Конспект занятия по экологии в средней группе. Конспект по экологическому воспитанию в средней группе "птицы" Конспект занятия по экологии в средней группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 216

«Детский сад комбинированного вида»

Конспект познавательного занятия

по экологическому воспитанию в средней группе

СКАЗ О МУДРОЙ МАТУШКЕ – ЗЕМЛЕ И О САМОМ ВОЛШЕБНОМ ВОЛШЕБНИКЕ – СОЛНЦЕ

Подготовил:

Старший воспитатель:

Прудникова Любовь Валерьевна

Цель: рассказать детям о нашем общем доме-Земле

Задачи:

Развивающая: развивать представление о жизни на Земле, об общих условиях для развития растений, животных и людей (воздух, солнце).

Обучающая: углубить экологические знания у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою планету; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом, как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологии, культуры личности.

Материалы и оборудование: картинки: земли, леса, поля, животных, насекомых, ящера, природы мезозойской эры, настольная лампа, на ватмане большое солнце без лучиков

Ход занятия:

Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве жила-была одна мудрая матушка, звали её Землёй. Было у неё много-много детей. И чем больше у неё их становилось, тем сильнее она радовалась, отчего становилась все больше и больше. Детей надо было кормить, поить, обогревать, поэтому ей приходилось много бегать, а от этого она становилась все круглее и круглее, как мяч, вот такой (показывает планету Земля до начало эры).

Трудно ей было за всеми детьми уследить. И сказала тогда она одним: «Вы живите всегда на одном месте, там, где родились, а двигаться будете только вглубь, ввысь, вширь. А вам даю я крылья, ноги, лапы, плавники, чтобы вы могли передвигаться». Но не зря звали матушку-Землю мудрой. Придумала она всем детям работу, каждому свою. Тем, кто остался жить всегда на одном месте, она с большой строгостью сказала: «Живите дружной семьёй, ешьте, пейте, дышите, но помогайте жить другим. Накормите, обогрейте, дайте воздух для дыхания, дом для жилья тем, кто бегает, ходит, прыгает, лазает, плавает, летает. А вы, дети мои: зрячие, говорливые, осторожные, пугливые, подкрадывающиеся, бесстрашные, забавные и добрые, сказала она другим, - будете передвигаться и следить, чтобы «кладовые» ваших бессловесных друзей, тех кто вас накормит, всегда были полны пищей. Помогите им расселяться, содержать их дом в чистоте и порядке и помогать друг другу во всем».

Воспитатель: Ребята! Так кто же является детьми доброй, мудрой матушки-земли?

Дети: растения, животные и люди

На доске вывешиваются различные виды животных и растений.

Вместе с детьми воспитатель делит их на две группы и говорит: «Это – животные, это – растение».

И стали растения с животными жить в мире и согласии. В одних местах выросли высокие деревья, в других густые цветущие травы (показывает картины леса и поля). А чтобы лучше выполняли животные свои обязанности, Земля сказала: «Вы будете жить только в лесу, а вы только там, где много цветущих трав. А вам придётся жить и здесь, и там, добрые вести носить от жителей леса к жителям поля». Так как для многих животных лес стал домом (медведь, лось, белка, дятел и др.), многие другие нашли свой «дом и стол» там, где много цветущих трав (бабочки, пчелы и др.), а зайцы, волки, лисы и многие другие животные нашли свое пристанище и в лесу, и в поле. Много животных нашли свое жилище в воде и в земле.

Воспитатель показывает животных леса, полей и говорит: «Запомните, ребята, эти растения и животные, которых вы видите на картинках, это живая природа наших дней матушки-земли, но она не всегда была такой. Когда вы подрастете, то узнаете, что когда-то на земле обитали очень крупные животные, которые достигал ростом пяти- шестиэтажного дома (показ ящера), и совсем не такие были деревья и травы (показ природы мезозойской эры).

Трудно приходилось матушке-Земле создавать условия для жизни растениям и животным, так как все зависело от волшебников, которые подчинялись самому главному волшебному волшебнику.

Отгадайте, что это за волшебник:

Среди поля голубого-

Яркий свет огня большого,

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце,

Ну, конечно, это… (Солнце)

Ребята! Давайте позовём Солнышко:

«Солнце, Солнышко, приди,

нашим ребяткам посвети.»

Солнце (входит): С неба смотрит солнце

Миллионы лет.

Льет на землю солнце

И тепло и свет.

Воспитатель: Поиграй Солнышко с нами!

Дети встают в круг.

Показало Солнышко правый лучик, показало левый. Улыбнулось, погладило нас по волосам, по щёчкам, по рукам, по животику, по ножкам (движения).

Физминутка

Набежала тучка.

Закрыла солнце (закрыть лицо руками).

Тучка спряталась за лес,

смотрит солнышко с небес (открыть лицо) и такое чистое, доброе, лучистое!

Если б мы его достали, мы б его расцеловали! (движение губами)

Вот вы и узнали про самого волшебного волшебника.

Продолжим.

Знала матушка-Земля, что вся жизнь её детей зависит от солнечных ребят-лучат, а их ведь у Солнышка намного больше, чем у нее самой. С самого утра и до позднего вечера ребята-лучата работают. Одни обогревают листики, цветочки, вторые помогают созревать ягодам, фруктам, третьи нагревают землю, чтобы растения росли, и у каждого человека и животного есть свой солнечный лучик, от которого зависит вся его жизнь. Кроме того, мудрая матушка – Земля также знала: если будут солнечные лучики греть растения, то они непременно вначале повянут, а затем погибнут. А если погибнут растения, то обязательно погибнут и животные, они ведь друг без друга не могут. И тогда решила она так: «Буду вращаться и подставлять солнечным лучикам то один бочок, то другой». Вот так и происходит с тех пор, когда солнечные лучики работают – день, когда их нет – ночь. Не работают ребята – лучики, отдыхают и спят люди и многие животные.

Показ опыта с лампой

Так жила матушка-Земля в мире и согласии с Солнцем и его ребятами-лучиками, постоянно бегая вокруг него, подставляя то один бочок, то другой. А Солнце ее очень хорошо его понимало, чтобы не было так жарко ее детям, утром и вечером меньше отправляло матушке-Земле солнечных лучиков. Все у нее ладилось, спорилось. Вот такой она стала (показ Земли в настоящее время).

Но стали люди обежать Землю, мусором ее засыпать, деревья ломать, леса поджигать. Негде стало траве расти, птицам петь, рыбам плавать, заболела Земля.

Ребята, а вы хотите помочь Земле выздороветь?

Игра «Кто быстрее уберет мусор»

Я думаю, что сегодня вы много узнали и поняли, что надо крепко любить и беречь нашу Землю - наш огромный общий дом.

А теперь мы сделаем подарки от нашего главного волшебника Солнышка, для всех обитателей нашей матушки Земли.

(дети проходят за столы и делают Солнце (техникой обрывания)

Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей
В гостях у волшебницы воды.

Средней группы.

Цель:
дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

Задачи.
Обучающие:
-закреплять знания детей о пользе воды для всего живого на земле,
— познакомить с круговоротом воды в природе,

Развивающие:
— развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, речь,
— развивать навыки проведения опытов, соблюдая необходимые меры безопасности,

Воспитательные:
— формировать умение работать в коллективе,
— воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа.

Наблюдения за разными состояниями воды, отгадывание загадок о явлениях природы, чтение художественной литературы, оформление выставок детских работ по теме занятия, знакомство с глобусом, показ презентации «Очистка воды» и др.

Оборудование: конверт с заданиями, для проведения опыта на каждого ребёнка по два стакана, бумажная воронка, кусочек ваты, уголь активированный, грязная вода, аудио запись голоса Воды, шум воды, мультимедийный проектор.

Ход занятия:

И здороваются с гостями.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому узнаете, если отгадаете загадку:
Живою может быть и мёртвой,
И жидкою и очень твёрдой.
Таиться может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться. (Вода)

Воспитатель: Да это вода. Вот сегодня мы и отправимся в царство, где живёт Волшебница Вода. Вода окружает нас повсюду.
-Где мы можем встретить воду?
-Кому нужна вода?
-Для чего нужна вода?

Воспитатель: Вода нужна всем живым существам. Без воды нет жизни на земле.

И так, мы отправляемся в путь. Закроем глаза, а волшебные звуки перенесут нас в царство воды. (Звучит музыка и звуки моря).

Открывайте глаза. Вот мы и на месте. (На фоне шума моря раздаётся голос Волшебницы воды).

Чтобы , а моих жителей от вымирания, я организовала клуб друзей воды. Я уверена, что вы тоже можете стать моими друзьями, но с условием, если вы выполните мои задания. Их вы найдёте в синем конверте. До скорой встречи.

Воспитатель: Вы хотите стать друзьями Воды? Тогда откроем конверт. (Открывают). Чтобы стать друзьями Воды нам надо выполнить три задания.

Задание №1.

Нужно ответить на вопросы:
-Что происходит с водой в очень жаркую погоду?
-Куда поднимается пар?
-Что помогает воде испаряться?
-Как появляются лужи?
-Откуда берётся дождь?

Ребята, посмотрите, что получается (слайд-изображение схемы круговорота воды).
Солнышко своими горячими лучами нагревает воду в луже и вода превращается в пар.
Пар поднимается вверх в тучу.

Поднялся ветерок, полетела наша туча по небу и пролилась дождём. На земле появилась большая лужа. После дождика вновь выглянуло солнышко и вода из лужи стала испаряться.

Наша вода всё время ходит по кругу. То поднимается вверх, то опускается в низ. Это явление так и называется «круговорот воды в природе».

Чтобы лучше это запомнить, мы сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Круговорот воды».

Динамическая пауза «Круговорот воды».

Задание №2.

Проведение опыта « Очистка воды»

Воспитатель:- Что делают люди, чтобы грязная вода не попадала в реки? (Строят очистительные станции).
– А как мы можем очистить воду?
Вот грязная вода. Что надо сделать, чтобы она стала чистой?
Дети рассказывают.

Воспитатель: У Волшебницы Воды есть экспериментальная лаборатория, давайте туда пройдём.
Дети проходят за столы и проводят опыт по очистке воды. (Звучит музыка).

Задание №3.

Отгадайте загадки.
Воспитатель: Вода умеет принимать разные формы. Она, то дождь, то снег, то мягкое облако. Дети отгадывают загадки о разных превращениях воды. Если дети отгадали правильно, то на слайде появляется картинка-отгадка.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и справились со всеми заданиями.

Ребята, скоро будет День Воды, а давайте поздравим Волшебницу Воду с праздником, украсим для неё поздравительную открытку.

Дети встают вокруг стола, где лежит большая открытка. Из готовых элементов создают узор и наклеивают его на бумаге.
Готовую открытку ставят на видное место.

Раздаётся голос Воды: Молодцы, ребята! Спасибо вам. Вы с честью прошли все испытания. Я рада принять вас в ряды моих друзей, а вот и награда за ваши труды. Раздаётся шум воды и на «берегу» появляется подарок – поднос, где лежат медали «Друг Воды» и стаканчики . Дети надевают медали и угощаются вкусной водой.
Под звуки волшебной музыки дети возвращаются в сад.

Воспитатель: — Где мы побывали? (В царстве Волшебницы Воды).
— Как называется явление, с которым мы сегодня познакомились? (Круговорот воды в природе).
– Кому понравилось занятие – поставьте цветок в вазу, а кому не понравилось – оставьте на подносе.

Вот какой большой и красивый букет у нас получился. Большое вам спасибо за работу.
Дети прощаются с гостями и уходят на прогулку.

Название:

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МК ДОУ ОВ ДС №1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по познавательно-речевому направлению
Месторасположение: пгт Опарино, Опаринского района Кировской области

Людмила Анатольевна Богомолова
Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в лес»

Цель : Воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять её.

Преодолевать потребительское отношение, формировать у детей

экологическое сознание , соответствующие ценностные ориентации,

интерес к окружающему миру .

Задачи :

1. Закреплять счет в прямом порядке, названия цветов (желтый, зеленый, красный) ; соотносить цвет предмета с цветом корзины.

2. Развивать познавательную активность, внимание, память; активизировать коммуникативные умения; развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений; развивать эстетический вкус через слушание музыки.

Предварительная работа : беседы об охране природы, отгадывание похожих загадок, знакомство со значением слов : экология , привал, браконьеры. Заучивание стихотворений.

Подготовка к занятию :

1. Атрибуты к играм (корзинка, яблоки – вырезные, карточки –зеленого, желтого, красного и белого цвета, прищепки, трафареты – ежа, 2 - конверта)

2. Игра : «Посади дерево» Стаканчики с землей, палочки для рыхления, салфетки, веточки для посадки, лейка.

3. Презентация занятия .

Ход занятия:

Эмоциональный настрой :

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Ход упражнения

Участники встают в круг.

Инструкция : Знаете ли вы что такое австралийский дождь? (Ответ детей) Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони) .

Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами) .

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди) .

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам) .

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами) .

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам) .

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди) .

Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами) .

Тихий шелест ветра. (Простирание ладоней) .

Солнце! (Руки вверх) .

Воспитатель : Ребята, сегодня мы отправляемся в интересное , познавательное

путешествие .

В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как в любом походе вы должны помогать друг другу, и тогда удача будет сопутствовать вам.

Я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе . Занимайте свои места, мы едем в лес. (слайд №1)

Звучит музыка «Автобус» . Воспитатель выполняет вместе с детьми движения под музыку

Мы приехали. Выходим аккуратно из автобуса, не мешаем друг другу.

– Готовы идти, встаём за мной. Сначала мы пройдём по узенькой дорожке, перешагнём через упавшие деревья, перейдём болото по кочкам.

– Вот мы и в лесу! (слайд№2)

Богдан :

Здравствуй, лес, дремучий лес

Кто в глуши твоей таится.

Что за зверь, какая птица?

Всё открой - не утаи ,

Ты же видишь, мы свои.

Правда, здесь красиво. Что вы увидели в лесу? (Ответы детей.)

много деревьев

– Присядем.

Ребята, посмотрите, тут какое-то письмо (достаёт, читает)

”Браконьеры были здесь

И срубили весь наш лес.

Письмо писали медвежата,

Этот лес – дом для зверей.

Очень просим вас, ребята,

Помогите нам скорей! ”

Ребята, есть люди, которые занимаются охраной природы – экологи . Они следят, чтобы чистыми были леса, прозрачная вода в реке, чистый воздух.

А кто такие браконьеры? (ответы детей)

Правильно, это люди, уничтожают леса, птиц, зверей, рыб.

Ребята, поможем медвежатам? Давайте ”посадим” новые деревья

и у зайчат, медвежат, лисят будет лес, их дом.

Игра «Посадим дерево»

Давайте, посадим дерево. Сначала возьмем. (саженец) и посадим его в. (землю) .

Чтобы он рос, надо его. (полить) .

А что еще растению нужно. (солнце)

Пройдет время и появится. (листики)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно.

(слайд№3, №4)

Воспитатель : Ребята, скажите, разве можно рубить деревья в лесу?

(ответы детей)

Игра «Можно -нельзя» (дети отвечают хором)

Ломать деревья и ветки (нельзя) . (слайд№ 6)

Сажать больше деревьев (можно) . (слайд№7)

Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя) . (слайд№8)

Ходить только по тропинкам (можно) . (слайд№8)

Рвать большие букеты цветов (нельзя) . (слайд№9)

Любоваться ими (можно) . (слайд№9)

Оставлять мусор в лесу (нельзя) . (слайд№10)

Собрать мусор в яму и закопать (можно) . (слайд№10)

Разжигать костры в лесу (нельзя) . (слайд№11)

Беречь лес от пожара (можно) . (слайд№11)

В лесу шуметь (нельзя) . (слайд№12)

Так что же такое лес? (слайд№13)

Дети отвечают :

Лес – зеленый наряд нашей земли. (Вероника)

Лес – дом животных и птиц. (Батыр)

Лес – наше богатство. (Катя)

Лес – красота нашей природы. (Саша)

Воспитатель :

Лес – это сказка.

Лес – это дом,

Лес – это друг, с которым вдвоём

Всегда интересно и радостно быть ,

Забыв про невзгоды, обиды забыв.

Лес – это книга.

Лес – это мир.

Лес – словно счастье увидеть хотим.

Все тайны свои лес откроет тебе

И радостней станет от них тебе.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы» )

Воспитатель : Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой, бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Давайте присядем на пенечки, посмотрим вокруг.

Как вы думаете? Какое сейчас время года? (слайд 14 - весна)

По каким признакам вы догадались, что сейчас время года весна?

(Ответы детей)

Дети, возьмите карточки на стульчиках. (показ слайдов№ 15,16,17,18)

“Четверо художников,

столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки как рога. ” (Зима)

“У второго – синие

Небо и ручьи

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава…” (Весна)

“На картине третьего

Красок и не счесть :

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река

Белые пушистые

В небе облака…” (Лето)

“А четвёртый – золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам,

Кто же тот художник?

Догадайся сам!” (Осень)

Молодцы! Хорошо знаете времена года.

Воспитатель : Наше путешествие продолжается .

и сейчас мы полетим на самолёте. (слайд№19)

(Дети поднимают руки, разводят в стороны и ”самолётиками”

Воспитатель : Всё, прилетели. Заходим на посадку (дети садятся на стульчики) .

Ребята, мы прилетели с вами на берег Иртыша. (слайд№20)

Физминутка :

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте,

Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс,

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши,

Вот так славно освежились (встряхиваем руками) .

Ой, куда это мы попали? Как грязно, здесь что это– свалка?

Юрченко Батыр : Ах, Иртыш, река большая

Города на ней стоят.

Мусором берег весь усыпан,

Стёкла режут и блестят.

Зайнуллин Саша : Без конфет не может жить страна.

Ест народ конфеты круглый год.

Если же он фантики бросает,

То свою планету засоряет.

Турбан Вероника : Должен помнить ты, и он, и я –

Фантиком погубишь муравья.

Хоть они красивы и легки

Могут умереть от них жуки.

Басалай Катя : Правильно друзья

Поступит тот

Кто свой фантик

В урну унесёт.

Воспитатель : Правильно, ребята, нельзя бросать фантики, пакеты, бумагу,

пластиковые и стеклянные бутылки.

Давайте и мы соберём весь этот мусор, чтобы было чисто и

Проводится игра ”Кто быстрее соберёт фантики”. Приглашаю 2-х детей,

Нужно собрать фантики в корзину.

(слайд№21)

Воспитатель : Ну вот здесь порядок, можно двигаться дальше.

На автобусе мы ехали, на самолёте летели, а сейчас мы поплывём на лодке. (слайд№22)

(Дети садятся на пол, ”берутся за вёсла” и гребут) .

Воспитатель : Ой, ребята, беда. Поднялся ветер и наши лодки опрокинул.

Поплыли к берегу.

(Дети лёжа на животе ”плывут” к берегу.)

Все ребята доплыли, все на берег вышли?

Давайте сделаем привал, обсохнем, отдохнём.

Ребята, посмотрите, к нам кто-то идет! (включается фильм «Еж» )

К нам в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся. Ребята, ежик почему-то грустит. Он мне сказал, что шел к нам в гости с подарком, уронил его и все просыпал. (на столе рассыпаны картинки яблок желтого, зеленого и красного цветов)

Давайте посмотрим, что нам принес ежик? (яблоки)

Яблоки каких цветов принес нам ежик? (желтого, красного, зеленого)

Сколько яблок принес ежик? (много)

Катя, возьми яблоко зеленого цвета. Сколько яблок у тебя в руке? (одно)

Какого оно цвета? (зеленого)

Давай положим зеленое яблоко в корзинку.

Вызвать двоих детей, предложить им взять яблоки желтого (красного) цвета. Спросить сколько в руке яблок, какого цвета? Положить яблоки в корзину.

Ребята, посмотрите, сколько яблок стало в корзине? (много) .

Давайте посчитаем, сколько яблок стало в корзине.

Ежик очень рад, что мы собрали яблоки в корзинку.

Он предлагает нам поиграть в игру «Бабочка» . (слайд№24)

Дыхательное упражнение «Бабочка»

– Ой, бабочка летит!

(Предложить детям подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы делали длительный плавный выдох) .

Ребята, вместе с ежиком к нам в гости пришли его друзья ежики. (показать детям трафареты ежиков)

Посмотрите, чего не хватает у ежиков? (показать игрушку ежика с иголками и трафарет)

Правильно, иголок. Давайте обрадуем ежиков и сделаем им разноцветные иголки. (показать, как с помощью прищепок можно сделать ежику иголки)

Ребята, ежики говорят нам спасибо за иголки! Теперь они смогут носить грибы и яблоки на спине. Давайте попрощаемся с ежиками. Им пора возвращаться домой. А еще чтобы нам не было скучно, ежики оставили нам конверт с загадками.

загадки и вопросы

А теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка) .

2. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук) .

3. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака) .

4. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи) .

1. Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

2. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост – краса,

Кто же это? (Лиса)

3. Что за зверь такой лесной :

Косолапый и большой.

Летом по лесу гуляет,

А зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Воспитатель : Привал окончен. Что нужно сделать, ребята?

(Нужно всё убрать за собой, чтобы осталось чисто) .

Ведущий : Ребята, нам пора возвращаться домой. И поедем мы с вами на

лошадях. (слайд№27)

(Дети делятся на 2 группы и ”скачут” на лошадях.)

Подведение итогов.

Вот и закончилось наше путешествие в лес . Что интересного было в путешествии ? Что вам больше всего понравилось? Кто такие экологи ? Кто такие браконьеры?

Саша :

Экологам всем пожелаем трудиться

Они помогают Земле возродиться.

Пусть чистыми будут земля, реки, воды

Пусть все защищают родную природу.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Программные задачи:

Познание

— формирование целостной картины мира

— расширять представление детей о лесе и о его обитателях (группах животных и птиц), о различных средах обитания животных и птиц, о приспособленности их к сезонам;

— побуждать устанавливать простейшие причинно-следственные изменения в природе;

— развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;

— воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Чтение художественной литературы

Социализация

– по средствам художественного слова закрепить правила поведения в лесу;

Коммуникация

— развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

— развивать умение слушать друг друга.

– побуждать детей вступать в диалогическую речь, правильно использовать предлоги (на; около; под).

Физическая культура.

– развивать двигательные умения детей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Предварительная работа:

Беседы о диких и домашних животных, о перелетных и зимующих птицах, о насекомых. Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких и домашних животных, перелетных и зимующих птиц, насекомых. Заучивание стихотворений, песен.

Материал: панорама весеннего леса, полумаски перелетных и зимующих птиц; муляжи домашних и диких животных, иллюстрации правил поведения в лесу, запись голосов птиц, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

Ведущая: — Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной. Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, красно солнышко – руки вверх

Здравствуй, ветерок – покачивание рук

Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой

Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук

Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек

Здравствуй, шумная листва – трут ладошки

Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной

Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте

Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок

Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны

Песня «О дружбе»

Ведущая: — Ребята, вы слышите, кто-то поет вместе с нами за окном? (аудиозапись «Песня сороки»). Посмотрите, кто к нам прилетел? (ответы детей). Правильно, это сорока.

Сорока: Я, сорока-белобока!

О весне я стрекотала,

Ох устала, ох устала!

Я вам новость принесла,

Что весна-красна пришла!

Ведущая: Сорока к нам не просто так прилетела, она нам принесла письмо. Это письмо от Лесовичка. «Ребята, скоро праздник леса. А Баба — яга заколдовала жителей леса и чтобы они опять появились в лесу, она задала мне сложные задания. Но я не смог с ними справиться. Помогите мне».

Ведущая: — Я предлагаю вам отправиться в весенний лес и помочь Лесовичку! Так что же такое лес?

Лес – зеленый наряд нашей земли.

Лес – дом для птиц и животных.

Лес – наше богатство.

Лес – красота нашей природы.

Лес – врач, очищает воздух, дает кислород.

Слайд-шоу «Весенний лес и его обитатели»

— Ребята, а как вы думаете, на чём можно путешествовать? (ответы детей). Я предлагаю отправиться в путешествие пешком.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

— Вот мы и добрались до полянки. Посмотрите, как здесь красиво: птички поют, веселое солнышко, деревья кругом. Ребята, кто-то нам оставил записку. Слушайте внимательно.

Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.

Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,

Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.

— Ребята, правильно это. Объясните, пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу. Правила

1. Наблюдать за птичьими гнездами – можно, а вот трогать п подходить к ним – нельзя.

2. Наблюдать за муравейником – можно, вот разрушать его – нельзя.

3. В лесу старайся ходить по тропинке, не шуметь.

4. Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов. Пусть красивое остается в природе.

5. Не разжигай костры. От огня погибают многие растения и насекомые.

6. Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Ведущая: Ребята, что-то Лесовичка не видно. Давайте позовем Лесовичка:

Крикнем все ему ау, в ответ услышим у-у-у

Скажем все, иди сюда, он ответит а-а-а

Крикнем, дедушка ты где?

Отвечает он бе-бе-бе.

Хватит дедушка шалить,

Только бы тебе шутить.

Иди сюда, мы ждем тебя!

Выходит Лесовичок.

Лесовичок:

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Старичок-Лесовичок!

Дети: Здравствуй, Лесовичок, мы друзья леса, пришли помочь птичкам, зверушкам.- Мы можем сделать много добрых дел.

Первое задание «Зверушки и домишки».

Животные перепутались. Надо их поселить в то место, где они проживают.(Дети выполняют задание). Проверьте, правильно ли мы выполнили задание.

Лесовичок: Молодцы, справились с заданием. — Пойдём дальше?

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот ещё одна полянка.

Второе задание «Перелетные и зимующие птицы».

Вы сейчас превратитесь в птичек и полетите перелетные к солнышку, а зимующие к снежинке.

Лесовичок: Молодцы, ребята справились с заданием!

Что за славный денек – собирайтесь в хоровод

Станем кругом ходить, да весну веселить,

Хоровод заведем, дружно все запоем!

Песня «Весна»

Ведущая: А наши ребята знают стихи о весне. Послушай их

1-й ребенок: Зажурчал ручей в овражке

Прилетели с юга пташки

Греет солнышко с утра

В гости к нам пришла весна.

2 ребенок: Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

3 ребенок: Пришла весна

Звенит капель

Повсюду слышна птичья трель

И выше стали небеса

Видна растений всех краса.

4 ребенок:

Солнце ласково смеется

Светит ярче горячей

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Ой! Тропа обрывается на краю реки. Как же нам перебраться на другой берег? (ответы детей)

Можно на лодке, на плоту, по веревке. Если переплавляться на лодке, то из чего ее лучше сделать? У нас есть дерево, камни.

Опыт. Давайте по очереди будем опускать предмет в воду и определять, какой предмет пригодится нам:

Дерево – легкое, прочное, не тонет, потому что, оно легче, чем вода

Камень – тяжелый, прочный, тонет, потому, что он тяжелее воды

Вывод: лодку лучше сделать из дерева, так как, оно прочное, легкое, не тонет, потому что легче воды. Сделали лодку и поплыли:

Физкультминутка.

Динь-дон, динь-дон!

Мы на лодочке плывем.

Ветер по реке гуляет,

Ветер лодочку качает.

Вправо лодочку качает,

Влево лодочку качает.

Динь-дон, динь-дон!

Дружно к берегу гребем.

Вправо к берегу гребем,

Влево к берегу гребем.

К берегу пристала лодка,

Мы на берег прыгнем ловко.

Ведущая: вот мы и перебрались на другой берег. Какая интересная загадочная полянка. (Модули). Присядем, отдохнем.

Лесовичок: Ребята, я вам загадки загадаю. Слушайте внимательно.

1.Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2.На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

4.Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи)

Лесовичок: заколдовала Баба – Яга всех насекомых в лесу

Не летают здесь жучки,

Не проснулись червячки.

Бабочек не видно,

Очень мне обидно.

Ведущая: не огорчайся, Лесовичок, сейчас ребятки станцуют весенний танец насекомых и расколдют всех насекомых в лесу.

«Весенний танец насекомых» (под музыку русской народной песни «Земелюшка-чернозем»)

Лесовичок: Молодцы, ребята все задания выполнили! Поздравляю вас с лесным праздником. Лес-большой друг не только человеку, но и зверям и птицам. Для них он родной дом и кормилец. Мы должны беречь и любить большой, могучий, лес.

Ребенок: Будем лес любить, оберегать,

Будем взрослым в этом деле помогать:

Беречь леса, поля и реки

Чтобы сохранилось все навеки!

Ведущая: Лесовичок а мы не с пустыми руками пришли. Мы дарим лесу солнышко, которое сделано из наших ладошек. Пусть от нашего солнышка будет тепло, светло и весело растениям, птицам, животным, насекомым.

Лесовичок:-Вы ребята, чудо право!

Постарались вы на славу!

Молодцы, не скучно с вами,

Будете профессорами!

Раздает сладкие угощения.

Киямова Гульнара Мидхатова – воспитатель 1 квалификационной категории Альметьевского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения- детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга» г.Альметьевск, РТ

Кудрявина Татьяна Петровна- воспитатель Альметьевского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения- детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга» г.Альметьевск, РТ

Раганова Наталья Викторовна- музыкальный руководитель, Альметьевского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения- детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга» г.Альметьевск, РТ.

Занятие по экологии в средней группе

Тема: «Как звери к зиме готовились?».

Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие.

Наглядный материал: Буратино, гномик. Магнитная доска. Картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц. Письмо от гномика. Разрезные карточки с изображением пенька.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь, заходит Буратино. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Буратино такой грустный. Буратино что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Буратино в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Буратино хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Буратино и читает письмо от Гномика:

«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к ….»

Воспитатель задает детям вопрос:

Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы детей).

Ребята, а вы хотели бы, помочь Буратино узнать, что же случилось у Гномика?

Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу?

Дети : Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

(отправляемся в лес на паровозике). Звучит музыка

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.

(Выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью. Звучит аудиозапись гомона птиц. Буратино обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.)

Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.

Дидактическая игра «Опиши картину».

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.

Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)

Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)

Ребята, а где же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)

Почему зайка спрятался за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)

Найдите на картине, кто делает запасы на зиму? (белочка)

Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды, шишки)

Буратино сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

Воспитатель задает вопрос детям:

Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?

Послушайте интересную историю про белочку:

Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение, Давайте проведём опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

Опытническая работа.

Цель: определить, на какой ветке больше шишек.

Материалы: две веточки с разным количеством шишек.

Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)

Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой больше шишек)

Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)

Дидактическая игра «поможем белочке собрать запасы на зиму»

Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)

Что такое берлога? (это домик для медведя)

Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)

Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)

Кто догадался, что было написано в письме Гномика?

Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика. (Ответы детей)

Буратино предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:

Где может быть его друг?

Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.

Дети собирают картинки и определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.

Гномик приветствует Буратино и ребят:

Буратино, я не смог прийти к тебе в гости, так как спешу приготовить свой домик к зиме. Только вот проказники лиса и волк нам только мешают, поэтому мы их прогнали. Вы их не видели?

Буратино рассказывает, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга и как ребята помогли Буратино найти Гномика. Гномик благодарит ребят, просит лесных друзей угостить ребят тем, что они запасли на зиму. Ребята благодарят лесных друзей и возвращаются в детский сад.

А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад. (на паровозике)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?

Что вам больше всего запомнилось?

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)

Потянулся не спеша

Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)

Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся (дети садятся)

Загадки.

1. Зверь мохнатый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)

2. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белка)

3. Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (волк)

4. Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках. (заяц)

Мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».

Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)

- Ёж маленький, а медведь …….(большой)

Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)

А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).

Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться - за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.