-Яга, заявив «А Баба-Яга против!», она схватила с собой все краски и умчалась. И тут же все увидели как радуга, небо, облака и солнце стали серыми. Ребята вспомнили, что для того, чтобы вернуть краски, необходима радуга. Всем известно, что радуга бывает после дождя. И тогда ребята начали читать заклички и звать дождик. Он пошел только, когда ребята попросили его лить «…и на людей! А на Бабу-Ягу хоть по тысячу ведру!». После дождя в библиотеке остались капельки. Каждая из них вела к нужному цвету в названии произведения. Коварная Баба-Яга, конечно, оставила подсказки, но иногда очень сложные. На помощь ребятам приходили их родители, ведь они за свою жизнь прочитали намного больше книг. Таким образом, были найдены все семь цветов радуги. Но для восстановления всех красок необходимы дополнительные цвета: белый и серый – цвет облаков, черный – цвет тучи, золотой – цвет солнца, серебряный – цвет дождя. Ребята и здесь справились с заданиями, назвав нужные произведения. И когда все цвета были собраны, ребята позвали солнышко. Оно осветило библиотеку на радость всем присутствующим.

Библиотекари библиотеки № 7 точно уверены, что День знаний является важным праздником в жизни любого школьника, поэтому пригласили юных читателей отправиться в путешествие «По книжным тропинкам – к знаниям». В ходе познавательной минутки «1 сентября в разных странах» ребята с интересом узнали о том, как проходит День знаний у разных народов, какие при этом существуют интересные традиции. Затем ребята приняли участие в викторине «Страна знаний», где их ожидали увлекательные задания на внимание и логику, по математике, русскому языку, а также встреча с любимыми литературными произведениями. Путешествие прошло познавательно и занимательно, ребята зарядились хорошим настроением. В завершение путешествия библиотекарь напомнила ребятам, что библиотека их верный друг и помощник в учебном процессе.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Доброй традицией библиотеки № 37 стало проведение библиотечно-просветительской акции «Сентябрь нас встречает у школьного порога». В День знаний – 1 сентября площадка перед школой № 50 была украшена плакатами с поздравлениями, яркими воздушными шарами и цветами. Жители микрорайона Топкинский с удовольствием останавливались, просматривали предложенную библиотекарями литературу, периодические издания с развёрнутой книжной выставки «Весь мир от А до Я откроет книжная страна». Многие обращались к сотрудникам библиотеки, задавали вопросы о новинках литературы, ближайших библиотечных мероприятиях. Родители вместе с детьми посетили эрудит-площадку «Удивительное рядом» и активно принимали участие в конкурсах «Куда, куда?», «Что ты будешь делать, если…». Для тех, кто не знает, что любит больше: чтение или спорт, был организован конкурс «Воздушный бой», очень веселой получилась спортивная разминка. Неунывающий Боцман Сарма приглашал принять участие на площадке «Сундучок желаний», где все стремились получить заветное пожелание на новый учебный год. Мамы, папы и их дети торжественно произносили клятву о родительской и школьной ответственности. Специально для игры-викторины «Путешествие в страну знаний» было оформлено необыкновенное дерево знаний со «школьными колокольчиками», к которому выстроилась очередь из желающих получить оценку за ответ. Конкурс эрудитов «Проще простого» позволил взрослым и детям блеснуть знаниями по школьной программе. Семейным увлечением стало разгадывание кроссворда «Чудесный край загадок полный» по истории Прибайкалья. Затем прошли конкурсы «Словесный волейбол», «Алфавит» и другие. Самые юные участники акции «атаковали» площадку «Переменка рисования», где под красочным зонтиком соревновались за приз на лучший рисунок сказочных героев.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В понедельник – первый учебный день – 3 сентября библиотекари Центральной городской библиотеки им. А.В. Потаниной вышли на уличную акцию для того, чтобы поздравить горожан: и взрослых, и детей с главным школьным праздником – с началом учебного года. А также, чтобы привлечь внимание к библиотеке, зарядить прохожих позитивом и весёлым настроением, была проведена приуроченная к этому дню акция-призыв «Как пройти в библиотеку?». Очень порадовало то, что почти все знали дорогу в ближайшую в библиотеку: от угла улиц Трилиссера и Байкальская до крыльца библиотеки. На тротуаре закрепили вырезанные из бумаги следы с надписью на них «в библиотеку». Следы сразу стали привлекать внимание прохожих. По ним можно было подойти к стеллажу с книгами и выбрать себе на память любую понравившуюся. Библиотекари всем заинтересованным прохожим раздавали листовки с координатами библиотек Октябрьского округа и с высказываниями современных писателей о книгах.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В этот же день сотрудники библиотеки № 14 подготовили для своих юных читателей игровую программу с участием сказочных героев. Дети с удовольствием участвовали в конкурсе Василисы Премудрой «Веселый счет», отгадывали кроссворды и загадки вместе с Карлсоном, участвовали в викторине Бабы-Яги «Сказочная осенняя рыбалка», а с Красной Шапочкой совершили мульт-путешествие «Окно в детство», где отыскали волшебное дерево с конфетами знаний.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В библиотеке № 30 в понедельник открылась интерактивная выставка «Сентябрь у школьного порога». Помимо книг на этой выставке размещены загадки о школе, учебных предметах, таких как математика, химия, школьных принадлежностях. Для самых сообразительных есть кроссворд и необычные примеры и задачки. В ходе беседы возле этой интерактивной выставки дети находили ответы на загадки, решали примеры и разгадывали кроссворд. Был проведен обзор по книгам, представленным на выставке. Больше всего внимание ребят привлекли книги по написанию сочинений и о математике в литературных сказках. Рассматривая учебник «Химия», одна из юных читательниц поняла, как удивительна данная наука, и решила познакомиться с ней поближе, взяв книгу для дальнейшего чтения.

Первый учебный день сотрудники библиотеки № 32 захотели сделать для своих читателей незабываемым, помочь им перейти от летнего отдыха к учебе, поэтому организовали интерактивную игру «Сказка в первый школьный день». Вместе с библиотекарями дети совершили путешествие в увлекательный мир знаний. Ведущая пригласила маленьких участников на весёлые уроки: «Забавный окружающий мир», «Сказочная литература», «Весёлая математика», на которых учащиеся проявили недюжинную смекалку и быстро ответили на заданные им сложные вопросы, а в игре «Отгадай-ка» смогли отгадать загадки о школьных принадлежностях. Ребята разгадывали загадки, участвовали в музыкальной викторине, посвященной песням о школе. А в видеопрезентации «Здравствуй, школа» детям предстояло не только дать ответ на вопрос, но и назвать, из какого произведения данный герой и кто автор произведения. Кроме того, ребят ждали различные конкурсы: «Составь слово», «Наоборот». После игры дети посмотрели два мультфильма о школе и дружбе.

4 сентября сотрудники библиотеки № 12 решили организовать праздник для детей «От А до Я». Для ребят на выставке были представлены книги, помогающие в учебе: энциклопедии, книги из серии «Я познаю мир», развивающие книги с логическими играми и интересными задачами. Библиотекари познакомили ребят с такими интересными журналами, как «Детская энциклопедия», «Веселые уроки», «А почему?», «Читаем, учимся, играем» и другими. Дети с интересом отвечали на вопросы викторины, решали смешные задачи, отгадывали загадки, а также с удовольствием рисовали, складывали пазлы, играли в настольные игры. А ещё все желающие смогли познакомиться с художественными произведениями об интересной и увлекательной школьной жизни. Каждый ребенок, участвовавший в мероприятии, получал поощрительный приз.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В библиотеке № 20 им. Е.А. Евтушенко 4 сентября сотрудники постарались воспроизвести в игровой форме настоящий учебный день. Праздник состоял из отдельных уроков, только оценки ребята получили в конце игры в виде маленьких призов.

Герои мультфильмов решили поздравить юных читателей с праздником и прислали в библиотеку телеграммы. Ребятам только оставалось угадать отправителя, что они с легкостью и сделали. А дальше они вместе с библиотекарями отправились в страну знаний, и выяснили, кто летом повторял уроки, а кто всё лето прогулял. На уроке русского языка дети читали тексты, написанные без пробелов, исправляли неправильные предложения, вспоминали выражения, в которых человек сравнивает себя с животными. На уроке литературы школьники искали половинки стихотворений, отвечали на литературные вопросы и составляли самое длинное слово из «буквенного дождя». Во время физкультминутки вспомнили игру из Болгарии «Да – нет». В этой стране, когда говорят «да», то поворачивают голову слева направо, а когда говорят «нет», то качают головой вверх-вниз. Урок математики помог ребятам расшевелить собственный ум – детям пришлось решать задачи в стихах. На уроке окружающего мира школьники искали лишний цветок и складывали названия животных из разбросанных букв. В конце праздника каждый ребенок получил подарок.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Учебный год начался. Впереди у учеников много трудностей, но и немало радостей побед. Праздничные мероприятия в библиотеках завершились, но библиотеки не закрывают свои двери. Все школьники – читатели библиотек Иркутской ЦБС знают, что книга поможет им в трудную минуту найти ответ на сложный вопрос и вылечить душу после тяжелой контрольной.

Немцева А.Н.,

зав. ОМО ДиЮ

МБУК г. Иркутска «ЦБС»