Презентация на тему формы представления информации. Презентация "наглядные формы представления информации". Планируемые образовательные результаты

Понятие информации является основополагающим понятием информатики. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решении и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно - технического прогресса






Термин « информация » происходит от латинского informatio разъяснение, изложение, осведомленность. Энциклопедический словарь (М.: Сов. энциклопедия, 1990) определяет информацию в исторической эволюции: первоначально сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с середины XX века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).


С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные. Сигнал (от латинского signum знак) представляет собой любой процесс, несущий информацию. Сообщение это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи. Данные это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.






Классификация: Выявление номенклатуры, подлежащей кодированию. К ней относятся те реквизиты - признаки, которые используются для составления группировок. По каждой номенклатуре составляется полный перечень всех позиций, подлежащих кодировании.. При этом соблюдается логическая зависимость различных признаков в рассматриваемой номенклатуре. Например, при кодировании территории районы располагаются по областям. Такой упорядоченный список называют номенклатурой. В каждой номенклатуре предусматривается некоторое количество резервных позиций на случай появления новых объектов. Таким образом, классификация заключается в распределении элементов множества на подмножества на основании признаков и зависимости внутри признаков.


При создании ИО автоматизированных информационных сетей выполняются следующие работы: Определяется состав экономических задач и система показателей для каждого уровня обработки; Устанавливается состав и способы обмена информацией между разными уровнями обработки; Ведется создание информационного фонда и его распределение; Создаются различные формы ввода информации на ПЭВМ с учетом многоуровневой обработки данных; Рассматриваются вопросы использования различных видов классификаторов и обеспечивается создание локальных классификаторов экономической информации; Создаются различные формы вывода информации; Разрабатываются вопросы информационно - справочного обслуживания пользователей, построения типовых запросов; Создаются автоматизированные ИТ, обеспечивающие непосредственный контакт пользователя с ПК (разработка сценария диалога, структура, меню); Прорабатываются вопросы организации на ПК делопроизводства управленческой деятельности, контроля исполнения документов; Создается информационное взаимодействие с внешней средой на основе организации электронной почты.


Создание ИО осуществляется в ходе составления технологического проекта и предусматривает составление инструкций пользователям по применению основных положений ИО в их практической деятельности, связанной с обработкой экономических задач на ПЭВМ. Это: Инструкция по подготовке документов к машинной обработке и их кодированию; Инструкции по обработке экономической задачи на ПК - вводу программы, исправлению информационных массивов, корректировке информации, загрузке в базу данных, организации запросов, получению выходных данных.



Понятие информации является основополагающим понятием информатики. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решении и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно - технического прогресса.


Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов и газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т. д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Передаваемая информация обычно касается каких - то предметов или нас самих и связана с событиями, происходящими в окружающем нас мире.


В рамках науки информация является первичным и неопределяемым понятием. Оно предполагает наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником. Понятие информации используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Конкретное толкование элементов, связанных с понятием информации, зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших представлений.


Более узкое определение дается в технике, где это понятие включает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования. Наиболее общее определение имеет место в философии, где под информацией понимается отражение реального мира. Информацию как философскую категорию рассматривают как один из атрибутов материи, отражающий ее структуру


Энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений м" title="В эволюционном ряду вещество -> энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений м" class="link_thumb"> 17 В эволюционном ряду вещество -> энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений материи обусловила, наверное, указанную последовательность познания природы человечеством. энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений м"> энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений материи обусловила, наверное, указанную последовательность познания природы человечеством."> энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений м" title="В эволюционном ряду вещество -> энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений м"> title="В эволюционном ряду вещество -> энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений м">


Различают две формы представления информации непрерывную и дискретную. Поскольку носителями информации являются сигналы, то в качестве последних могут использоваться физические процессы различной природы. Например, процесс протекания электрического тока в цепи, процесс механического перемещения тела, процесс распространения света и т. д. Информация представляется (отражается) значением одного или нескольких параметров физического процесса (сигнала), либо комбинацией нескольких параметров.


На рис. 1.1 в виде графиков изображены: а) непрерывный по уровню и во времени сигнал Хнн; б) дискретный по уровню и непрерывный во времени сигнал Хдн; в) непрерывный по уровню и дискретный во времени сигнал Хнд; г) дискретный по уровню и во времени сигнал Хдд. Рис Виды информационных процессов


Наконец, все многообразие окружающей нас информации можно сгруппировать по различным признакам, т. е. классифицировать по видам. Например, в зависимости от области возникновения информацию, отражающую процессы и явления неодушевленной природы, называют элементарной, процессы животного и растительного мира биологической, человеческого общества социальной.


По способу передачи и восприятия различают следующие виды информации: визуальную передаваемую видимыми образами и символами, аудиальную звуками, тактильную ощущениями, органолептическую запахами и вкусом, машинную выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники, и т. д.


Количеством информации называют числовую характеристику сигнала, отражающую ту степень неопределенности (неполноту знаний), которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала. Эту меру неопределенности в теории информации называют энтропией. Если в результате получения сообщения достигается полная ясность в каком - то вопросе, говорят, что была получена полная или исчерпывающая информация и необходимости в получении дополнительной информации нет. И, наоборот, если после получения сообщения неопределенность осталась прежней, значит, информации получено не было (нулевая информация).


Приведенные рассуждения показывают, что между понятиями информация, неопределенность и возможность выбора существует тесная связь. Так, любая неопределенность предполагает возможность выбора, а любая информация, уменьшая неопределенность, уменьшает и возможность выбора. При полной информации выбора нет. Частичная информация уменьшает число вариантов выбора, сокращая тем самым неопределенность.


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ


  • знак
  • знаковая система
  • естественные языки
  • формальные языки

  • Знак представляет собой заменитель объекта.
  • Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.

Знак - это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определённого смысла.


Пиктограмма

Форма знака позволяет догадаться о его смысле.


Символ

Связь между формой знака и его смыслом устанавливается по договорённости.


Знаки и знаковые системы

Люди используют отдельные знаки и знаковые системы.

Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.


Язык как знаковая система

Общение между людьми может проходить в устной или письменной форме с использованием соответствующих звуковых или зрительных знаков.


Язык - знаковая система, используемая человеком

для выражения своих мыслей, общения с другими людьми

Естественный

язык

Формальный

язык :

одинаковые

сочетания

знаков имеют

одинаковый смысл

Письменность

Устная речь

Фонема

Символ

  • азбука Морзе
  • ноты
  • система счисления
  • язык программирования

Слог

Буквенно-знаковая

Слово

Слоговая

Фраза

Идеографическая


Формы представления информации

Человек может представить информацию в знаковой или образной форме:

  • знаковое представление информации дискретно;
  • образное представление информации непрерывно.

Кодирование - представление информации в той или иной форме.



Самое главное

Человек для сохранения и передачи информации другому человеку фиксирует её с помощью знаков.

Знак (набор знаков) - заменитель объекта, позволяющий передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.

Язык - знаковая система, используемая человеком для выражения своих мыслей, общения с другими людьми :

  • естественные языки используются для общения между людьми;
  • формальные языки применяются специалистами в профессиональной деятельности.

Человек может представить информацию на естественных языках, на формальных языках, в различных образных формах.

Кодирование - п редставление информации в той или иной форме.


Вопросы и задания

К какой разновидности языков (естественных или формальных) может быть отнесена морская флажковая азбука?

Что такое знаковая система? Попытайтесь описать русский язык как знаковую систему. Опишите десятичную систему счисления как знаковую систему.

Что такое знак? Приведите примеры знаков, используемых в общении людей.

В каких случаях можно знаки формальных языков включать в тексты на естественном языке? Где вы с этим встречались?


Задания

Укажите, какой смысл имеет пиктограмма:


Опорный конспект

Формы представления информации

Знаковая

Образная

информация

на естественном

языке

информация

на формальном

языке

изображение

звук

языки,

используемые

для общения

между людьми,

называются

естественными

языками

ax2 + bx + c2 = 0

Наглядные формы

представления информации


Цель: выяснить, необходима ли людям наглядная форма представления информации.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – умение представлять информацию в наглядной форме;
  • метапредметные – умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;
  • личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

  • 1) расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации;
  • 2) привести примеры использования схем для решения задач.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • рисунок;
  • схема;
  • наглядность.

Виды информации по способу представления

звуковая

графическая

числовая

текстовая

древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания.

Примеры - человеческая речь, музыка, различного рода сигнализация и пр.

это перенос речи, мыслей, рассуждений в форму текста - сочетания букв, причем различные языки имеют свой набор символов.

Пример - книги, различные документы, протоколы и пр.

данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. Необходима для, например экономических взаимоотношений.

Пример - ценники в магазинах, данные различных приборов, и пр.

самый древний способ отображения и передачи информации. Это - различные изображения.

Примеры - наскальная живопись, фрески, картины, диаграммы, чертежи, схемы и пр.


Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте.

Как вы думаете как легче воспринимать информацию: по рисунку или по тексту?


Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину.

Летним солнечным днем на детской площадке играли два мальчика и две девочки, двое из них играли в мяч, а остальные играли с лопатками. Известно, что одна девочка точно играла в мяч, а один мальчик точно играл с лопаткой.

С помощью какого вида информации мы можем получить более наглядное представление? В какой форме мы можем представить эту информацию?


Формы представления информации

диаграммы

Иллюстрации

помогают

быстро понять

о чем идет

речь, и создать

Диаграммы

Схемы показывают

как устроены

используют

окружающие

объекты и как они

представления

разных числовых

друг с другом.




Задание : Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки: Е Й Б Д С Б Н Н Б

  • А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28 Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33

Ответ: Д И А Г Р А М М А.


Диаграммы

  • Слон – 60 лет
  • Лошадь – 25 лет
  • Верблюд – 30 лет
  • Крокодил – 40 лет
  • Шимпанзе – 60 лет

Нам из джунглей шлет поклон Чемпион по весу…

У меня большая грива, Ушки и копытца. Моя шёрстка гладка, Кто же я?

Нет в пустыне вкусных блюд, ест колючки наш …

по реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит...

В зоопарке, в синей клетке Ловко прыгает по сетке, Корчит рожи, ест бананы, догадались?


  • столбиковые диаграммы;
  • полосовые диаграммы;
  • круговые диаграммы;
  • линейные диаграммы;
  • фигурные диаграммы;

Задание: На территории Хабаровского края протекают реки Амур, протяженность которой составляет 4444 км, Бурея протяженностью 623 км, Мая протяженностью 1053 км. Какая из данных рек имеет большую длину? С помощью цветных карандашей рисуем диаграммы.

Создать линейную диаграмму на основе текста.

Создать круговую диаграмму на основе текста.


Кроссворд

  • 1. тип диаграммы, столбцы которой расположены горизонтально;
  • 2. вид информации представленный в виде изображения;
  • 3. графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.
  • 4. список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам.
  • 5. древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания.
  • 6. объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для её передачи.
  • 7. материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией.
  • 8. данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел.
  • 9. иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, движения, структуру и т. д.
  • 10. несколько предложений, связанных между. собой по смыслу.

  • Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  • Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  • Единые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Наглядные формы представления информации. (5 класс) Выполнила: учитель информатики МКОУСОШ№ 39 г. Тула Бурцева Ирина Вячеславовна

Цель: выяснить, необходима ли людям наглядная форма представления информации. Планируемые образовательные результаты: предметные – умение представлять информацию в наглядной форме; метапредметные – умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Решаемые учебные задачи: 1) расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации; 2) привести примеры использования схем для решения задач. Основные понятия, рассматриваемые на уроке: рисунок; схема; наглядность.

Виды информации по способу представления текстовая числовая графическая звуковая данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. Необходима для, например экономических взаимоотношений. Пример - ценники в магазинах, данные различных приборов, и пр. это перенос речи, мыслей, рассуждений в форму текста - сочетания букв, причем различные языки имеют свой набор символов. Пример - книги, различные документы, протоколы и пр. самый древний способ отображения и передачи информации. Это - различные изображения. Примеры - наскальная живопись, фрески, картины, диаграммы, чертежи, схемы и пр. древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания. Примеры - человеческая речь, музыка, различного рода сигнализация и пр.

Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину. Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте. Как вы думаете как легче воспринимать информацию: по рисунку или по тексту?

Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину. Летним солнечным днем на детской площадке играли два мальчика и две девочки, двое из них играли в мяч, а остальные играли с лопатками. Известно, что одна девочка точно играла в мяч, а один мальчик точно играл с лопаткой. С помощью какого вида информации мы можем получить более наглядное представление? В какой форме мы можем представить эту информацию?

Формы представления информации рисунки схемы диаграммы Иллюстрации помогают быстро понять о чем идет речь, и создать образы. Схемы показывают как устроены окружающие объекты и как они связаны друг с другом. Диаграммы используют для представления разных числовых данных.

Карта города Тулы с улицами

Схемы и условные знаки

А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28 Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33 Задание: Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки: Е Й Б Д С Б Н Н Б Ответ: Д И А Г Р А М М А.

Диаграммы Слон – 60 лет Лошадь – 25 лет Верблюд – 30 лет Крокодил – 40 лет Шимпанзе – 60 лет Нам из джунглей шлет поклон Чемпион по весу… У меня большая грива, Ушки и копытца. Моя шёрстка гладка, Кто же я? Нет в пустыне вкусных блюд, ест колючки наш … по реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит... В зоопарке, в синей клетке Ловко прыгает по сетке, Корчит рожи, ест бананы, догадались?

Диаграммы принято подразделять по их форме на следующие виды: столбиковые диаграммы; полосовые диаграммы; круговые диаграммы; линейные диаграммы; фигурные диаграммы;

Задание: На территории Хабаровского края протекают реки Амур, протяженность которой составляет 4444 км, Бурея протяженностью 623 км, Мая протяженностью 1053 км. Какая из данных рек имеет большую длину? С помощью текстового редактора Word создать 1 группа Создать круговую диаграмму на основе текста. 2 группа Создать линейную диаграмму на основе текста.

1. тип диаграммы, столбцы которой расположены горизонтально; 2. вид информации представленный в виде изображения; 3. графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. 4. список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. 5. древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания. 6. объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для её передачи. 7. материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией. 8. данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. 9. иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, движения, структуру и т. д. 10. несколько предложений, связанных между. собой по смыслу. З В У К Ч Д Т О И Л Г И А В С И Р А Б А З Л Н А Г Л Я Д Н О С Т Ь Е Ф Р И О А В Х Е Й И А Ц К К А Е К Н Ч М А У Я М С А Е М М А Т Я С А Е К Н А Т Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Кроссворд

Список литературы: Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Единые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru http://kursk-sosh7.ru http://сайт

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе.

Тема : Наглядные формы представления информации

Тип урока : комбинированный урок изучения нового материала с практической работой.

Цели:

Обучающие : подчеркнуть роль наглядных форм представления информации, познакомить учащихся с построением диаграмм, дать представление о таблице, развивать у учащихся навыки работы с компьютером.

Развивающие : развить у школьников логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, стимулировать у учащихся интерес к предмету.

Воспитательные : привить интерес к предмету, навыки самостоятельной работы.

Формы организации учебной деятельности : коллективная, индивидуальная.

Оборудование : ПК, мультимедийный проектор, презентация (PowerPoint), ватман, фломастеры.

Основные понятия : наглядная форма представления, рисунок, фотография, карта, схема, условные знаки, диаграмма, таблица.

Этапы урока:

Этапы урока

Цель

I. Организационный момент

(1 мин)

Подготовка учащихся к работе на занятии.

II. Актуализация опорных знаний (3 мин)

Воспроизвести способы представления информации, классифицировать примеры по способам представления информации.

III. Изучение новых знаний

  1. Формулирование темы урока (1 мин)

Определить тему урока.

2. Постановка проблемы. Групповая работа учащихся (10 мин)

Активизировать учащихся на осознание роли наглядных форм представления информации.

3. Изложение нового материала (9 мин)

Сформировать знания о наглядных формах представления информации: рисунке, фотографиях, схемах, условных знаков, картах, диаграммах.

4. Физкультминутка (2 мин)

Снятие общего утомления.

IV. Практическая работа (10 мин)

Повторение ранее изученного материала.

V. Закрепление и контроль новых знаний (6 мин)

Организовать деятельность по применению новых знаний, выявить уровень первичного усвоения нового материала.

VI. Подведение итогов (2 мин)

Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.

VII. Домашнее задание (1 мин)

Заинтересовать учащихся творческим заданием.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель : На предыдущих уроках мы с вами изучили различные формы представления информации.

Идет показ презентации .

  1. Какие формы представления информации вам уже известны? (числовой, графический, текстовый )
  2. С помощью каких органов чувств человек может воспринимать письменную информацию? (глаз )
  3. Расскажите о текстовой форме представления информации.

(Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.)

  1. Объяснение нового материала.
  1. Формулировка темы урока.

Учитель : Перед вами текстовая информация. Прочитаем ее и попробуем представить картину: (слайд 4 )

Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте.

Что вы себе представили? (учащиеся отвечают )

Вы видите у всех получилось разное описание. А теперь посмотрим на картину, написанную по этому описанию. (слайд 4 )

Учитель : Как вы думаете как легче воспринимать информацию:

а) по рисунку или по тексту? (по рисунку)

б) почему? (информация наглядна)

Учитель : Действительно, проще воспринимается наглядная информация. Ведь даже появившийся на свет младенец не умеет ни говорить, ни ходить, он воспринимает окружающий мир своими глазами. Поэтому тема нашего урока: «Наглядные формы представления информации».

Запишите тему в тетради.

Учитель : Ребята, а как вы думаете какова цель урока? (познакомиться с наглядными формами представления информации, выяснить, необходимо ли людям наглядная форма представления информации) .

  1. Постановка проблемы. Групповая работа.

Учитель: А нужна ли нам наглядная форма представления информации? А разобраться в этом нам поможет следующий эксперимент (слайд5).

Учитель: Итак, вернемся к цели нашего исследования. Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся думают, предлагают варианты ответов.)

Учитель : Без наглядных форм представления информации не обойтись.

Учитель: В домашнем задании вам необходимо будет выполнить задание, подобное данным.

  1. Изложение нового материала.

Учитель: Итак, мы выяснили, что наглядная форма представления информации необходима. Давайте посмотрим, какие наглядные формы представления информации вы использовали и узнаем о других примерах.

Демонстрация презентации, беседа с учащимися.

Учитель: (слайд 7) Рисунок (картинка) - очень популярная и доступная форма представления информации.

Что нагляднее всего может рассказать о ваших путешествиях, праздниках? (Фотографии.)

(слайд 8 ) Вы видите на слайде карту нашего Тульского края. Из уроков природоведения вы знаете, что с помощью карты можно также получить большое количество информации о данной местности. На следующий год вы начнете изучать новый предмет – географию и на уроках будете использовать именно эту наглядную форму представления информации.

(слайд 9 ) Условные знаки очень часто встречаются в нашей жизни. Поясните, пожалуйста, где вы их могли встретить или использовать. (При объявлении прогноза погоды, на дороге.)

(слайд 9 ) Также большое количество информации мы можем получить из схем. Они помогают лучше понять и запомнить новый материал. Посмотрите на схемы. Где вы их используете? Придумайте предложение по данной схеме. (На уроках русского языка.)

А как можно удобно представить числовые данные? Ответ кроется в задаче. (слайд 10 )

Задание : Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки: (или используя РТ: №20 С.23)

А-1

Б-2

В-3

Г-4

Д-5

Е-6

Ё-7

Ж-8

З-9

И-10

Й-11

К-12

Л-13

М-14

Н-15

О-16

П-17

Р-18

С-19

Т-20

У-21

Ф-22

Х-23

Ц-24

Ч-25

Ш-26

Щ-27

Ъ-28

Ы-29

Ь-30

Э-31

Ю-32

Я-33

Е Й Б Д С Б Н Н Б

Ответ: Д И А Г Р А М М А.

Учитель : Что же такое диаграмма, откроем энциклопедический словарь? (Диаграмма – графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.)

Учитель : Выясним, как можно представить числовые данные с помощью диаграммы. Решим задачу: Известно, что продолжительности жизни животных разные. О каких животных пойдет речь, узнаем из загадок. (слайд 14 )

На доске последовательно появляются названия животных, потом года жизни:

Слон – 60
Крокодил – 40
Верблюд – 30
Медведь – 25
Шимпанзе – 60

Учитель: Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, медведя и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно.
Учитель: Эти данные можно представить на линейной диаграмме.
Учитель: Внимание! Только тот построит диаграмму верно, кто будет внимательно слушать.
Учитель: На листе в клетку начертим систему координат. По горизонтали мы будем откладывать годы жизни животных, по вертикали – название животного. Пусть две клетки – 10 лет жизни.
– С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков (т.к. 5 животных), длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 мм соответственно:

Вывод: Диаграмма наглядно показывает продолжительности жизни животных.
– Диаграмма может иметь другой вид. Если повернуть систему координат на 90°, а вместо отрезков нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30. 25 и 60. Такую диаграмму называют столбчатой. (
слайд 15 )

  1. Физкультминутка. (слайд 16 )

Учитель: А теперь можно и отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, и выйдете из – за парт. Повторяйте упражнения за мной.

Мы руками поведем –

Будто в море мы плывем.

Раз, два, три, четыре –

Вот мы к берегу приплыли,

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять –

Вправо, влево, вправо, влево

Не забудем и присесть –

Раз, два, три, четыре,

На счет пять – за компьютеры сесть.

  1. Практическая работа.

Учитель : Мы продолжаем знакомиться с наглядными формами информации. И одна из этих форм – это диаграмма.

Учитель: Сейчас мы работаем с компьютером. Но перед тем как приступить к работе необходимо вспомнить правила техники безопасности. (учащиеся отвечают)

Учитель : И сейчас вы самостоятельно решите текстовую задачу и оформите результаты в форме диаграммы. (слайд 13 )

Вы разделитесь на две команды. Каждая группа получит задания (слайд 13 )

Учитель : Все время кончилось, повернитесь, пожалуйста, и проверьте правильно ли вы выполнили работу. (слайд 13 )

Учитель

  1. Закрепление и контроль новых знаний.

Учитель: А теперь, давайте проверим, как вы усвоили новый материал.(Слайд 14)

Учитель: ответе правильно на вопросы и заполните кроссворд.

Учащиеся выполняют самостоятельно работу, проставляя правильные ответы.

Учитель : Все время кончилось, повернитесь, пожалуйста, и проверьте правильно ли вы выполнили работу.

После выполняется самопроверка и выставляются оценки: без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».

Учащиеся сравнивают полученные ответы с ответами, представленными на слайде, оценивают себя.

Учитель : А теперь поднимите руки те, кто выполнил без ошибок. Молодцы! Ну а остальные, надеюсь, еще поработают над этой темой.

  1. Подведение итогов.

Учитель: Итак, ребята, что мы сегодня выяснили на уроке? (больше информации человек получает с помощью глаз, наглядные формы информации необходимы для лучшее представления полученной информации)

Как можно наглядно представить информацию? (с помощью рисунков, схем, фотографий, диаграмм, таблиц)

К какому выводу вы пришли, сравнивая текстовую и наглядную информацию? (с наглядной информацией удобно работать )

Учитель: А сегодняшняя оценка складывается из оценок за практическую и самостоятельную работы.

  1. Домашнее задание.

Учитель: Вам необходимо узнать о профессии своих родителей и представить ее наглядно, а поможет вам выполнить домашнее задание § 1.11, для любознательных предлагаю прочитать § 3.8.

Список использованных источников

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  3. Единые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Наглядные формы представления информации

текстовая Виды информации по способу представления числовая графическая звуковая

текстовая это перенос речи, мыслей, рассуждений в форму текста - сочетания букв, причем различные языки имеют свой набор символов. Пример - книги, различные документы, протоколы и пр.

числовая данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. Необходима для, например экономических взаимоотношений. Пример - ценники в магазинах, данные различных приборов, и пр.

графическая самый древний способ отображения и передачи информации. Это - различные изображения. Примеры - наскальная живопись, фрески, картины, диаграммы, чертежи, схемы и пр.

звуковая древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания. Примеры - человеческая речь, музыка, различного рода сигнализация и пр.

Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину. Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте. Как вы думаете как легче воспринимать информацию: по рисунку или по тексту?

Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину. Летним солнечным днем на детской площадке играли два мальчика и две девочки, двое из них играли в мяч, а остальные играли с лопатками. Известно, что одна девочка точно играла в мяч, а один мальчик точно играл с лопаткой. С помощью какого вида информации мы можем получить более наглядное представление? В какой форме мы можем представить эту информацию?

Формы представления наглядной ииинформации: Рисунки -помогают быстро понять о чем идет речь, и создать образы. Схемы - Схемы показывают как устроены окружающие объекты и как они связаны друг с другом. Диаграммы - используют для представления разных числовых данных.

Карта города Санкт-Петербург

Схемы и условные знаки

Задание: Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки: Е Й Б Д С Б Н Н Б

Диаграммы Слон – 60 лет Лошадь – 25 лет Верблюд – 30 лет Крокодил – 40 лет Шимпанзе – 60 лет

Диаграммы принято подразделять по их форме на следующие виды: столбиковые диаграммы; полосовые диаграммы; круговые диаграммы; линейные диаграммы; фигурные диаграммы;

1. тип диаграммы, столбцы которой расположены горизонтально; 2. вид информации представленный в виде изображения; 3. графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. 4. список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. 5. древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания. 6. объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для её передачи. 7. материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией. 8. данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. 9. иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, движения, структуру и т. д. 10. несколько предложений, связанных между. собой по смыслу. З В У К Ч Д Т О И Л Г И А В С И Р А Б А З Л Н А Г Л Я Д Н О С Т Ь Е Ф Р И О А В Х Е Й И А Ц К К А Е К Н Ч М А У Я М С А Е М М А Т Я С А Е К Н А Т Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10