Кадровая арифметика (73743). Обозначения и коды в табеле учета рабочего времени Как правильно считать сутки за полевые выходы

Рабочий день не всегда длится 8 часов - иногда производственный процесс требует более продолжительной трудовой смены.

Например, врачи и медсестры, диспетчеры, пожарные, полицейские, сотрудники МЧС и охранники, рабочие и обслуживающий персонал на ночных производствах «пропадают» на работе сутками. Интересно, как относится к подобному графику Трудовой Кодекс?

Нормы отдыха

Согласно законодательству суточный режим работы допускается, если этого требует специфика предприятия. График обычно устанавливается работодателем - как правило, это сутки через двое или сутки через трое.

«В соответствии с ТК РФ, продолжительность отдыха должна быть в 2 раза дольше, чем рабочая смена, - рассказывает Любовь Зорина, начальник отдела кадров крупного завода. - Иными словами, если работник трудится 24 часа, то перед следующей сменой он должен отдыхать не менее 48 часов».

2 главных правила "суток"

Работников следует ознакомить с новым графиком работы не позднее, чем за месяц до его введения. К сожалению, некоторые работодатели нарушают это правило и переводят сотрудника на новый режим без предупреждения.

В течение рабочей смены каждому сотруднику предоставляется время для обеда - в общей сложности около 1.5-2 часов, раздробленных на получасовые перерывы. Это личное время можно потратить на своё усмотрение. Кстати, никто не запрещает использовать эти 2 обеденных часа единовременно, вместо того чтобы брать «перекуры» частями.

Отдых и непрерывное производство

Ю. Романова, эксперт-консультант юридической фирмы, объясняет, что советует в этом случае Трудовой Кодекс.

«В соответствии с ч. 3 ст. 108 ТК РФ, ч. 1 ст. 109 ТК РФ, если сотрудник не может покинуть рабочее место, у него есть право отдыха во время производственного процесса. В этом случае обеденные перерывы включаются в табель рабочего времени и оплачиваются.

В некоторых ситуациях работнику предоставляется перерыв на сон, если специфика деятельности позволяет. Все тонкости обговариваются заранее, при этом работодатель обязан заботиться о коллективе и обеспечить каждому нормальные условия работы».

Табу для работодателя

О чем нужно помнить, если установлен сменный график.

Категорически запрещается работать 2 смены подряд. Если сменяющий работник вдруг по какой-то причине не явился - нельзя оставлять на следующую (повторную) смену уже отработавшего сотрудника. Единственное что можно предложить в этом случае - максимум 4 дополнительных часа работы со сверхурочной оплатой. За это время работодатель обязан найти замену невышедшему на смену сотруднику.

«Что касается работы в ночное время, то в соответствии со ст. 96 ТК РФ, такая работа оплачивается по двойному тарифу, а ее продолжительность сокращается на 1 час без дальнейшей отработки времени, - рассказывает Ольга Ратушная, сотрудник кадровой службы производственного предприятия. - При этом размер доплаты за ночную смену должен составлять как минимум 20 % тарифной ставки за час работы».

Сон на работе

В российском трудовом законодательстве нет такого понятия как «время на сон», и не существует чётких требований к комнатам отдыха.

Продолжительность рабочего перерыва и возможность сна на рабочем месте определяются только правилами внутреннего распорядка.

Места отдыха работодатель оборудует, исходя из возможностей предприятия. Некоторые сотрудники предпочитают дремать прямо «за станком», и в ТК на этот счет нет запретов. Однако если работодатель считает это недопустимым, он должен ввести соответствующий пункт в правила трудового распорядка, со списком которых должен быть ознакомлен каждый на этапе приёма на работу.

Главное - мера

По трудовым нормам допустимый максимум рабочих часов в месяц не должен превышать 200. Получается, при постоянном графике сутки через двое общая сумма отработанного времени за месяц составляет 240 часов - поэтому работодатель должен чередовать разные варианты графика, чтобы не нарушить закон.

«При суточной работе устанавливается почасовая оплата труда, - объясняет правовой консультант Олег Игнатьев. - Дополнительно оплачиваются ночные, сверхурочные и праздничные часы, последние - не менее, чем в двойном размере».

Если вы работаете по суточному графику, не забывайте о своих законных правах, пренебрежение которыми может привести к усталости, болезням и депрессии.

Здоровье и хорошее настроение - основа высокой производительности труда!

АЛЕКСАНДР! В ПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ - ЭТО ПОДАТЬ РАПОРТ ПО КОМАНДЕ. Своему непосредственному начальнику. Который и должен подавать сведения о "переработке" начальнику штаба. Еженедельно Вы должны расписываться в соответствующем журнале.

Форма и порядок ведения журнала учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха (далее - журнал) установлены приложением N 8 к Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 30 сентября 2002 г. N 350.

При нормальной работе штаба никаких рапортов дополнительно о внесении в журнал соответствующих записей подавать не надо. Достаточно ведения правильного и своевременного учета служебного времени должностными лицами за это ответственными. А если такой отсутствует в подразделении, то эффективнее всего - написать военному прокурору.

Для точного подсчета полагающихся Вам дополнительных дней отдыха и порядка их использования можете воспользоваться следующей информацией:

Вопросы правовой регламентации дополнительного отдыха военнослужащих, несущих службу в суточном наряде

В юридической прессе неоднократно рассматривались вопросы, связанные с реализацией права военнослужащих на дополнительный отдых*(1). Эта тема остается актуальной.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 11 Закона, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти , в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха" от 14 февраля 2010 г. N 80 (далее - приказ N 80) был определен порядок выплаты денежной компенсации военнослужащим, участвующим в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Одновременно были внесены изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих" от 10 ноября 1998 г. N 492. Из Перечня, наряду с такими видами служебной деятельности, как нахождение в служебных командировках, несение службы оперативными дежурными на командных пунктах, пунктах управления и в составе оперативных групп, были исключены и такие мероприятия, как несение внутренней, гарнизонной и караульной служб.

Вопрос о том, является ли боевым дежурством несение службы оперативными дежурными на командных пунктах и пунктах управления и соответственно обосновано ли исключение данного вида служебной деятельности из названного выше Перечня, предметом настоящей статьи не является. Речь пойдет о компенсации военнослужащим, привлекаемым к несению внутренней службы, и в частности к несению службы в суточном наряде. Не требует доказательства тот факт, что к данному виду служебной деятельности привлекается большинство военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Не вызывает сомнений и то обстоятельство, что несение службы в суточном наряде длится более нормальной продолжительности ежедневного служебного времени, которое, как правило, составляет 8 часов. А значит, в конечном итоге общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащего, привлекаемого к таким нарядам, зачастую превышает нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени. Последняя, как известно, не должна превышать 40 часов.

Как следует из ст. 11 Закона, денежная компенсация вместо положенных дополнительных суток отдыха предусмотрена только в случае привлечения военнослужащего к мероприятиям, проводимым при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Не до конца ясно, почему права на получение такой компенсации изначально были лишены военнослужащие, привлекаемые к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и (или) к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Однако такова позиция законодателя. Теперь же, с изданием приказа N 80, еще более значительная часть военнослужащих лишилась права на получение денежной компенсации взамен дополнительных суток отдыха и единственным способом компенсации при превышении продолжительности их еженедельного служебного времени вследствие несения службы в суточном наряде является предоставление таким военнослужащим дополнительных суток отдыха. Однако возникает резонный вопрос: как теперь это время правильно рассчитывать и учитывать?

Напомним, что в соответствии с Порядком учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (далее - Порядок (приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы*(2)), учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.

Форма и порядок ведения журнала учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха (далее - журнал) установлены приложением N 8 к Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 30 сентября 2002 г. N 350.

Согласно п. 5 Порядка время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках*(3). За каждые трое суток привлечения к таким мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. Таким образом, ранее за каждые три суточных наряда, например в качестве дежурного по полку, военнослужащий по своему усмотрению вправе был рассчитывать на два дополнительных дня отдыха. При этом, не имело значения то, в какие именно дни (рабочие или выходные (праздничные)) осуществлялось несение службы в наряде.

Итак, учет в сутках ведется только в отношении мероприятий, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени и только в отношении указанных мероприятий Порядком предусмотрено предоставление двух суток отдыха за каждые трое суток привлечения к ним. В журнале этот учет не ведется, что, собственно, следует из содержания вышеуказанного приложения N 8 к Инструкции. Как отмечают авторы Комментария к Положению о порядке прохождения военной службы, в таком учете отсутствует необходимость вследствие того, что привлечение военнослужащих к данным мероприятиям проводится в настоящее время на основании приказов*(4).

Логично предположить, что поскольку служба в суточном наряде теперь уже не относится к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, постольку и ее учет в сутках вестись не должен. Соответственно и правило "двое суток отдыха за трое суток службы в наряде" не должно применяться при решении вопроса о предоставлении военнослужащим дополнительных суток отдыха при привлечении их к несению службы в суточном наряде.

Таким образом, единственным предусмотренным действующим законодательством способом учета сверхурочного времени, возникающего вследствие службы в наряде, остается его учет не в сутках, как ранее, а в часах. Соответственно вестись этот учет должен в журнале.

Заметим что, строго говоря, под сверхурочным временем в Порядке подразумевается привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы именно в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Привлечение к тем же обязанностям в выходные и праздничные дни сверхурочным временем не называется (своей терминологии не имеет) и ведется отдельно. Однако, так же как и учет сверхурочного времени, этот учет ведется в часах, и принципиальной разницы между двумя этими видами учета нет, за исключением того, что исчисление суммарного времени исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни ведется с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно. Представляется обоснованным распространение этого правила и на случай несения службы в суточном наряде в выходные дни.

Как следует из п. 3 Порядка, когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей , военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Таким образом, при регламенте служебного времени предусматривающем, например 8-часовой рабочий (служебный) день, военнослужащему предоставляются дополнительные сутки отдыха, когда суммарное время "переработки" достигнет указанной цифры. Это суммарное время включает в себя как сверхурочное время, так и время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни, т.е., например, если военнослужащий, проходящий службу в подразделении с пятидневной рабочей неделей и 40-часовым регламентом еженедельного служебного времени, в течение недели работал два дня по 8 часов, три дня по 9 часов, а затем еще на 5 часов (с учетом времени прибытия на службу и обратно к месту жительства) был привлечен к исполнению обязанностей военной службы в выходной день, то его "переработка" составила 8 часов и ему могут быть предоставлены дополнительные сутки отдыха.

Вроде бы, все верно. Однако при таком подходе к подсчету "переработки", возникающей вследствие несения службы в суточном наряде, получаем весьма интересный результат, который, по мнению автора настоящей статьи, вполне обоснован. Рассмотрим в качестве примера наряд дежурного по полку и для начала ответим на вопрос: сколько же часов длится это дежурство? Еще раз отметим, что если наряд выпал на выходные дни, то время службы в наряде, согласно п. 3 Порядка, включает в себя время прибытия к месту несения службы и обратно. Упростим задачу и исключим эти интервалы времени. Остается "чистое" время службы в наряде, начало которого - момент прибытия военнослужащего, заступающего дежурным, на развод, а конец - момент доклада заступающего и сменяющегося дежурных командиру полка о приеме и сдаче дежурства. Даже при таком "скромном" подсчете становится понятным, что время исполнения обязанностей военной службы военнослужащего при несении службы в качестве дежурного по полку составляет не менее 25 часов. Теперь от этой цифры отделим "переработку". Сделаем это на примере 40-часового недельного регламента служебного времени, 5-дневной рабочей недели с началом рабочего дня в 8.00, окончанием - в 17.00 и обеденным перерывом с 13.00 до 14.00.

В соответствии со ст. 276 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - УВС ВС РФ) личному составу, заступающему в суточный наряд, в день заступления, в часы, указанные в распорядке дня (регламенте служебного времени), должно быть предоставлено не менее трех часов, а при заступлении в караул через сутки - не менее четырех часов для подготовки к несению службы, в том числе не менее одного часа для отдыха (сна). В различных подразделениях на практике имеют место свои особенности подготовки лиц, заступающих в суточный наряд, и соответственно свои временные интервалы такой подготовки. Какую-то часть рабочего времени в день заступления в наряд военнослужащий отдыхает, т.е. условно в этот день он "не дорабатывает". Соответственно эту часть времени заранее вычтем из указанных 25 часов.

Например, по месту службы автора настоящей статьи инструктаж и иные служебные мероприятия, связанные с подготовкой к заступлению в наряд, проводятся до 13 часов в день заступления. Затем следует обеденный перерыв и обязательный отдых, предусмотренный той же ст. 276 УВС ВС РФ. Таким образом, из указанного выше 25-часового интервала исключим три часа (период отсутствия военнослужащего на службе с 14.00 до 17.00).

Далее, на общее время несения службы в суточном наряде приходится и продолжительность следующего рабочего дня. Следовательно, вычтем еще 8 часов. Спорным является вопрос, следует ли вычитать из оставшегося количества времени еще и те 4 часа отдыха (не снимая снаряжения и не раздеваясь) в наряде, которые предусмотрены ст. 264 УВС ВС РФ. По мнению автора настоящей статьи, нет, поскольку и в этот период военнослужащий считается исполняющим обязанности дежурного. Тем не менее, уменьшим оставшееся время на эти 4 часа, и даже, в угоду скептикам, еще на 2 часа, которые примерно тратит дежурный на личный завтрак, обед и ужин, находясь в наряде.

Итак, что получается? Конечный итог: (25 - 3 - 8 - 4 - 2) = 8 часов. Таким образом, в нашем примере даже при самом "неблагоприятном" для военнослужащего подсчете получаем 8-часовую "переработку". Следовательно, согласно п. 3 Порядка военнослужащему за такой наряд должны быть предоставлены дополнительные сутки отдыха, т.е. получается, что военнослужащий, неся службу дежурным по полку, "зарабатывает" больше дополнительного времени отдыха, нежели при участии в мероприятиях, указанных в Перечне. На первый взгляд, это кажется "перебором", поскольку, таким образом, за каждые три указанных дежурства должны предоставляться трое суток отдыха, а не как ранее - двое. Однако цифры - вещь упрямая и говорят сами за себя. Кроме того, например, в период похода кораблей, который может длиться месяцами, военнослужащие вряд ли ежедневно отдыхают только по 4 часа, как это имеет место при исполнении обязанностей дежурного по полку.

Еще более неожиданным получается результат в случае, когда военнослужащий в примере с вышеуказанным регламентом служебного времени заступает в наряд с субботы на воскресенье. В этом случае "переработка" составляет как минимум 16 часов (не учитываются 8 часов, приходящиеся на рабочий день). Соответственно военнослужащему должно быть предоставлено как минимум двое дополнительных суток отдыха. Это вполне логично, если учесть, что тот выходной, который он провел в наряде, должен был быть ему предоставлен, собственно, за отработанную 40-часовую неделю. Но ведь, кроме того, при несении службы в наряде в выходной день неизбежно возникает "переработка", поскольку суточный наряд на то и суточный, что длится минимум сутки, а не 8 часов. Следовательно, одни дополнительные сутки являются компенсацией за не предоставленный выходной по "результатам трудовой недели", а вторые, собственно говоря, за "переработку". В случае предоставления военнослужащему за несение службы в указанном наряде в выходные дни только одних суток отдыха не приходится говорить о равном праве на отдых военнослужащих, проходящих службу в одном подразделении, поскольку, например, военнослужащий, проработавший 40-часовую неделю и, кроме того, заступивший в выходные дни в суточный наряд, а в понедельник получивший "отгул", имеет в конечном итоге за прошедшую неделю одинаковое количество суток отдыха по сравнению с иными военнослужащими, которые в наряд не "сходили". Это явно указывает на то, что компенсацию за "переработку", возникшую вследствие несения службы в суточном наряде сверх нормальной продолжительности ежедневного (а в конечном итоге еженедельного) служебного времени, военнослужащий не получил.

Итак, в нашем примере предоставление одних дополнительных суток отдыха, например в понедельник, компенсирует военнослужащему "пропавший" выходной, который был ему положен за "трудовую" неделю, или, что в конечном итоге то же самое, это компенсация лишь за 8 из 16 часов привлечения его к исполнению обязанностей военной службы в выходной день сверх установленной нормальной продолжительности еженедельного служебного времени. Еще 8 из 16 часов "переработки" остаются не компенсированными. Если "трудовые" часы перевести в деньги, то получаем в конечном итоге дискриминацию в оплате труда.

Еще один вопрос, который в рамках настоящий статьи хотелось бы поставить: это вопрос о том, вправе ли военнослужащие присоединять "переработку" к основному отпуску.

Из содержания п. 1 ст. 11 Закона, п. 3 Порядка, а также формы и порядка ведения журнала, можно сделать вывод о том, что продолжительность предоставленной компенсации должна соответствовать времени "переработки". Соответственно она может быть менее 8 часов. В то же время если такая компенсация своевременно (в течение текущей недели) решением командира не была предоставлена (что следует расценивать как невозможность предоставления компенсации соответствующей продолжительности) и время "переработки" суммарно достигло величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени, то с этого момента у военнослужащего одновременно с правом на получение дополнительных суток отдыха возникает и право по своему усмотрению использовать эти сутки - либо до начала основного отпуска, либо присоединить их к нему. При этом, по мнению автора, должностные лица, предоставляющие военнослужащему дополнительный отдых до начала отпуска, не вправе дробить накопившуюся у военнослужащего "переработку", кратную величине ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени, на временные интервалы менее этого времени. Соответственно если регламент служебного времени предусматривает 8-часовой рабочий день, то военнослужащему, имеющему "переработку" той же продолжительности, по его желанию должны быть предоставлены дополнительные сутки отдыха целиком. Предоставление же, например, вместо целых суток по одному дополнительному часу отдыха ежедневно на протяжении нескольких дней или недель якобы в интересах службы должно рассматриваться как неправомерные действия должностного лица.

В заключение следует отметить, что в каждом конкретном случае, в зависимости от того, в какие дни и к какому именно суточному наряду привлекается военнослужащий, а также содержания соответствующих инструкций, регламентирующих распорядок дня и несение службы в этом наряде, должна рассчитываться и соответствующая "переработка", подлежащая фиксации в журнале. Поэтому при отсутствии в подразделении журнала доказать свое право на дополнительный отдых будет затруднительно.

Следует помнить, что надлежащее ведение журнала является не правом, а обязанностью командиров подразделений.

размер шрифта

341. Полевые деньги, в том числе за время пути, выплачиваются военнослужащим:

а) воинских частей (подразделений), выведенных для отработки задач по боевой (учебно-боевой) подготовке в учебные центры, учебные воинские части военных образовательных учреждений профессионального образования, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы по приказу командующего войсками округа, флотом, группой войск, отдельной армией (флотилией), начальника военного образовательного учреждения профессионального образования, им соответствующих и выше командующих (начальников) или согласно утвержденному этими должностными лицами плану вывода войск в учебные центры, учебные воинские части военных образовательных учреждений профессионального образования, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы;

б) воинских частей (подразделений), привлекаемых к участию в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), проводимых по планам боевой подготовки, если продолжительность маневров и учений (игр) составляет свыше одних суток.

342. Полевые деньги, в том числе за время нахождения в пути, также выплачиваются военнослужащим:

а) направленным в воинские части (подразделения), указанные в пункте 341 настоящего Порядка, для их обслуживания;

б) направленным (оставленным) в одиночном порядке или в составе подразделений для охраны, оборудования или ремонта учебных центров и лагерей;

в) за время нахождения в составе подразделений или команд на рекогносцировках;

г) направленным в составе воинских частей, подразделений или команд на запасные аэродромы на срок до одного года для содержания в боевой готовности авиационной техники, взлетно-посадочных полос и других аэродромных сооружений;

д) за время несения боевого дежурства в составе дежурных подразделений вне пункта постоянной дислокации;

е) направленным в составе воинских частей, подразделений или команд для оцепления зон карантина в очагах эпидемий;

ж) командированным из военных образовательных учреждений профессионального образования в учебные центры, учебные воинские части военных образовательных учреждений профессионального образования и лагеря для проведения учебных занятий (приема экзаменов, руководства) с гражданами, пребывающими в запасе, призванными на военные сборы, слушателями и курсантами (кандидатами в слушатели и курсанты);

з) слушателям и курсантам за период пребывания на учебных занятиях в учебных центрах, учебных воинских частях военных образовательных учреждений профессионального образования и лагерях;

и) направленным в составе строевых, инженерно-аэродромных, дорожно-строительных и других строительных воинских частей, подразделений или команд на срок до одного года для выполнения строительных и ремонтных работ вне пункта постоянной дислокации;

к) направленным из военно-строительных отрядов в составе подразделений или команд на срок до одного года на объекты строительства, находящиеся вне пункта постоянной дислокации отряда, в случаях, когда выполнение работ на этих объектах вследствие их небольшого объема не требует передислокации всего военно-строительного отряда;

л) направленным для обслуживания войск в составе подвижных учреждений и подвижных подразделений воинских частей;

м) направленным для выполнения работ или служебных заданий в составе подразделений, команд (экипажей самолетов, вертолетов), кроме поездок на учебные занятия, полевые выезды и командировок, указанных в пункте 323 настоящего Порядка;

н) слушателям, в том числе обучающимся по заочной форме обучения, и курсантам, направленным в учебные центры, учебные воинские части военных образовательных учреждений профессионального образования и лагеря для сдачи экзаменов, на производственную или учебную практику и стажировку либо для подготовки дипломов (дипломных проектов, работ);

о) направленным в учебные центры, учебные воинские части военных образовательных учреждений профессионального образования и лагеря для сдачи конкурсных вступительных экзаменов в военные образовательные учреждения профессионального образования, в том числе на факультеты и отделения заочного обучения.

343. Полевые деньги выплачиваются военнослужащим по месту штатной военной службы за прошедший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании приказа командира воинской части.

344. Военнослужащим, направленным в одиночном порядке в учебные центры, учебные воинские части военных образовательных учреждений профессионального образования, лагеря, на полигоны, запасные аэродромы, маневры, учения и для выполнения задач, указанных в подпунктах "в", "д", "е", "и" - "м" пункта 342 настоящего Порядка, выплата полевых денег производится воинскими частями, на которые возложены организация и проведение соответствующего мероприятия, - на основании командировочного удостоверения. О выплате полевых денег производится запись на командировочном удостоверении с указанием, за какой период и в какой сумме произведена выплата.

345. Полевые деньги, в том числе за время пути, не выплачиваются военнослужащим:

а) имеющим по условиям сообщения возможность ежедневно возвращаться к месту военной службы или жительства, если выполнение служебного задания не требует непрерывного пребывания вне места военной службы или жительства, о чем должно быть указано в приказе командира воинской части;

б) воинских частей и подразделений, выведенных для отработки задач по боевой, учебно-боевой подготовке в учебные центры, учебные воинские части военных образовательных учреждений профессионального образования, лагеря, на полигоны, запасные аэродромы без приказа должностных лиц, поименованных в подпункте "а" пункта 341 настоящего Порядка;

в) имеющим право на получение суточных денег или морского денежного довольствия;

г) за период нахождения на гауптвахте под арестом;

д) проходящим военную службу по призыву (кроме офицеров) слушателям, не имеющим воинских званий офицеров, и курсантам, не заключившим контракт о прохождении военной службы;

е) занимающим штатные воинские должности в учебных центрах, учебных воинских частях военных образовательных учреждений профессионального образования, лагерях, на полигонах, запасных аэродромах, дислоцированных вне пункта постоянной дислокации воинской части (военного образовательного учреждения профессионального образования), предназначенных для отработки задач по боевой (учебно-боевой) подготовке.

Новочеркасский гарнизонный военный суд (Ростовская область) - Гражданское

Суть спора: 3.042 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> об оспаривании решения, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления)


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Новочеркасский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего - Давыдова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Кислице Н.А.,

с участием административного истца, его представителя Слабоуса Р.А. и представителя командира и войсковой части № - (звание) Мадыки О.В., рассмотрел административное дело № 2а-33/2017 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № (звание) Михайлова К.Н. об оспаривании отказа командира войсковой части № выплатить административному истцу денежную компенсацию вместо предоставления дополнительных суток отдыха,

установил:

Михайлов К.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа командира войсковой части № выплатить ему, участвовавшему в полевых выходах в период с 14 марта по 22 апреля и с 22 августа по 14 октября 2016 г., денежную компенсацию вместо предоставления дополнительных суток отдыха. При этом он просил возложить на командира войсковой части № обязанность по выплате ему указанной денежной компенсации. Кроме того, административный истец просил присудить ему судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины (300 руб.) и расходы по оплате услуг представителя (10000 руб.).

В обоснование административного иска Михайлов К.Н. указал, что он участвовал в полевых выходах в период с 14 марта по 22 апреля и с 22 августа по 14 октября 2016 г., на которых находился безвыездно, то есть без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. За эти периоды им получены полевые деньги. Командованием ему было отказано в предоставлении суток отдыха, поэтому он обратился с рапортом о выплате соответствующей денежной компенсации. 28 февраля 2017 г. он получил сообщение командира войсковой части №, которым ему было отказано в предоставлении указанной денежной компенсации.

Административный истец в судебном заседании поддержал административное исковое заявление по вышеуказанным основаниям и пояснил, что во время полевых выходов он привлекался к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, поскольку постоянно контролировал приготовление и прием пищи военнослужащими и проводил занятия.

Представитель административного истца поддержал административное исковое заявление и просил его удовлетворить по вышеуказанным основаниям.

Представитель административных ответчиков административный иск не признала и пояснила, что полевые выходы являются частью плановой боевой подготовки, на которых мероприятия без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени не проводились. В приказах о полевых выходах указано, что военнослужащие находятся на полигоне безвыездно для выплаты полевых денег.

Выслушав доводы сторон, а также исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из выписок из приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № № (с/ч), от ДД.ММ.ГГГГ. № № (с/ч), от ДД.ММ.ГГГГ № № (с/ч) и от ДД.ММ.ГГГГ № № (с/ч) Михайлов К.Н. участвовал в полевых выходах в периоды с 14 марта по 21 апреля 2016 г. и с 22 августа по 4 октября 2016 г. В приказах об убытии на эти полевые выходы определено нахождение на полевом выходе безвыездно.

Согласно справке помощника командира войсковой части по финансово-экономической работе – главного бухгалтера войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № № за указанные периоды Михайлову К.Н. выплачены полевые деньги.

Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. № № (с/ч), как усматривается из соответствующей выписки, заместитель командира минометного дивизиона по тылу (звание) Михайлов К.Н. освобожден от должности и зачислен в распоряжение командования.

Как усматривается из выписок из приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № № выходы на учетный центр в зимнем и летнем периодах обучения 2016 г. проводились по планам боевой подготовки. При этом заместителю командира воинской части по тылу – начальнику тыла приказано следующее: организовать контроль за подготовкой подразделений и элементов полевого лагеря; развернуть пункт хозяйственного довольствия в полевых условиях; организовать трехразовое питание горячей пищей; организовать контроль за работой пункта хозяйственного довольствия и организации питания личного состава; организовать выдачу топливных дров согласно заявок; обеспечить соблюдение правил пожарной безопасности в местах проживания личного состава; организовать обеспечение водой; согласовать подключение полевого лагеря к электросети; осуществить освещение полевого лагеря.

Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № № (л/с), как видно из соответствующей выписки, Михайлов К.Н. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта.

Как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № № (с/ч) Михайлов К.Н. исключен из списков личного состава воинской части с 3 февраля 2017 г.

Из копии рапорта Михайлова К.Н. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он обратился к командиру войсковой части с просьбой выплатить ему денежную компенсацию за неиспользованные выходные дни, образовавшиеся в результате нахождения на полевых выходах в периоды с 14 марта по 21 апреля 2016 г. и с 22 августа по 4 октября 2016 г. в количестве 55 суток.

Командир войсковой части № по итогам рассмотрения данного рапорта отказал Михайлову К.Н. в выплате указанной денежной компенсации, поскольку полевой выход не входит в перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, о чем сообщил административному истцу 15 января 2017 г. (исх. № №).

В соответствии с п. 1 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 настоящей статьи не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

В силу п. 3 этой же статьи Федерального закона боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Таким образом, денежная компенсация вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться только военнослужащим, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется в виде предоставления дополнительных суток для отдыха соответствующей продолжительности.

Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту, утвержден приказом МВД России от 4 декабря 2013 г. № 950.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что в полевых выходах в периоды с 14 марта по 21 апреля 2016 г. и с 22 августа по 4 октября 2016 г. Михайлов К.Н. не привлекался к мероприятиям, указанным в приведенном Перечне. В связи с этим командир войсковой части № обоснованно отказал в предоставлении ему оспариваемой денежной компенсации, поэтому требования административного истца о признании этого отказа незаконным удовлетворению не подлежат.

При отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, требования Михайлова К.Н. о присуждении судебных расходов удовлетворению также не подлежат.

Руководствуясь ст. - и Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" target="_blank">227 КАС РФ , военный суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Михайлова К.Н. об оспаривании отказа командира войсковой части № выплатить административному истцу денежную компенсацию вместо предоставления дополнительных суток отдыха, отказать.

Судебные расходы отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд через Новочеркасский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Д.А. Давыдов

Вопрос привлечения военнослужащих к работе за пределами установленной Конституцией Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами страны, в том числе регламентирующих жизнь и деятельность военнослужащего, как само собой разумеющееся в воинских частях даже не обсуждается. Служебное время, плавно переходящее изо дня в день, зачастую прихватывающее выходные и праздничные, стало нормой в воинских подразделениях. И это относится не только к частям постоянной боевой готовности. Но кто может себе предположить, что командиры, привлекающие офицеров, иные категории военнослужащих по контракту к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, - зачастую злоупотребляют своими правами, грубо нарушают права самих военнослужащих.
Нарушения начинаются с отсутствия в большинстве подразделений, как показывает практика, соответствующего Журнала учета служебного времени, которое сверх установленного военнослужащий потратил на решение вопросов военной службы по необходимости или прихоти отцов-командиров. Обязанности вести подобный журнал и его форма прописана в Положении о порядке прохождения военной службы (приложение 2). Тот же порядок учета служебного времени требует от военнослужащих по контракту подтверждать подписью правильность ведения записей учета. Нет журнала, нет подписей – значит военнослужащий не привлекался к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной нормы еженедельного служебного времени, или не участвовал в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, и, следовательно, не имеет права требовать дополнительных суток отдыха, отпуска и пр.

Что касается злоупотреблений командования в части привлечения или точнее понуждения военнослужащих задерживаться на службе больше, чем установлено регламентом служебного времени (распорядком дня), можно сказать следующее: привлечение военнослужащих, как и любых других работников к работе, исполнению служебных обязанностей в сверхурочное время может носить эпизодический, но не регулярный характер! Ни один закон не дает права командиру использовать военнослужащего в мирное время по своему усмотрению сколько угодно по продолжительности. Ограничение в правах командира подтверждается, в том числе, ограниченным количеством суток отдыха, предоставляемых военнослужащим по контракту в качестве компенсации за сверхурочную деятельность.

В процессе судебной защиты прав военнослужащего на личное время, предоставление дополнительного время отдыха суд оценивает имеющиеся надлежащие доказательства по делу – наличие Журнала учета служебного времени и его содержание. Если военнослужащего свои права не интересуют и он не требует ведения учета, не контролирует правильность его заполнения, то и от суда не следует ждать чуда и заступничества. Как правило, при отсутствии письменных доказательств привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей сверх установленной еженедельной продолжительности нормы служебного времени, следует отказ в удовлетворении заявлений (жалоб). Это, теоретически, должно было бы подстегнуть командиров всех степеней к наведению порядка в этом вопросе и защите прав подчиненных. Но, как показывает практика, интересы подчиненных для многих и многих начальников находятся далеко не на первых местах.
И в качестве подтверждения вышесказанного привожу текст Порядка учета служебного времени.

Приложение N 2
к Положению о порядке
прохождения военной службы
ПОРЯДОК
УЧЕТА СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СУТОК ОТДЫХА

1. Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее именуется - сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.
2. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.
3. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.
Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.
4. Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган).
5. Время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
6. Военнослужащим (в том числе военнослужащим, проходящим военную службу по призыву), участвовавшим в походах кораблей (судов, подводных лодок), дальних полетах воздушных судов, космических полетах либо выполнявшим более одного месяца специальные задачи по восстановлению конституционного порядка, принимавшим участие в выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, вместо дополнительных суток отдыха для проведения медико-психологической реабилитации и восстановления здоровья может быть организован отдых продолжительностью до 30 суток (реабилитационный отпуск).