План конспект урока "древние образы в современных народных игрушках". Технологическая карта урока по изобразительному искусству "древние образы в современных народных игрушках" «древние образы в современных

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Связь времен в народном искусстве.

Художественные промыслы народов России

Тема: Древние образы в современных народных игрушках.

Тип урока: Изучение новых знаний

Цели урока:

    создать условия для формирования у обучающихся представлений об изделиях народных художественных промыслов;

    Стимулировать уважительное отношение к труду мастера – носителя традиций;

    Способствовать развитию видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.

Планируемые результаты:

Предметные

    получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;

    аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;

    познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

    ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;

    самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;

    определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)

Регулятивные:

    принимают и сохраняют учебную задачу;

    учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные:

    проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания»

    выдвигают контраргументы в дискуссии

    делают выводы

Личностные

    Понимают значение знаний для человека;

    осознают свои интересы и цели;

    имеют мотивацию к учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый, беседа

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная, игровая, поисковая

Образовательные ресурсы:

Некрасова М.А. «Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности.» М., 1983. – С.34

Дурасов Г.И. «Каргопольская глиняная игрушка» - А, 1986. – с 116 – 120

Оборудование: ПК, уголок релаксации, музыкальный центр, театральные принадлежности.

Наглядно- демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентации «Народные художественные промыслы России» «Маленькие чудеса»; выставка детского творчества; выставка мастера Глинко А.И. г. Симферополь («Глазами маленьких мастеров»)

Основные понятия и термины : декоративно-прикладное творчество, светлота, цветовой фон, насыщенность, древние солярные знаки.

Организационная структура (сценарий)

    Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся.

предлагает игру «Впереди планеты всей»

(обучающимся нужно объединиться в группы и как можно больше вспомнить и назвать пословиц о труде, ремеслах, мастерах. Победителя ждет награда.

    При помощи Интернет-ресурсов отобрать информацию о выдающихся мастерах народного промысла изготовления народной игрушки.

    Вторая группа работает с дополнительной литературой, учебником, справочниками, отбирая необходимый материал к уроку)

Главная задача игры «Впереди планеты всей»: направить усилия знаний и навыков обучающихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях одного из промыслов.

Меняются эпохи, меняется и язык искусства. Об этих изменениях я и хочу с вами сегодня поговорить.

Обучающиеся слушают учителя, ставят и определяют перед собой целью.

Учитель помогает обучающимся «войти» в образ мастеров народных промыслов, повязав ленту на голове, сопровождая беседой о традициях мастеров перед началом творческой работы.

    Изучение нового материала

(объяснительно – иллюстративный)

Народное творчество в художественной форме отражает мысли и чувства народа, его эстетические устремления. Из века в век, из поколения в поколение передается мастерство народных умельцев. О художественных промыслах можно говорить много, потому что и самих промыслов много, и все они дают образ высокохудожественного мастерства. История игрушки началась с эпохи палеолита, когда в глубочайшей древности только зарождалась человеческая культура. В древности игрушечные предметы были далеки от забавы, они несли глубокий магический смысл, были элементом магических обрядов.

Сегодня мы остановили свое внимание на те средства художественной выразительности, которые используют народные мастера для достижения большей живописности, красочности изделий.

Учитель приглашает всех подойти к, организованной заранее, выставке работ обучающихся старших классов и на примере этих работ, выполненных в соответствии с технологическими требованиями ремесла, проводит экскурсию и знакомит с историей народного промысла, традициями и особенностями мастеров народной игрушки.

Обучающиеся активно дополняют учителя той информацией, которую отобрали самостоятельно, используя ИКТ, доп. Литературу, словари, учебник, медиатеку.

Основная особенность глиняной игрушки – обобщенный и выразительный образ, созданный с помощью простейших приемов лепки, в котором быль и вымысел слиты воедино.

Презентация «Приемы работы и конструкционные особенности изготовления народной игрушки»

(Закрепляем этот материал информацией учебника)

- Дымковская игрушка

Учитель приглашает обучающихся театрализовано, сопровождая фрагментами «Веселая ярмарка», «войти в страну» Дымковской игрушки.

Обучающиеся читают строки из стихотворений.

***

Солнце яркое встает, Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша,
Просто чудо-водоноска,
Высока ее прическа,
Губы алы, щечки алы…
И кричат всем зазывалы.

***

Полюбуйтесь на игрушки: Водоноски и зверюшки! Посмотрите, как живой, Есть и конь здесь удалой! Свистят свистульки – утки, Свистит петух – проказник, Не зря веселый праздник.

***

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Самые знаменательные глиняные игрушки, конечно, дымковские. Её все знают и все очень любят. Их изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание относится к 1811 году, о народном вятском празднике « Свистопляске» (позднее стали называть «свистунья»).

Традиционными для дымковской игрушки считаются: всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Рецепт ее изготовления не так прост. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.

Презентация « Жизнь и творческий путь Анны Афанасивны Мерзиной – потомственной мастерицы

Задания для обучающихся, используя метод «Шаг к успеху», дайте ответ на ряд вопросов:

    Какую роль в жизни людей играла народная игрушка?

    Объясните, в чем красота и привлекательность народной игрушки?

    Какой смысл выражают древние образы: конь, птица, баба?

- Филимоновские игрушки

(обучающиеся выступают с музыкальным сопровождением)

Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки –
Филимон с гармошкой,
С внуком Филимошкой!

Расписные индюшата,

Кони, птицы и утята,
Расписные даже хрюшки –
В царстве дымковской игрушки!

Игрушки наши повсюду славятся.
Подходите скорее, вам понравятся.

Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.

Обучающийся подходит к карте и показывает место расположения г. Тула (присутствует межпредметная связь)

Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.

В процессе лепки местныеглины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.

Музыкальная пауза (обучающиеся выполняют физ.минутку, используя DVD –записи)

(По желанию обучающиеся выбирают музыкальные инструменты: бубен, ложки, трещотки…Под музыку «Веселые народные мотивы» проводим физ. минутку, с использованием элементов народной пляски (ковырялочка, каблучок, веревочка, барыня)

(Учитель проявляет мотивацию к игре при помощи стихотворного ряда)

Обучающиеся должны быстро сориентироваться и найти на выставке детских работ ответы к этим стихотворениям

Бока крутые, рога золотые, копыта с оборкой, на спине Егорка. Посмотри, как хороша Эта девица – душа: Щечки алые горят, Удивительный наряд. За студеною водицей Вышла красная девица, Как лебедушка плывет, Ведра полные несет.
Презентация «Ярмарка Хлудневской игрушки»
- Гончарный промысел в Хлудневе зародился давно. Трудно сказать, кто первым в деревне стал лепить из глины игрушки: то ли это была свистулька, то ли «сопелка» в виде барашка, то ли петух с большим гребнем… Традиционный промысел своих предков не забывают хлудневские мастерицы и сегодня. Их рисунки многолики по рисунку и композиционно, состоят из нескольких фигур, покрывают их краской не полностью. Они хорошо гармонируют со светлым фоном обожжённой глины. Глаза и губы не рисуют, а лепят. Игрушки гремят и поют. Подсох наряд на хлудневской игрушке – расходится она с Калужской земли.

Каргопольская игрушка

(Учитель мотивирует изучение материала через инсценированние , привлекает обучающихся по желанию. (под музыку ребята исполняют:

А индюк нарядный, Из себя весь ладный! У такого индюка Все расписаны бока. Индя, Индя, Индюшок, Ты похож на сундучок. Нас нарядом удивил, Глянь-ка, крылья распустил! А пушистый его хвост Далеко совсем не прост. Хвост как солнечный цветок, А высокий гребешок Алой краскою горит! Ай да Индя,Индюшок, Алая головушка, Бисером бородушка!

Презентация «Карусель желаний»

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки.

(обучающиеся показывают на карте место положения города).

Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и кормастные фигуры. В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины.

Презентация «Жизнь и творчество Ульяны Ивановны Бабкиной»

Задание. При помощи метода «Логическое звено», обучающиеся воспринимают информацию и выполняют задания.

Найти соответствие:

Символика цвета:

Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.

Желтый (золотой) – символ солнца, радости, света.

Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.

Зеленый – символ жизни, земли, пашни.

Синий – символ неба

Черный – символ земли.

Перед выполнением практического задания обучающиеся внимательно рассматривают знаки орнамента; осваивают принцип их настроения (при помощи учебника и слайдов); обращают внимание на то, как они строят расписной узор на поверхности игрушки, которой гармонично дополняют сплошную окраску отдельных ее частей, как гармонично взаимосвязаны форма и декор.

(Обучающиеся воспринимают уже знакомую информацию о художественных промыслах, сопоставляя их с определенным стилем в изобразительном искусстве и определенной исторической эпохой).

    Творческая практическая деятельность.

А сейчас предлагаю разделиться на команды. Перед вами «Ярморочная карусель», на которой находятся игрушки разного направления. Каждая команда выбирает свою игрушку по выбору своего стиля, создают «Праздник народной игрушки». (идет групповая работа).

Обучающиеся выполняют роспись на белой, предварительно загрунтованной водоэмульсионной краской, поверхности. Учитель заготавливает заранее фигурки разных силуэтов (индюк, барышня, конь…)

Работу ведут по принципу: «от общего к частному», распределяя вначале цветовые пятна, а затем переходя к детализации».

Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремится следовать традициям конкретного промысла.

«Конкурс знатоков» (рассчитан на уровень дополнительных знаний обучающихся по теме «декоративно-прикладное искусство»)


5

    Вид народной декоративной росписи на деревянных изделиях: тонкие растительные узоры золотом, черным и красным по золотому или черному фону. Так называется село, где появилась эта роспись.

    Русский народный керамический промысел, роспись – синяя на белом.

    Вид изобразительного искусства. Искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок, иногда с применением цветовых пятен.

    Вид изобразительного искусства. Искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки, отливки.

    Жанр картины с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари.

    Изображение внутреннего помещения здания, также жанр изобразительного искусства.

    Итоги урока. Рефлексия. (Дискуссия)

По окончанию работы проводим праздничный вернисаж «Мастер золотые руки».

- Подводим итог, используя метод «Микрофон ». Обучающиеся анализируют удачи и успехи, учатся исправлять ошибки.

Важно, чтобы видели результат труда свих товарищей и могли оценить то, в какой мере каждый смог приблизиться к народной традиции и сохранить при этом свою индивидуальность.

Творческое домашнее задание.

Посетить музей, выставку в своем городе « Народные промыслы России»

Написать сказку, рассказ, стихотворение «карусель моих желаний.

Отправить

Класснуть

Запинить


Цели: сформировать понятие и выявить знания учеников о народной глиняной игрушке и ее основных видах, таких как филимоновская, дымковская, каргопольская; воспитать любовь к традиционной русской культуре; обучить детей приемам лепки традиционной русской игрушки; развивать фантазию, воображение, моторику кистей рук; формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных мастеров.

Материалы: филимоновские, дымковские, каргопольские игрушки, изображения филимоновских, каргопольских и дымковских игрушек; глина, чаши с водой, соленое тесно, простой карандаш, кисти, гуашь, акварель.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

Ребята! Сегодня мы будем говорить о русских народных игрушках.
– Как вы думаете, для чего создавались игрушки в древности? Конечно же, для забавы детей, но не только. Игрушки были также составной частью неких обрядов: выполняли функцию оберега людей от злой нечисти. Конечно, в них находили отражение образы, о которых мы говорили с вами на предыдущих уроках, – коня, птицы, женской фигуры. Русская народная игрушка соответствовала той эпохе, в которую жили наши предки. Все они отличались друг от друга, но в то же время были расписаны традиционным орнаментом.

2.1. Филимоновская игрушка

Начнем мы наш урок с рассказа о филимоновской игрушке. В Тульской области (она находится в 250 км от Москвы) существовал знаменитый центр изготовления этих игрушек. По местному преданию, основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон (отсюда и Филимоново). Мастера работали семьями: мужчины делали посуду, а женщины изготавливали и расписывали игрушки. Основную массу игрушек составляли классические свистульки: это были и всадники, и медведи, и петухи, и барыни, и коровы. Люди изображались монолитно, деталей было немного – игрушки эти больше походили на древние примитивные фигурки. Оформление игрушек было довольно простым: юбке- колокол у барыни плавно переходила в узкое тело, замыкала композицию конусообразная голова, которая составляла единое целое с шеей. Юноши были похожи на девушек, только вместо юбки у них были толстые цилиндрические ноги, поверх которых надевались неуклюжие сапоги. Головы фигурок украшали интересные шляпки с неширокими полями. Среди филимоновских игрушек нередко можно встретить несколько слепленных вместе фигурок, которые составляли пару, например «Любота» – излюбленная сцена встречи двух влюбленных. Любимые цвета филимоновских игрушек – малиново-красный, желтый, изумрудно-зеленый.

Филимоновские мастерицы расписывали свои игрушки яр- кими красками, которые они замешивали на яйце и наносили на изделия куриным пером. Таким образом, фигурки получались яркими и веселыми. Животных обычно расписывали разноцветными полосками по туловищу и шее. Голова и грудь раскрашивались однотонными, как правило, зелеными или малиновыми красками, поверх которых наносился довольно простой орнамент.

Филимоновские фигурки девушек и юношей всегда были одеты нарядно и очень ярко, на голове традиционно присутствовала шляпка, украшенная разноцветными полосками, а воротник кофты, юбку и штаны украшали простым, но очень красивым орнаментом. Одежда филимоновских игрушек сложилась под влиянием городского костюма, с одной стороны, и крестьянских сарафанов, с другой, которые обычно дополнялись расшитыми рубахами и поясами-оберегами.

В начале XX столетия производство филимоновских игрушек сильно сократилось. Лишь несколько умелиц не бросили свое ремесло: А.О. Дербенева, Е.И. Карпова и А.Ф. Масленникова. В 60-е гг. XX в. искусствоведы и коллекционеры приложили огромные усилия к возрождению художественных традиций старинного промысла. И сегодня в городе Одоеве работает мастерская филимоновских игрушек.

2.2. Изготовление филимоновской игрушки

Лепка

Сегодня мы будем изучать приемы и способы работы с глиной на приеме лепки русской народной игрушки. Для того чтобы вылепить игрушку, необходимо взять в руки хорошо перемятую глину. Сначала мы сделаем небольшую заготовку для игрушки в форме шара, конуса или лепешки. Данную заготовку мы вытягиваем в нужном месте, придаем изгиб, сжимаем и затем оттягиваем выступающие детали.

Существует два способа лепки – из целого куска или из отдельных деталей, прилепленных друг к другу. При изготовлении русской народной игрушки лучше использовать второй способ, т. е. тщательно прикреплять одну деталь к другой, смочив перед этим места соединения, затем загладить все стыки и придать предмету ровную форму.

Начинать работу стоит с изготовления основной детали игрушки – туловища: большому комку глины придают шарообразную форму, а затем немного вытягивают для устойчивости; если мы изготавливаем свистульку, то игрушка должна быть пустотелой, с отверстием для прохождения воздуха; при изготовлении женской фигуры за основу берется пустая юбка-колокол. Такие детали, как руки, ноги и голова (если это фигурка человека), передние и задние лапы (если это животное), прикрепляются к туловищу. Нередко голова лепится вместе с туловищем как единое целое. При изготовлении свистульки главной деталью служит хвостик-свисток, в котором должно быть отверстие для свиста. После прикрепления основных деталей к фигурке добавляют более мелкие части (глаза, щечки, носик, отдельные детали одежды и украшения). Готовую игрушку необходимо подкорректировать при помощи влажной тряпочки или мягкой беличьей кисти. После этого изделие высушивается.

Сушка

Время сушки зависит от размера изделия. Сушить его необходимо при комнатной температуре, так как неравномерная сушка может привести к деформации предмета. Если игрушка большого размера, то ее следует сушить с осторожностью, прикрыв сверху газетой или поместив в коробку.

Обжиг

Перед обжигом в печи изделие должно быть просушено полностью. Именно поэтому перед обжигом игрушку следует просушить в духовке, печи или другом хорошо нагретом месте. Процесс обжига обычно длится 3–4 часа. Изделие помещают в холодную печь и постепенно разогревают. Чем дольше длится обжиг, тем более прочными получаются изделия. Нередко изделия обжигают на костре (не менее 8 часов). После обжига игрушки должны остывать 6–7 часов, оставаясь при этом в печи.

Декорирование

Существует два вида декорирования – рельефное и гладкое. Рельефное декорирование включает в себя резьбу, тиснение, налепные узоры. Гладкое декорирование включает лощение, чернение, глазурование и роспись.

Рельефное декорирование

Тиснение. Это наиболее простой и доступной вид отделки, приемы которого дошли до наших дней из глубокой древности. Тиснеными орнаментами нередко украшают керамические изделия, а также игрушки. Тиснение может быть выполнено лишь на сырых глиняных изделиях (игрушках).

Гравировка. Для украшения глиняных изделий применяются различные узоры, полученные при помощи палочек или гребенок. Узоры наносятся довольно просто, сразу же после того, как изделие высохнет.

Гладкое декорирование

Глазурование. После обжига игрушки покрывают прозрачной или цветной глазурью, после чего проводится повторный обжиг при высокой температуре. Глазурь при обжиге расплавляется и растекается по игрушке, именно она придает ей декоративный вид.

Роспись. Наиболее простой и доступный способ росписи игрушки – роспись обычными красками. Для такой росписи применяют любые краски: гуашь, темперу, акриловые или масляные краски.
Лакирование. Нередко для большего декоративного эффекта и защитной функции используют бесцветный мебельный лак, который наносится на изделие в несколько слоев.

2.3. Каргопольская игрушка

Другой вид игрушек – это каргопольская глиняная игрушка, родина которой – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Мастера лепили эти игрушки из остатков глины, не придавая данному ремеслу особого значения. Из глины выходили прекрасные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных. И стоило это все совсем недорого, так как особым спросом они не пользовались, и лепили их больше для собственного удовольствия, а не ради заработка. Сначала игрушки, так же как и посуда, были обварными. Закончив обжиг, мастера погружали раскаленную игрушку в болтушку – густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности изделия красивый черный узор. Далее игрушку украшали процарапанным архаичным орнаментом. Такие игрушки напоминали изделия каменного века.

Помимо этого, нередко изготавливались и дорогие изделия – посуда или игрушки. Их называли поливными, так как в конце их покрывали глазурью. В 30-х гг. XX в. этот народный промысел постепенно сошел на нет, и изготовление игрушек практически полностью прекратилось. К тому времени осталось совсем немного мастеров, которые продолжали заниматься любимым делом. Изготавливались, в основном, одиночные фигурки мужчин и барынь, которые раскрашивали известью, сажей и цветными глинами. Их лепка была грубой, лица – плоскими, детали фигуры и одежды напоминали древних каменных баб. В росписи фигурок нередко можно было встретить овалы, кресты, круги, пятна – все это также напоминало древние орнаментальные мотивы.

Сегодняшние мастера сохранили традиционные формы изготовления каргопольских игрушек, но в то же время они делают их более изящными и не жалеют масла и темперы для росписи отдельных деталей. Каргопольские мастера лепят не только фигуры людей, но и коней, медведей, оленей, коров, сказочных героев. Самым популярным персонажем в каргопольской игрушке остается полкан – полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах.

2.4. Дымковская игрушка

Самыми знаменитыми, пожалуй, являются дымковские игрушки. Впервые они появились в Дымковской слободе, которая находилась недалеко от города Киров (ранее – Вятка).
Считается, что возникновение этой игрушки связано с весенним праздником Свистунья, к которому женщины слободы Дымково лепили эти замечательные глиняные свистульки в виде коней, козлов, баранов, уточек. Позднее этот праздник утратил свое значение, но промысел остался и развивался в течение многих лет.

Дымковская игрушка неповторима в своей росписи и красоте, она уникальна. Промысел этот был исключительно женским. По осени на лугах на всю зиму заготавливали красную глину, а на отмелях – чистый речной песок. Глину и песок смешивали, тщательно месили и получали готовый материал для игрушек. Это изделие полностью ручное. Фигурки обычно лепят по частям, используя при этом жидкую глину как связующий материал. Следы лепки обязательно сглаживают, чтобы их не было видно, и изделие приобретает ровную поверхность. После просушки в течение 10–20 дней и обжига при температуре 700–800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в 2–3 слоя. Раньше игрушки белили мелом, разведенным в молоке. В старину дымковские игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце и квасе, а вместо кистей использовали палочки и перья. Для росписи использовали 6–10 тонов. Уже расписанную игрушку покрывали взбитым яйцом для того, чтобы блеклые анилиновые краски заблестели и приобрели яркость. На сегодняшний день для росписи применяют темперные краски и мягкие колонковые кисти. Мастера используют самые различные цвета: красный, желтый, синий, зеленый, алый. Все это придает игрушке особенную яркость и нарядность. Орнамент строится по особым непростым схемам: круги, точки, клетки, полоски наносятся в самых разных сочетаниях. Самые распространенные сюжеты – няньки с детьми, бараны с золотыми рогами, скоморохи, барыни, водоноски, индюшки, петухи, олени, мужички.

В дымковской игрушке редко можно встретить полутона и незаметные переходы. Особенно хороши эти игрушки в паре, в соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке. В наше время мастера дымковской игрушки живут в Кирове и работают в светлых просторных мастерских, обеспеченные всеми материалами и инструментами, вплоть до электрических муфельных печей, в которых обжигаются игрушки.

3. Творческое задание

Давайте вместе из глины и подручных средств попробуем сделать дымковскую игрушку.

Порядок лепки игрушки

Если вы хотите слепить животное, то для этого лучше всего подойдет жгут.
– Согните его, разрежьте, разделив передние и задние ноги. Затем слепите голову животного и остальные детали. Чтобы фигурка получилась красивой, можно прикрепить к голове гриву, рога и ушки.
При лепке барышень используется другая схема. Сначала необходимо замесить глину. Затем слепить из нее шарик и при помощи вытягивания из конусообразной формы получить голову. Затем прикрепить остальные детали.

Сушка

Перед тем как расписывать и украшать наши игрушки, мы должны их просушить и провести процедуру обжига.
– Это будет вашим домашним заданием.
(Подробная информация по сушке и обжигу игрушек дана выше.)
Роспись игрушки
– После того как ваша игрушка слеплена, просушена и прошла этап обжига, переходите к раскраске.
Дымковскую игрушку никогда не спутаешь с другими глиняными игрушками, так как она имеет иной, отличный от всех Цвет. Ее отличает белоснежный фон, на котором выписан простой узор геометрического характера в виде кружков, точек, полосок, крестиков, овалов и т. д. Дымковские мастера наносили узор в свободной кистевой манере.
– Начнем нашу роспись с нанесения черной краской двух прядей волос. Тонкой кисточкой нанесите две точки глаз и тонкие дуги бровей. Далее прорисуйте рот и два красных кружочка на щечках, чтобы игрушка «ожила».
– Далее закрасьте желтой или красной краской головной убор, а другой яркой краской – одежду.
– И в заключение украсьте одежду игрушки узорами (на платье, юбке, переднике) – кружочками, полосками, волнистыми или прямыми линиями, точками и штрихами, из которых сложится геометрический орнамент.
Облик дымковской игрушки отражает природу тех мест, где она была создана.
Завершает украшение игрушки наклеивание поверх узора ромбиков из потали или сусального золота.
– Послушайте стихотворение о дымковской игрушке.

Художница

В Дымково, за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла!

4. Подведение итогов уроков

(Учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении, к какому народному промыслу они относятся, каковы отличительные черты игрушки. После этого организуется выставка работ.)
Давайте повторим, чему мы научились на этом уроке.
– С каким материалом вы работали?
– Что нового для себя вы открыли?
– Насколько трудно работать с глиной?

Обратите внимание, насколько ярка филимоновская игрушка! Узоры нанесены прямо на поверхность обожженной глины. А рисунок дополняют радужные полосы. Дымковскую игрушку отличают элементы геометрического орнамента – круги, овалы, клетки, полоски, точки. Но все же наиболее выразительна, пожалуй, каргопольская игрушка, которая сохранила связь с древними мотивами.

Вместе с этим также читают:

Всмотритесь в образы глиняных народных игрушек, найдите отличительные черты в форме и росписи игрушек. 1 ряд – изучи текст в учебнике страницы ряд – изучи текст в учебнике страницы 60, 64 3 ряд - изучи текст в учебнике страницы 60,65




Ее родина – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Отличительные черты: Приземистые фигурки людей и животных Расписаны: в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами на поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно- красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.


Родилась она в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров) Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью множество лепных деталей: косички, жгуты, воланы Украшение: - мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке - элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки - яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым

Учитель ИЗО,

МБОУ-ООШс.Любимово, Советского р-на Саратовской области

.

Урок изобразительного искусства в 5 классе

II четверть

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Урок №1 Тема: Древние образы в современных народных игрушках
Цель: знакомство с древней русской игрушкой, формирование работы с пластическим материалом.
Задачи:

Образовательные


  • продолжить знакомство с народным творчеством, познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.
Развивающие

  • продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и анализировать; совершенствовать навыки культуры труда; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.
Воспитательные

  • учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире , расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

Предварительная подготовка. Нескольким учащимся заранее даются темы сообщений о месте происхождения: Филимоновских, Дымковских и Каргопольских игрушек. Ребята готовят сообщение, стихи, иллюстрации.

Музыкальный ряд: весёлая народная музыка.

Литературный ряд: стихи о народных промыслах.

Межпредметные связи: музыка, литература, история, технология.

Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах.

ХОД УРОКА

Организационная часть.

Введение учащихся в ситуацию народного творчества.

Актуализация опорных знаний (1 слайд)

- В I четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами (Ответ детей)

Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? (Ответ детей)

Формирование новых знаний (2 слайд)

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с древних времен и существующая до сих пор, - игрушечных дел мастер.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.

В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.

и за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

(15 слайд) можно увидеть и разряженных щеголих и нянек – «кормилок» с детьми на руках.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд.

(16 слайд) Филимоновские игрушки мастерили из красной глины. Филимоновская глина при сушке быстро покрываются трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Поэтому филимоновские игрушки – вытянутые фигуры с небольшой головой на непременно вытянутой толстой шее.

Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

(17 слайд) Каргопольские игрушки кажутся нелепыми и тяжеловатыми: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужчин в бороду-лопату. Расписаны игрушки в яркие или приглушенные тона с простым и ясным узором.

(18 слайд) Дымковские игрушки монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.

(19 слайд) Давайте мы с вами представим себя мастерами и вылепим из пластилина


  • 2 группа – фигурки Каргопольских игрушек

  • 3 группа – фигурки Дымковских игрушек
Какими свойствами обладает пластилин в отличие от глины? (Ответ детей)
Каким способом изготавливают игрушки? (Ответ детей)

Практическая работа в группах

Овладение приёмом работы (по инструкционной карте).

Итог урока

– Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на следующем уроке. Сейчас подпишите свою игрушку, и мы устроим выставку ваших работ.

Посмотрите, какие разные и неповторимые получились игрушки в разных группах! (Отзывы детей о получившихся игрушках)

На этом наш урок окончен, спасибо ребята!

Литература:


  • Блинов Г.М. М.: Чудо-кони, чудо-птицы. “Детская литература” ,1977.

  • Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. “Просвещение”, 1968.

  • Горичева В. С., Нагибина М. И.. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.

  • Рогов А. А. Кладовая радости. М. Просвещение. 1982

  • Рафаенко Н. А.. Ярославль. “Академия развития”.“Народные промыслы”. М. 1988

  • Рабочая тетрадь Дымковская игрушка”. М. Мозаика- Синтез. 2004

  • Рабочая тетрадь “Филимоновские свистульки”. М. Мозаика-Синтез. 2003.
Интернет ресурсы:

  • http://www.nebovokrug.ru/nostalgiya-po-derevne/

  • http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/kargopolckaa_igru6ka.htm

  • http://www.kargopol-toys.ru/

  • http://www.virtual-russia.ru/vrt/vr.html

  • http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=637865

  • http://www.peterseldon.ru/travel/sever2007/part2/

  • http://www.dshinin.ru/BES/12/1.HTM

  • http :// www . promiselkargopolya . ru / about . htm


  • http://www.euro-rest.ru/59/556/6820.htm

  • http://filimonofskay-igrushka.ru/

  • http://www.enlight.ru/camera/nb/index.html