Презентация по географии на тему "Машиностроительный комплекс России" (9 класс). Модульный урок "машиностроительный комплекс россии Модульный урок "Машиностроительный комплекс России
Цель для учителя:
- Познакомить уч-ся с новыми терминами и понятиями.
- Продолжать формирование у уч-ся представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России.
- Сформировать у уч-ся представление о машиностроительном комплексе, его значении и роли в экономике России, месте среди других межотраслевых комплексов и отраслей экономики.
- Проанализировать взаимосвязь машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами.
- Дать представление о сложном отраслевом составе машиностроения и особенностях его размещения по территории России.
- Формировать умение анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.
- Выявить особенности и проблемы машиностроительного комплекса России.
Оборудование урока:
- Учебник «География России» 9 класс (авторы В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе).
- Атлас «Население и хозяйство России» 9 класс.
- Схемы «Отраслевой состав машиностроительного комплекса России»
- Таблица «Машиностроение. Специализация экономических районов».
План модуля.
- Организационные моменты.
- Постановка целей – УЭ-0.
- Вводная беседа (выявление знаний уч-ся о МСК) – УЭ-1 .
- Самостоятельная работа уч-ся с учебником (параграф 10) – УЭ-2 – определение главной задачи МСК.
- Знакомство с отраслевым составом МСК – УЭ-3 .
- Самостоятельная работа уч-ся с учебником (параграф 11) – УЭ-4 – знакомство с факторами размещения машиностроительных предприятий.
- УЭ- 5 – выявление особенностей размещения МСК России.
- Групповая работа – УЭ – 6 – углубление знаний по теме.
- Обсуждение выполнения работы в группах.
- Коллективная работа уч-ся под руководством учителя – УЭ- 7 - знакомство со специализацией различных экономических районов России.
- Самоконтроль – УЭ – 8 – проверка усвоенного материала.
- Итог урока. Оценка работы уч-ся на уроке.
Модуль по теме «Машиностроительный комплекс России».
- Определить значение машиностроительного комплекса России.
- Определить главную задачу МСК и найти пути её решения.
- Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.
- Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий.
- Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России.
- Знакомство со специализацией различных экономических районов России.
Цель : определить значение машиностроительного комплекса России.
Цель : определить главную задачу МСК и найти пути её решения.
- Прочитайте параграф учебника № 10.
- Ответьте на вопросы:
- Какова главная задача МСК в хозяйстве России?
- Какие условия необходимы для выполнения главной задачи? - Подумайте! Какие трудности развития МСК характерны, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано?
- Ответы на вопросы запишите в тетрадь.
Цель : познакомиться с отраслевым составом МСК России.
Рассмотрите предложенные две схемы «Отраслевой состав МСК России».
2. Подумайте! По каким признакам подразделены отрасли МСК?
3. Как должны соотноситься темпы развития МСК и всего народного хозяйства?
4. Какие отрасли внутри МСК должны развиваться наиболее динамично?
Цель : познакомиться с факторами размещения машиностроительных предприятий.
- Прочитайте параграф 11 учебника.
- Ответьте на вопросы:
- Какие факторы влияют на размещение МСК по территории России?
- Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей МСК? - Составьте список терминов, относящихся к параграфам 10, 11. Всем ли терминам вы можете дать определение? Проверьте себя.
- Заполните таблицу, используя карту атласа «Машиностроительный комплекс России» страница № 16:
5. В чём особенности размещения МСК по территории России?
6. Почему машиностроительные заводы имеются во всех регионах России?
7. В какой части России машиностроение достигло наивысшего уровня развития? Почему?
Цель : выявить особенности размещения МСК России.
Практическая работа.
Используя текст параграф № 11 учебника, карту атласа «Машиностроительный комплекс», рисунок 14 на странице 47 учебника самостоятельно выполните следующие задания:
- Какие отрасли относятся к трудоёмкому машиностроению?
- По карте определите центры развития трудоёмкого машиностроения.
- Сопоставьте размещение крупнейших центров трудоёмкого машиностроения и населения России.
- Какие отрасли относятся к металлоёмкому машиностроению?
- По карте определите центры развития металлоёмкого машиностроения.
- В чём различие машиностроения европейской и азиатской частей России?
- Какие отрасли относятся к наукоёмкому машиностроению?
- Назовите районы, в которых, по-вашему мнению, будут развиваться наукоёмкие отрасли, докажите правильность своего ответа.
- Сравните карты, отражающие размещение отраслей машиностроения и чёрной металлургии. Сделайте выводы о зависимости в размещении этих отраслей. Всегда ли они совпадают?
- Подумайте! Почему отрасли станкостроения, электротехнической и инструментальной промышленностей обычно размещаются в районах с квалифицированными кадрами.
- Запишите в тетрадь общий вывод о принципах размещения металлоёмких, трудоёмких и наукоёмких отраслей.
Цель : углубить знания о МСК России.
Групповая работа.
Задание для группы № 1.
- Какие особенности технологического процесса характерны для тяжёлого машиностроения?
- На контурной карте обозначьте центры тяжёлого
машиностроения:
Екатеринбург (Уралмаш),
Иркутск и Красноярск (заводы тяжёлых экскаваторов),
Новосибирск (производство тяжёлых станков, кузнечно-прессового оборудования, турбогенераторов),
Барнаул (производство паровых котлов). - На основе сопоставления карт (подумайте каких
)
определите, какой фактор оказывает ведущее
влияние на размещение заводов тяжёлого
машиностроения в указанных центрах.
Имейте ввиду, что в машиностроении расход сырья на 1 тонну готовой продукции составляет в среднем 1,3-1,5 тонн, а затраты на транспортировку любой машины намного больше затрат на транспортировку металла, идущего на его производство. - Если бы вам пришлось проектировать размещение заводов тяжёлого машиностроения, какие бы коррективы в существующее размещение вы бы внесли? Какие в связи с этим перспективы развития тяжёлого машиностроения вы могли бы назвать?
Задание для группы № 2.
- На контурной карте обозначьте следующие центры
автостроения:
- производство грузовых автомобилей – Брянск, Ульяновск, Москва, Набережные Челны, Миасс.
- производство легковых автомобилей – Нижний Новгород, Москва, Ижевск, Тольятти.
- производство автобусов – Ликино, Павлово, Курган,Краснодар. - Какие территориальные сдвиги в размещении центров автостроения происходят в настоящее время? Как вы их можете объяснить?
- Сравните размещение производства грузовых, легковых автомобилей. Какой вывод из проведенного сравнения вы можете сделать?
- Практически все крупные заводы по производству автомобилей сосредоточены в европейской части России. Каким образом вы можете объяснить этот момент?
Цель : познакомиться со специализацией различных экономических районов России.
- Изучите рисунок 15 на странице 49 «Специализация и кооперирования машиностроения».
- Попробуйте! Сформулируйте определение «специализация района».
- Рассмотрите таблицу «Машиностроение. Специализация экономических районов России».
Таблица 1.
«Машиностроение. Специализация экономических районов России».
Экономический район | Важнейшие центры | Отрасли специализации | Факторы развития |
Северный | Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Северодвинск | Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, трелёвочные трактора, судостроение | Ориентация на потребителя, металлургия |
Северо-Западный | Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Тихвин |
Тяжёлое, общее, энергетическое машиностроение, электротехника, судостроение, радиоэлектроника, оптика, приборостроение. | Высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, ориентация на потребителя, металлургия |
Централь- ный | Москва, Ярославль. Брянск, Калуга, Владимир, Тула, Муром, Ковров, Александров |
Автомобилестроение, электротехника и радиоэлектроника, приборостроение, авиационно-космическое, станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение оборонная промышленность | Выгодное ЭГП, высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, концентрация основной части потребителей, металлургия |
Центрально- Черно-зёмный | Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск | Радиоэлектроника, авиастроение, приборостроение, горно-рудное машиностроение, станкостроение, тракторостроение | Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), мощная металлургия |
Волго - Вятский | Нижний Новгород, Киров, Саранск, Чебоксары, Арзамас | Автомобилестроение, авиастроение, судостроение, электротехника и радиоэлектроника, станкостроение, тракторостроение, оборонная промышленность | |
Северо – Кавказский | Ростов-на-Дону, Краснодар, Таганрог, Вогодонск, Новочеркасск, Ставрополь | Сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое, транспортное машиностроение | Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), трудовые ресурсы. |
Поволжский | Самара, Саратов, Волгоград, Казань, Ульяновск, Пенза, Астрахань, Тольятти, Набережные Челны, Энгельс | Автомобилестроение, авиационно-космическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, электротехника. | Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя |
Уральский | Екатеринбург, Челябинск, Орск, Пермь, Уфа, Курган, Нижний Тагил, Оренбург | Энергетическое, тяжёлое, транспортное и химическое машиностроение, автомобилестроение, оборонная промышленность | Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитая металлургия |
Западно- Сибирский | Новосибирск, Омск, Барнаул, Киселёвск, Прокопьевск, Томск, Новокузнецк, Рубцовск, Бердск | Энергетическое, горно-шахтное, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника, оборонная промышленность | Ориентация на потребителя, высокая обеспеченность энергией, развитая металлургия. |
Восточно- Сибирский | Красноярск, Иркутск, Абакан, Минусинск | Сельскохозяйственное и тяжёлое машиностроение, судостроение, вагоностроение. | Высокая обеспеченность энергией |
Дальне-восточный | Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амурк | Судостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение | Ориентация на потребителя |
4. Сопоставьте данные таблицы «Машиностроение. Специализация экономических районов России» с картами атласа.
5. В каких районах наиболее и наименее полный состав МСК.
6. Постарайтесь! Выявите географические закономерности в изменении набора специализирующих отраслей по территории России.
Цель : самоконтроль.
Определите уровень полученных знаний по теме «Машиностроительный комплекс России».
- Машиностроительный комплекс – это
совокупность отраслей
А) использующих разнообразные машины;
Б) производящих разнообразные машины;
В) осуществляющих ремонт и проектирование машин. - Для всех отраслей машиностроения важным
фактором размещения является:
А) высококвалифицированные кадры;
Б) транспортные магистрали;
В) потребитель.
3. Установите соответствие:
4. Установите соответствие:
5. Машиностроительные заводы России расположены:
А) во всех экономических районах;
Б) только на западе страны;
В) в основном в Центральной России.
Критерий оценки:
- Максимальное количество баллов -10.
- «5» - 10 баллов.
- «4» - 8-9 баллов.
- «3» - 6-7 баллов.
Домашнее задание – решить задачу:
Коммерсант-посредник, занимающийся покупкой и продажей легковых автомобилей, за минувший год совершил командировки в следующие города СНГ: Брест, Екатеринбург, Запорожье, Ижевск, Москву, Находку, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт – Петербург, Тольятти. Какие операции (закупку или продажу) осуществлял коммерсант в каждом из городов? Назовите марки интересовавших его в каждом городе автомобилей?
Модульный урок "Машиностроительный комплекс России
Цель для учителя:
Познакомить уч-ся с новыми терминами и понятиями.
Продолжать формирование у уч-ся представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России .
Сформировать у уч-ся представление о машиностроительном комплексе, его значении и роли в экономике России, месте среди других межотраслевых комплексов и отраслей экономики.
Проанализировать взаимосвязь машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами.
Дать представление о сложном отраслевом составе машиностроения и особенностях его размещения по территории России.
4. Сопоставьте данные таблицы «Машиностроение. Специализация экономических районов России» с картами атласа.
5. В каких районах наиболее и наименее полный состав МСК.
6. Постарайтесь! Выявите географические закономерности в изменении набора специализирующих отраслей по территории России.
Цель: самоконтроль.
Определите уровень полученных знаний по теме «Машиностроительный комплекс России».
Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей
А) использующих разнообразные машины;
Б) производящих разнообразные машины;
В) осуществляющих ремонт и проектирование машин.
Для всех отраслей машиностроения важным фактором размещения является:
А) высококвалифицированные кадры;
Б) транспортные магистрали;
В) потребитель.
3. Установите соответствие:Отрасль машиностроения: Главный принцип размещения:
1. Тяжёлое машиностроение. А) Близость металлургической базы.
2. Автомобилестроение. Б) Близость потребителя.
3. Сельскохозяйственной машиностроение В) Наличие транспортных путей.
4. Установите соответствие: Отрасль машиностроения: Центры:
1. Автомобилестроение. А) Москва, Санкт - Петербург, Новосибирск.
2. Тяжёлое машиностроение. Б) Екатеринбург, Новокузнецк, Абакан.
3. Станкостроение. В) Тольятти, Ульяновск, Нижний Новгород.
4. Тракторостроение. Г) Волгоград, Челябинск, Владимир.
5. Машиностроительные заводы России расположены:
А) во всех экономических районах;
Б) только на западе страны;
В) в основном в Центральной России.
Критерий оценки:
Максимальное количество баллов -10.
«5» - 10 баллов.
«4» - 8-9 баллов.
«3» - 6-7 баллов.
Домашнее задание – решить задачу:
Коммерсант-посредник, занимающийся покупкой и продажей легковых автомобилей, за минувший год совершил командировки в следующие города СНГ: Брест , Екатеринбург, Запорожье, Ижевск, Москву, Находку, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт – Петербург, Тольятти. Какие операции (закупку или продажу) осуществлял коммерсант в каждом из городов? Назовите марки интересовавших его в каждом городе автомобилей?
Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы развития. Факторы размещения. Тема урока:
План урока: Что такое машиностроительный комплекс? Значение машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. Факторы размещения отраслей машиностроительного комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. Выводы
Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.
Это механизм, совершающий какую-либо работу (это не только автомобиль, но и станок, трактор, телевизор, судно, компьютер, оборудование заводов и т.д.).
Докажите устно, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они обмениваются.
Значение машиностроительного комплекса в экономике.
1:2:4 1 - это темпы развития экономики страны, 2 - темпы развития машиностроения, 4 - темпы развития новых и новейших отраслей машиностроения (электроники, приборостроения).
Роль и значение машиностроения. На его долю приходится 40% предприятий, 30% работающих, 15% продукции промышленности России. Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах. Определяет темпы научно-технической революции.
Главная задача машиностроения – обеспечить общество новыми, все более современными машинами.
Продукция автомобилестроения - различные легковые и грузовые автомобили. - это машиностроение, которое производит различную технику для с/х: тракторы, зерноуборочные комбайны, картофелеуборочные машины, различные установки для полива и др. - это машиностроение, которое производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др.
На размещение предприятий машиностроения оказывает влияние большое количество факторов
Сосредоточение производства отдельных видов продукции или её частей на самостоятельных предприятиях. - организация производственных связей между специализированными предприятиями, совместно изготовляющими определённую продукцию, но сохраняющими самостоятельность.
В машиностроении России существуют следующие проблемы и возможные пути их решения. Низкие темпы развития машиностроения, не соблюдается формула 1:2:4. Низкое качество исходных материалов (металлов, пластиков и др.). Устаревшее оборудование на машиностроительных завода х, устаревшие технологии выпуска машин. Низкие темпы обновления продукции в условиях постоянно меняющегося спроса (в том числе из-за преобладания крупных заводов, на которых переход на выпуск новой модели связан с огромными трудностями). Монополизм крупных предприятий. Итог:1. Низкое качество выпускаемых машин.2. Импорт машин в Россию растёт быстрее, чем экспорт.
1. Хозяйственное значение комплекса
2. Состав и структура комплекса
3. Основные проблемы развития
4. Факторы размещения
5. Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса
6. Перспективы развития
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Машиностроительный комплекс Составитель учитель географии г. Смоленска МБОУ СОШ №23 Новикова Ю. А.
План характеристики межотраслевого комплекса Хозяйственное значение комплекса Состав и структура комплекса Основные проблемы развития Факторы размещения Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса Перспективы развития
Машиностроение - совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины
Роль и значение машиностроения. На его долю приходится 36% предприятий, 29% работающих, 15% продукции промышленности России. Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах. Определяет темпы научно-технической революции.
Главная задача машиностроения – обеспечить общество новыми, все более современными машинами.
Докажите, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они обмениваются. Машиностроение Топливно-энергетический Транспортный Металлургический Агропромышленный
Факторы размещения машиностроения: 1. Наукоёмкость (конструкторские бюро, опытные заводы-Москва, С.-Петербург, Новосибирск) 2. Военно-стратегический (Саров, Новоуральск, Снежинск) 3. Трудоёмкость (станкостроение-Москва, приборостроение-Воронеж, Пенза, Рязань) 4. Металлоёмкость (Екатеринбург, Иркутск, Красноярск) 5. Специализация и кооперирование (троллейбусы-Энгельс, магистральные тепловозы-Коломна, картофелеуборочные комбайны-Рязань) 6. Транспортный (заводы размещены на крупных магистралях) 7. Ориентация на потребителя (тракторы для вывозки леса- Петрозаводск)
В настоящее время машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях: 1. выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшими, но ещё функционирующими технологическими линиями 2. производство наукоёмкой продукции на импортном оборудовании с привлечением иностранного капитала 3. развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе 4. участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества)
Домашнее задание §10 - Записи в тетради - Вопросы после параграфа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс»