Павел плавник. Павел плавник не успевает осваивать заказы минобороны рф. Не планируете создание других СП и покупку активов

Павел Гарьевич ПЛАВНИК

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Обуховский движок госзаказа

Успех отечественного машиностроения во многом зависит от того, сможем ли мы поставить на поток дизельные двигатели собственной разработки. Ленинград исторически был одним из центров дизелестроения нашей страны. Петербург, несмотря на деиндустриализацию 1990-х, сохранил костяк предприятий этой отрасли. Сегодня петербургские заводы успешно выполняют оборонные и гражданские государственные заказы. О российских дизелях нового поколения рассказывает наш сегодняшний гость.


– Павел Гарьевич, каково современное состояние дизелестроения в нашей стране и в нашем городе?

– Переломный момент в истории отечественного дизелестроения пришелся на 2011 год. Тогда на съезде Союза машиностроителей России президент страны Владимир Путин объявил о двух стратегически значимых отраслях машиностроения: станкостроении и дизелестроении. После этого была запущена федеральная программа развития дизелестроения.

С тех пор в России началась разработка дизельного двигателя нового поколения. Причем речь идет о полноценной линейке моделей разной мощности и назначения, средне- и высокооборотных. Несколько заводов по всей стране приступили к проектированию таких агрегатов.

Наш завод исторически занимался производством высокооборотных двигателей, поэтому менять ориентиры мы не стали, а начали разработку новых моделей с 2012 года. И я бы сказал, что сегодня высокооборотные двигатели находятся буквально в одном шаге от нового цикла своей технической эволюции.

– А в чем разница между средне- и высокооборотными дизелями?

– Высокооборотные двигатели применяются на скоростных судах – например, «Метеорах», где нужна максимальная мощность в короткий период времени. А средне- и низкооборотные агрегаты пригодятся там, где нужна длительная и беспрерывная работа: на обычных судах или на локомотивах. Нынешняя тенденция такова, что при мощности 2 – 2,5 МВт в ближайшем будущем будут работать только высокооборотные двигатели.

– Дизелестроением занимаются многие компании в мире. Какой вы видите рыночную нишу ваших разработок?

– Мы создали уникальную машину. Она соответствует экономическим и экологическим требованиям завтрашнего дня и может применяться в разных форматах. Начинали эту работу еще до западных санкций, поэтому планировали выйти с новым двигателем на международные рынки. Мы опирались на лучшие конструкторские умы, новейшие технологии, привлекали лучшую – без преувеличения – инжиниринговую команду в мире. Несколько лет наши ребята работали в отрыве от семей в Западной Европе.

Нам остался один шаг – организовать серийное производство. По нашим планам, это должно случиться в 2018 году. Сделать это будет проще с учетом того, что дизелестроение признано стратегическим направлением развития промышленности Петербурга. Основные инвесторы проекта – наша компания и Внешэкономбанк.

– Для запуска дизеля в серию вам, наверное, потребуется не только финансовая, но и промышленная кооперация. Уместно ли говорить о создании в Петербурге дизелестроительного кластера?

– Пожалуй, это маловероятно, если говорить о некоем объединении предприятий. В России работает около десяти дизелестроительных заводов. Сегодня часть этих заводов интегрирована в различные холдинги, для которых дизелестроение не является приоритетным. Часть дизелестроительных заводов и вовсе находится в свободном плавании. Вот если бы у них были какие-то перспективы для кооперации, это было бы логичнее. Но опыт западных стран показывает, что развитие высокотехнологичных отраслей так или иначе происходит при поддержке государства.

– Повлияли ли на вашу работу западные санкции?

– Санкции принесли нам некое отрезвление. Напомнили, что стоит рассчитывать только на себя. Есть и положительный эффект: у нас появились новые заказы из-за прекращения поставок оборудования некоторыми иностранными компаниями. Но тут же вскрылись проблемы, связанные с техническим перевооружением: покупка оборудования и технологий осложнилась. Наши программы техперевооружения были привязаны к закупке оборудования, в основном иностранного. К сожалению, не так много российских поставщиков соответствует сегодня нашим высоким требованиям. Из-за отсутствия внешних источников труднее стало получить и финансирование. При этом, несомненно, удешевление рубля сделало нашу продукцию конкурентоспособнее и на российском, и на мировом рынках.

– Ощутимым ли оказался разрыв связей с украинскими поставщиками?

– Конечно, потеря такого мощного партнера и родного соседа – это печально. Для нас это было очень болезненно, многое пришлось осваивать самим. Например, несколько лет украинские заводы поставляли нам гильзы для производства двигателей. Это элемент из высокопрочной стали со сложной геометрией, требующий особой обработки. Пришлось налаживать их производство на «Звезде». Хотя мы не считаем, что абсолютно все для производства двигателя необходимо выпускать самим. Сейчас до 90% комплектующих делаем сами: от алюминиевой чушки до более сложных элементов, цилиндров, например. А одних только этих цилиндров в нашем двигателе целых 112.

– Выпускаете ли вы двигатели серийно, делая их дешевле, или работаете на штучные заказы?

– По сравнению с советским периодом объем заказов в постперестроечное время упал в десять раз. В течение нескольких десятков лет мы в общем-то сводили концы с концами. Поэтому серийно производить что-то было невыгодно: мы всегда работали под заказ и жили довольно экономно.

Но сегодня, когда появилась возможность обеспечить российский флот и других крупных заказчиков нашей продукцией, приходится менять сам подход к работе. В последние годы из-за внешнеполитической ситуации объем заказов у нас вырос втрое. Конечно, это определенный вызов для нас. Для этого требуется организация производства совершенного иного уровня, переход к серийности выпуска. Сейчас мы находимся на стадии переформатирования производства.

– Сегодня много говорят о выводе заводов из города. Вас эта кампания коснется?

– С точки зрения организации производства наша территория оптимальна. Обухово – не центр, но и не периферия. Если говорить о кампанейщине по выводу заводов из Петербурга, я вспоминаю, как устроено дизельное производство в Австрии. Заводы работают в самом центре Граца, второго по величине города в стране, по соседству с жилыми домами. И никаких проблем и разговоров относительно «серых поясов» там нет.

На мой взгляд, основная проблема заключается в более разумном отношении к экономике в долгосрочной перспективе. В России часто бегут за очень коротким результатом либо каким-то новомодным веянием. Европейцы в этом вопросе крайне прагматичны. По их мнению, если компания располагается в центре города и обеспечивает несколько сотен человек рабочими местами, соблюдает все экологические требования и существенно наполняет бюджет города, генерирует заказы для ученых, принимает на практику студентов из технических вузов, то такой завод – хорошая перспектива для города на десятки лет. Сиюминутные увлечения европейцам чужды. Нам, увы, нет.

– Есть ли у вас планы по расширению?

– Безусловно, и связано это все с тем же уходом украинских поставщиков. Мы готовим к запуску новый производственный комплекс, затраты на который превысили 2 миллиарда рублей. Осенью этого года планируем его открыть. С учетом ввода новых мощностей «Звезда» полностью обеспечит комплектующими возросшие объемы госзаказа.

– Не противоречит ли идее расширения производства план по оптимизации обширной территории «Звезды»?

– Нет, потому что места у нас, конечно, предостаточно. Но на то есть исторические причины. В советские годы считалось, что после бомбардировки половины площади предприятия оно все равно сможет работать на оставшейся территории. Поэтому на старых советских заводах все так некомпактно и многие технологические участки дублируются.

Конечно, с точки зрения рыночной экономики объяснить это никак нельзя. Сейчас основное производство сконцентрировано примерно на трети нашей территории. У нас были разные идеи по поводу того, как лучше провести редевелопмент оставшейся площади. Исходя из долгосрочной перспективы, в 2010 году мы решили создать у себя индустриальный технопарк. Сегодня в нем работает около десятка самодостаточных производственных предприятий. Кто-то делает тренажеры, кто-то работает на автопром или на строительный рынок, кто-то занимается механообработкой.

– Рабочие специальности по-прежнему не слишком популярны у современной молодежи? Подтверждается ли это вашим опытом?

– Не совсем, потому что мы стараемся объяснить молодым людям, что работа с техникой на порядок интереснее, чем в офисе. Она наполнена конкретикой и дает возможность для реального творчества. «Звезда» сотрудничает с учебными заведениями, привлекает лучших студентов. У нас подписаны договоры со многими техническими вузами и колледжами города. В прошлом году на заводе появилась кафедра «Двигатели и механизмы» Петербургского политехнического университета. Отмечу, что сейчас у нас довольно много молодых конструкторов.

В апреле мы второй раз приняли участие во всероссийской акции по профориентации молодежи «Неделя без турникетов», которую проводит Союз машиностроителей России. В течение месяца 109 студентов и учащихся образовательных учреждений Петербурга смогли свободно посетить предприятие. Мы регулярно организуем экскурсии на предприятие для школьников и всех желающих.

Развиваем и систему наставничества. В прошлом году взяли на практику около 70 студентов из 13 учебных заведений города. За ними в качестве наставников были закреплены 58 сотрудников завода. Новички могут обучаться в течение трех месяцев, за это время они легче войдут в рабочий процесс.

Мы постоянно ведем программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. У нас есть лицензия на подготовку специалистов по 26 рабочим специальностям. Только за прошлый год в Школе молодого рабочего подготовили 16 квалифицированных рабочих, более 200 человек прошли повышение квалификации. И приятные результаты есть: наши работники регулярно становятся победителями конкурса «Лучший по профессии Невского района».

Подготовила Галина НАЗАРОВА

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе

"Дизельный" олигарх Плавник в центре нового медийного скандала в Тюмени

Егор Серов

В казалось бы спокойном регионе, которым считается Тюменская область, бушуют нешуточные страсти, причем ни где-нибудь, а в «стратегической» медийной сфере. На сей раз объектом внимания правоохранительных органов стал крупнейший радио-холдинг области – «Радио Западной Сибири».

Справка. Холдинг «Радио Западной Сибири» (РЗС) является одной из крупнейших региональных радиовещательных сетей. Ему принадлежат частоты в 15 городах Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, в том числе, в таких как Тюмень, Салехард, Ханты-Мансийск. В этих городах работает входящая в структуру холдинга радиостанция, осуществляющая вещание под брендом «Красная Армия» (существует с 2001 года). С 2007 года на УКВ диапазоне в г.Тюмени холдинг осуществляет вещание радиостанции «La Femme», рассчитанной на женскую аудиторию. Кроме того, в столице Тюменской области РЗС является сетевым партнером радиостанций «Европа плюс» и «Радио «Ретро» входящих в «Европейскую медиа-группу». Организационно холдинг не оформлен, так как состоит из нескольких компаний объединенных одной группой владельцев. В частности, пакет лицензий на радиочастоты в городах Тюменской области, ЯНАО и ХМАО (на них вещает «Красная Армия») оформлен на ЗАО «Радио Западной Сибири». Частота на которой вещает «Красная Армия» в г.Тюмени оформлена на ООО «Старлет», а частота на которой располагается «Европа плюс» принадлежит ЗАО «Радио Гермес». До осени 2005 года эти компании возглавлял Владимир Богоделов контролирующий в них, от 25% до 26%. Основными же владельцем ООО «Старлет», ЗАО «Радио Гермес» и ЗАО «РЗС» являются структуры контролируемые Павлом Плавником (в частности, возглавляемая им петербургская «Компания «Гермес» владеет 70,44% акций ЗАО «РЗС»). На данный момент структуры входящие в холдинг возглавляет Анзори Исаков.

Впрочем, история конфликтов вокруг этого актива началась не сегодня и не вчера. Чтобы понять, что происходит с группой вещающей на 15 городов Тюменской области (вместе с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами) необходимо вернуться в 2005 год. Тогда основные владельцы холдинга Павел Плавник и Геннадий Данилов (в данный момент они руководят ФПГ «Скоростной флот» (г.Санкт-Петербург), а также рядом компаний, в том числе, теми которым принадлежит медиа-холдинг) фактически отправили в отставку основателя компании, генерального директора ЗАО «Радио Западной Сибири» Владимира Богоделова. Вместо него был назначен некто Анзори Исаков, мелкий предприниматель основной заслугой которого, на тот момент, являлось якобы его родство с Павлом Плавником.

Но по-хорошему расстаться с гуру тюменского медийного рынка не получилось, поскольку, господин Богоделов и его супруга владели акциями и долями в структурах входящих в медиахолдинг. Причем, в некоторых структурах эти доли составляли 26%, что гарантировало основным акционерам непрерывную головную боль. С этого момента и начались, хоть и вялотекущие, но от этого не менее нервные, боевые действия вокруг этого актива. То в компании контролируемой Владимиром Богоделовым проходят милицейские обыски, связанные с давним делом, недвусмысленно намекающие на то, откуда «дует ветер». То уже против «конкурирующей фирмы» готовится иск в арбитражный суд.

Но ни к каким ощутимым результатам это не привело, поскольку и органы власти, и, по большему счету, прокуратура с милицией остались в стороне от этого «спора хозяйствующих субъектов».

Возможно, отсутствие внимания со стороны общественности и власти к этому конфликту привело нынешнее руководство к мысли, что любая деятельность не будет иметь никаких последствий. Кто же осмелится тронуть такой общественно-политический ресурс как группа радиостанций?

И пошло-поехало. Начиная с 2006 года в холдинге произошла финансово-организационная реструктуризация, в результате которой были организованны многочисленные ООО с однотипными названиями – «Просто радио», «Всё радио», «РИА «Радио Западной Сибири», «РЗС-АРТ». Занимаются они, в основном, что собирают деньги за рекламу… которая выходит на радиостанциях «Красная Армия», «Европа плюс» и других, входящих в холдинг. То есть деньги оседают в мелких ООО, а сами радиостанции живут на жестком бюджете достаточном только для того, чтобы платить заработную плату персоналу. Естественно подлинные владельцы не известны, известны лишь директора этих маленьких компаний, контролирующих эфир большого холдинга. Вот, например, «Просто радио» и «Всё радио» возглавляет Наталья Плавник, по совместительству финансовый директор «Радио Западной Сибири». Нет смысла представлять этого человека, редкая фамилия дает возможность отследить связи «западно-сибирского» финансиста. Как и возможный путь финансовых потоков, направляемых этим человеком.

К слову, путями этих потоков заинтересовалась не только общественность, но и правоохранительные органы, доселе не проявлявшие должного интереса к деятельности медиахолдинга. Чтобы этот интерес удовлетворить, 20 июня этого года было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.159 УК РФ, «Мошенничество в крупном размере». В этом деле самое интересное то, что основным его фигурантом является уже упомянутая госпожа Плавник до настоящего времени занимающаяся выстраиванием схем, которые, вероятно, правоохранительные органы не считаю законными. Если им удастся это доказать, то финансовая служба холдинга может лишиться своего руководителя, примерно лет на шесть, а именно такой срок лишения свободы предусматривает эта статья.

Является ли это уголовное дело, в котором фигурирует близкий, к взявшемуся за строительство дизелей, Павлу Плавнику человек, сигналом к тому, что медиарынок области не предмет для свободного творчества олигархов или нет, покажет, как говорится, следствие. Но одно ясно – региональные СМИ, которые принадлежат команде господина Плавника, требуют внимания как важный общественно-политический ресурс, а не как рядовой бизнес-проект из разряда «выжать все и продать». И если этого внимания радиостанциям не уделять, то может статься, что одним уголовным делом история радио-холдинга не закончится.


ОАО «ЗВЕЗДА» является одним из крупнейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга, российским лидером по производству легких высокооборотных дизельных двигателей различного назначения.
Завод был основан в 1932 году в Ленинграде на базе Машиностроительного отдела старейшего предприятия страны – завода «Большевик» (ныне «Обуховский завод») и первоначально специализировался на производстве танков.
История производства дизельных двигателей на заводе «ЗВЕЗДА» начинается с апреля 1945 года, когда был организован выпуск главных энергетических установок для боевых катеров ВМФ.
В начале 60-х гг. было освоено серийное производство принципиально новых сверхлегких, мощных звездообразных дизельных двигателей ЧН16/17, не имеющих аналогов в мире, что стало поводом для присвоения предприятию названия «ЗВЕЗДА».
Сегодняшняя продукция завода для судостроения – это дизельные двигатели, редукторные и реверс-редукторные передачи, реверс-муфты, планетарные редукторы, дизель-генераторы для скоростных морских и речных судов различного назначения (500 – 7400 кВт).
ОАО «ЗВЕЗДА» разработано и передано в эксплуатацию более 200 модификаций двигателей типоразмеров ЧН18/20 и ЧН16/17, которыми оснащены практически все построенные на верфях России пассажирские суда на подводных крыльях, значительная часть скоростных кораблей ВМФ, Пограничных войск, МЧС и различных предприятий судостроительной отрасли.
Созданные на базе двигателей ОАО «ЗВЕЗДА» современные пассажирские суда на подводных крыльях и патрульные катера развивает скорость до 90 км/час.
Осенью 2006г. ВМФ России был передан новейший артиллерийский корабль «Астрахань» (проект 21630), оснащенный разработанными и произведенными ОАО «ЗВЕЗДА» двумя двигателями М507Д (каждый из которых обеспечивает мощность в 8000 л.с.) и двумя дизель-генераторами ДГАС-315.
При создании новой серии отечественных сторожевых кораблей (пр. 20380), ОАО «ЗВЕЗДА» оказалось единственным в России предприятием, которое смогло за короткие сроки создать двухскоростную реверс-редукторную передачу, передаваемой мощностью 12000 л.с.
С 1958 года по настоящее время ОАО «ЗВЕЗДА» является одним из основных российских поставщиков дизельных двигателей для нужд железных дорог дизельного моторвагонного подвижного состава (ДМВПС), к которому относятся дизель-поезда, автомотрисы и рельсовые автобусы, а также путевые машины различного назначения.
Сегодня дизели ОАО «ЗВЕЗДА» работают на 9 из 17 железных дорог России (Московская, Сахалинская, Северо-Кавказская, Приволжская, Горьковская, Калининградская железные дороги), а также в Белоруссии, Украине, Казахстане и странах Прибалтики. Они являются основой тяговых единиц пассажирских поездов, обслуживающих линии местного и пригородного сообщения на неэлектрифицированных участках железных дорог.
ОАО «ЗВЕЗДА» является ведущим производителем дизель-генераторных установок и автоматизированных электростанций для оборонных, промышленных, жилищно-коммунальных и других объектов.
Предприятием изготовлено более 5000 электростанций для нефте- и газодобывающей отрасли, Министерства обороны, различных объектов государственного значения (здания Государственной Думы РФ, Управления делами Президента РФ, Центрального Банка РФ и др.) и других заказчиков.
В последние три года электростанции ОАО «ЗВЕЗДА» были установлены в рабочих поселках проекта «Сахалин-II», в девяти больницах Санкт-Петербурга, государственном комплексе «Дворец Конгрессов» под Петербургом, российской антарктической станции «Прогресс».
Предприятие обладает развитым производственным комплексом, включающим собственный Инженерный центр, литейное, кузнечно-прессовое, механообрабатывающее, сборочное производство, испытательные стенды. ОАО «ЗВЕЗДА» обеспечивает всю выпускаемую продукцию запасными частями и необходимыми сервисными услугами.
По действующей программе реструктуризации производится создание новых производственных участков и модернизация технологических линий. Развитию предприятия способствует внедрение современных систем управления и информационных систем.
В 2004 г. международным классификационным обществом Bureau Veritas Quality International подтверждено соответствие системы менеджмента качества ОАО «ЗВЕЗДА» стандарту ISO-9001:2000.
ОАО "ЗВЕЗДА" является членом Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты, Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга, Российского Союза Машиностроителей.

Подконтрольное предпринимателю петербургское ПАО "Звезда" на треть увеличило выручку за 2017 год, но износ станочного парка не позволил заводу выполнить в срок военные заказы.

Петербургский производитель судовых дизельных двигателей "Звезда" за прошлый год увеличил выручку на 33,33%. Увеличению оборота поспособствовал гособоронзаказ, который, по словам совладельца завода Павла Плавника, за последние три года увеличил портфель в семь раз. Несмотря на рост денежного потока, износ оборудования мешает заводу показывать высокую прибыль. Руководство предприятия прорабатывает различные варианты привлечения финансирования под модернизацию.

ПАО "Звезда" опубликовало бухгалтерскую отчетность за прошлый год. За этот период выручка предприятия выросла на треть: с 1,5 млрд рублей до 2 млрд рублей. Петербургский завод производит высокооборотные дизельные двигатели для военного и гражданского флота и редукторы для силовых установок среднетоннажных боевых кораблей. Также предприятие несколько лет назад разработало опытный образец дизельного двигателя "Пульсар", который на "Звезде" планируют производить для нескольких сегментов гражданского рынка: железнодорожного транспорта, карьерной и строительной техники, дизель-генераторных установок, а также для судов внутреннего и прибрежного плавания.

По словам генерального директора НПК "Звезда" (управляющая компания группы) Павла Плавника, рост связан с увеличением объемов гособоронзаказа. "Портфель заказов за три года вырос более чем в семь раз",— рассказывает господин Плавник. По его словам, основной прирост к портфелю завода дали заказы на силовые установки для малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 "Каракурт" (строятся заводами "Пелла" в Ленобласти, "Море" в Феодосии и Зеленодольским заводом имени Горького в Татарстане) и тральщиков проекта 12700 "Александрит" (строит петербургский Средне-Невский судостроительный завод), а также редукторы для кораблей, строящихся на Северной верфи и Амурском судостроительном заводе (входят в Объединенную судостроительную корпорацию).

Минобороны начало размещать заказы на строительство МРК "Каракурт" после того, как российские заводы не смогли своевременно сдать среднетоннажные военные корабли, заказанные военным ведомством ранее. Причиной послужил отказ иностранных производителей силовых установок от поставок в Россию: двигатели для российских фрегатов и корветов в 2014 году, после присоединения Россией Крыма и начала боевых действий на востоке Украины, отказались поставлять украинское "Зоря-Машпроект" и немецкое MTU. Малые ракетные корабли, по замыслу ВМФ, должны заменить более крупные корабли, не поступившие на службу вовремя. На сегодня в России заказано 12 МРК, все они комплектуются высокооборотными двигателями "Звезды". Источники "Ъ" в отрасли еще несколько лет назад предполагали, что резкое увеличение числа малых ракетных кораблей в постройке приведет к задержке сроков производства оборудования для этих заказов: поставщики в условиях ограниченных производственных мощностей и необходимости в срочном порядке увеличивать численность персонала не справляются с поставленными сроками.

"То, что необходимо, мы в полном объеме не успеваем сделать: состояние оборудования не позволяет укладываться в сроки",— объяснил Павел Плавник. По той же причине предприятие показывает невысокую прибыль: при росте оборота на треть она составила 14 млн рублей. "В заделе находится много работ. Большой объем затрат приходится на обеспечение работоспособности оборудования. Процент износа техники требует высоких затрат",— говорит совладелец завода. В прошлом году "Звезда" закупила 12 новых металлообрабатывающих станков, часть из них сегодня поступила на предприятие. Но для успешного выполнения гособоронзаказа заводу потребуется дальнейшее обновление станочного парка.

Петербургское предприятие "Звезда" и "Уральский дизель-моторный завод" (УДМЗ), входящий в группу "Синара", в конце прошлого года создали СП для выпуска дизельных двигателей нового поколения. Проект призван удовлетворить как внутренний спрос, так и потребность внешних рынков. О ходе реализации проекта, планах работы и диверсификации производства в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель совета директоров ПАО "Звезда" Павел Плавник.

- Павел Гарьевич, какие финансовые показатели у "Звезды" по итогам 2017 года?

Выручка выросла в 1,5 раза к прошлому году, до 2,1 млрд рублей. По количеству различных проданных изделий рост составил 23%. Чистая прибыль небольшая, около 40 млн рублей. Это связано с периодом роста: есть большие заделы, очень много средств идет на сохранение и развитие технологических возможностей, так как парк оборудования во многом изношен и требует значительных затрат на обновление и модернизацию. Подавляющая часть выручки - более 90%, - сформирована за счет гособоронзаказа в судостроении.

- Планируется снижать долю гособоронзаказа?

Конечно, мы бы хотели максимально диверсифицировать рынки сбыта, основным драйвером должны стать новые семейства высокооборотных дизельных двигателей М-150 и ДМ-185. За счет вывода этих двигателей на рынок можно будет обеспечить более глубокое проникновение в такие сферы, как железнодорожная техника, карьерная техника и автоматизированные электростанции. Сами двигатели созданы, рынки сбыта есть, потребность подтверждена в объеме около 1 тыс. единиц в год. Основная доля - двигатели для электростанций, затем - для маневровой железнодорожной техники, в меньшей степени - для судостроения. В настоящее время решается вопрос о финансировании организации серийного выпуска этих двух линеек на базе нашего СП, созданного ПАО "Звезда" вместе с УДМЗ. Площадкой для производства может быть выбран как Петербург, так и Екатеринбург. Необходимый объем инвестиций в проект составляет от 4 млрд рублей до 7 млрд рублей в зависимости от уровня локализации и технологических решений.

- Рассматриваете возможность поставки оборудования для нефтегазового комплекса?

Для этой отрасли могут быть созданы различные агрегаты на базе новых двигателей: дизель-насосы, дизель-генераторы и другое оборудование. Есть и подтвержденная потребность, которая легко просчитывается по количеству закупаемой нефтегазовыми компаниями иностранной техники. Это "пульсирующие" объемы, нельзя сказать, что такой рынок очень стабилен. Но есть множество объектов и в других отраслях, которые требуют поддержания "жизненного цикла" с точки зрения энергетики. Например, сейчас даже у каждого крупного магазина стоит комплекс дизель-электрических станций. Все это дает достаточно большие перспективные объемы.

- А авиационная тематика "Звезду" не интересует?

Направление интересное, чисто теоретически есть возможности использования новых высокооборотных двигателей и для малой авиации, но это принципиально другое направление и вопрос даже не завтрашнего дня. Надо изучить рынок и объем потребления. По нашим оценкам, при успешной реализации проекта серийного производства двигателей М-150 и ДМ-185 появится оборот около 15 млрд рублей в год. Наличие такого оборота позволит развивать не только производственную площадку, но и взаимосвязь с клиентами в части удовлетворения их специальных технических требований. Это потребует серьезного инженерно-технологического сопровождения таких изделий. При наличии инженерной базы под конкретные задачи, будь то арктическая станция или самосвал для работы на больших высотах, опыт и компетенция позволят замахнуться и на другие сферы, и дорабатывать базовую машину для потребителей из разных отраслей, в том числе из авиастроения. Пока более реальным и перспективным является доработка двигателей для перехода на газомоторное топливо.

- Не планируете создание других СП и покупку активов?

В перспективе, возможно, потребуются специалисты, связанные с агрегатированием. Организация производства дизелей - достаточно понятная процедура, а вот для инжиниринга и вывода на рынок различных агрегатов на базе новых двигателей, так называемого пакеджирования, потребуются те, у кого есть подобный опыт. Существует ряд компаний, с которыми мы могли бы организовать совместную работу. Что это будет - покупка, поглощение или что-то еще, - второй вопрос.

- А как обстоят дела с экспортом?

Все поставки продукции военного и двойного назначения на внешние рынки проходят через Рособоронэкспорт, и мы не имеем права просто приехать сегодня, например в Латинскую Америку, представить на выставке и продать нашу продукцию. К сожалению, сегодня это уникальное ограничение, которое по-прежнему сохраняется, несмотря на наши многочисленные обращения. Это ограничение дискриминирующее, поскольку у западных компаний его нет: они могут самостоятельно продавать любому военно-морскому флоту любую продукцию, за исключением случаев каких-то санкций. Это существенно снижает коммерциализацию для нас.

Еще один серьезный фактор - требование со стороны заказчика сервиса 24/7. То есть в каждом регионе присутствия мы должны иметь соответствующую базу со складом запчастей и штатом специалистов, это достаточно серьезные затраты, и, опять-таки, необходимость проводить всё через Рособоронэкспорт.

Что касается новых двигателей, то изначально при их разработке ставилась задача обеспечить глобальную применимость. Я считаю, что мы ее достигли. И за счет соотношения "цена-качество", и за счет удовлетворения всех насущных требований - экология, экономичность эксплуатации и обслуживания, легкость и простота в работе, модульный принцип, высокая степень информационного насыщения, систем контроля и диспетчеризации.

- Санкции как-то отразились на работе "Звезды"?

Двояко. С одной стороны, появление санкций "просветило" мозги отдельным людям. Ситуация изменилась в корне, объем заказов стал в 10 раз больше, чем пять лет назад. Но если раньше мы находились в фокусе невнимания - хоть гольф-клуб на территории делай, - то сейчас, напротив, пристально следят и говорят, что мы недостаточно эффективно работаем.

В силу ряда факторов пока мы можем выполнять задачи, которые перед нами ставит государство, примерно на 70%. Динамика изменений оказалась такова, что в разы возросшие нагрузки (скачкообразное увеличение спроса) обнажили самые проблемные места предприятия - например, в части изношенности оборудования, недостаточности кадрового обеспечения. Мы делаем всё, что от нас зависит, но это объективные обстоятельства, которые не могут не повлиять на сроки выполнения работ. Работаем с этими проблемами и прилагаем все усилия, чтобы их решить. При этом сказать, что идет мощная государственная поддержка, нельзя. Сказать, что ее вообще нет, тоже нельзя, однако хотелось бы, чтобы она была более ощутимой и выражалась, в первую очередь, в понимании и в нормальном отношении. Понятно, что государственный контроль должен быть, но разумность, взвешенность и достаточность должны присутствовать. Сейчас, например, вышел документ за подписью президента РФ, регулирующий уголовную ответственность руководителей предприятий, работающих в сфере гособоронзаказа, за принятие "неправильных" решений. Срок - от 8 до 10 лет, а формулировки очень общие. В рамках этих формулировок любой руководитель может быть признан допустившим нарушения при выполнении гособоронзаказа. И это совсем нездорово.

- Какие прогнозы по показателям на 2018-2019 годы?

Ожидаем рост выручки в полтора раза, до 3,5 млрд рублей. В прошлом году мы ставили цель вырасти в два раза, но реальные возможности оказались ограничены, поэтому рост в полтора раза - пока предельная цифра. Для выполнения производственной программы продолжаем увеличивать численность основных производственных рабочих - на 37% по отношению к 2017 году - до 600 человек. Внутренние инвестиции планируются в объеме около 300 млн руб.