Значение выбора профессии жизни человека. Презентация на тему: Роль профессии в жизни человека. Что нужно знать при выборе учебного заведения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Волчихинская средняя школа №1»

Исследовательская работа

«Выбор профессии. Сложно ли это?»

Выполнила ученица 10-б класса

Вяткина Анна

Руководитель: учитель географии

Губа Оксана Николаевна

2015 год

Содержание:

    Введение

    Основная часть

    Актуальность

    Мотивы выбора профессии.

    Анализ информации центра занятости населения Волчихинского района.

    Результаты анкетирования старшеклассников.

    Заключение

    Приложение

Введение

« Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ)

В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем быть. Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в карьере. Понятие «правильный выбор» подразумевает, прежде всего, возможность эффективного использования человеком личностного потенциала в профессиональной деятельности. В наше время от выбора профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое, душевное состояние человека. У осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни. Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет.Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы.

Цель моей работы: установление соответствия между выбором профессии старшеклассников нашей школы и востребованностью этой профессии на рынке труда.

Задачи:

    Собрать информацию по изучаемой теме.

    Выявить профессиональные предпочтения обучающихся 10- 11 классов

    Нацелить учащихся на определение выбора профессии с учетом ее востребованности.

    Разработать памятки для старшеклассников «Выбор за тобой!»

Объектом моего исследования стали: профессиональные приоритеты обучающихся 10-11 классов.

Я использовала методы исследования:

социологический опрос;

анкетирование;

интервьюирование;

анализ

синтез

Я выдвинула гипотезу: что учащиеся 10-11 классов осуществляют свой профессиональный выбор с учетом востребованности этой профессии на рынке труда.

Новизна: исследования проводятся впервые

Область исследования: социология

Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть использована для проведения классных часов, дискуссий «Я в мире профессии», родительских собраний, деловой игры и др.

Актуальность:

Этот выбор в ранней юности – один из важнейших.

"Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?", - пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать совсем маленьким детям. «Все профессии важны, все профессии нужны!» Врач, учитель, юрист, актер, ученый… «А кем стану Я?»

В мире существует более 50 тыс. профессий. В российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включено 7000 профессий и специальностей.

В мире существуют профессии, которые встречаются крайне редко.

К таким относится профессия сурдопереводчика . Чтобы работать по этой специальности, надо знать профессиональный язык жестов, с помощью которого и происходит общение с глухими людьми.

В области парфюмерии редкой специальностью является нюхач . Для этой профессии необходимо обладать отменной памятью на ароматы, так как нюхач отвечает за оценку новых запахов, создание парфюмерных композиций.

Достаточно редкая профессия – титестер . Так называют профессионального дегустатора чая. Он способен определить место произрастания, качество и сорт чая. Эти специалисты занимаются тем, что составляют чайные купажи.

А самая редкая профессия в мире это смотритель райского острова . Одна из туристических компаний искала человека, который на протяжении шести месяцев проживал бы на острове в вилле, плавал в бассейне, нырял с аквалангом, фотографировал, играл в гольф и вёл свой блог, пропагандируя отдых на острове.

Как же найти ту единственную, которая была бы по душе, приносила удовольствие и давала возможность жить благополучно в материальном плане.

Сенека (римский философ) сказал « Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

Знают ли старшеклассник нашей школы, к какой пристани им держать путь? Для выяснения этого я провела анкетирование учеников 10-11 классов. Задав им вопрос: «Определились ли они с выбором будущей профессии

Вот какой результат я получила

10 класс:

Из 20 уч-ся 10 классов 17(85 %) определились с выбором профессии

11 класс:

В 11 классе из 26 - 25 выбрали уже себе профессию (96%)

1 ещё не определились с выбором (4%)

Выбор профессии был и остается непростым делом, что вполне понятно: выбирая будущую деятельность, молодой человек выбирает и место в обществе, и свою судьбу.

На вопрос «Легко ли вам дался выбор?»

10 класс:

41% «Да»

59% «Нет»

11 класс:

32 % «Да»

68 % «Нет»

Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод: для учащиеся 11-х классов выбор будущей профессии оказался более сложным делом, чем учащимся 10-х классов. Чем ближе к цели, тем все больше сомнений возникает?

Меня заинтересовало «Почему, так сложно определиться с выбором профессии?».

В интервью одиннадцатиклассники сформулировали причины трудности выбора профессии:

Не сформирована профессиональная направленность собственной личности. (слабо изучены свои собственные склонности, интересы)

Не уверенность в собственных знаниях, следствием чего является страх не оправдать свои надежды и надежды родителей

Не соответствие желаний и возможностей (не только материальных, но физических)

Не достаточная информированность о преимуществах и недостатках профессии.

Чем же возможно облегчить профессиональный выбор выпускников школы? Вот как они сами отвечают на этот вопрос:

Введение в школе курса по профориентации с 6-7 класса

Прохождение тестов по профориентации, с последующим анализом результатов психологом (ведь психолог может правильно объяснить полученные результаты)

Консультации психолога

Проведение деловых игр «Один день в профессии»

Экскурсии на предприятия и в учреждения

Беседы со специалистами

Как обычно бывает, проблема выбора профессии волнует не только нас самих, но и родных, близких, а чаще, конечно, родителей.

Кто повлиял на выбор вашей профессии?

10 класс:

Я сам(а) сделал(а) этот выбор – 83%

Родители – 17%

11 класс:

Я сам(а) сделал(а) этот выбор – 67%

Родители – 26%

Друзья – 7%

Как мы видим, что родители оказывают существенное влияние на профессиональный выбор детей. Именно родители в 23 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор конкретной профессии своих детей . Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Но иногда правильному выбору профессии мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим, а р одители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях.

На современном этапе рынок труда определят ряд требований к профессиональным компетенциям, одно из которых наличие высшего образования.

Требует ли ваша профессия высшего образования?

10 класс:

Да – 100%

11 класс:

Да – 84%

Нет – 16%

Мы видим что, 100% десятиклассников решили получить высшее образование, а вот учащиеся 11-х классов подошли более реалистично к выбору уровня образования.

Более 70% учащихся 11классов планируют получить высшее образование на платной основе, при условии неполучения бюджетных мест.

На вопрос « В ВУЗе какого региона вы хотели бы получить образования?» Большинство учащихся 10-11 классов нашей школы ответило, что будут обучаться в Алтайском крае.

8 учащихся планируют обучение в ВУЗах других регионов: 2 человек выбрали ВУЗы Кемеровской области, 4 – Новосибирской, 1 – Московской, 1 – Орловской области.

Высшее образование в Алтайском крае дают 12 государственных вузов, а также несколько филиалов и представительств вузов из других регионов.

Крупнейшие университеты и институты расположены в .

Мотивы выбора профессии.

Причины, побуждающие выбрать ту или иную профессию много, их можно разделить на внешние и внутренние. Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды: мнением родителей, друзей, сверстников, желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. За внутренние причины отвечаешь ты сам – их определяют твои способности, склонности, привычки и характер, и только они.

    Лидер списка мотивов - престиж профессии . Мотив неплохой, но едва ли при выборе профессии можно опираться только на него. Можно получить профессию, которая не принесет удовлетворения.

    Почетное второе место при выборе профессии занимает высокий заработок :

    Интерес к содержанию самой профессии , то есть внутренняя причина ее выбора, находится лишь на третьем месте, а жаль. Тот, для кого работа будет в радость, становится просто любимым делом, и работать будет более продуктивно и постоянно самосовершенствоваться. Как сказал Конфуций: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».

    Условия труда тоже играют свою роль в выборе той или иной профессии. Впрочем, переменив место работы, иногда можно существенно изменить и условия труда, - некоторые профессии это позволяют.

    Еще одна причина – доступность обучения . Одно дело – получать высшее образование в городе, который находиться рядом, где живешь, другое – ездить за тридевять земель. Но ставя во главу угла доступность обучения, ты существенно ограничиваешь список профессий.

С целью получения информации о мотивах профессионального выбора я провела анкетирование учащихся 10-11 классов. Чем же руководствовались сегодняшние выпускники и выпускники следующего года при выборе профессии?

10 класс:

Исходя из полученных данных, следует, что из 18 опрошенных десятиклассников 50% сказали, что они выбрали профессию, о которой мечтали. 8 человек выбрали востребованную профессию. А 1 человек выбрал высокооплачиваемую профессию.

11 класс:

Из 26 опрошенных одиннадцатиклассников востребованную профессию выбрали 17 человек, 10 человека выбрали профессию их мечты, а 5 высокооплачиваемые профессии.

Анализируя мотивы выбора профессии старшеклассников можно сделать вывод, что 6 человек выбрали высокооплачиваемую профессию, 19 - профессию своей мечты и востребованную на рынке труда профессию выбрали 25 учащихся.

Используя интернет ресурсы я составила рейтинг самых востребованных профессий в России, крае и райное.

    IT -специалист

    Инженер-проектировщик

    Педагог

    Юрист

    Медик

    Маркетолог

    Специалист по персоналу

    Профессиональный рабочий

    Специалист индустрии красоты

    Эколог

1)Врач

2)Рентгенолаборант

3) Инструктор по лечебной физкультуре

4) Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике

5) Главный энергетик

6) Медицинская сестра

7)Инженер по качеству

8) Техник-технолог

9)Переводчик

10) Фельдшер

    Врач

    Водитель автомобиля

    Учитель

    Оператор машинного доения

    Музыкальный руководитель

Анализируя эти данные, я увидела, что только медицинские специальности входят в десятку самых востребованных профессий и в России и крае. Т.к мы живем в сельской местности, наиболее востребованы специальности, согласно данным КГКУ ЦЗН Волчихинского района на 16 марта 2015г в нашем районе оказались - механизаторы, рабочие по уходу за животными, операторы машинного доения, а так же врачи, учителя.

Какие же специальности выбрали учащиеся 10-11 классов нашей школы

Вывод:

Анализ ответов старшеклассников показал, в приоритете медицинские, экономические, гуманитарные специальности. Наиболее востребованные профессии: врачи, учителя, юрист, менеджер, инженер. По данным службы занятости, экономисты, юрисконсульты не могут найти работу. Таким образом спрос не соответствует предложению. 29% старшеклассников выбрали профессию без учета востребованности этой профессии на рынке труда.

Какую они ждут заработную плату от выбранной профессии?

А вот какие заработные платы предлагают работодатели нашего района

Наименование профессий

Вакансии

Заработанная плата

Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погр. – разгр. раб.

10 000

Рабочий по уходу за животными

9 000

Врач

32 500

Водитель автомобиля

8 750

Рабочий по благоустройству населенных пунктов

8 000

Учитель

14 000

Оператор машинного доения

9 000

Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования

5 965

Музыкальный руководитель

7 456

Уборщик служебных и производственных помещений

5 965

Мы видим не соответствие спроса и предложения оплаты труда.

В России самые доходные профессии связаны с бизнесом. На первом месте банкиры и финансисты. Так же много зарабатывают юристы, главные бухгалтера, руководители и управленцы высшего звена.

В заключении можно сделать выводы о профессиональном выборе наших старшеклассников

    В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники. Поэтому выбор профессии – сложный выбор.

    90% старшеклассников нашей школы определились с выбором будущей профессии

    75% учащихся 10 – 11 классов испытывали трудности в профессиональном определении; 25% выбрали профессию без особого труда

4. 75% осуществили выбор самостоятельно.

5.Для 93% старшеклассников будущая профессия требует высшего образования.

6.80% планируют обучаться в ВУЗах нашего края

7.17 (43%) одиннадцатиклассников при выборе профессии учли востребованность ее на рынке труда, 10(38%) выбрали профессию их мечты, а 5(19%) высокооплачиваемые профессии.

Гипотеза, выдвинутая мною в начале работы, « Учащиеся 10-11 классов осуществляют свой профессиональный выбор с учетом востребованости этой профессии на рынке труда» подтвердилась частично.

В ходе исследовательской работы я пришла к выводу, что выбор будущей профессии дело серьезное и достаточно трудное.

Так что же, нужно учесть при выборе профессии?

Прежде всего, хорошенько обдумать, чего ты хочешь от профессии.

В какой сфере деятельности тебе было интересно работать, какой образ жизни ты планируешь вести, насколько важна для тебя высокая заработная плата.

И конечно, же обязательно учти свои способности. Не стоит мечтать о карьере программиста, имея тройку по алгебре.

Еще одна важная вещь – тесты на профориентацию. В таких тестах есть вопросы по множеству предметов. Они помогут тебе оценить твои интересы и черты характера, а иногда и уровень интеллекта. Тесты на профориентацию есть практически в любых сборниках, так что ты вполне можешь пройти их дома, но все же лучше это сделать во время консультации с психологом. Он поможет сделать наиболее верные выводы по полученным результатам теста и, в конечном итоге, определиться с выбором профессии.

Не плохо бы проанализировать, какие профессии сейчас пользуются особенным спросом у работодателей, а на какие спрос вырастет лет через пять, когда ты закончишь учебу. В первом лучший помощник – газеты и сайты, а во втором - прогнозы социологов, которые можно найти в интернете, и собственный здравый смысл.

Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:

«Хочу» - желания, интересы, склонности личности,

«Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.

«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.

Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.

Очень важно не забывать простые истины:

    Судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора;

    Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;

    Истинное сокровище для людей – найти себя в труде.

    Счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.

    Умей выслушать мнение знающих людей (родителей, учителей и др), а решение о выборе своей профессии прими сам.

Данная исследовательская работа была представлена учащимся 10 классов, вызвала интерес и нашла положительные отзывы. Я планирую представить результаты моих исследований на родительском собрании для привлечения внимания родительской профессии к проблеме профессионального выбора их детей.

Приложения 1

Мнения одноклассников о моей работе

«Я считаю эту исследовательскую работу познавательной, после ознакомления с ней я сделала для себя полезные выводы»

«Эта работа облегчила мой выбор профессии, я понял с чего нужно начать»

«Работа интересная. Помогает облегчить этот важный выбор в жизни»

«Название работы соответствует ее содержанию»

«понравилась работа. Очень удивился выбору заработной платы наших старшеклассников»

Источники информации:

Большое место в молодости занимает общение. Учебная деятельность (прежде всего аудиторные занятия) проходит в группе, в среде однокурсников. В связи с этим специалисты (Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова и др.) обращают внимание на важность мотива аффилиации. Под ее мотивом принято понимать стремление человека к вступлению в общение с членами своего общества, стремление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми. Исследования мотива аффилиации у студентов медицинского вуза показали его существенное влияние на результаты учения. Выяснилось, например, что учиться на отлично второкурсникам с высокой аффилиацией сложнее, чем с низкой, поскольку общение (особенно интенсивное) приводит к большим затратам их энергии и времени. Однако на четвертом курсе учиться на отлично студентам с высокой аффилиацией легче, чем с низкой, так как старшекурсники уже приобрели технику общения и этот процесс стал помогать обучению. Если обнаруживаются препятствия (реальные или даже предполагаемые) в удовлетворении потребности в аффилиации, то это может привести к увеличению у студента психоэмоционального напряжения и тревоги, к возникновению состояния фрустрации, депрессии и т.д. Обнаружился, например, такой факт, что среди лиц с высокой потребностью в аффилиации и низким социометрическим статусом в группе довольно высокая частота психосоматических заболеваний (Н.Д. Творогова, 1976). Итак, потребность в общении, мотив аффилиации значительно влияют на учебную деятельность студентов, -- либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая удовлетворенность учением.

Потребность в самоутверждении, зародившаяся в отрочестве, интенсивно продолжает развиваться в молодости. Мотивы самоутверждения (доминирования) проявляются в стремлении человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным, убедительным. Они проявляются в стремлении доказать истину другим, быть победителем в споре, навязать другим свои взгляды, вкусы, стиль и моды, решение проблем. В студенческой учебной деятельности эта потребность повышает удовлетворенность учением, вызывает облегчение его процесса, повышает ответственность в отношении к учению. Мотив доминирования повышает эффективность учебной деятельности, особенно тогда, когда вносится элемент соревновательности, а также тогда, когда он сочетается с мотивом в достижениях. Одним из адекватных мотивов учения (в том числе и студентов) является познавательная потребность. Она проявляется в том, что человек стремится расширить опыт, знания, упорядочить то и другое, стремится быть компетентным, развивает способность свободного оперирования знаниями, фактами, стремится понимать существо проблемы, вопроса, систематизирует опыт посредством умственных действий, стремится создавать логически непротиворечивую и обоснованную картину мира. Познавательная потребность в сочетании с мотивом в достижениях оказывает очень сильное влияние на повышение успеваемости, создает глубокую удовлетворенность учёбой.

При всем многообразии моделей подготовки учащихся и студентов в учебных заведениях различного уровня необходимо всегда помнить о некоторой выходной модели, которая характеризует образ личности специалиста в соответствии с потребностями современного общества и производства. Под моделью принято понимать совокупность обобщенных качеств, которыми должен обладать специалист данного профиля для успешного решения всех задач, возникающих в условиях производственной деятельности, а также для саморазвития и самосовершенствования.

Жизненный путь профессионала (от выбора или перемены профессии до удовлетворенности самореализацией в ней или овладения ею в совершенстве) может быть разным по протяженности во времени у каждого человека, но непременно проходит через определенные фазы. Сознательный и самостоятельный выбор молодым человеком профессионального трудового пути, сознательно и самостоятельно выстроенный личный профессиональный жизненный план - необходимое условие успешности его труда и удовлетворенности в будущем.

Э. Шейн выделил восемь основных карьерных ориентации (якорей):

  • 1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.). Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно эти люди ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, подобающем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для них особого интереса.
  • 2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует не только аналитических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и ответственности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.
  • 3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией -- освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее время, место работы, форменная одежда), личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости.
  • 4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Необходимо различать два типа стабильности - стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках-пенсионерах и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, пуская корни в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это не сопровождается его срыванием с места. Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и подниматься на высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей.
  • 5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше и т. д. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки- качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т.д.
  • 6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа -- конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы бросать вызов. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции выигрыша-проигрыша. Процессы борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все происходит слишком просто, им становится скучно.
  • 7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, - чем конкретную работу, карьеру или организацию.
  • 8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное -- создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было как бы продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

Ориентация на карьеру вместе с профессиональным самоопределением во многом влияют на выбор жизненного пути человека.

Жизнь человека во многом зависит от его профессии. Любая трудовая деятельность должна вызывать уважение в обществе. Будь то профессия дворника, врача, космонавта и т.д. В первую очередь человек должен осознать, что труд - это самое главное в жизни. Благодаря трудовой деятельности человека общество не стоит на месте, движется вперёд

Э. Хэмингуэй однажды сказал:"Каждый человек рождается для какого-то дела. Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности".

Уже с ученической скамьи начинается профориентация школьников: встреча с передовыми производствами, экскурсия на фабрики и на заводы, детская трудовая практика - все это должно помогать детям в выборе будущей профессии.

Обязанность учителей и родителей - помочь школьнику определиться. Кто-то увлечен естественными предметами кому-то по душе гуманитарные важно увидеть в ребенке эти наклонности и развивать их. Если человек выбирает профессию согласно своим желаниям и способностям, то обычно общество получает высококлассного специалиста, который и в дальнейшем развивается. Такой человек от работы получает удовлетворение и удовольствие, о таких людях говорят: идет на работу, как на праздник. Такие люди востребованы.

Поэтому надо быть предельно внимательными при выборе профессии. Труд бывает физическим и умственным, но в наше время многие машины заменяют физический труд и этими машинами надо уметь управлять.

Профессии можно получить в колледжах и в университетах. Государство дает большие возможности для овладения той или иной профессии. Важно правильно определиться. Для этого надо знать, какие профессии востребованы на сегодняшний день. Нужно помнить, что труд - источник богатства.

Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом. Однако перед тем как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли "кем быть" и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы.

С чего начинается выбор профессии?

Разговор о профессии начинается с самого детства. Уже у маленьких детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то - учителем, мальчишкам нравятся летчики, космонавты, а кто-то даже отвечает, что желает стать Президентом. Стоит отметить, что даже игры, в которые играют дети, отражают интересы детей, где они или лечат кого-то, или что-то строят, готовят и так далее.

У кого-то и осуществляются детские мечты, а кто-то много раз меняет свое мнение по поводу того или иного вида деятельности. Если же ребенок сильно увлечен чем-то, ему нужно помогать развивать свои способности в этой сфере, подсказывать и направлять в нужном направлении.

В современном мире появляется множество разных профессий. Благодаря компьютеризации увеличился выбор специализаций. Появилась возможность работать не только в офисе, но и удаленно, например, дома за компьютером по Интернету. Чтобы иметь более четкое понятие о разнообразии профессий, можно разделить их на определенные группы.

Основные классификации профессий

Можно выделить типы, группы и отделы профессий.

Типы профессий определяются по предмету труда :

  • знаковые системы;
  • природа;
  • техника;
  • художественный образ;
  • человек.

Распределение профессий по группам осуществляется, исходя из условий труда:

  • бытовой микроклимат;
  • моральная ответственность;
  • необычность;
  • открытый воздух;
  • экстремальность.

В зависимости от средств труда выделяются следующие отделы профессий:

  • автоматические;
  • механические;
  • ручные;
  • теоретические;
  • функциональные.

Проблема выбора профессии

Будущая профессия является основным звеном для осуществления нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно выбирать профессию именно ту, где можно проявить себя с хорошей стороны, быть нужным для общества. Проблема выбора состоит в том, что на данный момент существует огромное количество профессий, среди которых нужно выбрать лишь одну.

Факторы

Факторы выбора профессии принято выделять внешние и внутренние. Рассмотрим подробнее и те и те.

Внешние факторы подразумевают место профессии на рынке труда, заработную плату, мнение и отношение окружающих к данному виду деятельности. Особую роль играет престиж профессии. Однако это может вызывать определенные сложности при дальнейшем трудоустройстве из-за большого количества специалистов одной и той же отрасли.

Внутренние факторы подразумевают способности самого человека, который стоит перед выбором, кем стать.

Внешние факторы, влияющие на выбор профессии

Востребованность, которая тоже относится к внешним факторам, характеризуется нестабильностью. Профессии, которые пользуются спросом на сегодняшний день, могут быть невостребованными через некоторый промежуток времени.

Хоть и к заработной плате особое отношение, следует учитывать тот факт, что сама профессия не может гарантировать высокого заработка. Тут также нужно рассматривать возможность карьерного роста. Так как, будучи представителями одной профессии, кто-то может находиться на высокой должности и иметь хороший доход, а кто-то, наоборот, занимать низкую должность и получать небольшую зарплату.

Необходимо оценивать реальную возможность в получении профессии. Здесь немаловажную роль имеет финансовое положение, так как при поступлении сложно попасть на бюджетную форму обучения.

Внутренние факторы, влияющие на выбор профессии

От характера и личностных качеств зависит то, каким специалистом он станет. Не стоит ставить планку выше своих возможностей. Не стоит окунаться с головой в медицину, если химия и биология являлись сложными и непонятными предметами. Хороший программист не получится из того, кто не дружил с математикой и информатикой. Учитель без творческих способностей, терпеливости и любви к детям обречет себя на душевное расстройство.

Следует заниматься тем, где можно действительно применить все необходимые знания. Работа должна доставлять удовольствие и быть интересной для самого работника не только с ее материальной стороны, но и содержания.

Роль школы при выборе профессии

Проблема выбора профессии должна рассматриваться и в самой школе. Здесь как нигде проявляются способности учеников, оцениваются их знания, прослеживается уровень коммуникабельности в общении со сверстниками и учителями.

Классный руководитель должен посвящать этой теме не один классный час. Выбор профессии очень сложен для ребенка, ведь пока его шаги контролируются родителями и учителями. Здесь, все же, принять решение стоит самостоятельно, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Определение будущей профессии требует немало времени. Для этого в школах проводятся специальные занятия для профориентации, предлагается заполнять анкеты, направленные на изучение способностей и предпочтений учеников. Учащиеся пишут эссе на тему «Моя будущая профессия». Все это делается для того, чтобы помочь каждому ученику в этом нелегком выборе, направив его на верные действия.

«Моя будущая профессия» - сочинение, где должны быть описаны желания и взгляды на ту или иную деятельность конкретного ребенка. Это первый шаг, чтобы начать разговор с ребенком о том, кем ему можно стать, реально оценив все его качества, умственные способности и интересы. Перед этим заданием учителю необходимо дать четкие указания, как писать эссе на тему «Моя будущая профессия». Важно донести значимость темы и объяснить, зачем она дается для написания.

«Моя будущая профессия» - сочинение, за которое недостаточно поставить просто отметку.

Роль родителей при выборе будущей профессии ребенка

Родители - люди, которые знают своего ребенка с пеленок, которые видели, как он развивался, что ему нравилось с самого детства. На протяжении всего времени они присутствовали рядом и вместе решали какие-то проблемы. Они лучше всех могут охарактеризовать свою дочь или сына и сказать, в какой сфере их ребенок мог бы добиться успеха.

Конечно, родители должны часто разговаривать с детьми об их будущем. Будущая профессия играет очень важную роль в жизни человека, поэтому бросать ребенка один на один с выбором, кем стать, нельзя. Родителям следует вместе с детьми анализировать ситуацию в мире, определяться заранее. Это необходимо для того, чтобы в школе можно было уделять должное внимание тем предметам, которые в дальнейшем будут необходимы при поступлении. Если позволяет финансовое положение - прибегнуть к помощи репетиторов, приобрести все необходимые книги для изучения.

На сегодняшний день существует огромное количество специализированных курсов, где детям помогают заполнить пробелы в знаниях по определенным школьным предметам. Здесь более досконально изучается то, что может не объясняться в школе. Курсы английского языка - отличный вариант для тех, кому язык необходим в дальнейшем. Все это, конечно, не бесплатно, однако если финансы позволяют - это будет очень разумное вложение.

Наиболее востребованные профессии

Будущая профессия должна соответствовать требованиям современного общества, поэтому при выборе необходимо изучить спрос на тех или иных специалистов. Востребованные профессии будущего, а точнее некоторые из них, представлены ниже.

Так как с каждым годом производство все более развивается, обществу необходимы будут инженеры, особенно химической, нефтедобывающей промышленности.

Так как без компьютеров практически невозможно представить современного человека, то специалисты ИТ будут всегда пользоваться спросом.

В последнее время должное внимание уделяется экологии окружающей среды, поэтому работники в этой сфере будут нужны всегда.

Профессионалы в области красоты, здоровья и развлечений - люди, без которых нельзя представить мир.

Строительство постоянно развивается. Оно нуждается как в рабочей силе (иными словами в строителях), так и в архитекторах.

Куда пойти учиться?

После окончания школы учащихся ждет новая ступень. Эта ступень может быть как поступление в колледжи, училища, так и в высшие учебные заведения. В первые заведения можно поступить после 9 классов, соответственно, выйти раньше на работу и зарабатывать деньги. Если есть желание получить высшее образование после колледжа или училища, то можно одновременно работать и учиться заочно. Этот путь обычно выбирают те, кто хочет скорее стать материально независимым от родителей, или те, кто просто нуждается в деньгах.

Поступление в высшее учебное заведение требует тщательной подготовки, которую следует начинать как минимум за полгода до поступления. Чтобы обучаться на бесплатной форме обучения, необходимо успешно сдать вступительные экзамены. К сожалению, не все получают шанс обучаться бесплатно, обладая при этом очень хорошими знаниями. При поступлении в высшее учебное заведение нужно быть готовым, что вам предложат обучаться за собственный счет. Из этого следует, что получение заветного диплома будет стоить немалых денег.

Подводя итог, нужно сказать, что человек, определяясь по поводу будущей профессии, должен быть на сто процентов уверен, что это именно то, что ему нужно, именно то, что будет доставлять ему положительные эмоции. Спонтанность в этом деле не к месту.

Что значит выбор профессии для человека

Что значит выбор профессии для человека? Любой выбор труден, а выбор будущей профессии является едва ли не самым сложным выбором в жизни. Согласно определению, данному нам энциклопедическим словарем, профессия – это официально указанное занятие, род трудовой деятельности человека, который обычно служит основным источником дохода. Но ведь не только доход является критерием выбора профессии. Принимая во внимание исключительно оплату труда , мы зачастую забываем о не менее важных вещах – склонностях к тому или иному роду занятий, возможностях развития (получении образования в выбранной сфере, повышении квалификации) и, самое главное, о желании заниматься этим делом в течение всей жизни. Именно этим мы должны руководствоваться в выборе своей будущей профессии. Но, к сожалению, сегодня можно наблюдать достаточно примеров того, как выбор профессии происходит совершенно необдуманно, а иной раз решение принимается даже не самостоятельно, а по навязчивым советам родителей и друзей.

Между тем, осознанный выбор – это гарантия того, что будущая профессия станет не просто работой, но и любимым делом. Безусловно, если сделанный выбор оказался ошибочным, то это еще не значит, что на всей оставшейся жизни можно поставить крест. Любое решение не абсолютно, как правило, мы всегда в силах что-то изменить. Но осваивать какую-либо профессию с нуля гораздо проще в подростковом возрасте, когда способность к восприятию нового выше и, соответственно, процесс образования результативнее. Другими словами, пока мы хотим учиться, нужно это делать, осваивать то, к чему, что называется, «лежит душа».

Мы подходим к выбору будущей профессии со всей серьезностью. Список того, что нам действительно интересно и чем нам действительно хочется заниматься, весьма велик, так что мы выбираем, ориентируясь на перспективы роста и развития профессии, а также в соответствии со способностями в той или иной области.

На наш взгляд, развитие отрасли информационных технологий предполагает огромные перспективы в будущем.

Для наглядности определения главного отличия современных информационных технологий от традиционных, приведем пример. Изобретение печатного станка позволило людям отказаться от колоссального труда переписывания книг – упростило сохранение информации, а также способствовало ее распространению (ведь создание множества экземпляров печатной продукции требует гораздо меньших человеческих усилий, чем копирование вручную). Но оно не затронуло тех аспектов, которые имеют место быть в современных информационных технологиях – способы переработки и использования информации, ведь эти факторы с изобретением печатного станка по-прежнему зависели от людей.

Информационные технологии являются непременной составной частью большинства видов интеллектуальной, управленческой и производственной деятельности человека и общества. Информационные технологии в том виде, в каком мы понимаем их сейчас, начали свое развитие с середины 60-х годов XX века, тогда же появились и первые информационные системы – системы, предназначенные для ведения информационной модели, для обеспечения средств, манипулирующих информационными процессами. Естественно, одновременно с этим появлялись и люди, которые занимались их использованием и внедрением в активную жизнь предприятий, компаний или иных учреждений, они стали именоваться специалистами по информационным технологиям. Бурный рост отрасли информационных технологий начался в конце 90-х годов XX века, когда информационные технологии распространялись практически в каждой отрасли человеческой деятельности, но затем притормозил. Так называемый «спад» продолжался до начала нашего, XXI века, а сейчас сфера информационных технологий снова переживает подъем.

Востребованность специалистов по информационным технологиям на сегодняшний момент не подвергается сомнениям. Тотальная компьютеризация всех сфер жизни современного общества привела к тому, что обойтись без специально подготовленных кадров сегодня практически невозможно. Информационные технологии используются повсеместно, от милицейских служб (с помощью современных систем намного удобней использовать для идентификации подозреваемых, чем старые фотороботы: специальные графические пакеты позволяют за несколько секунд «редактировать» черты лица изображения на экране), медицинских специалистов (использование современного медицинского оборудования , бесспорно, в десятки раз увеличило эффективность и точность различных медицинских операций и диагностик), до специалистов-технологов по разработке узоров для тканей (создание новых узоров для ткани на компьютере экономят недели работы вручную, а в некоторых системах данные, созданные во время проектирования, обеспечивают и управление ткацкими станками при изготовлении) и учебных учреждений (образование с использованием информационных технологий более удобно и наглядно, а так же информационные системы упрощают контроль над уровнем успеваемости учащихся). И это не говоря об автоматизации архивов, библиотечных каталогов, описаний музейных экспонатов и прочих систем, охарактеризовать которые можно понятием «базы данных ».

Если брать конкретные примеры, то в обязанности специалиста по информационным технологиям (или, как иногда звучит название этой должности, менеджера отдела информационных технологий) входит планирование и управление бюджетом, выделенным компанией на использование информационных технологий, закупка необходимого технического оборудования для работы сотрудников компании, инсталляция компьютерных программ на рабочие компьютеры сотрудников, а также, в зависимости от специфики работы, организация поставки оборудования и софта, проведение обучающих тренингов в компании по работе с новыми программами и оборудованием. Но это только одно направление работы в сфере информационных технологий. Безусловно, таких направлений много, а так как область информационных технологий, как никакая другая, стремительно развивается, то подчас классифицировать их все не удастся никому.

Кроме того, специфика сферы информационных технологий – это дополнительное препятствие на пути к профессионализму в данной области. Информационные технологии развиваются настолько быстро, что пополнять свои знания даже специалисты с учеными степенями вынуждены практически постоянно. Фактически, успех специалиста по информационным технологиям напрямую зависит от его способности усваивать, синтезировать и применять на практике знания из разнообразных сфер деятельности человека. В условиях технологической революции быть специалистом, занятым в сфере информационных технологий, - значит постоянно переучиваться, постоянно повышать свою квалификацию, а также, по мнению многих, имеет смысл становиться специалистом максимально широкого профиля.

Перед работниками в сфере информационных технологий также стоит задача внедрения новых высоких технологий в деятельность современных предприятий. Сегодня для любого предприятия собственная информационная система столь значима, что сбои в ее работе могут привести к необратимым последствиям для работы самого предприятия. Внедрение новой информационной системы необходимо рассматривать исключительно как изменение в организации работы предприятия в целом, поскольку нельзя не учитывать тот факт, что бизнес и информационные технологии в современном офисе тесно взаимосвязаны.

В настоящее время распространены так называемые «Проекты внедрения». Как правило, под этим термином подразумевается ограниченный во времени организационный стратегический план для создания и распространения в определенной сфере деятельности уникального продукта или услуги, который может выполняться как одним человеком, так и коллективом . Но при реализации таких проектов компании сталкиваются с трудностями, в подавляющем большинстве случаев связанными с отсутствием у исполнителей современных знаний в области оптимального ведения проекта, а также из-за неумения создать или организовать действенную функциональную команду.

Разработан результативный метод внедрения информационных технологий. Он основан на том понятии, что каждая отрасль экономики имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при применении теоретических положений внедрения информационных технологий. Принимая во внимание это понятие, мы получаем, что этим делом на любом предприятии должны заниматься (одновременно и взаимодействуя друг с другом) два звена: одно – традиционное экономическое, а второе – менеджмент информационных технологий.

На данный момент информационные технологии практически повсеместно заняли главенствующее положение во всех сферах деятельности компаний, поэтому возрастают потребности в персонале, специализирующемся в этой области. Но информационные технологии и коммерческая деятельность все больше зависят друг от друга, и именно поэтому специалисты по информационным технологиям вынуждены более тесно, чем когда-либо сотрудничать со специалистами, непосредственно занятыми в коммерческой деятельности предприятия.

Если судить по тому, насколько востребованы профессии в сфере информационных технологий сейчас, то прогнозы на будущее по развитию этой сферы представляются весьма оптимистичными.

У профессии специалиста в отрасли информационных технологий есть два варианта дальнейшего пути развития.

Итак, первый путь состоит в расширении специализации для того, чтобы большинство технологий было результативно применено (и изучались все новые и новые, чтобы специальность была востребована еще больше). Но бесконечное расширение невозможно, ведь возможности человека не безграничны, и из этого следует второй путь. Он состоит в обратном, в сужении специализации, чтобы не иметь поверхностные данные обо всех средствах и технологиях, а становиться истинным профессионалом в чем-то одном (или в малой части информационных технологий). Нам кажется более перспективным первый путь, потому как специфика информационных технологий в их динамичном развитии, а второй путь был бы более полезен для сфер деятельности, где тенденции к кардинальным нововведениям и изменениям не настолько сильны (из тех соображений, что технология, ориентирование в которой доведено до уровня высочайшего профессионализма, имеет большую вероятность устареть – и специализация окажется невостребованной).

А теперь мы расскажем о прогнозах развития информационных технологий. В расчет берутся только те технологии, которые так или иначе уже опробованы и используются, и которым еще предстоит повсеместное внедрение в жизнь современного общества.

Одна из таких технологий - это электронные чернила и цифровая бумага. Самым главным достоинством этой, безусловно заслуживающей внимания технологии является необычайная энергоемкость. Дисплеи на базе электронных чернил способны сохранять изображение на экране даже при отсутствии электропитания (напряжение подается лишь для переключения состояния пикселя) – это обеспечивает очень низкий уровень энергопотребления. Кроме того, такое изображение легко читается при любом освещении, что обеспечивается за счет отражающих свойств дисплея. В качестве подложки для создания дисплеев на основе электронных чернил могут служить такие материалы как пластик, металлическая фольга, ткань и даже бумага. Сегодня уже существуют прототипы на подобной гибкой подложке. В дальнейшем использование этой технологии может заметно повысить уровень экономичности производства , но пока ценовая категория электронных чернил и цифровой бумаги достаточно высока для массового распространения.

Следующая интересная технология, о которой хотелось бы рассказать – это использование биометрической информации в документах. Другими словами, использование одной или нескольких уникальных физических характеристик человека (например, отпечатков пальцев, вид радужной оболочки глаза и т. д.). Явление терроризма вынуждает нас усиливать меры безопасности, вероятность подмены документов заставляет вводить документы, идентифицирующие человека по биопараметрам. Эта технология предлагает значительные усовершенствования в сфере безопасности, в дальнейшем возможно ее постоянное активное использование (например, в паспортах).

Еще одна технология, которая может получить свое развитие в будущем – корпоративный блоггинг. Этот термин означает индивидуальное или групповое использование сотрудниками корпораций онлайновых персональных журналов для решения задач компании. Данная технология уже была протестирована некоторыми фирмами, но в разряд массовых пока не перешла. Корпоративный блоггинг может использоваться для распространения корпоративных маркетинговых посланий, создания корпоративных коллективных знаний и поддержки пользователей.

Следующая технология уже довольно востребована в определенных кругах и представляет немалый интерес для компаний – микроплатежи по Интернету. Эта технология осуществляет платежи для покупки Интернет-контента, товаров или услуг с помощью Интернета ценой не менее пяти долларов США. Попыток создания технологий микроплатежей по Интернету было предпринято достаточно, однако они оказывались довольно неудачными. Сейчас в России такой системой микроплатежей является сервис WebMoney, развивающийся достаточно активно, а также, насколько я знаю, система Yandex. Деньги, тоже набирающая обороты. Технология микроплатежей предоставляет новые пути реализации бизнеса, которые приведут к значительному росту дохода.

Нельзя не упомянуть такую технологию как видеоконференции. Эта технология достаточно часто упоминается в периодических изданиях, и считается, что она найдет широкое применение для проведения запланированных видеопереговоров. Технология видеоконференций осуществляется с помощью сервисов, поддерживающих групповую видеоконференц-связь на базе web-камер. Аналогом видеоконференций может служить набирающая популярность сейчас IP-телефония. Используя передачу голоса по IP-сетям, она может обеспечить групповую конференц-связь, что менее удобно, чем видео, но более доступно на сегодняшнем уровне.

И последняя технология, о которой мы хотим рассказать – это распознавание рукописных текстов. Сейчас все больший спрос получают карманные и планшетные компьютеры, и в связи с этим становится все более востребованной технология распознавания рукописных текстов. Суть этой технологии в том, что она обеспечивает преобразование рукописного текста в печатный или в отдаваемые компьютеру команды.

В заключение хочется сказать несколько слов о том, что значит для нас эта профессия. Влияние информационных технологий на жизнь современных людей вполне закономерно, и мы уже не удивляемся, когда они проникают в те сферы человеческой деятельности, которые, казалось бы, первоначально никак не связаны с компьютерами – например, музыка, изобразительное искусство или спорт. И мы принимаем в свою жизнь все новые и новые технологии , без которых впоследствии не можем себе представить жизнь. Подчас, трудно предугадать, какой будет та или иная профессия через год, а долгосрочные прогнозы не решается делать почти никто. Но мы твердо уверены – специалисты по информационным технологиям, люди, вносящие все новые и новые продукты технического прогресса, будут необходимы нам еще долгое время.

Кроме того, это очень любопытно – иметь дело с новыми технологиями, следить за их развитием и обеспечивать проникновение их в массовую эксплуатацию. А тесная связь области информационных технологий со многими другими отраслями, порой совершенно далекими от сферы компьютеров, но от того не менее занимательными, на мой взгляд, делает профессию специалиста по информационным технологиям еще более привлекательной и уникальной в своем роде (в числе прочего – и из-за контактов с интереснейшими людьми).

Для комфортной работы эти факторы и являются определяющими, что называется, когда дело по душе - и работать дальше хочется, строить карьеру, совершенствоваться в своей профессии. Сегодня многие люди выбирают ту или иную профессию, руководствуясь подчас исключительно материальными интересами, прогнозируя в будущем извлечь максимальные выгоды из работы по специальности. Но подчинять свою жизнь только денежному интересу неразумно, гораздо более важную роль должны играть нравственные аспекты – людей, которые занимаются тем, к чему действительно есть желание, ценят и уважают другие, а главное, они уважают сами себя. И, конечно, профессия, ставшая любимой, обеспечивает психологический комфорт и душевную гармонию.