Сценарий праздничного концерта «90 лет под алыми парусами пионерии. Литературно-музыкальная композиция "пионеры-герои" Литературно музыкальная композиция к юбилею пионерии

Сценарий мероприятия «Пионеры – герои»

1. Ведущий

В суровые годы великих сражений
Советские люди планету спасли,
Но шрамы тяжелых военных ранений
Навеки остались на теле земли.

2 .Ведущий

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Вместе со взрослыми сражались и дети.

Герои Советского Союза: Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик

1. Ведущий

В пионерскую организацию принимали школьников в

возрасте от 9 до 14 лет. Вступавший в организацию,

на пионерской линейке давал Торжественное обещание

пионера. В Торжественном обещании были такие слова:

«…перед лицом своих товарищей торжественно обещаю:

горячо любить свою Родину…». Такое торжественное

обещание дали и пионеры-герои, и каждый на своём

пионерском сборе. И сдержали своё слово, храбро

защищая любимую Родину, борясь с фашистскими

захватчиками наравне со взрослыми.

2 . Ведущий

Представить бы их всех посмертно к ордену,

тех, что сказали твердо как один:

Мы можем жизнь отдать за нашу Родину,

А Родину за жизнь не отдадим!

1. Ведущий

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Песня «Дети войны»

2 . Ведущий

Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу,
Пионеры - и тысячи их,
Кто погиб за страну за свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг,
Где-то рядом пройдешь -
То сними свою шапку, товарищ!

1. Ведущий

Вспомним всех поимённо

Горем вспомним своим.

Это нужно не мёртвым,

Это надо – живым!

Выходит группа учащихся

2 . Ведущий

Солнечным ранним утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово “война”.

Чтоб дойти до тебя, 45-й

Сквозь лишения, боль и беду

Уходили из детства ребята

В сорок первом году...

Зина Портнова

1. Ведущий

Мы вспомним о болях тех давних.
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик Котик Валентин
Он, как при жизни, утверждает смело
“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.

Валя Котик

2 . Ведущий

Однажды, выполняя задание, Марат встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.

Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.

Марат Казей

1. Ведущий

Бесстрашное имя – награда герою
Он вашим ровесником был
Всем сердцем в победу грядущую верил,
В бою он отчаянным был.
Недаром однажды фашистcкого зверя
В чинах генеральских подбил.

Леня Голиков

Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны»

2 . Ведущий

Когда над страной гроза прогремела,
Когда от пожаров земля пылала,
Рядом с отцами сражались смело
Ровесники наши в галстуках алых!

Группа ребят рассказывает о пионерах-героях

1. Ведущий

Жил в Ростове Витя Черевичкин,
В школе он отлично успевал
И в свободный час всегда обычно
Голубей любимых выпускал.

Рассказ о Вите Черевичкине

2 . Ведущий

Помним мы юных,

Горды их делами,

Память о них не сотрут года.

Все пионеры-герои с нами,

В нашем строю навсегда!

Песня «Все о той весне»

1 . Ведущий

Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.

2 . Ведущий

Юные герои! Сколько их было, боровшихся за свободу родной земли, отдавших за это жизнь. Разве про все расскажешь?
Свято берегите память о них, старайтесь быть похожими на них.

1 . Ведущий

А ведь для этих героев учрежден специальный день

8 февраля отмечается день юного героя-антифашиста, который был утвержден Ассамблеей ООН. В 1964 году юные интернационалисты Москвы написали обращение к детям всех стран считать 8 февраля традиционным днем памяти юных героев, погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери(1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля(1963), советских молодогвардейцев(1943) Олега Кошевого, Любови Шевцовой, Дмитрия Огурцова, Виктора Субботина, Семена Остапенко, растрелянных нацистами. Все они были убиты в разные годы, но в один день.

«Гаврош»

2 . Ведущий

Юные, безусые герои,
Перед вашим, вдруг ожившим строем,
Мы сегодня мысленно идем!
И в руках у нас не автоматы,
А цветы - весенний дар земли.
Той земли, которую когда - то
Защитили, сберегли солдаты,
чтоб весной на ней цветы цвели!

1 . Ведущий

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!

2 . Ведущий

Фашизм - это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4 долгих года. И если на вашем пути встретится это зло, мы надеемся, что вы выберете верный путь и пойдёте правильной дорогой.

Агрипина Воронцова
«Дети войны». Сценарий литературно-музыкальной композиции по патриотическому воспитанию для детей 6–7 лет

"Дети войны "

Цель мероприятия : воспитание патриотизма , чувства долга, формирование у детей гражданской ответственности, уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм.

Задачи :

1. Формировать у детей чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого.

2. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа;

3. Научить передавать собственные чувства, развивать умения передавать чувства других.

Предварительная работа : подбор песен военных лет, костюмы (военных лет, оформление сцены , репетиции, приглашения для родителей.

Возраст детей : 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Длительность : 35 минут.

Место проведения : музыкальный зал.

Звучит на фоне песня "Дети войны " исп. Владимир Генов

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны "

Ведущий : Наступил 2018 год. Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы.

Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, помнят тех, кто погиб от рук фашистов. Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы. На братских могилах никогда не увядают цветы.

Для сегодняшнего поколения молодых война как миф , как очень далёкое прошлое.

Дети заходят под песню "Помни" исп. Лидия Мальцева (Волшебники Двора)

Стих читает ребенок

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не также светит,

Или вянут травы в садах.

Почему люди все на рассвете,

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер?

Неужели это война ?

Ведущий : А может, не было войны ? Нет, была! И она коснулась не только взрослых, но и детей .

Дети встретили войну в разном возрасте . Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки. В загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Она обрушилась на детей так же , как и на взрослых – бомбами, голодом, холодом, разлуками.

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое : дети и кровь , дети и смерть . В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий . Но порой эти усилия оказались тщетными. И тогда дети беспощадной волей войны оказались в пекле невзгод и страданий.

Они часто вели себя как герои, осилили и вынесли то, что и взрослому одолеть не всегда под силу.

Танец "Все о той войне - Дети войны "

Ведущий : Лето 1941 года начиналось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветными коврами стелились цветы на лугах. Лето обещало много радостей в каникулы. Группа детей едет к морю в пионерский лагерь “Артек”. В ночь на 22 июня фашистские корабли подошли к берегам, где находились пионерские лагеря. Знали ли враги, что стреляют по детям? Знали!

Нет точной статистики, сколько детей погибло . Но известно – многие сотни. Некоторых детей эвакуировали на поезде, где ехали тяжелораненые солдаты. Литовский мальчик Миколас Слуцких, ставший писателем, напишет об этом рассказ “Живите”. “Живите”! – слова умирающего солдата, обращённые к детям. “Живите”! – напутствия им, детям “сороковых, пороховых”.

Стих читает ребенок

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней - молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет

СЛАЙД 11-13

Песня "Белые панамки"

А мы не стали памяти перечить

Р. Рождественский

1 ребенок

А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

2 ребенок

Была зима и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война .

3 ребенок

И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была.

Она детей от смерти заслонила ,

Своих детей для жизни сберегла .

4 ребенок

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне.

И, пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне .

Ведущий : Дети военной поры , которые по возрасту не могли попасть на фронт, так же в полной мере испили чашу военного лихолетья. Они стояли у станков, заменив ушедших на фронт отцов, работали на полях, помогали в медсанбатах.

Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде.

Ленинградские дети ” - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Это звучало как пароль, “Ленинградские дети ” - и навстречу бросался каждый в любом уголке нашей земли, когда детей эвакуировали из блокадного города. Дети-старички , неулыбчивые, молчаливые, вялые. Они сейчас стали ветеранами – дети войны . А память хранит всё в сердце.

Сценка «Брат и сестра»

Сестра. Как холодно! И мама не идёт.

Быть может, хлебушка она нам принесёт.

Ну, хоть бы крошечку, где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать…

Брат. А разве я есть не хочу? Хочу!

Но всё равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть,

А главное - фашисты далеко.

Да и кому в стране сейчас легко!

Сестра. А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б всё одна?

Брат. Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

Сестра. А вот и мамины шаги слышны!

Брат (строго) . Не вздумай хныкать перед ней! Дай отдохнуть сначала ей.

Ведущий : Страшное слово война…и далёкое…

Мы счастливые люди, потому что не слышали бомбёжки,

Не видели смерть и разруху,

Не знаем, что такое нетопленое жилище и голод.

Выпускники школ шли умирать за Москву, школьники после уроков, работали на швейных и обувных фабриках и даже делали на заводах снаряды для фронта. Они падали от усталости и голода, но не сдавались. Их маленькие сердца горели священной любовью к Родине и ненавистью к врагу. Они проявляли мужество, становились героями и приближали победу.

Стихотворение читает ребенок

Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете –

В окнах свет и нет войны !

Можно больше не прощаться,

И на фронт не провожать,

И налетов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы :

С фронта едут, едут, едут

Наши деды и отцы!

И смешались на платформах

С шумной радостной толпой

Сыновья в военных формах,

И мужья в военных формах,

И отцы в военных формах,

Что с войны пришли домой .

Здравствуй, воин-победитель,

Мой товарищ, друг и брат,

Мой защитник, мой спаситель –

Красной Армии солдат!

Ведущий : На земле самый лучший народ – дети . Как уберечь его в тревожном 21 веке. Как сохранить его душу и его жизнь. А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее.

Задача нашего поколения – сберечь память о подвигах героев и передать следующим поколениями. Зная печальные страницы нашей истории, не допустить повторения войны .

Сент-Экзюпери говорил : “Я родом из детства. Так должен говорить о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной” .

Стихи читают 5 детей О чём мечтают дети ?

1 ребенок

О чем мечтают дети ?

У нас мечта одна :

Пусть будет на планете

Мир добрый, как весна.

2 ребенок

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны ,

Ночью спят спокойно дети .

3 ребенок

Там, где пушки не гремят,

Там, где солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

4 ребенок

Взрослые, вас просят дети ,

Чтобы мир вы берегли!

Чтоб светило солнце детям

В каждом уголке Земли!

Песня "Мы дети твои - Россия " исп. Волшебники двора

Стих читает ребенок

Нет, слово «мир» останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать .

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети , знатоки былого,

Играющие весело в войну ,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину. (В. Берестов)

Дети танцую с родителями "Майский Вальс" ипс. Ренат Ибрагимов

Общешкольное мероприятие ко Дню Победы в школе. Литературно-музыкальная композиция Сценарий «Я хочу, чтобы помнили»

Описание работы:
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я хочу, чтобы помнили…» рассчитан на общешкольное мероприятие, которое могут посмотреть абсолютно все. Здесь задействованы дети трёх возрастных категорий из начальной, основной и средней школ. Мероприятие, которое напомнит зрителям о тех страшных военных событиях, заставит поплакать, попереживать. А дети-артисты обязательно прочитают новые литературные произведения и проникнутся чувством патриотического долга.
Звук: Перед началом мероприятия звучат песни военных лет (на слайде № 1)
Слайд 2
Ведущий: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война – это история.
Слайд 3
Ведущий: Лето. Был обычный выходной день - суббота. У выпускников школ был выпускной бал. Они праздновали вступление во взрослую жизнь. После трудовой недели миллионы советских людей отдыхали, веселились. Они пели, танцевали и были счастливы. Дети играли, росли и не было у них забот… Было мирное время.
Слайд 4
Звук: Звучит легкая мелодия «Утомленное солнце». Место действия – детская площадка. Дети играют в чехарду, скачут на скакалках, подбрасывают мяч. Пара танцует вальс. Потом все уходят.
Слайд 5
Сценка. Мать заплетает косички маленькой дочери.
- Снова дралась во дворе?
- Ага!
Мама, но я же не плакала!..
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванной плавала!..
- Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету…
- Мама, а вырасту я когда?
- Вырастешь, ешь котлету…
- Мама, купим живого коня?
- Коня?! Да что ж это делается?!
- Мама, а в лётчики примут меня?
- Примут, куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!..

Слайд 6
- Мама, а правда, что будет война, и я не успею вырасти?
Слайд 7
ЗВУК: Звучат звуки войны: разрывы и вой сирены. Мать заслоняет собой дочь, и, согнувшись, с ужасом смотря вверх, они убегают.
Слайд 8
ЗВУК: Песня «Если завтра война» (коллектив девочек 5 классов)

Про войну он читал только в старых потрёпанных книжках,
Но внезапно подумал: «А что если завтра война?»

Если завтра война. Если в небе раскаты не грома.
И пожарища дым вместо яркого света зарниц.
Если завтра война. И девчонка с соседнего дома
Красный крест повязала над веером пышных ресниц.

Если завтра война, и на месте песочниц окопы.
Детский крик во дворе, и ни капельки радости в нём.
Вместо снега сквозь тучи заходят в пике самолёты.
Если завтра война, так зачем мы сегодня живём?

Так зачем этот мир создавали народы веками?
Так зачем в синем небе воздушный полощется змей?
Так зачем засевали мы Землю полями, садами?
И зачем в старых парках так много тенистых аллей?

Перед вечным огнём в карауле почётном парнишка.
В зыбком мареве блещет на новой пилотке звезда.
Про войну он читал только в старых потрёпанных книжках.
Пусть же он, не увидит её наяву никогда...
Слайд 9
Чтец:


Пока в детство мое не ворвалась война.
Я хочу, чтобы помнили маму мою,
Как усталый солдат в полусонном бреду
Не спеша, передернул холодный затвор,
Улыбнулся и выстрелил в маму в упор,
Как в подвал, где сестренка сидела одна,
Полетела граната, как сгорел дом дотла.
Как отца прикололи штыками к столбу,
Как меня расстреляли в 41-м году.
Слайд 10
Ведущий: Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, сражались рядом с взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” - так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Слайд 11
Ведущий: В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, наши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам.

Слайд 12
Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков, партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, приближали победу, не жалея сил и самой жизни.

Слайд 13
Инсценировка отрывка из повести В. П. Катаева «Сын полка» Казачок чистит шашку. Ваня, стоя в стороне, с завистью смотрит на него

(Ваня Шиляев)Казачок: Чего стоишь?
(Грибакин Алексей, Слезкин Тимофей, Айрих Артем, Агафонов Глеб)Ваня: Хочу и стою.
Казачок: Иди, откуда пришел.
Ваня: Сам иди. Не твой лес.
Казачок: А вот мой!
Ваня: Как?
Казачок: Так. Здесь наше подразделение стоит.
Ваня: Какое подразделение?
Казачок: Тебя не касается. Видишь - наши кони.
Ваня: А ты кто такой?
Казачок: Знаки различия по¬нимаешь?
Ваня: Понимаю!
Казачок: Ну, так вот. (Пока¬зывает погон.) Ефрейтор гвар¬дейской кавалерии. Понятно?
Ваня: Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов!
Казачок: А вот представь се¬бе, ефрейтор! (Показывая медаль.) Видал?
Ваня: Великое дело!
Казачок: Великое, не вели¬кое, а медаль, за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.
Ваня: Не больно модничай. А то сам получишь.
Казачок: От кого?
Ваня: От меня.
Казачок: От тебя? Молод, брат.
Ваня: Не моложе твоего.
Казачок: А тебе сколько лет?
Ваня: Тебя не касается. А тебе?
Казачок: Четырнадцать.
Ваня: Хе! (Свистнув.)
Казачок: Чего - хе?
Ваня: Так какой же ты солдат?
Казачок: Обыкновенный. Гвардейской кавалерии.
Ваня: Толкуй! Не положено.
Казачок: Чего не положено?
Ваня: Больно молод.
Казачок: Постарше тебя.
Ваня: Все равно не положено. Таких не берут.
Казачок: А вот меня взяли.
Ваня: Как же тебя взяли?
Казачок: А вот так и взяли.
Ваня: А на довольствие зачис¬лили?
Казачок: А как же!
Ваня: Заливаешь.
Казачок: Не имею такой привычки.
Ваня: Побожись.
Казачок: Честное гвардей¬ское.
Ваня: И оружие дали?
Казачок: А как же! Все, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Да это что! У меня еще бурка есть. Бурачка что надо. Но я ее только в бою надеваю.
Ваня: А меня не взяли. Спер¬ва взяли, а потом сказали - не по¬ложено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у ар¬тиллерийских.
Казачок: Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не за¬хотели принять за сына.
Ваня: Как это - за сына? За какого?
Казачок: Известно, за како¬го. За сына полка. А без этого не положено.
Ваня: А ты - сын?
Казачок: Я - сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли. Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь, гвардии ефрей¬тор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Они меня, братец мой, один раз да¬же вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки большой шум у фа-шистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в од¬них подштанниках! Мы их там полторы сотни набили. (Машет шашкой).
Ваня: И ты рубал?
Казачок: Не. По правде, я не рубал. У меня тогда еще шашки не было... Ну и, стало быть, иди, от¬куда пришел. Прощай, брат.
Ваня: Прощай!
(Ваня и Казачок уходят)
Слайд 14, 15, 16 (показать за время исполнения мелодии на фортепиано)
Фортепиано
Слайд 17
Чтец.
«Рассказ танкиста» Александр Твардовский



А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Слайд 18
Звук: Танец «А закаты алые», пение девочек 7 класса, танец второклассников.
Перед боем тихие, теплые вечера
И покрыт тревожною сон тишиной
У вчерашних мальчиков гимнастерки новые
И письмо от мамы с собой

Здесь всю ночь горела звезда одинокая
И туман прозрачный лежит у реки
Здесь березы белые, травы высокие
Враг не должен дальше пройти

Припев:
А закаты алые, алые, алые

За четыре дня до войны...

Полыхнули взрывы и небо обрушилось
Солнца не видать - прячет дыма стена
Спят березы белые, травы высокие
Забрала вас, мальчики, война

Отстояли Родину в годы суровые
Нет следов далеких, дорог боевых
Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили
Имена героев своих...

Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны...
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны...

Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны...
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны...

Слайд 19
Ведущий: В суровые годы войны пионеры работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолетов.
Ведущий: Пионерские противопожарные посты и дружины обезвредили немало зажигательных бомб. Около 20 тысяч юных москвичей получили медаль “За оборону Москвы”. Медалью “За оборону Ленинграда” были награждены более 15 тысяч пионеров.
Ведущий: Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали, и пели.
Выходят пионеры

Слайд 20
Валя Котик. Когда началась война, мне было всего лишь 11 лет. Я учился в школе г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, мы с друзьями собирали на месте боёв оружие, которое потом переправляли в партизанский отряд. Я стал разведчиком подпольной организации: узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а я, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…
В феврале 1944 г. в одном из боев я погиб. Было мне 14 лет…

Слайд 21
Выходит Зина Портнова.
Война застала меня в деревне Зуя, куда я приехала на каникулы. Я вступила в подпольную молодёжную организацию.
Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, я подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили меня в лес к партизанам, где я стала разведчицей.
Однажды меня выдал предатель. Фашисты схватили меня, пытали. Ответом врагу было мое молчание, мое презрение и ненависть. Во время одного из допросов, выбрав момент, я схватила со стола пистолет и в упор выстрела в немца.
Я пыталась бежать, но фашисты настигли меня...

Слайд 22
Выходит Леня Голиков: Когда моё родное село Лукино захватил враг, я ушёл к партизанам.
Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады… Был в моей жизни бой, который я вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мной, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и бросился бежать. Я – за ним. Наконец, я сразил его. В портфеле оказались очень важные документы.

Ведущий: Все эти ребята – Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков за свои подвиги получили высшее звание Героя Советского Союза
Слайд 23, 24, 25 один за другим (перерыв – 5 секунд)
Ведущий: Мы рассказали только о некоторых пионерах-партизанах той страшной войны. А еще были Марат Казей, Надя Богданова, Вася Коробко, Витя Хоменко и другие отважные ребята, люто ненавидевшие фашистов и выгрызавшие зубами победу вместе с солдатами, которые воевали на фронте.
ВИДЕО: Слайд 26, щелкнуть видео
Ролик-песня «Пионеры-герои навеки остались в строю…»
Слайд 27 (голос за кадром)
«Нас было 12 послано на минское шоссе преградить путь противнику, особенно танкам. И мы стойко держались. И вот нас уже осталось только трое: Коля, Володя и я, Александр. Но враги без пощады лезут. И вот еще пал один – Володя из Москвы. Но танки все лезут. Уже на дороге горят 19 машин. Но нас двое. И мы будем стоять, пока хватит сил, но не пропустим их до подхода своих. И вот я один остался, раненный в голову и руку. И танки прибавили счет. Уже 23 машины. (пауза) Возможно, я умру, но может быть, кто и найдет мою записку когда-нибудь и вспомнит героев. Я – из Фрунзе, русский. Родителей нет. До свиданья, товарищи. Ваш Александр Виноградов»
Чтец:

Чтобы помнили, как он по полю бежал,
Как он маму любил, как любил он отца,
Пока в юность его не ворвалась война.
Я хочу, чтобы помнили: он о счастье мечтал,
На свидание с милой к тихой речке бежал,
Здесь, под ивой заветной он девчонку встречал
И о свадьбе о скорой ей на ушко шептал.
Я хочу, чтобы помнили, что он тоже дышал,
Я хочу, чтобы помнили, что он ждал и мечтал,
Я хочу, чтобы помнил весь белый свет,
Что прожил он на свете всего 20 лет.
Слайд 28
Звук: Песня «Разговор с портретом»
Выходят солдаты, медсестра. Разыгрывается ситуация: сначала все разговаривают, сидя на привале.
Слайд 29
Инсценирование отрывка из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»
Малинин Максим:
Что случилось вдруг с тобой,
Вася - Василёчек?
Расскажи, как в бой ходил,
Развесели, дружочек.
Теркин: А я и расскажу, как однажды за «языком ходил».
Вот сижу я, значит, братцы,
Под покровом темноты,
Слышу: шорох, вижу, братцы,
Немец лезет...
Солдат 1: Ну, а ты?
Теркин:
Ну, а я, конечным делом,
Притаился меж сосен,
Белый снег, и я весь в белом.
Жду бандита...
Солдат 2: Ну, а он?
Теркин:
Ну, а он ползет по лесу,
Только вижу я, браты,
Много в том фашисте весу,
Как бугай он...
Солдат 3: Ну, а ты?
Теркин:
Ну, а я по весу муха,
Как полезешь на рожон?
Ах, ты, думаю, поруха!
Как с ним сладить?..
Солдат 1: Ну, а он?
Теркин:
Ну, а он все ближе, ближе...
Только вижу я, браты,
Брюхом он лежит на лыже,
Снег глубокий...
Солдат 2: Ну, а ты?
Теркин:
Ну, а я решил упрямо:
Взять живьем его должен,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет...
Солдат 3: Ну, а он?
Теркин:
Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнуть в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает...
Солдат 1: Ну, а ты?
Теркин:
Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком
И на фрица, на верзилу
Прямо с маху сел верхом.
«Хальт! - кричу, - не то стреляю!
Ходу, чертова душа!»
И к затылку приставляю
Свой заветный «пэ - пэ - ша».
Солдат 2: Ну, а он?
Теркин:
Куда ж деваться?
Подчинился мне, подлец,
И повез меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон.
Солдат
- Всё всех веселишь, Василий? Что за хлопец молодец.
Тёркин:
- Хоть передохнуть пред боем,
А кто знает, вдруг конец?
Солдат
- А не спеть ли песню нам? Подыграй-ка, удалец.

Слайд 30
Звук: Песня «Смуглянка» (дуэт с девушкой)

Слайд 31
Звук: приглушенный
Чтец (под грустную мелодию):
Я хочу, чтобы помнили, что я тоже дышал,
Чтобы помнили, как я по полю бежал,
Как я маму любил, как любил я отца,
И как все уничтожила эта война.
Я хочу, чтобы помнили: я забыть не смогу,
Как, прижав автомат в полусонном бреду,
Чей-то сын, передернув холодный затвор,
Улыбнулся и выстрелил в сердце в упор.
Мы хотим, чтобы помнили. Мы не сможем забыть,
Как бежали в атаку все, кто будет убит,
Всем нам ровно по 20, павшим первом бою,
Но мы вас защитили и Отчизну свою.

Слайд32
Звук: Песня «О той весне»
Слайд 33
Чтец. Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты. Подарили вы планете
Великий май!
Победный май!
Чтец. Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем,
С днем нашей славы!
ВСЕ: С Днем Победы!

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведём с ними счёты потом!

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что бредёте войной наугад.

До свидания, девочки! Девочки!

Постарайтесь вернуться назад! (Б. Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»).

Звучит 1 куплет песни «Огонёк» (автор слов М. Исаковский, композитор неизвестен).

1-ый чтец (мальчик).

И Кама, и Волга на битву сынов провожали,

И матери долго цветными платками махали.

Прощались невесты - косички девчоночьи мяли,

Впервые по-женски любимых своих целовали.

Гремели колеса, литые колеса гремели,

И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели

Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу…

И рвали те песни комбата отцовскую

Душу… (М. Гриезане. «Обелиски»).

Звучит (фоном) песня «Катюша» (автор слов М. Исаковский, композитор М. Блантер).

2-ой ведущий.

1941 год. Один из гитлеровских генералов так докладывал в ставку Гитлера о прорыве Брестского укрепрайона: «Русские, однако, оказались настолько хорошими солдатами, что не растерялись от неожиданного нападения. На отдельных позициях доходило до ожесточенных боев».

Звучит громко песня «Катюша» до конца 1-го куплета.

2-ой чтец (девочка).

Вокзал был тихим,

Маленьким и грустным.

Жевали с хрустом лошади овес.

Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,

И задрожали рельсы от колес.

И к полустанку выплыли теплушки.

Березы у перрона встали в строй.

И запоздало охнула частушка,

Наполненная болью и тоской:

Милый едет воевать,

Надел рубашку белую.

Я все время буду ждать,

Изменушки не сделаю.

И лопнуло мгновенно напряженье,

Хлестнуло в сердце жарким и тугим,

- Женя!

А как же мы… Себя побереги! -

А он пошел, уже солдат России,

К теплушкам, к погрустневшим землякам,

И сыновья с ним рядышком босые

По-взрослому шагали по бокам.

А женщина осталась небольшая, -

С нее печаль бы русскую писать!

Она в карманах суетливо шарит

И все платка не может отыскать.

И в толкотне ей удалось всмотреться -

Целует муж заплаканных ребят…

И сквозь поселок, словно через сердце,

Ушел состав в пылающий закат. (В. Соловьев. «Полустанок»).

Звучит припев песни «Эх, дороги» (автор слов Л. Ошанин, композитор А. Новиков).

1-ый ведущий.

Из письма Михаила Евдокимовича Ревы, жене. Письмо с фронта. «…Прошу тебя, Анна, не плакать. На мою долю выпало большое счастье - защищать город Ленина. Большего счастья не надо, только бы мы увиделись с тобой. Если надо будет отдать жизнь во имя поставленной командованием задачи, я отдам ее с гордостью. К вам в Донбасс движется банда Гитлера. Если ты не сможешь эвакуироваться, то поезжай к моим родным и делай хотя бы что-нибудь на пользу нашей армии. Береги нашего сына. Целую тебя и сына. Михаил».

3-ий чтец (мальчик).

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

4-ый чтец (мальчик).

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт.

Жди, когда уж надоест тем,

Кто вместе ждёт.

5-ый чтец (мальчик).

Жди меня, и я вернусь.

Не желай добра тем,

Кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня.

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино на помин души.

Жди, и с ними за одно выпить не спеши.

6-ой чтец (мальчик).

Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть скажет: «Повезло!»

Не понять не ждавшим им, как среди огня

Ожиданием своим ты спасла меня.

Как я выжил будем знать только мы с тобой.

Просто ты умела ждать как никто другой. (К. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»).

Звучит 1-ый куплет песни «В землянке» (автор слов А. Сурков, композитор К Листов).

2-ой ведущий.

Ленинград. Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада. Только в декабре от голода умерло 53 тыс. человек. В январе –феврале еще больше. Несмотря на это, осажденный город, погруженный во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбежкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. Вместе со взрослыми к станкам встали подростки. За этот период было изготовлено: 95 тыс.корпусов снарядов и мин.; 380 тыс. гранат; 435 тыс. взрывателей.

Люди были сплоченными, и эта сплоченность помогала жить. Из сводок того времени, публикуемых в газетах Осенью 1942 г. Сталинградскому, Донскому, Юго-Западному фронтам было отправлено: валенок - 41 тыс. пар; полушубков - 19 тыс.; стеганых фуфаек и шаровар - 112 тыс.; рукавиц и шерстяных носков - 52 тыс. пар; шапок-ушанок - 42 тыс.

1-ый ведущий.

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты. И за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: «28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта — Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая-дядя Леша. мама - 15 мая». А дальше - без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

1-ый чтец.

Победа! Как она досталась?

Каким путем вы к ней пришли?

И раны были, и усталость,

И шрамы на груди земли.

Броня во вмятинах глубоких,

И дали пройденных дорог,

И ордена на гимнастерках,

Где пот нещадно ткань прожег.

Могилы братские, в которых

Друзья погибшие лежат. (И. Дашков. «Победа»).

2-ой чтец.

Давно закончилась война,

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты, -

За Брест, Москву, за Сталинград

И за блокаду Ленинграда,

За Керчь, Одессу и Белград,

За все осколки от снарядов.

3-ий чтец.

А по ночам вам до сих пор

Бои под Бугом где-то снятся,

И «мессеры» строчат в упор,

И из ложбинки не подняться.

Зовет в атаку лейтенант,

Но тут же падает, сраженный…

А дома долго будут ждать,

Но лишь дождутся похоронной.

4-ый чтец.

В один и тот же день и час

На встречу вы к друзьям спешите,

Но с каждым годом меньше вас,

И нас за это вы простите,

Что не сумели вас сберечь,

Не залечили ваши раны.

И вот на место этих встреч

Приходят внуки ветеранов.

5-ый чтец.

Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну -

В тылу иль на полях сражений, -

Принес победную весну, -

Поклон и память поколений. (С. Кочурова).

Звучит 1-ый куплет и припев песни «Одна победа» (автор слов и композитор Б. Окуджава).

6-ой чтец.

Помните!

Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди!

Покуда сердца стучат, - помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

чтобы тоже помнили! (Р. Рождественский «Реквием»)