Виды инновации с примерами. Типология нововведений. Торговая инновация: сущность, свойства, функции

Тема 2 Нововведение как объект инновационного менеджмента

2. Классификация инноваций

3. Инновационный процесс, его этапы, элементы и виды.

Определение «инновация особую культурную ценность материальную или нематериальную, которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая.

Шумпетер определил инновации как:

Новое, т.е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;

Новый, более эффективный метод продукции;

Открытие новых закономерностей сбыта известной продукции;

Открытие новых источников сырья или производства продукции;

Организация производства, ведущая к прорыву какой-то установившейся в нем монополии.

Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой либо сфере деятельности по повышению её эффективности.

Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рациональных предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, ноу-хау.

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат и есть новация.

Термин «новшество» и «новация» - синонимы.

Нововведение (инновация ) представляет собой замену старого объекта новым.

Можно дать следующее определение инновации.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, приемы анализа.

Свойства инноваций:

Новизна. Новизна – это совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта(продукта, услуги, техники, технологии) и дающих право называться новым. Новизна-это свойство, действующее только определённый период(например, новизна продукции ограничивается наступлением срока ее морального старения(износа).

Производственная применимость (экономическая обоснованность) характеризует материализацию изобретений и научно-технических разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и способы организации производства.;

Коммерческая реализуемость (отвечать запросам потребителей).

Инновация выполняет три функции:

1) воспроизводственную;

2) инвестиционную;

3) стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Инвестиционная функция инновации означает использование прибыли от инновации для инвестирования. Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала, который может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций.

Выделяют следующие источники инноваций.

1. Неожиданное событие, которым может быть внезапный успех, непредвиденная неудача.

2. Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и ее отражением во мнениях и оценках людей.

3. Изменение потребностей производственного процесса.

4. Изменения в структуре отрасли или рынка.

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятии и в ценностных установках.

7. Новые знания, научные и ненаучные.

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытием же является результат получения ранее неизвестных данных или наблюдения ранее неизвестного явления природы.


Классификация инноваций (нововведений).

Классификация инноваций предусматривает распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели. Классификация инноваций позволяет

1) четко определить место каждой инновации в системе инноваций

2) выделить отличительные характеристики данной инновации для эффективного использования определённых приёмов управления инноваций;

2) рационально организовать инновационный процесс;

3) осуществлять выбор инновационной стратегии в зависимости от типа нововведения;

4) конструировать экономические механизмы и организационные формы инновационной деятельности;

5) определять положение конкретного нововведения формами его реализации и продвижения на рынок.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения. С позиции структурной характеристики инновации подразделяются на три группы :

Инновации «на входе» в предприятие;

Инновации «на выходе» из предприятия;

Инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

В «Руководстве Осло» отмечается, что существуют два типа технологических инноваций:

Продуктовая;

Процессная. (технологическая)

Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Поэтому продуктовые инновации подразделяют на два вида:

1) базисная продуктовая:

2) улучшающая продуктовая.

Процессная инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. При этом имеется в виду, что выпуск новой продукции можно организовать с использованием уже имеющихся технологии, оборудования, энергетических ресурсов и при использовании традиционных методов организации производства и управления.


В литературе приведен ряд классификаций инноваций. Например, А.И. Пригожин предлагает типологию нововведений по 9 признакам:

№ п/п Признак классификации Виды инноваций
По типу новшеств Материально-технические, экономические. организационно-управленческие, правовые, педагогические.
По инновационному потенциалу Радикальные(базовые) Улучшающие (модифицированные) Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском)
По принципу отношения к своему предшественнику Замещающие предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и те самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций; Отменяющие, которые исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предполагают ничего взамен: Возвратные, которые подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию случаи несоответствия новшества новым условиям применения Открывающие, которые создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников.
По объему применения Точечные, системные, стратегические
По эффективности Эффективность производства, эффективность управления, улучшение условий труда
По социальным последствиям Вызывающие социальные издержки, новые виды монотонного труда, вредные условия труда.
По особенностям механизма своего существования Единичные(на один объект), диффузные (на многие объекты), завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные
По особенностям инновационного процесса Внутриорганизационные, когда разработчик, проектировщик, изготовитель, пользователь, организатор инновации находится в одной структуре. Межорганизационные когда все три роли распределены между организациями, специализирующими на выполнение отдельных стадий процесса.
По источники инициативы Прямой социальный заказ В результате изобретения

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации материально-технические инновации включают:

Продуктовые инновации

Инновации-процессы

По инновационному потенциалу:

- радикальные (базовые) инновации,

- улучшающие (модифицированные)

Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные. В данной работе будут рассмотрены понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат

Тема: «Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений»

ВВЕДЕНИЕ

1. Уровни новшеств в образовании 5

2. Типы инновационных подходов к обучению 7

3. Типы педагогических нововведений 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Инновации (англ. «Innovation» - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.

В нашем контексте мы будем рассматривать не только термин инновации, но и педагогическую инноватику как науку. Педагогическая инноватика молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80 г. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и ее методология находятся в стадии научной разработки и построения.

По определению С. Д. Полякова: «педагогическая инноватика - это особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования» .

Педагогическая инноватика стала частью общей теории инноватики. Удачное определение этой научной дисциплины дано Н. Р. Юсуфбековой, она трактует ее как: «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» [Цит. по 3: с. 12].

Таким образом, современный процесс образования предполагает создавать педагогические новшества, с целью удовлетворения запросов общества.

Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

В своей статье «Инновации в системе образования» Ю. З. Хуснутдинова отмечает, что: «появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования. Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата» .

Таким образом, в данной работе будут рассмотрены уровни новшеств в образовании, типы инновационных подходов к обучению, а также типы педагогических нововведений.

1. Уровни новшеств в образовании

Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные.

Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

«Инновация и нововведение - тождественные понятия. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.

Нововведение (инновация) - внедренное (освоенное) новшество. Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным.

Новшество трактуется как изменение, во-первых, кем-то целенаправленно осуществляемое и, во-вторых, прогрессивное, направленное на повышение эффективности образования» .

К уровням новшества в образовании относят:

1. Усовершенствование.

2. Рационализация.

3. Модернизация.

4. Эвристическое решение.

5. Педагогическое изобретение.

6. Педагогическое открытие.

7. Инновация.

«Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности (новые способы создания групп).

Рационализация - установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач (иной способ составления расписания).

Модернизация - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы (вместо 11 лет обучения предполагается 12).

Эвристическое решение - отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач (методика опорных конспектов В. Ф. Шаталова).

Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования (система погружения М. П. Щетинина).

Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента (ТРИЗ-педагогика, компетентностный подход, дистанционное обучение).

Инновация - целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений» .

Деятельность, направленная на осуществления инноваций и инновационных процессов, получила название инновационной деятельности, а изучая инновационную деятельность важно отметить педагогический ин новационный подход к обучению.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций. Далее мы рассмотрим основные типы инновационных подходов в образовательной системе.

2. Типы инновационных подходов к обучению

Согласно исследованиям М. В. Кларина: «инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

1. Инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.

2. Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации.

Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом.

Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Определяющей тенденцией дидактических поисков в русле технологического подхода к обучению является то, что они развиваются на основе установки на гарантированное достижение диагностично-заданных целей, как критериально фиксированных учебных результатов, характеризуются тотальной ориентацией обучения на заданный конечный результат, что в свою очередь ведет к сужению педагогических возможностей обучения» .

3. Типы педагогических нововведений

Силой образовательных инновационных процессов являются сами педагоги. Но они являются не только «осваивателями» новшеств, но и создателями, регуляторами, модификаторами инновации.

Поляков С. Д. так писал о нововведениях педагога: «путь нововведения, рожденного как новаторский опыт: рождение практических идей и реализация их в методических средствах - борьба за утверждение и признание разработок - притязание на расширение области применения, вплоть до универсальности - осознание научных идей, лежащих в основе опыта - интеграция с другими подходами» .

Обратимся к трудам А. В. Хуторского, доктора педагогических наук, современного исследователя и реализатора инновационных концепций и технологий. В своей статье « Педагогическая инноватика - рычаг образования» он рассматривает типы педагогических нововведений: «п едагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

1. «По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования, в формах, методах, технологиях и средствах обучения, в системе диагностики, контроле и оценке результатов.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т. д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т. п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т. п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели основные понятия и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Мы узнали, что новшество - это средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация - процесс освоения этого средства. В идеале грамотно отобранное новшество должно гарантировать успех нововведения в максимально возможной степени.

Инновации в обучении - это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Так, п едагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, для внедрения требуют новых форм, методик, педагогических технологий от современного педагога. Кроме этого требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Рассмотрев типы и подтипы педагогических нововведений можно отметить, что одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галеева И. Ш. «Педагогическая инноватика». Презентация. / 900igr.net // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// 900igr.net /prezentatsii/pedagogika/Pedagogicheskie-innovatsii/001Pedagogicheskaja-innovatik a.html

2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

3. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М. : Центр «Педагогический поиск», 2007. - 176 с.

4. Хуснутдинова Ю. З. «Инновации в системе образования». Scienceforum.ru Подписи к слайдам:

Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений г. Нерюнгри, 2017 г.

Новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным. Новшество

Изменение одного или более элементов образовательного процесса. Приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности Усовершенствование

Установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач. Рационализация

Изменение нескольких элементов действующей образовательной системы Модернизация

Отыскание способа решения известных педагогических проблем. Создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач. Эвристическое решение

Новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования Педагогическое изобретение

Постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента Педагогическое открытие

Целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений Инновация

Инновации Инновационная деятельность Инновационный подход введение и использование педагогических инноваций Инновационные процессы

Инновации-модернизации Модернизируют учебный процесс. Направлены на достижение результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Типы инновационных подходов Инновации-трансформации Преобразуют традиционный учебный процесс. Направлены на организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСКОВЫЙ ПОДХОД ПОДХОД

Типы педагогических нововведений

Инновации в обучении – это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений


  1. Введение
  2. Понятие инновации (измерение, функции, жизненный цикл)
  3. Виды инноваций
  4. Понятие инновационного процесса
  5. Понятие инновационного менеджмента
  6. Приоритетные направления поддержания инновационной деятельности в РФ
  7. Инновации в туристской сфере
  8. Заключение
  9. Список источников

Введение.

21 век неотделим от ставшего в последнее время очень «модным» понятия «инновация». В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин "инновация" стал активно использоваться еще в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.

В жизни все меняется. Изменения - основа прогресса. А инновации - ключ к изменениям. Непрерывное совершенствование - естественная форма существования всякой человеческой деятельности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что к новым идеям, предложениям, разработкам постоянно приковано внимание.

В моей работе в качестве объекта рассмотрения выступает понятие инновации. Предметом рассмотрения являются инновации в туристской сфере, а также направления инновационного развития в РФ. Цель работы – составить представление об инновациях и родственных им понятиям. Задачи – определить понятие «инновация», выделить виды инноваций, рассмотреть понятия «инновационный процесс», «инновационный менеджмент», обратить внимание на современные направления инновационной деятельности в РФ и инновации в туристской сфере.

Понятие инновации.

Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новаторство) понимаются «инвестиции в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

В литературе насчитываются сотни определений. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития.
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
5. Появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги - инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Таким образом, инновация выполняет следующие три функции:

  1. воспроизводственную ;
  2. инвестиционную ;
  3. стимулирующую .

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки.

Под инновационным процессом понимается деятельность, пронизывающая научно-технические, производственные, маркетинговые и сбытовые процессы при изготовлении новой продукции и услуг и нацеленная на удовлетворение конкретных общественных потребностей.

Главной стороной и особенностью данного процесса является инновационная способность.

Под инновационной способностью понимается структурная характеристика организации общественной и хозяйственной жизни в стране или же отдельной корпорации к быстрому восприятию производства и распространению новой продукции и услуг.

Это иллюстрируется следующим примером: Индия обладает достаточно высоким уровнем развития науки, но имеет низкую инновационную способность. В тоже время ряд стран, ставших в некоторых отраслях лидерами технологических процессов (Япония, Тайвань, Южная Корея), не располагая соответствующей научной базой, опираются на научно-технический потенциал других стран, обладая высокой инновационной способностью.

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

Для организации управления сложным инновационным процессом требуется проведение так называемой структуризации этого процесса, то есть разбивка его на определенные составные части.

В укрупненном виде схема структуризации обычно формулируется в таком виде:

1) исследования;

2) разработки;

3) производство;

4) маркетинг;

5) продажи.

Более подробно схема структуризации представляется в следующем виде:

1) фундаментальные исследования;

2) прикладные исследования;

3) разработки;

4) изучение рынка;

5) конструирование;

6) рыночное планирование;

7) опытное производство;

8) рыночные испытания;

9) коммерческое производство;

10) сбыт новой продукции.

Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.

Классификация нововведение означает их распределение на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Классификацию можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации нововведений, а также к выделению ее критериев. Рассмотрим предложенные классификации более подробно.

Исследователь Г. Менш выделяет базисные, улучшающие инновации (способствуют появлению новых отраслей и новых рынков) и «псевдоинновации» - мнимые нововведения (улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса).

Российский исследователь Ю. В. Яковец развил взгляды Г. Менша и предлагает выделять следующие виды инноваций:

  • 1) базисные инновации, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей;
  • 2) улучшающие инновации, предусматривающие реализацию изобретений среднего уровня и служащие базой для создания новых моделей и модификацией данного поколения техники (технологии), заменяющих устаревшие модели более эффективными, либо расширяющих сферу применения этого поколения, а также существенно видоизменяющих используемые технологии;
  • 3) микроинновации, улучшающие отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, что способствует более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;
  • 4) псевдоинновации, которые, по мнению Ю. В. Яковца, направлены на улучшение моделей машин и технологий, представляющих вчерашний день техники.

Следует отметить, что подходы Г. Менша и Ю. В. Яковца сосредоточивают свое внимание на рассмотрении исключительно технологических нововведений, при этом используется единственный критерий классификации, в роли которого выступает степень радикальности инновации, уровень ее новизны, поэтому оба данных подхода к классификации инноваций носят в существенной степени ограниченный характер.

В свете этого следует отметить, что рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация нововведений. К их числу могут быть отнесены подходы П. Н. Завлина и А.В. Васильева, В. В. Горшкова и Е. А. Кретовой, Э.А. Уткина, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой, С. Д. Ильенковой.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы научно-технического прогресса, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

Таблица 1 Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационный признак

1. Область применения.

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2. Этапы научно-технического прогресса, результатом которых стала инновация.

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.

3. Степень интенсивности.

«Бум», равномерная, слабая, массовая.

4. Темпы осуществления инноваций.

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.

5. Масштабы инноваций.

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие.

6. Результативность.

Высокая, низкая, средняя.

7. Эффективность инноваций.

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная.

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

инновации на «входе» в предприятие;

инновации на «выходе» из предприятия;

инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются на инновации:

технологические, подразумевающие создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения, реализация мероприятий по охране окружающей среды;

производственные, включающие расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц;

экономические, которые подразумевают изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализация системы калькуляции затрат;

торговые, которые используют методы ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или взыскание финансовых ресурсов в форме кредитов, займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов и т.п.;

социальные, направлены на улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями;

инновации в области управления, направленные на улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации, рационализации канцелярской работы и т.д.

Иные признаки положены в классификацию инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей.

Таблица 2 Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

Их характеристика

возникновения

Реактивные

Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке

Стратегические

Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе

Предмет и сфера приложения

Продуктовые

Создание новых продуктов и услуг

Рыночные

Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках

Инновации-процессы

Технология, организация производства и управленческие процессы

Характер удовлетворяемых потребностей

Ориентирование на существующие потребности.

Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично.

Ориентирование на формирование новых потребностей.

Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.

Подход С.Д. Ильенковой к классификации инноваций определенным образом перекликается с рассмотренными подходами Г. Менша и Ю. В. Яковца. Это связано с тем, что С.Д. Ильенкова в качестве одного из критериев своей классификации обозначает глубину вносимых изменений и выделяет радикальные (базовые), улучшающие и модификационные инновации. Основное же отличие классификации инноваций по С.Д. Ильенковой от подходов Г. Менша и Ю.В. Яковца заключается в том, что обозначенная классификация является многокритериальной и предусматривает выделение групп прогрессивных нововведений, не только исходя из глубины вносимых изменений, но также и с точки зрения таких критериев, как технологические параметры, новизна, место на предприятии и сфера деятельности.

Кроме того, следует отметить тот факт, что место на предприятии как классификационный признак в рамках подхода С.Д. Ильенковой фактически аналогично по смыслу структурной характеристике инноваций, выделяемой в качестве критерия классификации В.В. Горшковым и Е.А. Кретовой.

Таблица 3 Классификация инноваций по С.Д. Ильенковой и И.Т. Балабанов

Классификационный признак

Виды инноваций

Классификация инноваций по С.Д. Ильенковой

Технологические параметры

Продуктовые, процессные

Новые новинки для отрасли в мире, для отрасли в стране, для предприятия

Место на предприятии

Инновации на «входе», инновации на «выходе», инновации системной структуры

Глубина вносимых изменений

Радикальные (базовые), улучшающие, модификационные

Сфера деятельности

Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления

Классификация инноваций по И.Т. Балабанов

Целевой признак

Кризисные инновации, инновации развития

Внешний признак

Инновации в форме продукта и в форме операции

Структурный признак

Производственно-торговые, социально-экономические, финансовые, управленческие

Самая детальная и оригинальная на наш взгляд типология дана А.И. Пригожиным. Он предложил классифицировать нововведения по следующим признакам:

  • 1. По распространенности:
    • * единичные;
    • * диффузные.
  • 2. По месту в производственном цикле:
    • * сырьевые;
    • * обеспечивающие (связывающие);
    • * продуктовые.
  • 3. По преемственности:
    • * замещающие;
    • * отменяющие;
    • * возвратные;
    • * открывающие;
    • * ретровведения.
  • 4. По охвату ожидаемой доли рынка:
    • * локальные;
    • * системные;
    • * стратегические.
  • 5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
    • * радикальные;
    • * комбинаторные;
    • * совершенствующие.

П.Н. Завлин предлагает взять за основу классификации следующих признаков:

по значимости;

по направленности;

по отраслевой структуре жизненного цикла;

по глубине изменения; по отношению к разработке;

по масштабам распространения;

по роли в процессе производства;

по характеру удовлетворяемых потребностей;

по степени новизны;

по времени выхода на рынок;

по причинам возникновения;

по предмету;

по сфере приложения.

Степаненко Д.М. считает целесообразным закрепить следующую последовательность критериев классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций:

  • 1. Уровень новизны инновации, подразделяется на радикальные инновации и улучшающие инновации;
  • 2. Масштаб новизны инновации, подразделяется на: инновации, новые в мировом масштабе, инновации, новые в республике, инновации, новые для отрасли в республике и инновации, новые для предприятия.
  • 3. По характеру инновации делятся на: продуктовые инновации, процессные инновации, организационные инновации, экономические инновации и социальные инновации.
  • 4. Частота применения инновации подразделяется на разовые инновации и повторяющиеся инновации.
  • 5. Сфера народного хозяйства, где внедряется инновация: материальное производство, наука, сфера услуг и социальная сфера.
  • 6. Область применения инновации, подразумевает: инновации для внутреннего применения на предприятии, инновации для накопления на предприятии и инновации, предназначенные для продажи.
  • 7. По форме инновации включают в себя: открытия, изобретения, патенты, рационализаторские предложения, ноу-хау, товарные знаки, торговые марки, эмблемы и новые документы, описывающие технологические, производственные управленческие процессы, конструкции, структуры, методы.
  • 8. Вид эффекта, получаемого в результате внедрения следующих инновации: экономических, экологических, научно-технических, социальных и интегральных инноваций.

Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на основе этого научно обоснованной классификации инноваций имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения.

Безусловно, данные классификации не являются исчерпывающими, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой. Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым, создавая вариантность выбора решений.

Создание эффективной системы инновационного менеджмента требует наличия соответствующего теоретического инструментария. Поэтому рассмотренные в предыдущем разделе основные категории необходимо дополнить и доопределить другими связанными концептуальными понятиями.

Являясь ключевой категорией инновационной теории, инновации определяют суть и специфику инновационных процессов и соответственно особенности управления ими. Поэтому вопросы их типологии очень важны как для теории, так и для практики менеджмента.

В условиях развитого рынка для наиболее успешного управления инновационной деятельностью особенно актуальной проблемой становится создание сети предприятий и организаций в научно-технической и инновационной сфере деятельности, а также детальное и тщательное изучение осуществляемых в рамках этих предприятий инноваций и протекающих инновационных процессов. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменным конструктивное исполнение изделия; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Инновация - понятие системное, и его применение обусловливает, как уже неоднократно отмечалось, необходимость подробно остановиться на проблеме классификации. Несмотря на наличие ряда общих черт инноваций, а соответственно и предприятий, их воплощающих, существует значительное количество видов и тех и других, поэтому нужно осторожно подходить к попыткам стандартизации их описания.

Прежде всего следует рассмотреть наиболее важные признаки, лежащие в основе известных классификаций. Большинство их базируется на типологии, т. е. научном методе, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщенной модели.

Группировки инноваций и инновационных предприятий по различным основаниям должны не только конкретизировать структуру изучаемого объекта, инновационных позиций, но и выявить связи и соотношения между разными типами инноваций и инновационных организаций.

В современной литературе по данной проблематике можно встретить большое количество различных подходов к классификации инноваций и инновационных предприятий, среди которых наибольшего внимания заслуживают типологии Г. Менша, Х. Фримена, А. И. Пригожина, Б. Санто и др. Несмотря на имеющиеся различия, единым исходным пунктом для разработки всех используемых в настоящее время классификаций служит классификация Й. Шумпетера.

В зависимости от используемого признака классификации американские исследователи различают целый ряд видов и подвидов инноваций (табл. 13.5).

Таблица 13.5 Классификация инноваций

Приведенная классификация говорит о многообразии инноваций, и, следовательно, формы организации инноваций, масштабы и способы их воздействия на инновационную деятельность, методы оценки их эффективности также отличаются разнообразием.

Так, М. Хучек предлагает следующие основные критерии классификации:

1) оригинальность характера изменений : оригинальные (творческие) и неоригинальные (подражающие);

2) степень сложности : несвязанные (мелкие усовершенствования) и связанные (коллективный результат);

3) отрасль хозяйства : материализованные (твердые) и нематериализованные (мягкие, управленческие);

4) степень новизны : новинки в мировом масштабе, новинки в стране или отрасли, новинки на предприятии;

5) радиус действия : внедренные вне предприятия и внедренные на предприятии;

6) социально-психологические условия внедрения : рефлекторно осознаваемые, внедренные без длительного обдумывания, запланированные, внеплановые;

7) сфера применения : технические и технологические, организационные и экономические, общественные (внепроизводственные).

В работах А. И. Пригожина выделяются три общих признака для классификации инноваций: по типу новшества; по механизму осуществления; по особенностям инновационного процесса, по которым строится типология инноваций, включающая следующие признаки:

1. Тип новшества:

Материально-технические (техника, технология, материалы);

Социальные (экономические, организационно-управленческие, социально-управленческие, правовые, педагогические).

2. Инновационный потенциал:

Радикальные (базовые);

Комбинаторные (использование различных сочетаний конструкций);

Модифицирующие (улучшающие, дополняющие).

3. Характер отношения к своему предшественнику:

Замещающие (вместо устаревшего);

Отменяющие (исключают выполнение операций, не заменяя ее новой);

Возвратные (возврат к предшественнику);

Открывающие (новые, аналогов нет).

4. Объем применения:

Точечные (отдельные приспособления);

Системные (технологические, организационные системы);

Стратегические (принципы производства и управления).

5. Эффективность (цели достижения):

Эффективность производства;

Эффективность управления, улучшение условий труда и т. д.

6. Социальные последствия:

Вызывающие социальные издержки (новые виды монотонного труда, вредные условия);

Дающие социальные преимущества (снижение вредности труда, повышение квалификации и пр.).

7. Особенности механизма своего осуществления:

Единичные (на один объект);

Диффузные (на многие объекты);

Завершенные и незавершенные;

Успешные и неуспешные.

8. Особенности инновационного процесса:

Внутриорганизационные;

Межорганизационные.

9. Источник инициативы:

Прямой социальный заказ;

Результат изобретения.

В работе Ю. Яковца приводится следующая классификация:

1. Базисные инновации , открывающие дорогу новым направлениям и поколениям техники.

2. Улучшающие инновации , лежащие в основе новых или модифицированных моделей уже освоенной техники.

3. Псевдоинновации , направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и обычно тормозящие технический прогресс.

Учитывая, что новизна инноваций может быть оценена по технологическим параметрам и потребительским свойствам, можно предложить следующую группу классификационных признаков инноваций:

1. Технологические параметры:

Продуктовые (применение новых материалов, полуфабрикатов);

Процессные (применение новых методов организации производства).

2. Степень новизны для рынка:

Новые отрасли в мире;

Новые отрасли в стране;

Новые для предприятия.

3. Уровень реализации в инфраструктуре объекта:

Инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и др.);

Инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, информация и др.);

Инновации в технологии и системной структуре предприятия (управленческой, производственной, технологической).

4. Степень вносимых изменений:

Радикальные (базовые);

Улучшающие;

Модификационные (частные).

5. Сфера деятельности:

Технологические;

Производственные;

Экономические;

Торговые;

Социальные;

В области управления.

В работе отмечаются следующие основные признаки инноваций (табл. 13.6).

Таблица 13.6 Группировка инноваций


Особого внимания в этой классификации заслуживает признак группировки инноваций, соответствующий этапам НТП (п. 2), предъявляющий специфические требования к инновационному механизму.

Ф. Валента приводит классификацию инновационных изменений, включающую несколько уровней (иерархий) разного порядка.

Инновации нулевого порядка предполагают изменения, сохраняющие существующие функции производственной системы, т. е. регенерирование первоначальных свойств.

Инновации первого порядка означают изменение количественных характеристик при сохранении функций производственной системы.

Инновациями второго порядка именуются простые организационные изменения для оптимизации производственного процесса.

Инновации третьего порядка , или адаптационные изменения, - изменения, не меняющие качество отдельных элементов, но в своем комплексе ведущие к повышению эффективности производства в целом (например, изменение конструкции без изменения полезных свойств конечной продукции и др.).

Инновации четвертого порядка предполагают простейшие качественные изменения, превышающие границы простых адаптивных изменений.

Инновации пятого порядка - это более высокие качественные изменения функ-циональных свойств производственной системы или ее части при сохранении базовой структурной концепции системы. В этом случае возникает новое «поколение» продукции.

Инновации шестого порядка предполагают качественные изменения функциональных свойств производственной системы. При этом меняется ее первоначальная концепция, а сохраняется лишь основной функциональный принцип (например, создание сортов стали с качественно новыми характеристиками).

И наконец, инновации седьмого порядка - это высшее, коренное изменение в функциональных свойствах производственной системы, которое меняет ее основной функциональный принцип. Примером таких инноваций могут служить прорывы в развитии электротехники, внедрение промышленных роботов и т. д.

Однако в данном случае порядок инноваций не только отражает характер и интенсивность изменений самой производственной системы, но выступает как мера сложности управления инновационными процессами на предприятии. Инновации высших порядков требуют создания в общей структуре управления системы стратегического и тактического управления инновационными процессами. Только при таком условии возможно эффективное проведение крупномасштабных изменений в рамках предприятий, нацеленных на реализацию общегосударственной научно-технической политики, что особенно важно в современных условиях. Приведенная классификация Ф. Валенты включает в себя не только инновации производимой продукции, но и изменения в структуре самого предприятия.

Системный анализ сферы применения и самого содержания инновационной деятельности позволяет выделить следующие элементы:

инновации продукции , направленные на создание новой продукции, совершенствование качественных характеристик выпускаемых видов продукции;

технологические инновации , включают освоение новых технологий, модернизацию оборудования, реконструкцию производственных зданий и т. д.;

производственные инновации , ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры производства;

экономические инновации , связанные с изменением методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, экономического стимулирования и др.;

инновации в области управления , нацеленные на улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений;

информационные инновации , связанные с оптимизацией информационных потоков в сфере инновационной деятельности, повышением достоверности и оперативности получения информации, использованием новых средств обработки документации и т. д.;

торгово-сбытовые инновации , направленные на целевые изменения в торговой деятельности, в системе сбыта и снабжения;

социальные инновации , решающие задачи улучшения условий труда, психологического климата, социального обеспечения.

Различные виды инноваций находятся в непрерывной взаимосвязи. Так, технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для появления экономических и управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. В свою очередь, управленческие инновации могут проявляться в изменениях мотивации, подходов к реализации решений, реорганизации информационных потоков и соответственно в совершенствовании методов обработки различной информации (информационные инновации). Кроме того, управленческие и технологические инновации, изменяя условия труда, объективно формируют предпосылки для социальных инноваций, последние же обусловливают необходимость появления технологических инноваций и т. д.

Как уже отмечалось, многие авторы используют для обозначения одних и тех же классификационных оснований и признаков несколько отличные друг от друга формулировки. Поэтому в предлагаемом нами варианте классификации инноваций дается их характеристика с указанием наиболее часто употребляемых аналогов (табл. 13.7).

Таблица 13.7 Основные признаки классификации инноваций

Необходимо отметить, что все вышеперечисленные классификации инноваций имеют право на существование, так как отражают различные подходы к определению признака классификации: у Ю. Яковца таким признаком является объем инновационного потенциала; у Ф. Валенты - степень новизны инноваций для производственной системы. Кроме того, инновации можно определять с точки зрения уровня разработки - государственные, региональные, отраслевые, фирменные и др. Они могут быть определены и по сферам распространения: в промышленной, финансовой, правовой сфере, сфере услуг, торгово-посреднической и научно-педагогической сфере и т. д.

Интересна группировка инноваций, в основе которой лежит признак классификации инноваций в соответствии с потребностями в них различных групп пользователей, т. е. можно выделить индивидуальные, групповые, коллективные, общественные инновации.

Еще один классификационный признак, основанный на принципе отношения нововведения к своему предшественнику, используется для выделения следующих пяти групп нововведений:

Замещающие, т. е. применяемые взамен устаревшего аналога и обеспечивающие получение большего эффекта в ранее внедренном технологическом процессе;

Отменяющие, состоящие в отказе от ранее применявшихся продуктов, процессов и т. д. без последующей их замены какими-либо новыми или усовершенствованными;

Возвратные, используемые повторно, взамен инноваций, несостоятельность или ошибочность которых выявлена только в процессе их практического использования в течение некоторого периода времени и вынуждает отказаться от них и вернуться к прежнему продукту, процессу, способу, структуре и т. д.;

Открывающие, т. е. являющиеся инструментом создания, разработки принципиально новых продуктов, процессов, услуг и т. п., не имеющих аналогов в производственной практике;

Ретронововведения, воспроизводящие в современной интерпретации какие-либо продукты, принципы, процессы и т. д., морально устаревшие ранее в первоначальной форме, но пригодные к использованию на новом витке в «спирали» развития какого-либо вида деятельности.

Деление нововведений с точки зрения «принадлежности» их участников (п. 3) на внутриорганизационные и межорганизационные предполагает разделение состава участников инновационного процесса, представляющих в первом случае подразделения и службы самой организации, внедряющей инновацию, а во втором - различные организации, привлекаемые к разработке, в которой нуждается потребитель. Как уже отмечалось, характеристика успешности нововведений более близка именно к данному классификационному основанию, так как отражает результативность инновационного процесса. К тому же, сравнивая природу и соотношение механизма осуществления нововведений и инновационного процесса, можно и признак завершенности использовать в качестве показателя результативности инновационного процесса как «первичного» аспекта для оценки успешности. Но, рассматривая особенности механизма осуществления нововведений, следует выделить уровни управления, на которых имеются регуляторы этого механизма. Тогда в число признаков группировки по основанию «особенности механизма осуществления нововведений» включается признак уровня действия регуляторов механизма, а именно: нововведения, внедряемые с помощью средств государственного регулирования на макроуровне (это наиболее масштабные, многоцелевые нововведения, позволяющие получить экономический эффект на большом количестве отраслевых или региональных объектов, либо но-вовведения, обеспечивающие приоритетность государства в какой-либо области деятельности на мировом уровне); нововведения мезоуровня и микроуровня, что особенно важно для оценки масштабности различных нововведений.

Важным аспектом классификации инноваций является источник их инициации. Соответственно можно выделить: инновации, возникающие по инициативе потребителей, и инновации, возникающие по инициативе производителей. Как показывают исследования, нововведения, выделяемые по данному признаку, осуществляются по следующим схемам:

1. Для нововведений, инициированных потребителями:

Выдвижение идеи о необходимом продукте или усовершенствовании имеющегося;

Поиск возможного производителя и передача ему предложений;

Отбор производителем наиболее перспективных с точки зрения успешности предложений по разработке новых и совершенствованию ранее освоенных продуктов;

Участие в разработке инновационных проектов и их реализации с целью конкретизации потребительских требований, особенностей последующего использования нововведения.

2. Для нововведений, инициированных производителями:

Исследование потребностей потенциальных покупателей;

Исследование различных возможностей предполагаемого к выпуску нового или совершенствуемого продукта;

Заключение договоров, разработка и реализация инновационных проектов;

Внедрение и послепродажное обслуживание новшеств у потребителей.

Как справедливо отмечают многие авторы, в силу специфики инноваций как экономической категории практически невозможно установить точное количество классификационных признаков. Соглашаясь с этим выводом, мы и определим в качестве предмета данного исследования систему инноваций различного характера, составляющих сферу действия инновационной стратегии организации.

Таким образом, обобщая подходы к классификации инноваций с учетом имеющегося опыта, можно предложить некоторую обобщенную классификационную структуру инноваций, показанную на рис. 13.7.


Рис. 13.7. Обобщенная классификационная структура инноваций

Приведенная классификация инноваций позволяет эффективно решать следующие виды задач по управлению инновационной деятельностью, такие как:

1) обеспечение увязки типов инноваций с реализуемыми инновационными стратегиями;

2) отработка экономического механизма и форм управления различными типами инноваций и управления инновационной деятельностью;

3) выбор наиболее эффективных форм реализации инноваций на различных рынках.

Заметим, что основными критериями такой классификации должны быть:

1) комплексность набора учитываемых классификационных признаков для дальнейшего анализа и исследования инноваций;

2) возможность количественного (качественного) определения критерия классификации;

3) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

Инновации можно классифицировать различными способами, в зависимости от классификационных признаков - по структуре, степени новизны, инновационному потенциалу и т. д. Хотя следует принять во внимание тот факт, что многообразие форм инноваций не позволяет разработать единую их классификацию.

Переходя непосредственно к классификации инновационных предприятий (ИП), необходимо отметить, что с развитием науки проблема разграничения типов инновационных организаций чрезвычайно усложнилась, а поскольку в последнее время их реальное разнообразие очень велико, то при классификации нельзя обойтись лишь немногими группами с четко фиксированными особенностями.

В качестве методологической базы для классификации инновационных предприятий обычно выбирают:

Профиль их деятельности;

Концепцию видов специализации (экономической ориентации) звеньев организационной структуры;

Количество стадий жизненного цикла новшества, на которых работает инновационное предприятие, и другие аспекты.

Представим многомерную классификацию предприятий научно-технической и инновационной сферы в виде, приведенном в табл. 13.8.

Таблица 13.8 Классификация предприятий инновационной сферы





Одним из важных признаков здесь является вид специализации. По этому признаку инновационные предприятия подразделяются на предметные и адресные.

Предметная специализация направлена на создание конкретных видов продуктов, технологий и ресурсов (научно-технической информации, лизинг услуг: активов, финансов и т. д.), а адресная предполагает использование значимых научных результатов, полученных в научных центрах, в виде создания дочерних научно-технических и инновационных фирм.

Другими значимыми признаками в предложенной классификации являются:

Вид создаваемой научно-технической продукции (фундаментальные исследования, прикладные исследования и т. д.);

Вид совершенствующихся объектов (изделие в целом, материалы, технология, формы организации управления).

Дополнительно инновационные предприятия могут быть сгруппированы по глубине создаваемых нововведений. Это те хозяйственные единицы, которые инициируют инновации по восстановлению первоначальных свойств продуктов и процессов, и предприятия, инициирующие новшества по увеличению производительности и количественной интенсивности действующих процессов. Инновации предприятий первого типа относятся к нулевому порядку, т. е. их можно лишь условно назвать инновациями. Как правило, это разного рода нововведения, способные лишь восстановить уже действующие процессы. Инновационные предприятия такого рода находятся на низшей ступени «инновационной лестницы». Их положение на рынке крайне неустойчиво вследствие весьма низкой доли новых продуктов и вероятности их появления в перспективе. На предприятиях второго типа инновации можно рассматривать как инновации первого порядка. Положение инновационных предприятий с такими новшествами на рынке в большинстве случаев устойчиво и только по узкой группе подвержено значительным качественным изменениям.

Обычно считают, что организационная форма предприятия-инноватора во многом зависит от выбранной стратегии деятельности. Так, А. Ю. Юданов в зависимости от типа стратегии выделяет четыре типа инновационных предприятий:

1) виолент;

2) патиенты;

3) коммутанты;

4) эксплеренты.

Виолентная (силовая) стратегия характерна для предприятий, действующих в сфере крупного, стандартного производства. Их фундаментальный источник сил - массовое производство новой продукции среднего качества по низким ценам. За счет этого предприятие обеспечивает большой запас конкурентоспособности.

Патиентная (нишевая) стратегия типична для предприятий, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои новые и дорогие высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.

Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а за счет индивидуализации услуги.

Эксплерентная (пионерная) стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка, это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений. Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке и являются двигателями научно-технического прогресса.

В процессе реализации своей стратегии предприятия формируют ее в соответствии с характером своей инновационной деятельности, порождая инновации различного типа, структура которых представлена на рис. 13.8.

Рис. 13.8. Классификация инновационных предприятий по характеру инновационной деятельности

Под инноваторами-лидерами понимаются инновационные предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими инновационными предприятиями - инноваторами-последователями. Инноваторы-лидеры работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих стратегический характер, имеют запас «экономической прочности», который выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции и более низких удельных издержках производства. Инноваторы - последователи, напротив, меньше рискуют, их инновации являются, как правило, ответом (реакцией) на инновации лидеров, но имеют более низкие экономические показатели конкурентоспособности.

Реализация новых научных открытий и пионерных изобретений в производстве характерна для инновационных предприятий, имеющих полный цикл НИОКР или, по крайней мере, развитую базу прикладных НИОКР, но инновации такого типа достаточно редки. Основная масса инновационных предприятий создает инновации на основе новых способов применения ранее сделанных открытий.

Типичными примерами инновационных предприятий, создающих и удовлетворяющих новые потребности, являются предприятия, которые производят, к примеру, телевизоры, магнитофоны, телефоны, персональные компьютеры и т. п. Естественно, что требования к инновационному развитию предприятий, различающихся по характеру удовлетворения потребностей, также неодинаковы.

Базовые инновации инновационных предприятий могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к «старым» открытиям. Этот вид инноваций связан с созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совершенствоваться путем разработки инноваций-видоизменений.

Деятельность инновационных предприятий, ориентирующихся на внедрение новшеств, связанных с перегруппировкой отдельных элементов существующей производственной системы, может проявляться в создании новых изделий (с незначительной степенью новизны) за счет различной комбинации уже существующих в данном производстве элементов или в организационных перегруппировках производства. Инновации предприятий, создающих адаптационные нововведения на отдельных дополняющих элементах производственной системы, не обладают значительной степенью новизны, так как изменения отдельных элементов не характеризуются высокой степенью инновационности (например, замена в станке одного типа электродвигателя на другой, производимый на других инновационных предприятиях). Предприятия, осуществляющие инновации, направленные на частичное улучшение элементов данной производственной системы (как правило, без существенного изменения функционирования системы в целом), ориентированы в основном на улучшение отдельных элементов продукта (например, установка нового, более мощного двигателя для автомобиля и т. д.).

Разумеется, каждый из перечисленных видов инновационной деятельности предприятий существует одновременно с другими, поэтому, если говорить о конкретном типе инновационного предприятия, в первую очередь следует иметь в виду структуру и преобладающие типы инноваций, реализуемые на данном предприятии.

Использование классификации инновационных предприятий в современной экономике позволяет типизировать состояние и характер деятельности различных инновационных предприятий, оценить спрос на их инновационные проекты, услуги инновационных предприятий и их предложения на внутреннем и внешнем рынках. Это дает значительный экономический эффект и активизирует инновационную деятельность, обеспечивая ее дальнейшую адаптацию к новым экономическим реалиям.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)