Современные проблемы науки и образования. Конференция для старшеклассников «Парад профессиональных предпочтений Психология изучения профессиональных предпочтений старшеклассников

Введение 3

1. Теоретический анализ проблемы влияния социальных стереотипов на формирование профессиональных предпочтений старшеклассников 8

1.1Социальный стереотип, понятие, функции 8

1.2 Отечественные и зарубежные исследования по проблеме профессионального самоопределения 21

1.3 Особенности профессиональных предпочтений в старшем школьном возрасте 33

2. Эмпирическое исследование профессиональных предпочтений старшеклассников на основе социальных стереотипов 43

2.1 Описание выборки и методик исследования 43

2.2 Обсуждение результатов исследования, выводы 49

Заключение 64

Список литературы 69

Приложения 79

Выдержка из текста

Гипотеза исследования: профессиональные предпочтения старшеклассников определяются внешней мотивацией — высокий заработок, престиж профессии, возможность продвижения по службе и др., в связи с чем они имеют связь с такими стереотипами, как «карьерист», «деловой человек», «лидер».

Научное исследование социальных стереотипов предполагает получение ответов как минимум на два вопроса:

1. какие функции выполняют стереотипы в обществе;

2. как осуществляется их принятие или отвержение различными группами людей.

Методологическая основа исследования. Особенности подросткового возраста рассматривали и изучали в своих работах Л.И. Божович, Л.C. Выготский, B.B. Давыдов, И.B. Дубровина, И.C. Кон, M.C. Неймарк, Д.Б. Эльконин и др.

Профессиональное самоопределение начинается у человека далеко в детстве, когда ребенок примеряет на себя различные профессиональные роли, и охватывает практически все возрастные этапы жизни человека. На профессиональный выбор старшеклассника влияет множество факторов, главным из которых является семья, т. Характер взаимоотношений родителей и детей обуславливает различное влияние на их профессиональный выбор, которое может быть как позитивным, так и негативным для личности ребенка, именно поэтому при проведении профориентационной работы со старшеклассниками необходимо учитывать степень влияния родительских отношений на их профессиональное самоопределение и на основе этого ориентировать ученика в правильное для него направление.

В эпоху научно-технической революции вопрос профессиональной ориентации членов общества стоит особенно остро, приобретает значимость подготовка школьников к выбору будущей профессии в соответствии с требованиями социума, а также личным потенциалом учащихся, их способностями и склонностями. В своей работе мы будем изучать профессиональные интересы старшеклассников в современном обществе

Институциональные основы функционирования рыночной экономики. Институциональное устройство характеризуется определенными социальными институтами, которые выступают в форме организации, регулирования и упорядочения общественной жизни, а также поведения людей.

Теоретической базой исследования послужило действующее законодательство Российской Федерации в области конституционного права, учебники и учебные пособия по конституционному праву, монографии и публикации в периодической печати. Были использованы работы таких авторов, как: С. А. Авакьян, И. А. Александрова, А. Г. Антипьев, К. А. Антипьев, М. В. Баглай, М. С. Брусянина, И. Бушмин, Ю. В. Васильева, Э. В. Габрелян, С. Ю. Глазьев, П. К. Гончаров, Э. Ф. Гумерова, Т. С. Гусева и др.

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости. Цель работы — изучение влияния составляющих социосистемы на социальное страхование.

Ответы на билеты

тесты с ответами

Методологическую основу написания работы составили труды ведущих ученых-экономистов по проблемам мотивации и стимулирования работников предприятий и организаций к эффективной деятельности, публикации в периодической печати, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров. В процессе исследования использовались методы системного, структурного и функционального анализа, статистические, специальные социологические и экономико-математические методы.

Стараясь найти ответ на эти вопросы, философы активно использовали идеи своих предшественников об обществе как аналоге государства, в результате чего появилось учение об общественном договоре, призванное раскрыть суть общества. Государство представляет собой рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого ими добровольно передаётся часть собственной свободы и власти государству.

Расчет стоимости материалов производится на основе данных таблицы.

2) отношение доли, занимаемой предприятием на рынке, к доле кон- курента.

Список литературы

1. Ананьева, Т.В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старших подростков / Т.В. Ананьева // Методист. — 2009. — № 3. — С. 53- 56.

2. Андреева, Л.И. Педагогические технологии в мультикультурном образовательном пространстве, ориентированном на профессиональное самоопределение школьников: практ.-ориентир. моногр. / Л.И. Андреева; Департамент образования мэрии г. о. Тольятти, Тольят. гос. ун-т. — Тольятти: ТГУ, 2009. — 179 с.: ил.

3. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. — 2004. — № 2. — С. 28−33.

4. Бабаева А.В. Мужское и женское поведение в истории культуры (пособие по спецкурсу) / А.В.Бабаева. — Воронеж, 2000.

5. Баранова, В. Помощь подросткам в профессиональном самоопределении / В. Баранова // Сельская школа. — 2010. — № 1. — С. 44- 51.

6. Баранова, Т.С. Девиантное поведение подростков — трудности социализации / Т.С. Баранова // Психология и школа: ежеквартальный научно-практический журнал / ред. В.Г. Колесников, А.Г. Лидерс. — 2005. — № 3. — С. 3- 21.

7. Батаршев, А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: учеб. пособие — М.: Дело, 2001. — 240 с.

8. Батасова, Т.Г. Задачи и содержание курса «Самоопределение и технология трудоустройства» для незанятых несовершеннолетних // Школьные технологии. — 2000. — № 4. — С. 73−83.

9. Батенева, О.В. Дополнительное образование детей — важный фактор профессионального самоопределения / О.В. Батенева // Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в подростковом и юношеском возрасте: традиции и инновации. — Шадринск, 2009. — С. 103- 108.

10. Белов, В.Г. Профессиональное самоопределение / В.Г. Белов // Психология здоровья (школьный возраст).

— СПб.: СПбГУ, 2008. — С. 238- 281.

11. Бодалев А.А. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности / А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферова // Человек и общество: (ученые записки НИИКСИ).

  • Л.: изд-во Л. ун-т. — вып. 9. — 1971, с.152

12. Ведешкин, Н.А. Влияние акцентуаций характера на девиантное поведение / Н.А. Ведешкин // Молодые ученые — московскому образованию: материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения / ред. В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин, А.А. Марголис и др. — М.: МГППУ, 2007. — С. 160- 161.

13. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова. — М.: Владос, 2001. — 238,

14. Галишникова, М. Этапы профессионального самоопределения подростков / М. Галишникова // Прикладная психология и психоанализ. — 2006. — № 2. — С. 59- 64.

15. Гендер и профессиональное самоопределение. Общественные науки и современность // Регион. — 2007.

16. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина; Междунар. акад. пед. образования. — 3-е изд., перераб. — М.: Академия, 2004. — 271,

17. Горелова, Г. Г. Личность как объект и субъект воспитания / Г. Г. Горелова // Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности: материалы междунар. науч.-практ. конф.,

18. Грешнова, Я.Б. Личностные смыслы в профессиональной деятельности практикующих психологов / Я.Б. Грешнова. — Волгоград, 2011 // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 14−16 сентября 2011 г.: к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета / ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкий, О.П. Меркулова. — Волгоград: Перемена, 2011. — С. 85- 88.

19. Дворянчиков, н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. — Т. 22. — 2001. — № 3. — С. 100−115.

20. Девиантное поведение: проблемы профилактики, диагностики и коррекции: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 28−2911.2008 / ред. Н.А. Польская. — Саратов: Наука, 2008. — 370 с.

21. Демьянков В.З. Стереотип / Демьянков В.З. // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. — М.: Филологич. фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, с.178

22. Деструкции в самоопределении личности и способы их коррекции: сб. материалов Междунар. научно-практ. конф., 10 февраля 2006 г. / Кург. гос. ун-т. — Курган: КГУ, 2006. — 159 с.

23. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев. — М.: Флинта, 2004. — 335 с.

24. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 329,

25. Зиновьева, Д.М. Девиантное поведение детей и подростков как психолого-педагогическая проблема / Д.М. Зиновьева. — Волгоград, 2011 // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 14−16 сентября 2011 г.: к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета / ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкий, О.П. Меркулова. — Волгоград: Перемена, 2011. — С. 183- 188.

26. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 287,

с.: табл.

27. Знаков В.В. Психологическое исследование стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане / В.В.Знаков // Вопросы психологии. — 1990. — № 4, с.107

28. Иванушкина, Н. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников: психопед. подход / Н.В. Иванушкина // Актуальные проблемы воспитания и образования / Самарский гос. ун-т. — Самара: Самар. ун-т, 2009. — Вып. 9. — С. 71- 83.

29. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие — Мн.: ФУАинформ, 2003. — 138 с.

31. Кирикович, Т.Е. Жизненный план школьника как социально-личностная цель / Т.Е. Кирикович, Л.Л. Сабурова // Воспитание школьников. — 2011. — № 8. — С. 23- 26.

32. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. — М.: Сфера: Юрайт, 2001. — 159 с.

33. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 301 с.

34. Колесников, И.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников / И.А. Колесников // Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в подростковом и юношеском возрасте: традиции и инновации. — Шадринск, 2009. — С. 131- 137.

35. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение / Г. И. Колесникова, Е.А. Байер, М.В. Харагезян. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 218,

36. Колесов, Д.В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб. пособие / Д.В. Колесов. — М.: Флинта, 2003. — 197 с.

37. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С.Кон. — М.: Просвещение, 1999. — 274 с.

38. Кондрат, Е. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / Е. Кондрат // Alma mater. — 2003. — № 4. — С.16−19.

39. Кособукова, О.В. Развитие представлений о смысле и личностном смысле в отечественной психологии / О.В. Кособукова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2009. — № 1. — С. 92- 98.

40. Красило, Д.А. Эмпирические исследования особенностей реального самоопределения современной молодежи / Д.А. Красило // Психологическая наука и образование. — 2003. — № 2. С. 89−99.

41. Криволапова, Н.А. Профессиональное самоопределение обучающихся в новых социальных условиях / Н.А. Криволапова // Директор сельской школы: журнал. — 2009. — № 3. — C. 70- 86.

42. Кудрявцева, С. Личностный смысл мотивации / С. Кудрявцева // Учитель. — 2007. — № 4. — С. 38- 39.

43. Кузнецова, О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков / О.В. Кузнецова // Психол. наука и образование. — 2007. — № 3. — С. 5- 16.

44. Леонтьев, А.Н. проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 675 с.

45. Лернер, П.С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России / П.С. Лернер // Школьные технологии. — 2009. — № 3. — С. 14- 22.

46. Лишин, О. Смысловой конструкт в личностном становлении подростков и юношей/ О. Лишин // Мир психологии. — 2002. — № 1. — С. 83- 99.

47. Лобова, Е.В. Процесс первичного профессионального самоопределения. Сборник научных статей. Часть 1. — Екатеринбург, 2003. С. 463−470

48. Лымарь, Н.А. Девиантное поведение обучающихся и социальный контроль в образовательном учреждении: проблемы и пути решения / Н.А. Лымарь // Девиация и делинквентность: формы социального контроля в образовательном учреждении: материалы научно-практической конференции, 21 февраля 2007 г. / ред. В.А. Бадил. — 2-е изд., исправ. — М., 2007. — С. 37- 45.

49. Мацумото Д. Психология и культура / Д.Мацумото. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.

50. Муратова, А.А. К вопросу о профессиональном самоопределении подростков / А.А. Муратова // Работа соц. педагога в шк. и микрор-не. — 2011. — № 5. — С. 4- 12: табл.

51. Нальгиева И.А. Психологические подходы к исследованию проблемы развития самоотношения в подростковом возрасте // Вестник ПГЛУ. - 2012. - № 3. - С. 234−237.

52. Немов, Р.С. Психология.: В 3 кн. Кн.

2. Психология образования. — М.: Владос, 1995. — 604 с.

53. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика: учеб. пособие / Н.И. Непомнящая. — М.: Владос, 2003. — 188 с.

54. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования.: учеб, пособие / Р.В. Овчарова. — М.: Сфера, 2001. — 441 с.

55. Осипова, И.С. Девиантное поведение детей и подростков / И.С. Осипова; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: ШГПИ, 2007. — 34 с.

56. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. — М.: Инфра-М, 2011. — 184 с.

57. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. — Киев 2000. — 143 с.

58. Парнов, Д.А. «Моя будущая профессия и карьера» / Д.А. Парнов, С.В. Жундрикова // Социальная педагогика. — 2012. — № 2. — С. 59- 63.

59. Перина, С.В. Девиантное поведение подростков как объект изучения и профилактики социальных педагогов / С.В. Перина // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов. Выпуск 35 / ред. И.Н. Грифцова. — М.: Прометей, 2006. — С. 188- 193.

60. Поляков, В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / в.А. Поляков // Педагогика. — 1999. — № 5. — С. 33−37, с.33

61. Простяков, В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / В.В. Простяков // Юрид. психология. — 2011. — № 1. — С. 24- 26.

62. Профессиональное самоопределение личности // Возрастная психология / А. К. Белоусова и др.; под ред. А.К. Белоусовой. — Ростов н/Д.: Феникс, 2012. — С. 465- 488.

63. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие. М.: Академия, 2013. - С. 209

64. Пряжников, Н.С. Пространство самоопределения: как помочь подростку найти себя и профессию / Н.С. Пряжников // Воспит. работа в шк. — 2007. — № 3. — С. 39- 46.

65. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. — М.: Академия, 2008. — 318,

66. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. — 351 с.

67. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. — М.: Академия, 2003. — 480 с.

68. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — Санкт — Петербург: Мастера психологии, 2000.

69. Реан А.А. Психология подростка: учеб. пособие. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - С. 480

70. Репецкий Ю.А. Рефлексия смысла жизни и личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга / Ю.А. Репецкий // Мир психологии. — 2001. — № 2. — С. 177- 186.

71. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С. Самыгин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 440 с.

72. Селезнева, Е.В. Смысловые детерминанты самореализации / Е.В. Селезнева // Мир психологии. — 2010. — № 4. — С. 78- 91.

73. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Речь, 2003.- 350 с.

74. Сидоров, Н.Р. Девиантное поведение несовершеннолетних — изменение ракурса рассмотрения / Н.Р. Сидоров // Девиация и делинквентность: формы социального контроля в образовательном учреждении: материалы научно-практической конференции, 21 февраля 2007 г. / ред. В.А. Бадил. — 2-е изд., исправленное. — М., 2007. — С. 12- 15.

75. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / П.А.Сорокин. — М., 1992, с.13

76. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий / Сорокин Ю.А. // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. — М., 1998, с.11

77. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. -544 с.

78. Сторожева, Г. О. О профессиональном самоопределении учащихся / Г. О. Сторожева // Воспитание школьников. — 2004. — № 10. — С. 37−44.

79. Тест Дж. Голланда / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности — СПб., 2003. С.386−389.

80. Тоистева, О. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / О. Тоистева // Социальная педагогика. — 2010. — № 1. — С. 50- 54.

81. Френкин, Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Френкин. — СПб.: Питер, 2003. — 650 с.

82. Чернер, С.Л. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьника / С.Л. Чернер // Школа. — 2000. — № 3. — С. 3−6.

83. Шамсутдинова, И.Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся / И.Г. Шамсутдинова, Е.Г. Казарова // Педагогика. — 2008. — № 10. — С. 62- 69.

84. Шемшурина, А.И. Ценностно-смысловая основа воспитания: мыслители прошлого и современность / А.И. Шемшурина // Воспитание школьников. — 2011. — № 5. — С. 60- 66.

85. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — М., 1969, с.98

86. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе / П.Н. Шихирев. — М.: Наука, 1985, с.112

87. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников, М.: Педагогика, 2007. — 145 с.

88. Шнайдер, Л.Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие. — М.: Издательство московского психолого-социального института, 2005. — 928с.

89. Шнайдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. — 2-е изд. — М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2007. — 334 с.: ил.

90. Щедухина, Н.М. Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников / Н.М. Щедухина // Вестн. Моск. ун-та. Сер.

20. Педагогическое образование. — 2011. — № 2. — С. 128- 133.

91. Щуркина, А.В. Девиантное поведение, его значение и профилактика в подростковом возрасте / А.В. Щуркина // Молодые ученые — московскому образованию: материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения / ред. В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин, А.А. Марголис и др. — М.: МГППУ, 2007. — С. 152- 153.

92. Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности / Ядов В.А. — Л., 1961, с.25

93. Яппарова, З.Р. О профессиональном самоопределении учащихся в профильных классах общеобразовательной школы и его поддержке / З.Р. Яппарова // Педагогическая диагностика. — 2010. — № 4. — С. 69- 88.

список литературы

Исследование профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте неразрывно связано с изучением профессиональных интересов и склонностей. Как отмечает в своей работе Л.А. Головей, профессиональное самоопределение – сложное психологическое образование, которое включает в себя познавательные интересы, жизненные ориентиры, профессиональную направленность и профессиональные планы . На связь профессионального самоопределения и интересов также указывают Е.Ю. Пряжникова и Т.А. Егоренко, говоря о том, что «выбор профессии может приводить к профессиональному самоопределению при условии, что выпускник школы выбирает профессию согласно своим способностям, интересам, склонностям, стремлениям» .

Исследователи выделяют у подростков разные виды интересов. Существенным в развитии интересов подростка, по мнению С.Л. Рубинштейна, является начинающаяся специализация и дифференциация интересов, их направленность на определенную область деятельности, профессиональную – литературу, технику, искусство, определенную научную сферу, совершающуюся под влиянием всей системы условий, в которых происходит развитие подростка .

В нашем исследовании приняли участие 2372 восьмиклассника из 49 образовательных комплексов Северного административного округа г.Москвы (1152 девочки и 1220 мальчиков). Для изучения интересов и профессиональных предпочтений обучающихся мы использовали методику «Карта интересов» (модификация О.Г. Филимоновой) и разработанную нами профориентационную анкету . Полученные данные показывают, что каждый третий мальчик и каждая пятая девочка еще не задумывались о выборе профессии, при этом среди девочек больше тех, кто сомневается в выборе профессии, а среди мальчиков тех, кто определился и уверен в своем выборе (Табл.1).


Таблица 1 Выбор профессии

мальчики

количество

количество

не задумывались о выборе профессии

сомневаются в выборе

определились и уверены в своем выборе

Девочки чаще, чем мальчики считают, что незнание своих способностей и возможностей является основной причиной, по которой они не могут определиться с выбором профессии (62,85% девочек и 50,74% мальчиков). Это может быть связано с тем, что девочки более тревожны и склонны к самоанализу. Плохое знание мира профессий в качестве причины затруднений в выборе профессии назвал каждый пятый подросток (19,7% девочек и 22,05% мальчиков).

Исследование интересов и профессиональных предпочтений подростков проводилось по модифицированной методике «Карта интересов». Методика предполагает оценку степени своего интереса к 17 различным профессиональным сферам по шкале от +2 (очень нравится) до -2 (совсем не нравится). На каждую сферу дается 5 утверждений. Таким образом, максимальный интерес выражается оценкой +10, полное отсутствие интереса оценкой -10. Анализ результатов исследования показал, что в ответах восьмиклассников имеются существенные гендерные различия. В среднем девочки в два раза чаще, чем мальчики выбирают области биологии и медицины, а также область иностранных языков, в четыре раза чаще – области педагогики и психологии, и в шесть раз чаще – область искусства. Мальчики отдают предпочтение точным наукам и технической сфере: в среднем в два раза чаще, чем девочки они выбирают области математики и физики, в шесть раз – область информационных технологий, в восемь раз – военное дело и спорт, в десять раз чаще области техники и транспорта (Табл.2).

Таблица 2

Распределение интереса восьмиклассников к профессиональным областям

Профессиональные области

мальчики

Максимальные положительные

ответы, количество человек

Максимальные положительные

ответы, количество человек

Биология

География, геология

Медицина

Физика, математика

Транспорт

Инфомационные технологии

Психология, педагогика

Военное дело, спорт

Филология, журналистика

Юриспруденция

Сфера обслуживания

Экономика

Иностранные языки

Искусство

Эти данные также подтверждаются результатами анкетирования. Подросткам было предложено выбрать область деятельности или знаний, которая больше всего их интересует, из приведенного списка. В два раза больше мальчиков выбирают область точных наук (математика, физика) – 39,75% , в то время как эту область выбрали 18,32% девочек. Гуманитарную область (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология) выбрали почти в два раза меньше мальчиков, чем девочек (20,74% мальчиков и 47,48% девочек). Также почти в два раза меньше мальчиков выбрали область искусства (музыкальное, театральное, изобразительное) – 15,33% мальчиков и 39,32% девочек.

Среди мальчиков, определившихся с профессией и уверенных в своем выборе, больше всего тех, кто выбрал профессию врача (ее называет каждый седьмой подросток). Следующие по популярности профессии – программист, повар, инженер, военный, машинист, автомеханик, юрист. Наиболее распространенная профессия у девочек – врач (ее назвала каждая четвертая девочка). Далее следуют профессии: архитектор, журналист, психолог, повар, учитель, ветеринар. Как мы видим из этих данных, профессиональные предпочтения подростков имеют гендерные различия – девочки в основном выбирают профессии, связанные с гуманитарной сферой, а мальчики – с областью техники и транспорта.

Нами был также проведен анализ наиболее предпочитаемых восьмиклассниками школьных предметов.

Оказалось, что на 10% девочек больше, чем мальчиков назвали самыми любимыми школьные предметы, относящиеся к гуманитарному циклу (русский язык, литература, иностранный язык). Точные науки (алгебра, геометрия) предпочитают на 10% девочек меньше, чем мальчиков, но такие предметы, как информатика и физика предпочитают в два раза меньше девочек, чем мальчиков. Девочки в два раза чаще мальчиков называют своими любимыми предметы, относящиеся к художественно-эстетическому циклу (ИЗО, музыка, мировая художественная культура). Таким образом, мы видим, что полученные с помощью различных методик данные согласуются: интересы девочек чаще лежат в гуманитарной области. Гуманитарная направленность девочек проявляется в предпочтении школьных предметов гуманитарного цикла, а также в выборе профессий гуманитарного спектра. Мальчики больше интересуются точными науками, сферами техники и транспорта, они выбирают соответствующие профессии и предпочитают предметы, относящиеся к области точных наук. В этой связи представляет интерес исследование влияния увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников Н.М. Щедухиной (2010 г.) . Она предположила, что существует взаимосвязь между планированием профессиональных перспектив и увлечением школьными предметами. Эта связь была обнаружена только по некоторым предметам: математика, биология, физика, химия, история, обществознание, физическая культура, мировая художественная культура. Было также установлено, что увлечение школьными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на школьную успеваемость.

Для восьмиклассников следующий учебный год является определяющим. В девятом классе им нужно будет решить: получать среднее профессиональное образование или, выбрав профиль, продолжать обучение в десятом классе. Как пишет в своем исследовании О.В. Кузнецова, 87,5% десятиклассников и 80% учащихся 11 класса считают, что для успешного выбора профильного обучения необходимо знание своих психологических качеств (способностей, интересов, личностных особенностей). Подростки отмечают важность приобретения углублѐнных знаний по интересующим их дисциплинам школьной программы. Школьники считают, что профильное обучение даѐт возможность «заниматься только теми предметами, которые помогут в профессии», «лучше осознать предметы», «улучшить свою успеваемость», «раскрыть свои способности», «развивать свои навыки и таланты». Профильное обучение – «это помощь для поступления в ВУЗ», «возможность углублѐнно изучать любимые предметы», «шанс улучшить свои знания» .

На наш взгляд, необходимо проводить систематический мониторинг интересов и профессиональных предпочтений обучающихся с 8 по 11 класс с целью выявления подростков с несформированными интересами и предпочтениями для дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ними. Также целесообразно включать в программы по школьным предметам материал по профессиональному самоопределению: знакомство с профессиями, которые можно получить в рамках данной предметной области, профессиональные пробы (практические занятия в рамках программы). Необходимо организовывать проектную и исследовательскую деятельность в рамках программы, предметные конкурсы, олимпиады и викторины. Положительные результаты также дает интеграция предметов различных областей – например, проведение совместных уроков по литературе и технологии, биологии и физике. Подобные мероприятия будут способствовать развитию интересов подростков и, следовательно, профессиональному самоопределению.

Список литературы

1. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы.На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. – М.: МГППУ, 2011. – 297с.

2. Кузнецова, О.В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно-практической конференции 29-30 июня 2011 г.: - М., 2011. – С.117-121.

3. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Т.1 № 2. С.111-122 URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/52291.shtml (дата обращения: 31.03.2013)

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

5. Филимонова О.Г. Модификация карты интересов // Газета «Школьный психолог», 2007. № 2.

6. Щедухина Н.М. Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n4/Scheduhina.shtml (дата обращения: 31.03.2013)

«Парад профессиональных предпочтений»

Внеклассное мероприятие по профориентации для старшеклассников.

Описание работы : предлагаю Вашему вниманию конспект внеклассного занятия для старшеклассников, классных руководителей, воспитателей родителей. Предложенный материал поможет выпускникам школы определиться с выбором будущей профессии.

Конференция «Парад профессиональных предпочтений»

Задачи:

Оборудование:

Мультимедийная установка.

Подготовительная работа: сбор материала о профессиях, анкетирование учащихся и родителей, обработка результатов анкет, создание презентации.

План:

1 Вступление.

2 Советы о подходе к выбору профессии: «Хочу + Могу + Надо = Правильный выбор».

3 Данные анкетирования старшеклассников.

4 Парад профессий: социальный педагог, логопед, психолог (выступления учителей), косметолог, инженер – эколог, фармацевт (знакомство с профессиональными особенностями), радиолог, медсестра – геронтолог (о редких профессиях).

5 Пантомима «Молчаливый парад профессий»: шофёр, учитель, секретарь, стюардесса, инспектор ГИБДД, дирижёр.

6 Советы психолога: факторы, влияющие на выбор профессии.

7 Типичные ошибки при выборе профессии.

8 Слово молодым: «Наш разбег в 21 век».

9 Советы родителям и выпускникам.

10 Итоги конференции (рефлексия).

Ход конференции.

Вводная часть.

Наша встреча называется «Парад профессиональных предпочтений». В зале зрители, участники парада, официальные лица, почётные гости и родители, группа комментаторов, освещающих ход события и на отдельной трибуне – экспертная группа.

Парад в переводе с французского - это торжественное прохождение с пафосной радостью.

Колонны участников парада сформированы старшеклассниками. В отдельные ряды выделяются наиболее популярные профессии названные учениками школы, есть колонны самых редких, экзотических профессий, не менее важных и интересных.

Прямой репортаж с места событий с необходимыми пояснениями и пожеланиями транслируется на весь актовый зал специально подготовленной группой репортёров (это участники конференции). Совет дела, проведя предварительный опрос участников парада, помог составить общую картину профессиональных интересов и предпочтений школьников. Поэтому задачи нашего парада профессиональных предпочтений следующие:

1 Знакомство с профессиями на рынке труда, формирование информационного пространства.

2 Выявление склонности учащихся к различным видам человеческой деятельности.

3 Определение готовности к профессиональному самоопределению.

Парад открывают ведущие.

Ведущий 1. Жизнь человека – череда многочисленных выборов: серьёзных, от которых зависит будущее (например выбор спутника жизни) и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин–запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии–самый сложный, ведь мы выбираем не только способ, каким будем зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии (друг пошёл и я за ним) – это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружающим. А ответственность ляжет только на ваши плечи.

Ведущий 2. Готовых решений по выбору профессии ни для кого нет. В мире существует около 40 000 профессии, в России более 6000. Очень трудно выбрать профессию, которая будет нравиться всю жизнь. Ежегодно 25 млн. человек в мире меняют своё место работы, 12% из них – возвращаются обратно. Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, то есть была и по душе, и материально выгодна.

Любое серьёзное решение должно строиться продуманно на объективной информации, которая и будет представлена на сегодняшнем параде профессий. Учитывая все советы, двигайтесь в пространстве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в нужном направлении.

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).

«Могу + Хочу + Надо = Правильный выбор».

Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трёх вещах.

Определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности, то есть желания человека, побуждения, потребности в определённых видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу».

Оценить ваши способности, то есть такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент). Способности условно выражают словами « Я могу».

Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня

«Надо».

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным.

Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

· является интересной и привлекательной для вас,

· соответствует вашим способностям,

· пользуется спросом на рынке труда.

Результаты анкетирования:

Вопросы анкеты для учащихся.

Выступления учителей:

Социальный педагог,

Логопед,

Психолог.

Рассказы учащихся о профессиональных особенностях косметолога, инженера – эколога, фармацевта; о редких профессиях медсестры - геронтолога, радиолога.

Молчаливый парад профессий (пантомима).

По сцене проходят учащиеся, показывающие представителей разных профессий.

Факторы, влияющие на выбор профессии. (Советы от психолога). Для принятия правильного решения важно учитывать основные факторы влияющие на выбор профессии, восемь из них были описаны известным российским психологом Е. В. Климовым.

1. Знания о профессиях и их востребованность, то есть рынок труда. Здесь уже говорили о том, что в России более 6000 профессий. Все их изучить, конечно, невозможно, но для выбора своей, надо познакомиться с множеством других: из журналов, газет, телепередач, выставок, кино, встреч с различными специалистами.

2. Мнение родителей, семьи – немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе.

3. Старшеклассникам полезно учесть мнение учителей, классного руководителя, психолога, врачей.

4. Уровень притязания и самооценка - важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и в планировании карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой, как бабушка, но при этом она не любит читать, учить наизусть, не умеет петь и так далее.

5. Личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Надо самому себе ответить на вопрос. Для чего мне это нужно? И нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности психического, материального или физического плана.

6. Одного интереса к профессии мало, нужны определённые способности. Например, чтобы играть на скрипке мало одной любви к музыке, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух.

7. Склонности (это интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе.

8. Мнение сверстников, друзей, одноклассников тоже важно. Порой им со стороны виднее, какой вы. Их советы могут помочь, но, учитывая всё, выбирать должны только вы.

Ошибки при выборе профессии.

Ведущий 1

Отношение к выбору профессии.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Не бойтесь поменять профессию, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности.

Ведущий 2

Бытующее мнение о престижности профессии. Экономист или психолог не менее полезен для общества, чем мусорщик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учёта ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть «модной, но не приносящей удовольствия специальностью.

В 1

Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Вася хочет освоить опасную работу пожарного (он – человек способный на риск), вам эта профессия может не подойти (вы ведь очень осторожны и рассудительны).

В 2

Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию (если вас восхищает душевность учителя по химии – это не значит, что вам нравится химия сама по себе).

В 1

- «романтичная» или « интеллигентная» профессия. Не старайтесь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста. Для успешной реализации себя в этих профессиях, приходится совершать массу неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссёров. Имена кинорежиссёров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам. Журналисты не всегда выступают в телепередачах, чаще они перелопачивают массу информации, роются в архивах, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят минутное сообщение для диктора на телевидении.

В 2

Профессия, обещающая большие деньги …….Но она и требует немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожей неуязвимости и готовности отказаться от многих важных для человека вещей. К примеру биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» … Итог: преждевременная седина, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы …

В 1

Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Важно иметь в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов.

В 2

Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во всех профессиях, прежде всего в рабочих, появляется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности – вплоть до животноводства.

В 1

Неумение и нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).

В 2

Незнание и недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Наш разбег в 21 век.(сценка).

Действующие лица:

Ирина Андрей Олег

Андрей: В наши дни молодые люди точно так же, как и в прошлые столетия стоят перед главным выбором – выбором профессии.

Олег: Мы должны решить для себя не только кем стать, но и какими стать!

Андрей: Правило №1 «Надо уметь мечтать!»

Мечты провоцируют желание. Желание даёт необходимые силы, чтобы жить, а не волочиться по жизни.

Олег: Правило №2 «Умейте быстро выбирать».

Порой невыносимо больно жертвовать сном, развлечениями, спокойной жизнью только ради выбранной цели. Мир не приостановится в своём развитии, чтобы дать вам возможность оглядеться, присмотреться – наш век стремительных скоростей и быстрых решений.

Ирина: Правило №3 «Только вперёд»!

Для осуществления выбранной цели требуется одержимость. Малейшее малодушие ставит под вопрос достижение цели. Меняйтесь, чтобы выжить, не сдавайтесь при неудачах. Мечта не простит предательства.

Андрей: Правило №4 «Ты - главный».

Слушать только себя, Ищите « фишку» в себе. Либо вы наблюдаете то, что происходит, либо определяете то, что происходит.

Олег: Правило №5 «Скажите «Нет!» своим страхам».

Известно только одно: не победив себя – не поднимешься на пик намеченной вершины.

Ирина: Правило №6 « Постоянно думать».

«Что я смогу сегодня сделать реально?», « Что я могу?» Эти вопросы надо задавать себе каждый час, каждый день, месяц, год и всю жизнь.

Как можно побеждать подобных себе, за счёт, каких преимуществ? Умнее, быстрее, сообразительнее, больше воли и решительности. А если ничего нет, то и не надо грустить – живите в « болоте» с завистью, страхами и апатией.

Звёзды притягивают звёзд, к неудачникам тянутся неудачники. Всё, что вокруг, достойно нас, и мы в нём, как в зеркале, отражаемся, потому что всё, что вокруг, - это мы.

Советы родителям и детям при выборе места будущей учёбы.

1. Выбирайте институты с государственной аккредитацией.

2. Не постесняйтесь узнать о преподавательском составе.

3. Помните! В настоящий момент ваши дети могут одновременно поступать в несколько университетов и институтов.

4. Постарайтесь быть на экзаменах, вдруг понадобится апелляция.

5. На новых факультетах всегда меньше проходной балл.

6. Не расстраивайтесь, если ваш ребёнок не поступил. Впереди у него много возможностей.

7. Переговорите с теми, кто закончил ВУЗ, в который поступает ваш ребёнок.

8. Дайте право выбора своему ребёнку.

Заключение:

Если вы сегодня задумались о будущей профессии, значит для вас этот вопрос, актуален. Любое серьёзное решение должно строиться продуманно на объективной информации. Мы надеемся, что информация, полученная сегодня, вам пригодиться.

Поднимите руки те, кто считает так же. Удачи вам на всех экзаменах при выборе профессии.

Спасибо за внимание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблема профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. Психологические особенности формирования личности подростка. Анализ содержания, методов и социально-психологических условий профориентационного консультирования старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2011

    Сущность, типы и уровни самоопределения. Особенности формирования личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. Исследование ценностных ориентаций учеников, статусов профессиональной идентичности, предпочтений в сфере карьеры и семьи.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Анализ психологических закономерностей процесса профориентации старших школьников. Исследование проблем жизненного самоопределения и активизации школьников в процессе профориентации. Специфические особенности инициативности при выборе будущей профессии.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2013

    Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Особенности старшего школьного возраста, процесс профессионального самоопределения. Содержание, формы, методы профориентации старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2012

    Влияние смысло-жизненных ориентаций на становление самосознания и особенности Я-концепции. Психологическое содержание личностного самоопределения в ранней юности. Сравнительный анализ гендерных особенностей личностного самоопределения юношей и девушек.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2015

    Понятие профессии, ее истоки. Особенности старшего школьного возраста и профессиональное самоопределение как процесс. Развитие профориентации в зарубежных странах и отечественный опыт. Психологическое сопровождение старшеклассников при выборе профессии.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2012

    Характеристика учебно-профессиональных установок учащихся старших классов. Исследование основных особенностей юношеского возраста и его центрального новообразования. Анализ психологической диагностики в школьной профориентации, методики для профотбора.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012