Cколько учителю оплачивают классное руководство. Учет расходов на вознаграждение за классное руководство. Предусмотрены ли доплаты руководителям

Вознаграждение за классное руководство. Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ, доплаты работникам устанавливаются локальными нормативными актами учреждения. К ним относится и доплата за классное руководство. Кроме нее работнику - классному руководителю выплачивается соответствующее вознаграждение. Но только уже из средств федерального бюджета. Данная выплата начисляется в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 850 и № 854 . Этими нормативными актами определен перечень образовательных учреждений, педагогические работники которых должны получать указанные средства. К ним относятся, в частности, общеобразовательные учреждения всех типов и видов, кадетские школы, образовательные учреждения для детей-сирот и др.

Вознаграждение выплачивается тем работникам, на которых приказом администрации учебного заведения возложены функции классного руководителя.

Размер выплаты зависит от числа учеников

Сумма вознаграждения за выполнение функций классного руководителя определяется с учетом количества обучающихся. Выплату начисляют из расчета 1000 руб. в месяц при наполняемости класса (группы) не менее той, что установлена соответствующим Типовым положением об учреждении. Например, для общеобразовательных школ она составляет 25 человек. При расчете вознаграждения эта норма берется для городской школы, а для сельской школы принята «условная» наполняемость - 14 человек (если Типовыми положениями не предусмотрена меньшая). Если наполняемость меньше установленной, сумма вознаграждения определяется пропорционально численности учащихся.

Что такое доплата из федерального бюджета по своей сути

Вознаграждение за классное руководство - это составная часть заработной платы педагогического работника. В размере средств, предоставляемых субъекту РФ на реализацию указанных выплат, учитываются: районные коэффициенты; отчисления по ЕСН; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; взносы по соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Указанное вознаграждение выплачивается одновременно с остальной суммой зарплаты работника. При определении налоговой базы по НДФЛ его также следует учесть.

Кроме того, за период школьных каникул (когда он не совпадает с отпуском педагога), а также в случаях, если занятия отменены в связи со стихийным бедствием, рассматриваемые доплаты следует начислять. Ведь эти периоды - рабочее время педагогов.

Сумма вознаграждения влияет на размер иных выплат

Вознаграждение за классное руководство выплачивается пропорционально отработанному времени.

Учителю установлено вознаграждение за классное руководство - 1000 руб. В апреле он отработал 10 дней из 22. В остальное время находился на больничном. Размер вознаграждения за классное руководство составит 454,55 руб. (1000 руб.: 22 дн. х 10 дн.). За дни болезни учитель получит соответствующее пособие.

Кроме того, сумма вознаграждения за классное руководство учитывается при исчислении:
- пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам;
- среднего заработка для начисления отпускных;
- среднего заработка, сохраняемого за педагогами, направленными на повышение квалификации с отрывом от основной работы.


Учителя понимают, что от разговоров ничего не изменится, что никто в грядущей перспективе им больше не даст, не проиндексирует и не повысит зарплату. Они ведь не на облаке живут, понимают, что сейчас не те времена, когда можно стучать по столу и требовать. Самое лучшее, если сильно не убавят, не отнимут то, что добавили в 2012 году. Региональные и муниципальные бюджеты трещат по швам и постоянно (не реже раза в квартал) требуют корректировки расходной части - об этом учителя в регионах тоже наслышаны. Тем, кто не следит за экономической ситуацией, ее растолковывают директора - на пальцах буквально, когда объясняют снятие той или иной доплаты. Но объяснениями, как показывает опрос, занимается далеко не каждый директор. Чаще всего недовольных начислениями педагогов посылают в бухгалтерию. Но туда идут немногие: система начисления зарплаты стала снова до такой степени непрозрачной, что концов не найти.

Приведу наиболее показательные комментарии учителей - опять же уточню - из разных регионов:

"Зарплата у меня в этом учебном году стала где-то на 1000 рублей меньше, хотя часы веду те же, что и в прошлом. Почему так, я не выясняла. Я не доверяю «начислителям»: уверена, что обманывают. Схему начисления отследить, как раньше, невозможно. Коллега жаловалась недавно, что ей больше года платили по низшей категории. Теперь разобраться невозможно. Бухгалтерия на школьные приказы стрелки переводит, а школа показывает свои протоколы и на бухгалтерию кивает".
"Нам на совещании в сентябре объявили, что стимулирующих не будет совсем. Раньше, последние 3 года, нам платили стимулирующие осенью и обещали потом (ближе к концу года) заплатить еще. Все учителя бросались во все виды работ, собирали доказательства (портфолио), но больше за весь год начислений не было. Вот такая происходила у нас игра-замануха. Я все равно работаю в своем режиме: мне неважно, есть премия или нет. А вот коллеги были страшно недовольны, потому что в обычном режиме они так не напрягаются.Им и так хватает занятий, а для премии приходилось разрываться, недоделывать основную работу..."

"В этом году зарплата ощутимо меньше. Стали выяснять, почему. Оказалось, убавили оплату по многим направлениям: классное руководство, проверка тетрадей, занятия с надомниками. Совсем не начислили за занятия с группой продленного дня (правда, это объяснили ошибкой бухгалтера). При нагрузке 11 часов без классного руководства у учителя с высшей категорией, имеющего награды и поощрения разного уровня, получилось 8700, из которых 1 тысяча рублей составила премия к Дню учителя. 18 тысяч получила учитель русского языка и литературы высшей категории при 24 часах нагрузки с классным руководством, тетрадями, премией и 0,1 ставки ГПД (ее делят такими долями между учителями, занимающимися подготовкой к ЕГЭ). По ее словам, по сравнению с прошлым годом, она недополучила примерно 1600 рублей. И это при том, что у нас еще так называемый "коэффициент" - 15%. Он тоже входит в состав названных сумм. Вот такие у нас зарплаты. Удивлялись мы всей школой на молодого учителя из Армавира, который долго стеснялся признаться первому лицу, что получает всего 28 тысяч при трехлетнем стаже. А мы бы с удовольствием озвучили ему свои зарплаты".

"Зарплата в школах нашего города стала ниже в январе 2016, затем немного стабилизировалась. Сейчас парадокс состоит в том, что директорам запретили издавать и оплачивать премиальные приказы. От этого пострадали две полярные категории работников: лучшие учителя, которые всегда нарабатывают на премию, и младший обслуживающий персонал, который едва зарабатывает на «минималку», но оклады даже этого не позволяют без премий. После повышения минимальной зарплаты до 7500 рублей появилось понятие "доплата до МРОТ", которое всех причесало под одну гребенку. Начались конфликты, которые неясно пока, чем кончатся".

"В квиточках исчез пункт "Стимулирующие выплаты ежемесячные". Кроме того, нам не пересчитывают норматив - учеников в классах прибавилось, а финансы остались прошлогодние, да еще на 10,5 месяцев (так был принят бюджет). Нам пояснили, что других средств не будет и выплаты до первой половины декабря ложатся на ответственность руководителей - преступления еще не совершено, но виновные уже назначены. К дню учителя не было никаких выплат, мало того, именно к празднику пришли угрожающие вести об отмене премий. После чего мы сделали грустный вывод: кнут дешевле пряника и его хватает одного на всех".

"У нас в этом году первая зарплата совпала с днем учителя, и праздник был омрачен. Все получили меньше, чем ожидали: кто на тысячу, а кто и на 3-4 тысячи рублей - в зависимости от нагрузки. Коллектив у нас непокорный, зубастый, мы сразу же все пошли к директору и потребовали объяснений. Оказалось, у всех сняты надбавки за часы в профильных классах. То есть больше всех пострадали учителя высокой квалификации, которые ведут старшие и выпускные классы, готовят к ЕГЭ. Это верх несправедливости. Директор нам стала говорить про перерасход бюджета, его секвестирование на уровне муниципалитета, уговаривала потерпеть. Сказала, что надо дотянуть до конца года, а дальше "все наладится". Мы ей не верим. Написали в городской отдел образования петицию от профсоюза. Результата пока нет, ждем".

"У нас как была непрозрачной система начисления, так и осталась. Выяснить что-то невозможно. Зарплаты получаем в конвертах. На уровне разговоров знаю, что суммы отличаются даже у педагогов с одной и той же нагрузкой, одинаковой категорией, одним и тем же стажем. Почему, непонятно. Портфолио мы не собираем, точнее собираем к аттестации. Никакой системы баллов, как в других школах, у нас нет и не было. Директор поощряет учителей сам на свое усмотрение, сам взвешивает заслуги. Это, само собой, далеко не всегда отражает истинный вклад учителя в имидж школы. Личная симпатия играет гораздо большую роль. Премию платят из внебюджетных средств, собираемых с родителей попечительским советом, два раза в год. Премии в основном смехотворные, чисто символические. Но есть у нас и игра в демократию. Методическое объединение один раз в год должно собраться и выдвинуть кандидатуру на крупную премию - размером примерно в 5 тысяч. У нас сначала были по этому поводу ссоры, потому что если судить "по заслугам", то премии всегда будет удостаиваться один и тот же учитель (если методобъединение крупное, то два). Поэтому мы решили пойти по самому простому пути - выдвигать кандидатуру по очереди: сегодня Иванову, на следующий год Сидорову, потом Петрову и так далее. Никому не обидно, а деньги всем нужны. Так и живем. Но жаловаться грех - родители в основном обеспеченные, многих из нас кормит репетиторство. Директор это понимает - он прекрасно знает, что протестовать мы не будем. Недовольных у нас не держат".

" В этом году у нас по мелочам все отобрали. За тетради не платят, за руководство методобъединение тоже - это теперь общественная нагрузка, за сложность и напряженность труда доплату отменили давно. За классное руководство тоже убавили, несмотря на то, что нагрузка на классных увеличивается с каждым годом. И даже символические 100 рублей "на методическую литературу" и то убрали. Решили, наверное, что на эти деньги уже никакую литературу не купишь, а в масштабе региона это неплохая экономия - мелочь, а приятно".

Думаю, что комментировать эти ответы не нужно. У читателей есть немало собственных примеров муниципальной и региональной экономии на учителях, готовых терпеть и не возмущаться.

Фото Вадима Мелешко

Ольга! Сформулировали Вы верно, но я не знаю какой Вы учитель, в каком регионе живете, поэтому ответ общий надеюсь Вы сами найдете ответ на Ваш вопрос.Если нет звоните.

Чтобы получать ставку заработной платы, учителю нужно
отработать:

36 часов в неделю должны
отработать старшие воспитатели, воспитатели дошкольных образовательных
учреждений (кроме тех категорий, которым разрешено работать меньше),
воспитатели учреждений дополнительного образования детей, педагоги-психологи;

30 часов в неделю должны
трудиться старшие воспитатели, воспитатели других образовательных учреждений;

25 часов в неделю обязаны
трудиться воспитатели специальных (коррекционных) образовательных учреждений
(групп) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (неслышащих,
слабослышащих, позднооглохших, незрячих, слабовидящих, поздноослепших, с
тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том
числе для детей, больных сколиозом, с задержкой психологического развития, для
умственно отсталых детей);

20 часов преподавательской
(педагогической) работы в неделю должны отрабатывать учителя I-IV классов,
учителя-логопеды, учителя-дефектологи;

18 часов преподавательской
работы в неделю предписывается иметь учителям V-XI (XII) классов
образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.

Ставки зарплаты педагогическим
работникам устанавливаются исходя из рабочего времени, исчияемого в
астрономических часах (60 минут каждый), но с учетом коротких перерывов
(перемен) между уроками или другими видами занятий.

Если учитель перевыполнил установленное для получения ставки количество
часов, ему полагается доплата, исчисляемая в соответствии со ставкой в
ординарном размере.

учитель начальных классов, в
которых уроки иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и
физкультуры ведут учителя-специалисты,

учитель I-IV классов
национальной (нерусской) сельской общеобразовательной школы, которые не могут
вести уроки русского языка вследствие своей подготовки,

учитель русского языка
национального (нерусского) сельского начального общеобразовательного
учреждения,

учитель физкультуры
сельского общеобразовательного учреждения, учитель иностранного языка
общеобразовательного учреждения, расположенного в поселке лесозаготовительного
и сплавного предприятий, химлесхозов, при возложении на них в счет сохраняемой
полной ставки учителя обязанностей (или части обязанностей) соответственно по
организации внеурочной работы по физвоспитанию, проверке письменных работ,
классному руководству

то Вам должна
гарантироваться выплата ставки заработной платы в полном размере при условии
догруза до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Если учитель IV класса не
преподает музыку, физкультуру и изобразительное искусство своим ученикам (то
есть теряет при этом 4 часа в неделю из 22 возможных по учебному плану часов
при пятидневной учебной неделе), то ему могут поручить педагогическую работу в
группе продленного дня 2 часа в неделю). Таким образом, он наберет норму часов
(20) для того, чтобы получать ставку заработной платы.

Если учитель отработает в
группе продленного дня не 2, а 4 и больше часов в неделю. В этом случае ему
должны оплачивать эту работу сверх нормы, в порядке, предусмотренном для оплаты
труда воспитателя группы продленного дня.

Учебная нагрузка - учебные часы, предусмотренные в инвариантной
части Базисного учебного плана. На основе этих часов определяется максимальный
объем учебной нагрузки для обучающихся, распределяется учебное время, отводимое
на освоение так называемого федерального компонента (объема знаний,
обязательного для изучения всеми школьниками России), а также часы, предусмотренные
в вариативной части, используемые для реализации регионального компонента
(объема знаний, обязательного для изучения школьниками данного региона) и
компонента общеобразовательного учреждения (объема знаний, предлагаемых школой
своим ученикам по тем или иным соображениям - для углубленного изучения
предметов, на изучения курсов по выбору, факультативов, индивидуальных и
групповых занятий и т.д.). Если класс делится на подгруппы для изучения
отдельных предметов (например, иностранного языка), то часы, отводимые на
занятия с этими подгруппами, тоже относят к учебной нагрузке учителя.

Если учитель в свободной от
учебной работы время работает воспитателем или руководителем секции, кружка,
если он оказывает платные образовательные услуги, то часы, потраченные им на
эти занятия, в его учебную нагрузку не входят.

Если учитель, которого замещают, отсутствует более двух месяцев, то
работа педагога, работающего вместо него, оплачивается по-другому. Производится
перерасчет заработной платы этого педагога, при этом его недельная учебная
нагрузка увеличивается, а в тарификацию вносятся соответствующие изменения.
Расчет ведется с того дня, когда это замещение началось, при этом учитываются
все часы фактически выполненной преподавательской работы и размер выплаченной
почасовой оплаты труда.

Размер почасовой оплаты за
один час преподавательской работы определяется так. Берется месячная ставка
заработной платы педагогического работника (в соответствии с разрядом ЕТС) за
установленную норму часов педагогической работы в неделю и делится на
среднемесячное количество рабочих часов. Для учителей V-XI (XII) классов в 2000
и 2001 году среднемесячное количество рабочих часов составляет 75,0, для
учителей I-IV классов - 83,33.

Правительство РФ утвердило
«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (19 марта 2001
г., N 196), в котором есть пункт 66, предусматривающий, что объем учебной
нагрузки (педагогической работы), установленный в начале учебного года, не
может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации.
Исключения составляют случаи, когда уменьшается количество часов по учебным
планам и программам, когда сокращается количество классов.

Если учитель в течение этих
двух месяцев заменяет другого учителя он
должен получать заработную плату,
которая ему установлена при тарификации на период, предшествующий уменьшению
учебной нагрузки.

После истечения двух
месяцев, когда учебная нагрузка уменьшается по сравнению с той, что была
установлена при тарификации, учителю до конца учебного года выплачивается:

Заработная плата за
фактическое число учебных часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной
нормы за ставку,

Заработная плата в размере
ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их
невозможно догрузить педагогической работой до этой нормы;

Заработная плата,
установленная при тарификации, если при тарификации учебная нагрузка была
установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить педагогической
работой до нормы.

Если в учебном году не
предвидится уменьшения часов по учебным планам, программам и количества
классов, то объем учебной нагрузки, установленный учителю в текущем учебном
году, не может быть уменьшен в следующем только потому, что так хочет администрация
школы.

Если образовательное учреждение является основным местом работы учителя, то
объем учебной нагрузки и преемственность преподавания предметов в классах,
сохраняется в новом учебном году.

Если администрация хочет
увеличить или уменьшить нагрузку учителю в учебном году, она должна получить на
то его письменное согласие. Тем более что верхнего предела нагрузки, которая
может быть установлена педагогическим работникам, нет. Поэтому, кстати, учителя
и работают, не щадя себя, давая в день по восемь, девять и даже по двенадцать
уроков.

Разряды учителей:

7-й разряд - среднее
профессиональное образование (без предъявления, требований к стажу работы);

8-й разряд - высшее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу
педагогической работы) или среднее профессиональное образование, стаж
педагогической работы от 2 до 5 лет;

9-й разряд - высшее


лет;

10-й разряд - высшее

11-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или
высшее дефектологическое образование, стаж работы по профилю свыше 5 лет (для
учителя специального (коррекционного) образовательного учреждения);

12-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 20 лет или
высшее дефектологическое образование, стаж работы по профилю свыше 10 лет (для
учителя специального (коррекционного) образовательного учреждения), либо II
квалификационная категория;

14-й разряд - высшая
квалификационная категория.

Разряды для учителя-логопеда,
учителя-дефектолога:

8-й разряд - высшее
дефектологическое образование (без предъявления требований к стажу работы);

9-й разряд - высшее
дефектологическое образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10-й разряд - высшее дефектологическое
образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11-й разряд - высшее
дефектологическое образование, стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12-й разряд - высшее
дефектологическое образование, стаж педагогической работы свыше 20 лет или II

работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для
работающих в этих учреждениях);

13-й разряд - профессиональное образование, стаж работы в психолого-медико-педагогической
консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях);

14-й разряд - высшая
квалификационная категория либо высшее профессиональное образование, стаж
работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для
работающих в этих учреждениях).

Разряды для воспитателя
(включая старшего):

7-й разряд - среднее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы),

8-й разряд - высшее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы) или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10
лет, либо высшее профессиональное образование, стаж педагогической работы не
менее 1 года (для старшего воспитателя);

10-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет, или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 10 лет,
либо высшее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5

11-й разряд - высшее
профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или
высшее профессиональное образование, и стаж педагогической работы от 5 до 10
лет (для старшего воспитателя);

12-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 20 лет или II
квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование, стаж
педагогической работы свыше 10 лет (для старшего воспитателя);

14-й разряд - высшая
квалификационная категория (для воспитателя и старшего воспитателя).

Разряды для
педагога-психолога:

7-й разряд - среднее
психологическое или среднее педагогическое; образование с дополнительной

работы);

8-й разряд - высшее

специальностью «Психология» (без предъявления требований к стажу
работы) или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с
дополнительной специальностью «Психология», стаж педагогической
работы (работы по специальности) от 2 до 4 дет;

9-й разряд - высшее
психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной

специальности) от 2 до 4 лет или среднее психологическое, либо среднее

«Психология», стаж педагогической работы (работы по специальности) от
4 до б лет;

10-й разряд - высшее
психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью «Психология», стаж педагогической работы (работы по
специальности) от 4 до 6 лет или среднее психологическое, либо среднее
педагогическое образование с дополнительной специальностью
«Психология», стаж педагогической работы (работы по специальности)
свыше 6 лет;

11-й разряд - высшее
психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью «Психология», стаж педагогической работы (работы по
специальности) от 6 до 10 лет;

12-й разряд - высшее
психологическое или высшее педагогические образование с дополнительной
специальностью «Психология», стаж педагогической работы (работы по
специальности) свыше 10 лет или 11-я квалификационная категория;

14-й разряд - высшая
квалификационная категория.

Разряды педагогов дополнительного образования:

6-7-й разряды - среднее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы);

8-й разряд - высшее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

10-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 10 лет;

11-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 10 лет;

14-й разряд - высшая
квалификационная категория.

9 июня исполняется 350 лет со дня рождения первого русского учителя математики Леонтия Магницкого. Предтеча гениального Ломоносова, он ушел из родного Осташкова с обозом, чтобы доставить монахам Нило-Столобенской пустыни рыбу, и остался учиться, потом поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьянский сын, бывший "страстным охотником читать и разбирать мудреное и трудное", сызмальства "кормивший себя работою своих рук" и, без сомнения, ума, почти 40 лет учительствовавший в Навигацкой школе, создавший знаменитый учебник "Арифметика, сиречь наука числительная"... Подробная история великого педагога и сподвижника петровских образовательных реформ - в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.

Учительская династия Костюковых началась с Антонины Андреевны. 37 лет она, учитель русского языка и литературы, директор сельской школы, посвятила своей профессии. Сегодня у Антонины Андреевны двое детей, пятеро внуков, пятеро правнуков и одна праправнучка. Сын – учитель физкультуры с 30-летним стажем, двое внуков – выпускники Воронежского педагогического университета, жена одного из внуков работала в детском саду старшим воспитателем, а теперь методист… О большом и интересном жизненном пути родоначальницы славной педагогической династии, которая недавно отметила 100-летний юбилей, – в материале Татьяны Масликовой.

"Моя миссия как родителя – воспитать своих дочерей как достойных продолжательниц нашей династии. А что касается профессии – свою миссию я вижу и в том, чтобы радовать публику нашими представлениями, и чтобы позиционировать цирк как искусство. В нашем обществе духовным приоритетам противостоят приоритеты потребительские. Порой слышишь, что искусство как бы и не нужно, оно мало влияет на жизнь людей. Но ведь именно искусство во многом делает человека человеком. Оно дергает за какие-то струны души, призывает к размышлениям, раздумьям о жизни", - из интервью представителя знаменитой цирковой династии в четвертом поколении, народного артиста РФ, художественного руководителя Большого Московского цирка Аскольда Запашного.

Нужно точно знать, что именно считается компенсацией и как её выплатить. Рассказываем и показываем на примерах.

Из статьи вы узнаете:

Что такое выплаты компенсационного характера

Компенсационные доплаты устанавливаются работодателем на основании трудового законодательства. Они считаются частью заработной платы и начисляются за работу в условиях, которые отклоняются от нормальных, а также за выполнение трудовых обязанностей в особых климатических условиях, на радиоактивно загрязненных территориях.

Такие виды выплат отличаются от компенсации, которая относится к возмещению затрат, понесенных сотрудниками в ходе исполнения трудовых обязанностей (часть вторая статьи 164 ТК РФ). Соответствующие издержки возникают в результате износа личного автомобиля, другого имущества, используемого в служебных целях.

Обратите внимание! Трудовым законодательством РФ предусмотрено два вида выплат, которые в обиходе названы «компенсационными». Они подразделяются на компенсации и непосредственно выплаты компенсационного характера. Несмотря на схожесть, они регламентированы разными статьями трудового законодательства, преследуют совершенно разные цели. Вот почему так важно учитывать эти отличия.

Скачайте документы по теме:


Скачать в.doc

Что считается компенсацией

Компенсации закреплены статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации и относятся к возмещению материальных издержек, которые связаны с непосредственным исполнением трудовых обязанностей. К таким категориям относятся:

Указанные выплаты не облагают налогами, они не учитываются при исчислениях пенсий, пособий, среднего заработка . Компенсации выплачивают при:

направлении в служебную командировку, чтобы возместить расходы, связанные с проездом, наймом жилья и тому подобное;

переезде в другую местность, чтобы возместить издержки, связанные с обустройством;

совмещении трудовой деятельности с получением образования, оплата учебного отпуска предусмотрена на законодательном уровне;

исполнении государственных или служебных обязанностей, во время исполнения за работником сохраняется средний заработок;

Приказ о выплате компенсаций

В действующем законодательстве не содержится четких требований к форме приказа о выплате компенсаций. Работодатель может использовать устоявшийся образец, включающий в себя несколько соответствующих разделов, считающихся основными.

Форма приказа о выплате компенсаций:

  1. в шапке приказа, выпущенного в связи с компенсационными начислениями в 2017 году, указывают полные реквизиты организации, наименование, идентификационный код и юридический адрес, другую важную информацию;
  2. в заголовок вносят наименование «Приказ», указывают порядковый номер документа и характеризуют содержание. Например, если выплата связана с направлением в служебную командировку, стоит указать «Приказ о компенсации расходов, связанных со служебной командировкой»;
  3. текст содержит описание с указанием причины, порядка выплат;
  4. в завершающую часть вносят подписи руководителей, ответственных лиц, сотрудников, которых знакомят с документом под расписку, обязательно указывать дату подписания приказа.

Обратите внимание! Если выплата проводится регулярно и начисляется ежемесячно, стоит отказаться от систематического оформления дополнительной документации и ограничиться приказом о назначении ежемесячной компенсации. Такой порядок рационально применять, если основанием для выплат считается статья 165 ТК РФ и начисления носят пролонгированный характер.

В большинстве отраслей экономики право на компенсационные выплаты имеют сотрудники, выполняющие трудовые обязанности на тяжелых работах, в особых, опасных, вредных условиях, специалисты, работающие в местностях со специфическими климатическими условиями, а так же те, кто работает по особому графику, режиму, отличающемуся от стандартного, сверхурочно, в ночные смены и так далее.

В этом случае в приказе указывают тип условий, которые послужили причиной выплат компенсационного характера. Образец документа содержит все указанные стандартные разделы, и только содержательная часть меняется в соответствии с формой проводимых начислений. Целесообразно зафиксировать, что такие виды начислений носят постоянный характер. Одного приказа, выпущенного с соответствующей формулировкой, будет достаточно для ежемесячной выплаты компенсации .

Некоторые категории работников имеют возможность получить дополнительные основания, дающие право на компенсационные выплаты. Для сотрудников, работающих в казенных, бюджетных или автономных организациях федерального подчинения основанием является работа с особыми данными, которые относятся к гостайне. Соответствующие выплаты положены и за шифрование или дешифровку секретных сведений.

Виды выплат компенсационного характера, включенных в перечень надбавок работникам бюджетных сфер

Виды выплаты компенсационного характера, включенных в перечень надбавок работникам образования

Учреждения науки, здравоохранения, образования, культуры и спорта относятся к бюджетным. Нормативами федерального, а также регионального законодательства предусмотрен перечень дополнительных компенсаций, выплачиваемых работникам бюджетной сферы. Установленные должностные оклады работодателем учитывают объем и условия работы.

В перечень компенсационных выплат педработникам в 2017 году включают:

  1. доплату за работу в школах-интернатах;
  2. коррекционных школах или классах;
  3. в группах, где обучаются ученики с отклонениями в развитии;
  4. за классное руководство;
  5. заведование учебными кабинетами, мастерскими;
  6. за проверку письменных работ;
  7. заведование отделами, учебными опытными участками, лабораториями;
  8. руководство предметными, методическими, цикловыми комиссиями.

Кроме того, надбавки предусмотрены и за фактический объем выполненной педагогической работы. Такие виды компенсаций выплачивают преподавателям, у которых предусмотрен фактический объем нормированных часов за неделю, месяц. Такое положение закрепляется при заключении трудового договора с сотрудником.

Если отдельным пунктом условие не указано, работодатель обязан заключить дополнительное соглашение, в котором указать все действующие условия. В коллективном договоре , локальных нормативных актах стоит указать виды компенсационных выплат и порядок их начисления. Профессорско-преподавательский состав высших учебных или средних специальных образовательных учреждений получает надбавку с учетом применения специального коэффициента, показатели которого зависят от занимаемой должности.

Педагоги имеют возможность получить компенсации за неиспользованные дни отпуска. По письменной просьбе педагога часть удлиненного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, заменяют денежной компенсацией. Порядок предоставления таких компенсаций прописан в статье 126 ТК РФ.


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Компенсационные выплаты работникам здравоохранения

Нередко работники сферы здравоохранения трудятся в опасных и сложных условиях. Кроме права на предоставление сокращенной рабочей недели, сотрудники ряда организаций, кабинетов, отделений могут воспользоваться дополнительными начислениями компенсационного характера за особые условия труда. К там выплатам относятся:

надбавки в размере 30 процентов к должностному окладу, месячной тарифной ставке за работу в психиатрических больницах, где больные содержатся под стражей;

надбавки в размере 20 процентов для специалистов, осуществляющих медицинскую диагностику или лечение ВИЧ-инфицированных пациентов;

до 25 процентов надбавки выплачивают работникам противотуберкулезных диспансеров и медицинских учреждений, в которых персонал контактирует с больными туберкулезом и рискует заразиться;

100 процентов часовой ставки добавляют врачам, младшему и среднему медицинскому персоналу скорой, неотложной, экстренной помощи пациентам;

50 процентов тарифной ставки или оклада компенсируют медицинским работникам военно-медицинских учреждений и водителям санитарного автотранспорта.

Кроме денежных выплат, указанным категориям сотрудников компенсируют вредность в форме выдачи лечебно-профилактического питания. На такую форму компенсации могут претендовать: рентгенологи, вирусологи, а так же специалисты, работающие с потенциально опасными для своего здоровья препаратами, медицинские сестры и врачи, осуществляющие трудовые обязанности в кабинетах с ионизирующим облучением. Продукты можно заменить денежным эквивалентом.

Компенсационные выплаты работникам культуры устанавливают федеральным и региональным законодательством. За мастерство положены надбавки, определяемые квалификационными категориями. Работники, занятые в сфере культуры, часто трудятся сверхурочно и имеют ненормированный рабочий день. Такая занятость подлежит компенсации. В трудовом договоре, заключаемом с работником, детально описывают трудовые условия и порядок дополнительных начислений. При необходимости заключают дополнительное соглашение , в которое вносят условия о ненормированном рабочем дне, сверхурочной работе и форме компенсационных выплат.