Контрактный управляющий оклад в бюджетном учреждении. Что надо знать об образовании сотрудников контрактной службы. Не хватайтесь за все сразу

Утверждена ли в Едином тарифно-квалификационном справочнике должность "Контрактный управляющий"? Может ли бюджетное учреждение ввести в штатное расписание такую должность и чем руководствоваться при установлении должностного оклада такому сотруднику?

Ответ

Отвечает Галина Халтурина, эксперт

Да, бюджетное учреждение вправе ввести в штатное расписание должность контрактного управляющего. Должности «специалист по закупкам» нет в ТКС и в профессиональных квалификационных группах. Размер должностных окладов зависит от того, к какой профессиональной квалификационной группе относятся занимаемые должности. Если должность не включена в ПКГ, то размер должностного оклада устанавливайте в зависимости от сложности труда. При этом, учитывая требования к уровню квалификации контрактного управляющего и его функциональные обязанности (статья 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44 ФЗ).

Контрактным управляющим может быть сотрудник учреждения, занимающий любую должность, со специальным образованием. Выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании заказчика не обязательно. Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок». В приказе № 625-н указаны возможные названия должностей. Соответственно, можно сделать вывод, что можно указывать как перечисленные в нем названия должностей, так и другие на усмотрение заказчика.

С 1 июля 2016 года использовать эти профстандарты обязательно в части требований к образованию, знаниям и умениям контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы. Ведь к ним в законодательстве о закупках есть требования к их квалификации. Такие пояснения дает Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2016 г. № Д28и-841.

На практике в учреждениях закупками (в том числе ведением документации по 44-ФЗ и 223-ФЗ) занимаются экономисты, юристы, специалисты по договорной работе. Однако если штат небольшой и таких должностей нет, то осуществление обязанностей контрактного управляющего обязанностей могут вменить любому сотруднику учреждения (например- специалисту административно-хозяйственного отдела).

Обязанности и полномочия, возлагаемые на контрактного управляющего, перечислены в статье 38 Закона 44-ФЗ.

Также в данном случае следует учесть, что если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Если наименование должности в рассмотренных выше случаях не будет соответствовать справочникам, что сотрудник лишится прав на льготы.

Ответ на вопрос:

Согласно Постановлению Администрации г. Дудинки Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 18.05.2012 N 29 (ред. от 29.06.2016) "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Комитету культуры, молодежной политики и спорта Администрации города Дудинки" (вместе с "Перечнем должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности") минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к квалификационным уровням ПКГ, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2008 N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих":

первого уровня"

1 квалификационный уровень 2597 рублей;

2 квалификационный уровень 2739 рублей;

должности, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих

второго уровня"

1 квалификационный уровень 2882 рубля;

2 квалификационный уровень 3167 рублей;

3 квалификационный уровень 3480 рублей;

4 квалификационный уровень 4392 рубля;

5 квалификационный уровень 4961 рубль;

должности, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих

третьего уровня"

1 квалификационный уровень 3167 рублей;

2 квалификационный уровень 3480 рублей;

3 квалификационный уровень 3820 рублей;

4 квалификационный уровень 4592 рубля;

5 квалификационный уровень 5361 рубль;

должности, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих

четвертого уровня"

1 квалификационный уровень 5762 рубля;

2 квалификационный уровень 6675 рублей;

3 квалификационный уровень 7188 рублей.

Важную информацию о Испытательном сроке контрактников вы найдете в материале здесь.

Перечень должностей руководителей, специалистов и служащих, отнесенных к профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих".

Согласно профстандарту на , должность контрактного управляющего относится к категории «специалисты».

В представлены квалификационные уровни по должностям специалистов, служащих, но рассматриваемой должности нет (есть только агент по закупкам, но это должность служащих, а не специалистов). Полагаем, что это пробел в законодательстве.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Справочник: Список перечней профессиональных квалификационных групп

Перечни должностей (профессий) Документ, которым утвержден перечень
Общеотраслевые должности руководителей, специалистов и служащих
Общеотраслевые профессии рабочих
Должности (профессии) сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы
Должности сотрудников, выполняющих работы по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов
Должности сотрудников культурно-просветительских учреждений Минобороны России
Должности руководителей структурных подразделений и служащих архивных учреждений Минобороны России
Должности руководителей структурных подразделений и специалистов редакций газет и журналов Минобороны России
Должности (профессии) сотрудников телевидения, радиовещания и кинопроката Минобороны России
Должности сотрудников студии военных художников имени М.Б. Грекова и военно-художественной студии писателей Минобороны России
Должности руководителей, специалистов и служащих учреждений и воинских частей Минобороны России
Должности сотрудников лесного хозяйства
Должности сотрудников воздушного транспорта
Должности сотрудников внутреннего водного транспорта
Должности сотрудников морского транспорта
Должности специалистов и руководителей структурных подразделений вспомогательного флота, гидрографической службы, управления поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота России
Должности (профессии) командного и рядового состава экипажей судов обеспечения Военно-морского флота России
Должности сотрудников образования
Должности сотрудников высшего и дополнительного профессионального образования
Должности сотрудников физической культуры и спорта
Должности сотрудников, выполняющих работы по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов
Должности сотрудников военизированной и сторожевой охраны
Должности сотрудников государственных природных заповедников и национальных парков
Должности сотрудников геологии и разведки недр
Должности сотрудников сферы научных исследований и разработок
Должности сотрудников гидрометеорологической службы
Должности сотрудников сельского хозяйства
Должности сотрудников государственного материального резерва
Должности сотрудников, осуществляющих пробирный надзор
Должности сотрудников, осуществляющих производственную деятельность Гохрана России
Должности сотрудников ведомственной охраны Минфина России
Должности сотрудников печатных средств массовой информации
Должности сотрудников телевидения (радиовещания)
Должности сотрудников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг
Должности медицинских и фармацевтических работников
Должности сотрудников культуры, искусства и кинематографии
Профессии рабочих культуры, искусства и кинематографии
Должности работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов
Должности гражданского персонала государственных морских инспекций, групп патрульных судов (катеров) и членов экипажей патрульных судов (катеров), осуществляющих государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов
Должности сотрудников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Разъяснены положения приказа Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 526 в части отнесения должностей врачей-специалистов к квалификационным группам.

Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Ответим на самые распространенные вопросы об образовании сотрудников контрактных служб и контрактных управляющих, о средней заработной плате, о переобучении до 1 января 2017 года.

    Средняя заработная плата контрактного управляющего в Российской Федерации?

    Средняя заработная плата контрактного управляющего в Российской Федерации, по данным сайта-агрегатора базы вакансий о работе Trud.com - от 25 тыс. до 35 тыс. руб. за последние 11 месяцев. Ниже всего - в декабре прошлого года и июле - 25 тыс. руб. В октябре этого года контрактным управляющим в среднем предлагали зарплату 30 тыс. руб.

    Но вы должны, конечно, понимать, что это в целом по стране (как говорится, средняя температура по больнице), и здесь очень перевешивает Москва. Если открыть сайты по работе, то в столице можно устроиться на работу контрактным управляющим за 45-50 тыс. руб. В некоторых городах России - по 20 тыс. руб.

    В организации есть контрактный управляющий, имеет ли право учреждение назначить ответственное другое лицо за приемку и экспертизу товара?

    Да, безусловно. Закон № 44-ФЗ не ограничивает это право.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Может ли входить в состав контрактной службы, например, начальник технического отдела, главная медицинская сестра и другие сотрудники, подающие потребность и техническое задание, а также сравнение двух производителей товаров, которые они смогут использовать в своей работе. И если допустимо вовлечение данных сотрудников в контрактную службу - необходимо ли наличие обучения по ФЗ №44?

    Да, могут. Но они должны иметь до 1 января 2017 г. высшее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а с 1 января 2017 г. - в сфере закупок.

    Применяются ли в настоящее время профстандарты? Руководителем контрактной службы назначен заместитель главного врача по экономическим вопросам. Как правильно возложить на работника обязанности по ведению закупок без увеличения объема работ?

    Если главврач по экономическим вопросам занимался в каком-то ограниченном объеме. Не увеличивая объем обязанностей, сделать это не получится. Пусть с него снимут другие полномочия.

    Действительно ли, что без юридического образования не допускают к контрактной системе?

    Нет. В Законе № 44-ФЗ прямо не прописано, что образование должно быть именно юридическим. Здесь ключевое слово - «размещение заказов» и «закупки».

    Часть 23, ст. 112. До 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий заказчика должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

    Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий заказчика должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. До 1 января 2017 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). То есть действительным является образование, полученное по изучению Закону № 94-ФЗ.

    Просим разъяснить, на основании каких норм права делается вывод, что работники контрактных службы НЕ могут быть членами единой комиссии заказчика?

    Об этом говорится в приказе Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе», но не в императивном порядке (то есть это не обязательно).

    Часть 8. Положением (регламентом) о контрактной службе заказчика может быть установлено, что работники контрактной службы заказчика не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок заказчика.

    Как часто надо проходить обучение по 44-ФЗ?

    Необходимость и частоту переобучения устанавливает ваш работодатель или ведомство, которому подчиняется ваша организация, в должностных инструкциях. Мы рекомендуем проходить такое переобучение по мере принятия принципиальных изменений в законодательстве о контрактной системе.

    Какая заработная плата у контрактного управляющего в школе?

    От 20 тыс. до 80 тыс. руб. в зависимости об региона и объемов работы. Можете посмотреть по этой ссылке (по Москве).

    Если штраф больше зарплаты, как его выплачивать?

    С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности , уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев. В подобном случае нужно обратиться в орган, вынесший постановление, с заявлением о рассрочке штрафа.

    Есть ли определенный срок, в течение которого действует сертификат квалификации по 44-фз? Надо ли раз в 3 года или раз в 5 лет подтверждать квалификацию?

    Вообще такой сертификат бессрочный.

    В каком случае документ обозначают как "Регламент о КС", а в каком "Положение о КС"?

    Это взаимозаменяемые понятия - можете использовать любое (так, приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 называется «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе»).

    Поясните, пожалуйста, еще раз про образование. Есть высшее, но не финансовое и не юридическое образование, есть сертификат повышения квалификации 44-ФЗ - этого достаточно для специалиста по закупкам?

    Да, достаточно.

    Обязательно ли руководителю проходить обучение по 44-ФЗ, если есть обученный контрактный управляющий?

    Если вы имеете в виду руководителя организации, то нет. Если же в вопросе вы подразумеваете руководителя контрактной службы, то ему обязательно пройти обучение по 44-ФЗ.

    Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

    Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете, для осуществления закупок в рамках контрактной системы (44-ФЗ) Заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Решение о выборе между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок Заказчика. В данной статье мы подробно поговорим о контрактном управляющем, определим, каким требованиям он должен соответствовать, а также какие функции и обязанности должен выполнять. Настоящая статья будет полезна представителям Заказчиков, а также специалистам, ищущим вакансию контрактного управляющего. (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.01.2018 г.).

    1. Кто такой контрактный управляющий?

    Контрактный управляющий должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

    Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

    У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности. Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д. Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889 .

    Приобрести книгу контрактного управляющего можно .

    2. Контрактная служба или контрактный управляющий?

    Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых >100 млн. рублей , создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок Заказчика <= 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба, Заказчик назначает контрактного управляющего. Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. рублей Заказчик ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего или ВПРАВЕ создать контрактную службу.

    3. Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ

    Согласно ч.4 ст.38 44-ФЗ в обязанности контрактного управляющего входит:

    1. разработка , подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в плана закупок и внесенных в него изменений;
    1. разработка , подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений;
    1. подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
    1. осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
    1. участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
    1. организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
    1. иные полномочия, предусмотренные 44-ФЗ.

    Подробный перечень функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) содержится в Разделе II типового положения (регламента), утвержденного .

    Важный момент! Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.

    4. Контрактный управляющий требования к должности

    Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

    Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).

    5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция

    У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:

    Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;

    Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;

    Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

    Последовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:

    • введение новой должности в штатное расписание организации;
    • разработка должностной инструкции КУ (Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов — общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);
    • издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).

    Также ч.2 ст.12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

    Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

    7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт

    Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

    Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

    Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).

    Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

    Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:

    • Специалист по закупкам;
    • Ведущий специалист;
    • Работник контрактной службы;
    • Контрактный управляющий;
    • Консультант по закупкам;
    • Заместитель руководителя подразделения;
    • Руководитель подразделения;
    • Руководитель контрактной службы;
    • Советник;
    • Руководитель.

    Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (уровень квалификации с 6 по 8) разработан для группы должностей:

    • Консультант по закупкам;
    • Старший специалист по закупкам;
    • Эксперт по закупкам;
    • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
    • Руководитель/директор (управления, департамента, организации);
    • Контрактный управляющий;
    • Руководитель контрактной службы.

    В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

    • Среднее профессиональное образование;
    • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

    А эксперт должен иметь:

    • Высшее образование — специалитет, магистратура;
    • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

    Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет .

    8. Поиск вакансии контрактного управляющего

    Меня часто спрашивают — “Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:

    1. www.hh.ru (HeadHunter);
    2. www.superjob.ru (SuperJob);
    3. www.rabota.ru (Rabota);
    4. www.job.ru (Job);
    5. www.avito.ru (Avito).

    Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.

    Иногда подобные объявления размещаются на или в тематических группах и сообществах в социальных сетях.

    Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.

    На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

    P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


    Основные понятия

    Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.

    Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо заказчика, которое отвечает за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта.

    Контрактный управляющий с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Таким образом, законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.

    Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего. Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. При этом должны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-1889).

    Должностные обязанности должны быть закреплены в инструкции. Заказчик вправе для удобства разработать и утвердить положение о такой должности и в нем более детально указать функции и полномочия.

    Контрактным управляющим должен быть только штатный сотрудник организации (письмо Минэкономразвития от 10.11.2016 № Д28и-2996).

    Регламентирующие документы

    В своей работе должностное лицо, которое отвечает за осуществление закупок, руководствуется следующими нормативными документами:

    • Конституция РФ;
    • Федеральный закон № 44-ФЗ;
    • гражданское и бюджетное законодательство;
    • нормативно-правовые акты, которые регламентируют сферу госзакупок в России;
    • должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения или положение о контрактном управляющем 2018 года.

    Приказ о назначении

    Чтобы назначить ответственного за госзакупки, необходимо издать приказ. Закон не устанавливает никаких требований к этому документу, унифицированная форма также не разработана, поэтому можно составить его в свободной форме на бланке организации.

    В приказе следует сослаться на статью 38 Закона о контрактной системе, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно можно утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.

    Должностные обязанности

    Должностные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ заключаются в следующем:

    • осуществление планирования закупок (исследование рынка необходимых товаров, работ или услуг, разработка плана закупок, плана-графика, внесение в них изменений);
    • проведение закупочных процедур (создание и размещение в Единой информационной системе извещений, документации о закупке, проекта контракта и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами);
    • заключение контракта, его расторжение, а также внесение в него изменений;
    • контроль за исполнением контракта, в том числе привлечение экспертов или экспертных организаций;
    • контроль за сроками и порядком оплаты по контракту;
    • участие в претензионной работе с контрагентами (в случае необходимости);
    • иные функции и полномочия, в рамках осуществления госзакупок.

    Пример должностной инструкции

    При назначении контрактного управляющего должностные обязанности можно закрепить с помощью должностной инструкции.

    НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

    Кто такой контрактный управляющий и какие у него обязанности

    Лобанова
    консультант по управлению закупками
    Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

    Деятельность государства по борьбе с коррупцией и за повышение прозрачности бюджетных расходов требует определенных жертв. Результатом такой борьбы становится усложнение отдельных хозяйственных операций. Как следствие, чтобы остаться на плаву, учреждениям приходится постоянно повышать квалификацию ряда специалистов, а при необходимости и вводить новые штатные должности.
    При этом перед руководителем встает вопрос: какие должностные обязанности возложить на работника, а также нужно ли создавать отдельное самостоятельное подразделение для реализации норм законодательства?

    Будущее — за профессионалами!

    О том, что в государственных и муниципальных учреждениях закупками должны заниматься профессионалы, мы уже рассказывали на страницах нашего журнала. Ни для кого не секрет, что у большинства заказчиков регламентированные закупки являются дополнительным процедурным обременением. Прежде всего, это связано с нехваткой квалифицированных кадров и высокой степенью текучести кадров в закупках.
    Однако, решив принять на работу квалифицированного в области закупочного законодательства специалиста, руководитель учреждения должен решить ряд вопросов:
    — какой объем работы поручить такому специалисту;
    — достаточно ли объема работы для одной штатной единицы или нужно открыть несколько ставок;
    — как проконтролировать выполнение специалистом/специалистами выполнение соответствующего объема работы?
    К сожалению, в настоящее время отсутствуют какие-либо рекомендованные или утвержденные соответствующими органами исполнительной власти рекомендации по установлению численности и определению сложности и объемов выполняемых закупочными специалистами работ. Следовательно, определенные исследования в этом направлении государственные и муниципальные учреждения должны провести самостоятельно.

    Объем закупок

    Начинать такие исследования следует, прежде всего, с определения объема осуществляемых конкретным учреждением-заказчиком закупок товаров (работ, услуг).
    Заказчик, чей совокупный годовой объем закупок превышает сто миллионов рублей, обязан создать контрактную службу, при этом создание отдельного структурного подразделения как штатной единицы не является обязательным. В иных случаях заказчик обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

    Re: Включение контрактного управляющего в штатное расписание

    AlenaKukolkina » 08 сен 2016, 15:24

    AlenaKukolkina писал(а):Необходимо ли включать контрактного управляющего в штатное расписание? Необходимо ли вводить отдельную штатную единицу?

    Как контрактным управляющим, так и работником контрактной службы (в том числе ее руководителем) может быть только работник заказчика (см. ч.ч. 1 — 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п.п. 6, 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631, письмо Минэкономразвития России от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834).
    Поэтому возложение на работников функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, возможно только в соответствии с трудовым законодательством (см. также ответ на вопрос 2 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
    Вместе с тем, как следует из письма Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782, должностное лицо, на которого возложены обязанности работника контрактной службы, контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования должностей в штатном расписании. Соответственно, заказчик может как вводить в штатное расписание отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего, так и не делать этого.
    В зависимости от того, вводятся ли в штатное расписание отдельные должности, различаются и способы возложения на работников контрактной службы, контрактного управляющего необходимых функций и полномочий. При этом новые штатные единицы могут вводиться как в случае образования контрактной службы в виде отдельного структурного подразделения, так и в случае, когда такое подразделение не образуется. Кроме того, в каждом из названных случаев можно возложить обязанности работника контрактной службы на уже работающего сотрудника.
    Более того, по мнению Минэкономразвития России, отраженному в письме от 04.06.2015 N Д28и-1514, функциями контрактной службы может быть наделено уже существующее структурное подразделение, причем оно не обязательно должно носить наименование "контрактная служба" в штатном расписании (см., например, п. 5 Положения о контрактной службе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 31.03.2014 N 51, в соответствии с которым контрактной службой является отдельное структурное подразделение — Департамент управления делами).
    Рассмотрим каждый из способов возложения на работников указанных в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ функций и полномочий.

    Контрактная служба по 44-ФЗ и контрактный управляющий

    В штатном расписании заказчика введены отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего.
    В этом случае подразумевается наличие в штатном расписании заказчика самостоятельных штатных единиц.
    Занятие вакантных штатных единиц работников контрактной службы, контрактного управляющего может быть произведено любым из предусмотренных Трудовым кодексом РФ способов, а именно путем:
    — заключения c работником трудового договора по основному месту работы или по совместительству (внутреннему или внешнему);
    — перевода уже работающего сотрудника на соответствующую должность в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 — 72.2 ТК РФ.
    Также возможно поручить уже работающему сотруднику дополнительную работу по должности работника контрактной службы или контрактного управляющего путем совмещения должностей в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В такой ситуации штатная единица останется вакантной.
    Во всех этих случаях работа по должности работника контрактной службы, контрактного управляющего является оплачиваемой (часть первая ст. 15, часть первая ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ).

    2. В штатном расписании заказчика не предусмотрено отдельных должностей работников контрактной службы, контрактного управляющего.
    В этом случае выполнять обязанности работников контрактной службы, контрактного управляющего могут только уже работающие на других должностях работники заказчика.
    Если изначально должность работника не предполагает выполнение функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, то в рамках трудовых отношений необходимо изменить условия трудового договора по соглашению сторон в обычном порядке в соответствии со ст. 72 ТК РФ, а также должностную инструкцию. Изменение заработной платы в этом случае также производится по соглашению сторон. При этом нормы Трудового кодекса РФ, обязывающие увеличить заработную плату при изменении круга обязанностей работника, отсутствуют.
    Если же трудовые обязанности, выполняемые работником в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией, не отличаются от тех, которые он должен выполнять после получения статуса работника контрактной службы или контрактного управляющего, то с точки зрения Трудового кодекса РФ трудовая функция не меняется, а значит, отсутствует необходимость внесения изменений в ранее заключенный с таким работником трудовой договор.
    Тем не менее внести изменения в трудовой договор в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 или 74 ТК РФ, потребуется, если принято решение о:
    — переименовании должности работника;
    — переименовании структурного подразделения, в котором работает сотрудник, если условие о структурном подразделении является условием трудового договора.

    Независимо от выбранного работодателем способа оформления отношений с работниками контрактной службы, контрактными управляющими, работодателю необходимо обеспечить соответствие квалификации таких работников нормативным требованиям. Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
    Кроме того, в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В иных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
    Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, профессиональный стандарт "Эксперт в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 626н.
    Таким образом, в части требований к квалификации, установленных ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, данные профессиональные стандарты обязательны к применению. Следует отметить, что указанные профстандарты зачастую устанавливают более жесткие требования к квалификации работников, чем те, что предусмотрены приведенной нормой Закона N 44-ФЗ. Так, например, в отношении работников, выполняющих обязанности, отнесенные к отдельным обобщенным трудовым функциям, предусмотрены требования к опыту работы. Данные требования в силу ст. 195.3 ТК РФ носят рекомендательный характер для работодателя, поскольку Закон N 44-ФЗ их не устанавливает. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минэкономразвития России от 27.06.2016 N Д28и-1744.AlenaKukolkinaСпециалист Государственного комитета РТ по закупкам Сообщения: 450Зарегистрирован: 01 июл 2014, 10:34