Презентация по географии на тему "Машиностроительный комплекс России" (9 класс). Модульный урок "машиностроительный комплекс россии Модульный урок "Машиностроительный комплекс России

Цель для учителя:

  1. Познакомить уч-ся с новыми терминами и понятиями.
  2. Продолжать формирование у уч-ся представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России.
  3. Сформировать у уч-ся представление о машиностроительном комплексе, его значении и роли в экономике России, месте среди других межотраслевых комплексов и отраслей экономики.
  4. Проанализировать взаимосвязь машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами.
  5. Дать представление о сложном отраслевом составе машиностроения и особенностях его размещения по территории России.
  6. Формировать умение анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.
  7. Выявить особенности и проблемы машиностроительного комплекса России.

Оборудование урока:

  • Учебник «География России» 9 класс (авторы В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе).
  • Атлас «Население и хозяйство России» 9 класс.
  • Схемы «Отраслевой состав машиностроительного комплекса России»
  • Таблица «Машиностроение. Специализация экономических районов».

План модуля.

  1. Организационные моменты.
  2. Постановка целей – УЭ-0.
  3. Вводная беседа (выявление знаний уч-ся о МСК) – УЭ-1 .
  4. Самостоятельная работа уч-ся с учебником (параграф 10) – УЭ-2 – определение главной задачи МСК.
  5. Знакомство с отраслевым составом МСК – УЭ-3 .
  6. Самостоятельная работа уч-ся с учебником (параграф 11) – УЭ-4 – знакомство с факторами размещения машиностроительных предприятий.
  7. УЭ- 5 – выявление особенностей размещения МСК России.
  8. Групповая работа – УЭ – 6 – углубление знаний по теме.
  9. Обсуждение выполнения работы в группах.
  10. Коллективная работа уч-ся под руководством учителя – УЭ- 7 - знакомство со специализацией различных экономических районов России.
  11. Самоконтроль – УЭ – 8 – проверка усвоенного материала.
  12. Итог урока. Оценка работы уч-ся на уроке.

Модуль по теме «Машиностроительный комплекс России».

  1. Определить значение машиностроительного комплекса России.
  2. Определить главную задачу МСК и найти пути её решения.
  3. Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.
  4. Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий.
  5. Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России.
  6. Знакомство со специализацией различных экономических районов России.

Цель : определить значение машиностроительного комплекса России.

Цель : определить главную задачу МСК и найти пути её решения.

  1. Прочитайте параграф учебника № 10.
  2. Ответьте на вопросы:
    - Какова главная задача МСК в хозяйстве России?
    - Какие условия необходимы для выполнения главной задачи?
  3. Подумайте! Какие трудности развития МСК характерны, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано?
  4. Ответы на вопросы запишите в тетрадь.

Цель : познакомиться с отраслевым составом МСК России.

Рассмотрите предложенные две схемы «Отраслевой состав МСК России».

2. Подумайте! По каким признакам подразделены отрасли МСК?
3. Как должны соотноситься темпы развития МСК и всего народного хозяйства?
4. Какие отрасли внутри МСК должны развиваться наиболее динамично?

Цель : познакомиться с факторами размещения машиностроительных предприятий.

  1. Прочитайте параграф 11 учебника.
  2. Ответьте на вопросы:
    - Какие факторы влияют на размещение МСК по территории России?
    - Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей МСК?
  3. Составьте список терминов, относящихся к параграфам 10, 11. Всем ли терминам вы можете дать определение? Проверьте себя.
  4. Заполните таблицу, используя карту атласа «Машиностроительный комплекс России» страница № 16:

5. В чём особенности размещения МСК по территории России?
6. Почему машиностроительные заводы имеются во всех регионах России?
7. В какой части России машиностроение достигло наивысшего уровня развития? Почему?

Цель : выявить особенности размещения МСК России.

Практическая работа.

Используя текст параграф № 11 учебника, карту атласа «Машиностроительный комплекс», рисунок 14 на странице 47 учебника самостоятельно выполните следующие задания:

  1. Какие отрасли относятся к трудоёмкому машиностроению?
  2. По карте определите центры развития трудоёмкого машиностроения.
  3. Сопоставьте размещение крупнейших центров трудоёмкого машиностроения и населения России.
  4. Какие отрасли относятся к металлоёмкому машиностроению?
  5. По карте определите центры развития металлоёмкого машиностроения.
  6. В чём различие машиностроения европейской и азиатской частей России?
  7. Какие отрасли относятся к наукоёмкому машиностроению?
  8. Назовите районы, в которых, по-вашему мнению, будут развиваться наукоёмкие отрасли, докажите правильность своего ответа.
  9. Сравните карты, отражающие размещение отраслей машиностроения и чёрной металлургии. Сделайте выводы о зависимости в размещении этих отраслей. Всегда ли они совпадают?
  10. Подумайте! Почему отрасли станкостроения, электротехнической и инструментальной промышленностей обычно размещаются в районах с квалифицированными кадрами.
  11. Запишите в тетрадь общий вывод о принципах размещения металлоёмких, трудоёмких и наукоёмких отраслей.

Цель : углубить знания о МСК России.

Групповая работа.

Задание для группы № 1.

  1. Какие особенности технологического процесса характерны для тяжёлого машиностроения?
  2. На контурной карте обозначьте центры тяжёлого машиностроения:
    Екатеринбург (Уралмаш),
    Иркутск и Красноярск (заводы тяжёлых экскаваторов),
    Новосибирск (производство тяжёлых станков, кузнечно-прессового оборудования, турбогенераторов),
    Барнаул (производство паровых котлов).
  3. На основе сопоставления карт (подумайте каких ) определите, какой фактор оказывает ведущее влияние на размещение заводов тяжёлого машиностроения в указанных центрах.
    Имейте ввиду, что в машиностроении расход сырья на 1 тонну готовой продукции составляет в среднем 1,3-1,5 тонн, а затраты на транспортировку любой машины намного больше затрат на транспортировку металла, идущего на его производство.
  4. Если бы вам пришлось проектировать размещение заводов тяжёлого машиностроения, какие бы коррективы в существующее размещение вы бы внесли? Какие в связи с этим перспективы развития тяжёлого машиностроения вы могли бы назвать?

Задание для группы № 2.

  1. На контурной карте обозначьте следующие центры автостроения:
    - производство грузовых автомобилей – Брянск, Ульяновск, Москва, Набережные Челны, Миасс.
    -
    производство легковых автомобилей – Нижний Новгород, Москва, Ижевск, Тольятти.
    -
    производство автобусов – Ликино, Павлово, Курган,Краснодар.
  2. Какие территориальные сдвиги в размещении центров автостроения происходят в настоящее время? Как вы их можете объяснить?
  3. Сравните размещение производства грузовых, легковых автомобилей. Какой вывод из проведенного сравнения вы можете сделать?
  4. Практически все крупные заводы по производству автомобилей сосредоточены в европейской части России. Каким образом вы можете объяснить этот момент?

Цель : познакомиться со специализацией различных экономических районов России.

  1. Изучите рисунок 15 на странице 49 «Специализация и кооперирования машиностроения».
  2. Попробуйте! Сформулируйте определение «специализация района».
  3. Рассмотрите таблицу «Машиностроение. Специализация экономических районов России».

Таблица 1.

«Машиностроение. Специализация экономических районов России».

Экономический район Важнейшие центры Отрасли специализации Факторы развития
Северный Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Северодвинск Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, трелёвочные трактора, судостроение Ориентация на потребителя, металлургия
Северо-Западный Санкт-Петербург, Новгород,

Псков, Тихвин

Тяжёлое, общее, энергетическое машиностроение, электротехника, судостроение, радиоэлектроника, оптика, приборостроение. Высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, ориентация на потребителя, металлургия
Централь- ный Москва,

Ярославль. Брянск, Калуга, Владимир, Тула, Муром, Ковров, Александров

Автомобилестроение, электротехника и радиоэлектроника, приборостроение, авиационно-космическое, станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение оборонная промышленность Выгодное ЭГП, высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, концентрация основной части потребителей, металлургия
Центрально- Черно-зёмный Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск Радиоэлектроника, авиастроение, приборостроение, горно-рудное машиностроение, станкостроение, тракторостроение Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), мощная металлургия
Волго - Вятский Нижний Новгород, Киров, Саранск, Чебоксары, Арзамас Автомобилестроение, авиастроение, судостроение, электротехника и радиоэлектроника, станкостроение, тракторостроение, оборонная промышленность
Северо – Кавказский Ростов-на-Дону, Краснодар, Таганрог, Вогодонск, Новочеркасск, Ставрополь Сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое, транспортное машиностроение Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), трудовые ресурсы.
Поволжский Самара, Саратов, Волгоград, Казань, Ульяновск, Пенза, Астрахань, Тольятти, Набережные Челны, Энгельс Автомобилестроение, авиационно-космическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, электротехника. Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя
Уральский Екатеринбург, Челябинск, Орск, Пермь, Уфа, Курган, Нижний Тагил, Оренбург Энергетическое, тяжёлое, транспортное и химическое машиностроение, автомобилестроение, оборонная промышленность Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитая металлургия
Западно- Сибирский Новосибирск, Омск, Барнаул, Киселёвск, Прокопьевск, Томск, Новокузнецк, Рубцовск, Бердск Энергетическое, горно-шахтное, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника, оборонная промышленность Ориентация на потребителя, высокая обеспеченность энергией, развитая металлургия.
Восточно- Сибирский Красноярск, Иркутск, Абакан, Минусинск Сельскохозяйственное и тяжёлое машиностроение, судостроение, вагоностроение. Высокая обеспеченность энергией
Дальне-восточный Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амурк Судостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение Ориентация на потребителя

4. Сопоставьте данные таблицы «Машиностроение. Специализация экономических районов России» с картами атласа.
5. В каких районах наиболее и наименее полный состав МСК.
6. Постарайтесь! Выявите географические закономерности в изменении набора специализирующих отраслей по территории России.

Цель : самоконтроль.

Определите уровень полученных знаний по теме «Машиностроительный комплекс России».

  1. Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей
    А) использующих разнообразные машины;
    Б) производящих разнообразные машины;
    В) осуществляющих ремонт и проектирование машин.
  2. Для всех отраслей машиностроения важным фактором размещения является:
    А) высококвалифицированные кадры;
    Б) транспортные магистрали;
    В) потребитель.

3. Установите соответствие:

4. Установите соответствие:

5. Машиностроительные заводы России расположены:

А) во всех экономических районах;
Б) только на западе страны;
В) в основном в Центральной России.

Критерий оценки:

  • Максимальное количество баллов -10.
  • «5» - 10 баллов.
  • «4» - 8-9 баллов.
  • «3» - 6-7 баллов.

Домашнее задание – решить задачу:

Коммерсант-посредник, занимающийся покупкой и продажей легковых автомобилей, за минувший год совершил командировки в следующие города СНГ: Брест, Екатеринбург, Запорожье, Ижевск, Москву, Находку, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт – Петербург, Тольятти. Какие операции (закупку или продажу) осуществлял коммерсант в каждом из городов? Назовите марки интересовавших его в каждом городе автомобилей?

Модульный урок "Машиностроительный комплекс России

Цель для учителя:

Познакомить уч-ся с новыми терминами и понятиями.

Продолжать формирование у уч-ся представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России .

Сформировать у уч-ся представление о машиностроительном комплексе, его значении и роли в экономике России, месте среди других межотраслевых комплексов и отраслей экономики.

Проанализировать взаимосвязь машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами.

Дать представление о сложном отраслевом составе машиностроения и особенностях его размещения по территории России.

4. Сопоставьте данные таблицы «Машиностроение. Специализация экономических районов России» с картами атласа.

5. В каких районах наиболее и наименее полный состав МСК.

6. Постарайтесь! Выявите географические закономерности в изменении набора специализирующих отраслей по территории России.

Цель: самоконтроль.

Определите уровень полученных знаний по теме «Машиностроительный комплекс России».

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей

А) использующих разнообразные машины;

Б) производящих разнообразные машины;

В) осуществляющих ремонт и проектирование машин.

Для всех отраслей машиностроения важным фактором размещения является:

А) высококвалифицированные кадры;

Б) транспортные магистрали;

В) потребитель.

3. Установите соответствие:Отрасль машиностроения: Главный принцип размещения:

1. Тяжёлое машиностроение. А) Близость металлургической базы.

2. Автомобилестроение. Б) Близость потребителя.

3. Сельскохозяйственной машиностроение В) Наличие транспортных путей.

4. Установите соответствие: Отрасль машиностроения: Центры:

1. Автомобилестроение. А) Москва, Санкт - Петербург, Новосибирск.

2. Тяжёлое машиностроение. Б) Екатеринбург, Новокузнецк, Абакан.

3. Станкостроение. В) Тольятти, Ульяновск, Нижний Новгород.

4. Тракторостроение. Г) Волгоград, Челябинск, Владимир.

5. Машиностроительные заводы России расположены:

А) во всех экономических районах;

Б) только на западе страны;

В) в основном в Центральной России.

Критерий оценки:

Максимальное количество баллов -10.

«5» - 10 баллов.

«4» - 8-9 баллов.

«3» - 6-7 баллов.

Домашнее задание – решить задачу:

Коммерсант-посредник, занимающийся покупкой и продажей легковых автомобилей, за минувший год совершил командировки в следующие города СНГ: Брест , Екатеринбург, Запорожье, Ижевск, Москву, Находку, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт – Петербург, Тольятти. Какие операции (закупку или продажу) осуществлял коммерсант в каждом из городов? Назовите марки интересовавших его в каждом городе автомобилей?

Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы развития. Факторы размещения. Тема урока:


План урока: Что такое машиностроительный комплекс? Значение машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. Факторы размещения отраслей машиностроительного комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. Выводы

Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.


Это механизм, совершающий какую-либо работу (это не только автомобиль, но и станок, трактор, телевизор, судно, компьютер, оборудование заводов и т.д.).


Докажите устно, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они обмениваются.


Значение машиностроительного комплекса в экономике.


1:2:4 1 - это темпы развития экономики страны, 2 - темпы развития машиностроения, 4 - темпы развития новых и новейших отраслей машиностроения (электроники, приборостроения).


Роль и значение машиностроения. На его долю приходится 40% предприятий, 30% работающих, 15% продукции промышленности России. Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах. Определяет темпы научно-технической революции.


Главная задача машиностроения – обеспечить общество новыми, все более современными машинами.


Продукция автомобилестроения - различные легковые и грузовые автомобили. - это машиностроение, которое производит различную технику для с/х: тракторы, зерноуборочные комбайны, картофелеуборочные машины, различные установки для полива и др. - это машиностроение, которое производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др.


На размещение предприятий машиностроения оказывает влияние большое количество факторов

Сосредоточение производства отдельных видов продукции или её частей на самостоятельных предприятиях. - организация производственных связей между специализированными предприятиями, совместно изготовляющими определённую продукцию, но сохраняющими самостоятельность.

В машиностроении России существуют следующие проблемы и возможные пути их решения. Низкие темпы развития машиностроения, не соблюдается формула 1:2:4. Низкое качество исходных материалов (металлов, пластиков и др.). Устаревшее оборудование на машиностроительных завода х, устаревшие технологии выпуска машин. Низкие темпы обновления продукции в условиях постоянно меняющегося спроса (в том числе из-за преобладания крупных заводов, на которых переход на выпуск новой модели связан с огромными трудностями). Монополизм крупных предприятий. Итог:1. Низкое качество выпускаемых машин.2. Импорт машин в Россию растёт быстрее, чем экспорт.

1. Хозяйственное значение комплекса

2. Состав и структура комплекса

3. Основные проблемы развития

4. Факторы размещения

5. Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса

6. Перспективы развития

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Машиностроительный комплекс Составитель учитель географии г. Смоленска МБОУ СОШ №23 Новикова Ю. А.

План характеристики межотраслевого комплекса Хозяйственное значение комплекса Состав и структура комплекса Основные проблемы развития Факторы размещения Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса Перспективы развития

Машиностроение - совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины

Роль и значение машиностроения. На его долю приходится 36% предприятий, 29% работающих, 15% продукции промышленности России. Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах. Определяет темпы научно-технической революции.

Главная задача машиностроения – обеспечить общество новыми, все более современными машинами.

Докажите, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они обмениваются. Машиностроение Топливно-энергетический Транспортный Металлургический Агропромышленный

Факторы размещения машиностроения: 1. Наукоёмкость (конструкторские бюро, опытные заводы-Москва, С.-Петербург, Новосибирск) 2. Военно-стратегический (Саров, Новоуральск, Снежинск) 3. Трудоёмкость (станкостроение-Москва, приборостроение-Воронеж, Пенза, Рязань) 4. Металлоёмкость (Екатеринбург, Иркутск, Красноярск) 5. Специализация и кооперирование (троллейбусы-Энгельс, магистральные тепловозы-Коломна, картофелеуборочные комбайны-Рязань) 6. Транспортный (заводы размещены на крупных магистралях) 7. Ориентация на потребителя (тракторы для вывозки леса- Петрозаводск)

В настоящее время машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях: 1. выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшими, но ещё функционирующими технологическими линиями 2. производство наукоёмкой продукции на импортном оборудовании с привлечением иностранного капитала 3. развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе 4. участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества)

Домашнее задание §10 - Записи в тетради - Вопросы после параграфа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс»