Научно-исследовательская работа «Голубь сизый. Исследовательская работа «изучение отношения человека к голубям Задачи проектной работы

Телкова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Петропавловская СОШ
Населённый пункт: село Петропавловка Кусинский район Челябинская область
Наименование материала: Проектная работа
Тема: Творческий проект "Голубиный дворик. Голуби в жизни моего дедушки"
Дата публикации: 17.04.2018
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Петропавловская средняя общеобразовательная школа

Кусинский район»

Третья научно – практическая конференция

«Юный исследователь»

Творческий проект

Тема: «Голубиный дворик: голуби в жизни моего дедушки»

Выполнила:

обучающаяся 4 класса

Пуртова Вера

Руководитель:

учитель начальных классов

Телкова Т. Н.

с. Петропавловка

Стр.

Введение 1

Основная часть 2

1. Голуби в жизни моего дедушки.

С чего всё начиналось?

2. Голубиная семья

3. Питание голубей. Мой эксперимент

4. Интересные сведения о голубях

Заключение 7

Литература 8

Приложение

1. Введение

Задачи проектной работы:

1. Узнать, как у дедушки появился интерес к голубям, какую роль играют эти

птицы в его жизни.

2. Привлечь внимание одноклассников к тому, что разведение голубей

ответственное и увлекательное дело.

3. Узнать новое и интересное об этих необычных птицах.

Актуальность и практическая значимость темы

Я знаю, что голуби с давних времен пользовались любовью людей за

свою неприхотливость в содержании, верность и летные качества. Почему

возникает привязанность к этим птицам? Ведь содержанием и разведением

голубей занимаются сотни тысяч людей разного возраста, профессий,

образования. Какую пользу приносит людям голубеводство?

Гипотеза :

2. Реализация проекта

Основополагающий вопрос:

Почему мой дедушка стал голубеводом?

Вопросы, направляющие проект:

1. С чего всё начиналось?

2. Голубиная семья.

Методы работы: беседа, наблюдение, сбор информации из книг, журналов,

сети Интернет, эксперимент.

Партнёры проекта: сестра Надя, родители, дедушка, одноклассники,

классный руководитель

Срок реализации: три месяца

Основная часть

«Голубеводство – искусство большое,

тайна великая, о которых легкомысленно

человек говорить не должен»

Т. Гексли

С чего всё начиналось?

Мой дедушка, Васильев Михаил Васильевич - голубевод. С раннего

детства он занимается разведением голубей. Я всегда наблюдаю за тем, как

мой дед ухаживает за голубями, как он их кормит, лечит, устраивает им

комфортную среду обитания и стараюсь оказывать ему посильную помощь. Я

заметила, что после общения с голубями у дедушки поднимается настроение,

он становится жизнерадостным и весёлым.

Мне захотелось поподробнее узнать, как у дедушки появился интерес к

голубям, какую роль играют эти необычные птицы в его жизни и рассказать

об этом своим одноклассникам. Я задала дедушке несколько вопросов:

1. Как давно ты держишь голубей?

2. Что нравится тебе в этой птице?

3. О каких интересных фактах из жизни голубей ты бы мог рассказать?

4. Какие трудности поджидают начинающего голубевода?

В беседе с дедушкой я поняла, что разведение голубей для него не

просто интересное занятие, а дело всей его жизни. Дедушка рассказал мне,

разного возраста, профессий, образования. А польза от этого занятия

большая: систематический уход за любимыми голубями вырабатывает у

человека пунктуальность и трудолюбие, при приобретении и расходовании

кормов – расчётливость и экономность. Неоднократные подъёмы на

голубятню и спуски с неё, ходьба и уборка на свежем воздухе укрепляют

здоровье. Голубеводство сочетает в себе спорт, эстетическое наслаждение,

воспитывает у человека искреннее чувство любви к животными бережное

отношение к природе.

Из слов дедушки я поняла, что голубеводы – это особый склад людей.

Человек, который занимался разведением голубей, уже редко бросает это

Мой дедушка вспоминает, как ещё в раннем детстве наблюдал за

полётами этих чудесных птиц, как они красиво парят, переворачиваются в

воздухе. Уже в 13 лет с братом Сергеем они приобрели первых голубей. Затем

была армия, служба в погранвойсках, но мысли о голубях не покидали

никогда. И с 1978 года мой дедушка начал заниматься разведением голубей

серьёзно. Покупал он их и обменивал в клубах голубеводов и у других

любителей в г. Кусе, Златоусте, Челябинске. Старался приобрести голубей

разных пород, расцветок.

Голубиная семья

У дедушки много книг про голубей. Их книги «Голубеводство» (автор В.

А. Романов), я узнала, что за долгую историю разведения человеку удалось

вывести большое количество разновидностей голубей. Разделяют их на

четыре основные группы: гонные, декоративные, спортивные (почтовые) и

Особо четких различий между ними нет. У голубей развита удивительная

способность ориентироваться в пространстве и на местности, обострено

«чувство дома». Именно эти особенности легли в основу выведения

почтовых голубей. Такие голуби способны преодолевать огромные

расстояния и развивать скорость до 100, а иногда и до 180 километров в час,

поэтому их называют «спортивными» и используют в состязаниях на

скорость и дальность перелетов. Поэтому именно этой породе дедушка

отдаёт предпочтение. Сейчас у него около пятидесяти разных по цвету

голубей породы «спортивный сизый» и «спортивный голубой ». Дедушка

рассказал мне, что почтовые голуби его привлекают особо развитой тягой к

дому, что даже через 8 лет они могут в любую погоду найти дорогу домой.

выставке в городе Челябинске.

Этот голубь летел на дальнюю дистанцию от Карпат (Западная Украина,

граница с Польшей) до города Тюмень, преодолев огромное расстояние за 19

дней. Ещё один голубь прилетел из Москвы за 3 дня. Этих голубей дедушка

спарил с голубками и получил более сильные породы спортивных голубей. Я

узнала, что голуби, находя дорогу домой, ориентируются по магнитным

полям, летят по запаху, по солнцу, по горам, по местности.

Дедушка рассказывал мне много интересных случаев. Однажды он отдал

почтового голубя в город Копейск Челябинской области, это была «тёмно –

рябая хохлушка». Голубка вывела на новом месте голубка, он подрос и она

вместе с ним через полгода вернулась в дедушкину голубятню. Вот так чудо!

А ещё я считаю чудом, что дедушка узнаёт всех своих голубей даже в полёте

на высоте, он знает все номера и по памяти определяет их.

Меня очень удивил тот факт, что голуби так же, как и люди, болеют. Они

могут быть переносчиками инфекционных болезней, опасных для человека,

таких, как: туберкулёз, энцефалит. Дедушка очень внимательно следит за

своими питомцами, и даже сам их лечит: ставит уколы, кладёт в корм

специальное лекарство. Он говорит, что больная птица может заразить

здоровых и даже человека.

Мой дед – участник многих голубеводческих выставок, конкурсов. Когда

городу Тольятти было 250 лет со дня основания, он участвовал в празднике и

выпускал двух голубей, а затем его пригласили посетить Тольяттинский

машиностроительный завод. Поездка ему очень понравилась.

Также он выпускал 12 голубей в городе Каменск – Уральский,

прилетели четыре голубя дедушкиных и одна голубка из Кусы.

В нашем селе стало традицией в самые праздничные моменты, такие как:

выпускать в небо голубей. И всей нашей семье очень радостно, что

односельчане любуются стаей дедушкиных голубей, как те красиво парят в

воздухе и затем возвращаются в свой родной дом.

Питание голубей. Мой эксперимент и вывод

От дедушки я узнала, что эта птица неприхотлива в еде. Но для того,

чтобы голуби не болели, им требуются витамины. Дед насыпает им корма

два раза в день. Обновляет воду каждые два дня. Я провела эксперимент,

чтобы выяснить, какой корм предпочитают голуби.

Организация и проведение эксперимента

Цель: выяснить, какой корм предпочитают голуби.

Оборудование: различные виды корма: семя подсолнечника, пшеница,

ячмень, просо.

В течение недели, в одно и то же время птицам предлагались различные

корма, которые давались одновременно (в разных кучках). Я фиксировала,

какой из кормов птица съедает в первую очередь. Итоги наблюдений внесла в

Результаты эксперимента

Виды корма

Корм, съедаемый в

первую очередь

Корм, который

голуби не любят

Корм, который

содержит

количество

витаминов

Скорлупа

Вывод: больше всего голуби предпочитают пшеницу.

Интересные сведения о голубях

Из интернета я узнала, что голубь с незапамятных времен считается

«птицей мира». Он запечатлён в виде памятника более чем в 30 городах

планеты. Эти удивительные птицы полны загадок и тайн, которые очень

интересно раскрывать многим людям. Оказывается, на всей планете Земля

существует более 300 видов этих птиц. Они живут в каждой части мира,

кроме, конечно, самых холодных областей, однако большинство голубей

живет в тропиках.

Удивительным у этих уникальных существ является зрение. Его

совершенно не способны ослепить солнце и «молнии» электросварочных

аппаратов. Даже в таких условиях птица может найти очень маленькие

зернышки среди камней. Такие способности глазам этих существ придает

своеобразная соединительная ткань, способная изменить плотность, т.е. или

быть прозрачной, или потемнеть и не пропускать лучи.

Голубей одомашнили очень давно. Их постоянно использовали в качестве

почтальонов на большие расстояния. В 11-12 веках голубь имел туже

ценность, что и чистокровный жеребец, ведь не было на тот момент ни

почты, ни телефонов.

Дедушка рассказал мне, что голубь - очень верное существо. Самец и

самка часто привязаны друг к другу всю свою двадцатилетнюю жизнь.

Однако бывают случаи, когда в городской неразберихе голубка вдруг бросает

мужа с детьми. Но, слегка опешив от «развода», отец семейства в итоге

успешно продолжает самостоятельно выращивать птенцов.

Существует много легенд, историй и повестей, так или иначе, связанных с

этими удивительными птицами. Самая древняя из них, дошедшая до нашего

времени, – это «Повесть временных лет». В этой повести рассказывается о

княгине Ольге, которая использовала голубей в военных делах. В одной из

войн она попросила у людей осажденного города 3 воробья и 3 голубя с

каждого двора. Поселенцы сразу же послали требуемое княгине.

Та же приказала привязать к каждой птице подожженный сухой трут. Когда

птиц отпустили, те понести огни к своим гнездам. Сначала загорелись

голубятни, потом дворы. Таким образом, Ольга избавилась сразу от всех

Дедушка рассказал мне очень много фактов об этих пернатых. О том, как они

не один раз спасали жизнь людям, удивляя своими невероятными

способностями. Мы с дедушкой сделали вывод, что даже через века голубь

также будет помогать выжить человеку в тяжелых условиях.

В школе на классном часе я познакомила со своей работой

одноклассников. У них это вызвало большой интерес и некоторым ребятам

захотелось тоже заняться разведением этих птиц.

В связи с этим я с помощью дедушки разработала рекомендации для

начинающих голубеводов. (Приложение № 5)

Заключение

Подводя итог своей работы, могу сделать вывод, что цель, которую я

ставила, достигнута. Понаблюдав за дедушкой, побеседовав с ним, почитав

специальные книги, статьи в интернете, я поняла, что привязанность к

голубям у людей возникает из - за их красоты, своеобразной грации

верности, привязанности к человеку. Именно эти голубиные качества

привлекают моего дедушку и он уже 40 лет занимается разведением этих

чудесных птиц.

Я спросила дедушку: « Что значат для тебя голуби?» И он ответил:

« Одни люди занимаются разведением рыбок, другие – собак, а мне

нравятся голуби. Занятие это – для души. Наблюдение, уход, общение с

голубями благотворительно влияет на меня, успокаивает нервную систему,

снимает стресс, поднимает настроение, придает жизненные силы». У

дедушки есть любимое стихотворение « Голубиный дворик», автор С.

Маклаев. Он говорит, что в этом стихотворении заложен смысл всего, что

связано с голубями. (Приложение № 4)

Я поняла, что общение с домашними голубями позволяет человеку

сблизиться с природой, узнать её тайны и полюбить животный мир, стать

Голубеводство

является

прекрасным

активного отдыха, снимает нервные напряжение и перегрузки, которыми

насыщена современная жизнь.

Литература

1. Энциклопедия «Я познаю мир», Москва, « Издательство АСТ», 2001г.

2. Большая детская энциклопедия, Москва, Издательство «Детская

литература», 2003г.

3. «Голубеводство», В. А. Романов, Москва, 1987 год.

4. Интернет

Приложение

1. Стихотворение «Голубиный дворик» с. Маклаев

Приложение

Приложение № 4

Стихотворение «Голуби»

Ноги сами по привычке

В голубиный двор ведут.

Где меня мои питомцы

С нетерпением все ждут.

Я открою им нагульник

На свободу всей толпой

Вылетает птичья стая

После темени ночной.

Кто-то крылья разминает

Кто-то вверх спешит взлететь

Если кто знаком с полётом

Отчего не полететь?

Государство в государстве

В шутку это назову

Я лишь подданный в их царстве

Приберу и подмету.

«Голубиный дворик» с детства

Как себе я и мечтал.

Я построил птицам домик

Так его я и назвал.

С. Маклаев

1. Прежде чем приобрести птиц, взвесьте все за и против, и

проконсультируйтесь с местными голубеводами.

2. Перед тем, как завести голубей, изучите особенности устройства голубятни

и приобретите необходимый инвентарь и оборудование.

3. Ознакомьтесь с рационом для голубей и заготовьте зерно и минеральные

4. Приобретать птиц следует только у голубеводов или на выставках, с

помощью опытных любителей.

5. Любите своих питомцев. Изучайте их поведение, постоянно заботьтесь о

них, о их здоровье и вы получите заряд хорошего настроения, бодрости и

здоровья.

Тезисы проектной работы

«Голубиный дворик: голуби в жизни моего дедушки»

Наставник: Телкова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов,

Секция «Защита проектной работы»

Номинация: «Социальные и экологические проекты»

Задачи проектной работы

Узнать, как у дедушки появился интерес к голубям, какую роль играют эти

птицы в его жизни.

Актуальность и практическая значимость темы

Голуби с давних времен пользовались любовью людей за свою

неприхотливость в содержании, верность и летные качества. Почему

возникает привязанность к этим птицам? Какую пользу приносит людям

голубеводство?

Гипотеза

Голуби – удивительные птицы, которых можно разводить в домашних

условиях. Они приносят людям радость. Контакт с ними – лучший способ

пополнить запасы жизненных сил.

Реализация проекта

Вопросы, направляющие проект:

1. С чего всё начиналось?

2. Голубиная семья.

3. Питание голубей. Мой эксперимент и вывод.

4. Интересные сведения о голубях.

Методы работы: беседа, наблюдение, сбор информации из книг, журналов,

сети Интернет, эксперимент

Практическое применение: урок окружающего мира

Проект «Голубь» - научно-исследовательская программа, развернутая зоопсихологом Б.Ф. Скиннером во время Второй мировой войны. Ее разработали, когда еще не существовало электронных систем наведения.

Голуби были выбраны потому, что они легкие, доступные и легко поддаются дрессировке.

1. Голубей обучают клевать цель на аэрофотоснимках. Как только достигается определенный навык, каждого голубя помещают в кожух внутрь трубы.

2. Трубы с голубями закрепляют в фюзеляже бомбы. В каждой горловине находится по три голубя. Три птицы были нужны для увеличения точности.

3. После закрытия бомбы голуби могли видеть местность через стеклянный экран, на который с помощью системы линз проецировалось изображение.

4. После запуска бомбы при виде цели голуби должны были начать клевать экран. До тех пор, пока голубь клюет центр экрана, снаряд летит прямо; но смещение клевков в сторону от центра заставляет экран крениться, а это, в свою очередь, через систему управления полетом, заставляет снаряд менять курс.

Несмотря на скептическое отношение к этой идее, Комитет Национальной Обороны по Исследованиям вложил $25,000 в эти исследования.

Тем не менее, планы Скиннера использовать голубей в ракете Pelican сочли слишком эксцентричными и непрактичными.


Носовой конус предназначался для использования на бомбе PELICAN.

Программу закрыли 8 октября 1944, так как военные решили, что "дальнейшие разработки проекта серьезно отсрочат работу над другими проектами, которые, по мнению компетентных органов, будут иметь более зримый и незамедлительный эффект для военных целей".

Проект «Голубь» был возобновлен Военно-морскими силами в 1948 под названием "Проект Orcon" под руководством доктора Тэйлора (F.V.Taylor).

В искусственно смоделированных тестах голуби показали "удивительно хорошие результаты". Ученые были убеждены, что голуби могут управлять снарядом при оптимальных условиях, корректируя свои собственные ошибки и ошибки снаряда.

55.3% совершенных запусков были успешны.

Но после 3 лет разработок и тестирования оборудования проект был отклонен, так как дальнобойность системы Orcon не могла превзойти дальнобойность любой оптической системы, и могла быть использована только в дневное время.

Проект был прекращен в 1953, когда не осталось сомнений в надежности электронных систем управления.

1 выпуск детской электронной мини-энциклопедии «Птицы вокруг нас»

Классификация приведена по: Кузнецов, Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. Ч. 2. Птицы, М., 1974

Отряд Голубеобразные - Columbiformes

Семейство Голубиные - Columbidae

Голубь сизый - Columba livia L.

Особенности внешнего облика

Средней величины голубь. Окраска голубовато-серая, надхвостье белое. Сизого голубя легко отличить от других сородичей по белой пояснице и двум темным полосам поперек крыла. Вес 240-360 г.

Распространение

Распространен в Северной Африке, южных частях Европы и Азии от Британских островов до Японии включительно. В полудомашнем состоянии вслед за человеком расселился значительно дальше к северу до Прибалтики, Среднего Урала, Тобольска и приблизительно до 60˚ северной широты на Енисее.

В основном оседлая птица, совершающая иногда нерегулярные, но значительные кочевки.

Места обитания

Населяет скалы, горные ущелья, овраги, обрывистые берега рек, лесов и открытых пространств избегает. Гнездится, как правило, колониями. Гнезда часто устраивает в человеческих постройках.

Питание

Питается семенами различных растений, как диких, так и культурных, которые собирает на земле.

Образование пар

Весеннее воркование и спаривание у полудомашних голубей начинается очень рано - в феврале. Дикие голуби приступают к гнездованию значительно позднее: спаривание приходится на конец марта - начало апреля, яйца откладываются к концу апреля. Образованию пары предшествует энергичное воркование самца, который, ухаживая за самкой, принимает своеобразные позы, совершает токовые полеты.

Гнездование

Гнездо располагается в трещине скалы, в норах по обрывам, в нишах, на карнизе или выступающем камне и.т.д. Сооружается оно самцом или самкой и представляет собой небрежно сложенную плоскую кучу из веток и корешков с едва заметным лотком.

Кладка состоит из 2 яиц белого цвета 36-43 х 27-31 мм. Насиживают оба родителя в течение 17 дней. Вылупившиеся птенцы кормятся кашицеобразным выделением стенок зоба родителей, погружая клюв в широко открытые рты взрослых птиц. Через несколько дней птенцы начинают получать размягченные в зобах взрослых птиц зерна, но выделение кашицеобразного вещества заканчивается у домашнего голубя на 18 день после вылупления птенцов, а у дикого еще позднее.

Птенцы вылетают из гнезда в 30-35-дневном возрасте, и через несколько дней родители оставляют их и приступают ко второй кладке. В северных частях ареала голубь выводит птенцов два раза за лето, на юге - три.

Внегнездовой период

По окончании гнездования голуби собираются стаями и кочуют по кормным местам.

В брачный период характерное воркование «круу…круу…»

Особенности поведения

Общественная птица, за пищей и на водопой летает стаями, при этом осенью и зимой в стаях нередко бывает до нескольких сотен птиц. Там, где птицу не преследуют, она становится доверчивой, как, например, полудомашние голуби, разгуливающие по улицам больших городов. В отличие от полудомашних, дикие сизые голуби близости человека избегают и достаточно осторожны.

Значение

Большое значение имеют голуби как объект спортивной охоты.

Коновалов Дима

В работе рассказывается о том, как живут голуби в моем поселке, где строят гнезда, чем питаются, как происходит взросление голубя-птенца. А так же описываются интересные особенностями голубей

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дивненская средняя общеобразовательная школа №2»

Как живут голуби в моем поселке?

Тип работы: исследовательская работа

Возрастная номинация: 4 класс

Территория: п.Дивный, Новоселовского района

Место учебы: МОУ Дивненская средняя общеобразовательная школа №2

Руководитель: Якименко Наталья Ивановна, учитель начальных классов МОУ Дивненской СОШ №2

Аннотация

Коновалов Дима

п.Дивный, Новоселовского района,МОУ№2, 4 класс

«Как живут голуби в моем поселке?»

Руководитель: Якименко Наталья Ивановна, учитель начальных классов

Цель работы : выяснить, особенности жизни голубей в моем поселке

Методы работы

Основные результаты работы : в результате работы я познакомился с тем, как живут голуби в моем поселке, где строят гнезда, чем питаются, как происходит взросление голубя-птенца. А так же я познакомился с интересными особенностями голубей

Введение

Актуальность

Голубь насколько привычен, что порой мы его не замечаем. У него, как и других птиц есть - клюв, шея, голова, туловище, хвост, крылья, лапки и тело покрыто перьями.

Голубь старается быть ближе к человеку. Почему? Наверно от нас он ждет тепла и внимания. Может, стоит попытаться наладить контакт с этой птицей, сделать шаг ей навстречу. Для этого, я попытался узнать больше о птице.

Основное содержание

Цель работы: выяснить особенности жизни голубей в моем поселке

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать информацию по данной теме;
  2. Выяснить интересные факты о голубях

Гипотеза: в моем поселке голуби обитают везде

Методы работы : анализ и синтез, эксперимент

Результаты работы

Дикие голуби появились на земле 35 млн. лет назад. Предком всех современных голубей был сизый голубь, который и сейчас обитает в Европе, Северной Африке, Южной Азии и на Кавказе.
Голубь часто упоминается в древних легендах и преданиях. Например, у ассирийцев царица Семирамида после смерти превратилась в голубку. В Палестине голубей приносили в жертву богам, у евреев голубь был символом любви и нравственной чистоты. В христианстве голубь имеет особое значение: эта птица является символом мира и дружбы. Ещё в древности голубь мира . Древние люди думали, что у голубя нет желчного пузыря , а желчь со времён Гиппократа считалась причиной злого, сварливого нрава. Голуби считались священными птицами и вестниками богов в странах Востока . Считалось, что дьявол и ведьмы могут принимать любые обличия, кроме голубя, осла и овцы

Исследование жизни голубей, я решил начать с просмотра энциклопедий и Интернета. Меня интересовали следующие вопросы. Голубь – что это за птица? Чем питается? Какова продолжительность жизни? Какова скорость полета голубя? Как голубь выводит свое потомство?

Отряд:Голубеобразные, семейство:Голубиные; род:Голуби; вид: Сизый голубь. Голуби широко распространены во всех населенных пунктах и становятся практически ручными, доверчивыми к человеку. Те же виды, которые обитают в дикой природе, отличаются внимательностью и осторожностью – к ним не так просто приблизится, они непременно замечают постороннего. Обладают развитым зрением и слухом. Голос у голубей не громкий, звуки отрывистые, напоминают глухое воркованье. Сизый голубь, наряду с воробьями – типичный городской и сельский житель. Птицы, которые селятся в городской и сельской среде обладают различной окраской, тогда как в дикой природе Сизый голубь всегда окрашен одинаково: серо-сизое оперенье, две полосы на крыле, серый хвост и темный клюв. Путем селекции, от Сизого голубя было получено много новых пород голубей. Различий между самцом и самкой практически нет, за исключением того, что у самки на груди оперенье менее отливает серебром.
Обычный голубь имеет оперенье серовато-сизого цвета, серые крылья с двумя характерными полосами, на груди оперенье отливает металлическим желтоватым или пурпурным цветом. Размер голубя колеблется от 30 до 35 см., вес – около 300 грамм.. Клюв темный, почти черный,. Глаза оранжево –красные или желтые. Крылья с металлическим отливом, размах – до 65 см. Хвост прямой или слегка закругленный, с темной полосой по краю. Лапы красные или розовые.
Голуби очень прожорливы. Основной их рацион составляют зерна. При этом голубям требуется много пить для того, чтобы размягчать твердую пищу. Пьют голуби в отличие от многих других птиц, погружая клюв глубоко в воду и, таким образом, засасывают жидкость.
Голуби селятся не только вблизи населенных пунктов, но и в лесах. Также некоторые птицы предпочитают скалистые местности и горы. Например, скалистые голуби устраивают гнезда в углублениях скал, в пещерах. На юге скалистые голуби ведут оседлый образ жизни, а на севере птицы перемещаются на более теплые места для зимовки. Селятся голуби стаями, колониями,. Период гнездования у голубей не имеет четких границ и может длиться в любое время на протяжении года. Голуби – обитатели городов и деревень для размещения гнезд выбирают места, напоминающие природные условия: чердаки домов, карнизы, расщелины в кирпичной кладке. Построив гнездо, пара голубей может его использовать неоднократно для выведения потомства.
При постройке жилища самец добывает строительный материал, которым служит различные веточки, соломинки и травинки. Самка занимается непосредственно устройством гнезда. Гнездо сделано просто, можно сказать, небрежно, и имеет плоскую форму. Голуби очень осторожны и стараются обустраивать свои гнезда в городских условиях так, чтобы их было крайне тяжело обнаружить человеку.
Самка откладывает в гнездо 1-2 белых яйца с гладкой блестящей скорлупой. Яйца самка откладывает с перерывом (около двух суток). Насиживанием потомства занимаются оба партнера. Самец находится в гнезде как правило в первой половине дня, пока самка занята едой. Если самка задерживается надолго, самец начинает призывно ворковать, чтобы самка быстрее сменила его в гнезде. Инкубационный период длится от 17 до 30 суток в зависимости от породы голубя. Птенцы появляются на свет с интервалом в пару дней, они абсолютно беспомощны и покрытыми редким волосовидным пухом. Первое время родители кормят их «птичьим молоком» - питательной жидкостью, выделяющейся в зобу. Когда птенцы подрастают, родители начинают их кормить семенами растений. Внешне молодые голуби похожи на взрослых особей, но имеют более блеклое оперенье и коричневый цвет радужной оболочки глаз. Через месяц с небольшим птенцы становятся самостоятельными, вылетают из гнезда. Способность к воспроизведению у голубей появляется в возрасте около полугода.
В ходе изучения литературы, мне удалось выяснить много интересных фактов о голубях. Оказывается: 5 тысяч лет назад домашние голуби уже были известны в Древнем Египте. Согласно легенде, бог войны Марс не стал воевать потому, что голубка свила гнездо в его боевом шлеме. Грозный воитель не решился разорить гнездо птицы, и война была предотвращена. С этого момента голубь стал символом мира и дружбы, а у древних евреев - любви и нравственности. Голуби бывают жестоки. И если у собак победитель облизывает сдавшегося, то эти кроткие птицы могут ударами клювов насмерть забить побежденного. Хорошо тренированные почтовые голуби могут развивать скорость до 60 - 70 километров в час. Высота их полета при плохой погоде составляет 100 - 150 метров, в хорошую - 300 - 350 метров. Они выдерживают спортивную дистанцию до 500 - 600 километров. Радиус отлета голубей от голубятни в поисках корма достигает 40 километров. Образующиеся голубиные пары прочны и не разрушаются при любых семейных неурядицах (исключение составляет гибель одного из супругов).И еще любопытный факт - оперение голубя тяжелее всех его костей. Перья тяжелее скелета. Чтобы поесть, птенчик прислоняет клювик к углу папиного или маминого носа и слизывает молочко, которое больше похоже на сметану. На этой сметане птенец растет не по дням, а по часам - уже на следующий день после прихода в наш мир он весит в 2 раза тяжелее. Через неделю к сметане родители подмешивают размягченные в зобу зерна. На 10 день голубка перестает кормить, но папа еще несколько дней не решается отнять детей от своей "груди". Голубей используют в качестве почтальонов. И каждый раз, переправив послание, он возвращается назад. Где же у голубей компас? Тайна покрыта мраком до сих пор. Голуби не летят домой по прямой. Наблюдения показывают, что часто они летят вообще в другую сторону, но потом неведомая сила заставляет их возвращаться и лететь правильно.

Мне так же удалось найти множество примет про голубей: Где водятся голуби – тот дом не горит. На свадьбе каждому голубю на лапку привязывается ленточка (голубая и розовая) и когда они взлетят, по тому, кто поднялся выше, определяется пол первенца – мальчик или девочка. Если голубь садится на стол, это предвещает болезнь. Если голубь влетел в окно или в дверь, быть пожару или кому-нибудь умереть, иногда быть вестям.

Очень часто я слышал, как ругаются на голубей взрослые: что они пачкают машины, подоконники, балконы. Мне стало интересно: пользу или вред приносит голубь? А что больше в них – добра или зла?..Изучив литературу я выяснил:

Вред от голубей: голуби и воробьи – это те же крысы. Они роются на помойках и разносят различные заразные болезни; голуби пачкают машины, окна и подоконники, а также проходящих мимо людей Польза от голубей: голуби являются символом счастья и благополучия. Их выпускают на свадьбах. Это просто красивое зрелище! Согласно некоторым мифам, голуби – это души умерших детей. Наблюдение за птицами.

Дальнейшее мое исследование прошло через наблюдение за птицами в их природных условиях.

Изучив соответствующую литературу, я решил выяснить, в каких местах они обитают у нас в поселке.

Результаты наблюдения я оформил в таблице №1.

№ п/п

Точки наблюдения

Особенность места

СДК

На чердаке, теплое место

Здание детского садика

Заброшенное здание

Ферма

На крыше, тепло

Сушилка

Много корма

Жилые дома

Чердаки, тепло

Таблица 1. Результат наблюдения за расселением птиц.

Вывод: голубь встречается в тех местах, где тепло, где есть заброшенные здания, где есть корм. Но я не встретил голубей около деревянных домов, в лесу, тем самым мне не удалось подтвердить гипотезу, которую я выдвигал в начале моей работы.

Следующим этапом моей работы было, выяснить, как гнездятся голуби у нас. Мне удалось выяснить следующее.

Когда я поднялся на чердак, то увидел голубя, сидящего в гнезде. При моем появлении голубь сорвался с места и, хлопая крыльями, улетел прочь. Мне удалось рассмотреть гнездо. Оно было сделано из веточек, имело плоскую форму и находилось на полу, в защищенном от света месте в углу. В гнезде я обнаружил два яйца. Я был удивлен, был уже август, а тут – яйцо. Значит, действительно голуби откладывают яйца несколько раз в году. После того, как я ушел, голубь вернулся назад. Это говорит о том, что голуби не оставляют своих гнезд, если там появляется человек, а возвращаются обратно.

Дальше мне интересно было узнать, на какой день вылупятся птенцы, какие они рождаются, когда способны вылететь из гнезда. Почти каждый день я ходил к гнезду в надежде, что птенцы вылупились. Но произошло это только на 10 день моего наблюдения. Птенцы появились слепыми, покрыты желтоватым пушком. Следующие мои наблюдения я оформил в виде таблицы

Кроме всего прочего, мне было интересно узнать, какой корм предпочитают голуби. Я решил провести эксперимент.

В течение недели, в одно и то же время птицам предлагались различные корма, которые давались одновременно (в разных кучках). Мне хотелось узнать, какой корм предпочитают птицы. Несколько дней я ходил и приносил корм, но птицы к корму не притрагивались. На четвертый день, когда я пришел, на чердак и разложил корм, птицы стали слетаться. Я подумал, а может они не подлетали ко мне в первые дни из-за того, что боялись меня, а когда привыкли, то стали подлетать. Мной фиксировалось, какой из кормов птица съедает в первую очередь. Результат я показала в таблице №2.

№ п/п

Предлагаемый продукт питания

Корм, съедаемый в первую очередь

4день

5день

6день

7 день

Семечки

Зерно

Хлеб белый (мякиш)

Кусочки яблока (мелкие)

Таблица 2. Результаты эксперимента, по выявлению пищевых предпочтений голубя.

Вывод: больше всего голуби предпочитают зерно, потом они клевали семечки. А вот к фруктам они не притронулись. Интересно было наблюдать за тем, как во время кормления держались птицы. Можно было определить, где находятся пары, а где нет. Пары держались друг около друга и не отнимали друг у друга корм. Другие голуби держались неподалеку.

Заключение.

Подводя итог своей работы, можно сделать вывод, что цель, которую я ставил - достиг. Изучив справочную, научно-популярную литературу, я смог узнать о голубе много интересных фактов.

Дикие голуби появились на земле 35 млн. лет назад.
Голубь часто упоминается в древних легендах и преданиях. В христианстве голубь имеет особое значение: эта птица является символом мира и дружбы. Хорошо тренированные почтовые голуби могут развивать скорость до 60 - 70 километров в час Ещё в древности голубь считался символом плодородия, а впоследствии и мира . Я узнал очень интересный факт, оказывается голуби кормят своих птенцов молочком. Чтобы поесть, птенчик прислоняет клювик к углу папиного или маминого носа и слизывает молочко, которое больше похоже на сметану.

Мне удалось узнать, где селятся эти птицы в нашем поселке, как устроено их гнездо. Я узнал, что голуби откладывают яйца по 2 яйца, несколько раз в году. Птенцы появляются голыми, незрячими. Но уже через 10 дней они могут видеть, у них появляются перья. Больше всего голуби любят зерно. Я думаю, это происходит потому, что к другому корму они не привыкли, а зерно в поселке птицам легко отыскать. Мне удалось узнать, что некоторые люди не любят голубей, считают, что от них только вред. Но как можно их не любить, ведь голубь –это символ мира, любви и верности!

Считаю, что моя работа может быть использована на уроках окружающего мира, при изучении темы «Птицы»

Литература.

  1. Б.Е.Райков, М.Н.Римский-Корсаков «Зоологические экскурсии» М.: «Топикал»1994
  2. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М.: «Педагогика – Пресс»
  3. Птицы полей и лесов. М.: Терра – Книжный клуб.1998
  4. Певчие птицы. М.: Терра – Книжный клуб.1998