Хронометр - это что за механизм, или точность - вежливость королей. Морской хронометр - Marine chronometer Как узнать, есть ли в часах хронометр

Хронометр морской зав. 32043 изготовлен на заводе Полет по ТУ 25-07.1533-84.
Хронометр разработан специалистами 1-го Московского часового завода в 1947 году и предназначался для хранения точного времени в часах, минутах и секундах на кораблях и судах всех классов, типов и назначений. С 1949 года начался промышленный выпуск морских хронометров, который продолжается до настоящего времени. Морской хронометр экспортировался в Болгарию, Вьетнам, Германию, Польшу, Румынию, Финляндию, Чехословакию, Югославию, Японию, Италию, Америку и другие страны.
Корпус морского хронометра подвешивается при помощи карданова подвеса внутри деревянного футляра, который помещается во внешний футляр, снабженный мягкой внутренней обивкой и ремнем для перевозки хронометра.
Внешний и внутренний футляр хронометра изготовлен из красного дерева.
В центре циферблата, разбитого на 12 часов, укреплены часовая и минутная стрелки, движущиеся по общему циферблату. Ниже располагается секундная стрелка, перемещающаяся по секундному циферблату скачками через 0,5 секунд. В верхней части циферблата хронометра расположен циферблат завода, разделенный штрихами на семь частей по 8 часов каждый. Оцифровка интервалов дана от 0 до 56ч, т.е. максимальный завод рассчитан на 56 часов работы хронометра.
По циферблату завода движется стрелка, которая показывает количество часов, протекшее с момента завода хронометра.
Хронометр следует заводить ежесуточно в одно и то же время (например, в 8ч утра), чтобы в течение каждых суток действовала одна и та же часть пружины, что обеспечивает постоянство суточного хода. Обычно заводят хронометр так, чтобы он мог идти двое суток, т.е. после завода стрелка завода должна указывать на деление 8ч.
Перед заводом при условии регулярного завода в одно и тоже время стрелка циферблата завода должна указывать на деление с цифрой 32ч.
Хронометр - уникальный механизм ручной сборки с хронометровым спуском на рубиновых камнях и опоре баланса из натурального алмаза. Хронометр установлен в футляр и ящик, изготовленные из дерева твердых пород с лаковым глянцевым покрытием под цвет красного дерева, либо, по дополнительному заказу, из красного дерева. Аналог морскому хронометру 6МХ выпускается только одной фирмой - Швейцарской фирмой "Зенит". Морской хронометр выставлен в Швейцарском музее часов в городе Шо-де-Фон.
Морской хронометр является обязательным оснащением в судовом реестре всемирно известной страховой компании Ллойда.
Технические данные:
Среднее отклонение суточного хода +-0,35 с
Восстановление хода +-2,00 с
Максимальная вариация суточного хода +-2,30 с
Температурный коэффициент +- 0,10 с/град
Вторичная ошибка компенсации +-1,20 с
Средний суточный ход любого периода +- 3,50 с
Оценочное число 30
Габаритные размеры ящика - 250х250х250 мм
Масса не более - 2,2 кг.
Сведения о содержании драгоценныхматериалов:
Золото 1,1784 г
Серебро 0,8563 г
Сплав Зл СрМ 333-333 0,0180 г
Алмаз 0,07...0,1 карата
Мы также покупаем морские хронометры.

С помощью точного измерения времени, известного фиксированного места, например, среднего времени по Гринвичу (GMT) и время в текущем местоположении. Когда первый разработанный в 18 - м веке, он был главным техническим достижением, так как точное знание времени, в течение длительного морского путешествия необходимо для навигации , отсутствуют электронные или коммуникационные средства. Первый настоящий хронометр был жизнь работой одного человека, Джон Харрисона , охватывающих 31 лет упорных экспериментов и испытаний, которая произвела революцию морской (а позже антенна) навигации и позволяющей эпоху Великого географических открытий и колониализма , чтобы ускорить.

Термин хронометр был придуман от греческих слов хроносом (время значение) и метровых (значение счетчика) в 1714 году Джереми Такер , ранний конкурент на приз , установленный Законом Долгота в том же году. В последнее время стало более широко используется для описания часы протестированы и сертифицированы соответствовать определенным стандартам точности. Timepieces , сделанные в Швейцарии может отображать слово «хронометр» только в том случае, заверенный .

история

Для определения местоположения на поверхности Земли, необходимо и достаточно, чтобы знать широту , долготу и высоту . Соображения высоты можно, естественно, будут игнорироваться для судов, работающих на уровне моря . До середины 1750 - х годов, точной навигации на море из виду земли не было нерешенной проблемой в связи с трудностями при расчете долготы. Навигаторы может определить их широту, измеряя угол солнца в полдень (то есть, когда он достиг своей высшей точки в небе, или кульминация) или, в северном полушарии, для измерения угла Полярной (Северная звезда) от горизонта (как правило, в сумерках). Для того, чтобы найти свою долготу , однако, им нужно времени стандарт, который будет работать на борту судна. Наблюдение регулярных небесных движений, такие как метод Галилея на основе наблюдений естественных спутников Юпитера , обычно не представляется возможным в море из - за движение судна. Метод лунным расстояния , первоначально предложенный Johannes Вернер в 1514 году, был разработан параллельно с морской хронометр. Голландский ученый Гемма, Фризиус Реньер был первым, чтобы предложить использование хронометра для определения долготы в 1530 году.

Целью хронометра является для точного измерения времени, известного фиксированного места, например, среднее время по Гринвичу (GMT). Это особенно важно для навигации. Знающий GMT на местном полудню позволяет навигатор использовать разницу во времени между положением судна и Гринвичского меридиана для определения долготы судна. Поскольку Земля вращается с постоянной частотой, разница во времени между хронометра и местным временем судна могут быть использованы для вычисления долготы судна относительно Гринвичского меридиана (определяется как 0 °) с использованием сферической тригонометрии . В современной практике навигационный альманах и тригонометрические таблицы смотрового сокращения позволяют навигаторов для измерения Солнца , Луны , видимых планет , или любой из 57 выбранных звезд для навигации в любое время, что горизонт виден.

Создание хронометра, который будет работать надежно в море было трудно. До 20 - го века, лучшие хронометристы были маятниковые часами , но оба прокатного корабля в море и до 0,2% изменений в гравитации Земли сделали простой гравитационную основой маятника бесполезного как в теории, так и на практике.

Первые морские хронометры

Впервые опубликовано использование термина было в 1684 году в Arcanum Navarchicum , теоретической работа Киля профессор Matthias Васмут. За этим последовали дальнейшим теоретическим описание хронометра в работах, опубликованных английский ученый Уильям Дирхем в 1713 основной работе Дирхема, физико-теологии или демонстрации существ и атрибутов Бога из его работ по созданию , а также предложил использовать вакуума запечатывания, чтобы обеспечить большую точность в работе часов. Попытки построить рабочий морской хронометр были начаты Джереми Такер в Англии в 1714 году, и Генри Сюлли во Франции два года спустя. Сюлли опубликовал свою работу в 1726 году с Une Орложа inventée и др executée номинальной М. Sulli , но ни его, ни модель Такера была в состоянии противостоять перекатыванию морей и сохранить точное время в корабельных условиях.

В 1714 году британское правительство предложили приз долготу для метода определения долготы на море, с наградами в пределах от 10 000 £ до 20 000 £ (2000000 млн £ в £ 4 в 2019 выражении) в зависимости от точности. Джон Харрисон , плотник Йоркшира, представил проект в 1730 году, а в 1735 году закончил часы на основе пару встречных колебательной взвешенных балок, соединенных пружинами, движение не находился под влиянием силы тяжести или при движении судна. Его первые две морских хронометров H1 и H2 (завершен в 1741) использовали эту систему, но он понял, что они имели фундаментальную чувствительность к центробежной силе , что означает, что они никогда не могли быть достаточно точными в море. Строительство его третьей машины, обозначенной H3, в 1759 включены новые кольцевые остатки и изобретение в биметаллической полосы и обойме роликовые подшипники , изобретения, которые до сих пор широко используются. Однако, круговые остатки H3 по - прежнему оказались слишком неточными, и он в конце концов отказался от больших машин.

Харрисон решил точностные проблемы с его гораздо меньше, Н4 хронометром дизайна в 1761 H4 выглядел так же, как большие пять дюймов (12 см) , карманные часы диаметра. В 1761 году Харрисон представил H4 на долготе приз £ 20,000. Его конструкция используется балансовое колесо быстро бьющимся, управляемое температурной компенсацией спиральной пружины. Эти функции оставались в использовании до стабильных электронных Осцилляторы не позволило очень точные портативные часы, которые будут сделаны по доступной цене. В 1767 Совет Долгота опубликовал описание его работы в Принципах хронометриста г Харрисона .

Современный хронометр

Наиболее полная международная коллекция морских хронометров, включая H1 Харрисона Н4, находится в Королевской обсерватории Гринвича , в Лондоне , Великобритания.

Механические хронометры

Решающая проблема была найти резонатор, который остался без изменений в связи с изменением условий, предъявляемых к судну в море. Балансир , запряженная весной, решить большинство проблем, связанных с движением судна. К сожалению, эластичность большинство баланса пружинных материалов изменяется относительно температуры. Для компенсации постоянно меняющаяся силы пружины, большинство остатков хронометра используется биметаллическая полоска для перемещения небольших грузов в направлении и в стороне от центра колебаний, таким образом, изменяя период баланса, чтобы соответствовать изменяющейся силе пружины. Проблема баланса пружины была решена с помощью никель-стального сплава по имени элинварной для его неизменной упругости при нормальных температурах. Изобретатель был Гийом , который выиграл 1920 Нобелевскую премию по физике в знак признания его металлургической работы.

Спуском служит двум целям. Во- первых, это позволяет поезд заранее дробно и записывать колебания баланса в. В то же время, она обеспечивает незначительное количество энергии, чтобы противостоять крошечные потери от трения, тем самым сохраняя импульс колеблющегося баланса. Спуск является той частью, которая тикает. Поскольку естественный резонанс колеблющегося баланса служит сердцем хронометра, хронометр спуски предназначены для вмешательства в балансе как можно меньше. Есть много постоянной силы и отдельные конструкций спускового механизма, но наиболее распространенными являются пружинным фиксатором и поворачивают фиксатор. В обоих из них, небольшой фиксатор блокирует спусковое колесо и позволяет баланс качаться полностью свободен от помех на короткое время, кроме центра колебаний, когда он наименее подвержен внешним воздействиям. В центре колебаний, ролик на персонал баланса моментально вытесняет фиксатор, что позволяет один зуб спускового колеса, чтобы пройти. Ходовое колесо зуб затем передает свою энергию на второй ролик на персонал баланса. Поскольку ходовое колесо поворачивается только в одном направлении, баланс получает импульс только в одном направлении. На обратных колебаниях, проходящая пружина на кончике фиксатора позволяет отпирание ролик на персонале, чтобы переместить без перемещения фиксатора. Самое слабое звено любого механического хронометрист смазка спусковой в. Когда масло загустеет через возраст или температуры или влажности рассеивается через или испарения, скорость будет меняться, иногда резко, как движение баланса уменьшается за счет повышения трения в спуском. Стопорное спуском имеет сильное преимущество перед другими спусками, как он не нуждается в смазке. Импульс от ходового колеса к импульсному ролика почти мертвы биения, то есть немного сдвинув действия нуждаются в смазке. Хронометр побег колесо и пружины, проходящие, как правило, золота из - за снижением трения скольжения в металле над латунью и стал.

Хронометры часто включаются другие инновации для повышения их эффективности и точности. Твердые камни, такие как рубин и сапфир часто используются как драгоценность подшипников для уменьшения трения и износа цапф и спуска. Алмаз часто используется в качестве крышки камня для нижней оси баланса персонала, чтобы предотвратить износ от лет тяжелого остатка поворота на маленьком конце поворота. До конца механического производства хронометра в третьей четверти 20 - го века, производители продолжали экспериментировать с вещами, как шариковые подшипники и хромированными шарнирами.

Морские хронометры всегда содержат поддержание мощности , который держит хронометр Собирается во время его раны, и запас хода , чтобы указать, как долго хронометр будет продолжать работать без раны. Морские хронометры являются наиболее точными портативными механическими часами когда - либо сделанные, приобретавших точность около 0,1 секунды в сутки или менее чем за одну минуты в год. Это достаточно точным, чтобы найти места судна в пределах 1-2 миль (2-3 км) после месячного морского путешествия.

положено было иметь три хронометра.

Когда "НЕВА" и "НАДЕЖДА" под командованием И. Крузенштерна

в 1803 году отправились в первое кругосветное плавание,

"Три настольных хронометра и двое сличительных часов, отпущенных из астрономической обсерватории Кронштадта, были привезены на крейсер "БАЯН" по железной дороге. Всего несколько дней хронометры стояли в комнате отеля, пока для них изготовляли помещение в каюте штурманского офицера; после чего они были бережно перенесены на крейсер и тогда же начались работы по исследованию их." http://vchernik.livejournal.com/41953.html

Часы морские - это специальный прибор для измерения на кораблях точного времени. Аксессуар, как и положено, оснащен минутной и часовыми стрелками. Интересен момент завода подобных часов. Заводятся они раз в неделю в определенный день. Специальный матрос из личного состава боевой части корабля, согласно уставу, должен ежедневно сверяться с хронометром до подъема флага.

Когда-то именно потребности морской навигации привели к созданию часов с особо точным ходом - хронометров.


Интересно, что эпоха Великих географических открытий обошлась без высокоточных приборов.

Бесстрашные первопроходцы открывали новые земли и новые морские пути, опираясь лишь на показания компаса, астролябии, а то и вовсе ориентируясь по звездам.

Только когда мир был поделен и на его карте появились огромные колониальные империи, вопрос о безопасности кораблей в открытом море встал особенно остро.

Естественно, что первой об этом забеспокоилась Британия, занимавшая к тому времени около четверти всей земной поверхности.

В 1714 году британский парламент учредил специальный приз в 20 тысяч фунтов (по сегодняшним меркам это примерно два миллиона долларов) за создание устройства, способного определять долготу судна в любой точке Земли с точностью в полградуса (что равняется 30 минутам географической долготы).


20 тысяч фунтов за точность

С ростом интенсивности океанского мореплавания с устрашающей быстротой стал увеличиваться список судов, погибших не столько от «непреодолимых сил стихии и неизбежных на море случайностей», сколько вследствие неспособности капитанов определить своё местоположение вне видимости береговых ориентиров.

Для этого моряку нужно знать две величины — географическую широту и долготу. И если решение первой половины этой задачи удалось найти уже к середине XV века, то с определением долготы дело обстояло куда сложнее .

Над проблемой определения долготы, т. е. меридиана, на котором в данный момент находится судно, бились прокалённые до черноты океанскими штормами капитаны-практики и бледные кабинетные учёные-теоретики, в жизни не видавшие моря.

Теоретическое решение задачи удалось найти довольно быстро.

Благодаря титаническому трудолюбию датского астронома Тихо Браге и гению таких теоретиков, как Иоганн Кеплер и Исаак Ньютон, стало возможным рассчитывать специальные «таблицы высот и азимутов светил» (ТВА) на каждый год.


Замерив высоту светила над горизонтом и зная местное, т. е. судовое время, нужно зайти в ТВА и после несложных расчётов получить долготу места, правда, при одном условии: нужно с возможной точностью знать разницу между местным временем и временем некоей географической точки, с опорой на которую ТВА составлены.

Забегая несколько вперёд, скажем, что за такую точку по обоюдному согласию географов всего мира приняли знаменитую Гринвичскую обсерваторию в Англи и. Таким образом, дело было за малым: «законсервировать» на корабле гринвичское время. Всего-то!

ТЕХНОЛОГИЯ ХРОНОМЕТРИИ

Инженер-кораблестроитель академик А.Н. Крылов как-то раз заметил в адрес одного неумеренно восхваляемого учёного, что открытие — это 2% идеи и 98% реализации. Вот и с проблемой определения долготы дело обстояло именно так: все знают, что нужно сделать, но никто не знает, как.


В те парусно-гребные времена измерение времени на корабле представляло собой весьма непростой процесс!

Для этого служили песочные часы — получасовые, огромные, как две соединённые между собой двухлитровые банки, дробные — поменьше, до маленьких полуминутных. В обязанность вахтенного мичмана входило следить за перетеканием песка и своевременно переворачивать большие часы, отбивая время судовым колоколом (вот почему время на флоте до сих пор измеряется «склянками»).

Каждый полдень ход таких часов корректировался по солнцу, и отсчёт времени начинался по новой — до следующего полудня.

Естественно, точность такого способа измерения времени была, мягко говоря, весьма условной.

И ведь нормальные механические часы со стрелками уже давно тикали в гостиных богатых домов, да вот беда — и речи не могло быть о том, чтобы использовать их на море!

В движение такие часы приводились гирей на цепочке, а ход регулировался маятником. Понятно, что в условиях морской качки проку от такого механизма не было.

Замену гире, впрочем, удалось найти буквально под боком — у оружейников.

В так называемом колесцовом замке мушкета искру из кремня высекало рифлёное колесико, приводимое в движение заводной спиральной пружиной; совместив её с анкерным механизмом, удалось получить источник энергии, к качке нечувствительный. Но как быть с маятником?

ГЮЙГЕНС, ГУК И ДРУГИЕ
История техники пестрит эпизодами, когда установить доподлинно приоритет того или иного изобретения достаточно трудно. В частности, кого следует считать подлинным изобретателем — того, кто первым придумал принцип устройства, или того, кто сумел сделать его практически применимым?

Весьма показательна в этом смысле и история создания хронометра.


В 1674 году заменить маятник колесиком-балансом предложил голландский учёный

Христиан Гюйгенс,

кстати, именно он именно он придумал принцип действия часов — анкерный механизм, регулятор частоты вращения шестерёнок. Это тот самый баланс, который вы увидите, открыв любые механические часы.

К сожалению, оказалось, что изменение температуры всего на один градус тормозит или ускоряет ход таких часов в 20 раз сильнее, чем маятниковых!

Понятно, что моряков такая нестабильность хода устроить не могла.

Разочарование было столь сильным, что Гюйгенс отказался от замысла создать морской хронометр.

Практически одновременно с Гюйгенсом такое же устройство сконструировал выдающийся физик, англичанин Роберт Гук . Но тоже не довёл дело до конца.

А трудности на пути создания хронометра между тем множились по нарастающей.

Выяснилось, что на точность хода оказывает влияние даже сопротивление воздуха!

Вращаясь, колесико баланса создавало вокруг себя воздушные завихрения, также изменявшие скорость хода механизма...

Было от чего изобретателям опустить руки и отступиться.


УПОРСТВО САМОУЧКИ
Взявшийся за решение проблемы хронометра столяр из Йоркшира Джон Гаррисон , по-видимому, просто н е знал, что авторитеты признали её нерешаемой, и потому прошёл путём, уже пройденным до него, набивая те же самые синяки и шишки, что и его предшественники, но с непоколебимым упорством истинного британца вновь и вновь возобновляя поиск.


Его первый хронометр, предъявленный пред светлые очи лордов Адмиралтейства, представлял собой хитроумное изделие аж в 35 кг весом. Он содержал множество маятников, качавшихся в разных плоскостях с целью компенсировать воздействие качки, что в сравнении с механизмами Гука-Гюйгенса было шагом назад.


Неудивительно, что проведённые в 1735 году испытания трудно было назвать успешными. Оснащённый «хронометром №1» английский корабль прошёл до Лиссабона и обратно, а уход часов составил целых 6 минут, что в пересчёте на расстояние в экваториальных широтах составляло 111 миль!

После обстоятельных размышлений Гаррисон отказался от доработки этой конструкции и взял тайм-аут, длившийся целых 25 лет.

За это время он не только повторил все сделанные до него изобретения в этой области, но и принципиально усовершенствовал их, всё-таки создав механизм, по большому счёту, не претерпевший существенных изменений до наших дней.

В 1761 году из Портсмута на Ямайку вышел Его Величества корабль «Дептфорд»,

В течение 200 лет измерение времени было неотъемлемой частью морской навигации, а палубные часы были, по сути, единственным способом определить долготу расположения корабля. Наш материал расскажет об изобретении Джоном Гаррисоном морского хронометра и о том, как Улисс Нардан привёл это устройство к совершенству.

Морской хронометр — это не просто прибор, по которому кок может узнать, в котором часу подавать обед. Исторически это устройство несло значительно более важную функцию — без помощи хронометра невозможно было определить долготу, а значит — точное местоположение корабля. Иначе говоря, от времени зависела навигация и — жизнь моряков.

Глава 1. Море времени

Дело в том, что широта — это абсолютная величина, то есть доля расстояния от экватора до полюса. А вот долгота «эфемерна», отсчитывается она от определённого меридиана, и за ноль можно принимать любой пункт (занятно, что разные страны в разное время считали нулевыми совершенно разные меридианы). Когда корабль находится близ обозначенного на карте берега, определить долготу можно, но в открытом море это сугубо расчётная величина, при измерении которой ко всему прочему не от чего оттолкнуться.


Методика определения долготы с помощью морского хронометра.

В 1530 году нидерландский математик Фризиус Реньер Гемма предложил относительно простой способ определения долготы с помощью угла нахождения Солнца (днём) или Полярной звезды (ночью) над горизонтом в строго определённое время, например, в полдень или полночь. При этом точность измерения угла была достаточно высока, а вот приблизительное понимание полудня приводило к значительным погрешностям. Плюс-минус несколько временных минут могли дать несколько градусов погрешности — а при плавании на большие расстояния это означало отклонение на десятки и сотни миль! Проблема была столь значима, что в 1714 году британский парламент учредил специальный орган — Комиссию долгот, единственным назначением которой было поощрение изобретательства, направленного на решение задачи.

Создание абсолютно точных морских часов упиралось в несколько вопросов. Во‑первых, высокая влажность, солевые испарения, изменение давления и так далее приводили к механическим изменениям элементов механизма. Они истирались, деформировались, ломались. А во-вторых, что более значимо, обычный маятник, работающий за счёт гравитации, в плавании функционировал не очень хорошо: в зависимости от области плавания разница в гравитационных силах, воздействующих на него, могла достигать 0,2%. И, конечно, корабль постоянно качало.


H1 Первый морской хронометр Джона Гаррисона.

Первые попытки создать морской хронометр, работающий независимо от качки и прочих факторов, были предприняты в конце XVII века. Известны разработки Христиана Гюйгенса, Уильяма Дерема и других учёных. Но в уже упомянутом 1714 году свежеобразованная Комиссия долгот учредила приз в 10 000 фунтов (впоследствии сумму подняли до 20 000 фунтов) за разработку подобных часов — и за дело взялись обычные часовщики. Судите сами: на наши деньги это от 2 до 4 миллионов фунтов стерлингов!

Преуспел в итоге английский часовщик-самоучка Джон Гаррисон. Они с братом Джеймсом были специалистами по «часовым шкафам», большим напольным часам с длинными маятниками. За «тендер» Гаррисон взялся в 1730 году в возрасте 37 лет, и свой первый морской хронометр, известный ныне как H1, продемонстрировал в 1736-м. В том же году он совершил испытательное плавание из Лондона в Лиссабон на паруснике «Центурион» и обратно на другом корабле «Орфорд» (из-за того, что капитан «Центуриона» внезапно скончался в Лиссабоне). По прибытии время сверли с «образцовым» экземпляром — отклонение всё-таки было, хотя и не очень большое. Гаррисон понял, что работа не так проста, и с первой попытки решить вопрос не удастся.


Вторая и третья модель хронометр Гаррисона.

Гаррисон разработал модель H2, которую планировали испытать при плавании через океан, но испытания отменили из-за начала войны между Англией и Испанией, а пока шли боевые действия, часовщик начал строить вариант H3, ещё более совершенный. В нём он впервые в истории часового искусства применил подшипники и биметаллические детали, позволяющие компенсировать температурные расширения.


Мы не будем подробно рассказывать о дальнейшем пути Гаррисона — об этом написана не одна книга. Скажем лишь, что те самые знаменитые часы H4, которые в итоге решили проблему морского хронометража, он закончил в 1761 году в возрасте 68 лет, а несколькими годами позже показал модель H5, которая была официально признана Комиссией долгот работающей. В 1772 году престарелый Гаррисон, наконец, получил свой приз, не считая более 4000 фунтов (на наши деньги — около миллиона фунтов), выделенных ему за эти годы на разработки.


H4 Четвёртая модель Гаррисона была уже не настольным хронометром, а подобием карманных часов.

Часы Гаррисона распространились по миру — они стояли на кораблях исследователей, в частности, Джеймса Кука, и на военных судах. Сегодня на оригиналы работы Гаррисона и его наследников можно посмотреть в Музее науки и техники в Лондона, в Гринвичской обсерватории и ряде других музеев.


H5 Финальная конструкция Гаррисона, за которую он получил «призовой фонд» Комиссии долгот.

Оставалось одно «но». Морские часы Гаррисона были сложным и дорогих механизмом. Делать такие часы умели считанные часовщики, и очень небольшой процент кораблестроителей оборудовали свои суда морскими хронометрами подобной точности. Вплоть до середины XIX века морские хронометры трудно было назвать серийной продукцией — а требовалось их очень много, в особенности когда Англия первой издала указ об обязательной установке этих устройств на все военные и гражданские суда. Вот тут-то и появился Улисс Нардан.


Глава 2. Вежливость королей

Леонард-Фредерик Нардан был одним из многих швейцарских часовщиков начала XIX века. Швейцария тогда начинала набирать силу, выходя в лидеры мирового производства хронометров и перехватывая это знамя у доминирующих британцев. Главным часовым городом материковой Европы была Женева. Темпы роста швейцарцев были неимоверными. Сравните: за 1800 год Швейцария и Англия произвели равное количество, по 200 000 часов, а полвека спустя, в 1850-м, Англия выпустила всё те же 200 тысяч, а Швейцария — 2 200 000 устройств!

В первую очередь это было связано с «серийной революцией»: швейцарцы начали отходить от традиционного принципа производства, семейного дела. До того часовщики, конечно, объединялись в профсоюзы, но работали сами по себе, делали всё в одиночку — от механизма до росписи циферблата, обучали тайнам мастерства детей, и, по сути, были ближе к ювелирному делу, нежели к механическому производству, где уже давно правили бал артели и мануфактуры. В первой половине XIX века Швейцария постепенно перешла к мануфактурной схеме работы, при этом не потеряв высочайшего качества, создавшего славу их продукции.


Карманные часы Ulysse Nardin середины XIX столетия.

Леонард-Фредерик был классическим часовщиком. На его работах стояла личная маркировка, и свои умения он передал сыну, Улиссу, родившемуся в Ле-Локле 22 января 1823 года. Ле-Локль тогда не был часовой столицей мира (как уже говорилось, ей была скорее Женева), но ряд часовщиков там работал. В Швейцарии в принципе не было городка, где бы не работало хотя бы несколько часовщиков. К слову сказать, часовую индустрию в Ле-Локле ко всему прочему сильно «подсекла» Великая французская революция. Из-за приграничного положения городка там было много сочувствующих якобинцам, и швейцарские власти проводили репрессивную политику во избежание революции; целый ряд сильных часовщиков эмигрировали во Францию, в основном — в Безансон.


Мануфактура на улице Жарден в Ле-Локле: сюда компания Ulysse Nardin перебралась в 1865 году.

Но вернёмся к Улиссу Нардану и морским хронометрам. Улисс продолжил дело отца — но уже на новый лад. В 1846 году он вопреки семейным традициям основал мануфактуру с наёмными работниками. Назвал он её, как и следовало, собственным именем — Ulysse Nardin. Мануфактура сходу начала работать в двух направления — карманных и морских часов. Карманные часы всегда пользовались спросом и обеспечивали прибыль, морские — сулили контракты с армией.

В 1860 году Улисс внедрил в работу специфический прибор — астрономический калибратор высокой точности, позволявший откалибровать карманные часы до десятых долей секунды. Это устройство изобрёл в начале века «отец швейцарских часов» Жак-Фредерик Урье, но оно практически не применялось для обычных хронометров. Спешим напомнить, что в то время часы нередко не имели даже минутной стрелки, а на вопрос «который час» вполне корректным считался ответ «да где-то полдень».


Последствия не заставили себя ждать. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне карманные часы Ulysse Nardin получили свою первую золотую медаль. Это была высочайшая на тот момент награда в отрасли, как если бы современный фильм получил одновременно «Оскара», «Золотую пальмовую ветвь» и «Золотого медведя». В 1865 году мануфактура переехала на улицу Жарден (если переводить — Садовую улицу), где располагается по сей день. Руководство Улисс разделил с сыном — достигшим 21 года Полем-Давидом.

Параллельно развивалось и производство морских хронометров. Они уже далеко ушли от оригинальной конструкции Гаррисона и базировались как на внедрённых английским часовщиком принципах, так и на других, конкурирующих схемах, появившихся в конце XVIII — начале XIX веков. К слову, Нардан начал применять биметаллы и другие «ноу-хау» морских часов в обычных моделях — так до него не делал практически никто.


Морской хронометр производства Ulysse Nardin.

Проблемой морских хронометров был, как говорилось выше, их труднодоступность. Ни один производитель не мог быстро изготовить серию из, скажем, 50 морских хронометров, чтобы обеспечить однотипными приборами флот какой-нибудь страны. Они по‑прежнему оставались штучным товаром. Имея опыт в мануфактурном производстве часов высочайшего качества, Нардан разработал ряд моделей морских хронометров, обеспечивающих идеальную точность и при этом подходящих для более или менее серийного производства. Впоследствии это дало значительный эффект. Например — забежим вперёд — в 1904 году компания подписала контракт с Императорским двором Японии об оснащении морскими хронометрами всего японского флота. Аналогичный контракт она пыталась подписать с Россией, но с бумагами что-то не сложилось, и в итоге партия морских хронометров Ulysse Nardin была приобретена российским флотом в частном порядке единичной сделки. Возник исторический казус: во время русско-японской войны 1904−1905 годов корабли обеих воюющих сторон были оснащены одними и теми же хронометрами!


Часы Ulysse Nardin, удостоенные золотой награды на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году.

Но увидеть успех своего морского предприятия Улиссу было не суждено — он скоропостижно скончался в 1876 году в возрасте 53 лет. Спустя два года на Всемирной выставке в Париже Ulysse Nardin получила сразу две золотые медали — вторую за карманные часы и первую за морские хронометры. Четвёртую такую медаль компания получила на Всемирной выставке в Чикаго 1893 года — той самой, где блистал король электричества Никола Тесла. Вообще, с момента основания компания получила более 4300 (!) различных отраслевых наград.

Начиная с конца XIX века, компания защитила целый ряд патентов на «усложнения», то есть дополнительные функции, повышающие точность или придающие часам новые возможности. Вообще говоря, в специальной литературе тип часов, на которых специализируется компания, и сегодня называется grand complication watch — некоторые его ветви напрямую вышли из профессиональных приборов для измерения времени XIX века и сегодня требуют точно такой же высочайшей точности в изготовлении наряду с сохранением традиций. Мы не будем останавливаться на технических новшествах начала XX века. Для примера скажем, что в 1936 году компания выпустила 24-дюймовый карманный хронометр, секундная стрелка которого отмеряла десятые доли секунды — впервые в отрасли.


Глава 3. Морская слава

Вернёмся к морским хронометрам. В 1975 году, Невшательская обсерватория выпустила официальный альманах со статистическим данными по истории швейцарского часового дела. В соответствии с ним из 4504 сертификатов качества, выданных с 1846 по 1975-й швейцарским морским хронометрам, 4324 (то есть 95%) получили устройства Ulysse Nardin. Морские часы компании получили 2411 отраслевых наград (из них 1069 — первых призов) и суммарно 14 медалей Всемирных выставок, из них 10 — золотых.


Мануфактура Ulysse Nardin. Ручная сборка часов.

В то же время значение морских хронометров постепенно стало снижаться. Сперва это было связано с «кварцевой революцией», то есть появлением новой технологии, использующей кристалл кварца в качестве колебательной системы в часах. В Швейцарии это привело, как известно, к так называемому «Кварцевому кризису», когда на рынок массово пришли недорогие и точные японские часы. Но это другая история.

Морские хронометры начали было переходить на кварц — но здесь революции и кризиса не случилось, потому что уже в 1980-е годы корабли стали массово использовать спутниковую навигацию для определения местоположения. Это сделало морские хронометры попросту ненужными — теперь долготу определял компьютер. Впрочем, любой современный корабль в обязательном порядке оборудован кварцевым высокоточным хронометром на случай сбоя системы GPS. Когда с сигналом всё в порядке, этот хронометр корректируется, сверяясь с мировым временем через тот же спутник.

В 1996 году в память о своей навигационной истории компания выпустила легендарную уже модель Marine Chronometer 1846 с механизмом Perpetual Ludwig, названном в честь разработчика, часовщика Людвига Эшслина. Как нетрудно догадаться, это была модель с вечным календарём, и она стала родоначальницей коллекции Marine, символизирующей тесную связь марки с морем. Позже, в 1999 году, появилась модель GMT Perpetual, сочетающая вечный календарь с несколькими временными зонами — компания в полной мере оправдывала славу разработчика класса grand complication watch. По сей день компания ежегодно получает патенты на новые механизмы и представляет модели со всё более широкими возможностями, не изменяя при этом классическим дизайнерским традициям.

А что же Ulysse Nardin? Компания успешно пережила все кризисы и вовремя вышла из рухнувшего в один момент рынка морских хронометров. Возник вопрос: что же делать с многочисленными наработками и полуторавековыми традициями в этой области? И ответ не заставил себя долго ждать. Дело в том, что высокоточные технологии морского хронометража не устарели и не стали бесполезными. Они просто перестали быть нужными в конкретной отрасли — в навигации. Но это не отменяет их невероятного качества, выносливости в любых экстремальных условиях, полной независимости от изменения температуры и влажности — и так далее. Поэтому технологии окончательно перешли в область, в которой компания и без того была одни из мировых лидеров, то есть в производство высококачественных наручных часов.


Ulysse Nardin Marine Torpilleur на страницах «Популярной механики»

Последний шедевр из коллекции Ulysse Nardin Marine, напрямую связанный с морской историей и традициями, — это модель Marine Torpilleur. В коллекции уже были часы Marine Grand Deck («верхняя палуба») и Marine Regatta («регата»), torpilleur же переводится как «торпедный катер». Это название подчёркивает как динамику и функциональность модели (такие катера были лёгкими и маневренными), так и исторические военные связи компании — про японский и русский флоты мы рассказывали выше.

Сердце модели — калибр UN-118 с автоподзаводом (запас хода при этом — 60 часов) и кремниевым спуском. Диаметр калибра — 31,6 мм, толщина — 6,45 мм, состоит он из 248 деталей, имеет функции индикации часов, минут, секунд, запаса хода и даты с быстрой корректировкой в любом направлении. О морской теме в первую очередь говорит дизайн циферблата — римские цифры, исторические «морские» шрифты, характерные формы стрелок. И, конечно, на море намекает и очень серьёзная для подобных часов водонепроницаемость, до 50 метров!


Калибор UN-118.

Marine Torpilleur диаметром 42 мм представлен в трёх моделях — из 18-каратного розового золота с белым циферблатом на кожаном ремешке, а также из нержавеющей стели с белым циферблатом на кожаном ремешке и с синим циферблатом на браслете.


Вообще говоря, компания Ulysse Nardin — это пример гармоничного сочетания исторических традиций и высоких технологий XXI века. Например, в 118-м калибре спуск сделан из кремния и синтетического алмаза, и эта технология, известная как DIAMonSIL, является специфическим ноу-хау, запатентованным всего несколько лет назад. С другой стороны, циферблаты Ulysse Nardin делаются посредством традиционной ручной техники — мы бывали на их производстве Donzé Cadrans в Ле-Локле и .


Ulysse Nardin Marine Torpilleur

И, конечно, это море. Не зря же Джон Гаррисон 250 лет назад изобрёл морские часы, а Улисс Нардан 150 лет назад довёл их до совершенства.

Каждому человеку чего-то не хватает. Одному денег, другому внимания и любви, третьему здоровья. Но чего не хватает однозначно всем - это времени. Именно поэтому люди всегда мечтали придумать прибор, с помощью которого смогут точно подсчитывать время, чтобы рационально им распоряжаться.

Однако большинство первых часов были очень ненадежны и зависели от условий окружающей среды. Но однажды были изобретен сверхточный прибор для измерения времени - хронометр. Это удивительное изобретение, как ни странно, повлияло не только на жизнь обычных людей. В первую очередь изобретение этого прибора помогло морякам лучше ориентироваться в открытом море.

Хронометр - это что?

Само слово "хронометр" произошло из сочетания двух греческих слов: "время" (хронос) и "измерять" (метр).

Из самого названия прибора становится понятно, что его предназначение - измерять время. Иными словами, хронометр - однако очень надежные, способные продолжить работать в любых условиях и в мороз, и в тропическую жару.

История появления хронометров

Хронометры не были первыми механическими часами. Однако часовые механизмы до них были очень хрупкими и легко ломались при неблагоприятных внешних условиях. Более того, даже в обычных обстоятельствах часы со временем начинали «врать».

Но все изменилось в 1731 году, когда некий британский часовщик по фамилии Гаррисон изобрел хронометр. Это изобретение стало очень важным для развития морского дела. Так как прибор Гаррисона продолжал показывать абсолютно точное время в любых условиях, это помогало экипажу определять долготу, а потом и координаты нахождения судна.

Несмотря на свою дороговизну, хронометр стал довольно часто использоваться на кораблях, а с развитием воздухоплаванья и на самолетах.

Примечательно, что конструкция Гаррисона была столь совершенна, что за прошедшие годы практически не претерпела изменений. Единственное, заменили некоторые материалы хронометра на более современные, легкие и прочные.

Морской хронометр

Изобретение Гаррисона (до того как его в двадцатом веке начали вытеснять более простые и дешевые морские часы со стабилизацией хода с помощью а также GPS) было самым надежным средством для моряков, чтобы они могли определить свое местоположение.

Как правило, все морские хронометры имели идентичную стандартную конструкцию. В специальный (чаще всего деревянный) корпус был помещен Благодаря конструкции корпуса, он в любой ситуации удерживал хронометр в горизонтальном положении. Корпус оберегал механизм часов от воздействия на него перепадов температур, а также смены положения прибора.

Хронометры в наручных часах

С изобретением сверхточных часов многие частные лица стали мечтать иметь такие же у себя дома. На основе изобретения Гаррисона поначалу стали делать настенные и настольные сверхточные часы для дома. Чуть позже технологии позволили уменьшить механизм и создать наручные хронометры, так необходимые занятым людям, для которых каждая секунда на вес золота.

С тех пор как появились наручные часы с точностью хронометра, прошло несколько десятилетий. И сегодня каждая уважающая себя компания по выпуску наручных часов имеет в своей линейке модели с хронометром. Несмотря на это, самым точным и качественным, естественно, является швейцарский хронометр.

Более того, именно в Швейцарии занимаются проверкой со всего мира, претендующих на звание хронометров. Для таких часов также разработан специализированный стандарт качества ISO 3159-1976.

Как узнать, есть ли в часах хронометр?

Обладать очень точными часами мечтает каждый. И хотя на большинстве наручных аксессуаров для измерения времени указывается, есть ли хронометр в часах, бывают исключения. Поэтому можно своими силами проверить его наличие или отсутствие в собственном аксессуаре.

Для проверки необходимо убедиться, есть ли в часах свежая батарейка или как давно они заведены, чтобы не нарушить чистоту эксперимента. Далее нужно выставить точное время. После этого часы нужно перевести в положение циферблатом вниз и оставить в таком виде на двадцать четыре часа. После истечения срока требуется перевернуть вверх и оставить еще на двадцать четыре часа. Теперь можно свериться с реальным временем. Если за двое суток нестандартного положения часы стали «врать» всего на +/- 8-12 секунд - это хронометр. При больших значениях - обычные часы.

Можно попробовать провести домашнюю проверку и другими способами. К примеру вешать часы на стенку - двадцать четыре часа в обычном положении и столько же наоборот. Также можно провести проверку температурами. Однако стоит учитывать что часы не должны долгое время охлаждаться менее чем на восемь градусов выше нуля и более чем на двадцать пять градусов.

Хронометр и хронограф: в чем разница?

Говоря о наручных часах, многие часто путают такие похожие понятия, как хронограф и хронометр. И хотя слова очень похожи, значение у них совершенно разное.

Если хронометр - это часы со специальной конструкцией механизма, позволяющей точно показывать время при любых условиях, то хронограф - это крохотные дополнительные циферблаты в часах с автономными механизмами. Иногда хронографы показывают отдельное время или предназначены для секундной стрелки.

Более двухсот пятидесяти лет прошло с тех пор, был изобретен хронометр. С тех пор он уже не так популярен в морском деле, особенно с изобретением GPS-навигации. Однако его невероятная точность до сих пор остается неизменной. Поэтому многие до сих пор мечтают иметь швейцарские часы с хронометром и всегда абсолютно точно знать время.