Порядок возмещения НДС при экспорте в Белоруссию (программа, особый порядок декларирования). Сделка российской компании с компанией из Белоруссии, каковы условия оплаты и прочие тонкости? Торговля с белоруссией

НДС при импорте из Белоруссии должны заплатить в бюджет не только налогоплательщики, применяющие основную систему налогообложения, но и те, кто работает на спецрежимах. О том, как правильно заявлять вычет по импортному НДС при ввозе товаров из Белоруссии и какие есть особенности у этой процедуры, вы узнаете из нашего материала.

Ознакомиться с особенностями исчисления НДС в тех или иных ситуациях можно на нашем форуме. Например, можно узнать включаются ли в налоговую базу по НДС транспортные расходы при импорте товаров из Белоруссии.

По какой ставке считать белорусский НДС

При ввозе товаров из Белоруссии российский импортер обязан уплатить ввозной НДС, причем независимо от того, на территории какой страны они были произведены (об этом свидетельствует письмо Минфина РФ от 08.09.2010 № 03-07-08/260). Исключений ни для кого не делается: в данном случае налогоплательщики платят НДС независимо от выбранной системы налогообложения.

Однако существует перечень товаров, освобожденных от импортного НДС. Прежде всего, это списки, приведенные в ст. 150 НК РФ и изданном в соответствии с ней постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372. Применяется и освобождение по ст. 149 НК РФ.

Для не освобождаемого от налога товара ставки при ввозе из Белоруссии действуют обычные — 20% (18% — до 01.01.2019) или 10% — в зависимости от вида товаров. Пониженная 10%-я ставка предусмотрена для товаров, входящих в специальные перечни, устанавливаемые Правительством РФ. В частности, для продтоваров и детской продукции такие перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908. Ввозная продукция, для которой льгот не установлено, облагается по ставке 20% (18% — до 01.01.2019).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При отгрузках переходного периода выбирать ставку НДС нужно, ориентируясь не на дату отгрузки товаров иностранным продавцом, а на дату их принятия на учет российским покупателем. Если товар отгружен в 2018 году, а на учет принят в 2019-м, ставка будет 20% .

Когда НДС при импорте из Белоруссии в Россию следует перечислить в бюджет

Уплатить НДС нужно до 20 числа месяца, следующего за тем, в котором ввезенные товары были приняты на учет. Если у компании имеется переплата по федеральным налогам, импортный НДС они могут не перечислять совсем. Однако в этом случае инспекторам необходимо подать соответствующее заявление с ходатайством о зачете переплаты.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 78 НК РФ, на принятие решения о зачете налоговикам дается 10 рабочих дней с даты подачи такого заявления. И если организация направит его без учета того, что оплата должна быть сделана к определенному дню, вполне вероятна ситуация, что инспекция проведет зачет, когда срок уплаты НДС уже пройдет, и тогда будут начислены пени.

Импорт из Белоруссии в Россию: что сдается в налоговую

По импортным ТМЦ заполняется особая декларация по косвенным налогам. Помимо этого, налоговикам следует направить ряд бумаг, подтверждающих факт импорта и уплаты НДС в бюджет.

Декларация заполняется за месяц, в котором ввезенные ТМЦ были отражены в учете. При этом если факт импорта отсутствовал, составлять ее нет необходимости.

Направляется данная декларация в инспекцию не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором активы были отражены в учете. Если в компании за прошлый год числится 100 и менее работников, декларацию можно сдать в бумажном варианте. Следует помнить, что обязательная электронная форма предусмотрена только для обычных (квартальных) деклараций по НДС. Об этом говорят и сами налоговики (письмо УФНС РФ по г. Москве от 11.03.2014 № 16-15/021948).

Компании-импортеры заполняют раздел 1 заявления, внося в него данные о поставщике и покупателе, сведения о договоре и стоимости импортируемых ТМЦ. Раздел 2 заявления заполняется самими инспекторами (здесь же они проставляют свою отметку об уплате НДС). В некоторых ситуациях, например, при посредничестве, импортеру необходимо заполнить и третий раздел.

Бланк заявления вы можете скачать на нашем сайте:

Инспекторы рассматривают заявление в течение 10 рабочих дней. Что касается экземпляров, то один из них остается у контролеров, а остальные возвращаются компании-импортеру с проставленной отметкой об уплате налога. Из них один документ останется у самой компании, а 2 других передаются белорусскому поставщику, чтобы он смог подтвердить нулевую ставку по экспорту на своей территории.

Как быть со сроками

На практике нередки ситуации, когда НДС при импорте из Белоруссии уплачивается в одном квартале, а отметку налоговиков на заявлении импортер получает в следующем. По мнению чиновников, в этом случае НДС берется к вычету только после того, как будет проставлена соответствующая отметка (письмо Минфина РФ от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180).

Однако судьи в таких ситуациях часто принимают сторону налогоплательщиков, заявляющих вычет в периоде фактической уплаты НДС в бюджет, без ожидания отметки контролеров (постановление ФАС Московского округа от 25.07.2011 № КА-А41/7408-11). Однако если вам спорить с налоговой не хочется, то целесообразнее все же отметки дождаться.

Итоги

Товары, импортируемые из стран ЕАЭС (в т. ч. из Белоруссии), облагаются НДС по обычным ставкам (18 и 10%), если не являются освобождаемыми от налога. Уплата такого налога обязательна для всех импортеров вне зависимости от применяемого ими режима налогообложения. Срок для уплаты и отчета по налогу, начисляемому при импорте из ЕАЭС, истекает 20 числа месяца, наступающего за месяцем, являющимся отчетным.

Отчетность представлена декларацией по косвенным налогам и заявлением о ввозе, сопровождаемыми копиями подтверждающих ввоз и уплату налога документов. За месяц, в котором операции по ввозу отсутствуют, отчетность не сдается. Оплаченный налог при условии принятия ИФНС документов о ввозе подлежит вычету.

См. также наши статьи:

  • «НДС при импорте из Казахстана в Россию» ;
  • «НДС при импорте товаров из Киргизии в Россию» ;

Галина Валентиновна, здравствуйте.
Итак, предположим, что вы оприходовали товар в мае месяце, подаете декларацию по косвенному налогу за май месяц в срок до 20 июня, уплатить НДС тоже нужно до 20 июня. Далее очень хорошо расписан порядок при импорте товара из Белоруссии в Договоре об Евразийском экономическом союзе, принятом 29.05.2014 г., Приложение 18, раздел 3, п.20.

20.«Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства-члена, либо по форме, утвержденной компетентным органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

1) заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена. При наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, так и при реализации товаров (работ, услуг) на территории государства-члена, налоговый орган в соответствии с законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, не представляется. По договору (контракту) лизинга указанные в настоящем подпункте документы представляются при наступлении срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга;

3) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена;

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена.

Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена; в случае лизинга товаров (предметов лизинга) – договоры (контракты) лизинга; в случае товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) – договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) об изготовлении товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

6) информационное сообщение (в случаях, предусмотренных пунктами 13.2 – 13.5 настоящего Протокола), представленное налогоплательщику одного государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства-члена, о следующих сведениях о налогоплательщике третьего государства-члена и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого третьего государства-члена о приобретении импортированных товаров:

номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика государства-члена;

полное наименование налогоплательщика (организации (индивидуального предпринимателя) государства-члена;

место нахождения (жительства) налогоплательщика государства-члена;

номер и дата договора (контракта);

номер и дата спецификации.

В случае если налогоплательщик государства-члена, у которого приобретаются товары, не является собственником реализуемых товаров (является комиссионером, поверенным или агентом), то сведения, указанные в абзацах втором – шестом настоящего подпункта, представляются также в отношении собственника реализуемых товаров.

В случае представления информационного сообщения на иностранном языке обязательно наличие перевода на русский язык.

Информационное сообщение не представляется в случае, если сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, содержатся в договоре (контракте), указанном в подпункте 5 настоящего пункта;

7) договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случае их заключения);

8) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена, по договорам (контрактам) комиссии, поручения или по агентскому договору (контракту) (в случаях, предусмотренных пунктами 13.2 – 13.5 настоящего Протокола, за исключением случаев, когда косвенные налоги уплачиваются комиссионером, поверенным или агентом).

Документы, указанные в подпунктах 2 – 8 настоящего пункта, могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, устанавливаемом законодательством государства-члена, или в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов. Формат указанных документов определяется нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов.

По договору (контракту) лизинга при первой уплате НДС налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, предусмотренные подпунктами 1 – 8 настоящего пункта. В дальнейшем налогоплательщик представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документы (их копии), предусмотренные подпунктами 1 и 2 настоящего пункта.

Документы, указанные в настоящем пункте, за исключением заявления и информационного сообщения, не представляются в налоговый орган, если их непредставление одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства-члена, на территорию которого импортированы товары.

Согласно этому документу, когда будет готов пакет документов (заявление на первом месте), тогда вы сдадите его в налоговую инспекцию, одновременно с декларацией по косвенному налогу вряд ли у вас получится. Здесь сроков не установлено. Если вы сдадите заявление с пакетом документов 15 июля, то к вычету вы можете заявить НДС, уплаченный по декларации по косвенным налогам (Белорусский НДС) после отметки налогового органа и в декларации по НДС за 3 квартал.

Российские бизнесмены традиционно хотят расширять свои рынки сбыта, а также закупать продукцию, которая превосходит по качеству и цене российские аналоги. Обычно такой бизнес является внешнеэкономической деятельностью и имеет ряд нюансов. Работать с ближайшими соседями -странами из Евразийского экономического союза намного проще, но и в таких сделках кроется немало сюрпризов. В этой статье - много секретов об экспорте товаров в Республику Беларусь.

До 1 января 2015 года Россия, Казахстан и Республика Беларусь входили в Таможенный союз - сообщество, в котором действовали особые правила работы между резидентами этих государств, а так же с партнерами за их пределами. С 1 января 2015 года Таможенный союз был преобразован в Евразийский экономический союз и в него вошли Армения и Киргизия. При этом, правовая база союза постоянно дополняется и изменяется.

Поэтому, решив начать работать с партнерами из государства, которое входит в ЕАЭС нужно внимательно изучить действующие документы Евразийской комиссии, Таможенный кодекс, а также законодательство страны своего контрагента. Только таким образом удастся избежать ошибок в оформлении сделки и не потерять лишние деньги на налогах. Помочь в этом, как всегда, помогут такие современные информационные базы, как Консультант Плюс, в который входит самая актуальная , в том числе. Однако, остановимся подробней на всех ситуациях, с которыми может столкнуться бизнесмен, который решил поработать с братской республикой.

Экспорт из России в Беларусь

Бизнес - это искусство выгодно продавать товары, услуги или идеи. Республика Беларусь является привлекательным направлением для российского бизнеса, и на этот факт не сильно влияет текущая экономическая ситуация и курс рубля. Между странами отсутствуют таможенные барьеры, что делает товарооборот простым, быстрым и выгодным. По данным статистики, экспорт из России в Беларусь за 9 месяцев 2015 года составил 12 724,6 млн долларов США, а сальдо внешнеторговых операций оказалось для России положительным и составило за этот период - 4 929,2 млн долларов США. Что говорит о том, что российские компании больше продали, чем купили. Детально картина экспорта в Республику Беларусь за 9 месяцев 2015 года выглядит так:

  • Топливо, нефть и продукты их перегонки» (ТН ВЭД 27) - объем поставок составляет 53,4% (6 788,1 млн долларов США);
  • Транспортные средства, машины и оборудование (ТН ВЭД 84-90) - 13,5% (1 720,8 млн долларов США);
  • Металлы и металлические изделия (ТН ВЭД 72-83) - 9,3% (1 184,4 млн долларов США);
  • Химическая продукция (ТН ВЭД 28-40) - 9,0% (1 150,2 млн долларов США);
  • Продовольствие и сельхозтовары (ТН ВЭД 01-24) - 5,3% (671,98 млн долларов США);
  • Текстиль и обувь (ТН ВЭД 50-67) - 2% (254,9 млн долларов США).

Очевидно, что много российских компаний работает с белорусскими партнерами, а также видно, какие товары пользуются наибольшим спросом в Республике. Это то, что не производят или мало производят сами белорусы - топливо и машины. Одежда и продукты - те товары, которые наоборот являются предметом импорта в Россию. Но и среди них можно найти свою востребованную позицию. Однако найти нужный товар для экспорта и заключить договор поставки - это полдела. Главное, как обычно, кроется в оформлении.

Экспортом товаров является их вывоз с таможенной территории РФ без обязательств об обратном ввозе. Он регулируется нормами и Таможенного кодекса . При осуществлении экспортных операций со странами ЕАЭС организациями не требуется оформлять таможенную декларацию, а также делать отметки на транспортных документах. Для того, чтобы иметь возможность оформить вычет НДС необходимо получить у организации-покупателя товара заявление на ввоз товаров. Этот документ подтвердит факт оплаты НДС в его стране.

Ставка НДС при экспорте в Беларусь

В соответствии с пунктом 3 Приложения 18 к Договору о ЕАЭС экспорт товаров в Беларусь облагается НДС по нулевой ставке. Этим правом компания-экспортер может воспользоваться только при условии, что сможет подтвердить органу ФНС факт вывоза товаров. Если налоговики примут заявление от покупателя, то необходимости отдавать 18% от экспортной операции в бюджет не возникнет.

Поскольку Беларусь входит в зону ЕАЭС, для экспортных операций с ней установлен специальный порядок подтверждения ставки НДС 0%. Он распространяется на все поставляемые из России товары, независимо от страны их происхождения. В письме от 12 декабря 2011 года № 03-07-13/01-52 Минфин разъяснил, что если организация купила товары в Китае, а потом перепродала их белорусскому покупателю, она должна подтвердить нулевую ставку НДС в порядке, установленном для стран ЕАЭС.

Подтверждение вывоза товара из России

Все документы для подтверждения права на нулевую ставку налога на добавленную стоимость следует направить в территориальный орган ФНС не позднее, чем через 180 календарных дней с даты, когда был отгружен товар в адрес покупателя. В число этих документов входят:

  1. Договор поставки товара.
  2. Заявление организации-покупателя о ввозе товаров и уплате им косвенных налогов.
  3. Транспортные документы на отгрузку товара, на них не надо ставить отметку таможни.
  4. Паспорт сделки, при условии цены договора от 50 тысяч долларов США.
  5. Справка банка о валютных операциях. Ее выдает банк через 15 дней после зачисления выручки в валюте на расчетный счет продавца. Справка обо всех подтверждающих документах.
  6. Статистическая отчетная форма учета перемещения товаров. Этот документ можно составить в электронном виде, однако все равно нужно будет оригиналы документов не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем фактической отгрузки товара.

Надо отметить, что последний пункт в этом списке является очень важным сам по себе, так как если не сдать вовремя отчет о перемещении товаров за пределы РФ организация может понести административную ответственность в виде штрафа от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, как это предусмотрено в статье 13.19 КоАП РФ . Кроме того, данный статистический отчет с отметкой о сдаче необходимо направить в банк, в котором открыт валютный счет. Законом не предусмотрены конкретные сроки для этого, но если банк не получит эту форму от организации, он сообщит в Росфинмониторинг о нарушении организацией валютного законодательства. Такие требования предусмотрены Банком России.

После того, как экспортер подтвердил факт перемещения товаров за пределы РФ, он обязан направить в орган ФНС налоговую декларацию по НДС. Сделать это нужно даже тем организациям, которые обычно не являются плательщиками этого налога, применяя УСН.

Важно: При получении от покупателя предоплаты за товар, который еще не был отгружен, не нужно рассчитывать НДС с этой суммы и составлять авансовый счет-фактуру. Это определено в статье 155 Налогового кодекса РФ . Все необходимые документы следует составить только при отгрузке. В них следует указать ставку 0%, аналогичная запись должна быть сделана в книге продаж.

Нужно также обратить внимание на вычет НДС, который был ранее получен по отгруженным контрагентам из Республики Беларусь товарам. В силу статьи 170 НК РФ такие суммы налога должны быть восстановлены на дату отгрузки товара на экспорт. В налоговой декларации их нужно указать в третьем разделе по строке 100. Когда экспорт будет подтвержден налоговой службой, сумму НДС можно будет повторно заявить к вычету. Самое главное помнить - ставка НДС и право на вычет по экспортным товарам целиком зависит от того, сможет ли организация успеть собрать все необходимые документы и предоставить их в налоговую службу за 180 дней, с момента отгрузки товара.

Для удобства российских организаций, которые сотрудничают с Республикой Беларусь и другими странами ЕАЭС на сайте ФНС России есть специальный раздел для проверки факта поступления электронного заявления покупателя о ввозе товаров и уплате им косвенных налогов. Сведения поступают в информационную базу путем обмена данными из других инспекций стран ЕАЭС.

Завершение экспортной сделки

После того, как ФНС подтвердит право на нулевую ставку НДС, необходимо зарегистрировать счет-фактуру в книге продаж. Сделать это следует последней датой того квартала в котором была документально подтверждена отгрузка. В книге покупок при этом необходимо зарегистрировать входящие счета-фактуры на товары и услуги которые были задействованы в экспортной сделке. При составлении налоговой декларации не забываем указать в разделе код экспорта в Беларусь 1010403. Отражаем полученную выручку в рублях от продажи товаров а также сумму вычетов по НДС. Сделку можно считать завершенной. Однако не исключено что в ходе камеральной проверки инспекторы ФНС захотят еще раз взглянуть на документацию.

Если необходимые документы не удалось собрать за 180 дней, то уже на 181 день от даты отгрузки товаров покупателю необходимо оформить счет-фактуру на реализацию и указать в нем НДС по обычной ставке 18%. Это предусмотрено в статье 167 НК РФ . Все счета-фактуры от поставщиков товара, которые дают основания на получение вычета по НДС отражаются в дополнительном листе к книге покупок за период поставки. Далее придется заполнить уточненную декларацию по НДС, в которой должен быть доначислен налог к уплате. Эту сумму вместе с пеней следует перечислить в бюджет до момента направления декларации в ФНС. Если этого не сделать, налоговая служба выставит к оплате еще и штраф в двойном размере суммы налога.

Но и в этом случае не все потеряно. У организации-экспортера есть еще целых 3 года, чтобы восстановить свое право на экспортный вычет и вернуть излишне уплаченный НДС. Если собрать документы не получится и в этот срок, то вернуть налог уже будет нельзя, но его сумму можно будет учесть в составе расходов, уменьшающих налог на прибыль. Это предусмотрено в постановлении Президиума ВАС РФ от 9 апреля 2013 года № 15047 /12.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что сбор документов для подтверждения права на нулевую ставку НДС является самым главным этапом экспортной сделки с контрагентом из Республики Беларусь. Поэтому очень важно, чтобы организация-партнер не только своевременно оплатила полученный по договору товар, но и передала необходимые документы вовремя. Поэтому, в договоре поставки можно прописать штрафные санкции за задержку документов. Таким образом можно хотя бы минимально компенсировать возможные потери от восстановления НДС. Благонадежность партнера из Беларуссии также можно проверить заранее, направив запрос в белорусский реестр юридических лиц и предпринимателей. О том как это можно сделать, вы узнаете из продолжения статей о бизнесе с Республикой Беларусь, посвященной импорту товаров из этой страны в Россию.

Паспорт сделки

Отчетность по расчетам

Ответственность за нарушения валютного законодательства

Налоговый адвокат Гордон А.Э.

сопровождаем сделки 15 лет

Готовьтесь!

После подписания Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Арменией 29 мая 2014 года договора «О Евразийском экономическом союзе» поставки товаров из России в Казахстан приобрели черты внутрироссийских или внутриказахстанских поставок товаров. Вместе с тем, наличие этого договора и Таможенного союза не отменило существования независимых государств Россия и Белоруссия. По этому участники поставок товаров со стороны России и Белоруссии, если один зарегистрирован в России а другой в Белоруссии, являются экономическими субъектами разных государств.

Для валютного законодательства России юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ являются резидентами РФ, а созданные по законодательству Белоруссии – не являются резидентами РФ. Таким образом, поставка между Россией и Белоруссией является сделкой между резидентом и не резидентом РФ, и расчеты по таким сделкам регулируются законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Что нужно учесть при совершении поставок между Россией и Белоруссией

Расчеты по поставкам из России в Белоруссию и наоборот являются для сторон валютными операциями, независимо, используют они для этого рубли или иностранную валюту. Участники таких сделок будут находиться под валютным контролем, что накладывает на них дополнительные обязанности — предоставление дополнительных документов в банк. Несоблюдение этих обязанностей повлечет штрафы. А при систематических нарушениях банки могут отказать клиенту в проведении расчетов по экспортно-импортным операциям.

Правило 1:

Расчеты через счета в уполномоченных банках

По общему правилу валютные операции между резидентами РФ и нерезидентами осуществляются без ограничений. Резиденты для расчетов по договорам поставки с Белоруссией используют счета в российских банках в рублях или в иностранной валюте. При этом, расчеты с нерезидентами могут проводиться только через уполномоченные банки — банки, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

В этом смысле «уполномоченными банками» являются практически все российские банки. Что бы не было сюрпризов, уже на этапе подготовки контракта на поставку с казахскими партнерами рекомендуется уточнить этот вопрос в банке, где у российской организации открыт банковский счет. Например, некоторые банки не обслуживают внешнеторговые операции, или предъявляют к своим клиентам завышенные требования.

Правило 2:

Репатриация иностранной валюты и валюты РФ

Для резидентов РФ — участников внешнеторговых сделок это означает обязанность получить на свои счета выручку от продажи товаров, работ, услуг в установленный внешнеторговым контрактом срок, а так же вернуть предоплату, если иностранный поставщик не выполнил поставку. Контроль за соблюдением срока осуществляет уполномоченный банк через счета в котором резидент РФ проводит расчеты по контракту.

Соблюдение сроков расчетов банк контролирует при помощи Паспорта сделки.

Правило 3:

Паспорт сделки по поставке из России в Белоруссию и из Белоруссии в Россию

Паспорт сделки оформляется для каждой сделки с нерезидентом уполномоченным банком, по документам, представляемым резидентом РФ. Исключения составляют сделки на сумму менее 50 тыс. долларов США (или ее эквивалент по курсу ЦБ РФ).

В паспорте сделки указывается:

1) номер паспорта сделки и дата его оформления;

2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;

3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;

5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

Правила оформления паспортов сделок установлены Центральным банком РФ в Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее — Инструкция).

Так, при поставке товаров в Казахстан российский резидент-экспортер обязан предоставить в уполномоченный банк паспорт сделки и необходимые документы в наименьший из возможных сроков:

— Если на счет резидента зачисляется валютная выручка – не позже 15-ти дней с даты ее зачисления на транзитный счет;

— Если обязательства по контракту исполняется путем вывоза товара с территории РФ и таможенное декларирование не применяется – не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы — транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы (пункты 6.5.5, 9.2 Инструкции).

Для открытия паспорта сделки резидент РФ предоставляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы и информацию:

1) Заполненный один экземпляр формы ПС (форма 1 и (или) форма 2)

2) Контракт, исполнение обязательств по которому требует оформления ПС, а также информацию об условиях расчетов по контракту;

3) Иные документы и информацию с учетом требований Инструкции ЦБ РФ, в том числе документы и информацию, которые содержат сведения (включая сведения, определенные (рассчитанные) резидентом самостоятельно), указанные резидентом в заполненной форме ПС

4) Принятое налоговыми органами по месту учета резидента уведомление об открытии (закрытии) счета.

Важно: Банк может не принять на обслуживание контракт и отказать в оформлении паспорта сделки только по основаниям, установленным в Инструкции. Например, «В случае наличия оснований полагать, что валютные операции проводятся с целью отмывания доходов, полученных преступным путем.».

Переоформление паспорта сделки

Паспорт сделки по одному контракту может переоформляться неоднократно.

Та, согласно пунктам 8.1, 8.3, 8.4 Инструкции при внесении изменений и (или) дополнений в Контракт, которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС, документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС, в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующий изменений в ЕГРЮЛ.

Часто встречается изменение адреса места нахождения организации во время исполнения контракта или в текст контракта вносят изменения.

  1. Если во время исполнения контракта изменяются его условия проверить, нет ли оснований для переоформления паспорта сделки.
  2. При изменении адреса российского резидента — переоформить паспорт сделки!

Правило 4:

Предоставление справки о валютных операциях

Резидент РФ при зачислении на транзитный счет средств по внешнеторговому контракту обязан предоставить уполномоченному банку Справку о валютных операциях и соответствующие документы. Обязанность возложена и на экспортеров и на импортеров.

Типичные нарушения валютного законодательства по контрактам с Белоруссией и ответственность за них

  1. Не оформлен паспорт сделки:

– резидент РФ не подал соответствующие документы, подал не в срок, не в полном объеме и т.д. – ответственность по ч.6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа, на должностных лиц – 4 – 5 тыс. руб, организации – 40 – 50 тыс. руб.

Повторное аналогичное нарушение – должностные лица – 14 – 15 тыс. руб., организации 120 – 150 тыс. руб.

  1. Не переоформлен паспорт сделки:

Если такое переоформление обязательно – ответственность по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ – на организации от 40-50 тыс. руб.,

Повторное – 120 – 150 тыс. руб.

  1. Не представление справки о валютных операциях (для организаций):

– по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ до 40-50 тыс. руб.

При повторном – до 120-150 тыс. руб.