Обучение персонала: насколько эффективны тренинги? Тренинги для персонала компании История возникновения тренинговых групп

Чем отличается тренинговая форма обучения от других?

Издавна считалось, что воздействие на группу людей более эффективно, нежели индивидуальная работа с людьми. Почему это так? Работая сразу с несколькими членами группы, а не с одним человеком, мы экономим время. Известен групповой (стадный) эффект, когда человек в группе более внушаем, нежели вне ее, поэтому достичь поставленных целей в группе легче. В группе происходит взаимное обучение ее членов, они могут обмениваться личным опытом, пробовать новые приемы друг на друге. Поэтому в основном принята групповая форма обучения.

Известно, что приемы обучения могут быть разными - лекционное, семинарское, моделирование и наконец тренинговое. Чем же тренинги отличаются от других форм обучения? С помощью тренинга мы развиваем способности человека к обучению или овладению любыми сложными видами деятельности, связанными с общением. Можно заметить, что темы наиболее распространенных в бизнесе тренингов связаны с общением. Это тренинги продаж, переговоров, развития лидерских качеств и т.п.

История возникновения тренинговых групп

Первыми социологами, обратившими внимание на особенности работы людей в группе, были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель. В 1950 г. в Америке была создана Национальная лаборатория тренинга для изучения различных форм и методов групповой работы. Большинство школ тренингов возникло на базе психологических направлений, таких, как психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, нейролингвистические технологии. Зачастую тренинги представляют собой причудливое сочетание этих направлений. Но не бывает тренингов, которые просто обучают чему-либо, не имея в своей основе психологической школы или школ, - ведущие подобных занятий подразумевают под названием "тренинг" что-либо другое.

Слово "тренинг" возникло в клинической психологии и применялось к работе с психическими больными. Затем эти приемы стали применять и к здоровым людям. Такие тренинги называли социально-психологическими. Поэтому современные формы тренингов включают в себя элементы психокоррекции и психотерапии.

Различные формы ведения тренингов

Зачастую можно встретить профанацию методик проведения тренингов, что обычно проявляется у "натасканных псевдотренеров". Такие тренеры, как правило, могут предъявить дипломы зарубежных учебных заведений с громко звучащими названиями, но не имеют базового психологического образования. Они знают, какие упражнения и в какой последовательности необходимо выполнять с группой, их тренинги расписаны по минутам. Руководителям чаще всего нравится подобная точность и технологичность. Но при этом не учитывается специфика предприятия, тренеры не владеют техникой работы с группой, не могут справиться с непредвиденными ситуациями, не знают, как соотнести поведение обучающихся на тренинге с их работой и жизнью. В итоге "блестяще" проведенные тренинги ничего не дают сотрудникам предприятия, кроме затраченного времени и неадекватного представления о тренинговых формах обучения.

Менеджер по кадрам одного из предприятий, директор которого провел подобный тренинг, рассказывала об этом так: "Было обидно чувствовать себя ненужной. Тренеры предварительно не поговорили со мной, не узнали особенностей нашего предприятия, не соотнесли цели своих тренингов с нашими целями. В итоге мои подчиненные так и не поняли, зачем им нужны были эти занятия. Осталось лишь ощущение, что все было четко расписано по времени и вызубрен преподаваемый материал".

На рынке тренинговых продаж начало складываться мнение, что психологи для предприятий не нужны. Нужны менеджеры по кадрам, тренинг-менеджеры и т.п. При этом не учитывается, что все эти специальности связаны с работой с людьми, подразумевают хорошее знание психологии. Конечно, психолог, владеющий только психологией и помешанный на психотерапии, не очень-то вписывается в работу бизнес-предприятий. Но, с другой стороны, "натасканный" на нескольких тестах и техниках менеджер не сможет влиять на межличностные механизмы внутри предприятия. Оптимальный вариант - это тренер-психолог, который имеет также образование в области менеджмента и разбирается в механизмах работы бизнес-предприятий.

Особенности тренинговой работы

С чего следует начать подготовку к тренингу? Необходимо выяснить цели руководителя предприятия, заказывающего тренинг, и узнать, как, по его мнению, должен выглядеть конечный продукт. Изменение поведения сотрудников, сокращение конфликтных ситуаций, повышение объема продаж за счет новых форм общения с покупателями и представления товара - все это можно назвать продуктом, полученным в результате проведения тренинга. Например, руководитель предприятия по оптовой продаже во время предварительного собеседования о целях тренинга продаж задал такие вопросы: "Будете ли вы проводить предварительную встречу с нашими менеджерами?", "Будет ли учитываться специфика нашего продукта при обучении?" Получив положительные ответы, он сказал следующее: "Если бы вы ответили, что все это вам не нужно, я бы с вами не сотрудничал". И был полностью прав. Только такая глубокая работа, учитывающая специфику предприятия, настрой сотрудников, их запросы, мотивацию, может дать положительный эффект и решить задачи тренинговой подготовки сотрудников.

Тренинги различаются по форме проведения. Это может быть тренинг-дрессировка. Тренер с помощью жестоких манипулятивных приемов и положительного подкрепления формирует нужные варианты поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стирает" вредные и, по его мнению, ненужные. С нашей точки зрения такая форма ведения тренингов дает быстрые результаты, которые так же быстро и исчезают. Участники подобных тренингов, принимая философию избавления от ненужного в себе, в конечном счете теряют самих себя, перестают доверять себе. У них появляется сверхконтроль над своим поведением, что приводит к излишней скованности и развитию стресса. Количество вариантов их поведения ограничивается, присутствует страх неправильного поведения.

Другая форма - тренинг как тренировка - подразумевает натаскивание на формирование и отработку умений и навыков эффективного поведения. При такой форме работы участники получают ответы на то, как действовать в стандартно повторяющихся ситуациях, отрабатывают до автоматизма нужные модели поведения. Но в жизни ситуаций всегда больше, нежели мы предполагаем. При такой форме обучения участники тренинга будут не готовы к нестандартным ситуациям, потому что на тренинге "их не проходили".
Следующая форма тренинга - активное обучение. На таком тренинге прежде всего даются базовые психологические знания и на их основе отрабатываются необходимые умения и навыки. Эта форма более результативна. Но здесь многое зависит от тренера. Психологические знания должны быть адаптированы к специфике работы участников тренинга и помогать им в практической деятельности. Психологическое просвещение, мало связанное с запросами руководства предприятия, ведет к выработке мнения, что психологи на предприятии не нужны и психологические знания в работе не помогают.

Более результативным является тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников. В этом случае сотрудники учатся самостоятельно искать способы решения собственных проблем и расширяют варианты своего поведения. Задача тренера - дать необходимые психологические знания для более успешного поиска, а также раскрыть те ресурсы участников тренинга, которые они еще не используют в своей работе.

Итак, мы расположили варианты тренингов по степени уменьшения уровня манипуляций тренера и возрастания ответственности участников за происходящее на тренинге.

"Дрессировщик" полностью берет на себя ответственность за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. В результате и у участников формируется безответственное отношение к тому, что происходит на их предприятии.

Истинный тренер разделяет с участниками ответственность, вырабатывает у них понимание, что происходящее и на тренинге, и на их предприятии зависит и от них, а не только от тренера или руководства.

Из перечисленных форм тренинга видно, насколько важна личность ведущего и принципы, которых он придерживается во время обучения.

Менее важны варианты заданий и упражнений, так как одни и те же упражнения можно употреблять с разными задачами и целями.

Так как группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными скрытые факторы, возникающие на предприятии, то во время тренинга происходит моделирование систем взаимоотношений, характерных для реальной жизни участников. Опытный тренер пользуется этим и дает возможность увидеть и проанализировать в созданных им условиях психологической безопасности те закономерности, которые свойственны данному предприятию.

В группе сотрудник может обучаться новому, экспериментировать с различными стилями отношений. Подобное экспериментирование в реальной жизни всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания. Таким образом, тренинговая группа выступает в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и людям. Заметим главное - все это должно происходить в атмосфере принятия и поддержки.

Темы тренингов для руководителей

Продолжительность: 2 дня

Результаты:

  • Навыки понимания и применения технологий управления организационными изменениями.
  • Понимание руководителями своей роли в процессе управления персоналом, внедрения изменений для повышения эффективности деятельности персонала.
  • Приобретение навыков эффективной организации и проведения совещаний по анализу проблем и принятию решений.
  • Выработка плана повышения эффективности организации в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
  • Развитие коммуникативной компетентности у руководителей, навыки построения коммуникации и управление коммуникацией при проведении изменений.
  • Понимание принципов внедрения изменений и умение конструктивно управлять возможным сопротивлением.
  • Освоение технологий обратной связи.

Продолжительность: 2 дня

Результаты:

  • Формирование системы ключевых понятий в области наставничества.
  • Умение индивидуально подходить к развитию каждого отдельного сотрудниками.
  • Знакомство с методами развития сотрудников на рабочем месте на разных стадиях жизненного цикла сотрудника в должности.
  • Тренировка навыков предоставления развивающей обратной связи сотрудникам.
  • Освоение техники проведения развивающей беседы с молодыми специалистами.
  • Выработка алгоритмов работы со «сложными» сотрудниками, преодолевать сопротивление.
  • Повышение эффективности делового взаимодействия в работе с сотрудниками на испытательном сроке.

Продолжительность: 2 дня

Результаты:

  1. Принципы личной эффективности руководителя.
  2. Освоение 2 базовых навыков личной эффективности: «Будьте проактивны» и «Начинайте, представляя конечную цель».
  3. Освоение навыка расстановки приоритетов, управления временем.
  4. Освоение навыка делегирования полномочий
  5. Управление полярностями – неразрешимыми противоречиями, крайностями, существующими в работе менеджера.
  6. Формирование плана индивидуального развития в 4 направлениях (психо-физиологический, профессиональный, социальный, ценностный).

Продолжительность: 2 дня

Результаты:

  • знания и практические приемы эффективной подготовки, организации и проведения совещаний, оптимизации процесса группового взаимодействия в ходе управленческих совещаний с целью получения качественного результата на выходе.

Продолжительность: 2 дня

Результаты:

  • Постановка целей и делегирование задач сотрудникам с учетом индивидуальных различий, использование различных методов контроля
  • Система планирования, которая больше всего соответствует их индивидуальным особенностям.
  • Расстановка приоритетов и управление временем. Техники принятия решений.
  • Приемы работы в разных стилях руководства по отношению к различным типам сотрудников

Продолжительность: 2 дня

Результаты:

  • интересно, ярко и более эффективно проводить свои программы (рабочие группы, митинги, тренинги);
  • профессионально фасилитировать групповые корпоративные мероприятия (мозговые штурмы, конференции, рабочие встречи);
  • проводить презентации на высоком уровне совсем простыми техническими средствами;
  • улучшить коммуникацию и мотивацию в ваших группах;
  • развить большую свободу и креативность в подготовке и ведении встреч;
  • получить большую отдачу от групповых обсуждений, совещаний.

Продолжительность: 2 дня

Результаты:

  • Понимание места управления персоналом в системе организационных стратегий.
  • Знакомство с системным подходом к управлению персоналом, роли руководителя и роли HR (политики и стратегии персонала).
  • Знакомство с технологией определения требований к должности для найма, оценки, обучения, развития и мотивации персонала.
  • Освоение технологии подбора и мотивации кандидатов при приеме на работу.
  • Овладение техниками адаптации молодых специалистов, этапами наставничества, методами развития сотрудников на рабочем месте, планирования карьеры.
  • Умение ставить цели, определять точки контроля и показатели эффективности.
  • Умение подбирать необходимый стиль руководства в зависимости от зрелости подчиненного.
  • Умение мотивировать персонал, используя нематериальные стимулы.
  • Знакомство с политикой кадрового мониторинга.

Продолжительность: 2 дня

Результаты:

  • Умение ставить осознанные цели и формировать план индивидуального развития.
  • Умение выстраивать границы ответственности.
  • Знакомство с принципами развития эмоционального интеллекта у себя и у других людей.
  • Умение вести беседу методом вопросов, слушать.
  • Умение отделять факты от мнений.
  • Умение повышать уровень осознанности собеседника для безопасности и личной эффективности, нового качества жизни.
  • Трансформация негативных доминант.
  • Умение восстанавливать душевное равновесие, баланс в поведении.
  • Умение сопровождать других в процессе изменений.
  • Умение выявлять уровень стресса.
  • Умение десенсибилизировать стрессовое состояние, приводить другого в рабочее состояние.
  • Умение формировать ресурсные состояния у других для достижения целей.
  • Умение восстанавливать внутреннее равновесие для устойчивого развития.

Эффективный руководитель обладает набором компетенций, таких как ориентация на результат, стратегическое мышление, умение мотивировать своих подчиненных, инициативности, управленческими навыками, навыками личной эффективности. Тренинги для руководителей – это один из самых быстрых и результативных методов развития данных способностей. Бизнес тренинг — активный метод обучения, это значит, что вы не просто получаете теоретические знания. Целью тренинга является развитие практических навыков, именно поэтому во всем мире он считается наиболее эффективной формой обучения.

На наших тренингах для управленцы получают практические инструменты, которые сразу же смогут применять в работе. Мы проводим тренинги для руководителей разного уровня и работаем с вашими конкретными задачами. Каждый тренинг адаптируется под ваш индивидуальный запрос и особенности бизнеса. Ниже представлен список тем тренингов для руководителей, также обратите внимание на другие разделы , и другие. Если подходящей темы нет в списке, пожалуйста, свяжитесь с нами.

Executive коучинг – это индивидуальная работа с руководителем для достижения его определенных целей. Самый главный плюс коучинга – возможность полностью проработать запрос клиента, решить поставленные задачи. Для того, чтобы оставить заявку на коучинг, пожалуйста, свяжитесь с нами.

Если вы не нашли интересующую вас программу в списке, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы подготовим тренинг и предоставим тренера под ваш уникальный запрос.

Подробные программы тренингов вы всегда можете получить, позвонив нам или написав.

В случае вашего интереса, мы с удовольствием встретимся с вами и расскажем о нас, наших возможностях, опыте и о том, чем мы можем быть для вас полезными, расскажем об опыте проведенных мероприятий, покажем отзывы клиентов.

Вы можете связаться с нами любым удобным для вас способом:

С целью обеспечения себя грамотными, квалифицированными сотрудниками многие предприятия используют проведение тренингов для персонала. Современные условия диктуют правила жесткой конкуренции на кадровом рынке. Поэтому обучение и развитие персонала, повышение его квалификации – вопросы очень важные.

Что такое тренинг для сотрудников и какова его основная функция? Тренинг (от английского train, что означает “воспитывать, развивать, обучать”) – кратковременная форма активного обучения, во время прохождения которого происходит развитие знаний, умений, навыков, социальных установок и психологических приемов, а также применение и укрепление полученных знаний.

Корпоративный тренинг, или тренинг для персонала, используется для развития навыков сотрудников, укрепления управленческого взаимодействия, он повышает эффективность деятельности организации или предприятия.

Для того чтобы достичь необходимого результата, используется комплекс тренингов. Несмотря на то что это достаточно емкий и сложный процесс, который затрагивает все аспекты ведения бизнеса, этот метод полностью оправдывает все временные и финансовые затраты, с ним связанные. Доказано, что в результате успешного проведения обучения персонала в подобной форме показатели эффективной работы сотрудников предприятия в своих отраслях значительно возрастали.

Виды тренингов для персонала

Для профессионального роста своих подчиненных руководители предприятий используют несколько видов тренингов:

  1. Тренинги, которые призваны выработать и улучшить уровень профессиональных навыков сотрудников. Они улучшают умение вести переговоры, оптимизируют технику продаж.
  2. Тренинг управления помогает развить лидерские способности, умение строить команду, сплотить коллектив вокруг одной общей цели.
  3. Тренинги успешной работы в команде направлены на развитие коммуникативных навыков, умений эффективного общения в группе, нахождения альтернативных вариантов решения проблем и конфликтов в рабочем коллективе.
  4. Тренинг тайм-менеджмента, который учит правильному планированию своего времени, благодаря чему рабочие задачи выполняются более продуктивно и в необходимый срок.
  5. Психологические тренинги для персонала направлены на то, чтобы повысить самооценку членов группы, помочь людям обрести уверенность в себе, побороть свои страхи, комплексы, устранить тревожность. Совершая важные изменения в сознании участников, такие тренинги также способствуют их личностному и профессиональному росту.

С чего начинать обучение персонала?

Результативность тренинга, эффективное выполнение всех поставленных перед ним задач зависит от четкого планирования, грамотного выбора целей, на которые тренинг будет ориентирован, обусловленных потребностями компании.

Для планирования обучения необходимо учесть все уровни рабочего коллектива, которые будут принимать участие в тренинге, заранее согласовать время обучения, форму и тематику с членами тренинга и их непосредственными руководителями. Важен и правильный выбор самого тренера.

Исследования показывают, что большая доля успеха проведенного обучения зависит от составления грамотного плана: за 80% отличных результатов отвечают верный выбор формы обучения, личность тренера, который поможет создать необходимую мотивацию на успех. Момент создания мотивации, направленности на результат проведения обучения, очень важен. Ведь, если сотрудники отнесутся к тренингу как к наказанию или очередным каникулам, проделанная работа не принесет необходимого эффекта и не позволит добиться поставленных целей.

Выбирая тренера, важно обратить внимание на следующие факторы:

  • для тренера необходимы навыки самопрезентации и «языка тела»;
  • тренер должен уметь установить доверительные отношения в группе, для того чтобы быть услышанным аудиторией;
  • важно легко и ловко управлять процессом проведения тренинга (высокий уровень умения вести дискуссию, следить за динамикой коллективных мыслительных процессов, быстро реагировать на любые изменения в групповой активности);
  • уметь использовать и комбинировать формы обучения, сочетая их таким образом, чтобы добиться наибольшей эффективности тренинга;
  • тренер должен поощрять энтузиазм участников, вызывать у них желание активно применять свои знания.

В ходе тренинга для персонала используются различные методики:

  1. Метод кейса – выделение конкретной проблемной ситуации с последующим нахождением оптимальных путей ее решения.
  2. Деловая игра – тренер моделирует возможные ситуации, на которые необходимо найти несколько подходящих вариантов возможного развития событий.
  3. Ролевая игра – участники берут на себя разные роли и проигрывают определенные ситуации, которые могут возникать в трудовом процессе.
  4. Групповая дискуссия, или консилиум, групповое обсуждение проблем, задач, вопросов для того, чтобы найти верное решение сообща.
  5. Мозговой штурм – стимулирование развития креативности, творческого начала у членов группы.

Для того чтобы оценить эффективность тренинга, можно провести анкетирование персонала, опросы участников, в котором важны впечатления всех членов, интроспекция и самоанализ.

Также используются контрольные упражнения, позволяющие определить уровень овладения необходимыми навыками и знаниями. Оценить, насколько результативно прошло обучение персонала, можно с помощью наблюдения непосредственного руководства «в поле», то есть за исполнением сотрудником своих трудовых обязанностей.

Проведение тренингов для персонала – выгодное капиталовложение, ведь высокий уровень квалификации сотрудников, их блестящие профессиональные знания и умения являются одной из основных составляющих успешной деятельности всей организации.

В условиях жесткой конкуренции кадровый вопрос становится особенно острым. Грамотные сотрудники, способные решать задачи любой сложности, влияют на развитие компании, рост ее конкурентоспособности и увеличение прибыли. Потому повышение квалификации персонала и его регулярное обучение становятся приоритетными задачами для руководителей, которые думают о завтрашнем дне своей организации.

Тренинги для персонала от компании LiCO

Современная форма обучения персонала, давно зарекомендовавшая себя, - корпоративные тренинги. Компания LiCO занимается организацией и проведением тренингов для работников предприятий России, Казахстана, Беларуси более 19 лет. Многие руководители уже сделали выбор в сторону корпоративного обучения своих сотрудников, и теперь их предприятия являются лидерами рынка. Проведение тренингов для сотрудников - достаточно сложный и емкий процесс. Однако результаты работы людей, прошедших такое обучение, оправдывают финансовые и временные затраты. Как правило, тренинги для персонала компании состоят из следующих блоков:

  • лекций;
  • обучающих видео;
  • ситуационных и ролевых игр;
  • консилиумов или групповых дискуссий;
  • тренировок и отработки навыков в группах с небольшим числом участников;
  • разборов кейсов и ситуационных задач;
  • выполнения индивидуальных и групповых упражнений;
  • просмотра и анализа видео- и аудиоматериалов.

Понимая важность практики, мы не умаляем значения теоретических знаний. Поэтому тренинги для персонала на 20 % состоят из теории и на 80 % из практики. Именно такое соотношение позволяет добиваться высоких результатов. После прохождения тренинга сотрудник получит необходимые знания и навыки, чтобы сразу же применить их на практике. Все участники тренингов обеспечиваются необходимыми методическими материалами и кейсами.

Индивидуальный подход к клиентам

Основной принцип работы компании LiCO - индивидуальный подход к каждому клиенту. Мы учитываем пожелания заказчика и адаптируем обучение под него. Программы зависят от целей, поставленных клиентом. Работа тренеров, результаты проведенного обучения формируются на основе задач, определенных заказчиком.

Цель проведения тренинга - формирование навыков и умений, необходимых для решения следующих задач:

  • эффективного тайм-менеджмента;
  • целеполагания;
  • создания позиции руководителя;
  • повышения мотивации сотрудников;
  • улучшения коммуникации;
  • поддержания стандартов технологического процесса;
  • контроля результатов и предоставления конструктивной обратной связи;
  • управления деятельностью сотрудников.

Тренинги для руководящего состава предприятий могут быть направлены на развитие следующих компетенций:

  • управление людьми;
  • обучение подчиненных;
  • оказание влияния;
  • творчество;
  • ответственность и гибкость;
  • навыки работы с информацией.

Результаты проведения тренингов

Чтобы обучение было эффективным, важна правильная мотивация тех, кто его проходит. Персонал не должен думать, что прохождение тренинга - это вид наказания или, наоборот, внеплановый отдых. В противном случае даже самый эффективный учебный процесс не даст требуемого результата. Персонал должен понимать важность обучения для достижения собственного успеха и развития карьеры. После прохождения тренинга сотрудники предприятия узнают:

  • какими качествами обладают успешные лидеры;
  • каковы основные функции эффективного руководителя;
  • чем эффективный управленец отличается от неэффективного;
  • каковы основные ресурсы руководителя;
  • как планировать свою деятельность;
  • как правильно расставлять приоритеты;
  • какие модели коммуникации можно использовать;
  • какие инструменты помогут свести к минимуму влияние искажений в процессе коммуникации;
  • как ставить цели по технологии SMART;
  • все об особенностях контроля (при постановке целей, в ходе выполнения, при получении результата);
  • основные принципы мотивации, техники проведения мотивирующих бесед;
  • как правильно проводить обучение и быть наставником;
  • как предоставлять обратную связь (различные техники);
  • как подходить к управлению результатами работы сотрудников предприятия.

На тренинге сотрудники компании научатся:

  • правильно планировать свою ежедневную работу, используя различные способы, в том числе матрицу Эйзенхауэра;
  • выстраивать деловое общение без потери и искажения информации;
  • проводить встречи с подчиненными для правильной постановки целей;
  • контролировать результативность деятельности сотрудников;
  • использовать главные принципы мотивации персонала, в том числе: поддержание инициативы, создание мотивирующей обстановки в структурных подразделениях, проведение мотивирующих бесед с сотрудниками;
  • предоставлять поддерживающую и корректирующую обратную связь;
  • проводить встречи, направленные на достижение целей и выполнение планов развития сотрудников.

Обучение персонала - выгодное и перспективное вложение денег. На тренинге сотрудники повышают уровень квалификации, обретают необходимые профессиональные знания и навыки, что идет на благо организации. Сделайте шаг навстречу успеху - запишите своих сотрудников на тренинг компании LiCO.

Стоимость участия 1 сотрудника на открытом тренинге: от 35000 руб.