Познавательные процессы презентация. Психические процессы. Логические формы мышления

  1. 1. Лекция 3 Психические процессы личности
  2. 2. План лекции:
    • Сущность познавательных процессов;
    • Эмоциональные и волевые процессы.
    • Профессионально важные качества (ПВК) инженеров.
  3. Кумкин А.Н. Основы..." target="_blank"> 3. Список рекомендуемой литературы:
    • Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1.
    • Кумкин А.Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП, 2005 г.
    • Кумкин А.Н, Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭиП,
      • 2000 г.
    • Кумкин А.Н., Косцова М.В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2008.
    • Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2011. – 124 с.: ил.
  4. 4. Структура психики:
  5. I – образы, чувственные обр..." target="_blank"> 5. II сигнальные системы
    • I – образы, чувственные образы
    • II – слова, вербально –символичная реальность
  6. Ощущение; Мы..." target="_blank"> 6. 1. Познавательные психические процессы
    • Ощущение; Мышление;
    • Восприятие; Воображение; Речь
    • Представление;
    • Память;
    • Внимание.
  7. отражение конкретных отдельных свойс..." target="_blank"> 7. Ощущение - это
    • отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Анализатор – материальная основа ощущений.
  8. 8. «Сенсорные образы»
  9. 1) по наличию или отсутст..." target="_blank"> 9. Классификация ощущений:
    • 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение - дистантные и контактные;
    • 2) по месту расположения рецепторов:
    • пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе);
    • интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов);
    • специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.
  10. 3) Виды ощущений многообразны: осяз..." target="_blank"> 10. Виды ощущений:
    • 3) Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью
  11. 11. Пороги ощущений – качественные показатели чувствительности анализатора
    • Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.
    • Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора
    • Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение - . < нижним абсолютным порогом>.
    • Верхний абсолютный порог>,
    • т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.
  12. сложный процесс приема и преобразо..." target="_blank"> 12. Восприятие - это
    • сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
  13. обнаружение,..." target="_blank"> 13. Четыре уровня перцептивного действия:
    • обнаружение, различение, идентификация, опознание и объективизация
  14. 14. Зрительные иллюзии Соотношение фигуры и фона
  15. ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осоз..." target="_blank"> 15. Свойства восприятия:
    • ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осознаёт, понимает то, что воспринимается.
    • ПРЕДМЕТНОСТЬ - психические образы человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.
    • ЦЕЛОСТНОСТЬ - в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости.
    • СТРУКТУРНОСТЬ- человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.
    • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений, он выделяет в данный момент лишь некоторые из них.
    • КОНСТАНТНОСТЬ - одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния и т.п.
  16. психический процесс отражения п..." target="_blank"> 16. Представление - это
    • психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
  17. это наиболее обобщённая и опосредованная..." target="_blank"> 17. Мышление -
    • это наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
    • Важно отметить еще две особенности мышления:
    • Связь с действием.
    • Связь с речью. Человеческое мышление - это речевое мышление.
  18. расширение границ познания путё..." target="_blank"> 18. Функция мышления -
    • расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия.
    • Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
  19. ..." target="_blank"> 19. Виды мышления
    • Наглядно-действенное мышление:
    • Наглядно-образное мышление
    оперирование «действиями» Словесно-логическое (абстрактное) мышление оперирование образами Оперирование символами -
  20. - это психический процесс создания но..." target="_blank"> 20. Воображение:
    • - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
    • Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
    Непроизвольные формы воображения: галлюцинации Произвольные формы воображения: мечта, репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Ben Goosens и его фото-галлюцинации
  21. форма психического отражения, заключающаяс..." target="_blank"> 21. Память -
    • форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
    • Запоминание
    • Сохранение
    • Воспроизведение
    • и узнавание
    • Забывание
    • Амнезия
    Основные процессы памяти:
  22. 22. Виды памяти: Краткосрочная (оперативная) Долгосрочная Произвольная (специально заучивается) Непроизвольная: информация заучивается сама собой
  23. 23. Экспериментальная кривая забывания, полученная немецким психологом Германом Эббингаузом (1850-1909).
    • Основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием –
    • в этот период теряется наибольший объем материала.
  24. « Эффект края » - явление, которое состояло в том, ..." target="_blank"> 24.
    • « Эффект края » - явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце стимульного ряда, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
    • Заучивание в целом эффективнее заучивания по частям;
    • Если испытуемый знает, что выученный материал пригодится, запоминается лучше.
    • Трудность заучивания пропорциональна объему или длине стимульного ряда (например, ряду слогов); С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается.
    • Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее.
    ОСОБЕННОСТИ МНЕМОТЕХНИКИ (ЗАПОМИНАНИЯ):
  25. 25. Внимание - это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.
    • Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности.
    • Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов.
    Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
  26. 26. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - непреднамеренное, пассивное, эмоциональное. Существует связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями человека. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий.
  27. 27. Общие характеристики познавательной сферы человека:
    • Познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.
    • С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ.
    • Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему, индивидуальную для каждого человека.
  28. Эмоции (от лат..." target="_blank"> 28. 2. Эмоциональные и волевые процессы
    • Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний,
    • отражающих в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций.
    • Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий
    • и поступков.
  29. Отражательно-оценочная
  30. 29. Функции эмоций:
    • Отражательно-оценочная
    • Сигнальная
    • Предвосхищающая
    • Активизирующая или тормозящая
    • Ориентирующая и интегрирующая
    • Подкрепляющая
    • Координирующая
    • Системо-образующая
    • Функции ценности
  31. Додонов, как пр..." target="_blank"> 30. Б.И. Додонов «Эмоции как ценность»
    • Додонов, как представитель деятельностного подхода рассматривает эмоцию в связи с потребностями, но при этом выдвигает тезис, что на определённом этапе развития деятельности эмоция сепарируется от потребности, с которой первоначально была связана и становятся для человека самоценной, т.е. превращается в субъект осуществления деятельности не для получения конкретного результата в материальной форме, а для того, чтоб испытать эмоцию определенного качества.
  32. 31. Додонов предлагает классификацию ценностных эмоций:
    • 1) Альтруистические (в основе потребность в поддержке, помощи другому человеку),
    • 2) Праксические эмоции (потребность в деятельности, удовлетворение от окончания дела),
    • 3) Коммуникативные (потребность в общении, желание получить отклик, поделиться мнением),
    • 4) Глорические (потребность в самоутверждении, известности, славе, публичности),
    • 5) Пугнические (потребность в преодолении препятствий, опасности),
    • 6) Романтические (потребность в необыкновенном, чудесном, ожидание чего-то светлого),
    • 7) Эстетические (потребность к красоте, чувстве изящного, возвышенного),
    • 8) Гностические (потребность в сознательной картине мира),
    • 9) Эгоистические (потребность в удовольствии, в телесном и душевном комфорте),
    • 10) Акизитивные (потребность в накоплении, приобретании).
  33. 32. ЭНЛ – выбор профессии, партнера, мироотношение в целом:
    • Общая эмоциональная направленность выступая в качестве одного из системообразующих факторов в психической структуре личности, определяет многие особенности эмоциональной сферы личности.
    • Через неё могут обуславливаться выбор вида деятельности, профессии, хобби, выбор партнера, мироотношение вообще.
  34. заключается в сознательной рег..." target="_blank"> 33. Главная функция воли
    • заключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности.
    • В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы
  35. 1. Неявное знание о себе.
  36. ..." target="_blank"> 34. 3 уровня воли:
    • 1. Неявное знание о себе.
    • 2. Рефлексия (осознание).
    • 3. Регуляция.
    • Два механизма волевого регулирования:
    • Волевое усилие.
    • - Установки
  37. <..." target="_blank"> 35. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
    • 1) осознание цели и стремление достичь ее;
    • 2) осознание ряда возможностей достижения цели;
    • 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
    • 4) борьба мотивов и выбор;
    • 5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
    • 6) осуществление принятого решения.
  38. К эмоцио..." target="_blank"> 36. Эмоциональные и волевые свойства личности:
    • К эмоциональным свойствам относятся: эмоциональная возбудимость,
    • глубина переживания эмоций,
    • эмоциональная лабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость и экспрессия.
    • оптимизм и пессимизм.
    • В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:
    • Целеустремленность;
    • Решительность;
    • Смелость;
    • Настойчивость;
    • Выдержка;
    • Инициативность;
    • Самостоятельность;
    • Дисциплинированность.
  39. - это система устой..." target="_blank"> 37. Профессионально-важные качества
    • - это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности: ее специфика объекта, предмета, задач и средств.
  40. Аттенционные свойства: внимание – ег..." target="_blank"> 38. ПВК инженера:
    • Аттенционные свойства: внимание – его избирательность, объем и устойчивость, распределение, переключение.
    • Наблюдательность;
    • Мнемические свойства: память – ее объем, скорость запоминания, прочность сохранения материала и скорость воспроизведения. Оперативная память.
    • Моторные – точность и скорость движений.
    • Сенсорные свойства – чувствительность анализаторов, способность к различению температур, оттенков цвета и т.д.
    • Имажитивные свойства (способность оперировать образами объектов, воображение, прогнозирующие свойства).
    • Мыслительные (интеллектуальные) свойства.
    • Эмоциональная устойчивость.
    • Волевые качества – выносливость.
    • Речевые – четкость, разборчивость речи.
    • Коммуникативные (способность устанавливать межличностные контакты, общительность, организаторские способности).
    • Профессиональные ЗУН – профессиональная компетентность.
    • Профессиональная направленность личности.
  41. – это тече..." target="_blank"> 39. Т.О., психические процессы личности -
    • – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции.
    • Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение), эмоциональные (чувства, эмоции и переживания) и волевые.
    • Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

3 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

4 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Существуют различные типологии памяти: по сенсорным системам - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память; по организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память; по временным характеристикам - долговременная память и кратковременная память.

5 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов. Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках. Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой день рождения, когда вам исполнилось 17 лет; Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны. Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов.

6 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».

7 слайд

Описание слайда:

Долговременная и кратковременная память Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

8 слайд

Описание слайда:

Кратковременная память Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»).

9 слайд

Описание слайда:

Кратковременная память Например, если предъявить строку FBIPHDTWAIBM человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом: FBI PHD TWA IBM

10 слайд

Описание слайда:

Долговременная память Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни).

11 слайд

Описание слайда:

Мифология, религия, философия о памяти В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай, - сохранили свою память и после кончины. Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».

12 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображе́ние - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения - Фантазия.

13 слайд

Описание слайда:

Воображение – подобно сну Адама – когда он проснулся и увидел, что всё это правда ДЖ. КИТС

14 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображение как процесса

15 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Виды воображения активное (включает воссоздающее и творческое воображение) пассивное (включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение) продуктивное репродуктивное конкретное абстрактное

19 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Формы воображения агглютинация - создание нового образа из частей других образов гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств заострение - подчеркивание особенностей объектов типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

20 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение и реальность Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

21 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

22 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

23 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения.

24 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышле́ние - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

25 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышле́ние - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

26 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление - психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

27 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Бертран Рассел считал: "То, что мы называем мыслями... зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей"

28 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление - высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия.

29 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества.

30 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин - логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

31 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

32 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ То, что мы именуем мышлением и сознанием, по-видимому, зависит от коры - слоя толщиной около шести миллиметров, покрывающего все четыре доли мозга. В состав ее сложной и высокоспециализированной структуры входит приблизительно три четверти всех нейронов большого мозга, число которых составляет несколько миллиардов. Вы уже знакомы с некоторыми областями коры, выполняющими специфические функции. Например, первичная зрительная кора, находящаяся в затылочной доле, перерабатывает зрительные сигналы и ответственна за функцию зрения. Однако подобного рода врожденная жесткая связь со специфическими функциями для ряда крупных областей коры еще не установлена.

33 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Особенности мышления Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

34 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

35 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Выделяют следующие виды мышления: Логическое мышление Панорамное мышление Комбинаторное мышление Нестандартное мышление Латеральное мышление Концептуальное мышление Дивергентное мышление Практическое мышление Oбходное мышление Саногенное мышление Патогенное мышление

36 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление делится на: Наглядно-образное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании.) Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.) Предметно-действенное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта.)

37 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Ре́чь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

38 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Выделяют следующие основные функции языка: средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта средство общения (коммуникации) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

39 слайд

Описание слайда:

40 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь это язык в действии. Язык система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис набор правил, по которым строятся предложения.

41 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании. В отличие от значения слова личностный смысл это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл это субъективное переживание его содержания

42 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

43 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

44 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза божественного происхождения языка Эта гипотеза отражается в представлениях народов, населяющих Азию и Индостан. Так, в индийских ведах говорится, что установителем имен является Бог - Всеобщий ремесленник и «господин речи». Он давал имена другим богам, а имена вещам устанавливали люди - святые мудрецы. В библейской легенде в первые три дня творения Бог называл крупные объекты сам, а когда перешел к созданию животных и растений, право установления имен было передано Адаму. Эта гипотеза, как и любые религиозные догадки и предположения, не основана на научных знаниях.

45 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза, о том, что люди являются изобретателями языка Сторонником концепции установления имен человеком был Платон. Аристотель же считал, что слова являются знаками волнений души, впечатлений от вещей. Согласно некоторым представлениям, названия устанавливал государь или правитель. Каждый правитель в Китае начинал правление с исправления имен. Ж. Ж. Руссо и А. Смит считали, что язык возник как результат соглашения договора, то есть люди собрались и договорились о значении слов.

46 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотезы случайного изобретения языка Исследователь Торндайк считал, что связь звуков со смысловым содержанием слов могла устанавливаться у отдельных индивидуумов случайно и затем при повторении фиксироваться и передаваться другим членам коллектива. Действительно, в разных языках нет соответствия между смыслом и звуковыми фонемами.

47 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза аффекта Это одна из ранних гипотез, она полагает, что речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния. Однако звуки, производимые в состоянии аффекта, возбуждения, не могли содержать смысловую нагрузку и обобщения. Некоторые ученые полагают, что первыми реальными элементами речи были окончания произвольных выкриков, варьировавшихся по интенсивности. Постепенно эти звуки обособились и стали командами.

48 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза жизненных шумов По мнению В. В. Бунака, речь возникла на основе звуков, свойственных высшим обезьянам, но не на основе аффективных криков, а на основе жизненных шумов, сопровождающих обыденное поведение: это хрюканье, аканье, мяуканье и др. Встречаются эти звуки при сборе пищи, на ночлеге, встрече с другими животными. Звуковые образы становились основным ядром в общении и подготавливали появление речи.

49 слайд

Описание слайда:

Гипотеза звукоподражания Немецкий философ Лейбниц считал, что слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию тем впечатлениям, которые производили на древних гоминид предметы окружающей среды и животные, например «кукушка» - «ку-ку». Согласно гипотезе Л.Нуаре, древний человек подражал, в первую очередь, звукам, сопровождающим трудовые операции, например «тук-тук».

50 слайд

Описание слайда:

Ещё Ч.Дарвин в книге «Происхождение видов» указывал на возможное происхождение речи путем звукоподражания. Подражание играет важную роль в имитации звуков в процессе обучения речи у человека, но звуки, свойственные виду, могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речедвигательных органов. Тщетно пытались обучить обезьян звуковой речи человека. Кроме двух слов, «папа» и «чашка», молодой орангутанг не мог выговорить ничего, так как у него иное положение гортани и недоразвитый речевой аппарат. В целом же умение воспроизводить звуки, как это делают некоторые птицы, попугаи, вороны, скворцы, приматам не свойственно

51 слайд

Описание слайда:

Гипотеза ручных жестов Согласно В.Вундту, движение голосовых органов первоначально возникло как часть пантомимического комплекса - движений тела, рук, лица. Особое значение приобретают движения рук. У первобытных людей сначала была пантомима, сопровождаемая нечленораздельными звуками, как у обезьян, например сигналы опасности, привлечения внимания. Пантомима была слишком громоздка в повседневном общении. Звук становился образом отрезка пантомимы. Н. Я. Марр считал, что вначале люди использовали намеренные движения рукой, связанные с разными действиями или предметами. Это могли быть изобразительные или указательные жесты. Но общение с помощью рук неэкономично, содержит небольшое число знаков. Звуковая речь отличается от жестов большей обобщенностью звуковых единиц, большей комбинаторной возможностью для обозначения разнообразных ситуаций, легкостью воспроизведения, экономичностью.

52 слайд

Описание слайда:

Кроме того, в процессе трудовой деятельности функции руки - коммуникативная и манипуляторная - вступали в конфликт, то есть человек не мог одновременно пользоваться рукой и для общения, и для труда. Поэтому жестовая коммуникация постепенно заменялась более эффективной членораздельной звуковой речью. Опираясь на эти гипотезы, можно говорить о том, что процесс формирования речи был длительным и сложным.


Цели :

  • подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение.

Профессия –

  • это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.

Типичные ошибки при выборе профессии

  • 1. незнание мира профессий
  • 2. незнание себя
  • 3.незнание правил выбора профессии

Тема урока: «Психические процессы»

Эта тема рассматривает такие способности человека как:

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление

Ощущение -

это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

  • В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль

Перечислим наиболее важные ощущении которые помогают человеку ориентироваться в мире.

  • Зрительный – цвет, величина, расположение в пространстве;
  • Слуховые - речь, звук;
  • Обонятельный – запахи;
  • Вкусовые – сладкое, горькое, кислое;
  • Кожное – прикосновение, температура, боль;
  • Кинетическое – координация и контроль движения;
  • Вибрационное – колебание упругой среды;
  • Статистическое – положения тела в пространстве.

Восприятие -

это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.


Восприятие:

  • Зрительное;
  • Слуховое;
  • Осязательное;
  • Вкусовое;
  • Обонятельное.

В профессиональной деятельности человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль :

  • Так, например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение – профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера. Для летных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы).

Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и мешает в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, шоферам, художникам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.

  • Слуховые ощущения являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям.
  • Осязательные ощущения должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников.
  • Двигательные ощущения являются профессионально важными для спортсменов, артистов цирка, каскадеров и др.

Представление -

наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения


Можно выделить следующие виды представлений:

  • Временные;
  • Пространственные;
  • Визуальные;
  • Абстрактно-логические.

Воображение -

психический процесс создания новых образцов на основе материала ощущений и представлений (фантазии).


Память -

  • способность к закреплению, сохранению последующему воспроизведению. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти характерный для него

Виды памяти можно разделить на:

  • произвольная, непроизвольная, оперативная, долговременная, слуховая, тактильная (осязательная), зрительная, эмоциональная, двигательная, словесная, образная.

Внимание

  • направленность и сосредоточение на определенном объекте.

  • Ученики пишут контрольную работу, в классе стоит тишина, вдруг за окном раздается громкий хлопок. Взгляды всех учеников направляются к окну. Это пример непроизвольного внимания.

По степени активности человека в организации внимания различают:

  • - непроизвольное;
  • - произвольное;
  • - послепроизвольное.
  • Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Мышление -

процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека

  • Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос возникший в сознании. По характеру решаемых задач выделяют мышление практическое (совершающееся в ходе практической деятельности) и теоретическое (направленное на решение теоретических задач, напрямую не связанных с практикой)

Приведите примеры, что может произойти из-за невнимательности

  • а) на уроке; б) на улице, на дороге; в) на производстве.

Наблюдательность:

  • Я демонстрирую изображение фигур, рассмотрите их внимательно в течение 1-2 секунд, затем я убираю (закрываю слайд) с изображением фигуры, ваша задача записать в тетрадь какие фигуры нарисованы, какие цифры были вписаны в каждую фигуру.

Посмотрите внимательно (1-2 сек)


А теперь пожалуйста, подсчитайте:

  • а) сколько фигур вы правильно запомнили?
  • б) сколько цифр вы правильно восприняли?
  • в) сколько цифр вы правильно вписали в фигуру?

  • Объем вашего внимания - а +б +в =
  • Вывод: Хороший объем вашего внимания равен 8-10.

Рефлексия:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Что осталось непонятным?
  • Что понравилось?
  • Важно ли эти знания учитывать при выборе профессии?




Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Память

Воображение

Мышление


Видимая

Произносимая

Слышимая

(письменная)

Височная + теменная

доля ГМ

(вслух или про себя)

Лобная + височная

доли левого

полушария

Височная доля

левого полушария


В слове умирает существо, сущность, сущее, существованье, слово подменяет мирозданье. В слове – все. Само оно – ничто. Елена Берег

  • Речь человека состоит из ……. слов
  • Слова обозначают…… смысл

3. Грамматические правила нужны для ……. связывания отдельных слов


Упражнение «Выражение мысли другими словами»

«Нынешнее лето будет очень теплым»


Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Память

Воображение

Мышление


Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Память

Воображение

Мышление


Разделите слова на группы:

  • твердое,
  • холодное,
  • яблоко,
  • красное,
  • лимон,
  • кислое.

  • Ощущение – твердое, холодное, красное, кислое.
  • Восприятие - яблоко, лимон.

Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосред-ственно воздействую-щих на наши органы чувств

Память

Отражение предметов и явлений, непосред-ственно воздейству-ющих на органы чувств в целом и совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений

Воображение

Мышление


Память Механическая Логическая

345-16-25

345-4 ² -5 ²


Виды памяти

Двигательная

Эмоциональная

Смысловая

По характеру

психической

активности

Образная


продолжитель-

ности сохранения материала

Кратковременная

Оперативная

Долговременная

(первые секунды

после восприятия материала)

(вид кратковременной, обслуживание актуальных действий)

Пример: чтение, списывание

(после многократного повторения и воспроизведения)


Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосред-ственно воздействую-щих на наши органы чувств

Память

Отражение предметов и явлений, непосред-ственно воздейству-ющих на органы чувств в целом и совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений

Воображение

Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведе-ние чего-либо

Мышление

Отражение будущего, сознание нового образа на основе прошлого опыта

Высшая форма отражатель-ной деятель-ности, позво-ляющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономер-ности



Исследование личностных качеств

Диагностическая карта

Личностное качество

Уровень развития

Воображение

Мышление

Обратите внимание,

время для проведение исследования ограничено !







Воображение предлагается продиагностировать с помощью незаконченных изображений предметов .

Учащимся необходимо продолжить изображения. Время выполнения – 3 минуты.




Время для выполнения задания – 1 минута”.



Мышление

Воображение

Восприятие

Ощущение



Отражение в сознании отдельных свойств предметов при воздействии их на органы чувств называется:

а) ощущением

б) восприятием

в) представлением

г) памятью


Отражение в сознании предмета в целом при его воздействии на органы чувств называется:

а) волей

б) ощущением

в) вниманием

г) восприятием


Обобщенное и опосредованное познание действительности называется:

а) ощущением

б) памятью

в) воображением

г) мышлением


Мальчик пытался вспомнить обстановку своей комнаты, но целостного образа не получалось, возникали лишь отдельные детали обстановки, которые тут же исчезали. Это были:

а) ощущения

б) восприятия

в) представления памяти


Изучив данную тему студент должен уметь: определения мышлению, воображению, речи; основные психические процессы; характеристики внимания; классификацию памяти и внимания; формы и процессы. Студент должен иметь представление: о мнемонике (приемы запоминания) о факторах, способствующих привлечению и снижению внимания








Мышление высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми предметами и явлениями. (Цит. по Бондарчук Е.И.) Мышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. (Цит. по Реан)




С О Д Е Р Ж А Н И Е М Ы Ш Л Е Н И Я Мыслительные операции Формы Виды Способы Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение Конкретизация Понятие Суждение Умозаключение Наглядно-действенное Образное Отвлеченное Индукция Дедукция Теоретическое Практическое


Анализ (разложение, расчленение) мысленное расчленение предмета или явления на части, выделение определенных его элементов, свойств, связей. Синтез (соединение, составление) мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон, элементов предметов или явлений в единое целое.








Формы мышления Понятие это мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например: учебник, студент, преподаватель. Суждение форму мышления, содержащую утверждение или отрицание связи между предметами и явлениями. Например: Сегодня солнечный день. Умозаключение форму мышления, при которой на основе нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.


Виды мышления Наглядно-действенное – мышление непосредственно включенное в деятельность. Образное – мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Отвлеченное – осуществляющееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.


Теоретическое мышление: направлено на познание наиболее общих законов и правил; оперирует наиболее общими категориями и отвлеченными понятиями(научные концепции, теории, методологические основания науки) составляет основу научного творчества. Виды мышления






Интеллект - внутренняя структура, которая отбирает, организует и преобразует информацию. Интеллект – это приспособление для адаптации, поскольку его наличие позволяет разумно действовать, быстро адаптироваться к изменениям и обучаться. (Ж. Пиаже и Д. Векслер)
















Методы решения творческих задач и поиска творческих идей метод мозговой атаки" метод фокальных объектов метод контрольных вопросов


Стадии творчества (по Г. Уоллесу) Подготовка (зарождение идеи). Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений). Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). Проверка.









1. Каково значение познавательных процессов в жизнедеятельности человека? 2. Что такое внимание? 3. Какие виды и свойства внимания вы можете назвать? 4. Дайте характеристику памяти как психическому познавательному процессу. 5. Какие классификации памяти вы знаете? 6. Назовите и охарактеризуйте процессы памяти. 7. Назовите причины, влияющие на продуктивность памяти. 8. Перечислите основные этапы логического запоминания. 9. Что такое мнемотехника? 10. Какие приемы продуктивного запоминания информации вы знаете? Контрольные вопросы