Стране рекомендовано реформировать образование и управление госкомпаниями. От кадров к талантам. Кем чаще всего работают россияне От правил - к самостоятельным решениям

Недостаток спроса на интеллектуальные ресурсы, подмена образованности дипломированностью, обеспечение социальной занятости вместо вклада в человеческий капитал и отсутствие условий для самореализации - основные препятствия на пути России от экономики ресурсов к экономике знаний. Об этом говорится в исследовании «Россия 2025: от кадров к талантам», подготовленном на основе интервью с руководителями крупнейших российских организаций-работодателей из 22 отраслей.

Исследование проводила компания The Boston Consulting Group совместно с ПАО «Сбербанк» , благотворительным фондом «Вклад в Будущее» , Worldskills Russia и Global Education Futures .

Среди стран, уже вступивших в экономику знаний, в докладе упоминаются Великобритания, Сингапур, Германия и Япония. Их объединяет схожая структура рынка труда, на котором существенную роль играют люди, способные «рабо­тать в условиях неопределенности и выпол­нять сложные аналитические задачи, требу­ющие импровизации и творчества». Организаторы исследования относят такие рабочие места к категории «Знание» - в структуре занятости передовых стран их не менее 25%, в России - лишь 17%.

«На сегодняшний день нет оснований полагать, что наша страна к 2025 году сможет догнать уровень развития рынка труда этой (лидирующей) группы государств, а значит и стать конкурентоспособной в экономике знаний», - заявляют авторы документа и обозначают 3 причины, подкрепляющие этот тезис.

Причина 1. Нет критической массы спроса на знания

Российская экономика ориентирована на использование ресурсов, а не интеллекта. По уровню привлекательности рынка труда для талантов Россия отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся стран. Существует приоритет социальной стабильности над экономической эффективностью - поощряется модель «социальной занятости», когда даже в условиях сокращения ВВП сохраняются неэффективные рабочие места.

При этом темпы создания новых рабочих мест в России отстают от потребностей догоняющего развития переходной экономики, а последовательное сокращение их общего количества свидетельствует о росте неформального сектора. Неформальная занятость, как правило, сохраняет примитивный характер труда, не способствует развитию компетенций работников и человеческого капитала страны в целом.

Причина 2. Система образования не готовит работников для экономики знаний

«Всеобщее высшее образование» подменило понятие образованности дипломированностью. Доступ к высшему образованию стал социальной нормой, а уникальным для РФ источником искусственного спроса стала всеобщая воинская обязанность. На фоне «всеобщего высшего образования» система среднего профессионального образования (СПО) недофинансирована и оторвана от потребностей бизнеса.

Работодатели ждут от выпускников подготовленности к жизни, работе и самореализации в новых условиях. В странах, вступивших в экономику знаний, на повестке стоит вопрос о новом содержании образования со смещением акцентов от получения предметных знаний к развитию универсальных «навыков XXI века», набор которых соответствует Целевой модели компетенций 2025 (см. рисунок). В России это пока не так.

Большинство людей не учится после 25 лет. Для успеха в экономике знаний недостаточно один раз получить знания или развить навыки, необходимо регулярно обновлять приобретенный «багаж».

Причина 3. Российское общество предпочитает стабильность росту

Государственные работодатели в России являются не только самыми распро­страненными на рынке труда (обеспечивают более 40% занятости), но и наиболее привлекательными. Национальное сознание прочно связало го­сударственный сектор с оплотом стабильно­сти, пожизненной занятости и мини­мально гарантированным уровнем дохода.

В культурном портрете «среднего российского сотрудника» преобладает стремление к стабильности и безопасности:

  • Дефицит инициативы, энергичности, «драйва», отношение «от меня ничего не зависит», «инициатива наказуема» - выученная беспомощность и отсутствие желания что-то менять;
  • Ориентация на процесс, а не на результат;
  • Излишняя опора на устоявшиеся (и часто устаревшие) правила и процедуры;
  • Отсутствие гибкости, готовности к изменениям;
  • Нехватка клиентоориентированности;
  • Отсутствие критического мышления, механическое, исполнительское отношение к задачам.

Ценность человеческого капитала на эффективных рынках труда транслируется через уровень оплаты: с повышением профессиональной ступени растет и средний доход. Примеры таких стран – Германия и США, в них разница между средними доходами, например, врача и водителя, составляет 172% и 261% соответственно. Эта зависимость посылает рынку сигнал о наличии спроса на квалификацию категории «Знание» и стимулирует выбор более сложных профессий и развитие компетенций профессионалами.

Авторы исследования предложили трансформировать подход к формированию человеческого капитала и разработать концепцию, которая включала бы в себя не только вопросы образования и подготовки кадров, но и вопросы стимулирования спроса на кадры категории «Знание», а также создания среды, благоприятной для развития талантов.

В документе обозначено восемь основных шагов развития человеческого капитала в России.

8 шагов развития человеческого капитала в России

  • Создание конкурентного предложения условий труда для профессионалов ка­тегории «Знание» работодателями с го­сучастием;
  • Сокращение неэффективной «соци­альной занятости»;
  • Создание на национальном уровне системы переквалификации высвобождаемых кадров;
  • Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в России, включая стимулирование развития инноваци­онных малых предприятий и постанов­ку целей губернаторам и руководству регионов;
  • Создание опережающего предложения кадров - носителей целевых ком­петенций - образовательной системой;
  • Перенос фокуса образовательных про­грамм с развития предметных знаний и запоминания информации на разви­тие личностных и метапредметных компетенций;
  • Стимулирование притока талантов в сферу образования;
  • Продвижение ценностей роста и про­фессионального развития на уровне страны и, в частности, внутри компа­ний.

Справка

Уникальной особенностью исследования стало проведение более 90 интервью с высшим ру­ководством крупнейших российских организаций-работодателей из 22 отраслей, совокупно обеспечивающих рабочие места для более чем 3,5 млн человек: с представителями советов директоров и акционеров, руководителями и их заместителями по стратегическим и кадровым вопросам, HR-директорами, а также с представителями органов государственного управления, системы образования, малого и среднего бизнеса, стартапов, деловых объединений, российскими и международными экспертами в области развития человеческого ка­питала.

Текст: Наталья Макаркина | Редакция сайта АСИ

В докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» консалтинговая компания BCG оценила возможные последствия трансформации экономики РФ в экономику знаний. Отметив, что РФ уже отстает от стран-лидеров по доле квалифицированных работников и при инерционном развитии ситуация усугубится, авторы доклада признают: система образования в РФ без реформ решить эти проблемы не в состоянии. BCG призывает создать 9,2 млн рабочих мест для таких сотрудников за счет государственных и частных компаний и одновременно готовиться к переквалификации 11,6 млн человек, которые высвободятся в процессе перехода к экономике знаний.


Международная консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) подготовила доклад «Россия 2025: от кадров к талантам», посвященный сценариям перехода РФ к экономике знаний. В докладе занятые условно разделены на три категории - «Умение» (преимущественно физический труд), «Правило» (рутинная техническая работа, требующая спецподготовки) и «Знание» (аналитика, творчество, работа в условиях неопределенности, требующая образования). В экономиках передовых стран рабочих мест категории «Знание» уже не менее 25%, в РФ - пока не более 17%, и перспективы конкуренции здесь выглядят неутешительно. Причина - отсутствие массового спроса на знания из-за сырьевой модели экономики, в которой спрос на труд остается примитивным, среди работодателей доминирует государство и реализуется модель «социальной занятости» - сохранения неэффективных рабочих мест даже при сокращении ВВП. Из-за этого низка доля малого и среднего бизнеса (16%), стагнируют цифровая экономика (2–2,5%) и передовые рынки.

Система образования не готовит кадры для экономики знаний, школьный ее сегмент слабо восприимчив к изменениям, а высшее образование «потеряло качество, но стало всеобщим» - с 1993 по 2015 год число мест в вузах выросло более чем вдвое при сокращении числа абитуриентов на 36%. В результате 91% работодателей отмечает нехватку практических знаний у выпускников. Занятые же часто из-за низких зарплат работают в условиях «трудовой бедности», а то, что «любая работа в стране стоит примерно одинаково» (разница в оплате труда водителя и врача в РФ - 20%, в США - 261%), снижает мотивацию людей к выбору квалифицированных профессий. Обучение чаще всего заканчивается выпуском из вуза - не позже 25 лет. Учеба же в процессе работы либо формальна, либо направлена на «точечное закрытие пробелов системы образования». В РФ затраты работодателей на обучение сотрудников в десять раз меньше, чем в Европе, а участвуют в нем 15% работоспособного населения и 1% пенсионеров - против 40% и 5% соответственно в развитых странах. Не устранив этих ограничений, РФ не приблизится к передовым странам - и может утратить свое положение в секторе стран, переходящих от экономики ресурсов к экономике знаний: работодатели, планирующие масштабные проекты, уже называют нехватку квалифицированных кадров главным препятствием на этом пути.

BCG рассматривает два сценария развития человеческого капитала в РФ к 2025 году. Догоняющий основан на текущих планах работодателей: в условиях высвобождения 8,6 млн работников категорий «Умение» и «Правило» при нехватке 5,8 млн сотрудников категории «Знание» структура рынка труда РФ де-факто законсервируется: 45% занятости обеспечивает государство, еще 23% - «старые» частные компании, на долю «агентов изменений» - гибких, быстро адаптирующихся компаний - остается не более 32%.

Опережающий сценарий подразумевает более активную роль госсектора в трансформации этого рынка. Он предполагает создание до 2025 года спроса на 4,5 млн новых сотрудников категории «Знание» частными работодателями и на 4,7 млн - компаниями с госучастием и госструктурами. Впрочем, авторы называют государственный спрос «спящим» - наем там планируется не более чем на год, а его расширение потребует мощной реформы системы управления.

Сформировать такое предложение BCG предлагает путем переподготовки внутри страны либо за счет иностранных специалистов и возвращения квалифицированных эмигрантов. Но увеличение числа рабочих мест категории «Знание» будет сопровождаться ускоренным сокращением занятости прочих категорий - 6,4 млн человек категории «Правило» и 5,2 млн человек категории «Умение». С учетом выхода работников на пенсию (3,5 млн человек до 2025 года) придется оптимизировать 6,5 млн работников, говорится в докладе. Это и удовлетворение спроса на работников категории «Знание» - «сложнейшая задача, требующая четкого плана и смены контекста, в котором живут и компании, и сотрудники, и государство», отмечают в BCG. Ее решение способно дать экономике РФ дополнительно 1,5% ВВП в год, или 10 трлн руб. в текущих ценах, к 2025 году.

The Boston Consulting Group (BCG) – международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, ведущий консультант по вопросам стратегии бизнеса. Нашими партнерами являются частные, государственные и некоммерческие организации во всех отраслях и регионах мира. Вместе мы работаем над тем, чтобы выявить наилучшие возможности создания стоимости, найти оптимальные решения важнейших задач и преобразовать бизнес. Наш подход индивидуален: глубокий анализ динамики развития компаний и рынков сочетается с тесным сотрудничеством на всех уровнях управления компании клиента. Такой подход обеспечивает нашим клиентам устойчивое конкурентное преимущество, эффективность организации и долгосрочные результаты. Созданная в 1963 году, сегодня компания BCG имеет глобальную сеть из более 90 офисов в 50 странах. В России BCG работает с 1990 года, офис в Москве был открыт в 1994 году. Компания BCG в России сотрудничает с крупнейшими организациями во всех отраслях экономики страны. Дополнительную информацию можно найти на нашем глобальном сайте www.bcg.com и российском сайте www.bcg.ru.

Подготовили:
ВЛАДИСЛАВ БУТЕНКО, cтарший партнер и управляющий директор, председатель BCG Россия
КОНСТАНТИН ПОЛУНИН, партнер и управляющий директор
ИВАН КОТОВ, партнер и управляющий директор
ЕКАТЕРИНА СЫЧЕВА, директор
АНТОН СТЕПАНЕНКО, директор
ЕВГЕНИЯ ЗАНИНА, консультант
СОФЬЯ ЛОМП, консультант
ВИТАЛИЙ РУДЕНКО, консультант
ЕЛЕНА ТОПОЛЬСКАЯ, консультант

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в России большое внимание уделяется обсуждению инноваций, цифровой экономики, производительности труда и конкурентоспособности. Однако эти планы нереализуемы без системного подхода к развитию человеческого капитала, включая как привлечение и удержание лучших умов, так и обеспечение условий для роста прогрессивных компаний-работодателей. Одна из важнейших задач этих компаний состоит в создании новых высококвалифицированных рабочих мест, присущих технологичной, диверсифицированной, творческой экономике – экономике знаний.

Данный доклад является стартовой точкой масштабной работы по развитию человеческого
капитала – одного из ключевых элементов конкурентоспособности страны. Мы ставили своей целью провести диагностику текущего состояния среды, в которой происходит развитие человека, и сформировать основу для продолжения открытой общественной дискуссии по одной из ключевых для устойчивого развития нашей страны тем. Проведенный анализ показал острую необходимость продолжения этой работы – разработки концепции решения
вызовов, описанных в докладе, и реализации этих решений на практике.

Уникальной особенностью этой работы стало проведение более 90 интервью с высшим руководством крупнейших российских организаций-работодателей из 22 отраслей, совокупно обеспечивающих рабочие места для более чем 3,5 млн человек: с представителями советов директоров и акционеров, руководителями и их заместителями по стратегическим и кадровым вопросам, HR-директорами, а также с представителями органов государственного
управления, системы образования, малого и среднего бизнеса, стартапов, деловых объединений, российскими и международными экспертами в области развития человеческого капитала.

В дополнение к интервью был проведен онлайн-опрос российских работодателей, ставивший целью сбор мнений о приоритетах и задачах компании в перспективе до 2025 года, планах и барьерах для развития, изменениях в штатной численности и категориях занятых, ожиданиях от сотрудников и требованиях к ним. Кроме того, опрос позволил сформировать видение влияния глобальных трендов и текущих реалий на образ будущего рынка труда в России.

Официальными партнерами исследования выступили ПАО «Сбербанк» и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в Будущее», Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Global Education Futures. Оператором проекта выступила компания The Boston Consulting Group, она несет полную ответственность за содержание доклада и его выводы.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Дорогие друзья!

Каждый день мир меняется на наших глазах. Мы наблюдаем тектонические сдвиги в технологиях, геополитике и демографии. В этих условиях невозможно не за даваться вопросом: что это принесет наше му обществу, людям, рядом с которыми мы живем, и - самое главное - нам самим?

Вопросы профессиональной реализации и образования - одни из наиболее важных в нашей жизни. И это неудивительно, учитывая то, сколько времени каждый из нас тратит на учебу и работу и сколько от этого зависит. И конечно, происходящие сейчас радикальные изменения не могут не затрагивать и эти сферы.

Наш доклад - это попытка предугадать и, по возможности, спрогнозировать эти изменения и спроецировать их значение для России. Каким будет рынок труда уже в 2025 году? Какие специальности будут пользоваться спросом, а кому придется искать новый способ зарабатывать на жизнь? Готова ли Россия к общемировым сдвигам и что необходимо, чтобы сохранить конкурентоспособность на международном уровне?

Основываясь на результатах опросов ведущих российских предприятий, компания BCG в партнерстве со Сбербанком, Worldskills и Global Education Futures попыталась отследить текущий вектор развития рынка труда, определить основные препятствия, стоящие на пути профессионального роста талантов, и сформулировать восемь потенциальных шагов к повышению глобальной конкурентоспособности.

Мы полагаем, что для того, чтобы вернуться на путь активного роста, Россия должна будет полностью пересмотреть не только свою кадровую, но и экономическую модель, отказаться от текущей иллюзии стабильности и начать работу по формированию среды, которая будет способствовать развитию
и процветанию талантливых специалистов, или, как их сегодня называют, «талантов».

Мы видим, как страны-лидеры активно трансформируют свои образовательные системы, концентрируясь на развитии когнитивных навыков вместо привычной «загрузки» знаний. Они принимают активное участие в переквалификации национальных трудовых ресурсов и помогают им адаптироваться к меняющейся рабочей среде, привлекая лучших специалистов в сферу образования и максимально используя возможности цифровизации. Мы уверены в том, что России необходимо встать на этот
же путь.

Надеюсь, что наш отчет позволит вам по-новому взглянуть на вопросы будущего развития талантов в России и принять участие в совместном обсуждении этой важнейшей темы.

Ханс Пол Бюркнер,
Председатель BCG

Если Бог хочет наказать кого-то, он лишает его разума. Страна, которая отдает свои мозги другим странам, скорее всего, останется без будущего. Наш шанс на экономическое развитие – это найти способы соединения высококачественного человеческого капитала, который страна продолжала рождать, несмотря на разнообразные трудности, с российской экономикой, которая до сих пор была весьма примитивным отпечатком минеральных богатств страны.

Думаю, что тот доклад, который сделан компанией BCG и ее партнерами в качестве стартовой точки для дискуссии, очень правильно ставит основной вопрос: показатель поглощения человеческого капитала – категория «Знание» по методологии Расмуссена, т. е. высококачественного человеческого капитала, – экономикой и обществом страны и есть главный признак того, верной ли мы дорогой идем. Но для того, чтобы это произошло, фактически нужно говорить и о спросе, который предъявляет (а пока не
предъявляет) на такой капитал экономика страны, и о предложении, которое отчасти обеспечивают (а на самом деле не обеспечивают) отрасли, производящие человеческий капитал.

Сначала о спросе. Думается, что шанс российской экономики на ближайшее время связан с перспективами диджитализации и цифровой экономики не потому, что это модно, а потому, что это неожиданно хорошо ложится на то, что мы традиционно умели делать: креативные разработки, уникальные,
малосерийные, нестандартные продукты. Цифровая экономика есть полностью и целиком экономика индивидуализированных и кастомизированных продуктов, производимых небольшими группами. И для этого требуется не много капитала денежного, а много качественного человеческого капитала.

В производстве человеческого капитала, соглашусь с авторами доклада, принципиальным становится акцент на «мягкие» на выки: на широту взгляда, способность вести дискуссию, разнообразно презентировать
результат, коммуницировать, работать в командах. И тогда возникает не только вопрос, чему мы учим, но и как и где мы учим, причем не только в школе и университете. Потому что на самом деле продуктом образовательной системы, культурной политики, скрытой или открытой формы организации налогов, способов осуществления службы в армии или вариантов содержания людей в тюрьме являются те или иные социокультурные характеристики нации. Можно ли изменить тормозящие наше развитие
установки на избегание рисков и высокую дистанцию власти? Можно. Хотя, полагаю, не совсем теми методами, о которых пишут авторы доклада, предлагающие значительную дифференциацию оплаты и пропаганду
иных моделей успеха, в частности в медиа. Думаю, что такие сдвиги делаются более сложными способами. Но они делаются.

Мы живая страна, рождающая по-прежнему умных и образованных людей, имеющая хороший шанс на будущее. Давайте об этом поговорим. Для того, чтобы потом из этого разговора получились стратегии нашего
движения к желаемому будущему и к такому положению страны и людей, за которое нам не было бы стыдно перед последующими поколениями.

Александр Александрович Аузан, доктор
экономических наук, декан экономического
факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

На протяжении последних лет в России на государственном уровне предпринимаются усилия по диверсификации экономики страны и переходу на инновационную траекторию развития. У этого стремления
есть фундаментальные предпосылки: в мире господствуют глобальные технологические, демографические и геополитические тренды, подрывающие сложившееся разделение труда и формирующие новый экономический уклад – экономику знаний.

Группу стран, уже перешедших к экономике знаний, объединяет и схожая структура рынка труда. Все более существенную роль на этом рынке играют люди, которые способны работать в условиях неопределенности
и выполнять сложные аналитические задачи, требующие импровизации и творчества. В докладе мы относим такие рабочие места к категории «Знание» – в структуре занятости передовых стран их уже сейчас не менее 25%.

Однако самого по себе создания определенных рабочих мест недостаточно. В докладе мы формулируем Целевую модель компетенций 2025 – тот набор ключевых универсальных компетенций, без освоения которых невозможно прийти к эффективности в XXI веке: умение критически мыслить, эффективно работать в команде и взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям, принимать решения, самостоятельно организовывать деятельность, уметь работать с огромными
массивами данных и прочее.

Россия на сегодняшний день не добилась успехов в конкуренции за место в экономике знаний. Доля высокотехнологичного производства мала, не более 17% рабочих мест страны можно отнести к категории «Знания», в дефиците и универсальные компетенции. Такая ситуация вызвана тремя
ключевыми причинами:

1. Нет критической массы спроса на знания. По уровню привлекательности рынка труда для талантов Россия отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся стран, продолжая терять
таланты. Во многом это связано с тем, что российская экономика продолжает быть преимущественно сырьевой, ориентированной на экспорт природных ресурсов. Спрос на труд в целом остается
примитивным, в структуре работодателей доминирует государство. Поощряется модель «социальной занятости», когда даже в условиях сокращения ВВП сохраняются неэффективные рабочие места. В стране очень медленно растет доля предприятий малого и среднего бизнеса (16%), стагнирует цифровая экономика (2–2,5%), в зачаточном виде представлен венчурный рынок (в сотни раз меньше американского, в 12 раз меньше израильского, в 6 раз меньше японского).

2. Система образования не готовит кадры для экономики знаний. Система школьного образования слабо восприимчива к изменениям, а подготовка учителей не успевает за современными требованиями образовательных стандартов. Высшее образование в большинстве вузов потеряло качество, но стало «всеобщим»: за 1993–2015 годы число мест в вузах вы росло более чем вдвое при сокращении
когорты абитуриентов на 36%. При этом система образования «не слышит» бизнес, в результате чего 91% работодателей отмечает нехватку практических знаний у выпускников, а четверть обладателей
дипломов идут работать на должности, не требующие их уровня образования.
Отсутствует и практика обучения на про тяжении всей жизни: обучение большинства людей прекращается по достижении 25 лет, а повышение квалификации часто носит формальный характер.

3. Не создана среда, необходимая для развития и самореализации человека. Существенная доля занятых из-за низких зарплат работает в условиях «трудовой бедности», а почти 6,5% трудоспособного населения России (4,9 млн чел.) получают зарплату на уровне МРОТ. При этом любая работа в стране стоит примерно одинаково (например, разница в оплате труда водителя и врача в РФ – 20%, в то
время как в Германии – 174%, в США – 261%, в Бразилии – 172%), что снижает мотивацию людей к выбору высококвалифицированных профессий. В результате 98% населения страны отдает приоритет безопасности и стабильности, а не ценностям роста. Доминирующая ролевая модель российской молодежи и их родителей сегодня – успешный чиновник, а не высококвалифицированный профессионал или предприниматель.

Сохранение действия этих трех факторов, на наш взгляд, приведет к тому, что уже к 2025 году Россия значительно ухудшит свои конкурентные позиции в глобальной экономике знаний и с высокой вероятностью потеряет возможность догнать группу передовых стран.

В то же время мы уверены в том, что предлагаемые в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам » меры позволят трансформировать подход к формированию человеческого капитала в стране и подстегнуть развитие сегментов экономики, ориентированных на знания.

Система мер, направленная на стимулирование массового спроса на кадры категории «Знание».

1. Создание конкурентного предложения условий труда для профессионалов категории «Знание» работодателями с государственным участием.

2. Сокращение неэффективной «социальной занятости».

3. Создание на национальном уровне системы переквалификации высвобождаемых кадров.

4. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в России, включая стимулирование развития инновационных малых предприятий и постановку целей губернаторам и руководству
регионов.

Система мер, направленная на создание опережающего предложения работников категории «Знание» системой образования.

5. Создание опережающего предложения кадров – носителей целевых компетенций – образовательной системой.

6. Перенос фокуса образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций.

7. Стимулирование притока талантов в сферу образования.

Создание среды, благоприятной для привлечения и развития кадров категории «Знание».

8. Продвижение ценностей роста и профессионального развития на уровне страны и, в частности, внутри компаний.

Реализация данных шагов способна вывести Россию не только на среднемировые, но и на опережающие темпы роста, обеспечив к 2025 году ее вхождение в группу передовых стран экономики знаний.

Важное и мощное исследование The Boston Consulting Group (BCG) «Россия 2025: от кадров к талантам» сделало один из шагов в изучении проблемы рынка труда и конкурентоспособности России, за которым должны последовать конкретные меры по развитию человеческого капитала страны.

«При сохранении существующей структуры рынка труда еще на 7-10 лет отставание России от стран — лидеров мировой экономики рискует стать несократимым, — подчеркнул Владислав Бутенко, старший партнер и управляющий директор, председатель BCG в России. — Системный подход к развитию человеческого капитала, системы переквалификации и переобучения, переход в логику управления талантами, а не кадрами — единственно верный ответ на вызовы нового времени».

Набор ключевых универсальных компетенций, без освоения которых невозможно прийти к эффективности в XXI веке:
. умение критически мыслить,
. эффективно работать в команде и взаимодействовать с другими людьми,
. быстро адаптироваться к изменениям,
. принимать решения,
. самостоятельно организовывать деятельность,
. уметь работать с огромными массивами данных и прочее.

Краткое резюме.

В мире господствуют глобальные технологические, демографические и геополитические тренды, подрывающие сложившееся разделение труда и формирующие новый экономический уклад - экономику знаний.

Группу стран, уже перешедших к экономике знаний, объединяет и схожая структура рынка труда. Все более существенную роль на этом рынке играют люди, которые способны работать в условиях неопределенности и выполнять сложные аналитические задачи, требующие импровизации и творчества. В докладе мы относим такие рабочие места к категории «Знание» - в структуре занятости передовых стран их уже сейчас не менее 25%.
Однако самого по себе создания определенных рабочих мест недостаточно. В докладе мы формулируем Целевую модель компетенций 2025 - тот набор ключевых универсальных компетенций, без освоения которых невозможно прийти к эффективности в XXI веке: умение критически мыслить, эффективно работать в команде и взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям, принимать решения, самостоятельно организовывать деятельность, уметь работать с огромными массивами данных и прочее.

Россия на сегодняшний день не добилась успехов в конкуренции за место в экономике знаний. Доля высокотехнологичного производства мала, не более 17% рабочих мест страны можно отнести к категории «Знания», в дефиците и универсальные компетенции. Такая ситуация вызвана тремя ключевыми причинами:

1. Нет критической массы спроса на знания. По уровню привлекательности рынка труда для талантов Россия отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся стран, продолжая терять таланты. Во многом это связано с тем, что российская экономика продолжает быть преимущественно сырьевой, ориентированной на экспорт природных ресурсов. Спрос на труд в целом остается примитивным, в структуре работодателей доминирует государство. Поощряется модель «социальной занятости», когда даже в условиях сокращения ВВП сохраняются неэффективные рабочие места. В стране очень медленно растет доля предприятий малого и среднего бизнеса (16%), стагнирует цифровая экономика (2-2,5%), в зачаточном виде представлен венчурный рынок (в сотни раз меньше американского, в 12 раз меньше израильского, в 6 раз меньше японского).


2. Система образования не готовит кадры для экономики знаний. Система школьного образования слабо восприимчива к изменениям, а подготовка учителей не успевает за современными требованиями образовательных стандартов. Высшее образование в большинстве вузов потеряло качество, но стало «всеобщим»: за 1993-2015 годы число мест в вузах выросло более чем вдвое при сокращении когорты абитуриентов на 36%. При этом система образования «не слышит» бизнес, в результате чего 91% работодателей отмечают нехватку практических знаний у выпускников, а четверть обладателей дипломов идут работать на должности, не требующие их уровня образования. Отсутствует и практика обучения на протяжении всей жизни: обучение большинства людей прекращается по достижении 25 лет, а повышение квалификации часто носит формальный характер.


3. Не создана среда, необходимая для развития и самореализации человека. Существенная доля занятых из-за низких зарплат работает в условиях «трудовой бедности», а почти 6,5% трудоспособного населения России (4,9 млн чел.) получают зарплату на уровне МРОТ. При этом любая работа в стране стоит примерно одинаково (например, разница в оплате труда водителя и врача в РФ - 20%, в то время как в Германии - 174%, в США - 261%, в Бразилии - 172%), что снижает мотивацию людей к выбору высококвалифицированных профессий. В результате 98% населения страны отдают приоритет безопасности и стабильности, а не ценностям роста. Доминирующая ролевая модель российской молодежи и их родителей сегодня - успешный чиновник, а не высококвалифицированный профессионал или предприниматель.


Сохранение действия этих трех факторов, на наш взгляд, приведет к тому, что уже к 2025 году Россия значительно ухудшит свои конкурентные позиции в глобальной экономике знаний и с высокой вероятностью потеряет возможность догнать группу передовых стран.
В то же время мы уверены в том, что предлагаемые в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» меры позволят трансформировать подход к формированию человеческого капитала в стране и подстегнуть развитие сегментов экономики, ориентированных на знания.

Система мер, направленная на стимулирование массового спроса на кадры категории «Знание».
1. Создание конкурентного предложения условий труда для профессионалов категории «Знание» работодателями с государственным участием.
2. Сокращение неэффективной «социальной занятости».
3. Создание на национальном уровне системы переквалификации высвобождаемых кадров.
4. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в России, включая стимулирование развития инновационных малых предприятий и постановку целей губернаторам и руководству регионов. Система мер, направленная на создание опережающего предложения работников категории «Знание» системой образования.
5. Создание опережающего предложения кадров - носителей целевых компетенций - образовательной системой.
6. Перенос фокуса образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций.
7. Стимулирование притока талантов в сферу образования. Создание среды, благоприятной для привлечения и развития кадров категории «Знание».
8. Продвижение ценностей роста и профессионального развития на уровне страны и, в частности, внутри компаний.

Реализация данных шагов способна вывести Россию не только на среднемировые, но и на опережающие темпы роста, обеспечив к 2025 году ее вхождение в группу передовых стран экономики знаний.