Социальное взаимодействие. Общение. Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей Специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми

Основное содержание темы : понятие о человеке; человек как существо разумное; человек как существо моральное; человек как существо созидающее; формы взаимодействия человека с окружающим миром; понятие личности в психологии; психологическая структура личности; направленность личности; активность личности; индивид; индивидуальность; понятие «субъект» в психологии; универсум как высшая степень духовного развития человека , осознающего свое бытие и место в мире.

Понятие о человеке

В феномене человека можно выделить несколько аспектов. Человек это: существо многостороннее, многомерное и сложно организованное ; органическое существо . Но человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Человек отличен свободным их переживанием: волевым усилием он способен подавить голод и жажду, страх и боль, если в этом он видит для себя смысл. Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека – его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе . Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард – всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % – остаются неиспользованным «серым веществом».

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек – это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Человек – общественное существо . Он включен в систему социальных связей и отношений, является носителем социальной и статусно-ролевой позиции. Становление человека происходит путём социализации новорождённого. Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

Деятельная, преобразовательно-созидающая сущность человека – его стержневая характеристика. Он не может жить без смысла жизни. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Возьмите любого человека, удовлетворите все его потребности, но лишите его смысла жизни – и вы увидите, каким жалким он будет».

Наличие у человека внешней (непосредственно наблюдаемой) и внутренней (скрытой от посторонних глаз) жизни, он – носитель сознания .

Самая глубинная суть человека как родового существа есть духовность. К основным проявлениям его духовности относят: совесть, смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания.

Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи. Этот термин предложил Генри Мюррей (1938) для обозначения, как экспериментаторов, так и теоретиков в области психологии личности. Персонологи ставят перед собой две задачи: 1) помогать людям получать большее удовлетворение от жизни, открывая в себе все, на что они способны; 2) постижение причин, лежащих в основе тех или иных поступков; ведь большинство причин, лежащих в основе серьезных недугов человечества – следствие поведения людей.

Слово «личность» испытало в истории удивительные превращения. Первоначально латинское слово «персона» означало маску, личину. В античном театре актер надевал ту маску, которая характеризовала основное содержание изображаемого персонажа. Потом маска как бы приросла, и стала означать внутреннюю сущность самого действующего лица. Слово «персона» сошло с театральных подмостков, и шагнуло в жизнь

В отечественной психологии чаще всего используются два основных значения: 1) личность как любой человек, носитель сознания. «Это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему» (К. Платонов); 2) личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития, связанного с наличием у него собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды (Божович Л.И.). Точкой соприкосновения множества теорий является утверждение, что личность есть понятие социальное, не врожденное, возникающее в результате культурного и социального развития.

Личность – это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными условиями жизни общества. Остановимся подробнее на этом определении.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется, благодаря производимому впечатлению. Он сам сознательно выделяет себя из окружающего, проявляя самостоятельность мысли, не банальность чувств, собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство её связей с миром и другими людьми. Разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее.

Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Личность есть специфическое человеческое образование, которое производится общественными отношениями. Это самоорганизующаяся, целеустремленная система. Функции регулятора поведения личности выполняет ее мировоззрение, направленность, характер, способности, совесть!

Объектом внимания личности является не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, самоанализ, саморегуляцию, способность к самонаблюдению.

Личность формируется в условиях общественного, конкретно – исторического существования человека, в процессе его обучения и воспитания . Что является движущими силами развития личности? В истории психологии представлено три направления в решении этого вопроса.

Биогенетическая концепция. Развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер. Согласно этой концепции, человек имеет от природы предрасположение не только к некоторым особенностям протекания психических процессов, но и к определенному комплексу мотивов:


  • к преступности (Ч. Ломброзо);

  • к самосовершенствованию в профессиональной деятельности (Ж. Амар);

  • к аварийности и травматизму (К. Марбе);

  • к успехам в административной деятельности.
Следовательно, представители этой концепции (С. Холл, З. Фрейд, Э. Кречмер и др.) личность считали продуктом фатальных биологических факторов, активность её игнорировалась.

Социогенетическая концепция представлена именами Э. Торндайка, Б. Скиннера, К. Левина и др. Они старались объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем выделяют три течения: психодинамическое (Э. Эриксон) объясняет поведение через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики; когнитивистское (Ж. Пиаже) основывается на главенстве познавательных сторон интеллекта; персонологическое (А. Маслоу) в центре внимания имеет развитие личности в целом.

Психическая деятельность личности определяется единством биологических, социальных факторов и собственной активности индивида. Так, биологические предпосылки определяют некоторую предрасположенность к чему-либо. Но биологическое в личности социально обусловлено. Важна передача от поколения к поколению опыта. Интересное наблюдение М. Блока об отсутствии конфликта дедов и внуков: «При каждом новом этапе формирования сознания делается шаг вспять – в обход поколения, являющегося главным носителем изменений… Молодежь часто бывает обязана урокам стариков». Ученые отмечают эффективность связи между поколениями опосредованно – через поколение – от дедов к внукам. Чрезвычайно важна активность личности. Именно она обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности .

Быть личностью – это и значит: иметь активную жизненную позицию; осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости; оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь; постоянно «строить» самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением; обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя. Личность – это уровень развития, достигаемый не каждым индивидом.
Психологическая структура личности

Личность целостна. Основу ее составляет структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Существует несколько подходов в определении структуры личности. Рассмотрим некоторые из них.

Синтетический подход обосновал С.Л. Рубинштейн. Он рассматривал личность как единство нескольких подструктур (табл.1).

Таблица 1.

Структура _личности_по_Рубинштейну_С._Л.">Структура личности по Рубинштейну С. Л.

В определении структуры личности особый интерес представляют взгляды К.К. Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру . По мнению ученого биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

Иерархическая структура личности К.К. Платонова (табл.2) представляет собой биосоциальную структуру. Способности и характер , которые не вошли в данную структуру, являются, по мнению Платонова, как бы наложенными на все четыре подструктуры и проявляются в каждой из них.

Таблица 2.

Структура личности по К.К. Платонову




Название

Составляющие

Соотношение биологического и социального

Как формируются

1

Подструктура направленности личности

Потребности, интересы, идеалы, убеждения, доминирующие мотивы деятельности и поведения, мировоззрение

Социально обусловлены (биологического почти нет)

Воспитанием

2

Подструктура социального опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально – биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Обучением

3

Подструктура форм отражения

Индивидуальные особенности психических процессов

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального).

Упражнением

4

Биологически обусловленная подструктура

Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Тренировка

Направленность личности

Ведущим компонентом структуры личности является направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев). Под направленностью чаще понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Охарактеризуем основные формы направленности личности в порядке их иерархии. Влечение – наиболее примитивная, по сути, биологическая форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Оно преходяще, т.к. представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание. Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем в желаниях осознается и возможный путь её удовлетворения. Стремление возникает, если в желание включается волевой компонент, возникает побуждение к деятельности. Интересы – специфическая форма проявления познавательной потребности, направленная на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, внимании к объекту. При удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. Широта и содержание интересов – наиболее яркие характеристики личности. При включении в интерес волевого компонента, образуется склонность , которая рассматривается как предпосылка к развитию определенных способностей. Идеал – это то, к чему личность стремится, на что ориентируется. Они характеризуют мировоззрение человека, его ценностные ориентации. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Убеждения – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Направленность – сложное личностное образование, определяющее все поведение личности, её отношение к себе и окружающим.
Активность личности

По вопросу об источниках активности личности в психологии существуют различные точки зрения. З. Фрейд источником активности считал инстинктивные побуждения, передающиеся по наследству (либидо и агрессия). К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм в поиске новых движущих сил человеческого поведения место нереализуемых сексуальных влечений отдали стремлению к власти вследствие чувства неполноценности, коллективному бессознательному, передающемуся по наследству.

Современная психология источником активности личности называет потребности . Отметим их основные признаки. Во-первых , любая потребность имеет свой предмет, она всегда осознание нужды в чем-то. Во-вторых , всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. В-третьих , потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности выражаются в мотивах – побуждениях к деятельности. Он определяет тип поведения личности, придавая ему направленность. А. Н. Леонтьев выделил двоякую функцию мотива: побуждение и направление деятельности (мотив-стимул ); придание деятельности личностного смысла (смыслообразующий мотив ). Мотивы бывают осознанные и неосознаваемые. Осознанные определяют жизненные цели. К ним относят: интересы, убеждения, мировоззрение личности. Неосознаваемые мотивы (влечения, конформизм, установка) не дают личности отчета в том, что является содержанием его потребностей.

Все потребности делят на три вида: материальные – лежат в основе жизнедеятельности человека; духовные – специфически человеческие образования, характеризующие уровень развития личности; социальные – выражают общественную природу человека.

Личность – социальная сущность индивида. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности как мотивация (направленность), темперамент, способности, характер, воля, чувства.

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens (биологическая сущность индивида). Это человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека. К первичным свойствам индивида относятся свойства, присущие всем людям: возрастные особенности, половой диморфизм, конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, функциональная ассиметрия мозга .

Первичные свойства определяют свойства вторичные: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей индивида. Интеграция первичных и вторичных свойств обуславливает особенности темперамента и задатки способностей человека.

Субъект деятельности – это индивид, как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Это человек как носитель предметно-практической деятельности, распорядитель душевных сил. В структуре этого понятия выделяют: сознательность, активность, деятельность.

Таким образом, объект психологической науки – человек – может изучаться: как представитель живой природы (индивид); как социальное существо (личность); как субъект сознательной деятельности. Объединение этих трех уровней дает интегральную характеристику человека–индивидуальность.

Индивидуальность – это совокупность психических, социальных, физиологических особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия, неповторимости. Это самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Разнообразие условий воспитания, врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Универсум – высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.
Контрольные вопросы

Р.С. Немов определяет общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, содержанием которого является взаимный обмен информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и воздействие индивидов друг на друга в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности .

Предметом общения может быть все, что окруж

ает людей, все, что они знают и чего не знают, все, что их волнует или затрагивает, все, о чем нужно говорить, чтобы правильно понять реальную обстановку и конкретно определить свои действия, уточнить свое отношение к фактам, событиям и даже к конкретным людям. Общение может быть направлено на явления природы, мир вещей, явления общественной жизни, социальные связи и отношения, явления психической деятельности в комплексе, а точнее, в их любых сочетаниях друг с другом. Следует отметить, что предметная отнесенность всегда главное в содержании общения.

Таким образом, предметная область общения является фундаментом, который объединяет людей, составляет содержание любых актов общения и, по существу, предопределяет вопросы, которые интересуют или могут интересовать партнеров общения.

Важность условий общения также не вызывает сомнений. К условиям общения А.В. Губин относит все факторы окружающей среды: время, обстановка, освещенность, пространственное расположение партнеров общения, внешние помехи, которые прямо или косвенно влияют на содержание, направленность, процесс и результаты общения .

В одних случаях эти условия могут стимулировать общение (вспомним, как легко завязывается разговор в купе поезда дальнего следования, среди отдыхающих в доме отдыха или санатория, незнакомых гостей за столом и т. п.), в других случаях - могут препятствовать этому разговору: беседа в переполненном троллейбусе, автобусе, в шуме, на значительном расстоянии, при сильном морозе, в духоте и т. п.

Условия общения можно разделить на три группы :

1) благоприятные; 2) неблагоприятные и 3) нейтральные.

Благоприятные условия общения содержат минимум помех внешнего плана с точки зрения взаимного удобства партнеров. Так, разговор по душам предполагает хотя бы некоторый минимум удобств, в частности, пространственная близость беседующих, отсутствие других людей, резких колебаний температуры, значительных посторонних шумов и т. д. Неблагоприятные условия сами по себе объективно препятствуют нормальному протеканию акта общения. Например, сильный шум, крики, сильный холод, давка и толкотня .

Между этими «полюсами» находятся нейтральные условия общения, которые объективно не стимулируют общение, но и не препятствуют ему. Таких условий больше всего дома, на работе, на улице, на стадионе.

Как показывает практика, в ряде случаев, целесообразно заранее создать необходимые условия для общения людей. В этом плане условия бывают подготовленными и неподготовленными. Подготовленные условия заранее создают благоприятную для общения обстановку. Подготовленными для совещаний, деловых и личных бесед являются обычно кабинеты руководителей различных рангов в учреждениях, на предприятиях, в организациях. В условиях обыденного общения люди иногда заранее готовят обстановку (вспомним поведение хозяев, готовящихся к приему гостей) или выбирают эту обстановку в соответствии с определенными технико-санитарными нормами, а также содержанием беседы и личностью партнера по общению (не начинают разговор, пока не уменьшатся помехи, ищут удобное место для беседы)

Планировать и вести процесс беседы можно только с учетом реальной обстановки, выбрав или даже заранее подготовив благоприятные для партнеров условия общения, которые стимулировали бы само общение.

Безусловно, общение не существует без средств общения, являющихся материальными носителями мыслей, чувств, воли, специально предназначенных или ситуативно используемых для передачи информации. Без использования этих особых средств общение состояться не может, поскольку «в чистом виде» явления психической деятельности - мысли, чувства, намерения - не существуют.

Средства общения, организованные в чистый языковый смешанный код, позволяют передавать информацию об окружающей действительности и состояниях, о намерениях участников любой деятельности и преобразовывать эти сообщения из одной формы в другую.

Г.М. Андреева подразделяет средства общения на языковые и неязыковые. К языковым относятся: лексические, синтаксические, ритмико-мелодические средства языка, в основном используемые в речи общающихся людей. К неязыковым относятся: жесты, мимика, пантомима, сигнальные действия .

Преимущественно используются те средства общения, в основе которых лежит языковая форма, как социально закрепленная, исторически сложившаяся система звуков, а также отражающая любые явления природной области общения, являющаяся основной в данной среде.

В.А. Носков предлагает более детализированную классификацию средств общения :

1) языковые;

2) жестовые (жесты, мимика, пантомима);

3) посредством действий;

4) предметные;

5) кодовые.

Эта классификация позволяет нам рассматривать предметное общение как широко распространенный в современном обществе вид общения, так необходимый в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

И.В. Пономарева выделяет четыре взаимосвязанных процесса общения :

1) связь или коммуникацию;

2) познание людьми друг друга;

3) взаимодействие и воздействие индивидов друг на друга;

4) взаимоотношения сторон общения.

Связь заключается в передаче различной по своему значению информации: осведомительной, аффективной или регулятивной. Информация может передаваться по различным коммуникационным каналам, в том числе техническим каналам связи. Познание заключается в процессе восприятия и интерпретации человеческого поведения, "чтения" внешности другого человека и оценки его действий.

Взаимодействие сводится к координации и согласованию действия людей, кинтеракции, воздействии друг на друга в целях решения задач деятельности, в том числе правоохранительной деятельности. Взаимоотношения появляются в результате интеракции и выполняют функцию взаимного понимания или взаимного недоверия, взаимной согласованной позиции или реального конфликта, отражая выражение эмоций и чувств к другому человеку .

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы преподаватель мог обучить чему-либо студентов, он должен вступить с ними в общение.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Средства общения:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация , эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика , поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние , на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Этапы общения :

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом", "коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью".

Человек - социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Взаимодействие - это действия индивидов, направленные друг к другу. Социальная связь - зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:
- субъекты связи (их может быть от двух до нескольких человек);
- предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); я механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель - вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая возобновляющийся характер.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие . Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны . состоит в обмене информацией между людьми; но общение не сводится лишь к передаче информации, это более широкое понятие. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В общении можно выделить цель, средства, содержание. Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения - способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.). Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к Другому.

В структуре общения выделяют следующие этапы:
1. (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», « », «коммуникабельностью». Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Общение выполняет разнообразные функции: личностно формирующую (общение является необходимым условием для человека: «с кем поведешься - от того и наберешься»);
- коммуникативную (передача информации);
- инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);
- экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);
- психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс);
- интегративную (общение выступает как средство объединения людей);
- социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);
- функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности);
Многообразие функций общения влечет за собой и разнообразие видов, стратегий общения.

Стратегии общения: 1) открытое - закрытое общение; 2) монологическое - диалогическое; 3) ролевое (исходя из ) - личностное (общение «по душам»).

Открытое общение - желание и умение выразить четко свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытая коммуникация эффективна, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Выделяют следующие виды общения :
1) «Контакт масок» - формальное закрытое общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные «маски» (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные , отношение к собеседнику. В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3) Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4) - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника ради достижения деловых интересов, при этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Кодекс делового общения: а) принцип кооперативности - «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; б) принцип достаточности информации - «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; в) принцип качества информации - «не ври»; г) принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; д) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; е) «умей слушать и понять нужную мысль»; ж) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
5) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт - «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие - «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) «будь доброжелателен, приветлив».

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой - на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

6) Духовное, межличностное общение друзей - когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
7) направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Манипулятор стремится достичь своих целей в ущерб целям собеседника, при этом умело скрывая это,- используя знание психологических особенностей характера и личности собеседника, «отвлекающих уловок и приемов».
8) Императивный вид общения - человек не скрывает приоритетности своих целей перед целями партнера, стремится установить контроль за внешним поведением партнера, используя приказы, указания, требования, поощрения, наказания, предписания. Императивный вид общения оправдан в экстремальных ситуациях, если действия партнера содержат угрозу для его жизни или жизни окружающих.
9) Диалогическое гуманистическое общение предполагает полное взаимопринятие партнерами по общению друг друга, их равноправие, общение на равных, положительный эмоциональный тонус их взаимоотношений, возможность в самораскрытии, саморазвитии партнеров.


Вступление.
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.
В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.
Эффективность восприятия связана с социально- психологической наблюдательностью – свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.
Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.
Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее.
Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т.д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.
Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны; механизм проекции; механизм стереотипизации; механизм этноцентризма.
Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания.
В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.
К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.

Функции и структура общения.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего сообщения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Психология взаимодействия людей.
В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию взаимодействия двух и более людей.
Взаимодействие – это действие индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – решения практических задач или реализации ценностей.
Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:
- субъекты связи (два человека или тысячи людей);
- предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
- механизм регулирования взаимоотношений.
Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

Межличностные отношения.
Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Эта потребность, будучи обусловлена биологически- социальными причинами, способствует выживанию человека:
- наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);
- социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность;
- найдя родственную душу – человека, который поддерживает нас и которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;
- потеряв родственную душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, замкнутость в себе, обездоленность.
Человек – в самом деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.
Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.
Ритуальное взаимодействие – одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие идет с позиции «родитель-Родитель». Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.
Ритуальные действия важны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие – это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство поддержания стабильности, прочности, преемственности социальных связей, механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.
Ритуал – это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя людям почувствовать себя признанными. Если потребность человека не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в признании хотя бы на минимальном уровне.
В следующем виде взаимодействия – операциях – трансакция осуществляется с позиций «Взрослый-Взрослый». С операциями мы встречаемся ежедневно: это прежде всего взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих.
Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей – вот те операции, которые заполняют жизнь.
Соревнование – форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт; при этом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока команды, но тем не менее человеку присуще желание добиться лучших результатов, чем другие члены команды. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет этой установке других определять, что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, поскольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества и становясь значимым его членом.
В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, мысленно беседует с воображаемым собеседниками, мечтает о своем- такое специфическое взаимодействие называют уходом. Уход – довольно обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди с проблемами в области межличностных потребностей. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология-психоз.
Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий - времяпрепровождение, обеспечивающие хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, «поглаживания» между взаимодействующими людьми. Времяпрепровождение – фиксированная форма трансакций, Призванная удовлетворять потребность людей в признании. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.
Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии – аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти.
Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное - формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, - формируется уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом.
Игра – это искаженный способ взаимодействия, потому что все межличностные потребности человека преобразуются в одну – в потребность контроля, и тогда человек прибегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации игра предлагает только силовой вариант решения. Игры – это стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний этого другого. Игры, в отличие от всех других видов взаимодействий – нечестные взаимодействия, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты.
Игры отличаются от других способов структурирования времени двумя параметрами: 1) скрытыми мотивами, 2) наличием выигрыша.
Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом, т.е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.
В связи с проблемой социального влияния следует различать конформность и внушаемость. Конформность – подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Внушаемость, или суггестия, - непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы.
Распространенная форма социального влияния – повиновение, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Такая внутренняя позиция человека приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, имеющих более высокий социальный статус, даже указания этих «высокопоставленных лиц» противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

Взаимодействие в группе.
Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлены деятельностью и существованием других членов.
Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может быть равной или одна из сторон может сильнее влиять на другую – следовательно, можно выделить одно- и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то одну специфическую форму или «сектор» деятельности. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.
Интенсивность взаимодействия характеризует степень зависимости жизнедеятельности от взаимоотношений: она может колебаться от максимальной до минимальной величины. Чем больше экстенсивны или интенсивны секторы интеракции, тем больше зависимы жизнь, поведение, психология взаимодействующих сторон.
Началом любой интеракции является возникновение влияния одной стороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует, при этом неважно – встречаются индивиды или нет. Только когда сама память или мысль о существовании одной стороны перестает оказывать влияние на поведение или психологию другой, только когда процесс можно считать законченным.
Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистичным или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это – антагонистическая форма интеракции, если они совпадают только отчасти – это смешанный тип направления взаимодействия.
Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия: интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.
Неорганизованные интеракции – когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.
Выделяют следующие типы социального взаимодействия: организованно- антагонистическая система интеракции, основанная на принуждении; организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве; организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система. Которая частично управляется принуждением, а частично – добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей. большинство организованных социально-интерактивных систем от семьи до церкви и государства принадлежит к типу организованно-смешанных. Также могут быть неорганизованно- антагонистический; неорганизованно-солидарный; неорганизованно-смешанный тип интеракций.
В длительно существующих организованных группах выделяют три типа взаимоотношений: семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, характерно внутреннее единство членов группы), договорный тип (ограниченность по времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношений эгоистична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т.п.); принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое принуждение, экономическое, физическое, идеологическое, военное).
Переход от одного типа к другому может происходить плавно и непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий – частично договорные, семейные, принудительные.
Социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают три процесса: взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материализованных ценностей общественной жизни.
В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить следующие группы6
-«односторонние» группы, построенные на одном ряде основных ценностей;
- «многосторонние» группы, построенные вокруг комбинации нескольких рядов ценностей: семья, община, нация, социальный класс.
Итак, группа представлена как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних.
Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены. В критических и аварийных ситуациях люди отдают предпочтение первичной группе, проявляют преданность членам первичной группы.
Люди вступают в группы по ряду причин:
группа выступает как средство биологического выживания;
как средство социализации и формирования психики человека;
как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку;
как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия;
как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги;
как средство информационного, материального и прочего обмена.
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.
Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.
Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.
Малая группа – немногочисленная группа людей (от трех до пятнадцати человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработки групповых норм и развитию групповых процессов.
При большом количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе; и только в этом случае можно говорить о малой группе.
I – Взаимодействие – активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.
II – Наличие постоянной цели совместной деятельности.
Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Можно выделить три рода целей:
ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности это группы;
вторичные цели – более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого. Общественно ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т.е. то, как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.
III. Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в каком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в это случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).
и т.д.................