Заявление на отстранение от занимаемой должности. Отстранение от занимаемой должности гражданской службы. Порядок оформления отстранения от работы


В ТК отсутствует точное определение отстранения от службы. Зато его можно сформулировать на основании имеющейся судебной практики.

Отстранение – это временный отказ от предоставления работы, предусмотренной служебным договором. Ключевое слово – «временно». Именно это условие отличает отстранение от увольнения.

Цель процедуры – предупреждение вероятных рисков компании, которые могут возникнуть при дальнейшей деятельности сотрудника. Основания отстранения перечислены в статье 76 ТК РФ. Начальник организации не может определять причины самостоятельно и на их основании отстранять сотрудников. Все они указаны в законе и нормативных актах. В период приостановления трудовых отношений зарплата может не выплачиваться.

Причины отстранения главбуха и директора

В ТК отсутствуют причины отстранения именно главбуха и директора. Перечислены только общие основания приостановления сотрудничества:

  • Появление на службе в состоянии опьянения различных форм: наркотического или алкогольного. Важно подтвердить недозволительное состояние служащего. Для этого используются медицинские заключения, свидетельские показания, записи с видеокамер. Работодатель не обязан отстранять сотрудника. Он также может объявить выговор, сделать официальное замечание. Высшая мера наказания – увольнение по соответствующей статье.
  • Работник не прошел аттестацию по своей специальности. То есть есть официальное подтверждение того, что сотрудник не соответствует занимаемой должности. Еще одна возможная мера при данных обстоятельствах – увольнение.
  • Обнаружение противопоказаний относительно занимаемой должности в процессе медицинской проверки. Основание приостановления трудовых отношений должно быть подтверждено медицинским заключением. Отстранение выполняется до времени устранения найденных противопоказаний. Срок приостановления сотрудничества может определяться работодателем самостоятельно. Если он составляет менее 4 месяцев, сотруднику должна быть предоставлена другая должность, к которой противопоказания отсутствуют.
  • Приостановлено действие специального права, нужного для исполнения должностных функций, на срок, не превышающий двух месяцев. К таким правам относится, к примеру, лицензия на управление ТС, право на использование оружия.
  • Требования должностных лиц, обусловленные законами и положениями норм. К примеру, требовать отстранения сотрудника могут судебные органы, трудовая инспекция.
  • Карантин.

ВАЖНО! Период отстранения будет включен в стаж работы при соблюдении нескольких условий: сотрудник в дальнейшем восстановился в должности и приостановление трудовых отношений было обусловлено не пройдённым, не по вине работника, медосмотром. Последнее правило указано в статье 121 ТК РФ.

Особенности отстранения в связи с приостановкой действия особого права

Отстранение от должности на основании приостановки действия специального права имеет некоторые особенности. Приостановление трудовых отношений возможно только при наличии следующих обстоятельств:

  • Временная утрата права влечет за собой невозможность исполнения служебных функций.
  • Работодатель не имеет возможности перевести служащего на другую должность.

Работодатель обязан предложить работнику все вакансии в местности, где находится организация. Иногда наниматель может предложить сотруднику должность в другой местности, однако это должно быть оговорено коллективными или трудовыми договорами.

ВАЖНО! Если срок приостановки специального права составляет более двух месяцев, сотрудник может быть уволен на основании п. 9 ст. 83 ТК РФ.

Порядок проведения отстранения

Отстранение от должности главбуха или директора проводится согласно следующему алгоритму:

  1. Получение официального документа, на основании которого проводится приостановление трудовых отношений. К примеру, это может быть требование должностного лица, медицинское заключение.
  2. Издается приказ об отстранении.
  3. Изданный приказ регистрируется в . Срок его хранения составляет 5 лет.
  4. Работника нужно ознакомить с изданным приказом. После ознакомления сотрудник ставит свою подпись. Также проставляется дата, когда приказ был представлен работнику.
  5. Сотрудник может отказаться от ознакомления с официальной документацией. В этом случае составляется акт об отказе, подписанный составителем и двумя свидетелями.
  6. Регистрация акта в соответствующем журнале.
  7. Составление табеля учета рабочего времени.
  1. Издание приказа о допуске к работе по истечении срока приостановки сотрудничества.
  2. Регистрация приказа в соответствующем журнале.
  3. Ознакомление сотрудника с приказом. Работник ставит подпись в конце документа.
  4. Если сотрудник отказывается брать в руки приказ, требуется подготовить акт об отказе, подписанный двумя свидетелями. Он регистрируется в специальном журнале.

Все данные пункты являются обязательными. Если, к примеру, сотрудник не ознакомлен с приказами и отсутствуют соответствующие акты, он вправе обратиться в трудовую инспекцию с жалобой на неправомерное отстранение.

Нюансы отстранения от должности главбуха

Увольнение или отстранение главбуха – довольно сложный процесс, так как это специалист высокого уровня, в руках которого сосредоточены ключевые дела организации. Он обязан передать дела. Принять их могут следующие лица:

  • Руководитель компании.
  • Лицо, временно исполняющее обязанности главбуха на основании приказа.

Составляется подробный акт передачи дел, на котором ставят свои подписи обе стороны. В нем должны быть отражены все нюансы. Это оградит руководителя от передачи дел в ненадлежащем виде. Если передаваемых дел много, к процессу можно привлечь комиссию с соответствующей компетенцией или аудиторов.

ВАЖНО! Бухгалтер после отстранения от должности сохраняет ответственность за нарушения, которые были допущены им в период службы. Повторно отстранить его нельзя, однако можно привлечь к административной ответственности.

Нюансы отстранения директора

Приостановление трудовых отношений с директором часто осуществляется по требованию суда или должностных лиц. К примеру, подобная ситуация может возникнуть при обвинении сотрудника в нецелевом расходовании средств бюджета. В ТК и УПК отсутствуют указания относительно алгоритма отстранения директора. Данная процедура может проводиться на основании следующих норм:

  • Правил, предусмотренных учредительной документацией.
  • Правил, указанных в уставе АО.
  • Нормативных актов, регулирующих подобные ситуации.

Если перечисленные нормы отсутствуют, можно руководствоваться общими началами закона. Алгоритм, который применим к главбуху, вполне можно применить и к директору: составляется приказ и акт. Все оформленные документы регистрируются в журнале.

ВНИМАНИЕ! Случаи, при которых сотрудники получают выплаты в период вынужденного простоя, перечислены выше. Если данная ситуация под этот перечень не попадает, то никакой зарплаты сотруднику не выплачивается.

Временное отстранение от занимаемой должности является мерой процессуального принуждения, направленной на временное недопущение лица к выполнению своих служебных обязанностей в пределах срока предварительного расследования, проводящегося в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Данная мера процессуального принуждения ограничивает право закрепленное в Конституции Российской Федерации свободно выбирать род деятельности и профессию, в связи с чем законом установлен судебный порядок ее применения.

В случае если следователь находит обязательным временно отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого он с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, которое суд рассматривает в течение сорока восьми часов с момента поступления, вынося постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности либо об отказе в этом.

Ходатайство следователя или дознавателя должно быть мотивированным. Поэтому в нем обязательно указывается, где, когда и кем оно составлено, излагается сущность подозрения или предъявленного обвинения, конкретные основания, обусловившие необходимость временного отстранения от должности. К ходатайству прилагаются копии: 1) постановления о возбуждении уголовного дела; 2) процессуальных документов, подтверждающих статус подозреваемого (обвиняемого). Например, протокола задержания подозреваемого, постановления о привлечении в качестве обвиняемого; 3) процессуальные документы, подтверждающие причастность лица к преступлению. Например, протоколов предъявления лица для опознания, обысков и выемок, подтверждающие обоснованность подозрения либо предъявленного обвинения конкретному должностному лицу; 4) процессуальных документов, обосновывающих необходимость временного отстранения подозреваемого (обвиняемого) от должности. Например, протоколы допросов потерпевших или свидетелей, подтверждающие угрозы в их адрес со стороны подозреваемого (обвиняемого); 5) характеризующего материала на подозреваемого (обвиняемого). Копии данных документов должны быть надлежащим образом заверены следователем или дознавателем, представляющим их в суд.

Повторное обращение в суд с подобным ходатайством в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судом постановления об отказе в отстранении подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности законом не предусмотрено, но, по мнению автора, возможно при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость отстранения лица от занимаемой должности.

Цель отстранения подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности заключается в том, чтобы вышеуказанное лицо:

  • не воспрепятствовало процедуре производства предварительного расследования и в силу занимаемой должности не воздействовало на потерпевших и свидетелей;
  • не изъяло и не уничтожило предметы и документы, носящие на себе следы расследуемого преступления.
  • подозреваемый (обвиняемый), оставаясь на занимаемой им должности, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Отстранение от занимаемой должности при наличии оснований может быть применено к довольно широкому кругу лиц, в том числе и к выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Например, к руководителям акционерных обществ, банков, общественных организаций, партий, благотворительных и иных фондов.

В ходе рассмотрения данного ходатайства в судебном заседании участвуют подозреваемый (обвиняемый), его защитник, прокурор. Также может участвовать следователь или дознаватель, возбудивший перед судом ходатайство о временном отстранении от занимаемой должности подозреваемого (обвиняемого). Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. Участие в судебном заседании подозреваемого (обвиняемого) в данном случае является его правом, а не обязанностью.

Ходатайство рассматривается районным судом по месту производства предварительного расследования в открытом судебном заседании, с ведением протокола. Выслушав мнение участников процесса, суд удаляется в совещательную комнату, где выносит мотивированное постановление о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности или об отказе в этом. Данное постановление подлежит оглашению в судебном заседании и может быть обжаловано в кассационном порядке. При этом обжалование не приостанавливает данную меру процессуального принуждения.

Правоприменительная практика показывает, что постановление о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности направляется не только по месту работы, но и в вышестоящую организацию. Такое постановление подлежит немедленному исполнению. Контроль за его исполнением осуществляет не только следователь или дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело, но и судья, вынесший вышеуказанное постановление. Заключение гражданина под стражу фактически временно отстраняет его от занимаемой должности.

Согласно ч. 4 ст. 114 УПК РФ временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

Например, должностное лицо прекратило свою трудовую деятельность в связи с уходом на пенсию либо уволено.

Таким образом, данная мера процессуального принуждения может быть отменена только на основании постановления дознавателя или следователя. Согласие суда, прокурора либо руководителя следственного органа на принятие такого решения не требуется.

Временное отстранение от занимаемой должности является длящейся мерой процессуального принуждения, не устанавливается на конкретный срок и не требует своего продления, как, например, срок содержания под стражей при расследовании преступлений, который согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 109 УПК РФ не может превышать 2 месяцев, а в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса на срок до 6 месяцев и т.д.

Временный характер отстранения от занимаемой должности означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, действует в период предварительного расследования, пока в данной мере не отпала необходимость.

Однако правоприменительная практика показывает, что мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности, как правило, остается не только на срок предварительного расследования, но и на период рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Особый порядок рассмотрения ходатайства о временном отстранении от занимаемой должности предусмотрен в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 114 УПК РФ в случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом. При этом в данном случае высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации должно иметь статус обвиняемого в совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления.

Ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда временно отстраненному от занимаемой должности может выплачиваться подозреваемому (обвиняемому) как по постановлению следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, так и по постановлению суда, рассмотревшего ходатайство о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности. При этом, по мнению автора, отстраняя от должности, именно суд должен сразу решать и вопрос о назначении ежемесячного государственного пособия, чтобы не ухудшать положение подозреваемого (обвиняемого), откладывая на неопределенный срок решение данного вопроса. Невыплата государственного пособия может быть обжалована в суд.

Ч. работала в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования на должности и. о. доцента, заведующего кафедрой бухгалтерского учета и финансов.

Приказами она была временно отстранена от работы по представлению следователя по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета. Данное представление было вынесено по расследуемому в отношении истицы уголовному делу.

Ч. не согласна с отстранением, поскольку в соответствии со ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) только суд может вынести и направить по месту работы постановление о временном отстранении от работы подозреваемого или обвиняемого работника.

Истице предъявлено обвинение в совершении преступления небольшой тяжести, что исключает в силу абзаца 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ ее отстранение от работы.

В связи с этим она считает приказы об отстранении от работы незаконными и необоснованными, а также полагает, что имеет право на денежную компенсацию за время вынужденного прогула. Ч. просила суд признать приказы об отстранении ее от работы незаконными, восстановить на работе, взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула.

ПОЗИЦИЯ ОТВЕТЧИКА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования исковые требования работницы Ч. не признает, считает, что оспариваемые приказы законны, так как работодатель исполнял представление следователя.

Согласно положениям ст. 331.1 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием к отстранению от работы. Заработная плата за период отстранения работнику не выплачивается.

По информации, поступившей от органа расследования, Ч. подвергается уголовному преследованию по признакам преступления, относящегося к умышленным тяжким преступлениям. Иная информация, подтверждающая переквалификацию действий Ч., работодателю не поступала.

Обвинение в совершении преступлений небольшой тяжести было предъявлено Ч. после издания приказов об отстранении от работы. В связи с этим ответчик полагает, что иск не подлежит удовлетворению.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Судом установлено, что стороны состоят в трудовых отношениях. Приказами истица была отстранена от работы по должности и. о. доцента, заведующего кафедры бухгалтерского учета и финансов со ссылкой на ст. 76 ТК РФ.

В качестве основания к отстранению от работы указаны представление Следственного управления, листок нетрудоспособности. С приказами об отстранении Ч. была ознакомлена и согласна, что подтверждается ее подписью в приказах.

Как следует из представления на имя и. о. директора о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, следователем по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета РФ в порядке, установленном ч. 2 ст. 158 УПК РФ, предложено рассмотреть вопрос об отстранении (увольнении) работника.

Суд пришел к выводу, что представление следственного органа в отношении истицы не относится к категории требований органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательных к исполнению работодателем в силу ст. 76 ТК РФ.

Процедура отстранения от должности подозреваемого (обвиняемого) определяется нормами уголовно-процессуального законодательства.

Согласно п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд, в т. ч. в ходе досудебного разбирательства, правомочен принять решения о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности.

Указанная процедура в отношении истицы не применялась.

В силу положений ст. 331.1 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах 3 и 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) педагогического работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Как следует из справки к обвинительному заключению, в отношении Ч. избрана мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке, а также предъявлено обвинение в преступлении.

Преступление, в совершении которого подозревалась истица, относится к гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», не входящей в перечень, предусмотренный абзацем 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ.

Таким образом, приказы работодателя об отстранении истицы от работы приняты в нарушение требований трудового и уголовно-процессуального законодательства и признаются незаконными.

РЕШЕНИЕ СУДА

Исковые требования истицы удовлетворить, признать приказы об отстранении от работы незаконными, взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула.

В практике работы кадровиков в ряде случаев возникает проблема с выполнением предписаний органов следствия (дознания, суда) об отстранении от работы как руководителя организации, так и иного работника, привлеченного в качестве подозреваемого (обвиняемого) по уголовному делу. Как правило, приходится решать следующие вопросы: кто и как должен оформить факт отстранения работника от работы, возможно ли предоставить на период отстранения очередной оплачиваемый отпуск, допустим ли перевод на иные работы, ведь отстраненным лицам не положена оплата временного простоя, который может затягиваться на неопределенный период? И т. д. Эти вопросы рассматривает автор статьи на примере отстранения от работы руководителя организации.

Причины отстранения

Прежде всего напомним общие требования трудового законодательства относительно отстранения от должности.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
- появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
- не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;
- при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, обусловленной трудовым договором;
- по требованиям органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

На какую доплату может претендовать кадровик,

В указанных случаях работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Обратите внимание! Ранее временному отстранению от должности мог быть подвергнут только обвиняемый, являющийся должностным лицом. Однако с момента вступления в действие Федерального закона от 04.07.03 №92-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации”, которым в ч. 1 ст. 114 УПК РФ слова “в случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности” были заменены словами “при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого”, круг лиц, на которых распространяются требования указанной статьи, законодателем существенно расширен и не исчерпывается категориями, перечисленными в примечании к ст. 285 УК РФ (см. Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2004 год)

В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Временное отстранение руководителя от должности

На практике необходимость отстранения руководителя организации от работы (должности) по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральным законом, возникает, когда руководитель привлекается в качестве подозреваемого (обвиняемого) в уголовном преступлении.

Может быть отстранен от работы как руководитель бюджетной организации, обвиняемый, например, в нецелевом расходовании бюджетных средств (ст. 285 УК РФ), так и руководитель коммерческой организации, подозреваемый, например, в незаконном получении кредита (ст. 176 УК РФ).

По действующему уголовно-процессуальному законодательству только суд, в т. ч. в ходе досудебного производства, правомочен инициировать временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности (подп. 10 п. 2 ст. 29 УПК РФ). Суд может это сделать на основании ст. 111 и 114 УПК РФ по своему усмотрению либо в порядке удовлетворения согласованного с прокурором ходатайства дознавателя или следователя, если они считают необходимым применение к руководителю этой меры процессуального принуждения.

В соответствии с п. 3 ст. 114 УПК РФ суд, вынеся постановление о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) руководителя от должности, должен направить его по месту работы, с которой связано проведение расследования. Отменить временное отстранение от работы можно только на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора (далее - правоохранительные органы), выносимого ими, когда отпадает необходимость в применении этой меры (п. 4 ст. 114 УПК РФ).

В связи с тем, что возможен длительный период отстранения руководителя (далее - директор) от должности, рассмотрим следующую ситуацию с точки зрения последствий, которые может повлечь за собой отстранение от работы как для него самого, так и для организации.

Итак, судья, руководствуясь процессуальными нормами и с учетом ст. 20, 273-275 ТК РФ, направил работодателю копию постановления суда об отстранении директора. Правоохранительный орган, инициирующий через суд отстранение директора от должности, сам не правомочен проводить решение суда в исполнение, так что это должен сделать полномочный представитель организации, являющейся работодателем директора.

Необходимо учитывать, что в некоторых случаях срок предварительного следствия может неоднократно продлеваться, поэтому формально отстранение от должности может быть довольно длительным (ст. 162 УПК РФ).

Однако проблема заключается в том, что ни ТК РФ, ни УПК РФ не содержит детального порядка (механизма) отстранения директора от должности. Есть еще одна сложность: законодатель дозволяет осуществлять руководство организацией различными способами, например, ее единственным участником (учредителем), управляющей организацией (управляющим), исполнительным коллегиальным органом, которые также могут принять какое-либо решение, повлекшее нарушение уголовного законодательства.

Если в учредительных документах организации порядок отстранения директора не предусмотрен, то решение суда нужно будет исполнять, применяя положения нормативных правовых актов, регулирующих сходные отношения, а при отсутствии таких норм исходить из общих начал и смысла законодательства.

Однако считаю, что будет достаточно обратиться к уставу акционерного общества, который соответственно должен отвечать требованиям Федерального закона от 26.12.95 №208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее - Закон об АО).

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

1. Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 176 УК РФ

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью,

уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Статья 285.1. УК РФ

Исходя из содержания абз. 3 п. 4 ст. 69 Закона об АО компетенцией приостанавливать полномочия директора, как правило, обладает совет директоров (наблюдательный совет) общества (далее - совет директоров). Одновременно с указанным выше решением совет директоров должен принять и решение об образовании временного исполнительного единоличного органа общества (далее - временный директор), а также о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о необходимости досрочного прекращения полномочий отстраненного директора и об избрании (назначении) нового директора или о передаче полномочий директора управляющей организации или управляющему. Такое решение принимается большинством в три четверти голосов совета директоров, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров.

Порядок созыва и проведения заседаний совета директоров определяется уставом общества или его внутренним документом. Причем решение совета директоров может быть принято и по результатам заочного голосования, если это предусмотрено уставом или внутренним документом общества (ст. 68 Закона об АО). В любом случае документом, приостанавливающим деятельность директора по требованию правоохранительных органов, является протокол.

В протоколе должно быть отражено, на какой период и по чьему требованию директор отстраняется от работы.

Выплата пособия, возможность работы и использования отпуска

Учитывая тот факт, что на период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику, как правило, не начисляется, работодателю необходимо убедиться в том, что на данный случай не распространяются исключения, предусмотренные федеральными законами (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). В рассматриваемом примере в Законе об АО исключений не предусмотрено, как не обнаружено их и в иных федеральных законах, касающихся деятельности негосударственных организаций.

Поэтому, в случае удовлетворения судом ходатайства правоохранительных органов об отстранении руководителя от должности на основании ч. 6 ст. 114 УПК РФ, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый директор имеет право на ежемесячное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ. Если учесть, что базовая сумма,

применяемая при исчислении стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, составляет в соответствии с Федеральным законом от 19.06.00 № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда” 100 руб., то размер указанного пособия будет равен 500 руб.

Пособие выплачивается по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда (ч. 3 ст. 131 УПК РФ).

С учетом того, что отстранение директора от должности происходит только по постановлению суда, судья обязан сформулировать его достаточно ясно и мотивированно, в частности указать дату, с которой данное пособие назначается.

Если судья не указал на выплату пособия, то такое же право есть у следователя, который согласно ст. 476 УПК РФ обязан по форме Приложения № 142 вынести постановление о выплате процессуальных издержек. Это постановление он должен направить в финансовый орган, осуществляющий выплаты бюджетных расходов, с одновременным уведомлением подозреваемого (обвиняемого) директора о принятом решении.

Пособие выплачивается из средств федерального бюджета по правилам, предусмотренным постановлением Совмина РСФСР от 14.07.90 № 245 “Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд”. Тем не менее привлекаемым к уголовной ответственности директорам и приостанавливающим их трудовую деятельность органам следует учитывать, что государство (в лице правоохранительных органов) содержащиеся в этом постановлении “повышенные” обязательства зачастую не выполняет. Более того, в этом постановлении до сих пор не указаны издержки по выплате пособия лицам, отстраненным от работы. Поэтому в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.03 №7 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона “О внесении дополнения к статье 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”» содержится предложение дополнить эту статью частью 4 следующего содержания: “Порядок возмещения процессуальных издержек и размер выплачиваемых сумм устанавливаются Правительством РФ”.

Верховный Суд РФ, видимо, предполагает, что если само Правительство РФ будет устанавливать порядок возмещения и размер перечисленных в ст. 131

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

1. Процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.

2. К процессуальным издержкам относятся: ...

8) ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда,

выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном частью первой статьи 114 настоящего Кодекса.

3. Суммы, указанные в ч. 2 этой статьи, выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

Извлечения из ст. 131 УПК РФ

УПК РФ процессуальных издержек, то он будет не только необременительным для казны государства, но и действующим. При этом согласно ст. 132 УПК РФ все понесенные федеральным бюджетом временные процессуальные издержки (кроме оплаты переводчика и защитника по назначению), связанные с конкретным процессом, взыскиваются с осужденных. Однако до настоящего времени законодатель не устранил пробелы в перечисленных нормах законодательства, и выплата указанного пособия является проблематичной.

Удовлетворив ходатайство следственных органов, судья в соответствии с ч. 6 ст. 114 и ст. 477 УПК РФ, определяющей форму постановления о временном отстранении обвиняемого от должности (в форме не учтен подозреваемый - см. Приложение 13. - Авт.), обязан заполнить п. 2 постановляющей части этой формы о назначении ежемесячного государственного пособия в размере 5 МРОТ с момента лишения руководителя средств к существованию.

Отметим еще одну нестыковку п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ и ч. 6 ст. 114 УПК РФ - здесь тоже не учтен подозреваемый. На практике это дает возможность “добросовестному” судье (дознавателю, следователю) исключить подозреваемого из числа лиц, которые вправе получать государственное пособие, использовав формулировку “не положено”.

Есть ли у руководителя при долгосрочном отстранении от работы возможность каким-либо образом зарабатывать деньги?

При буквальном толковании соответствующих норм закона запрет правоохранительных органов занимать руководящие должности формально не исключает право занимать на данном предприятии неруководящие должности или выполнять иные работы, а также не ограничивает возможность временно устроиться на работу в другую организацию по трудовому договору, оказывать услуги по гражданско-правовому договору либо заняться частным бизнесом.

Нет также, по моему мнению, и проблемы с использованием отпуска - ни в ТК РФ, ни в УПК РФ таких ограничений не содержится. Директор является работником организации, и хотя в стаж работы, дающий право на ежегодный

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Законодателем, на мой взгляд, проигнорировано такое понятие, как прожиточный минимум, и не учтено, что подозреваемый (обвиняемый) в случае прекращения уголовного преследования имеет право на компенсацию потерь при реализации реабилитационных мер. Кроме того, было бы неплохо учитывать, что исходя из положений, содержащихся в постановлении Правительства РФ от 11.04.05 № 205 “О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных

к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время”, по моим приблизительным подсчетам получается, что на перечисленных в нем лиц, содержащихся под “патронажем” государства, затрачивается не в месяц, а в неделю аналогичная сумма.

Как показывает практика, судья, идя навстречу лицу, расследующему дело, часто выносит постановление, освобождающее директора не от занимаемой должности, а с формулировкой “отстранить от руководящих должностей”, что практически лишает возможности директора работать на любой другой руководящей должности (например, мастером участка или начальником сектора) в этой организации

основной оплачиваемый отпуск, не включается время отсутствия работника на работе без уважительных причин, к которым относится и отстранение от работы по ст. 76 ТК РФ, это не лишает его возможности (в отсутствии ограничений в законе) использовать полагающийся ему отпуск.

Отсюда следует, что ни домашний арест и связанные с ним ограничения (ст. 107 УПК РФ), ни территориальное ограничение, обусловленное подпиской о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ), не препятствуют (поскольку таких ограничений нет в законодательстве) ни ему, ни организации реализовать право на полагающийся директору оплачиваемый отпуск.

Завершая изложение темы, обращаем внимание читателей и на правовые последствия для директора, которые связаны с прекращением уголовного дела и уголовного преследования. В соответствии с ч. 2 ст. 212 УПК РФ при наличии оснований, содержащихся в гл. 4 УПК РФ, в частности в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, следователь или прокурор принимает предусмотренные гл. 18 УПК РФ меры по реабилитации лица, подвергшегося уголовному преследованию. Право на реабилитацию лиц, привлеченных в качестве подозреваемых или обвиняемых, включает в себя в числе иных прав право на возмещение имущественного вреда и восстановление в трудовых правах.

Согласно ст. 135 УПК РФ после признания права на реабилитацию (ст. 133 и 134 УПК РФ) и удовлетворения правоохранительными органами обращения реабилитированного лица о возмещении имущественного вреда директору полагается возместить, в частности, заработную плату и другие средства, которых он лишился в результате уголовного преследования. При неудовлетворенности размером выплат, определенным в постановлении правоохранительных органов, директор может их обжаловать в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ. На основании ст. 136 УПК РФ ему полагается также целый комплекс мер по возмещению морального вреда.

Что же касается восстановления в трудовых правах, то оно производится в порядке, установленном ст. 399 УПК РФ, а в случае несогласия с принятым судебным решением реабилитированный вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

В некоторых случаях выплата пособия может производиться и через организацию, где работает лицо, отстраненное от должности, если эта организация финансируется из федерального бюджета, т. е. когда казна одна и та же. Это вытекает из разъяснения Минфина России, в котором на вопрос о том, по какой статье экономической классификации расходов бюджета (ЭКРБ) осуществляется выплата ежемесячного пособия обвиняемому федеральному государственному служащему (надо полагать, и директору ФГУП или иной организации, финансируемой из федерального бюджета), временно отстраненному

от должности, был дан следующий ответ: «Расходы, связанные с выплатой ежемесячного государственного пособия в соответствии со ст. 114 УПК РФ обвиняемому, временно отстраненному от должности, в размере 5 МРОТ (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ) отражаются по подстатье 110110ЭКРБ “Оплата труда гражданских служащих” до момента признания его виновным в совершении преступления».

Необходимо обратить внимание читателей на то, что в ответе Минфина России указан лишь обвиняемый и отсутствует подозреваемый, что связано с нестыковкой между собой положений, содержащихся в УПК РФ.

Постановлением судьи районного суда Хохлова, привлеченный в качестве обвиняемого по уголовному делу был временно отстранен от должности руководителя следственного органа. При этом на период отстранения от должности ему было назначено ежемесячное...

Неисполнение приказа и несоответствие должности

Здравствуйте. Имеется 2 вопроса по поводу как поступить с работником. 1) Что делать когда работник отказывается выполнять устное распоряжение? А именно распоряжение участвовать в собрании. Директор собирает бригаду рабочих чтобы обсудить вопросы...

14 Мая 2018, 14:16, вопрос №1994814 Антон Викторович, г. Кострома

400 стоимость
вопроса

вопрос решен

Могут ли отстранить от должности на время следствия по делу о клевете?

Добрый день! Мой подчиненный подал на меня иск в суд о клевете, которую я распространил о нем руководству и другим моим подчиненным. Представил доказательства: копии служебных записок, протоколы, аудиозаписи и др. Если суд примет его заявление и он...

Временное отстранение генерального директора без расторжения трудового договора

Добрый день! Необходима консультация по следующему вопросу:Требование о назначении внеочередного собрания участников ООО на 13 апреля (по смене генерального директора) отправлено директору 5 апреля. 9 апреля директором принято решение о созыве...

Регулируемые государством цены

Добрый день. Ситуация следующая. Мы являемся гостиничным предприятием в городе Москве. На период проведения Чемпионата Мира по футболу государство ограничило максимальную стоимость гостиничного обслуживания « Постановление Правительства РФ от 10...

1000 стоимость
вопроса

вопрос решен

Востановление вновь на службу

Вернуться на службу после увольнения по статье

Я был уволен на основании п. 6 ч. 2. ст. 82 ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, а именно - появления на службе в состоянии...

Как защитить свои права при увольнении с должности директора?

29 мая вечером был подписан приказ о моем назначении на должность директора муниципальной образовательной организации. До этого в течение 2,5 месяцев после увольнения предыдущего директора его обязанности исполнял заместитель. Заместитель в течение...

700 стоимость
вопроса

вопрос решен

Законно ли отстранение от работы, если работник отказался от повторного медицинского обследования?

добрый день.муж прошел ежегодную мед комисиию,в том числе нарколога,все пройдено до работы допущен. работодатель по своей инициативе сказал что нужно всем пройти нарколога в другом городе,муж отказался, пояснил что не выездной и готов проити...

Будут ли мне платить зарплату в период отстранения от должности в связи с возбуждением уголовного дела?

Я действующий глава поселения. Меня временно отстраняют от должности в связи с возбуждением уголовного дела на время следствия. Должны ли мне платить заработную плату? Спасибо!

Как составить заявление об отстранении от должности, если назначение было по приказу?

как написать заявление на отстранение от занимаемой должности, если это совмещение не по трудовому договору, а по приказу

Что делать, если отстранили от работы и вынуждают уволиться?

Зздравствуйте господа адвокаты и юристы! Работаю водителем, неделю назад произошло незначительное ДТП, на заправке тягач с прицепом поцарарал кузов вахтовки в которой перевозил бригаду бурильщиков. Я не стал вызывать сотрудников ГИБДД так как...