877 проект цвет подводной части. Подводные лодки Военно-морского флота России (дизель-электрические). Противокорабельные ракеты «Калибр»
В 1970-е годы было принято решение пополнить ВМФ дизель-электрическими субмаринами нового поколения, которым необходимо было действовать против подводных и надводных кораблей, ставить минные заграждения, вести разведку. Подлодки должны быть сравнительно небольшими, скоростными, малошумными, обладать совершенным радио, гидролокационным и электронным оборудованием. Поскольку такие подводные лодки собирались поставлять союзникам по Варшавскому договору, помимо обычного номера проекта – 877, ей присвоили имя собственное - "Варшавянка".
ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO входит на рейд г.Картахена (Испания) для участия в совместных с флотами НАТО маневрах "Болд Монарх 2011". 25 мая 2011 г. (фото из архива Владимира Владимировича, http://ejercitos.org)
Их разработку в 1974 г. по ТТЗ утвержденному ВМФ СССР, вели конструкторы ЦКБ "Рубин", возглавляемые Ю.Н. Кормилицыным совместно с НИИ им. Крылова. Если лодки проекта 641 традиционно были узкими и длинными, то наружный и легкий корпус выполнили веретенообразным, с круглой конфигурацией носовой части как у АПЛ. Сам корпус рассчитан был таким образом, чтобы гидродинамическое сопротивление было минимальным. Несколько моделей было испытано и доведено до совершенства в опытовом бассейне и на стендах.
Конструкция подводных лодок проекта 877 «Палтус» – двухкорпусная. По форме корпус максимально адаптировали к снижению шума и сопротивления.
Прочный корпус выполняется в виде цилиндра, поперечные сечения – круговые. Корпусные концевые конструкции – сферические. Прочные водонепроницаемые переборки разделяют корпус на шесть отсеков:
1-й – носовой, служит для размещения торпедных аппаратов;
2-й – главный командный пост и аккумуляторные батареи;
3-й – двухпалубный, жилой, на верхней палубе камбуз и каюты, на нижней - аккумуляторные батареи;
4-й – дизель-генераторы;
5-й – гребные электродвигатели;
6-й – резервная силовая установка и электромоторы экономического хода.
Для изготовления прочного корпуса использовалась сталь АК-25.
ПЛ пр.877ЭКМ заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии на испытаниях после ремонта с модернизацией на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 25.11.2012 г. (фото - ЦС "Звездочка", http://zvezdochka-ru.livejournal.com/)
Легкому корпусу придали обтекаемую веретенообразную «альбакоровскую» форму. Специальным покрытием поглощается излучение гидроакустических систем противника. Цистерны главного балласта, другие цистерны, а также различное оборудование размещены в междубортном пространстве. Хотя из-за двухкорпусной конструкции подлодка имеет значительный подводный объем, в аварийных ситуациях это дает возможность повысить живучесть за счет обеспечения непотопляемости при больших затопленных объемах корабля. В крейсерском положении подводная лодка может находиться на плаву даже при затоплении любого отсека и двух прилегающих к нему цистерн главного балласта одного борта.
Ограждение шахт выдвижных устройств располагается примерно посередине корабля. Ходовой мостик также оборудован в нем. Все выдвижные устройства, за исключением командирского перископа, выполнены не проникающими в прочный корпус. Благодаря этому центральный пост сделали более просторным и удобным для управления судном и его боевыми системами.
Носовые горизонтальные рули также были выполнены убирающимися. Чтобы снизить вызываемые ими помехи в работе гидроакустического комплекса, они были перенесены из носовой оконечности к средней части корпуса. Также из носовой оконечности были убраны шпигаты, а все механизмы выделяющие шум из первого отсека, убрали.
Главную энергетическую установку спроектировали по схеме полного электродвижения, то есть в надводном и в подводном положении движение обеспечивается гребным электродвигателем.
В составе главной энергоустановки входят:
- главный гребной электродвигатель ПГ141 (мощность 5500 л.с.). На подлодке Б-800 и на лодках проекта 636 установлен низкооборотистый двигатель ПГ165 той же мощности.
- 2 дизель-генератора 4ДЛ-42МХ (мощность каждого 1500 кВт, на первые две подлодки проекта 877 установили 2х4ДЛ-42М мощность каждого 1000 кВт) с системой работы дизель-генератора под водой. На модификациях 877М и 636 устанавливаются дизель-генератора 30ДГ (мощность одного 1500 кВт), которые так же работают с РДП.
- две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
Для режима эконом. хода предусмотрен специальный гребной 190-сильный электродвигатель ПГ142. Начиная с подводной лодки Б-800/проект 877В/проект 636, установлен низкооборотистый 190-сильный двигатель ПГ166.
ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO и разобранный водометный движитель. Севастополь, плавдок ПД-30, очередной ремонт, 12 января 2006 г. (фото - Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru)
Особенностью конструкции подводных лодок проекта 877 является наличие пары резервных 102-сильных электродвигателей ПГ-168. Данные двигатели обеспечивают лодке движение в узких местах, позволяют маневрировать во время швартовки, а также могут использоваться для хода в случае повреждения основного вала и винта.
В качестве движителя использован низкооборотный шестилопастный гребной винт фиксированного шага. На лодках Б-470 и Б-800 7-лопастный из сплава "Аврора" с саблевидными лопастями. По бортам в кормовой части корпуса расположены подруливающие водометы. Процесс погружения/всплытия подводной лодки автоматизированы.
При движении в подводном положении подлодка развивает максимальную скорость в 17 узлов, в надводном – 10 узлов. Дальность плавания под водой при скорости 7 узлов в режиме работы дизеля составляет 6000 миль, экономичным ходом при скорости 3 узла в подводном положении лодка может преодолеть 400 миль.
Начиная с подводной лодки Б-800, они оснащаются спасательным люком, который позволяет покидать затопленную субмарину с глубин до 250 метров (выполнен в кормовой части).
Энергетика – две группы свинцово-кислотных аккумуляторов по 120 элементов в каждой. На подлодках проекта 636М используются аккумуляторы, имеющие увеличенный в 2,5 раза срок службы при сохранении той же мощности.
Лодки оснастили усовершенствованной навигационной системой. На различных модификациях проекта 877 «Палтус» устанавливаются комплексы «Андога», «Апассионата-ЭКМ», «Апассионата -ЭКМ.1». Для поиска надводных целей и контроля за воздушной обстановкой служит радиолокационная станция, а также средства, обнаруживающие излучение радаров противника. Гидроакустическая аппаратура – активная и пассивная. Сведения со всех средств наблюдения и постов поступают в многоцелевую БУИС («Лама»/«Узел», «Лама-ЭКМ»/«Узел»), перерабатываются компьютером, после чего передаются в распоряжение командира, на командный пост, который изолирован от других отсеков. Управление общекорабельными системами осуществляется с пульта управления «Палладий» или «Палладий-ЭМ» (в зависимости от модификации).
Погрузка торпеды 53-65КЭ на ПЛ пр.877ЭКМ KILO ВМС Китая (http://cnair.top81.cn)
Погрузка ракеты комплекса Club-S в торпедный аппарат индийской ПЛ пр.08773. Для погрузки используется закрепленная на корпусе ПЛ платформа (снимок сделан не позже 2009 г., http://forums.airbase.ru)
Большинство механизмов снабжается вибропоглощающими покрытиями и смонтировано на амортизаторах, другие скомпонованы на специальных платформах блоками, что в совокупности с малошумным винтом, обтекаемым корпусом, делает подлодку менее заметной, по сравнению с субмаринами других типов.
Вооружение подлодки – шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов размещенных в носовой оконечности. Из них два аппарата в верхнем ярусе рассчитаны на стрельбу телеуправляемыми торпедами. Управление и перезарядка (применено устройство быстрой перезарядки «Мурена»)– дистанционное с КП. Погрузка торпед осуществлялась при помощи специального погрузочного устройства. Боезапас – 18 торпед, 6 из которых находилось в торпедных аппаратах, 12 - на стеллажах. Могли использоваться торпеды 53-56Б, 53-56БА, 53-65К, СЭТ-53М, ТЭСТ-71М, СЭТ-65Э, УСЭТ-80К. Вместо торпед на борт могли приниматься 24 мины ДМ-1: 12 мин в торпедные аппараты (2 на аппарат) и столько же на стеллажи.
Для противовоздушной обороны подводные лодки проекта 877 входившие с состав советских ВМС вооружались выдвижным зенитным ракетным комплексом «Стрела-3» (в процессе модернизации устанавливались «Стрела-3М», «Игла-1» 9М313). Боезапас комплекса – 8 ракет.
В проектах 08773, 636М/06361 использовался ракетный комплекс Club-S с пуском крылатых ракет из торпедных аппаратов верхнего яруса из подводного положения. Боезапас - 4 ракеты. В проекте 06363 использован ракетный комплекс "Калибр-ПЛ" с запуском ракет из подводного положения.
Мощный минно-торпедный комплекс вооружения может решать многоцелевые задачи. Им обеспечивается выстреливание боезапаса на любых глубинах погружения и совместно с БИУС позволяет вести не только одиночную, но и залповую стрельбу по 2 целям.
В Комсомольске-на-Амуре в 1979 году на верфи начали строить головную подлодку проекта 877, в сентябре 1982 года он вступил в строй. Позднее корабли данного проекта выпускали в Ленинграде, а также на заводе "Красное Сормово". После того, как в 1981 году их засекли иностранные наблюдатели, НАТО присвоило условное обозначение "Кило".
Строительство серии для ВМФ продолжалось и после 1992 г. В процессе строительства проект постоянно совершенствовали. Так, например, подлодка Б-800 (создана по проекту 877ЛПМБ) имела саблевидный семилопастной винт, изготовленный из сплава «Аврора». Эта подлодка была первой из 877 проекта оборудованная спасательным люком и системой, которая позволяла выходить из подлодки с 250-метровой глубины. Другое оборудование в БЧ-5 выполнялось на новой элементной базе. Подлодка получила низкооборотистые главный гребной электродвигатель и ДЭХ и другие нововведения, а также дополнительное акустическое оборудование из состава гидроакустического комплекса МГК-400 (для этого даже сократили каюту СПК), новое штурманское оборудование не входящее в комплекс навигации и прочее.
Восемь последних кораблей серии были построены по несколько измененному проекту. Благодаря увеличению корпуса лодки на две шпации (2х600 мм) на них смонтировали более мощные дизельные генераторы (в 1,5 раза), с усовершенствованной амортизацией платформы, якорь Холла который убирался вовнутрь, низкооборотный главный электродвигатель. Всего заменили 30 единиц оборудования на новое более ремонтопригодное и малошумное. Ресурс оборудования увеличился в 2 раза, улучшилась ремонтопригодность кораблей.
ПЛ пр.877 (вероятно, прю877ЭКМ Б-806) с работающим под РДП дизель-генератором, Балтийское море, 10.09.2007 г. (автор фото - Alex Suetin, http://fotki.yandex.ru)
Модификации:
Проект 877 «Палтус» (подсерия 08770) – базовый серийный вариант подводной лодки, головные – Б-248, Б-401. Кроме серии 08770, были серии 08771 или 08772 – различавшиеся между заводами-производителями.
Проект 877Э «Варшавянка» - экспортная модификация подводной лодки проекта 877 первой серии. Поставлялись в страны Варшавского договора. Отличается главным образом оборудованием и не комплектуется ЗРК.
Проект 877ЭК – подводные лодки не строились, является «экспортным коммерческим» вариантов адаптированным к тропическим условиям эксплуатации.
Проект 877ЭКМ – «экспортный коммерческий модернизированный» вариант подлодки проекта 877. Осуществлялись поставки в Алжир, Индию, Иран и Китай. Была установлена гидроакустическая система МГК-400Э. Проект адаптировали к тропическим условиям эксплуатации. В 1999 г. для индийских ВМС модернизирован и получил обозначение проект 08773. Модификация по оборудованию и системам вооружения (оснащена пусковыми установками крылатых ракет Club-S). Получила систему управления Lama-ER, новый гидроакустический комплекс МГК-400ЭМ/MGK-EM, боевую информационно-управляющую систему "Палладий-М". На модификации подводной лодки винторулевая группа и конструкция сохранены аналогичными проекту 877ЭКМ.
Проект 877ЛПМБ (Б-800 «Калуга») – оснащается 7-лопастным винтом из сплава "Аврора" имеющим саблевидные лопасти. Также был оборудован спасательный люк, который позволяет осуществлять эвакуацию с глубины до 250 м. Оборудование БЧ-5 переработали, двигатель экономичного хода и главный гребной электродвигатель были более низкооборотными. На лодке установили дополнительное штурманское оборудование.
Проект 877В – оснащается водометным движителем. По основным тактико-техническим характеристикам аналогичен проекту 877.
Проект 877М «Палтус-М» – 8 последних подлодок серии проектов 877 для отечественного военно-морского флота. Корпус удлинен на 1,2 м.
Проект 877Б - проект модернизации подводной лодки проекта 877. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы велись в 1980-е годы на базе проекта 877М. По данному проекту была заложена опытовая подлодка Б-90 "Сарган", достроенная позже по проекту 20120.
Проекты 877К/877МК – модернизированные проекты 877 и877М. после модернизации оборудования (в частности боевой информационно-управляющей системы).
Проект 636 – разработан ЦКБ "Рубин", является экспортной модификацией проекта 877М для китайских ВМС, оборудование модернизировано по типу проекта 877М, широко использованы звукопоглощающие технологии.
Проект 636М – модернизированный вариант проекта 636. Изменен состав оборудования, установлен инерциальный навигационный комплекс, перископ, имеющий лазерным дальномером, ТВ-канал и канал ночного видения. Буксируемая антенна связи КВ и СДВ диапазонов. Могут использоваться крылатые ракеты Club-S с запуском через торпедные аппараты из подводного положения. Проект 06361 – модификация подводной лодки для вьетнамских ВМС. Проект 06363 – модификация проекта с обновленным оборудованием. Вооружен ракетным комплексом "Калибр".
Проект специальной подводной лодки на базе проекта 877 – вероятно, предназначен для проведения работ по прокладке по морскому дну трубопроводов. Возможно, после оснащения может использоваться для широкого круга работ.
Подводные лодки проекта 877 «Палтус» а также их модификации поставлялись в:
Алжир – 2 подводные лодки проекта 877ЭКМ;
Индия – 9 подводных лодок проекта 877ЭКМ (8 модернизировано 08773) + 1 построена по проекту 08773;
Иран – 3 подводные лодки 877ЭКМ;
Китай – 1 подводная лодка проекта 636М + 2 подводная лодка проекта 877ЭКМ;
Польша – 1 подводная лодка проекта 877Э;
Румыния – 1 подводная лодка проекта 877Э.
ПЛ Б-464 "Усть-Камчатск" пр.877 (модернизированного) в плавдоке (http://forums.airbase.ru)
В составе российских ВМС находится 24 дизель-электрические подводные лодки проекта 877 «Палтус» и их модификаций.
Тактико-технические характеристики:
(2000)
Надводное водоизмещение – 2300 тонн (проект 636/636М – 2350 тонн);
Подводное водоизмещение – 3040 тонн (проект 636/636М – 3100 тонн);
Наибольшая длина – 72,6 м (проекты 877М/636/636М – 73,8 м);
Запас плавучести – 32 %;
Длина прочного корпуса – 51,8 м;
Наибольшая ширина – 9,9 м;
Осадка по КВЛ – 6,2 м;
Главная энергоустановка:
- количество и мощность дизелей – 2х1000 кВт, тип ДЛ42МХ (на последних 8 лодках 2х1500 кВт типа 30ДГ);
- количество и мощность ГЭД – 1х5500 л.с., тип ПГ-141 (на последних 8 лодках 1х5500 л.с. типа ПГ-165, на 877ЭКМ – 1х4050 л.с.)
- количество и мощность электродвигателей ЭХ – 1х190 л.с. (ПГ-166);
- количество и мощность резервных ГЭД – 2х102 л.с. (ПГ-168);
- движители – малошумный ВФШ;
- запас топлива – 172 т.;
- число групп аккумуляторных батарей, число элементов – 2х120;
Надводная скорость хода –10 узлов (проект 636/636М – 11 уз);
Подводная скорость хода –17 узлов (на последних 8 – 19 узлов);
Экономическая подводная скорость хода – 3,0 узла;
Дальность подводного хода (скорость 7 узлов, под РДП) - 7500 миль (проекты 636/636М при увеличенном запасетоплива);
Дальность подводного хода (скорость 3 узла) – 400 миль;
Дальность подводного хода (скорость 21 узел) – 12,7 миль;
Глубина погружения рабочая - 240 м (проекты 636/636М/877М - 250 м)
Глубина погружения перископная – 17,5 м (максимальное волнение 5 баллов);
Глубина погружения предельная - 350 м (проекты 877ЭКМ/636/636М – 300 м);
Автономность – 45 суток;
Экипаж – 57 человек (проекты 877ЭКМ/877В/636/636М – 52 чел.) в т.ч. офицеров – 12;
Вооружение:
- ракетный комплекс (проект 08773) - Ciub-S;
- носовые торпедные аппараты – 6 шт.;
- калибр - 533-мм
Спуск на воду после ремонта ПЛ Taregh пр.877ЭКМ ВМС Ирана, 28 мая 2012 г. (фото - Azin Haghighi, http://imp-navigator.livejournal.com/)
Подготовлено по материалам:
http://militaryrussia.ru
http://www.deepstorm.ru
http://army.lv
http://nashflot.ru
http://www.warships.ru
Во главе с Юрием Кормилицыным, совместно с НИИ им. Крылова с 1974 года.
Основной особенностью проекта 877ЭКМ ("экспортный коммерческий модернизированный") стала возможность эксплуатации и функционирования механизмов и оборудования в тропических условиях.
На ПЛ принята одновальная схема движительной установки, осесимметричная форма корпуса, оптимизировано соотношение его длины и диаметра.
Внутренний прочный корпус подводной лодки разделен водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков. В первом ‑ носовом ‑ отсеке находятся торпедные аппараты, во втором ‑ аккумуляторные батареи и главный командный пост. Третий отсек ‑ жилой, двухпалубный, включает камбуз и каюты. В четвертом отсеке стоят дизель‑генераторы, в пятом ‑ гребные электродвигатели. В хвостовом отсеке расположены электромоторы экономического хода и резервная силовая установка.
Силовая установка состоит из нескольких мощных электромоторов, позволяя ПЛ этого типа передвигаться только под электромоторами, без использования дизеля.
Большинство механизмов ПЛ снабжено вибропоглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах или специальных платформах.
Шестилопастной гребной винт со сниженными до 250 оборотами в минуту значительно снижает уровень шума, оставляя противолодочным силам противника меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.
Предельная глубина погружения ПЛ ‑ 300 метров.
Скорость полного подводного хода — 17 узлов.
Дальность плавания в подводном положении экономической скоростью — 400 миль.
Автономность — 45 суток.
Численность экипажа — 52 человека.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO, Черное море, 20 января 2007 г. (фото - Виталий Костриченко, http://forums.airbase.ru).
В 1981 г. после обнаружения нового типа подводных лодок в NATO лодке был присвоен псевдоним KILO. По неподтвержденным данным головная лодка пр.877 Б-248 вступила в строй только в сентябре 1982 г. Возможно, в это время в полном объеме завершились флотские испытания головной подводной лодки. Серийное производство лодок пр.877 продолжалось с 1979 по 1994 годы. Всего на разных заводах построено:
- завод №199 "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре) - с 1979 по 1994 г.г. построено 15 лодок;
- завод "Красное Сормово" (г.Горький - Нижний Новгород) - с 1982 по 1995 г.г. построено 17 лодок в т.ч. и на экспорт;
- завод Ленинградское Адмиралтейское объединение (г.Ленинград) - с 1983 по 1991 г.г. построено 7 лодок на экспорт;
- ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) - с 1992 по 2000 г.г. построено 4 лодки на экспорт и с 1997 по 1998 годы 2 лодки пр.636, а с 2002 по 2006 г.г. - 5 лодок пр.636М.
Одна лодка пр.877 достроена в 2005 г. по пр.636М (Б-340 = Yuan Zhend 73 Hao, Китай). Некоторое время назад (1997 г.) в западных специализированных СМИ лодки класса KILO так же именовали GRANAY, вероятно, имея ввиду лодки модернизированного проекта 636. По умолчанию приводятся данные лодок пр.877.
В 2010 г. на ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) возобновлено строительство лодок пр.06363 для отечественного ВМФ (см.Реестр, ниже
) - в строительстве серия из шести ПЛ для Черноморского флота ВМФ России.
Конструкция ПЛ
- двухкорпусная. Широко используются амортизирующие платформы и другие звукопоглощающие технологии (например, противогидроакустическое покрытие корпуса). По форме корпус ПЛ максимально адаптирован к снижению сопротивления и шума. Носовые горизонтальные рули убираются в корпус. ПЛ типа пр.877М отличаются внешне от пр.877 обрубленной в корме надстройкой вместо плавно переходящей в корпус. Материал прочного корпуса - сталь АК-25. Как минимум для ПЛ пр.06363 корпусная сталь разработана ЦНИИ КМ "Прометей" и производится на ПО "Ижорский завод".
Разрезной макет-модель ПЛ пр.877 студии "Корвет" (http://www.corvette-shipmodels.ru)
Сверху вниз - первые три снимка - в стапельном цехе №12 Ленинградского Адмиралтейского Объединения блок №1, блок №1 с маской торпедных аппаратов, блок №3. На четвертом фото перевозка в цех №12 элемента прочного корпуса ПЛ. На пятом фото - блок прочного корпуса лодки в цехе №9. Предположительно на фото элементы конструкции ПЛ Б-477 ("Sindhushastra" S65) зав.№01618 пр.877ЭКМ / 08773, Ленинградское Адмиралтейское Объединение, г.Санкт-Петербург, 1999 г. (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.).
Архитектура корпуса ПЛ пр.06363 или пр.06361. Цех №9 Адмиралтейских верфей. 2012 г. ().
Двигательная установка : и подводный и надводный ход ПЛ обеспечивается гребными электродвигателями
2 х дизель-генератора 4ДЛ-42МХ мощностью по 1500 кВт (по др.данным и на первых двух ПЛ пр.877 - 4ДЛ-42М мощностью по 1000 кВт) с системой РДП (пр.877). На пр.877М - 30ДГ мощностью по 1500 кВт, так же работающие с системой РДП.
1 х главный гребной электродвигатель ПГ141 мощностью 5500 л.с. (в т.ч. пр.877В / 877ЭКМ, по др.данным на пр.877ЭКМ двигатель мощностью 4050 л.с.), начиная с ПЛ Б-800 (1989 г.) установлен новый низкооборотистый двигатель ПГ165 мощностью 5500 л.с. (6800 л.с. по западным данным).
1 х электродвигатель экономического хода ПГ142 мощностью 130-150 л.с. (первые модификации), начиная с ПЛ Б-800 (1989 г.) / пр.877В установлен новый низкооборотистый двигатель ПГ166 мощностью 190 л.с..
2 х резервных электродвигателя ПГ168 (видимо, начиная с Б-800 ?) мощностью по 102 л.с.
Механика
- один вал, один винт:
- 6-лопастный малошумный винт фиксированного шага (Б-470 ? и Б-800)
- 7-лопастный с саблевидными лопастями из сплава "Аврора" (Б-470 - 1986 г., Б-800 - 1989 г.).
- 7-лопастные винты типа Б-800 (ПЛ типа Improved KILO).
- водометная насадка турбинного типа (пр.877В, ранее стояла более короткая насадка - возможно в этом отличие раннего пр.877В от пр.877ВД - это предположительно).
Скорость вращения винта максимальная - 250 об/мин..
На ПЛ всех проектов в кормовой части корпуса по бортам подруливающие водометы. Процессы погружения и всплытия ПЛ автоматизированы.
6-лопастный малошумный винт фиксированного шага на лодках пр.877 и 877ЭКМ KILO. На снимке выкатка из цеха ПЛ Б-477 ("Sindhushastra" S65) зав.№01618 пр.877ЭКМ / 08773, Ленинградское Адмиралтейское Объединение, г.Санкт-Петербург, 1999 г. (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.).
ПЛ пр.636 / 636М с 7-лопастным винтом ("Военный парад", фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).
ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO и разобранный водометный движитель. Севастополь, плавдок ПД-30, очередной ремонт, 12 января 2006 г. (фото - Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru)
Энергетика - свинцово-кислотные аккумуляторы. Количество - 2 группы по 120 шт. В процессе эксплуатации в ВМС Ирана были отмечены проблемы с выходом из строя аккумуляторных батарей, что, вероятно, вызвано либо высокими температурами и влажностью при эксплуатации либо ошибками в обслуживании (или и то и другое). Аккумуляторы для ПЛ пр.877/636 на мировом рынке предлагаются так же таким производителем как British Chloride Industrial Batteries Ltd с гарантией 5 лет (информация за 1997 г.).
Система спасения - начиная с ПЛ Б-800 лодки серии оснащаются спасательным люком позволяющим покидать затопленную ПЛ с глубины до 250 м (находится в кормовой части ПЛ).
ТТХ подводной лодки:
Экипаж - 57 чел (52 чел - пр.877ЭКМ / 877В) - в т.ч. 12 офицеров
73.8 м (пр.877М)
Длина прочного корпуса - 51,8 м
Ширина - 9.9 м
Осадка - 6.2 м
Водоизмещение надводное - 2300 тонн
Водоизмещение подводное - 3040 тонн (3076 тонн по др.данным)
Запас плавучести - 32%
Масса дизельного топлива - 172 тонны
Скорость надводная - 10 уз
Скорость подводная:
3 уз (на вспомогательных подруливающих водометах)
8-10 уз (перископная, ограничение по волнению - 5 баллов)
17 уз (в т.ч. пр.877В)
19 уз (пр.877М)
21-25 уз (пр.877М по западным данным)
Дальность подводного хода (под РДП, скорость 7 уз) - 6500 миль
Дальность подводного хода (скорость 3 уз) - 400 миль (в т.ч. пр.636 / 636М)
Дальность подводного хода (скорость 21 уз) - 12.7 миль (по западным данным)
Глубина погружения перископная - 17.5 м (ограничение по волнению 5 баллов)
Глубина погружения рабочая - 240 м (250 м возможно пр.877М)
Глубина погружения предельная - 350 м (300 м пр.877ЭКМ)
Автономность - 45 сут
Шумность ПЛ пр.877 при движении на вспомогательной движительной установлке (водометах) при скорости малошумного хода (МШХ) 5-6 уз оценивается специалистами ниже или равной шумности ПЛА типа Improved Los-Angeles. При использовании хода под главным гребным электродвигателем показатели шумности существенно ухудшаются независимо от скорости. На основании отзывов индийских моряков ПЛ пр.877ЭКМ по общей шумности считается тише германской ПЛ пр.209. При естественном фоне в 40-45 дБ в штиль уровень шума ПЛ пр.877 составлял 52-56 дБ (серия ПЛ и условия замеров неизвестны). В китайских СМИ по ПЛ пр.636 сообщается уровень шумности 117 дБ.
Вооружение:
пр.877 | пр.877ЭКМ | пр.08773 | пр.877ЭКМ после модернизации (2015 г. и ранее) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минно-торпедное вооружение | 6 х 533 мм носовых торпедных аппарата (управление ТА - дистанционное с командного пункта, включая перезарядку ТА). Два из шести ТА (верхний ярус аппаратов) рассчитаны на применение телеуправляемых торпед (на примере пр.877В). Перезарядка осуществляется с помощью устройства быстрой перезарядки "Мурена" (система дистанционного автоматизированного управления ТА - СДАУ ТА). Погрузка осуществляется с помощью специального погрузочного устройства. Боезапас - 18 торпед (6 шт в ТА, 12 шт на стеллажах)
Оборудование
(данные требуют уточнения): Выполнен на базе ЭВМ МВУ-110 "Узел". БИУС позволяет одновременно сопровождать 5 целей, в т.ч. 2 цели автоматически + 3 вручную с автоматической выработкой данных для торпед. Так же БИУС решает навигационные задачи.
Выполнен на базе ЭВМ МВУ-100ЭМ (?) "Узел". БИУС позволяет одновременно сопровождать 5 целей, в т.ч. 2 цели автоматически + 3 вручную с автоматической выработкой данных для торпед. Так же БИУС решает навигационные задачи. Главная антенна ГАС (в носовой части корпуса ПЛ) с отдельной излучающей антенной и излучающей антенной звукопроводной связи, выполнена в титановом корпусе. Обеспечивается работа трактов шумопеленгации (ШП), гидролокации (ГЛ), обнаружения гидроакустических сигналов (ОГС) и звукоподводной связи (ЗПС). Количество лучей излучателя (в активном режиме) - 540 шт Дальность обнаружения в пассивном режиме - 16-20 км (ПЛ) и 60-80 км (корабли) Дальность сопровождения целей в активном режиме - 16-20 км Дальность подводной связи и передачи данных - 20-25 км и 60-80 км (в зависимости от режима) ГАС миноискания МГ-519 "Арфа" (дальность обнаружения мин 1500 м)
Главная антенна ГАС (в носовой части корпуса ПЛ) с отдельной излучающей антенной и излучающей антенной звукопроводной связи, выполнена в титановом корпусе. Количество элементов приемной антенны - 1008 шт Количество лучей излучателя (в активном режиме) - 540 шт? Площадь рабочего сектора антенны - 7.5 кв.м Дальность обнаружения в пассивном режиме - не менее 16-20 км (ПЛ) и 60-80 км (корабли) Дальность сопровождения целей в активном режиме - не менее 16-20 км Дальность подводной связи и передачи данных - не менее 20-25 км и 60-80 км (в зависимости от режима) ГАС миноискания МГ-519 "Арфа" (дальность обнаружения мин не менее 1500 м). Оборудование выполнено на новой элементной базе. Состав оборудования отличается от модернизированного состава оборудования пр.877 (иногда в СМИ - 877К) на ПЛ "Sindhuvijay" при модернизации по пр.08773 (проводилась СРЗ "Звездочка", завершена в 2007 г.) установлен индийский ГАК USNUS Буксируемая антенна КВ- и СВ-диапазонов
Модификации: пр.877 "Палтус" / подсерия 08770 (?) - KILO (1980 г.) - базовый серийный вариант ПЛ, головные ПЛ - Б-248 и Б-401. Есть предположение, что кроме серии 08770 была серия 08771 или 08772 - возможно, различались между заводами-производителями (соответственно, головные лодки Б-248 и Б-401, причем Б-401, в таком случае, головная лодка серии 08770). пр.877Э "Варшавянка" - KILO (1985 г.) - экспортная модификация ПЛ пр.877 первой серии для стран Варшавского договора, поставлены в Польшу (Б-351 = Orzel, 29 июня 1986 г. передана ВМС Польши) и Румынию (Б-801 = Delfinul, 19 сентября 1986 г. передана ВМС Румынии). пр.877ЭК - ПЛ не строились, "экспортный коммерческий", адаптирован к тропическим условиям эксплуатации. пр.877ЭКМ - KILO (1985 г.) - "экспортный коммерческий модернизированный" вариант ПЛ пр.877, поставлялся в Алжир, Индию, Китай и Иран. ГАС МГК-400Э. Адаптирован к тропическим условиям эксплуатации. Последние 2 ПЛ проекта идентифицированы на Западе как Improved KILO (предположительно это "Yunes" ВМС Ирана и "Sindhurakshak" ВМС Индии - последняя пр.08773). Стоимость одной ПЛ по данным СМИ от 150 до 200 млн. USD (1990-е годы).
пр.877ЛПМБ (1989 г.) - серийная ПЛ (Б-800, 1 экз.) оснащенная 7-лопастным винтом из сплава "Аврора" с саблевиднами лопастями. На лодке установлено модернизированное оборудование частично аналогичное пр.877М. пр.877В - "KILO-III"
(1990 г.) - серийная ПЛ Б-871, оснащена водометным движителем, переименована в "Алроса" 5 января 2001 г. По основным ТТХ пр.877В аналогичен пр.877. ПЛ Б-871 заложена на заводе "Красное Сормово" (г.Горький) 17 мая 1988 г. В ноябре 1989 г. ПЛ внутренними водными путями перешла на Черное море и 1 декабря 1990 г. вошла в состав Черноморского флота. Так же в СМИ встречается наименование проекта "877ВД" (на наш взгляд либо ошибочное, либо после модернизации - "Д" - "доработанный"). Подводная лодка носит западное наименование KILO-III в некоторых источниках 2010-2011 г.г. (Weyers
) - ранее наименование KILO-III нами не встречалось. пр.877М "Палтус-М" (?) / подсерия 08773 (?) или 08772 (?) - Improved KILO (1990 г.) - 8 последних ПЛ серии пр.877 для отечественного ВМФ (по времени вступления в строй - Б-464, Б-459, Б-471, Б-494, Б-177, Б-187, Б-190, Б-345). Производились заводами в Комсомольске-на-Амуре (5 шт) и "Красное Сормово" (г.Горький, 3 шт). Достроены с изменением корпуса (удлиннён на 1.2 м), в некоторых источниках называется номер проекта "877М", ПЛ относится к классу Improved KILO по системе обозначений NATO. пр.877Б - проект модернизации ПЛ пр.877. НИОКР вероятно велись на базе проекта типа 877М в 1980-е годы. Можно предположить, что по проекту 877Б на заводе "Красное Сормово" в 1989 г. заложена опытовая ПЛ Б-90 "Сарган", позже достроенная по пр.20120 . Либо эти два проекта (877Б и 20120) имеют что-то общее в истории разработки. Другой информации нет. пр.877К / пр.877МК - по западным данным это ПЛ пр.877 и пр.877М после модернизации оборудования (в частности БИУС).
(проект, 1990-е годы) - проект ПЛ пр.636 с двигателями с электрохимическим генератором. Не реализован.
пр.877ЭКМ / пр.08773 - Improved KILO (1999 г.) - модификация ПЛ пр.877ЭКМ для ВМС Индии до уровня Improved KILO по оборудованию и системам вооружения (ПЛ оснащена ТА-пусковыми установками крылатых ракет серии Club-S). Система управления Lama-ER, новый ГАК МГК-400ЭМ / MGK-EM, БИУС "Палладий-М". Ориентировочная рекламная стоимость ремонта с модернизацией до уровня пр.08773 из пр.877ЭКМ (по прайсу) 1 млрд 700 млн рублей (в ценах 2005 г.). На модификации ПЛ винторулевая группа и конструкция лодки сохранены аналогичными пр.877ЭКМ.
- модификация ПЛ пр.636М или вариант пр.636М с обновленным оборудованием и ракетным комплексом "Калибр". Главный конструктор - Игорь Молчанов. 20.08.2010 г. на ПО "Адмиралтейские верфи" по данному проекту заложена большая дизель-электрическая торпедо-ракетная ПЛ" Б-261 "Новороссийск". ПЛ заложена для Черноморского ВМФ России. Всего планируется строительство как минимум шести лодок проекта. Наименование "Improved KILO-II" не является официально признанным.
Статус - СССР / Россия Боеспособных ПЛ семейства пр.877 KILO в составе ВМФ СССР и России (данные = анализ military.tomsk.ru, 2009 г.): 1995 г. 19 марта - пожар на лодке Б-401 пр.877 (Северный флот). Произошло возгорание ветоши в процессе приборки в базе по вине матросов (неправильное обращение с пластинами регенерации В-64). 2004 г. - всего в боевом составе ВМФ 15 дизельных ПЛ (в основном пр.877). 2008 г. 22 июля - ПЛ пр.877ЭКМ Б-806 (борт №487) участвовала в военно-морском параде на Неве в Санкт-Петербурге.
2008 г. - по плану должна была быть списана ПЛ Б-401 пр.877 (Северный флот). 2009 г. 24 сентября - после длительного ремонта на СРЗ-35 (п.Роста, Мурманск) спущена на воду ПЛ Б-808 "Ярославль" пр.877. ПЛ встала в ремонт в 1995 г., ранее ПЛ базировалась в 161-й бригаде ПЛ (г.Полярный) Северного Флота. 2009 г. 21 ноября - на ПЛ Б-871 "Алроса" Черноморского флота в 150 км от Сухуми произошла авария двигательной установки. 22 ноября ПЛ своим ходом прибыла на базу в Севастополь. ПЛ "Алроса" носит бортовой номер 554, входит в состав 247-го дивизиона подводных лодок, пункт базирования - 458-я береговая база (г. Севастополь). Согласно заявлениям представителей МО России жертв и затоплений в ходе аварии не было. Позже заявлено, что ремонт незначительный - предположительно в водометный движитель ПЛ попал посторонний предмет (например, рыболовецкие сети). 2010 г. 31 июля - в 7-00 ПЛ Б-871 "Алроса" вернулась к месту постоянного базирования в г.Севастополь с СРЗ из Новороссийска, где проходила ремонт после осенней аварии 2009 г.
2010 г. 20 августа - на ПО "Адмиралтейские верфи" прошла церемония закладки ПЛ Б-261 "Новороссийск" под наименованием "большая дизель-электрическая торпедо-ракетная ПЛ". ПЛ заложена для Черноморского флота ВМФ России.
- 2011 г. декабрь - в цехе №10 СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) проходят средний ремонт ПЛ пр.877 "Владикавказ" и "Калуга" Северного флота ВМФ России. Завершение ремонта лодок планируется соответственно на 2014 г. и на май 2012 г.
- 2012 г. 06 февраля - в интервью СМИ главком Черноморского флота России Александр Федотенков заявил, что в составе флота планируется формирование полноценной бригады неатомных подводных лодок. В 2014 г. на флот поступит 3 ПЛ пр.06363, в 2015 г. - 1 подобная ПЛ и в 2016 г. - еще две. Так же к 2016 г. в строй из ремонта вернется ПЛ Б-871 "Алроса". Базирование подводных лодок бригады планируется в Севастополе и в Новороссийске. 2012 г. 26 мая - из эллинга ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск) после ремонта выведена ПЛ "Калуга" пр.877. После швартовых и ходовых испытаний ПЛ будет передана ВМФ в конце 2012 г.
ПЛА пр.877 KILO в ВМФ СССР и России: Северный флот
Тихоокеанский флот (1) :
Тихоокеанский флот (2) :
Балтийский и Черноморский флоты
:
Экспорт : Алжир :
2005 г. - ПЛ Б-386 начала ремонт с модернизацией ситами специалистов ФГУП "Адмиралтейские верфи" в Оране (Алжир). 2005 г. 9 декабря - октябрь 2007 г. (как минимум) - одна ПЛ ВМС Алжира (вероятно, Б-861) прибыла для модернизации и ремонта на ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург). Возможно, что модернизация будет до уровня пр.08773. 2006 г. - заключен контракт о строительстве двух ПЛ пр.636М на ФГУП "Адмиралтейские верфи" на сумму 600 млн USD. Возможно, контракт будет увеличен до 4 шт. Первая ПЛ по контракту заложена (заводской №01336). 2007 г. - планировалось заложить 2-ю ПЛ пр.636М (заложена - заводской №01337). 2008 г. - планировалось сдать в ВМС 1-ю ПЛ пр.636М 2009 г. - планировалось сдать в ВМС 2-ю ПЛ пр.636М 2009 г. 29 октября - ВМС Алжира получили вторую ПЛ пр.636М (заводской №01337). Контракт выполнен. 2010 г. 31 марта - ОАО "Адмиралтейские верфи" передало Алжиру ПЛ пр.636М (заводской №01336, на ПЛ поднят алжирский флаг). 2012 г. 10 июля - подписан приемный акт с ОАО "Адмиралтейские верфи" по готовности ПЛ пр.877ЭКМ после среднего ремонта и частичной модернизации. 2010 г. 27 июля - ОАО "Адмиралтейские верфи" передало Алжиру еще ПЛ пр.636М (заводской №01337, на ПЛ поднят алжирский флаг). Кроме того, в ремонте на предприятии находится ПЛ пр.877ЭКМ. 1986 г. - в ВМС 1 шт пр.877ЭКМ (первая) 1987 г. - в ВМС 3 шт пр.877ЭКМ 1988 г. - в ВМС 4 шт пр.877ЭКМ 1989 г. - в ВМС 6 шт пр.877ЭКМ 1990 г. - в ВМС 7 шт пр.877ЭКМ 1991-1996 г.г. - в ВМС 8 шт пр.877ЭКМ 1996 г. 29 декабря - подписан контракт на модернизацию ПЛ Sindhuvir пр.877ЭКМ до пр.08773 на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). 1997 г. - 7 шт пр.877ЭКМ 1997 г. 25 июня - ПЛ Sindhuvir пр.877ЭКМ прибыла для модернизации до уровня Improved KILO на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) в транспортном плавдоке "Superservant-3" бельгийской фирмы Dockwise.
1998 г. - 7 шт пр.877ЭКМ + 1 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ 1999 г. - 5 шт пр.877ЭКМ + 1 шт пр.08773 + 1 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ (Sindhuvir, модернизация завершена в 1999 г.). 1999 г. 25 апреля - ПЛ Sindhuvir пр.877ЭКМ модернизированная до уровня Improved KILO выведена из эллинга СРЗ "Звездочка" и спущена на воду. 2000 г. - 5 шт пр.877ЭКМ + 1 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ
2001 г. - 4 шт пр.877ЭКМ + 3 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до пр.08773 Improved KILO пр.877ЭКМ - "Sindhuraj" S57 (зав.№08405) и "Sindhukesari" S60 (зав.№08313), ремонт с модернизацией велись на ЛАО.
- 2002 г. - 3 шт пр.877ЭКМ + 3 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ, ПЛ Sindhuratna сдана ВМФ Индии после модернизации на СРЗ "Звездочка", до уровня пр.08773. 2003-2004 г.г. - 3 шт пр.877ЭКМ + 4 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ 2005 г. - 2 шт пр.877ЭКМ + 5 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ, ПЛ Sindhugosh сдана ВМФ Индии после модернизации на СРЗ "Звездочка" до уровня пр.08773. 2006 г. - 1 шт пр.877ЭКМ + 5 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ 2007 г. - 5 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ 2008 г. - 7 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ 2009 г. - 8 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ
2010 г. 3 августа - ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии прибыла на СРЗ "Звездочка" в Северодвинск. Корабль поставлен на твердое основание в доковой камере СРЗ и готовится к переводу в цех.
- 2010 г. сентябрь - в составе ВМС 10 ПЛ семейства KILO. 2011 г. декабрь - в цехе №10 СРЗ "Звездочка" в Северодвинске продолжается ремонт с модернизацией ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии. В ходе работ на ПЛ будет установлено полностью новое ограждение выдвижных устройств. "Синдуракшак" - пятая ПЛ пр.877ЭКМ ВМС Индии проходящая ремонт на СРЗ "Звездочка". 2012 г. 29 октября - начаты ходовые испытания ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии, которая проходила ремонт с модернизацией на ЦС "Звездочка" в Северодвинске.
- 2012 г. 12 декабря - в ходе сдаточных испытаний в Северодвинске ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии выполнила успешные ракетные стрельбы по наземным целям. Ранее, 07.12.2012 г. успешно поражены надводные цели. Таким образом ракетными стрельбыми комплекса Club-S с ракетами 3М54Э и 3М14Э завершены заводские испытания ПЛ после прохождения ремонта с модернизацией на ЦС "Звездочка" (). 2013 г. 26 января - ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии после ремонта и частичной модернизации (без изменения проекта 877ЭКМ) передана ВМС Индии в Северодвинске. На подводной лодке установлен комплекс вооружения Club-S с крылатыми ракетами, установлен ГАК Ushus, система радиосвязи CCS-Mk-2, проведена модернизация систем охлаждения, установка радиолокационной станции «Porpoise» и др.работы. 29 января 2013 г. ПЛ выйдет в Индию (). 2013 г. 14 августа - на ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии у пирса в порту Мумбаи произошел взрыв и пожар, которые привели к частичному затоплению лодки. На борту в момент взрыва находилось 18 членов экипажа лодки, части людей удалось спастись. С большой вероятностью произошел взрыв боекомплекта лодки, которая находилась у пирса в полностью снаряженном состоянии ().
- 2013 г. 18 августа - в индийских СМИ сообщается, что взрыв избыточного водорода от неправильно работающих аккумуляторов не мог стать причиной взрыва боекомплекта лодки. Причиной пока считается некое аварийное происшествие в отсеке вооружений. Лодка была полностью снаряжена боекомплектом. Диверсия пока считается маловероятной. В ходе спасательной операции водолазы проникли в носовой отсек лодки. Планируется так жи и операция по подъему лодки на поверхность. Восстановление лодки после такой катастрофы считается невозможным. 2015 г. 28 мая - сообщается, что ПЛ "Sindhukirti" S61 пр.877ЭКМ после завершения ремонта с модернизацией, которые осуществлялись на верфи в Индии, выйдет на ходовые испытания. На лодке установлены комплексы "Пирит-М", "Палладий-М", БИУС "Лама-ЭКМ" (все - разработки и производства НПО «Аврора»). После проведенной модернизации лодки проекта 877ЭКМ смогут применять два типа ракет - 3М-54Э по морским целям и 3М-14Э по наземным объектам (). Индонезия : 2006 г. - заключен контракт о строительстве двух ПЛ пр.636М на ФГУП "Адмиралтейские верфи". Возможно, контракт будет увеличен до 6 шт. 2007 г. сентябрь - заключено соглашение о поставках техники на 1 млрд. USD - в рамках соглашения заказано 2 ПЛ пр.877; 2007 г. - по плану должна была быть заложена 1-я ПЛ 2008 г. - по плану должна была быть заложена 2-я ПЛ 2009 г. - по плану должна была быть сдана в ВМС 1-я ПЛ, поставка ПЛ перенесена как минимум на 2011 г. 2010 г. - по плану должна была быть сдана в ВМС 2-я ПЛ, поставка ПЛ перенесена как минимум на 2011 г. 2010 г. 27-28 ноября - объявлено о том, что закупка ПЛ в рамках соглашения 2007 г. будет произведена в 2011 г. Иран : 1996 г. 25 ноября - ВМС Ирана передана 3-я ПЛ пр.877ЭКМ Б-220, переименована в Yunes. В прессе сообщается стомость контракта на поставку ПЛ - 450 млн. USD. 2006 г. - могут находиться в ремонте или на модернизации (часть в Иране, часть на СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск). Всего в ВМС - 3 шт.
- 2012 г. 28 мая - завершен ремонт аварийной ПЛ Taregh пр.877ЭКМ. Ремонт производился в Иране с использованием 18000 различных компонентов местного производства, включая безэховое покрытие, некоторые элементы двигателей, гребные винты и сонары.
Китай : 1994 г. - ВМС получена 1-я ПЛ пр.877ЭКМ 1995-1997 г. г. - в ВМС 2 шт пр.877ЭКМ
1998 г. - ВМС получена 1-я ПЛ пр.636 и остаются 2 ПЛ пр.877ЭКМ 1999-2004 г.г. - в ВМС 2 шт пр.877ЭКМ + 2 шт пр.636
2005 г. - в ВМС 2 шт пр.877ЭКМ + 2 шт пр.636 + 5 шт пр.636М 2006-2009 г.г. - в ВМС 2 шт пр.877ЭКМ + 2 шт пр.636 + 8 шт пр.636М Польша : 2007 г. - есть в составе ВМС, базируется в Гдыне.
Румыния : 1986 г. 19 сентября - ПЛ Б-801 пр.877Э передана в состав ВМС Румынии под названием Delfinul. 2007 г. - есть в составе ВМС, базируется в Констанце.
|
Во главе с Юрием Кормилицыным, совместно с НИИ им. Крылова с 1974 года.
Основной особенностью проекта 877ЭКМ ("экспортный коммерческий модернизированный") стала возможность эксплуатации и функционирования механизмов и оборудования в тропических условиях.
На ПЛ принята одновальная схема движительной установки, осесимметричная форма корпуса, оптимизировано соотношение его длины и диаметра.
Внутренний прочный корпус подводной лодки разделен водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков. В первом ‑ носовом ‑ отсеке находятся торпедные аппараты, во втором ‑ аккумуляторные батареи и главный командный пост. Третий отсек ‑ жилой, двухпалубный, включает камбуз и каюты. В четвертом отсеке стоят дизель‑генераторы, в пятом ‑ гребные электродвигатели. В хвостовом отсеке расположены электромоторы экономического хода и резервная силовая установка.
Силовая установка состоит из нескольких мощных электромоторов, позволяя ПЛ этого типа передвигаться только под электромоторами, без использования дизеля.
Большинство механизмов ПЛ снабжено вибропоглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах или специальных платформах.
Шестилопастной гребной винт со сниженными до 250 оборотами в минуту значительно снижает уровень шума, оставляя противолодочным силам противника меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.
Предельная глубина погружения ПЛ ‑ 300 метров.
Скорость полного подводного хода — 17 узлов.
Дальность плавания в подводном положении экономической скоростью — 400 миль.
Автономность — 45 суток.
Численность экипажа — 52 человека.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Космонавты — конечно, герои. Они отправляются туда, где жизнь человека невозможна. Их отделяют от враждебной среды лишь стенки тесного аппарата. Для поддержания существования человека в космосе используется сложнейшая система жизнеобеспечения.
Случись что с этой техникой — и спастись будет очень трудно. Впрочем, если говорить не о космонавтах, а о подводниках, не о космосе, а о морских глубинах, все это снова будет правдой.
Подводная лодка «Выборг» стоит у причала в Кронштадте. Вокруг ледяное поле, но если надо, с ним быстро справится стоящий тут же неподалеку военный ледокол. Рядом Морской завод, где год назад субмарина проходила очередной ремонт.
Боевой корабль проекта 877 («Kilo» по классификации НАТО) уже не молод. Его построили в 1982 году в Комсомольске-на-Амуре, но и сейчас «Выборг» по‑прежнему в строю, оберегает безопасность страны в водах Балтики. Это не гигант с ядерным реактором и ракетным вооружением, размеры корабля намного скромнее: подводное водоизмещение составляет 3040 т. Но сравнительно небольшой размер, форма и конструкция этой подводной лодки дают ей очень важное преимущество — малошумность и малозаметность. На Западе 877-й проект прозвали «Черной дырой».
Отсеки подводной лодки разделяются люками. В случае чрезвычайной ситуации они будут задраены и создадут герметичный заслон между отсеками.
Только электричество
Одной из конструктивных особенностей лодки, позволяющей ей снизить шумность, стало полное электродвижение. Для тех времен, когда «Выборг» строили, решение было весьма новаторским. Дизель-электрические лодки более ранних проектов в надводном положении шли на дизельном ходу, и лишь под водой винты крутились с помощью электродвигателей, запитанных от аккумуляторов. У «Выборга» два тысячекиловаттных дизеля, и с винтом они никак не связаны. Пока лодка идет в надводном положении или на перископной глубине, дизеля вращают валы генераторов, а те заряжают аккумуляторные батареи. Винт приводится в движение либо основным гребным электродвигателем ПГ-142 (4040 кВт), либо электродвигателем экономического хода.
Дизель-электрические субмарины предыдущего поколения имели длинный и тонкий корпус. «Выборг» же обладает утолщенной веретенообразной формой. Это несколько ухудшает мореходные качества корабля во время движения в надводном положении, зато оптимизирует гидродинамические свойства под водой. Малошумности и малозаметности способствуют также вибропоглощающие покрытия на корпусе.
Располагающийся во втором отсеке центральный пост управления, пожалуй, самое просторное помещение на подводном корабле.
877-й проект оказался настолько удачным, что на его основе с середины 1990-х стали строиться подводные лодки проекта 636 «Варшавянка». Они обладают более высокой скоростью, более мощным гребным электродвигателем и новейшей системой навигации. В отличие от проекта 877, «Варшавянки» несут на борту не только торпедное и минное вооружение, но и противокорабельные крылатые ракеты, запускаемые через торпедные аппараты (экспортное наименование ракетного комплекса Club-S).
Долгий сон в Кронштадте
Но, несмотря на появление «Варшавянок» (на западе их именуют Improved Kilo — усовершенствованные Kilo), лодки 877-го проекта остаются в строю. Примером тому «Выборг». Знакомимся с командиром корабля: Сергей Олейников, капитан 2-го ранга, назначен на должность в декабре 2013 года, как раз тогда, когда на Морском заводе завершался очередной ремонт субмарины. «Хоть «Выборг» и не атомная лодка, назвать ее маленькой нельзя, — говорит Сергей Олейников. — Действующие здесь же, на Балтике, подводные лодки НАТО имеют максимальное подводное водоизмещение 1500 т, но есть и корабли меньшего размера (500−700 т). Тем не менее габариты позволяют «Выборгу» оставаться малошумным, малозаметным и многофункциональным кораблем. Он может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, вести разведку, в том числе высаживать разведгруппы».
«Насколько интенсивна военно-морская активность на Балтике?», — спрашиваем мы у командира «Выборга». «На море у стран НАТО и других соседних государств постоянно ведутся учения и разведывательные мероприятия, и, естественно, мы часто фиксируем присутствие иностранных военных кораблей. Кто-то нас встречает, кто-то сопровождает, кто-то провожает. Но все это в рамках правил, никаких конфликтов здесь нет».
«Выборг» стал «Выборгом» не сразу. После постройки в Комсомольске-на-Амуре подводная лодка Б-227 отправилась на Тихоокеанский флот, а два года спустя своим ходом переправилась на Балтику, где несла службу в рядах Балтийского флота ВМФ СССР. В 1993 году корабль был переведен из тогда уже иностранной Лиепаи в Кронштадт. А затем целое десятилетие подводная лодка простояла без дела. Как бы в длительном ремонте. Лишь к концу прошлого десятилетия после испытаний она вернулась в строй. Тогда же, в 2008 году, над кораблем взяла шефство администрация Выборгского района Ленинградской области, и лодке было присвоено имя «Выборг». После нескольких лет службы «Выборг» вновь отправили ремонтироваться. «Речь не шла о серьезной модернизации, — рассказывает командир корабля, — но аппаратура на борту меняется постоянно, и в основном это касается электроники — радиостанции, средств вывода информации. Плюс текущий ремонт».
Ворота спасения
Нас приглашают осмотреть лодку. И сразу начинаются лингвистические сюрпризы. Надстройку над корпусом подводной лодки обычно в просторечье называют рубкой. На самом деле правильное название этого конструктивного элемента — ограждение выдвижных устройств. Антенн, перископа, шноркеля… Нет, со словом «шноркель» наши подводники тоже не согласны. «Шноркель» — немецкое слово, однако еще во времена Первой мировой подобные устройства были созданы в России. Поэтому правильнее говорить — «шахта для работы дизеля под водой». Что касается «ограждения выдвижных устройств», то кроме этих самых устройств тут у «Выборга» размещен ходовой мостик, и это отчасти оправдывает термин «рубка». Однако существуют подводные лодки, внутри ограждения которых никаких постов управления нет.
Лодка построена по двухкорпусной схеме — внутри прочный корпус, снаружи — легкий. Между ними — система балласта. На бортах лодки видны шпигаты — прорези, через которые из межкорпусного пространства сливается вода.
Скорость (надводная): 10 узлов // Скорость (подводная): 17−19 узлов // Рабочая глубина погружения: 240 м // Предельная глубина погружения: 350 м // Автономность плавания: 45 суток // Экипаж: 57 человек //
Водоизмещение надводное: 2300 т // Водоизмещение подводное: 3040 т // Длина наибольшая: 72,6 м // Ширина корпуса наибольшая: 9,9 м // Средняя осадка: 6,2 м.
Еще не спустившись внутрь прочного корпуса, можно увидеть, как много устройств в конструкции лодки связано со спасением в экстренной ситуации. Вот аварийный буй. В случае бедствия специальные механизмы отпускают трос, и буй всплывает над местом аварии. Он не только сигнализирует о местонахождении лодки, но даже позволяет поговорить с экипажем по телефону — аппарат находится в специальном герметичном контейнере. Другое устройство — гидроакустический сигнализатор: он посылает звуковые сигналы, которые помогут спасателям обнаружить местоположение лежащей на дне субмарины.
Над первым и шестым отсеками на корпусе лодки видны два больших, отполированных почти до блеска металлических кольца. Это комингс-площадки. К ним в случае аварии сможет причалить спасательный аппарат. Поверхность колец должна быть гладкой, чтобы обеспечить герметичное соединение с мягкой прокладкой аппарата. После причаливания аппарат откачивает воду из пространства между двумя люками — своим и подводной лодки, давление там становится равным давлению внутри субмарины. Теперь можно открыть люк, и экипаж сможет перебраться в спасательный аппарат.
Капитан 2-го ранга Сергей Олейников, командир подводной лодки «Выборг»: «Габариты «Выборга» позволяют подводной лодке оставаться малошумным и малозаметным кораблем. Она может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, высаживать разведгруппы».
Перископ — навсегда!
Чтобы попасть внутрь корабля, нужно войти в ограждение выдвижных устройств, подняться вверх на несколько ступеней, а затем опуститься на несколько метров вниз по вертикальной лестнице. Теснота внутри подводных лодок — факт общеизвестный, но тут она ощущается как насыщенность окружающего пространства бесконечным количеством конструктивных элементов. Здесь все на виду. Здесь все выглядит как радость любителя стимпанка и кошмар водопроводчика. Вдоль стен на всех уровнях бегут трубы гидравлических и пневматических систем с огромным количеством гаечных соединений, вентилей, клапанов. «Конечно, на лодках более современных конструкций системы управления, основанные на механике и гидравлике, заменяются электрическими актуаторами, управляемыми по проводам, и это экономит пространство, снижает вес оборудования, — рассказывают нам члены экипажа, — но, с другой стороны, электроника — вещь капризная, особенно в условиях совершенствования методов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Гидравлика устроена проще и более ремонтопригодна в походных условиях».
Только здесь, перебираясь из отсека в отсек через круглые люки, рассматривая крошечные помещения для всего чего угодно — от камбуза до жилых кают, — понимаешь, что в подводной службе о комфорте говорить трудно. Здесь все приспособлено к ограниченному пространству. Даже кают-компания при необходимости превращается в операционную. Интересуемся, есть ли ограничения для подводников по росту и комплекции. Нет, отвечают нам, осваиваются все. Есть более серьезные ограничения по здоровью: надо уметь жить и работать при недостатке кислорода в воздухе.
Подводная лодка представляет собой замкнутый газовый объем, из-за чего и проистекают разного рода проблемы. Например, возможно возникновение взрывоопасных смесей. В случае взрыва или возгорания необходимо немедленно подавить реакцию горения, для чего используется система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита), воздействующая на точки горения с помощью инертного газа (хладон). Эта система может спасти жизни, но может оказаться и убийственной: в 2008 году на АПЛ К-152 «Нерпа» несанкционированный запуск ЛОХ привел к гибели 20 подводников.
Родом из Питера
Подводная лодка «Выборг» относится к проекту 877 «Палтус». Первоначально предполагалось, что часть этих кораблей будет поставляться в страны Варшавского договора, поэтому проект получил неофициальное название «Варшавянка». В наши дни «Варшавянками» называют подводные лодки проекта 636 — модернизацию «Палтуса». Лодки проекта 877, относящиеся к третьему поколению, были разработаны ленинградским КБ «Рубин» под руководством Ю.Н. Кормильцина. Первые лодки типа «Палтус» (в том числе Б-227 «Выборг») выпускались в Комсомольске-на-Амуре, затем производство перенесли в Ленинград и Горький. Лодки этого типа имеют традиционную для советского подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Корабль разделен на шесть отсеков, на верхней палубе первого отсека размещается торпедное вооружение. В состав вооружения входят шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В надводном положении мог использоваться оборонительный ЗРК «Стрела-3».
Подводная лодка — это такой корабль, который всегда должен быть готов бороться за живучесть и спасение экипажа. В первом, втором и шестом отсеках, которые являются отсеками живучести, хранятся плоты и средства связи. В случае аварии подводники могут покинуть лодку, облачившись в гидрокостюмы и дыхательные аппараты через люки комингс-площадок (первый и шестой отсеки) или через декомпрессионную камеру (второй отсек). Также есть возможность выйти из лодки через торпедные аппараты с торпедной палубы первого отсека. В каждом отсеке (который в случае аварии может быть герметично изолирован) есть запасы еды и воды, батареи для регенерации воздуха.
«Мозг» корабля — центральный пост. Он расположен на верхней палубе второго отсека. Под ним — рубки радиста и штурмана. Именно через второй отсек проходят все выдвижные устройства, например перископ. А нужен ли он в наше время? Не отпала ли в нем необходимость при наличии современной гидроакустической и радиолокационной аппаратуры и прочих систем наблюдения за окружающим пространством?
«Нет, — отвечает Сергей Олейников, — перископ никогда не потеряет свою актуальность. Технические средства наблюдения и обнаружения подвержены разным воздействиям — например, средствами РЭБ. А видимый диапазон ими не затрагивается. Кроме того, информация от локаторов — это только отметки на экране, зачастую они малоинформативны. А взгляд в перископ сразу позволяет оценить тип корабля, его водоизмещение, курс, скорость. И все это по отметкам перископа, оперативно, без сложных расчетов».