День воинской славы России – снятие блокады Ленинграда. Библиотеки калининграда подготовили ко дню снятия блокады ленинграда цикл памятных мероприятий

Говорят, тот, кто не знает истории, вынужден ее повторить. Именно поэтому так важно вспоминать даже ее страшные моменты и периоды. К таким, бесспорно, относится блокада Ленинграда. Почти 900 дней жители города выживали в немыслимых условиях, пытаясь спастись от холода, голода и натиска фашистов. Попробуем понять, как грамотно написать сценарий: «Блокада Ленинграда». Что в нем озвучить, о чем промолчать и как рассказать об этом жутком периоде в истории России современным школьникам.

Исторические факты

Прежде чем начать писать сценарий, посвященный блокаде Ленинграда, стоит вспомнить, что это за период. Именно страшные факты, героизм обычных людей должны быть в нем отражены.

Во-первых, жители города до конца своих дней вспоминали суровую зиму 41-42 годов. В тот год было отключено отопление, не работала канализация, воды в кране не было. А между тем температура на улице редко поднималась выше -18 градусов. Благоустроенные дома, таким образом, превратились в огромные холодные склепы, практически непригодные для жилья. Спасались только так называемыми печками-буржуйками. За неимением дров топились такие печки книгами, мебелью и всем, что могло гореть.

Во-вторых, фашисты не только взяли город во вражеское кольцо, но и регулярно его обстреливали, а также сбрасывали бомбы. Больше 200 тысяч снарядов и бомб было сброшено на жителей Ленинграда.

Однако по статистике, от бомбежек погибло не более 3% жителей. Остальные скончались от тотального голода. И этот факт важно внести в сценарий. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. На тот момент в городе, в принципе, не было припасов. Очень быстро люди стали голодать и использовать в пищу:

  • мучной клей (им раньше клеили обои);
  • целлюлозу;
  • изделия из кожи (куртки и сапоги обжигали на огне и варили);
  • глицерин.

И многое другое, что сложно сейчас представить. Конечно, на стол попадали и домашние любимцы, и помойные крысы.

Блокадный хлеб Ленинграда

Отдельное внимание нужно уделить хлебу, который делили между собой горожане в те тяжелые дни. В начале оккупации цифры выглядели следующим образом:

  • рабочие получали 600 граммов хлеба;
  • служащие - 400 граммов;
  • дети - 300 граммов.

Это была норма на сутки. При этом хлеб не раздавался бесплатно, его надо было покупать, даже пока шла блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия будет более честным, если озвучить в нем этот факт.

Однако уже в конце ноября 41-го года норму снизили более чем в два раза:

  1. Рабочие стали получать по 250 граммов.
  2. Дети и иждивенцы - 125 граммов.

В тот страшный декабрь от голода скончалось свыше 50 тысяч человек. После чего норму немного повысили.

В этом году в нескольких городах России провели акцию «Блокадный хлеб Ленинграда». Людям предлагали сутки продержаться на 125 граммах хлеба. При этом повара старались максимально воссоздать его рецепт. Добавляли в тесто опилки, кору и целлюлозу. Акция нашла, как своих сторонников, так и ярых противников.

Впрочем, если позволяет бюджет, можно попробовать испечь для зрителей подобный хлеб. Это сделает более живым сценарий. Блокада Ленинграда - слишком тяжелый период в истории нашей страны, чтобы говорить о ней, используя только цифры и факты.

Дневники блокадного Ленинграда

Оживить сценарий помогут воспоминания очевидцев. Правда, надо выбирать отрывки, соблюдая некоторую цензуру. Слишком страшно читать эти записи. Особенно когда речь о детях и подростках, которые пытались выжить в период блокады.

17-летняя школьница Лена Мухина писала о своих планах на жизнь, о мечтах, о своих разговорах с мамой. Но чаще всего она писала о страшном голоде. И ждала, когда этот период закончится:

«Я куплю кило черного хлеба, кило пряников, пол литра хлопкового масла, - рассуждала девушка, - наемся до отвала. Потом мы с мамой напечем разных пирожков». Но даже таким простым желаниям не суждено было сбыться, мама умерла.

Читая дневники блокадного Ленинграда, понимаешь, как мало человеку надо для жизни и для счастья. Именно воспоминания очевидцев, особенно детей, были доказательством страшной вины фашистов перед советскими людьми.

В наше время бытует мнение, что школьников не надо знакомить с подобными дневниками. Но, к сожалению, в окруженном городе их было немало. На Нюрнбергском процессе был представлен дневник 12-летней Тани Савичевой. Это всего 9 страшных записей на листочках. Каждая из них - констатация смерти близкого человека. «Все умерли. Осталась одна Таня».

Именно поэтому выдержки из дневников должны попасть в сценарий: «Блокада Ленинграда».

Каким может быть сценарий блокады?

Итак, мы непосредственно подошли к вопросу о самом сценарии мероприятия. Тут надо отметить, что есть две памятные даты:

  • 8 сентября - день, когда Ленинград оказался в фашистском кольце;
  • 27 января - снятие блокады.

И вспоминать нужно обе. А значит, стоит рассмотреть, каким может быть сценарий: «Снятие блокады Ленинграда» и сценарий: «Жизнь в окруженном городе».

Если писать план празднования освобождения города, то лучше выбрать следующие формы:

  1. Сделать мероприятие в виде концерта.
  2. Группой посетить библиотеку.

Почти 900 дней жизни в «кольце» стоит показать:

  1. В качестве экскурсии по памятным местам.
  2. Попробовать воссоздать в форме ролевой игры.

Пусть никого не смущает слово «игра». Ведь только с помощью такого приема можно точнее понять, как тяжело приходилось горожанам в те страшные дни.

В любом случае, нужно обязательно рассказать о «дороге жизни» через Ладожское озеро. Именно по ней эвакуировали часть населения из Ленинграда, а также завозили продовольствие в оккупированный город.

Сценарий самой блокады

Чтобы наглядней показать, что такое блокада Ленинграда, сценарий мероприятия лучше разделить на две части. В первой показывать наши дни, во второй - период оккупации.

Ведущих также может быть двое. Допустим, мужчина и женщина:

Ведущая (делится с коллегой ). "Почти час выбирала в интернете сносный магазин с роллами. У одних доставка только через час, другие дополнительно напитки привезти отказываются. Это какой-то кошмар".

Выходит девочка, школьница.

Девочка . "Завтра пойдем в школу. Неделю назад нас окружили немцы. Они взорвали Говорят, там хранились мука и другие крупы. Но я помню только аттракцион «Американские горки». Осада города скоро закончится, и продукты привезут. Но этого аттракциона до конца войны не будет" (информация из дневников - примечание автора ).

Ведущий при этом может соглашаться со своей коллегой или, напротив, спорить с ней. Его задача озвучивать факты и цифры:

Ведущий. "В начале осады в Ленинграде находилось 2,5 миллиона горожан. И больше 300 тысяч жителей из области. В официальных документах пишут, что в городе погибли 650 тысяч человек. Однако после снятия осады в Ленинграде осталось чуть больше полумиллиона живых людей».

И на таком контрасте построить весь позволит обычному человеку немного погрузиться в страшную атмосферу блокады. Сравнить с нашими днями.

Мероприятие ко дню снятия блокады

Сценарий «Снятие Блокады Ленинграда» можно начать с 7-ой симфонии Шостаковича. Именно она звучала осенью 41-го года в филармонии. Уже измученные голодом и бомбежкой горожане шли на концерт:

Ведущий. " Гитлер готовил городу страшную участь. «Сравнять с землей», - можно прочитать сегодня в рассекреченном документе. Никакого интереса культурная столица России для так называемых арийцев не представляла. Уже 12 октября 1941 года немцы были уверены, что в городе не осталось живых людей. И тут зазвучала музыка.

Звучит 7-ая симфония Шостаковича. Пока чтец говорит, на сцену могут выходить актеры, играющие ленинградцев, солдат. Садиться и слушать.

Ведущий. "Дмитрий Шостакович дописал свою симфонию уже в окруженном немцами городе".

Солдат. " Я не мог целый день посвятить музыке. Этот день нужен фронту. Но я мог один час послушать концерт".

Ведущий. "Позже, в дневниках гитлеровцев мы прочитаем, что именно во время этого концерта они поняли, что Ленинград не сдастся. И оказались правы. 27 января 1944 года фашисты отступились от города. Этот легендарный день чтут все жители современного Санкт-Петербурга".

Получается, в те жуткие дни люди слушали музыку, ходили в зоопарки, дети посещали школы. Вырабатывали по несколько норм на заводе, как взрослые, так и школьники. Героизм рядового жителя очень важно внести в сценарий. Освобождение Ленинграда от блокады стало возможным потому, что горожане не сдавались.

Сценарий для школьников

Психологи спорят, с какого возраста можно рассказывать детям об ужасах войны. И конкретно об окруженном фашистами городе. Считается, что аккуратно можно начать рассказывать с 3-го класса.

В 9 лет ребята уже могут понять, что такое блокада Ленинграда. Сценарий при этом должен быть мягче, чем для взрослых. В нем не стоит рассказывать о:

  • каннибализме;
  • вопиющем садизме;
  • насилии.

Но в общих чертах о самом периоде рассказать нужно. Что же можно сделать:

  1. Провести экскурсию по памятным местам Ленинграда.
  2. Посетить библиотеку, где в картинках расскажут о событии.
  3. Посетить или самим организовать концерт, посвященный блокаде.

Чем старше школьник, тем насыщеннее будет программа мероприятия.

Экскурсия или ролевая игра

Сценарий, посвященный дню снятия блокады Ленинграда, может быть написан в разных жанрах. К примеру, как детективная история. Можно предложить школьникам несколько часов «прожить в осажденном городе». Сходить в школу, на работу, купить хлеб, а также пройтись по основным блокадным местам.

Где стоит побывать:

  1. В квартире (2-ая линия Васильевского острова, 13).
  2. У памятника герою-школьнику. Известно, что во время боя с фашистами Володя Ермак закрыл телом вражескую амбразуру. У советских солдат появилась возможность самим наступать на немцев.
  3. В зоопарке. За годы войны и блокады жители города не съели ни одного животного из зоопарка. Напротив, всячески старались им помочь выжить. Особенно тяжело было бегемотихе по кличке Красавица. Нехватка воды (как говорилось выше, водопровод одно время не работал) грозила ей смертью. Бассейн Красавицы заполняли водой из Невы.
  4. У памятника детям блокады (сквер на Наличной улице).
  5. У «Опасной стороны». В городе висело 4 таблички, предупреждающие, что «это сторона улицы» наиболее опасна при артобстреле. В настоящее время доска сохранилась на Невском проспекте.

Это далеко не весь список памятных мест, которые можно посетить. Если нет времени разрабатывать свой маршрут, можно воспользоваться услугами экскурсоводов Санкт-Петербурга.

В библиотеке

Конечно, находясь в Санкт-Петербурге, легче почувствовать, что такое блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия в библиотеке, составленный на основе воспоминаний, отрывков фильмов, а также исторических фактов, поможет рассказать об этом периоде школьникам из других городов.

Ведущим может выступить библиотекарь. Сначала рассказать о войне, самом осаждении города, о героизме ленинградцев. После рассказа можно показать кино об этом периоде. К примеру, документальный фильм Сергия Лозницы - «Блокада Ленинграда». Лента длится всего 17 минут, но дает очень четкое представление о том жутком моменте в истории нашей страны.

После можно вместе просмотреть вырезки из газет и журналов. Устроить небольшой коллоквиум (обсуждение). Прочитать стихи поэтов того времени. И почтить погибших минутой молчания.

В виде концерта

В свою очередь сценарий концерта «Блокада Ленинграда» можно условно разделить на три блока:

  • песни и танцы;
  • стихи.
  • сценки.

Таким образом, будут задействованы школьники всех возрастов, если речь идет о детях. Да и взрослым людям проще воспринимать информацию в виде концерта.

Песен об оккупационном городе написано немало. В концертную программу можно взять самые популярные. Например, «Балладу о Ленинграде», «Бессмертный Ленинград», «Балладу о Тане Савичевой». Помимо этого, подойдут любые военные песни 40-х годов. Под эти песни можно показывать кадры и фотографии города, поставить танцы, или их просто могут исполнить талантливые певцы.

Стихи о блокаде не составит труда найти и подобрать более подходящие. Если это школьное мероприятие, можно предложить ребятам самим выучить понравившиеся произведения.

Сценки также могут быть разнообразными. Во время представления можно читать дневники и воспоминания людей, переживших блокаду.

P.S. Зачем вспоминать этот период?

В настоящее время можно услышать, что город Ленинград (современный Санкт-Петербург) уже более 70 лет назад был освобожден от оккупации. И, наверное, пора забыть об этом печальном событии. Но это то же самое, что предложить армянам забыть о геноциде 1915 года или евреям об Освенциме.

Это был тяжелый и страшный период. Преступление против целого города: его мужчин, женщин и беспомощных детей. Забыть - это значит простить. Однако с психологической точки зрения, мы не имеем права прощать за других людей. За 630 тысяч погибших (а это только официальные цифры).

Помимо страха, этот период в истории подарил всей огромной стране веру. В мужество и героизм. Недаром ледяное озеро получило название «Дорога жизни». Ленинградцы показали, что бороться надо до последнего. И Советский Союз боролся. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не мужество тех храбрых людей из пасмурного города.

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Составитель: Шхаева Светлана Абубекировна, учитель английского языка.

Место проведения: МОУ «Гимназия № 17».

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: формирование у учащихся осознания исторического прошлого,

сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;

воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Участники: учащиеся 7 « з » класса.

Оборудование: компакт-диск с песней «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н.Богословского, «Седьмая симфония Шостаковича», «Пятая симфония Шостаковича».

Слайды: «Пискаревское кладбище», «Дорога жизни», «В блокадном Ленинграде», «Дневник Тани Савичевой».

Ведущий 1: Внимание! Внимание! Внимание!

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление. (Слайд «Оборона Ленинграда». Звучит «Пятая симфония Шостаковича»).

Ведущий 2: 68 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Чтец:

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

Ведущий 1: Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов. (Слайд «Оборона Ленинграда»). Звучит песня «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н.Богословского.

Ведущий 2 : В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло 900 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению. (Слайд «Оборона Ленинграда»).

Ведущий 1: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. (Слайд «Блокада Ленинграда»).

Чтец:

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”

Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь. Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее его не найдешь. (Елена Рывина, “Ночь”)

Ведущий 2: Но никакие вражеские обстрелы не могли деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. (Слайд «Блокада Ленинграда»).

Чтец: Вспоминает Галина Павловна Вишневская. (Отрывок из книги “Галина”).

Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…

Чтец:

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлёбку

Достоинство своё не продадим.

Есть передышка – мы передохнём,

Нет передышки, снова будем драться

За город, пожираемый огнём,

За милый мир, за всё, что было в нём,

За милый мир, за всё, что будет в нём,

За город наш испытанный огнём,

За право называться ленинградцем!

Ведущий 1: Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптить немилосердно, отсюда и название. И у учительницы нашей скопилась в морщинах эта копоть. Обессилевшие от голода люди постепенно стали опускаться – не мылись, покрылись вшами. (Слайд «Блокада Ленинграда»).

Чтец:

Вы памятник «детям блокады» видали?

Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит. (Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).

Ведущий 2: Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников. (Слайд «Дневник Тани Савичевой»).

Чтец:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок,

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет,

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Это - всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явленья вник, -

Время

Возвышает

Образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове - емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это – боль, которая клубится.

Это – сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром,

Савичева Таня,

Со своей

Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно

Шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья,

И гласит

Про наши времена!

(Сергей Смирнов. Из поэмы «Дневник и сердце»)

Ведущий 2: Были столовые, где за талончик на 20 г крупы давали тарелку супа. Правда, суп – одно только название, но хоть что-нибудь, все лучше, чем ничего…” (Слайд “Ленинградский хлеб”).

Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие – высохли – вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства, а на рынках торговали сомнительным студнем.

Ведущий 1: Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.

По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”. (На фоне музыки показ слайдов о “Дороге жизни”).

Чтец:

Сквозь бури-шторма, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети.

Дорога Жизни здесь пробита сквозь блокаду,

Другой дороги не найти.

Ох, Ладога, родная Ладога.

Метели, штормы, грозные снега

Недаром Ладога родная

Дорогой Жизни названа.

Зимой машины мчались вереницей,

А лёд на Ладоге трещал –

Возили хлеб для Северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

И знаем мы – кровавая блокада

Исчезнет скоро, словно тень.

Растут и крепнут силы Ленинграда,

растут и крепнут каждый день. (Песнь о Ладоге. П.Богданов).

Ведущий 1: В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”.9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.

(Звучит «Седьмая симфония Шостаковича»).

Чтец:

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижера,

Взмах палочки - и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою... (Из поэмы Л. Поповой "Седьмая симфония")

Ведущий 1: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». (Слайд «Пискаревское кладбище»). За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:

Чтец:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград.

Так пусть же пред жизнью

Бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

Ведущий 2: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”. (Слайд «Пискаревское кладбище»).

Чтец:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).

27 января наша страна отмечает День воинской славы России. Ровно 73 года назад была окончательно ликвидирована блокада Ленинграда. Гитлеровцам не удалось покорить город. Ленинград выстоял потому, что сердца миллионов советских людей бились в едином ритме с сердцами ленинградцев.

Светлой памяти погибших на полях сражений кураловцев и Дню снятия блокады Ленинграда был посвящён митинг, проведённый у памятника погибшим воинам в селе Куралово. В митинге принял участие Герой Советского Союза Кузнецов Борис Кириллович.

В своём обращении к учащимся Борис Кириллович призвал ребят учиться на отлично и любить свою Родину –Татарстан и Россию.

В ходе митинга прозвучали стихи Ольги Берггольц и отрывки из поэмы Зинаиды Шишовой «Блокада», были возложены цветы к памятнику.

В библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Навечно в памяти народной непокорённый Ленинград», где разместились исторические и художественные книги о блокаде Ленинграда.

Ко Дню снятия блокады Ленинграда в Татарско-Бурнашевской сельской библиотеке прошла беседа-обсуждение по рассказу Юрия Яковлева «Девочка с Васильевского острова».

В этом произведении говорится об истории блокадного города, когда вся тяжесть войны легла на плечи не только взрослых, но и детей, о девочке Тане, переживающей блокаду Ленинграда. Благодаря её дневнику люди узнали о драматических событиях, происходящих в те нелёгкие времена.

Библиотекарь Муравьева Л. П. познакомила участников мероприятия с биографией писателя и с обстоятельствами создания рассказа.

Читатели вслух прочитали рассказ и поделились своими впечатлениями о прочитанном. Библиотекарь подробно рассказала о блокадном Ленинграде, а ребята говорили о блокадном хлебе, о «дороге жизни», о мужестве и героизме ленинградцев.

В завершение мероприятия библиотекарь предложила ребятам познакомиться с рассказами и стихами других авторов, посвященные героическому Ленинграду и провела обзор выставки-реквиема «900 дней мужества».

Подвигу защитников города на Неве посвящены многочисленные произведения литературы и искусства, начиная с созданных непосредственно в годы блокады 1941-1944 годов её очевидцами и участниками обороны города и заканчивая произведениями современных авторов. С их творчеством знакомили читателей разделы выставки: «В стальном кольце» - о значении блокады города на Неве в ходе ВОВ, «Я говорю с тобой из Ленинграда» - о произведениях поэзии и прозы, созданных в годы осады, «Никто не забыт, ничто не забыто» - о литературе современных писателей, посвященной блокаде Ленинграда.

Многих читателей заинтересовали материалы выставки, и книги были взяты для домашнего чтения.

27 января в Районной детской библиотеке для детей 3 и 4 классов Верхнеуслонской гимназии был проведён час памяти о блокадном Ленинграде «Ленинград – жив».


На мероприятии детям рассказали об одном эпизоде Великой Отечественной войны - блокаде города Ленинграда. Почти 900 дней жил в немецком кольце оккупированный город, два долгих года, две суровые зимы. Юные читатели узнали о водителях – героях, перевозивших продовольствие в город и жителей в эвакуацию по льду Ладожского озера под вражескими бомбёжками, о мужестве самих жителей и о крайне тяжёлых условиях голода и отсутствия тепла.

На электронных слайдах ребята увидели военную фотохронику и послушали гимн войны. Так же их вниманию была представлена одноимённая книжная выкладка о городе - блокаднике. Такие книги как: «Был город фронт, была блокада», «Подвиг Ленинграда» С. Алексеева, «В дни блокады» Е. Шарыпиной, «Дорога жизни» Н. Ходза, «Дети блокады» М. Сухачева и другие расскажут о тех суровых днях, которых было ровно 872.

27 января работники Майданской библиотеки, СДК и школы для учащихся 5 – 8 классов провели урок памяти «Запомни, этот город Ленинград…».

Ведущие рассказали школьникам о самых героических страницах войны - обороне и снятии блокады Ленинграда, о героизме жителей блокадного города, в том числе детей. Рассказ о дневнике одиннадцатилетней школьницы Тани Савичевой нельзя слушать без боли и содрогания. Девять страниц записной книжки, написанные детской рукой, поведали миру о трагедии, которая произошла только в одной из многих ленинградских семей.

Вниманию учащихся была представлена выставка-реквием «Блокада Ленинграда», на которой представлена документальная и художественная литература о блокаде Ленинграда. Особое место на выставке занимают сборники поэтов О. Берггольц и Ю. Воронова, переживших ленинградскую блокаду и видевших своими глазами весь ужас тех дней.

В заключение мероприятия дети почтили память погибших минутой молчания

Юные читатели Ямбулатовской сельской библиотеки стали участниками урока мужества «Блокадный Ленинград».

Ребята узнали историю блокады Ленинграда: начало блокады, борьбу ленинградцев - взрослых и детей с немецко-фашистскими захватчиками, о помощи и взаимовыручке людей, о голоде, карточках, отваге и мужестве, о дороге жизни и снятии блокады. Память погибших почтили минутой молчания.

25 января в Соболевской сельской библиотеке проведён час истории «Город мужества и славы», приуроченный ко Дню полного снятия блокады легендарного города.

Библиотекарь Самойлова Лариса Анатольевна рассказала читателям о первых днях блокады - трудных, голодных, холодных; о жизни блокадного Ленинграда и его населения; о Дороге жизни, о вкладе народа в освобождение родного города, о том, как Ленинградский и Волховский фронты в январе 1944 года прорвали блокаду и уничтожили врага, прочитала рассказ В. Воскобойникова «900 дней мужества», напечатанный в журнале «Казань», где отражена эта трагедия, и показан образец стойкости человеческого духа.

Также читателям были предложены книги с тематической выставки «Блокада Ленинграда - боль и смерть».

В героическую историю нашей страны навечно вписана дата 18 января 1943 года. В этот день ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Была восстановлена связь осажденного города с Большой землей, благодаря чему спасены сотни тысяч жизней. Успешное завершение операции «Искра» вселило людям уверенность - в неминуемую победу над врагом.

В Центральной районной библиотеке открыла свою работу книжно - иллюстративная выставка «Ленинград. Блокада. Подвиг».

Вниманию читателей представлена историческая, художественная, документальная литература, материалы периодической печати, воспоминания участников тех событий, а также засекреченные ранее архивные документы.

Немалый интерес представляет книга А.М Адамовича «Блокадная книга» - это документальное повествование о беспримерном подвиге осажденного фашистами Ленинграда, о мужестве и героизме его жителей, сумевших выстоять в нечеловеческих условиях блокады, переживших страшный голод, страдания, смерть близких. Но, несмотря ни на что, сохранивших человеческое достоинство и отстоявших родной город.

Немалый интерес представляют также статьи о наших земляках - Николае Михайловиче Лабутове, Николае Ивановиче Рагузине, Римме Павловне Герасимовой, которые пережили те, невыносимо страшные годы блокады.

Очень важно, знать эти даты и историю своей страны. Чтобы такие слова, как "блокада Ленинграда", "Дорога жизни", "Дорога победы" находили отклик в сердцах и сегодня и через десятилетия.

В Коргузинской сельской библиотеке прошёл час памяти «Город не сдали врагу».

Участниками мероприятия стали учащиеся 6-7 классов. Школьники узнали о тяжелых испытаниях жителей осажденного, закрытого города Ленинграда, о голоде и холоде, о детях, которым рано пришлось повзрослеть и наравне с взрослыми сражаться за жизнь.

Также ребята познакомились с боевой картой солдата нашего земляка, ветерана Великой Отечественной войны Елистратова Николая Гавриловича, который участвовал в боях и освобождал город от врага.

К мероприятию была оформлена книжная выставка «Блокада Ленинграда» с разделами: «Война проходит через сердце», Защитники Ленинграда», «Дети и Блокада».

При обзоре выставки, особе внимание было уделено книге Михаила Сухачева «Дети Блокады», где рассказывается о детях блокадного Ленинграда, которых в городе насчитывалось более 400 тысяч.

В заключение мероприятия почтили память погибших минутой молчания.

АЛЛА ТЫШКОВСКАЯ
Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Ленинградские мальчишки и девчонки»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №64 Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда в подготовительной группе

Презентация :

«Ленинградские мальчишки и девчонки » (о детях блокадного Ленинграда )

Подготовила :

Педагог-психолог Тышкоаская А. В

Цель : Развивать способность чувствовать, сопереживать, воспитывать чувство патриотизма.

Задачи : Познакомить с жизнью людей в это время. Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы. Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.

Оборудование :

мультимедийное сопровождение, фонограммы, фото- и видео- материалы о блокаде .

Ход мероприятия:

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград , Санкт-Петербург… Сколько названий у одного города! Какая прекрасная и трагическая судьба! В 1703 году в день Святой Троицы на берегу Невы был заложен город, который Пётр I назвал в честь своего небесного покровителя – святого апостола Петра – Санкт-Петербург. Город-крепость, город-порт, город-музей – любимое детище Петра. Один из самых красивых городов мира.

Слайд № 1

27 января отмечается День полного освобождения нашего города от фашистской блокады . Это очень важная и памятная дата для всех людей.

В холода, когда бушуют снегопады

В Петербурге этот день особо ждут, –

Город празднует День снятия Блокады ,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда !

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Слайд № 2,3

Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР плана «Барбаросса» . В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3 - 4 месяцев лета и осени 1941 года. К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР.

Враг продвигался стремительно. И к 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил пригород Ленинграда , взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши . Этот день считается днем начала блокады .

Блокада Ленинграда . Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 871 день.

(Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру)

Слайд № 4

К Ленинграду с запада двигалась 700-тысячная армия фашистов, а с севера и северо-запада – финны, дивизия испанцев, наёмники из Нидерландов, Бельгии, Норвегии. До города оставались считанные километры. Но пройти их фашисты не смогли.

В короткие сроки Ленинград был превращен в город-крепость. Ленинград готовился отразить удар врага. С кораблей сняли дальнобойные орудия, по трамвайным рельсам покатились маленькие бронепоезда-трамваи.

Слайд № 5

Наиболее ценные памятники снимали и зарывали в землю.

Слайд № 6

Великий труд спасения города выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек .

Мужчин ушедших на фронт у станков заменили женщины и подростки.

В опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Слайд № 7

Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок . Там было написано их руками : «Не уйду, пока не выполню норму!»

Слайд № 8

Многие школы были переоборудованы в госпитали. Посещение раненых в госпиталях считалось очень важным делом.

Слайд № 9

Эта девочка раздает в госпитальной палате письма раненым.

Слайд № 10

Ученики читали раненым газеты, мыли полы, Чинили белье для раненых и выступали перед ранеными с концертами

Слайд № 11,12,13

Дети школьного возраста отстаивали Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Ночью наравне со взрослыми дежурили на чердаках и крышах, гасили зажигательные бомбы, сброшенных с самолетов.

Слайд № 14

Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они чинили крыши, пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев.

И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.

Слайд № 15

С каждым днём ленинградцам становилось всё труднее. Приближалась зима. Надвигался голод. С 20 ноября в городе была установлена самая низкая норма. По подобным кортачкам выдавали хлеб – 250 граммов хлеба на карточку рабочего и 125 граммов хлеба на карточку служащего и неработающего, но шло время и запасы истощались…

Единственным «окном» , соединявшим Ленинград с «большой землёй» , было Ладожское озеро. По нему была организована доставка продовольствия. 22 ноября 1941 года первая колонна грузовиков доставила по льду 33 тонны продовольствия. Заработала трасса, прозванная «Дорогой жизни» . Фашисты постоянно бомбили эту дорогу, но шофёры мужественно продолжали доставлять продукты, вывозить людей, исторические и художественные ценности. В апреле сошёл лёд на Ладожском озере, но «дорога жизни» продолжала существовать – через Ладогу пошли баржи

Слайд № 16

Многие знают трагическую историю 11-летней Тани Савичевой. Ленинградская школьница , которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них записи о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде .

Вот эти записи : «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 г.» . «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.» . «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.» . «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год» . «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год» . «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942» «Савичевы умерли все» . «Осталась одна Таня» . Таню удалось спасти от голодной смерти. Её вывезли в детский дом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку и она вскоре умерла.

Слайд № 17 Наиболее тяжелой для ленинградцев была зима 1941/42 года. Иссякли запасы топлива. В жилые дома прекратилась подача электроэнергии. Вышел из строя водопровод, было разрушено 78 км канализационной сети. Перестали работать коммунальные предприятия.

Слайд № 18

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Слайд № 19

Урок продолжался 20-25 мин. больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике : «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать

тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах…»

Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941- 1942 г., с уважением называли «зимовщиками» .

Слайд № 20

В условиях осажденного Ленинграда занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

Слайд № 21

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы

Слайд № 22

И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало , в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником

Одна из учениц писала об этой новогодней елке : «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы : все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П . П. Данилов : «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение». Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль «Дворянское гнездо» , в Большом драматическом – «Три мушкетера» . В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод» .

Слайд №23

Смерть шла по городу. Входила во все дома. Люди падали на улицах, на работе и уже не могли подняться. Дома умирали дети, старики. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибло от голода .

Слайд № 24

Жизнь в осажденном городе требовала упорного, повседневного труда. А тружениками были и дети. Наступила весна, все жители города вышли на уборку снега и дети работали на равне со взрослыми

Слайд № 25

А весной у школьников началась «огородная жизнь» . На клумбах в парках выращивали зелень и овощи, картофель, капусту, репу…

Слайд № 26,

На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики «сыновьями полков»

Слайд № 27

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда » . 900 дней и ночей героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых.

Слайд № 28,

Осенью 1942 года советские войска начали готовиться к прорыву блокады . Неоднократно предпринимались попытки прорвать кольцо блокады . Но это удалось только в январе 1943 года. В результате наступления наши войска заняли Шлиссельбург и ряд других населенных пунктов. 18 января 1943 года блокада была прорвана . Между Ладожским озером и линией фронта образовался коридор шириной 8-11 км. Ленинград выстоял , победил!

(Мемориал. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда » . В район деревни Марьино, Лен обл)

Слайд № 29

Однако прошёл ещё год, прежде чем Ленинград был полностью освобождён от блокады . 27 января 1944 года советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду , которая длилась 900 дней. В этот же день в городе прогремел салют.

Слайд № 30,31

Память о войне, о жертвах войны. Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой более 20 миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу.

Минута молчанья…

Склонитесь, и молод, и стар,

В честь тех, кто за счастье

Кто жизнь ради жизни отдал.

Подведение итогов

Не было таких событий, кампаний и дел, в которых дети не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с «зажигалками» , тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков» , получившими награды на полях сражений.

И мы с вами, как настоящие петербуржцы, будем помнить о трудных годах жизни нашего города и о том, что в нашем городе живут люди, которые пережили блокаду Ленинграда . Нам с вами заботиться и помогать им.

А сейчас, давайте еще раз посмотрим на наш Великий город

Демонстрация слайдов с видами Санкт-Петербурга.

Вы видите как красив Петербург-Ленинград . Пожалуйста, любите, наш город, узнавайте его, просто ходите по его замечательным улицам! Сохранить его красоту

Спасибо за внимание!

27 января – один из самых значимых дней для всех петербуржцев. День памяти и скорби в городе, который пережил страшную блокаду, длившуюся 872 дня. Завтра мы отмечаем 74 годовщину ее полного снятия. По традиции в Петербурге пройдет очень много интересных мероприятий, посвященных этому великому событию. НЕВСКИЕ НОВОСТИ публикуют список праздничных мероприятий и приглашают всех жителей и гостей города присоединиться к ним.

Возложение цветов к памятным местам

– в 09:30 на Невском проспекте, 14;

– в 11:00 на Пискаревском мемориальном кладбище;

– в 11:00 на Серафимовском кладбище;

– в 11:00 на площади Победы;

– в 11:00 на Смоленском мемориальном кладбище;

– в 11:00 на Невском воинском кладбище «Журавли»;

– в 11:00 на мемориале Красная Слобода;

– в 11:00 у Триумфальной Арки Победы (Красное село, площадь Воинской славы);

– в 11:00 на Богословском кладбище (Холм славы);

– в 12:15 на других мемориалах и местах захоронения защитников и жителей блокадного Ленинграда.

Акция «Муза блокады»

Около памятного знака Ольге Берггольц на протяжении всего дня будут звучать стихи о блокаде. Там установят сцену, а вокруг воссоздадут обстановку блокадного Ленинграда. Также в ходе мемориальной акции будет создан «Блокадный альманах», где все желающие смогут написать слова благодарности ветеранам.

Адрес: Итальянская улица, 27.

Бесплатные кинопоказы фильмов о блокаде «Городу-герою посвящается…»

С 25 по 29 января бесплатные кинопоказы фильмов о блокаде пройдут в кинотеатрах сети «Петербург-кино». Их организуют совместно с Госфильмофондом России.

Расписание:

Адрес: Московский пр., 202, кинотеатр «Дружба»

Адрес: Пограничника Гарькавого, 22, корп. 1, кинотеатр «Восход»

Адрес: Петергоф, Санкт-Петербургский пр., 17, кинотеатр «Аврора»

Адрес: Караванная ул., 12, кинотеатр «Родина»

Адрес: Новочеркасский пр., 47, корп. 1, кинотеатр «Заневский»

Зажжение факелов на Ростральных колоннах

В память о тяжёлых блокадных днях зажгут факелы на Ростральных колоннах. Огни будут гореть 27 января с 10:00 до 13:00, а затем с 19:00 до 22:00.

49-й Международный зимний марафон «Дорога жизни»

В память годовщины снятия блокады Ленинграда по Дороге жизни пробегут около 2000 петербуржцев. Подготовили сразу несколько дистанций - 42 километра 195 метров, 21 километр 97 метров и 5 километров, что позволит принять участие всем желающим.

Участники памятного мероприятия возьмут старт от мемориала «Разорванное кольцо», а финиш бегунов на самую длинную дистанцию состоится у «Цветка жизни». Традиционно перед стартом на берегу Ладожского озера у монумента «Разорванное кольцо» состоится встреча с ветеранами, посвящённая годовщине полного снятия блокады Ленинграда. Начало - в 11:00.

Акция «Во имя жизни»

В рамках акции сотрудники нового мультимедийного музея «Россия – моя история» сложат 872 цветка из старых газет - по одному за каждый из блокадных дней. А гости смогут их «оживить» в сопровождении стихов, посвящённых страшному времени.

Кроме того, у участников акции появится возможность интерактивного погружения в то суровое время, когда вокруг истерзанного Ленинграда сомкнулось кольцо блокады: в музее подготовили полномасштабную мультимедийную историческую реконструкцию «Дорога жизни». Благодаря шлемам виртуальной реальности посетители почувствуют себя непосредственными участниками строительства и героической обороны ледовой трассы. История оживёт благодаря исторической хронике в формате 3D, которую сопроводит аудиогид.

Адрес: Исторический парк «Россия – моя история», Бассейная улица, 32.

Акция памяти «900 дней и ночей»

Действо развернётся как под открытым небом, так и в стенах Капеллы. В память о героическом подвиге жителей и солдат, защищавших наш город в годы Великой Отечественной войны, молодые петербуржцы создадут живой мемориал во дворе, где выставят артиллерийские орудия и противотанковые заграждения. На фоне мемориала появится подиум, с которого прозвучат стихи о войне. Инсталляция, по задумке авторов, станет образом стойкости, мужества и твёрдости человеческой воли жителей несломленного города.

Также в этот день пройдут два концерта в зале Капеллы. На общедоступном концерте в 14:00 хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко исполнят песни Георгия Свиридова, Валерия Гаврилина, Исаака Дунаевского и Геннадия Гладкова. А для ветеранов и блокадников подготовили музыкальные номера в соавторстве с Домом народного творчества и досуга. Концерт начнётся в 19:00.

Адрес: наб. реки Мойки, 20.

Акция «Свеча памяти»

На площади перед Аничковым дворцом будут расставлены свечи, а окна здания станут экранами, на которые спроецируют видеоролик из коллекционных блокадных открыток и плакатов. В ходе акции развернётся театрализованная постановка, после которой состоится зажжение свечей. Затем участники отправятся к мемориалу «Блокадная полынья» на Фонтанке, откуда в годы осады ленинградцы брали воду. Там состоится возложение еловых венков и минута молчания.

Адрес: Невский пр., 39.

Концерт в Исаакиевском соборе

Песни военных лет, песни, посвященные войне, песни о мире, о Родине и о любви прозвучат в деликатных и ярких обработках, созданных специально для этого уникального коллектива. В сюжет программы тонко вплетены «Грезы» Р. Шумана, Адажио С. Барбера и молитва «Ave Maria», известная как произведение Дж. Каччини.

Поэтическую канву концерта составят стихи А. Ахматовой, О. Берггольц и Б. Пастернака в исполнении заслуженного артиста России Виталия Гордиенко. Особый блок составят произведения Владимира Высоцкого, которому 25 января исполнилось бы 80 лет.

Вход свободный.

«Победный Салют» на Марсовом поле

В Петербурге вновь пройдёт реконструкция победного артиллерийского салюта, который прогремел в Ленинграде в 1944 году и ознаменовал собой полное освобождение города от блокады.

На Марсовом поле будут установлены дивизионные орудия выпуска военных лет - те, из которых наши артиллеристы жгли немецкие танки, рвали линии обороны и расчищали путь нашей наступающей пехоте. Каждый из 12 залпов салюта будет посвящён воинскому подразделению или формированию, которое отличилось во время операции «Январский гром».

Акция памяти «Блокадный свет»

Петербургские студенты запустят в небо 900 белых и 900 чёрных шаров, символизирующих 900 блокадных дней и ночей, и минутой молчания почтут подвиг героев.

Адрес: Петропавловская крепость.

Салют у Петропавловской крепости

По традиции праздничные мероприятия ко Дню полного освобождения от фашистской блокады завершат салютом: в 21:00 у стен Петропавловской крепости прогремит артиллерийский салют, а небо над городом раскрасят тысячи ярких искр.