Галерея классической фотографии. Галерея классической фотографии Галерея саввинская набережная

Московская галерея классической фотографии на Саввинской набережной – попытка утвердить фото-процесс в ряду видов искусств наравне с изобразительным и литературным творчеством. Именовать свое детище именно галереей, а не музеем создателей побудил преимущественно временный характер экспозиций. Размещена галерея классической фотографии в обычном современном доме, занимает площади на первых двух этажах, изолированно от жилых подъездов.

Даже по виду отделки, начиная с вестибюля, чувствуется музейная основательность. Собственный магазин, тематическую библиотеку и кафе в обзоре не рассматриваем, но их наличие тоже показательно. От студий и клубов аналогичной направленности галерея классической фотографии отличается предполагаемой широкой аудиторией и фундаментальным подходом. Широкие входные проемы словно вовлекают посетителей внутрь, к экспонируемым произведениям.

На первом этаже галерея классической фотографии разместила только один выставочный зал, именуемый Малым за его размеры. Несколько выступающих перегородок позволяют разместить некоторые работы с выделением из общего ряда. Потолочное освещение в его привычном, общераспространенном виде отсутствует, точечные светильники выгодно выхватывают именно произведения фотохудожников.

Массивная, явно рассчитанная на придание солидности деревянная лестница ведет на второй этаж, к основному выставочному пространству. Сбоку от фигурных точеных перил установлено диковинное устройство. Именно такой вид имели первые фотокамеры, появившиеся во второй половине XIX века. Фотографировали тогда непосредственно на пластину со светочувствительным слоем, она после химической обработки и являлась готовым снимком.

Камера состоит из двух частей, соединенных подобием мехов гармони или баяна. Такое устройство позволяло менять фокусное расстояние, добиваясь четкого изображения. Позднее появились новые объективы, изображение стали получать в две стадии – негатив на пленке и позитив на бумаге. Фотоаппараты стали малоформатными по сравнению с выставленным монстром, их хотя бы могли опознать наши современники.

Галерея классической фотографии, второй этаж

Поднявшись по вполне музейной лестнице, посетители попадают в основные экспозиционные залы – Средний и Большой. Первое из названных помещений расположено вокруг огражденного резной балюстрадой лестничного проема. Для размещения фотографий используются как стены по всему периметру, так и прямоугольные в сечении колонны, дополнительно разнообразящие экспозиционное пространство.

Галерея классической фотографии располагает уникальной для нашей страны коллекцией работ именитых зарубежных мастеров фотоискусства, а также известных и признанных россиян. Часть этих работ выставляется в залах на постоянной основе, и это имеет большое значение для временных выставок. Эталонные образцы фотоискусства позволяют посетителям выработать собственную шкалу качества замысла и исполнения.

Конфигурация экспозиционных залов такова, что здесь легко разместить как крупную, так и достаточно камерную выставку. Особенно универсален в этом плане Средний зал, в котором свои работы могут представить публике и признанные фотографы, и начинающие авторы. Разнообразие тем и сюжетов, жанров и стилей ничем не ограничивается, единственным критерием являются талантливость и своеобразие.

Большой выставочный зал – помещение действительно просторное, здесь есть возможность разместить и тематическую коллекцию, и персональную выставку. Не сравнить с помещениями , где мы осматривали выставку Сергея Борисова. Теперь Церетели реализует в том здании проект центра художественного образования, а упомянутая выставка была последним подобным мероприятием.

Теперь фотографам нет необходимости пристраивать свои вернисажи и выставки среди произведений других видов искусства. Галерея классической фотографии и сейчас, и впредь намерена заниматься демонстрацией лишь профильных произведений. Такой подход позволит сформировать собственную аудиторию из преданных людей, единомышленников и творческих соперников. Наступление цифровых технологий изменило технику фотографии, но искусство запечатлеть мгновения станет от этого только более массовым.

Музей старинной оптики

Несомненно, останутся преданные поклонники и у традиционной фотографии. Даже перешедшие на съемку цифровыми камерами будут использовать наработанные годами приемы выбора сюжета и расположения персонажей, ловли моментальных поз и художественного выражения. Останется интерес и к технике фотографирования прошлых лет, и галерея классической фотографии поддерживает это еще одной своей экспозицией.

Выставка старинной оптики, предполагавшаяся как разовая демонстрация частной коллекции объективов для фотокамер, стала постоянной экспозицией. Этому способствовал неувядающий интерес публики, приходящей посмотреть собрание из более чем двухсот оптических устройств. Важно подчеркнуть, что все демонстрируемые объективы находятся в работоспособном состоянии и могут использоваться для реальных фотосъемок.

Технические вопросы сравнения фотообъективов старых и новых лучше оставить специалистам, но есть и очевидные вещи. Практически все, по крайней мере для широкой аудитории, современные объективы выпускаются с зумом, то есть способны приближать и удалять объект съемки. Помимо очевидного удобства, это несколько ухудшает четкость и уменьшает светосилу по сравнению с объективами с фиксированным фокусом.

Однако хватит о технике, хотя остается еще интересный вопрос о применении старой оптики на современных камерах. Настоящие любители и тем более профессиональные фотографы знают ответ, а несведущим поможет галерея классической фотографии в лице собирающихся там корифеев. Следите за календарем выставок, приходите в необычный музей.

Посетить Галерею классической фотографии будет интересно и обычным гражданам, и опытным любителям фотоискусства. Главная цель этого учреждения – развивать у людей высокохудожественный и эстетический вкус. Здесь выставлены лучшие образцы классических фотографических произведений, созданные в разные эпохи и получившие мировое признание мастерами-фотографами из самых разных стран.

Еще одна важнейшая часть работы Галереи – выставочная деятельность. В Галерее постоянно экспонируются произведения мастеров самого разного уровня, от начинающих талантливых фотографов до именитых мэтров современности. Под решение этих задач выделено около 2 тыс. м 2 помещений на Саввинской набережной, декорированных в классическом стиле.

Выставляемые работы постоянно меняются – талантливых фотографов немало.

На своих фотографиях разным мастерам удается запечатлеть такие нематериальные вещи, которые нельзя потрогать руками: любовь и отчаяние, сострадание и равнодушие, мир и война, радость и горе, красота мира и несовершенство человеческого общества. Классическая фотография, как и любое другое настоящее произведение искусства, заставляет радоваться и огорчаться, задумываться и становиться немного лучше.

Есть здесь и клуб любителей фотографии, где коллекционеры могут приобрести редкие фотоснимки. Кроме выставок тут проводятся концерты и лекции по культуре. Сама Галерея классической фотографии оставляет у гостей хорошие впечатления теплой, душевной атмосферой и спокойным, уютным интерьером. Выставочные экспонаты демонстрируются на двух этажах.

Наряду с экспозиционными залами присутствует тематическое, очень стильное кафе при входе в здание. Тут есть возможность спокойно выпить горячего кофе или чая с пирожными, неспешно полюбоваться имеющимися фотоальбомами. Сотрудники Галереи все сами являются большими ценителями фотоискусства, они легко и дружелюбно ответят на любой вопрос.

Зрителям остается только любоваться, удивляясь, как много может сказать истинный художник, всего лишь «остановив мгновение». Чтобы оценить по достоинству Галерею классической фотографии, в ней нужно обязательно побывать. На выходе из здания встречают потрясающие виды на Москву-реку, и впечатляющие панорамы небоскребов современной столицы.

Новая галерея на Савинской набережной станет полноценным центром фотографии с собственной фотошколой, музеем фототехники и издательской деятельностью

  • Алиса По 21 апреля 2011
  • 7662
  • 2

22 апреля в новом здании на Савинской набережной открывается Галерея Классической Фотографии . Площадь помещения 1500 кв. метров, здесь располагается выставочное пространство, фотолаборатории и учебные кабинеты.




Галерея создавалась группой московских ценителей фотографического искусства 20 века, вдохновленных меценатами прошлого. Арт-директором стал Ярослав Амелин, а главным куратором - Марк Коберт. По словам создателей, выставочный комплекс рассчитан на "нового культурного посетителя", который открыт всему новому и одиноково ценит искусство как классическое, так и современное.

При галерее будет открыт общедоступный музей фотооптики и фотоматериалов, а также специализированная библиотека фотографической литературы. Кроме того, в галерее будут создавать образовательные программы с мастер-классами известных фотографов, кураторов, а также активно заниматься научно-исследовательской и издательской работой. В планах есть выпуск собственного ежеквартального альманаха, переводов иноязычных книг и статей по фотографии.

По словам создателей, основная деятельность будет направлена на развитие российской фотографической школы, поэтому наравне с известными фотографами здесь будут выставляться и талантливые новички. Проект полностью меценатский и коммерческих целей не преследует. В организации выставок будут участвовать приглашенные кураторы.

22 апреля открывается и первая выставка в галерее - посетители увидят 120 работ пейзажных фотографов Америки, которые раннее в России не выставлялись. Среди них Ансель Адамс, Джон Секстон, Боб Колбренер, Алан Росс, Джеф Никсон, Джон Уимберли. В нижнем зале галереи откроется выставка двух российских фотографов, которые печатают работы вручную.





Фотографии с выставки пейзажных фотографов

Ярослав Амелин, арт-директор «Галереи Классической Фотографии» : «Проект галереи родился полтора года назад. Группа московских фотографов решила, что в Москве нет выставочного пространства для показа шедевров фотографического искусства, пейзажной, документальной фотографии и с этим посылом начало работу над проектом. На сегодняшний момент Галерея Классической Фотографии стала крупнейшим пространством в Москве, специализированным на фотографии. Галерея предполагает показывать исключительно фотографии.
Помимо этого наша галерея не просто галерея, а целый комплекс. У нас 5 фотолабораторий, в том числе для аренды частных фотографов, которые сами могут приходить и проявлять свои фотографии. Также у нас есть кафе на первом этаже и библиотека-лекторий, где впоследствии будет концентрироваться образовательная программа, а в библиотеке будут собраны альбомы, книги, фотокниги, относящиеся к фотографическому искусству Мы пытались сделать галерею максимально современной: у нас есть специальная система подвесок и музейное освещение. Мы планируем и дальше развивать пространство галереи и делать его все более удобным для фотографов »

Галерея Классической Фотографии, созданная группой московских фотографов, новое музейно-выставочное пространство среди российских учреждений культуры. Галерея ориентирована как на ценителей высокого фотографического искусства, так и на широкие круги общества, интересующиеся культурными ценностями России и зарубежных стран.

Задача Галереи - развитие у молодежи, творческой интеллигенции, широкого круга любителей, эстетического и художественного вкуса на лучших образцах фотографических работ, которые созданы получившими признание в мировой культуре мастерами классической фотографии, творившими в разные исторические периоды.

Галерея - это своевременная попытка способствовать продолжению традиций российской фотографической школы. Начиная с середины XIX века в России существовало мощное фотографическое течение (а первое фотообщество возникло в Москве еще в 1872 году), которое достигло к началу двадцатого столетия пика своего развития. Карелин, Дмитриев, Андреев, Прокудин-Горский, а также Петров, Пашкевич, Гринберг, Свищов-Паола, Еремин, Родченко, Игнатович и другие известные на весь мир имена, своими работами во многом определили направление фотографического творчества как у российских, так и у зарубежных мастеров, способствовали мощному развитию художественной светописи в отечественной культуре. К сожалению, в силу известных причин, в 30-40 годы традиционная русская фотографическая школа была сведена на нет и больше не возрождалась. Может поэтому, сегодня мировом искусстве за последние 60 лет значимо не представлен ни один российский фотограф, тогда как мир блещет именами Анри Картье-Брессона, Анселя Адамса, Роберта Капы, Эдварда Вестона, Йозефа Судека, Хельмута Ньютона, Альфреда Ньюмана, Мэна Рэя, ... список не уместится на нескольких страницах.

У нас в стране нет фотографического музея государственного масштаба, за последние 20 лет не издан ни один учебник по фотографии, отсутствует как класс высшее фотографическое образование. Нет специализированных институтов и факультетов, преподавателей фотографии с ученой степенью, не ведутся разработки по фотоматериалам, фотоаппаратам и оптике, необходимых фотографическому искусству.

В отечественной фотографии не развиты другие направления художественной печати: платино-палладиевая печать, гидротипия, цветная печать "Cibachrome", мокрый коллодиевый процесс, архивные сроки которых оцениваются веками. В фотографическом движении, как в творческом плане, так и в технологиях, Россия сегодня отстает от Запада на многие десятки лет, а отдельные редкие проблески лишь подтверждают это правило.

Привлечь к данным проблемам общественное мнение, возродить былую славу отечественной фотографии, дать возможность молодому поколению развивать свое творчество на высокохудожественных произведениях - такие цели ставит новая Галерея. Для этого совет и кураторы Галереи разработали комплекс мер и направлений в музейно-культурной коммуникации. Во-первых, это сбор, сохранение, документирование и экспонирование фотографий, главным образом, отечественных мастеров как прошлых столетий, так и современных; фотографических знаний, техники и технологий. Во-вторых, предоставить широкому кругу людей возможность свободного доступа к имеющимся коллекциям, ресурсам и технологиям.

Важнейшая задача Галереи - выставочная деятельность: экспонирование классических фотографий, авторов разного уровня в том числе и начинающих, проведение творческих конкурсов, создание первого в стране общедоступного музея фотооптики и фотоматериалов. В сотрудничестве с зарубежными музеями будут возрождаться механизмы международного обмена (межкультурные коммуникации), которые существенно ослабели в последние годы из-за отсутствия финансирования. Планируется широкая поддержка начинающих и малоизвестных авторов как в обучении так и в организации экспозиций.

На базе Галереи предусмотрена образовательная программа: проведение семинаров и мастер-классов известных фотографов и кураторов, в первую очередь - зарубежных; долгосрочные обучающие программы, международный обмен. Обучение будет подкреплено созданной в галерее, первой в стране специализированной библиотекой фотографической литературы. Предполагается научно-исследовательская и публицистическая работа в контакте с профильными научными и образовательными учреждениями и Министерством культуры. Издательская деятельность, перевод книг по фотографии и фототехнологиям, публикаций критиков мирового уровня. Планируется выпуск ежеквартального альманаха с аналитическими статьями на фотографическую и культурологическую тематику, обзоры фототехнологий и фототехники. Галерея будет оказывать экспертную поддержку и консультирование в области фотографии.

Одной из главных задач Галереи является поддержка авторов, которые самостоятельно снимают, проявляют и печатают свои снимки. Другими словами - поддержать фотографов, для которых фотоотпечаток - конечный изобразительный результат, несущий максимум индивидуальности. Здесь важно поднять на новую высоту принцип триединства фотографического творчества: фотосъемка - лабораторная обработка - авторская печать. Мировой опыт показывает, что только таким образом созданные работы пользуются большим успехом у ценителей искусства, приобретают коллекционную и музейную ценность.

Решение перечисленных задач подкреплено мощной материальной базой. В новом здании под галерею отведены 1500 м2 отремонтированных в классическом стиле площадей. Введены в эксплуатацию лаборатории, оснащенные лучшим зарубежным оборудованием для классической черно-белой печати, цветной печати с негатива и со слайда (Cibachrome), платино-палладиевой печати и альтернативных фотопроцессов, крупноформатной печати с негативов до 30х40 см, проявки черно-белых, негативных и диапозитивных цветных пленок размером до 50х60 см. Предусмотрена лаборатория для аренды, где будущий фотограф может освоить навыки самостоятельной печати, учебный класс для семинаров, выделены ресурсы для организации программ детско-юношеских кружков. Отведены площади для оформления и архивирования фоторабот, а также для магазина фотоматериалов и пункта проката фототехники в аренду.

Уникальность Галереи в том, что она не преследует коммерческих целей, а позиционируется как некоммерческая (non profit sector) научно-музейная структура. Средства, которые вложили инвесторы в этот меценатский проект, направлены в помощь отечественной культуре для освоения новых направлений, переноса лучших традиций русской фотографической школы в настоящее время и поддержки молодых российских фотографов в мировом художественным фотографическом искусстве.

Всем, кто неравнодушен к фотографическому искусству и культурным традициям в целом, совет Галереи обращается с призывом содействия в становлении Галереи как новой институции в отечественной культуре, поддержке в сборе книг фотографической направленности для библиотеки, документов и фотографий, имеющих архивную и музейную значимость, старинной фотооптики, материалов, а также личным участием в образовательных программах, в переводе книг и статей по фототехнологиям, в работе с частными коллекциями, музеями как в стране так и за рубежом.