Материальные потоки в складской логистики. Логистические потоки. Финансовые потоки в логистике

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки - циркулируют внутри системы;

б) внешние потоки -находятся вне системы;

в) входящие потоки - это внешние потоки, поступающие из внешней среды в логистическую систему;

г) выходящие потоки - это внутренние потоки, поступающие из логистической системы во внешнюю среду;

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки - в каждый момент временипо траектории потока перемещается определенное количество объектов;

б) дискретные потоки - образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки - характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

б) стохастические потоки - характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности.

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки - характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

б) нестабильные потоки - характеризуются изменениями параметров потока.

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки - характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

б) нестационарные потоки - характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки - характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь, интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

б) неравномерные потоки - характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки - характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

б) непериодические потоки - характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки - состоят из объектов одного вида;

б) сложные (интегрированные) потоки - объединяют разнородные объекты.

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки - адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы;

б) неуправляемые потоки - нереагирующие на управляющее воздействие.

По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

1.2 Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1.По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

4.По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

- Массовый - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

- Крупные - это потоки нескольких вагонов или машин.

- Мелкие - это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

- Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

- Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

- Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

- Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

- Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

- Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.

2. Понятие логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса

2.1 Понятие логистического сервиса

В статье Л.Б. Миротина и Ы.Э. Ташбаева «Логистика: основные понятия и положения», опубликованной в приложении к журналу «Логинфо», сервис определяется в качестве обслуживания, как в широком смысле этого слова, так и применительно к ремонту и наладке технических средств, бытовой аппаратуры, коммунальной техники. Здесь же авторы отмечают, что слово «сервис» имеет происхождение от английского «service» - служба, обслуживание .

В терминологическом словаре «Логистика» под редакцией А.Н. Родникова дано следующее определение сервиса: «Сервис – это услуги, оказываемые покупателю организацией, продавшей товар, в виде доставки, установки, наладки, ремонта товара» .

Существуют несколько правил организации логистического сервиса, получивших признание в мировой практике. Эти правила сформулированы В.И. Сергеевым в книге «Логистика в бизнесе»:

Гарантирование логистического сервиса;

Качество логистического сервиса;

Подготовленность персонала, усвоившего стандарты логистического сервиса;

Оценка качества логистического сервиса (рис.1) .

Рисунок 1. – Правила организации сервиса, установленные мировой практикой

Менеджеру по логистике необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень собственных услуг фирмы и услуг конкурентов отвечает ожиданиям заказчиков. Обнаружить изъяны в системе логистического сервиса можно с помощью ряда приёмов, таких, как проведение сравнительных закупок, регулярные опросы потребителей, установка ящиков для предложений и создание системы работы с жалобами и претензиями. Всё это поможет предпринимателю создать представление о том, как он работает, а разочарованным клиентам – получить удовлетворение.

Ю.М. Неруш в своей книге «Логистика: учебник для вузов» пишет: «За рубежом широко практикуется такая форма сервиса, как проведение лекций и консультаций для покупателей. Как выбирать мясо; как готовить креветки; как выбирать фрукты и овощи – это все типичные темы консультаций, которые организуются и рекламируются менеджерами по логистике. Другим примером сервисных мероприятий этого типа является знакомство покупателей с историей тех или иных товаров, со способами выращивания и производства продуктов, с их питательной ценностью» .

Логистический сервис неотделим от культуры обслуживания. Без культурного и внимательного обслуживания сервис теряет свою привлекательность. И наоборот, без логистического сервиса культура обслуживания значительно менее эффективна, нежели при наличии качественного и всестороннего сервиса. Поэтому эти два определения необходимо рассматривать в их чёткой взаимосвязи и влиянии друг на друга.

Для принятия решения о комплексе сервиса в логистике менеджеру по логистике следует изучить потребителей, чтобы уяснить себе, какие основные услуги можно было бы им предложить и какова относительная значимость каждой из них. А.М.Гаджинский приводит следующий практический пример: «Канадские покупатели промышленного оборудования назвали 13 факторов логистического сервиса в порядке убывающей значимости:

1) надёжность поставок;

2) оперативность предоставления предложений по ценам;

3) возможность получения технической консультации;

4) предоставление скидок;

5) послепродажное обслуживание;

6) масштабы торговой сети;

7) простота вступления в контакт;

8) гарантия замены товара;

9) широкие производственные возможности поставщика;

10) возможность разработки товара по индивидуальному образцу;

11) возможность предоставления кредита;

12) наличие оборудования для испытаний;

13) наличие оборудования для механической обработки» .

Подобный порядок ранжирования наводит на мысль, что на этом рынке продавец должен как минимум не уступать конкурентам по надёжности поставок, оперативности выдачи предложений по ценам, возможностям предоставления технической консультации и прочим видам услуг, которые клиенты считают наиболее важными.

Однако вопрос о том, какие именно услуги следует предоставлять, всё же решается не так просто. Услуга может быть чрезвычайно важной для потребителей и, тем не менее, не являться решающей при выборе поставщика, если все имеющиеся поставщики предоставляют ее на одном и том же качественном уровне.

Рассмотрим следующий пример. Фирма «Монсанто К о » искала способ совершенствования комплекса логистического сервиса. Клиентов попросили провести сравнительную оценку по нескольким параметрам самой фирмы «Монсанто» и корпорацией «Дюпон» и «Юнион карбайд». Среди потребителей все три фирмы славились надёжностью поставок и хорошей работой своих торговых агентов. Однако ни одна из них, по мнению клиентов, не предоставляла достаточного объёма услуг технического характера. Фирма «Монсанто» тотчас провела исследование, чтобы выявить значимость услуг технического характера для покупателей из сферы химической промышленности, и обнаружила, что эти услуги имеют для них очень большое значение. После этого фирма наняла и обучила дополнительное количество специалистов технического профиля и развернула кампанию по представлению себя лидером в сфере технического обслуживания. В сознании покупателей, заинтересованных в получении технического сервиса, всё это дало «Монсанто» явное преимущество .

2.2 Определение оптимального уровня логистического сервиса

В.И. Сергеев подчёркивает, что «потребителя интересуют не только определённые услуги сами по себе, но и их объём и качество. Если клиентам банка придётся выстаивать длинные очереди или общаться с угрюмыми служащими или кассирами, они могут поменять банк» .

Фирме необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень её собственных услуг и услуг конкурентов отвечает ожиданиям заказчиков. Обнаружить изъяны в системе сервиса можно с помощью ряда приёмов, таких, как проведение сравнительных закупок, регулярные опросы потребителей, установки ящиков для предложений и создание системы работы с жалобами и претензиями. Всё это поможет фирме иметь представление о том, как она работает, а разочарованным клиентам – получить удовлетворение.

Профессор Б.А.Аникин в учебнике по логистике пишет: «Менеджер по логистике должен решить, в каких формах будут предоставляться различные услуги. Первый вопрос: какие расценки установить на каждый вид сервисных работ? Подумайте, например, что может предложить фирма «Sony» в качестве услуг при организации ремонта своих телевизоров. У нее есть выбор из трех возможностей:

1. Предложить бесплатный ремонт телевизоров в течение года с момента покупки.

2. Продать контракт на обслуживание другой фирме.

3. Вообще не предлагать услуг по ремонту, оставляя свободу действий для специалистов по ремонту.

Кроме того, и сами услуги по ремонту фирма «Sony» может предложить в одном из трёх вариантов:

Нанять и обучить собственных ремонтников и распределить их по всей территории страны.

Договориться, что услуги по ремонту будут предоставляться дистрибьюторами и дилерами.

Оставить заботы по ремонту независимым организациям» .

Каждый вид услуг можно предоставлять по-разному. И решение фирмы будет зависеть и от предпочтений клиентов, и от подходов, применяемых конкурентами.

Список использованной литературы

1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: ИВК «Маркетинг», 2000.

2. Логистика: Учебник / Под ред. Проф. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика: Основные понятия и положения: Приложение к журналу «Логинфо» // Логинфо. – 2001. - №1.

4. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика. - СПб.: ИД «Бизнесс-npeсca», 1999.

6. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б.Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002.

8. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика. - СПб.: ИД «Бизнесс-npeсca», 1999, с. 208.

Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика: Основные понятия и положения: Приложение к журналу «Логинфо» // Логинфо. – 2001. - №1, с. 84.

Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002, с. 65.

Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001, с. 149.

Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: ИВК «Маркетинг», 2000, с. 59.

Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б.Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 109.

Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. с. 119.

Логистика: Учебник / Под ред. Проф. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 45.

Специфичность концепции логистики в решении ряда проблем отражается через введение новых понятий или замену привычных терминов другими определениями.

Понятие материального потока является центральным в логистике. Оно обобщает непрерывность изменения и движения продуктов труда в сфере обращения и производства. Материальный поток рассматривается как некоторое пространственно динамичное явление, в процессе которого к определенному вещественному объекту, являющемуся носителем цели связанной с ним активности, прилагают различные логистические операции в установленный отрезок времени.

Это понятие включает в себя ряд других, связанных с термином «поток». Например, «товарный поток »- в сфере распределения и сбыта, «грузовой поток» - в сфере материально-технического обеспечения и на транспорте.

Параллельно «материальный поток» рядом авторов определяется как совокупность технологически и организационно связанных операций, обеспечивающих целесообразное движение и необходимое преобразование материальных и других ценностей от источника их появления

до пункта потребления. Оба определения имеют право на существование, так как конструктивно дополняют друг друга. Однако в связке «предмет (субстрат) движения - комплекс действий, обеспечивающий данное движение» ведущую роль играет предмет, так как именно с ним непосредственно связана цель процесса, именно он задает адекватный комплекс логистических действий, точнее конкретное множество возможных комплексов как поле поиска оптимального варианта.

Обобщая вышесказанное, дадим следующее определение: материальный поток - конкретная совокупность материальных ценностей , находящаяся в процессе целесообразного перемещения от источника возникновения до потребителя (получателя) в результате приложения к пей соответствующего комплекса логистических воздействий и являющаяся объектом логистического управления.

Изучение материальных потоков служит основой для оптимизации технологических процессов производства, материально-технического обеспечения, транспортировки и распределения продукции, проектирования производственных, складских и вспомогательных помещений, правильного формирования комплексов технических средств, рационализации документооборота, создания высокоэффективной коммуникационной инфраструктуры и организационных структур логистического управления.

В тех случаях, когда материальные потоки рассматривают не во временном интервале, а на определенный момент времени, они приобретают форму материальных запасов (сырья, готовой продукции и т. д.).

Материальные потоки и их отдельные фрагменты, например партии товаров и материалов, в конкретные периоды и моменты времени могут находиться в двух противоположных состояниях в виде:

  • 1) динамичного материального потока - материальная субстанция потока перемещается в физическом пространстве;
  • 2) статичного материального потока - та же субстанция не меняет своих пространственных координат.

И то, и другое явление образуют вместе единый процесс доставки продукции от производителя до потребителя или от источника до пункта назначения (поглощения).

х Данное определение скорее соответствует понятию «логистический процесс».

Материальные потоки могут быть классифицированы по нескольким признакам.

По отношению к логистической системе они могут быть:

  • внешние;
  • внутренние.

Внешние материальные потоки протекают во внешней среде, а внутренние , соответственно, внутри логистической системы. Относительно внешних потоков следует отметить, что с позиций конкретного предприятия существенны только те из них, которые либо генерируются предприятием, либо в конце пути поступают на него. Остальные интересны лишь постольку, поскольку участвуют в создании общей внешней среды предприятия. Внутренние потоки являются объектами производственной логистики.

По предназначению

  • входные;
  • выходные.

Под входным материальным потоком понимается внешний поток, поступающий в логистическую систему из внешней для нее среды.

Выходной материальный поток - это поток, выходящий из логистической системы и поступающий во внешнюю для нее среду.

Входные и выходные материальные потоки являются формой реализации межсистемных связей, т. е. связей, в которых выход из одной микрологистической системы одновременно является входом в другую и наоборот. Такие связи имеют важнейшее значение в процессе адаптации логистической системы к динамике внешней среды.

По непрерывности во времени материальные потоки подразделяются на три группы:

  • 1. Непрерывные , если выполнено хотя бы одно из трех условий:
    • весь поток является единым физическим телом (пример - транспортировка жидкостей и газов по трубопроводу);
    • все элементы физически разделенного потока, например последовательность тарных единиц, постоянно подвергаются каким-либо логистическим операциям;
    • все модули (вплоть до отдельных единиц основного оборудования) технической системы, обеспечивающей движение потока, непрерывно загружены только его обработкой.
  • 2. Дискретные - если не выполнено ни одно из вышеперечисленных условий, пример - отправка с автозавода конкретным дилерам в различные регионы трейлеров, груженных легковыми автомобилями, величина транспортной партии - 5-7 единиц. Важно отметить, что эти потоки наиболее распространены, и представляют наибольший интерес для логистического менеджмента.
  • 3. Блиц-поток (единичная доставка) - это разновидность дискретного потока, когда, необходимый для доставки комплекс операций осуществляется без соблюдения какой-либо периодичности или даже повторяемости.

В зависимости от объекта, в рамках которого реализуется рассматриваемый потоковый процесс, материальные потоки могут быть:

  • продуктовые;
  • операционные;
  • участковые;
  • системные.

Продуктовые материальные потоки - те, субстанцией которых являются конкретные продукты и средства труда, при этом обычно не указаны масштабы соответствующего логистического процесса. Например, железная руда используемая в металлургическом производстве; газ, подаваемый на электростанцию и т. п.

Операционные материальные потоки - это потоки материальных ресурсов по отношению к отдельным логистическим операциям. Например, материальный ноток по операции разгрузки, укладки на поддоны и пр.

Параметры операционного материального потока соответствуют объемам работ по отдельным операциям, рассчитанным за некоторый промежуток времени. Данные потоки являются основой для расчета участковых материальных потоков.

Участковые материальные потоки - это потоки, рассматриваемые па отдельном участке логистической системы, например на складе, в цехе предприятия и т. д. При этом каждый такой поток в общем случае обеспечивается несколькими операциями. Объемные характеристики участковых материальных потоков определяют путем суммирования объемов работ по всем соответствующим логистическим операциям, осуществляемым на данном участке. Определенная условность такой оценки заключается в том, что она отражает не столько объем проходящей через участок субстанции потока, сколько затратность процесса его обработки.

Системные потоки - это материальные потоки, циркулирующие в целом по рассматриваемой логистической системе. Их параметры определяются путем суммирования параметров входящих в них участковых потоков действующей логистической системы.

Материальные потоки характеризуются рядом количественных и качественных показателей. Основными из них являются мощность и напряженность материального потока.

Мощность материального потока - это интенсивность перемещения материальных ресурсов, т. е. объемы продукции, перемещаемые за единицу времени (сутки, месяц, год) по соответствующему каналу (цепи).

Под напряженностью материального потока принято понимать степень использования им пропускной способности логистического канала или цепи, по которому проходит данный поток.

Показатели мощности и напряженности материальных потоков напрямую зависят от уровня производства и потребления, стратегии предприятий-операторов потоков, от состояния их инфраструктуры и инфраструктуры регионов функционирования потоков, используемых методов управления процессами производства и обращения, и т. д.

Зависимость между этими показателями неоднозначна. На нее прямое влияние оказывают объемы (масса) потоков и их стабильность во времени.

Играет роль и назначение продукции. Если она предназначена для предприятий сферы производства, то материальные потоки будут, как правило, более мощными по объемам, но менее напряженными. Другая ситуация наблюдается при управлении материальными потоками, состоящими из продукции потребительского назначения. В данном случае относительно частые поставки сравнительно большому числу потребителей делают поток менее мощным, но более напряженным ввиду его неравномерности. Влияет на мощность и напряженность материальных потоков также выбор транспортных средств и другие факторы.

Изучение материальных потоков является неполным без характеристики пути перемещения материальных ресурсов. В связи с этим для макрологистических (внешних) материальных потоков пользуются понятиями «логистический канал» и « логистическая цепь». Соответственно, для характеристики внутренних материальных потоков часто пользуются понятиями: микрологистическая цепь, микрологистический канал , пропускная способность микрологистической цепи, векторная направленность микрологистической цепи.

Микрологистическая цепь - это путь движения материальных ресурсов в рамках логистической системы от источника генерации до пункта назначения. В качестве фрагментов цепи рассматриваются производственные и другие подразделения предприятия, упорядоченные по ходу движения через них соответствующего потока.

Пропускная способность микрологистической цепи - это максимально возможная мощность материального потока, проходящего по данному пути перемещения.

Векторная направленность микрологистической цени - это направление движения материального потока внутри физического пространства, занимаемого логистической системой.

Как уже отмечалось, на выбор пути движения материальных потоков в логистической системе влияет много факторов. Задача логистики заключается в такой организации процессов перемещения, чтобы в совокупности они были оптимальными для логистической системы в целом. Это предполагает проектирование и сравнительный анализ ряда технически обоснованных вариантов маршрутизации потоков как на макроуровне, так и на предприятии (в целом и на отдельных участках).

  • 4 Некоторые авторы для этих же целей используют термины «внутренняя логистическая цепь» и «внутренний логистический канал».

В логистике потоки разделяют на основные и сопутствующие:

1. Основные потоки

материальные ресурсы:

незавершенное производство

готовое производство

2. Сопутствующие материальному потоку:

информационные потоки

финансовые потоки

сервисные потоки

Материальные потоки (ключевое понятие логистики) образуются в результате операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Логистические операции – самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К ЛО с МП относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др. В табл. 1 приведена одна из возможных классификаций ЛО.

Таблица 1 - Классификация логистических операций

Материальный поток - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.

Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас.

Таким образом, материальный поток в определенные моменты времени может быть запасом материальным ресурсом, незавершенным производством, готовой продукцией.

Классификация материальных потоков:

1) по отношению к логистической системе: - входной (разгрузка железнодорожных вагонов, автомобильного транспорта); - выходной (погрузка); - внутренний (операции внутри предприятия); - внешний (движение грузов, к которым предприятие имеет отношение);

2) по натурально-вещественному составу: одноассортиментные (хранение в картофелехранилище) и многоассортиментные (торговля на рынке);

3) по количественному признаку:

Массовые (железнодорожный состав, колонна машин, караван судов);

Крупные (несколько вагонов, автомашин, судов);

Средние (одиночные вагоны, автомобили, суда);

Мелкие, не позволяющие заполнить грузоподъемность транспорта и требующие совмещения с другими грузами;

4) по весу грузов: - тяжеловесные (металлы) и легковесные (1 т занимает объем более 2 , пример – табачные изделия).

5) по степени совместимости образующих – совместимые и несовместимые;

6) по консистенции грузов:

ü насыпные (например, зерно) могут перевозиться в открытых вагонах, в контейнерах, на автомашинах;

ü навалочные, как правило, минерального происхождения, могут смерзаться, спекаться (соль, уголь, руда, песок и т.д.), перевозятся без тары;

ü тарно-штучные имеют самые разнообразные физико-химические свойства. Могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках. Крупные грузы могут транспортироваться без тары;

ü наливные – перевозятся в цистернах и наливных судах.

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по разным признакам.

Параметрами материальных потоков могут быть:

номенклатура, ассортимент и количество продукции;

габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

физико-химические характеристики груза;

характеристики тары (упаковки), товароносителя, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);

условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

условия транспортировки и страхования;

финансовые (стоимостные) характеристики;

условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции и др.

Материальный поток может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость и т.д.

Информационный поток - поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистеческой системой и предназначенный в основном для реализации управляющих функций

Можно выделить элементарные, ключевые и поддерживающие информационные потоки, сопровождающие соответствующие операции и функции.

Финансовый поток - это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.

Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Классификация финансовых потоков

Финансовые потоки неоднородны по составу, направлениям движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления финансовыми потоками в логистике обусловливает необходимость проведения их подробной классификации.

Для классификации финансовых потоков используются следующие основные признаки:

отношение к логистической системе;

направление движения;

назначение;

способ переноса авансированной стоимости;

форма расчета;

вид хозяйственных связей.

По отношению к логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки. Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется в результате выполнения ряда логистических операций и функций.

По направлению движения внешние финансовые потоки подразделяются на входящие и выходящие:

входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;

выходящий финансовый поток начинается внутри логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:

обусловленные процедурами закупки товаров;

инвестиционные потоки;

в связи с воспроизводством рабочей силы;

связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

возникающие в процессе дистрибьюции и продажи товаров.

По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат), а также на потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые в классификации по назначению).

В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно разделить на две большие группы:

денежные потоки, характеризующие движение наличных средств;

информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных средств.

Денежные потоки делятся на потоки наличных ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками.

Наряду с денежными и информационно-финансовыми потоками существуют учетно-финансовые потоки. В отличие от первых двух видов, образующихся при организации финансовых расчетов между предприятием-продавцом и предприятием-покупателем, учетно-финансовые потоки возникают в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости.

Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности конкретного предприятия. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

По видам хозяйственных связей различаются горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые - между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки и с использованием наиболее эффективных источников финансирования.

Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

Принятый в международном стандарте ISO 8402:1994 термин «услуга» означает итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

Сервис - процесс предоставления услуги - деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги. Несмотря на важность сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками продуктов.

Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:

Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.

Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.

Услуги потребляются в момент их производства, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.

Покупатель никогда не становится собственником услуги.

Сервис - деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.

Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги.

Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).

Указанные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в логистическом процессе, в частности в сфере дистрибьюции товаров. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда поставщик сервиса и покупатель встречаются «лицом к лицу».

При этом могут возникнуть две ситуации:

если особых проблем при «доставке» сервиса нет, то поставщик может действительно убедить покупателя в высоком качестве сервиса;

если возникают проблемы, то ситуацию, как правило, исправить уже нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.


Похожая информация.


Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортирования, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Понятие потока как движущейся массы чего-либо, интуитивно хорошо понятно: вода в стакане на столе - запас, начнем выливать воду, возникнет поток воды. Автомобили, стоящие в пробке - запас, автомобили, движущиеся по свободному шоссе - поток. Материальные потоки в логистике имеют аналогичную природу: множество каких-либо вещественных объектов, рассматриваемых не в состоянии покоя (запас), а в состоянии движения. Однако под движением в логистике понимается не только перемещение чего-нибудь в определенном направлении, но и переход из одного состояния в другое, например:

Товар, не упакованный в транспортную тару, превращается в товар упакованный (операция упаковки),

Партия товара в транспортной немаркированной таре превращается в партию товара в транспортной таре маркированной (операция маркировки),

Товар, в маркированной транспортной таре, уложенный на поддон, но не связанный с поддоном в единое целое, превращается в удобный для последующей переработки грузовой пакет (операция пакетирования), а также множество других операций.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем пример доведения готовой продукции (консервов) от завода-изготовителя до торгового зала магазина:

На рис. 18 представлены операции, которые необходимо выполнить, чтобы физически продвинуть произведенные консервы по указанной цепи.

Рис. 18. Последовательность операций по доведению готовой продукции от консервного завода до торгового зала магазина

Продукт (в данном случае консервы), рассматриваемый в процессе приложения к нему перечисленных операций, представляет собой материальный поток, который и является основным объектом управления в логистике. Логистика планирует этот процесс, определяет технологию и выбирает технику для выполнения тех или иных операций, определяет, где и в каком объеме содержать запасы продукта, организует документооборот, т.е. информационную поддержку товародвижения, оперативно управляет всем сквозным процессом.

Особо подчеркнем, что произведенные изготовителем консервы передаются на оптовые склады, а затем попадают в розничную торговлю уже не одно столетие. Однако никогда в прежние века цепь операций товародвижения консервов (как и другой продукции) не была охвачена единой системой управления. Необходимости в таком управлении не было, возможность такого управления отсутствовала. Соответственно, не было и необходимости в термине, обозначающем объект этого управления.

Общепринятое определение гласит: материальным потоком называется имеющая вещественную форму продукция (грузы, детали, товарно-материальные ценности и т. п.), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном временном интервале.

Применение термина "материальный поток" оправдано лишь при наличии единой системы управления сквозной цепью операций по продвижению продукции и лишь в пределах управляемой цепи. Отсутствие логистического подхода к организации товародвижения лишает использование данного термина как практического, так и научного смысла.

Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:

Увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю;

Проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения продукции, имеющей вещественную форму (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.). Например, тонн/год, вагонов/месяц, контейнеров/смену и т.п.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым "запасом в пути".

Виды материальных потоков

Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач - например, при организации внутрискладского логистического процесса, - детально изучается каждая операция.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

♦ отношение к логистической системе;

♦ натурально-вещественный состав потока;

♦ количество образующих поток грузов;

♦ удельный вес образующего поток груза;

♦ степень совместимости грузов;

♦ консистенция грузов.

По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды.

Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

По натурально-веществеппому составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.

Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

Крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.

Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 3 - например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые материальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов существуют материальные потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) - как правило, минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы - грузы, перевозимые наливом в Цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.

Схематически классификация материальных потоков представлена на рис. 19.

Рис. 19. Классификация материальных потоков

Логистические операции

Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.

Образное представление о логистических операциях позволяет сформировать пример производства и доведения до конечного потребителя любого изделия народного потребления. Рассмотрим в качестве примера письменный стол, собранный из пиломатериалов и древесно-стружечных плит. Изначальным сырьем для производства данного изделия служит дерево, которое необходимо вырастить, спилить, переместить к местам обработки, превратить в конечное изделие и доставить покупателю. Вся совокупность операций может быть подразделена на две большие группы.

1. Технологические операции по производству материальных благ, т. е. операции, в ходе которых происходит качественное преобразование предмета труда: рубка леса (с целью получения древесины), продольная распиловка бревен, прессование стружки, изготовление деталей мебели, их отделка и конечная сборка письменного стола.

2. Логистические операции, к которым следует отнести все остальные операции, обеспечивающие наличие нужного предмета или продукта труда в необходимом количестве, в нужном месте, в нужное время. Перечислим некоторые из них: вывоз и сплав бревен из мест лесозаготовок, их доставка на предприятие деревообрабатывающей промышленности, погрузка, разгрузка, укладка на хранение, подача в производственные цеха, вывоз готовых полуфабрикатов и конечных изделий, хранение и доставка конечному потребителю.

Логистические операции, таким образом, это любые операции, совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключением технологических операций по производству материальных благ.

К логистическим относят также операции по обработке, хранению и передаче соответствующей информации

Согласно отечественному терминологическому словарю по логистике логистические операции - это совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока.

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком - это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку выделяют на односторонние и двусторонние логистические операции.

Классификация логистических операций приведена на рис. 20.

Рис. 20. Классификация логистических операций

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе предприятия оптовой торговли.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т. е. операции, выполняемые в процессе "общения логистической системы с внешним миром", относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды в первую очередь сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

Вопросы для контроля знаний

1. Дайте определение материального потока.

2. Назовите единицы измерения материального потока.

3. Составьте принципиальную схему материальных потоков на складе предприятия оптовой торговли

4. Перечислите виды материальных потоков.

5. Дайте определение логистической операции. Перечислите известные вам логистические операции.

6. Приведите классификацию логистических операций.


Похожая информация.


Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия.

На рис.1.1 приведена принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар так или иначе сосредоточивается в зоне хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными:
а) участок хранения - участок погрузки;
б) участок хранения - отправная экспедиция - участок погрузки;
в) участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция - участок погрузки;
г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

Рис. 1.1. Схема материального потока на торговой оптовой базе

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т. п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке.

Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках.

Материальным потоком на предприятии называются различные грузы производственного назначения, детали и узлы, в том числе и готовая продукция. Все эти элементы рассматриваются в процессе приложения к ним различных логистических операций, отнесенных к временному интервалу.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться как фиксированный параметр для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути». Аналогично можно рассматривать запас груза на складе, запас деталей между разными видами оборудования, между участками и т.д.

Относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть внешним и внутренним. Внешний материальный поток протекает во внешней среде, т. е. за пределами логистической системы. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логической системы.

Различают входной и выходной материальный потоки. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

Классификация материальных потоков приведена на рис. 1.2.

Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками, именно: операцию сопровождает информация, документооборот и конкретное управленческое решение. Таким образом, для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относят к логистическим операциям.

Рис. 1.2. Виды материальных потоков

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком - это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Классификация логистических операций приведена на рис.1.3.

Рис. 1.3. Классификация логистических операций

Предыдущая