Оценка коммуникативной эффективности рекламы интернет-маркетинга. Энциклопедия маркетинга Коммуникативная эффективность рекламных мероприятий характеризуется
Глава посвящена проблемам оценки эффективности рекламы. Выделяют экономическую и коммуникативную эффективность рекламы. Экономическая эффективность показывает изменение важнейших экономических показателей в после рекламном периоде по сравнению с до рекламным. Коммуникативная эффективность позволяет оценить изменение степени осведомленности, готовности купить рекламируемый товар, отношения к нему после рекламы. Изучив эту главу, студенты будут знать:
- - понятие экономической и коммуникативной эффективности рекламы;
- - методы оценки экономической эффективности рекламы;
- - методы оценки коммуникативной эффективности рекламы;
- - взаимосвязь между экономической и коммуникативной эффективностью рекламы.
Заключительным этапом управления - рекламой является оценка ее эффективности. Вопросы оценки эффективности рекламы представлены в работах многих специалистов в области маркетинга, рекламы и интегрированных маркетинговых коммуникаций. Ф. Котлер, Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцол, У. Уэллс, Дж. Бернат, С. Мариарти, Дж. Росситер, Л. Перси, У. Лейн, И. Крылов, И. Рожков, О. Феофанов, Г. Багиев и другие детально рассматривали в своих работах вопросы оценки эффективности рекламы. Практически все специалисты выделяют два направления оценки эффективности рекламы: экономическую эффективность и коммуникативную (социальную) эффективность.
Большая часть авторов считает, что в случае проведения рекламных кампаний оценивать эффективность рекламных усилий необходимо поэтапно. До начала рекламной кампании следует замерять первоначальное состояние рынка (предварительное тестирование), а затем после завершения каждой фазы рекламной кампании проводить промежуточное тестирование и оценивать изменения, происходящие на рынке под воздействием рекламы. После завершения рекламной кампании рекомендуется проводить заключительное (итоговое) тестирование. Оно позволяет сделать окончательные выводы о результатах рекламной деятельности. Итоги тестирования используют для разработки ситуационного анализа при планировании новых кампаний и прочих мер по продвижению товара на рынок. Некоторые специалисты в области рекламы считают, что оценка эффективности рекламы приводит к росту рекламных бюджетов. Это действительно обоснованное замечание. По оценкам различных рекламных агентств и консалтинговых компаний стоимость тестов на эффективность может варьироваться в пределах $ США 5000-30000, а иногда и выше. Вместе с тем, зная результат рекламных усилий, можно внести коррективы в программы продвижения и планы рекламной кампании или убедиться, что все затраты, понесенные на очарование потребителей, оправдались.
Рассмотрим некоторые точки зрения относительно возможностей оценки экономической эффективности рекламы.
По мнению Ф. Котлера следует измерять эффект взаимопонимания и коммерческий эффект. Эффект взаимодействия показывает насколько эффективно реклама воздействует на потребителя.
Такие исследования проводят до размещения рекламного продукта на конкретном носителе (предварительное тестирование), так и после того как реклама выполнила свои функции. Для проведения таких оценок используют различные виды тестов.
Коммерческий эффект оценивают для того, чтобы определить влияние рекламы на изменение сбыта. Для проведения таких исследований определяют взаимосвязь между расходами на рекламу, долей голоса и долей рынка и исходя из полученных данных делают заключение о величине эффективности рекламы. Доля расходов на рекламу обуславливает долю голоса, который слышит покупатель от рекламодателя. Он в свою очередь - долю мнений потребителей, а мнения покупателей о товаре и фирме - долю рынка рекламодателя. Рассмотрим пример. Предприятие по производству прохладительных напитков из натурального сырья тратит на рекламу около 500 тысяч денежных единиц, что составляет 3% от объема рекламного рынка. Рыночная доля этого предприятия 5%. Коэффициент эффективности рекламы тогда составит 1,66. Что означает, что при доле голоса в 3% доля рынка достаточно велика. Реклама сверх эффективна, но при росте конкуренции у предприятия может сократиться доля рынка. Расходы на рекламу в данном случае скорее всего низки.
Предприятию следует проанализировать свои перспективы по удержанию или наращиванию рыночной доли, обратить внимание на стратегии конкурентов в области продвижения и возможно увеличить рекламные расходы. Если коэффициент рекламы будет ниже единицы, то эффективность рекламы низка и затраты на ее проведение слишком значительны. В этом случае нужно пересматривать рекламную стратегию, изыскивать финансовые ресурсы на наращивание рекламного бюджета. При равенстве коэффициента 1, считают, что эффективность рекламы достаточна, а размер затрат на рекламу оправдан.
Многие авторы считают, что для оценки экономической эффективности рекламы следует определять несколько показателей. Среди них - дополнительный товарооборот, полученный благодаря использованию рекламы, экономический эффект рекламы, рентабельность рекламирования товара. Дополнительный товарооборот, обусловленный рекламой, определяют по формуле:
П - прирост среднедневного товарооборота в после рекламном периоде по сравнению с до рекламным, %;
Д - количество дней учета товарооборота.
Тд - дополнительный товарооборот под воздействием рекламы;
Нт - торговая надбавка на товар, в % к цене реализации;
Uд - дополнительные расходы по приросту товарооборота.
Е. Дихтель, Х. Хершген предлагают использовать:
- - оценку эффективности рекламы;
- - эконометрические и динамические методы.
Эконометрические методы основаны на использовании статистических моделей. Наиболее простая регрессионная модель может быть выражена уравнением.
Таким образом, между расходами на рекламу и долей рынка (объемом сбыта) существует линейная связь. На эффективность рекламы между тем влияют не только рекламные расходы, но и другие факторы, а представленная модель не позволяет их учесть. Кроме того, чаще всего взаимосвязь между рекламными расходами и объемом сбыта находится в нелинейной зависимости. Поэтому логарифмические и экспоненциальные модели лучше позволяют описать взаимосвязь между объемом сбыта, рекламными расходами и прочими факторами. Так, используя формулу можно дополнительно учесть границы насыщения спроса и размеры сбыта, которые можно получить без помощи рекламы:
Xo - размеры сбыта, достигаемые без помощи рекламы;
Xm - границы насыщения спроса.
Практика показывает, что связь между расходами на рекламу и объемом сбыта иногда носит S - образный характер. В этом случае зависимость между объемом сбыта и расходами на рекламу может быть выражена формулой:
В модель можно включить дополнительно влияние конкурентов на эффективность рекламы, Тогда зависимость объема сбыта от расходов на рекламу можно определить по формуле:
а - функциональный параметр.
Увеличение объемов сбыта или других количественных факторов продолжается еще какое-то время после окончания рекламной кампании, то есть существует эффект последствия. Учитывая этот факт, применяют динамические модели для определения эффективности рекламы. Они позволяют учесть переменные. Сама модель может выглядеть как показано в выражении:
Дж. Росситер и Л. Перси считают, что измерять эффективность рекламы нужно на следующих этапах: контакт с рекламой, усвоение информации, эффект коммуникации, действия целевой аудитории, объемы сбыта или доли рынка (марочный капитал), прибыли. Таким образом рассматриваются все возможные последствия рекламной кампании. Эффективность в зависимости от контакта с рекламой определяют на основе некоторых показателей сравнительной эффективности средств рекламы: охват, эффективный охват, совокупное количество объявлений (GRP), эффективная частота. Исследование качества усвоения информации и измерение эффектов коммуникации предлагается проводить на основе тестирования. Исследования действий целевой аудитории после рекламной кампании проводят используя те же методы, что и при изучении потребителей нашего пособия. Для измерения объемов продаж и марочного капитала предлагается использовать статистические модели, экспертные оценки, верхние и нижние границы ценовой эластичности спроса на торговую марку. Изучение тенденций изменения прибыли под воздействием рекламы предлагается проводить путем сопоставления расходов на рекламу и размеров прибыли, полученной в после рекламном периоде. Анализ расходов на рекламу производят на основе методов: независимого усредненного прогноза, пяти вопросов, Пехэма, Шроера.
Оценка эффективности рекламы - важнейший этап управления рекламной кампанией, так как позволяет сделать вывод о том, какая часть рекламного бюджета используется с пользой для предприятия, а какая бесследно пропадает в водовороте бизнес процессов.
Рассчитывают экономическую и коммуникативную эффективность рекламы. Экономическая эффективность позволяет сделать вывод о том, как изменяются объемы сбыта, рыночная доля, марочный капитал, прибыль, рентабельность в после рекламном периоде по сравнению с до рекламным. Коммуникативная эффективность позволяет оценить изменения в степени осведомленности, готовности совершить покупку, отношении к торговой марке со стороны целевой аудитории.
Для определения экономической эффективности используют различные методы расчетов.
Разные авторы предлагают применять определенный набор показателей и методов для получения количественных значений объемов сбыта, рыночной доли, прибыли и т. д., полученных благодаря рекламной кампании. Все рассмотренные методики вполне обоснованы и интересны, но более полные результаты можно получить при использовании комплексных показателей.
Коммуникативную эффективность рекламы определяют путем проведения тестирования потребителей. В теории и практике рекламы выработано значительное количество тестов и приемов, которые с разной степенью состоятельности позволяют оценить социальную эффективность.
Оценка эффективности рекламы приводит к росту затрат на проведение рекламных кампаний, но вместе с тем позволяет более обоснованно подходить к разработке плана рекламы и рациональнее использовать бюджет в процессе проведения рекламной кампании.
Исследования эффективности РК, как правило, относят к тактическому контролю РД. Большинство авторов различают экономическую, психологическую и коммуникативную эффективность рекламных мероприятий.
Экономическая эффективность рекламы определяется по степени ее воздействия на развитие товарооборота. Сравнивают также затраты на рекламу и ту прибыль, которую получил рекламодатель вследствие увеличения товарооборота под воздействием рекламы. Сложность состоит в том, что не всегда РК может оказать непосредственное влияние на сбыт, например имиджевая РК. Кроме того, подчас, бывает трудно отделить рекламное влияние от каких-либо других воздействий. Так, например, можно предположить, что при проведении общенациональной РК уровень продаж кондиционеров будет выше в том регионе, в котором температура поднимется до 35 С, по сравнению с регионом, где столбик термометра не поднимется выше 25 С. Таких факторов, оказывающих влияние на сбыт, существует множество. И все же экономическую эффективность некоторых РК можно рассчитать довольно точно. Приведем методику расчета экономической эффективности .
Исходными данными являются оперативная информация и бухгалтерская отчетность.
где Т д - дополнительный товарооборот под воздействием рекламы в рублях, Т с - среднедневной товарооборот до рекламного периода в рублях, П - прирост среднедневного товарооборота за рекламный и послерекламный период в процентах, Д - количество дней учета товарооборота в рекламный и послерекламный период.
Экономический эффект РК определяется также по соотношению между прибылью от дополнительного товарооборота, полученного под воздействием рекламы, и расходами на нее:
где Э - экономический эффект рекламирования в рублях, Т а - дополнительный товарооборот под воздействием рекламы (см. предыдущую формулу) в рублях, Н т - торговая надбавка за товар в % к цене реализации, U p - расходы на рекламу в рублях, U д - дополнительный расходы по приросту товарооборота в рублях.
Одной из разновидностей эффективности рекламы является так называемая психологическая эффективность. При изучении психологической эффективности рекламы оценивается степень влияния рекламы на психологические процессы представителей целевой аудитории рекламы, адекватность выбора различных средств воздействия рекламы. Психологическую эффективность рекламы исследуют, используя методы наблюдения, эксперимента, опроса, семантического дифференциала, фокус-группы и т.д. Преимущества метода наблюдения заключаются в том, что реклама исследуется в естественных условиях, а потребитель рекламы не знает о том, что является объектом наблюдения. Таким образом можно, например, изучить степень привлечения внимания витрины, наружной рекламы:
где В - степень привлечения внимания прохожих, О - число людей, обративших внимание на рекламу в течение определенного периода, П - общее число людей, которые прошли мимо рекламы (витрины, щита) за определенный период .
Наблюдения могут проводится и с помощью технических средств. Так, измерения телевизионной аудитории -аудиометрию, или пиплметрию - проводят с помощью специальных приборов, устанавливаемых в квартирах и домах телезрителей. Эти приборы позволяют наблюдать за тем, кто, сколько, когда смотрел телевизор, собирать данные о рейтингах каналов и телепродукции.
Недостатком этого метода является то, что с его помощью можно изучать только уже готовую и размещенную рекламу.
Метод опроса получил широкое распространение в рекламной практике. Опрос можно проводить в устной или письменной форме, по почте, по телефону, через средства массовой информации, разместив анкету в газете, журнале, теле- или радиорекламе, а также при личном контакте с респондентом. Разновидностью личного интервью является так называемое глубинное интервью, в ходе которого используется не стандартный опросник, а метод свободной беседы с информантом, направляемой специалистом в нужное русло. Опрос является хорошим средством получения информации в тех случаях, когда удается соблюсти ряд условий - правильность выборки по качественным и количественным показателям, корректность выбранного инструментария (анкета, интервью, телефонный опрос). Особое искусство - составление анкеты. Это должен делать специалист, так как на результаты анкетирования влияют многие факторы - порядок вопросов, их формулировка, язык, стиль. Повышению уровня мотивации участия в опросе способствуют подарки, купоны со скидками, участие в розыгрыше и т.д. Важно, чтобы цель исследования соответствовала методу. Так, вряд ли можно выяснить с помощью опроса скрытую мотивацию покупок товаров личного пользования. А вот канал поступления информации о новом товаре и степень влияния рекламы, размещенной в том или ином средстве распространения, с помощью опроса можно определить. Вот вопросы анкеты, ответы на которые можно получить, к примеру, на месте продажи товара: как вы узнали о новом товаре - от знакомых, из объявления по радио, в газете, в магазине?
В психологическом плане реклама изучается с начала XX в. В процессе планирования, организации и изготовления рекламы не стоит пренебрегать теми выводами, которые сделали ученые в ходе многочисленных исследований. Эти выводы нужно знать и определенным образом к ним относиться, помня о том, что, во-первых, это, как правило, результаты зарубежных исследований, во-вторых, социальные и психологические характеристики потребителей меняются со временем, и выводы исследований могут оказаться устаревшими. И все же некоторые результаты исследований с помощью такого метода, как эксперимент, не теряют актуальности и по сегодняшний день. Полезно знать, что количество повторов рекламных объявлений имеет гораздо большее значение для психологического воздействия, чем их величина. Психологи У. Дж. Скотт и Г. Мюнстерберг еще в начале XX в. экспериментально доказали, что эффект психологического воздействия РК определяется не площадью рекламного объявления, а соотношением оптимальной площади и количества публикаций. У. Дж. Скотт доказывал также, что рекламные объявления для мужчин эффективнее делать по У 4 страницы и размещать не менее четырех раз, а объявления для женщин лучше макетировать размером У 8 страницы и размещать не менее восьми раз . Большую роль при производстве рекламы играют понятия «фигуры и фона». Если в ходе РК удается представить товар как фигуру на фоне рекламы других конкурентов, то такую РК можно считать эффективной с точки зрения психологического воздействия. Укажем и на элементарные требования, которым должна соответствовать реклама с точки зрения психологов, - простота и быстрота восприятия информации, удобочитаемость (выбор шрифта, соотношение между размерами букв по горизонтали и вертикали, пробелами между буквами) и т.п. Интересны результаты экспериментов по изучению восприятия женщинами витрин. Оказалось, что большее количество людей останавливались у витрин с большим количеством товаров; но время рассматривания товаров в среднем было
больше у той витрины, где товаров было немного; число обращений оказалось выше по поводу товаров, представленных в витрине, где их также было немного. Однако среди проданных товаров чаще встречались вещи, которые были представлены на витрине с большим количеством вещей. В исследовании начала XX в. ученым В. Блюменфельдом было доказано, что предметы, находящиеся в средней вертикальной части, замечаются прохожими в два раза чаще, чем лежащие сбоку. Вещи, лежащие внизу, замечаются в десять раз больше, чем те, которые находятся в верхней части витрины.
Широкую известность получили эксперименты Д. Старча. Он установил, что информация (в эксперименте Д. Старча - бессмысленные слоги) в У 2 полосы, размещенная в ее верхней части, воспроизводится 54 % испытуемых, в нижней части - 15 %. Если же размер информации У 4 полосы, ее лучше размещать в верхней правой четверти, У 9 полосы -в верхней левой четверти. Д. Старч также установил, что объявление, помещенное на первой и последней страницах, привлекает внимание в 100% случаев, а на второй и предпоследней - в 50% случаев . Американский психолог А. Адам доказывал, что правая сторона замечается в большей степени, чем левая. Немецкий ученый В. Меде опубликовал экспериментальную работу, в которой показал, что наибольшее внимание читателя привлекает объявление в рекламной газете, если оно напечатано в правом верхнем углу. Можно предположить, что эти результаты могут варьироваться в зависимости от типа и вида издания. Печатному СМИ неплохо бы прежде, чем устанавливать расценки на размещение рекламы, провести подобного рода исследования и использовать его результаты в процессе взаимодействия с рекламодателем.
При исследовании психологической эффективности рек ламы часто используется методика психологического эксперимента - как на этапе предтестирования при выборе наиболее эффективного варианта рекламного ролика, так и на этапе посттестирования при исследовании эффективности уже размещенной рекламы. Следующие эксперименты, проведенные Психологическим Агентством Рекламных Исследований (ПАРИ), позволяют ответить на некоторые практические вопросы. Опишем эксперимент, направленный на выяснение того, какой из приемов телевизионной рекламы является более эффективным - прямое обращение к зрителю или диалог рекламных персонажей друг с другом. Исследователем О. Н. Поповой была сконструирована батарея роликов, основанных на монологах, обращенных к зрителю, и на диалогах персонажей (по пять роликов для каждой ситуации). Были выбраны ролики, напрямую не связанные с актуальными потребностями зрителей. Двум группам испытуемых по 30 человек предлагались стимульные материалы первой и второй категории. Оценка роликов проводилась по методике семантического дифференциала. Полученное распределение свидетельствует о том, что реклама, основанная на прямом обращении к зрителю, может оцениваться намного ниже, чаще отторгается зрителем .
Следующий эксперимент был направлен на выявление того, какое из средств психологического воздействия - эффект ореола или механизм идентификации - является более эффективным. Трем группам испытуемых предъявлялись плакаты с рекламой мебельного салона. Первой группе был предложен плакат с изображением модного дивана; второй - плакат с изображением молодой симпатичной девушки, неудобно сидящей на этом диване; а третьей - плакат с изображением пожилой малосимпатичной индианки, лежащей на этом диване в удобной расслабленной позе. Испытуемые оценивали плакаты по методу семантического дифференциала. Эксперимент показал, что эффект ореола (девушка на диване) заставил испытуемых высоко оценить рекламу, а идентификации (испытуемые представляли себя на месте индианки) - рекламируемый товар.
Методика следующего эксперимента может быть использована при оценке ощущений, возникающих у потребителей при употреблении пищевых продуктов, напитков, духов, их места по отношению к конкурентам, а также влияния рекламы, упаковки, бренда, этикетки на восприятие того или иного товара. В ходе эксперимента испытуемым предлагают оценить напиток методом парных сравнений. В результате выяснилось, что при сравнении напитков вслепую исследуемый напиток оказался на четвертом месте. При проведении эксперимента открытым методом (испытуемые знали марки напитков, видели их этикетки) исследуемый напиток оказался на шестом месте.
Следующая методика способна решить конкретную задачу - определить наиболее эффективный тип рекламного объявления для конкретного издания. Хорошо известно, что рекомендации, содержащиеся во многих пособиях по рекламе о том, «каким должно быть рекламное объявление», носят общий характер и не всегда работают на практике. Эксперимент, проведенный ПАРИ совместно с газетой «Экстра М», показал, что для данного издания с данным форматом в данный период (1996 г.) наиболее эффективны с точки зрения восприятия, внимания, памяти рекламные объявления с графикой, занимающие примерно У 4 - V 8 рекламного модуля, окруженные пустым белым незаполненным полем.
Следующая методика использовалась в ходе РК для ее коррекции. На психологическую экспертизу были представлены три телевизионных рекламных ролика, которые являлись составными элементами большой РК йогурта «Чудо» компании «Вимм-Билль-Данн». Первый ролик под условным название «Фрукты» был ориентирован на создание особого эмоционального впечатления у зрителей. Он содержал минимум информации. Сюжет был предельно прост: в белоснежное молоко падают свежие сочные фрукты. Растворяясь в молоке, они превращаются в йогурт. Второй ролик под условным названием «Объяснение» предлагал зрителю некую «обучающую» информацию, объясняющую преимущества и особенности хранения «живых» йогуртов. Третий ролик под условным названием «Персонажи» также был ориентирован на эмоции зрителей, но при этом в качестве приема воздействия в нем использовался психологический механизм идентификации. В полноформатном варианте ролика демонстрировались 23 персонажа, которые слизывали йогурт с крышки стаканчика. Использование метода семантического дифференциала и сравнение с «идеальным» образом позволило сделать определенные выводы. Ролик «Фрукты» был рекомендован к показу, ролик «Объяснение» был направлен на доработку, так как в нем обнаружилось несколько существенных психологических ошибок и технических неточностей, а ролик «Персонажи» после нескольких показов был снят с экрана и заменен другим.
Практически во всех описанных экспериментах используется метод семантического дифференциала Ч. Осгуда и его многочисленные модификации. Этот метод позволяет получить более точную информацию по сравнению с методами опроса, анкетирования в такой тонкой сфере, как психические процессы в рекламе. Представителей целевой аудитории (репрезентативную выборку) просят оценить на первом этапе «идеальную» рекламу, на втором - реальную. Для оценки предлагается заполнить специальную таблицу, состоящую из антонимов, пользуясь шкалой. В разновидностях этого метода используются шкалы, состоящие из разного количества элементов. Сравнение идеального графика и графика реального объекта исследования позволяет делать выводы об эффективности рекламы.
Большое значение в исследовании психологических процессов в рекламе имеют инструментальные методы исследования. Так, эффективно и объективно исследование рекламы с помощью прибора тахистоскопа, а также прибора NAC, напоминающего шлем для виртуальных игр. Использование этих приборов в практике работы рекламных и исследовательских организаций на региональном рынке - это будущее, будем надеяться, что ближайшее.
Опишем еще один вид эффективности рекламы - коммуникативную эффективность. Как правило, объектом исследования коммуникативной эффективности рекламы является рекламный текст. Изучение коммуникативной эффективности рекламы имеет значение и на этапе разработки рекламных продуктов при тестировании их различных вариантов - образов, текстов, названий, заголовков, слоганов, и в ходе проведения РК для ее коррекции, и в процессе оценки результатов РК. По мнению Ю. К. Пироговой, чтобы корректно оценить эффективность созданной рекламы, необходимо четко проводить границу между коммерческим успехом и коммуникативной эффективностью информационной деятельности фирмы . Исследование коммуникативной эффективности рекламы позволяет найти ответы на вопросы, почему одну рекламу замечают быстрее в общем информационном потоке, почему одно рекламное сообщение легче и проще понять, чем другое, почему одно рекламное сообщение прочитывают (прослушивают) до конца, а другое пропускают, почему одно рекламное сообщение запоминается лучше, чем другое, почему одна рекламная информация вызывает доверие, а другая нет, почему одна реклама улучшает отношение к фирме, товарам а другая не меняет его или даже ухудшает, почему одна реклама способна вызвать действие потребителя, а другая - нет. На все эти вопросы Ю. К. Пирогова предлагает получить ответы, изучая критерии коммуникативной эффективности рекламы - распознаваемость, запоминаемость рекламного сообщения, его притягательную и агитационную силу. Основные методы коммуникативной эффективности рекламы - опрос и эксперимент.
Исследования любого рода - это достаточно затратное мероприятие, требующее привлечения специалистов в этой области. Результаты некорректно проведенного исследования могут ввести в заблуждение, привести к ошибкам в планировании и организации РК. Исследовательскую деятельность, как и РД, планируют заранее. Напомним, что один из разделов рекламного плана - это план исследований, используемых в ходе РК.
План исследовательских мероприятий, как правило, состоит из следующих разделов:
1. Описание результатов предшествующих исследований.
2. Цели предстоящих исследований.
3. Описание объектов исследований.
3. Описание стратегии исследований.
4. Разработка концепции и описание методов и методологии исследований.
5. Этапы исследований.
6. Описание ресурсов и кадров, необходимых для проведения исследования.
7. Инструменты исследования (анкеты, технические приспособления и т.д.).
8. Смета исследований.
9. Календарный график исследований.
Документ, завершающий исследования - это подробный отчет с выводами и рекомендациями по проведению РК, ее корректировке или обобщениями по уже проведенной РК и рекомендациями на будущее.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие особенности имеет контроль в сфере РД? Пере
числите цели такого контроля.
2. Опишите особенности планирования и организации контроля в РА.
3. Классифицируйте исследования, проводимые в рамках РК, по целям и задачам.
4. Перечислите методы и методики исследований. Опишите инструментарий исследований.
5. Составьте план исследования экономической эффективности рекламной кампаний по продвижению нового продукта на региональном рынке. Разработайте инструментарий исследования экономической эффективности РК.
6. Составьте план исследования психологической эффективности рекламных материалов (на примере исследования телевизионной рекламы).
7. Опишите особенности планирования и организации исследований в рамках различных РК.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
2. Участники РД, их характеристика и функции.
6. Характеристика крупных зарубежных и отечественных рекламодателей (по выбору).
7. Централизованная и децентрализованная структура организации РД рекламодателем.
8. Внутрифирменное РА: преимущества и недостатки.
10. РА как важная составляющая РД. Роль РА в РД.
11. Характеристика РА (по выбору).
12. Функции РА. Сильные и слабые стороны РА.
13. Типы РА. Агентства полного цикла (универсальные РА). Специализированные РА и их виды. Региональные РА.
14. Структура РА. Виды работ, выполняемые РА.
22. Тактика поведения агентства с заказчиком. Приемы привлечения рекламным агентством рекламодателя.
23. Контрактные отношения. Особенности договорных отношений в системе «рекламодатель - РА».
28. Документы для проведения переговоров с заказчиком.
29. Этапы работы с клиентом и их документальное сопровождение.
31. Типология РК.
32. Варианты построения РК.
33. Этапы РК.
34. План РК: функции, структура.
35. Анализ маркетинговой ситуации как этап организации РК.
37. Определение целевой аудитории как этап РК.
42. Медиапланирование как составляющая организации и планирования РД.
43. Цели и задачи медиапланирования.
45.Исходные данные для медиапланирования. Медиабриф.
46.Этапы медиапланирования.
47. Основные медиахарактеристики.
48. Оптимизация медиапланирования.
49. Основные документы медиапланирования: медиа-обсчет, расчет бюджета РК и график размещения рекламы.
50. Понятия, уровни и виды контроля РД. Особенности контроля в сфере РД. Цели контроля.
51. Тактический и стратегический контроль рекламы.
52. Объекты контроля в сфере РД. Внешний и внутренний контроль.
53. Особенности планирования и организации контроля в РА.
54. Исследования как форма тактического контроля РД.
55. Классификация исследований, проводимых в рамках РК, по целям и задачам.
57. Первичные и вторичные данные исследований. Качественные и количественные исследования рекламы.
58. Этапы проведения РК и исследования.
59. Методы и методики исследований. Инструментарий исследований.
60. Исследования эффективности РК.
61. Экономическая эффективность РК.
62. Психологическая эффективность РК.
63. Коммуникативная эффективность РК.
64. Планирование исследований в рамках РК.
Литература
4. Гудков Л., Дубин Б., Зоркая Н., Бочарова О., Левин-сон А., Лернер А. Общественный договор. Социологическое исследование. М., 2001. 264 с.
5. Евстафьев В. А., Яссонов В. Н. Введение в медиап-ланирование. М., 1998. 70 с.
7. Креатив. 2001. № 1.
8. Курилина А., Курнатовская А. Рабочая тетрадь специалиста по продажам рекламных возможностей СМИ. М., 2001. 75 с.
10. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб., 2002. 368 с.
11. Материалы II межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы российской рекламы: теория и практика». Ростов н/Д, 2001.
12. Назайкин А. Н. РД газет и журналов: Практическое пособие. М., 2002. 205 с.
13. Назайкин А.Н. Эффективная продажа рекламы. Технология получения заказа на покупку рекламных площадей, эфира, пространства: Практическое пособие. 2-е изд. М., 2000. 200 с.
14. Николаева Т. Основы медиапланирования // Маркетолог. 2000. № 4. С. 8-13.
15. Панкратов Ф., Баженов Ю., Серегина Т., Шаху-рин В. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. М., 2000. 364 с.
16. По материалам Интернета.
17. Практический маркетинг. 2001. № 48, 49, 52. С. 35, 37, 43.
22. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М., 1989. 630 с.
23. ТВ парк. 2002. № 40. С. 68-69.
24. Уэллс У., БернетДж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб., 1999. 736 с.
25. Щепакин М. Б., Петровский В. Н., Капитонов А. П., Фролов И.
26. Введение в рекламоведение. М., 2002. 302 с.
Балабанов А. В. Занимательное медиапланирование. М., 2001. 104 с.
Засорина Т. Н. Основы медиапланирования: методическое пособие. Ростов н/Д, 1998. 25 с.
Лепешко Р. Н. Анализ эффективности рекламы. 2-е изд. Киев, 2001. 112 с.
Лэвидж Р., Стейнер Г. Модель прогнозирующих показателей эффективности рекламы // Классика маркетинга / Сост. Энис Б. М., Кокс К. Т., М.; СПб., 2001.
Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. Ч. 1. Монография. М., 1998. 400 с.
Назайкин А. Н. Эффективная продажа рекламы. Технология получения заказа на покупку рекламных площадей, эфира, пространства: Практическое пособие. 2-е изд. М., 2000. 200 с.
Райе Э., Траут Д. Позиционирование: битва за узнаваемость. СПб., 2001. 256 с.
Смирнов Э. А. Управление качеством рекламы. М., 2001. 263 с.
Учебник. М., 2002. 272 с.
Федъко Н. Г., Федько В. П. Маркетинговые коммуникации. Ростов н/Д, 2002. 384 с.
Четвертой П. Теория и практика современного маркетинга: Полный набор стратегий, инструментов и техник. М., 2002. 608 с.
Щепакин М. Б., Петровский В. П., Капитонов А. Н. Технологии производства в рекламе. М., 2002. 265 с.
Щепилова Г. Г., Щепилов К. В., Краснюк В. М. Введение в рекламоведение. М., 2002. 302 с.
Приложение
Анализ текущей ситуации
Ни одна страховая компания не использует весь комплекс СМИ в своих РК. Традиционные рекламные носители - пресса и наружная реклама. РК проводят все лидеры рынка. Следовательно, наилучшая перспектива планируемой рекламной кампании - использование всех видов СМИ, что позволит обеспечить максимальный охват.
Цели маркетинга логически вытекают из анализа ситуации, маркетинга прогнозов и тенденций, расстановки приоритетов и задают следующие критерии:
Создание имиджа надежной компании;
Общее увеличение объема страховой премии добровольного страхования до уровня, близкого к среднему значению основных конкурентов;
Увеличение темпа роста объема страховой премии автострахования.
Постановка целей маркетинга зависит от размера денежных средств, которыми располагает организация для вложения в маркетинг.
Чтобы достичь поставленных целей, необходимо разработать стратегию маркетинга, которая будет определять цели рекламы. Стратегия зависит не только от целей маркетинга, но и от того, на какой именно рынок будет направлена деятельность. Следовательно, первым шагом является выбор целевого рынка. В данном случае их три:
Потенциальные клиенты (корпоративные и частные
лица);
Страховые агенты;
Федеральные страховые компании.
Второй шаг - позиционирование компании. Огромный спектр и существующий потенциал традиционных видов страхования, повышение уровня доверия к страховым компаниям позволяют занять сходную позицию с конкурентами и постараться добиться доверия их клиентов. Компания должна позиционировать себя через дифференцирование цена/качество и по сегментированию рынка. То есть основные рекламные усилия должны быть направлены на завоевание самого перспективного сегмента страхового рынка - автомобильного. При этом различным целевым рынкам предлагаются различные услуги: страховые услуги, продажа страховых услуг, жизнеспособность компании, имидж крупной страховой компании; различными средствами продвижения: реклама прямая и косвенная; реклама, стимулирование продаж; реклама, изучение рынка.
Планируется рекламировать не часто приобретаемую услугу, поэтому необходимо продолжительное время проведения РК. Следовательно, должно происходить изменение целей рекламы во время кампании. Вначале наибольшие усилия должны быть направлены на создание осведомленности о компании и формирование ее имиджа. Затем внимание должно быть сосредоточено на создании интереса к услугам и желании приобретать эти услуги. Следующий этап - стимулировать приобретение услуг.
Целевые аудитории;
Средства распространения информации.
Целевая аудитория - это конкретные люди, которым предполагается адресовать рекламу. В плане маркетинга выявлено три целевых рынка. В рекламном плане целевые аудитории формируются на базе целевых рынков:
Автовладельцы
По данным маркетингового исследования компании Gallup Media Russia, в Москве в 35 % семей имеются личные автомобили. Поскольку автовладельцами являются в основном мужчины, следует рассмотреть распределение их по возрастам:
Что касается распределения работающих по полу, то среди женщин это 53,2 %, среди мужчин - 46,8 % от общего числа работающих в сфере страхования.
Анализ данных позволяет сформировать вторую категорию целевых аудиторий: основная - мужчины 25-60 лет, вторичная - женщины 25-50 лет.
3. Региональные страховые компании
По данным Media & Marketindex:
Стратегические решения принимаются руководителями, влияют на принятие решений специалисты. Таким образом, третья категория целевых аудиторий: основная - мужчины 25-54 лет, вторичная - женщины 25-50 лет. Целевые аудитории трех целевых рынков пересекаются, в целях оптимизации бюджета возможно проведение единой РК для всех целевых групп. Объединенные целевые группы: основная - мужчины 25-60, дополнительная - 25-50 лет. Концепция продукта - совокупность полезных качеств, представленных с точки зрения потребителя. При разработке концепции необходимо учитывать степень и род вовлеченности потенциальных клиентов в принятие решения. Страхование - тот вид «товара», который требует наибольшей степени участия и очень рационального подхода при принятии решения. Иными словами, принятие решения и выбор конкретной страховой компании происходят не спонтанно, а после изучения рынка. Учитывая маркетинговые, рекламные задачи и степень вовлеченности рекламы в принятие решения, концепцию товара, можно выделить следующие определяющие факторы:
Позиционирование: надежность, профессионализм;
Соотношение цена/качество: то же качество услуг по меньшей цене;
Полный спектр страховых услуг: все известные виды страхования в одной компании.
|
не разрабатывалась.
Далее из базы данных специализированного исследования прессы и радио National Readership Survey компании Gallup Media Russia проводился выбор среди специализированных тематических изданий на основании следующих медиахарактеристик: Rating (Cover) и Affinity Index.
Отобранные по этим характеристикам издания оценивались по показателям:
Basic Cost - базовая стоимость размещения рекламы;
Discount - процент скидки, предоставленный изданием;
Cost Per Rating Point (CPP) - цена информирования 1% целевой аудитории данным рекламным носителем (рассчитывается как отношение реальной стоимости размещения к рейтингу этого рекламного носителя по целевой
аудитории).
Сопоставление медиа и стоимостных характеристик определило следующий выбор:
Общественно-политические: «Итоги», «Деньги», «Эксперт»;
ТВ-гид: «ТВ-парк».
Расчет медиаплана, скидки и позиционирование рекламных модулей основаны на согласованных с изданиями условиях. Период начала РК в прессе обусловлен сроками предварительной подачи материалов в издания.
Выбор радиостанций проводился на основании данных специализированного исследования прессы и радио National Readership Survey компании Gallup Media Russia по характеристикам:
Cover (охват радиостанции) - доля радиослушателей из целевой аудитории, слушавших данную радиостанцию хотя бы 15 минут в неделю (в тысячах человек);
Существует множество методик определения коммуникативной эффективности рекламы. Рассмотрим некоторые из них.
Россер Ривс для оценки эффективности рекламы предложил показатели «внедрение» и «вовлечение в потребление». «Внедрение» представляет собой отношение числа лиц, запомнивших рекламу, к числу лиц, ее не запомнивших. Показатель «вовлечение в потребление» рассчитывается как разница между количеством покупателей на каждую сотню лиц, запомнивших рекламу, и числом покупателей на каждую сотню лиц, не знакомых с рекламой.
Для определения коммуникативной эффективности рекламной кампании могут быть использованы различные методы. Рассмотрим методы предтестирования (оценка эффективности отдельных составляющих рекламного обращения до проведения самой кампании) и посттестирования (исследование эффективности рекламной кампании после проведения ее основных мероприятий).
Предтестирование должно обеспечить защиту от ошибок в разработке рекламной коммуникации. Проверку проходят такие параметры, как форма и содержание обращения. Проверяется также правильность выбора фирмой рынка и целевой аудитории, оцениваются средства и каналы передачи рекламных сообщений. Предтестирование способствует разработке обоснованного бюджета рекламной компании и, наконец, дает прогноз, какова будет ее эффективность.
К методам предтестирования относят фокус-группы , эксперименты по продаже (рассмотрены в п. 7.1), метод сравнения в парах и др.
Метод сравнения в парах и тесты для распознавания заключаются в предоставлении респондентам нескольких вариантов с просьбой выделить лучшие, ранжировать их по определенному признаку и т. д.
Методы посттестирования можно разделить на следующие категории:
· тесты на запоминание;
· тесты на убедительность;
· подсчет непосредственных откликов;
· физиологические тесты (рассмотрены в параграфе 7.1).
Несомненно, такая классификация является достаточно условной. Поэтому при проведении исследований коммуникативной эффективности рекламы получают оценки, дающие лишь указания на возможные результаты/итоги проводимых рекламных мероприятий.
Тесты на запоминание основываются на предположении, что какая-то часть информации остается в памяти человека. Тесты на запоминание делятся на две группы: тесты на вспоминание и на узнавание .
Tест на вспоминание – тест, который оценивает вспоминание рекламы с помощью обращения к членам рекламной аудитории и выяснения того, что они помнят. При определении процента вспомнивших рекламное обращение респондентам не демонстрируются исследуемые рекламные обращения, а задаются вопросы относительно того, какое рекламное обращение они видели, читали, слышали в последнее время. Процент вспомнивших может быть измерен с использованием нецелевого метода, когда респондентов просят идентифицировать рекламное обращение без дополнительных подсказок и с использованием целевого метода, когда респондентам показывают список названий продукции марок, компаний и прочий подсказывающий материал. Применение этих методов аргументируется тем, что вероятность покупки продукта больше, если потребитель помнит рекламное обращение.
Как и тесты на вспоминание, тесты на узнавание были использованы первыми при оценке печатной рекламы. Один из самых ранних и все еще один из самых популярных тестов на узнавание называется по имени своего изобретателя Даниеля Старча.
Тест Старча может проверить только печатные объявления, которые уже выпущены. После проверки того, что респондент просмотрел журнал, ему показывают страницу за страницей, спрашивая, видел ли он или читал каждое объявление.
В журнале, используемом для исследования, каждому объявлению присвоен номер, и оно разбито на составные части (такие, как иллюстрации, заголовок, логотип или текст). Этим частям присваиваются коды. Если респондент говорит, что помнит или видел определенное объявление в этом выпуске, ему задают серию вопросов, чтобы точно определить, какую часть объявления респондент видел или читал. Процедура теста Старча дает результат в виде следующих оценок:
1. Заметили. Доля респондентов, которые говорят, что они заметили рекламу, когда просматривали журнал раньше.
2. Ассоциировали. Доля респондентов, которые говорят, что заметили часть объявления, содержащую название рекламодателя или его логотип.
3. Прочитали большую часть. Доля респондентов, которые говорят, что прочитали половину или больше текста рекламы.
Тест на убедительность – тест, оценивающий эффективность рекламы по тому, влияет ли она на намерение потребителей купить товар определенной марки.
Основная форма теста на убедительность, или теста на изменение отношения, такова: потребителей сначала спрашивают, вероятно, что они купят. Затем им показывают рекламу товарной марки. После этого их снова спрашивают, что они намерены купить. Результаты анализируются, чтобы определить, возросло ли их намерение купить в результате просмотра рекламы.
Подсчет непосредственных откликов – оценочные тесты, которые подсчитывают количество зрителей или читателей, запрашивающих дополнительную информацию или покупающих товар.
Трудности в определении эффективности рекламы заключаются в том, что абсолютно точно определить эффективность рекламной кампании в большинстве случаев не представляется возможным, так как встает проблема определения результатов рекламы. Если результатом считать увеличение сбыта товаров, то встает вопрос: какой период времени учитывать?
Наиболее точно установить, какой эффект дала реклама, можно лишь в том случае, если увеличение сбыта товара происходит немедленно после воздействия рекламы. Это наиболее вероятно в случаях рекламирования новых товаров повседневного спроса. В то же время эффект рекламы дорогостоящего промышленного оборудования может проявиться далеко не сразу.
Следующая проблема определения эффективности рекламы состоит в том, что практически невозможно точно вычленить рекламу из весьма активной деятельности паблик рилейшнз, стимулирования сбыта и прямого маркетинга, проводимой фирмой в этот же период, и от других подобных мероприятий.
Сложность в точной оценке эффективности рекламы также связана с тем, что в процессе проведения рекламной кампании на потребителя оказывают воздействие множество объективных и субъективных факторов – нестабильность маркетинговой среды, связанной с изменениями политической обстановки, изменением курса валют, деятельностью конкурентов, сезонностью спроса.
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, рекламодателю необходимо оценивать эффективность рекламы. Даже приблизительные подсчеты позволят получить информацию о целесообразности выделения средств на рекламу и результативности ее определенных средств.
Контрольные вопросы
2. В чем различие между первичной и вторичной информацией?
4. Что такое панель? Какие виды панелей вы можете назвать.
5. Что такое фокус-группа?
6. Назовите основные процедуры медиаисследований.
7. В чем достоинства и недостатки измерения телеаудитории с помощью пиплметров?
8. Дайте определение коммуникативной и экономической эффективности рекламы.
9. Назовите проблемы измерения эффективности рекламы.
10. Охарактеризуйте основные методы предтестирования и посттестирования.
библиография
29. Аристархова М. К. Маркетинговые исследования рекламной деятельности / М. К. Аристархова, Т. В. Матягина // Маркетинг. – 2002. – №1. – С. 52–57.
Ч. 1. – 2002. – 316 с.
Ч. 2. – 2003. – 376 с.
Ч. 3. – 2002. – 396 с.
35. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
36. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 1996. – 589 с.
37. Левешко Р. Н. Анализ эффективности рекламы. – Киев: ВИРА-Р, 1999.
38. Матанцев А. Н. Эффективность рекламы. – М.: Финпресс, 2002. – 416 с.
48. Щепилов К. В . Медиаисследования и медиапланирование. – М.: «РИП-холдинг», 2004. – 222 с.
Похожая информация.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Факторы, определяющие эффективность восприятия рекламы. Средства рекламы: в прессе, по радио, телевизионная, наружная, в Интернете. Разработка рекламной кампании ЗАО "Брянский ЦУМ". Критерии оценки эффективности рекламы. Методы оценки эффективности.
курсовая работа , добавлен 23.05.2008
Исследование рекламы как неотъемлемой части современного телевизионного сообщения. Сюжеты телевизионной рекламы, причины эффективности рекламного воздействия телевидения. История российского телеканала "Столица". Условия размещения рекламы на телеканале.
курсовая работа , добавлен 07.12.2011
Эффективность рекламы и ее виды. Методы определения экономической эффективности рекламы. Методы социально-психологической (коммуникативной) эффективности рекламы и причины ее падения. Анализ рекламной деятельности на предприятии ООО "Прайс-Универсал".
курсовая работа , добавлен 18.05.2014
Основы рекламы и её среда. Понятие, цели, функции рекламы. Виды рекламы и структура рекламной деятельности. Повышение эффективности рекламного воздействия. Роль психических процессов в формировании рекламных образов. Эффективность рекламы.
дипломная работа , добавлен 20.11.2006
Определение понятия модели оценки эффективности. Раскрытие основных критериев эффективности рекламы путем выявления содержания экономической и коммуникативной ее эффективности. Разработка модели оценки эффективности рекламы на примере брифа кампании.
курсовая работа , добавлен 17.12.2014
Исследование и характеристика рекламного текста как рекламного сообщения. Выявление доминанты данного сообщения, вербальной и визуальной. Оценка уместности и этичности превалирования, уровня креативности. Определение средств воздействия на потребителя.
контрольная работа , добавлен 14.12.2012
Когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты рекламного воздействия на потребителя. Закономерности восприятия цвета рекламного сообщения и исследование ее агрессивности. Влияние рекламы на психическое здоровье покупателя и феномен толерантности.
курсовая работа , добавлен 17.10.2010
Понятие рекламы. Особенности современного рекламного процесса. Рекламная деятельность в системе маркетинга. Виды рекламы. Рекламные кампании. Зависимость эффективности рекламы от рекламного бюджета. Влияние рекламы на цены.
курсовая работа , добавлен 11.03.2003
Факторы, определяющие эффективность рекламы. Критерии и методы определения эффективности различных средств рекламы. Получение сведений о взаимосвязи факторов, служащих достижению целей рекламы. Усовершенствование результатов рекламной деятельности.
курсовая работа , добавлен 17.01.2014
Особенности размещения рекламы. Особенности наружной и транзитной рекламы. Психологические особенности размещения рекламы в различных средствах массовой информации. Анализ эффективности рекламного воздействия в зависимости от выбранного рекламоносителя.
РЕШЕБНИК
Выполнили студенты 5 курса 868 группы:
Иванова Кристина
Никитченко Виталий
Вершинина Мария
Жилкова Маргарита
Шиянова Александра
Индрулинас Елена
Кириченко Ирина
Мамбетова Гульфия
Фоминых Лика
Научный руководитель: Марусева И.В.
Санкт-Петербург
2. Экономическая и коммуникативная эффективность рекламной деятельности. 7
3. Корреляционный анализ с использованием программы SPSS. 9
4. Метод экспертной оценки. Расчёт «весовых коэффициентов» для экспертов. 12
5. Точка безубыточности как метод оценки эффективности. 21
6. Выборочная и генеральная совокупность 23
7. Контент-анализ 24
8. Гистограмма 25
9. Медиакарта 26
11. Методы иллюстративного анализа. Метод «Паутины» 29
12. PEST-анализ органицации. 35
Творч. Задание №1 Разработка слогана с использованием риторических фигур 38
Творч. Задание №2 Реклама, основанная с привлечением мотивов народного творчества. 39
Список литературы 41
I. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Ситуационный анализ – это оценка возможных изменений в деятельности фирмы с учетом влияния действующих внешних факторов.
SWOT-анализ - один из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании . Это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.
ПРИМЕР :
В провинциальном городе есть телецентр. Вещание идет по пяти каналам (3 государственных и 2 коммерческих).
Для решения поставленной задачи необходимо построить ситуационный анализ. Для этого нужно провести SWOT-анализ, построить матрицы угроз и возможностей государственных телеканалов.
Таблица 1. SWOT-анализ
Сильные стороны | Возможности |
Имеют большой финансовый потенциал, т.к. финансируются из государственного бюджета и получают прибыль от коммерческой рекламы. | Занимают 3\5 рынка – нужно реализовывать численное преимущество и оттянуть на себя часть зрительской аудитории. Обновление материально-производственной базы Возможность провести ребрендинг. Скидки для рекламодателей, чтобы переманить их у конкурентов Привлечение (известных, крутых) продюсеров, креативщиков из столицы |
Слабые стороны | Угрозы |
Из-за сложной системы утверждения новых телепрограмм и консервативности руководства, недостаточно быстро реагируют на изменение вкусов аудитории. Недоверие граждан к государственным СМИ. | Контент контролируется властью – передачу могут снять с эфира или запретить показывать материал, а так же уволить того или иного журналиста или редактора. |
Для успешного анализа окружения организации необходим глубинный анализ угроз и возможностей. Для этого нужно составить две матрицы.
Таблица 2. Матрица возможностей
Таблица 3. Матрица угроз
Вероятность реализации угроз | Влияние угроз на организацию | |||
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | Легкие ушибы | |
Высокая | Решение правительства о закрытии телеканала | Закрытие передачи правительством | Уход рекламодателей к конкурентам | Снятие материала с эфира по распоряжению правительства |
Средняя | Прекращение государственного финансирования | Уход большинства ведущих сотрудников к конкурентам | Увольнение ведущих работников по распоряжению высшего руководства | Болезнь сотрудников |
Низкая | Природная катастрофа | Поломка съемочного или вещательного оборудования | Отсутствие инфоповодов для местных новостей (в регионе стабильная ситуация, ничего не происходит) | Низкий профессиональный уровень новых работников |
Исходя из полученных данных, предлагается следующая концепция:
· Преимущество в финансировании поможет государственным телеканалам легче провести ребрендинг, чем коммерческим телеканалам. Так же следует приобрести новое оборудование и улучшить качество картинки и звука.
· Три канала можно разбить по тематике, чтобы еще больше обострить конкуренцию:
1 канал – уклон на политику
2 – на развлечение и соц. программы
· Так же можно построить сетку вещания по трем каналам таким образом, чтобы с развлекательных программ на одном канале люди переключались на такие же программы на другом, а с политических - на политические, тем самым оставались «на одной волне», проводя у телевизора больше времени.
· Провести опрос и создавать новые развлекательные передачи на актуальные темы.
· Привлечь спонсоров и организовать шоу с призами, в котором могли бы участвовать местные жители.
· Чтобы нейтрализовать угрозы, необходимо тщательно контролировать распространяемую информацию. Чтобы избежать срывов и сбоев вещания, нужно следить за состоянием оборудования, квалификацией кадров и защитить технику от ударов стихии (ураганов, наводнений и пр.)
Все перечисленные меры помогут государственным телеканалам «перетянуть» телезрителей у коммерческих телеканалов.
Поскольку немаловажным в развитии любой организации является развитие её сотрудников, следует рассмотреть некоторые регуляторы мотивации :
Таблица 4. Регуляторы мотивации и главные мотиваторы
Регуляторы мотивации (используемые для снижения уровня неудовлетворенности подчиненных) | ||
1. Рабочая среда | 2. Вознаграждение | 3. Безопасность (экономическая) |
· Удобное рабочее место · Нормальные сангигиенические и психофизиологические условия труда (уровень шума, запыленность, загрязненность, вибрация, температура воздуха и т.д.) · Оснащение рабочих мест современными средствами механизации и автоматизации | · Хорошая зарплата (плюс подарки на праздники, а так же дорогие подарки за заслуги, памятные – за лояльность) · Справедливое вознаграждение по результатам работы (премии) | · Ощущение собственной значимости · Уважение, признание, одобрение со стороны коллег и руководителей · Хорошие отношения в коллективе |
Главные мотиваторы (используемые для увеличения удовлетворенности подчиненных) | ||
4. Личный рост | 5. Чувство причастности | 6. Интерес и вызов |
· Возможности для общения · Возможность для карьеры · Рост влияния | · Ощущение полезности своей работы (доски почета, государственные награды, почетные звания) · Интерес и учет руководством личных мнений работников (учредитель утром обходит кабинеты всех сотрудников и лично приветствует каждого. Не для того, чтобы уличить опоздавших, а чтобы сократить разрыв между старшим менеджментом и персоналом компании) · Совместное принятие решений (регулярно проводить опросы своих сотрудников на различные темы: «Кто был лучшим работником этого месяца», «Какой корпоратив вы хотите на Новый Год», «Кто из клиентов компании донимает вас больше других» и т.д. Это сплачивает коллектив и дает понимание ценности каждого сотрудника) | · Интересная работа · Соревновательный эффект · Постановка трудных и интересных целей ТВ работе(очень легкие задачи утомляют работников с высокой степенью потребности в успехе, и демотивируют их, т.к. не бросают им должного вызова. Работники с высокой потребностью в успехе любят задачи умеренной трудности (сложные, но реалистичные)) |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Сейчас в мировой практике существуют два вида оценки эффективности рекламы: экономическая, или торговая (эффективность воздействия на продажи) и коммуникативная (эффективность психологического воздействия на сознание людей).
Для расчета экономического эффекта можно воспользоваться следующей формулой:
Т д - дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб.;
Н т - торговая надбавка на товар, в % к цене реализации;
U д - дополнительные расходы по приросту товарооборота, руб.
В данном случае мы сопоставляем полученный эффект от проведения рекламного мероприятия с затратами на его осуществление. Результаты могут выражаться в трех вариантах:
- Эффект от рекламного мероприятия равен затратам на его проведение.
- Эффект от рекламы больше затрат (прибыльное).
- Эффект меньше затрат (убыточное).
Однако полученных данных еще недостаточно для сопоставления экономической эффективности затрат на проведение различных рекламных мероприятий. Более точно эффективность затрат на рекламу характеризует ее рентабельность - соотношение полученной прибыли к затратам:
(2)
П - прибыль, полученная в результате проведения рекламы, руб.;
Экономическая эффективность рекламы может определяться методом целевых альтернатив, когда сопоставляются планируемые и фактические показатели, оцениваемые как результат вложения средств в рекламную кампанию. Эффективность определяется по следующей формуле:
(3)
П ф - фактическое изменение объема прибыли за период действия рекламы (в денежных ед.);
П п - планируемое изменение объема прибыли за период действия рекламы (в денежных ед.);
В провинциальном городе есть телецентр. Вещание идет по 5ти каналам (3 государственные и 2 коммерческие).
Первый коммерческий канал специализируется на политике и имеет большую аудиторию. Второй коммерческий канал – на молодежных и социальных программах.
Построить прогноз экономической или коммуникационной эффективности РК.
Прибыль от реализации продукции считается показателем полученного эффекта, то есть абсолютным показателем. Однако, фактически, уже саму прибыль можно считать показателем эффективности, так как в ее расчете участвуют и затраты и эффект в виде выручки от реализации.
Экономическую эффективность проводимых мероприятий (ребрендинга) можно определить с помощью показателя рентабельности и соотношения прибыли и расходов на ребрендинг.
Рентабельность = (4)
Таким образом, можно сделать вывод об успешности проводимых мероприятий.
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ.
Корреляционный анализ - совокупность основанных на математической теории корреляции методов обнаружения корреляционной зависимости между двумя случайными признаками или факторами.
SPSS Statistics (аббревиатура англ. «Statistical Package for the Social Sciences» - «статистический пакет для социальных наук») - компьютерная программа для статистической обработки данных, один из лидеров рынка в области коммерческих статистических продуктов, предназначенных для проведения прикладных исследований в социальных науках.
ПРИМЕР
Дано:
С помощью программного пакета SPSS провести корреляционный анализ: выявить взаимосвязь и определить степень значимости данных из задачи №1.
Решение:
Для начала, следует провести опрос потенциальных телезрителей. Критериями для выявления и оценки взаимосвязей следует выбрать наиболее важные и интересующие исследователей вещи (в данном исследовании взяты 3 позиции: возраст, частота просмотра ТВ в месяц и тип программ, которые зрители считают наиболее интересным). Взаимосвязи между критериями помогут сделать выводы о Ц.А., а также определить важные аспекты и направления для дальнейшей деятельности.
Итак, первый шаг в работе – внести информацию о переменных в программу:
Первым пунктом идет возраст (Age: числовой тип, длина значения - три знака); вторым - интересующий тип программ (ProgramTipe: числовой тип, 1 знак); третьим – частота просмотра ТВ в месяц (Frequency: числовой тип, 3 знака).
Вторым шагом следует внести в программу предположительные ответы восемнадцати респондентов:
Важным аспектом здесь является то, что возраста разбиты на категории по 5 лет (соответственно, возраст респондентов относится к группе, ближайшей к их ответу), тип программы также заменен на код 1, 2 или 3 (развлекательные программы – 1, общеобразовательные – 2, новостные - 3), а частота просмотров определена рядом предлагаемых значений: 0, 15, 30, 45, 60, 75 и 90 раз в месяц.
Таким образом, проведя корреляционный анализ по Пирсону, SPSS выдала таблицу взаимосвязей:
Сравним значения корреляции с Таблицей градаций коэффициентов корреляции:
Мы можем сделать следующие выводы:
1. Коэффициент корреляции Пирсона (ККП) между двумя исследуемыми переменными «Возраст – Частота просмотра ТВ» равен +0, 519. Следовательно, можно сделать вывод о существование слабой линейной зависимости и отметить высокий процент возможной погрешности (+0, 704).
2. ККП между переменными «Возраст – Тип программ» имеет значение +0, 096 = корреляция отсутствует.
3. ККП между переменными «Частота просмотра ТВ – Тип программ» равен -0,447 => слабая линейная зависимость.
Выводы по корреляционному анализу:
Слабая, но все же, зависимость между возрастом и частотой просмотра ТВ в месяц дает возможность разделить ТВ-зрителей по возрастным группам и выбрать для Ц.А. тех, кто больше смотрит ТВ или, наоборот, усечь нашу существующую Ц.А. К примеру, в ходе опроса выяснилось, что дети либо не смотрят ТВ сами, либо им не позволяют родители => частота просмотра детей мала. Соответственно, резонно будет убрать из сетки вещания детские программы и мультфильмы (если таковые имеются) и заменить их на программы, интересующие людей с высокой частотой просмотра ТВ.
В определении типа программ, которые стоит запустить (к примеру, вместо детских), поможет другая зависимость – «Частота просмотра – Тип программ». В ходе исследования мы выявили людей с высокой частотой просмотра. Далее следует определить интересующий их (в наибольшей степени) тип программ, по средствам простейших арифметических подсчетов.
Приведенные выше выводы и взаимосвязи помогут в определении интересов, потребностей, предпочтений и характеристик Ц.А.; в составлении концепции вещания телеканалов, а также в подборе программ для новой сетки. Правильно и с умом составленные данные о потребителях, при верном их использовании, несомненно, помогут поднять рейтинги и вернуть позиции на рынке.
4. МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ.
РАСЧЁТ «ВЕСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ» ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ.
Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью, безличностный опрос с помощью возможностей InterNet или E-mail предназначены прежде всего для массовых опросов. Их особенность заключается в том, что они направлены на выявления информации, которая отражает знания, мнения, ценностные ориентации и установки резидентов, их отношения к каким-либо явлениям действительности. И то, что эта информация основывается на индивидуальном интересе респондента и может быть весьма субъективна, отнюдь не противоречит научнообразному способу её получения. Наоборот, цель массового опроса заключается в том, чтобы при помощи соответствующего инструментария получить достоверные сведения о предмете и объекте исследования.
Вышеуказанными проблемами и занимаются эксперты. Эксперт –это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте исследования.
Центральный среди критериев отбора экспертов–их компетентность. Для определения применимы, с той или иной степенью точности, два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.
Наиболее простая и удобная форма самооценки экспертов –совокупный индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранговой шкале с позициями “высокий”, “средний” и “низкий”. При этом первой позиции присваивается числовое значение “1”, второй– “0, 5”, третий – “0”. В таком случае совокупный индекс –коэффициент уровня компетентности эксперта вычисляется по формуле:
K=1/3*(k1+k2+k3)
где k1 – числовое значение самооценки экспертом уровня своих теоретических знаний, k2 - числовое значение самооценки практического опыта и k3 –числовое значение самооценки способности прогноза. Коэффицент уровня компетентности коеблется в интервале от 0 до 1. Обычно в группу экспертов принято включать тех, у кого индекс компетентности не менее среднего 0, 5 и выше–1.
Метод коллективной оценки применяется для формирования группы экспертов в том случае, когда они имеют представление друг о друге как специалисты. Предположим, что мы имеем список, включающий десять экспертов, и просим каждого из них выделить пять наиболее компетентных коллег. На основании ответов построим табл. 1, обозначив в ней номерами от 1 до 10 в первом столбце тех, кого выбирают, а в первой строке тех, кто выбирает. В клетках таблицы число «1» обозначает выбор, «тире» - отсутствие выбора, «0» - указывает на то, что никто сам себя не назвал.
Таблица 5. Взаимные оценки экспертов
Кого назвали | Кто назвал | Сколько раз назвал | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1 | 0 | - | - | 1 | 1 | 1 | - | 1 | - | 1 | 5 |
2 | 1 | 0 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 |
3 | - | 1 | 0 | - | 1 | - | - | - | - | - | 2 |
4 | 1 | 1 | - | 0 | - | - | 1 | 1 | - | 1 | 5 |
5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | - | 1 | - | 7 |
6 | - | - | 1 | - | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | - | 5 |
7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | - | 1 | 1 | 8 |
8 | - | - | - | 1 | - | - | - | 0 | - | 1 | 2 |
9 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | - | 0 | - | 5 |
10 | 1 | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 0 | 3 |
Итого | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 50 |
В последнем столбце таблицы приводится сумма голосов, которые получил соответствующий эксперт. Эти числа принимаются в качестве «веса» мнений, ими заменяются «единицы» в таблице (по столбцам), в результате чего получается ранжированный ряд оценок уровня компетентности всех десяти экспертов (табл. 6).
Таблица 6. Уточненные взаимные оценки экспертов
Кого назвали | Кто назвал | Суммарная оценка | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | - | - | - | 5 | 7 | 5 | - | 2 | - | 3 | 22 | 7 |
2 | 5 | - | 2 | 5 | - | 5 | 8 | 2 | 5 | 3 | 35 | 3 |
3 | - | 8 | - | - | 7 | - | - | - | - | - | 15 | 8 |
4 | 5 | 8 | - | - | - | - | 8 | 2 | - | 3 | 26 | 5 |
5 | 5 | 8 | 2 | 5 | - | 5 | 8 | - | 5 | - | 38 | 2 |
6 | - | - | 2 | - | 7 | - | 8 | 2 | 5 | - | 24 | 6 |
7 | 5 | 8 | 2 | 5 | 7 | 5 | - | - | 5 | 3 | 40 | 1 |
8 | - | - | - | 5 | - | - | - | - | - | 3 | 8 | 10 |
9 | - | 8 | 2 | - | 7 | 5 | 8 | - | - | - | 30 | 4 |
10 | 5 | - | - | - | - | - | - | 2 | 5 | - | 12 | 9 |
Таким образом, если мы хотим сформировать группу из пяти наиболее компетентных экспертов, то, судя по оценкам в предпоследнем столбце, мы зачислим в эту группу экспертов под номерами 7, 5, 2, 9, 4.
Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов - экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оценки в социологическом исследовании: оценка состояния (включая причины) и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности.
ПРИМЕР №2
Художественной школе «Парта» поручено провести экспертную оценку картин питерских художников, для чего нужно отобрать экспертов из ряда ведущих искусствоведов, художников и дизайнеров.
В первую очередь формируется список кандидатов в эксперты, после чего они приглашаются на первое тестирование.
В рамках первого тестирования, кандидаты заполняют анкету самооценки, в которых кандидатов просят оценить самих себя по нескольким критериям. Для этого кандидаты должны поставить одну отметку в графе уровня навыка.
Таблица 7.Анкета самооценки кандидата в эксперты Грачева А.И.
Позиции «высокий» присваивается числовое значение “1”,
«средний» = “0, 5”, «низкий» = “0”.
Расчет производится по формуле:
K=(k1+k2+k3+…+ k7) / 7
где k1 – числовое значение самооценки экспертом своего стажа работы,
k2 - числовое значение самооценки уровня образования,
k3 –числовое значение самооценки уровня образования,
Коэффицент уровня компетентности колеблется в интервале от 0 до 1. Обычно в группу экспертов принято включать тех, у кого индекс компетентности не менее среднего 0, 5 и выше–1.
Рассчитав по формуле данные кандидата Грачева А.И., получаем следующие результаты:
К= (1+1+1+0+0,5+0,5+0) / 7 = 4/7= 0,57
По данным результатам кандидата Грачева А.И. можно включить в экспертную группу.
Таким же образом набираем в экспертную группу еще 9 человек
Когда группа из 10 экспертов собрана, эксперты приступают ко второму тестированию (по методу коллективной оценки).
Кандидатам нужно указать 5 человек (кроме себя), кто по их мнению является лучшим экспертом по обсуждению новой упаковки товара.
Полученные данные записываем в Таблицу 8.
Таблица 8. Таблица взаимных оценок экспертов
Кого назвали | Кто назвал | Сколько раз назвал | |||||||||
Кондратьев М.В. | Адамов К.Л. | Любимов К.П. | Гнездиков М.В. | Фурман В.Д. | Зубов М.С. | Грачев А.И. | Ушакова Р.Ю. | Кравец Т.Л. | Пономарев А.М. | ||
Кондратьев М.В. | - | ||||||||||
Адамов К.Л. | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Любимов К.П. | - | - | - | - | |||||||
Гнездиков М.В. | - | - | - | - | |||||||
Фурман В.Д. | - | - | |||||||||
Зубов М.С. | - | ||||||||||
Грачев А.И. | - | - | - | - | |||||||
Ушакова Р.Ю. | - | - | - | - | - | - | |||||
Кравец Т.Л. | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Пономарев А.М. | - | - | - | - | |||||||
Итого |
В последнем столбце таблицы приводится сумма голосов, которые получил соответствующий эксперт. Эти числа принимаются в качестве «веса» мнений, ими заменяются «единицы» в таблице (по столбцам), в результате чего получается ранжированный ряд оценок уровня компетентности всех десяти экспертов (табл. 9).
Таблица 9. Таблица уточненных взаимных оценок экспертов
Кого назвали | Кто назвал | Суммарная оценка | Ранговая оценка компетентности | |||||||||
Кондратьев М.В. | Адамов К.Л. | Любимов К.П. | Гнездиков М.В. | Фурман В.Д. | Зубов М.С. | Грачев А.И. | Ушакова Р.Ю. | Кравец Т.Л. | Пономарев А.М. | |||
Кондратьев М.В. | - | |||||||||||
Адамов К.Л. | - | - | - | - | - | - | - | |||||
Любимов К.П. | - | - | - | - | ||||||||
Гнездиков М.В. | - | - | - | - | ||||||||
Фурман В.Д. | - | - | ||||||||||
Зубов М.С. | - | |||||||||||
Грачев А.И. | - | - | - | - | ||||||||
Ушакова Р.Ю. | - | - | - | - | - | - | ||||||
Кравец Т.Л. | - | - | - | - | - | - | - | |||||
Пономарев А.М. | - | - | - | - |
Для проведения экспертной оценки нам нужно отобрать всего лишь 5 кандидатов. Исходя из данных «ранговой оценки компетентности» Таблицы 9, экспертами станут: Кондратьев М.В., Зубов М.С., Фурман В.Д., Гнездиков М.В., Пономарев А.М.
ПРИМЕР №3
Необходимо провести экспертную оценку новой упаковки продукции, для чего нужно подобрать подходящих экспертов.
- Формируем список кандидатов.
- На основе их резюме, портфолио и собеседования, на каждого кандидата заполняется анкета по оценке качество менеджера, таких как: деловых качеств, способностей, культурного уровня, эрудиции, характера, темперамента, направленности интересов, возрастного ценза, здоровья.
Каждое качество оценивается от 1 до 5.(см. Табл.10)
Таблица 10. Оценка качества
Для проведения оценки качеств кандидатов необходима группа экспертов, состоящая не менее чем из 5-ти человек. Они производят оценку качеств, результаты которых заполняются в индивидуальную таблицу кандидата.
Показатель весомость определяется отдельно для каждого менеджера по десятибалльной шкале.
Таблица 11. Оценка качеств менеджера
Эксперты | Экспертная оценка качеств кандидатов по пятибалльной шкале | |||||||
1 эксперт | ||||||||
2 эксперт | ||||||||
3 эксперт | ||||||||
4 эксперт | ||||||||
5 эксперт | ||||||||
Весомость |
(5)
где, К – средневзвешенный интегральный показатель, оценивающий качества менеджера в баллах.
j=1,2,…N – порядковый номер эксперта
i=1,2,…8 – номер оцениваемого качества менеджера
αj- весомость j-го качества менеджера по десятибалльной системе
βi – оценка i-м экспертом j-го качества менеджера по пятибалльной системе
По нашим данным интегральный показатель качеств менеджера составляет:
К=(5(3+1+3+3+4)+6(4+3+4+5+2)+6(2+4+5+3+4)+8(5+2+3+1+1)+9(3+5+5+1+3)+5(2+3+2+3+1)+10(4+3+1+1+1)+9(3+5+1+5+1))/5=879/5=175,8
По рассматриваемой весомости качеств минимальное значение интегрального показателя равно 49, среднее-147, максимальное с оценками «отлично»-245 баллов.
Полученные показатели сравниваются между собой или с эталонным показателем и на основе этого отбираются 10 человек, которые входят в экспертную группу.
Кандидатам нужно указать 5 человек, кроме себя, кто, по их мнению, подходит для обсуждения новой упаковки товара.
Полученные данные записываем в Таблицу 12.
Таблица 12. Таблица взаимных оценок экспертов
Кого назвали | Кто назвал | Сколько раз назвал | |||||||||
1 кандидат | 2 кандидат | 3 кандидат. | 4 кандидат | 5 кандидат | 6 кандидат | 7 кандидат | 8 кандидат | 9 кандидат | 10 кандидат | ||
1 кандидат | -- | ||||||||||
2 кандидат | 0- | ||||||||||
3 кандидат | 0- | ||||||||||
4 кандидат | 0- | ||||||||||
5 кандидат | 0- | ||||||||||
6 кандидат | - | ||||||||||
7 кандидат | - | ||||||||||
8 кандидат | - | ||||||||||
9 кандидат | 0- | ||||||||||
10 кандидат | 0- | ||||||||||
Итого | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 52 |
В последнем столбце таблицы приводится сумма голосов, которые получил соответствующий эксперт. Эти числа принимаются в качестве «веса» мнений, ими заменяются «единицы» в таблице (по столбцам), в результате чего получается ранжированный ряд оценок уровня компетентности всех десяти экспертов (табл. 13).
Таблица 13. Таблица уточненных взаимных оценок экспертов
Кого назвали | Кто назвал | Сколько раз назвал | Ранговая оценка компетент-ности | |||||||||
1 кандидат | 2 кандидат | 3 кандидат. | 4 кандидат | 5 кандидат | 6 кандидат | 7 кандидат | 8 кандидат | 9 кандидат | 10 кандидат | |||
1 кандидат | -- | |||||||||||
2 кандидат | 0- | |||||||||||
3 кандидат | 0- | |||||||||||
4 кандидат | 0- | |||||||||||
5 кандидат | 0- | |||||||||||
6 кандидат | - | |||||||||||
7 кандидат | - | |||||||||||
8 кандидат | - | |||||||||||
9 кандидат | 0- | |||||||||||
10 кандидат | 0- |
На основе ранговой оценки мы отбираем 5 наиболее подходящих нам кандидатов(кандидатов с высшим рангом). В нашу команду вошли:
- Кандидат № 1
- Кандидат № 5
- Кандидат № 9
- Кандидат № 4
- Кандидат № 3
5. «ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ» КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Точка безубыточности - минимальный уровень производства или другого вида экономической деятельности, при котором величина выручки от реализации произведенного продукта, услуг равна издержкам производства и обращения этого продукта. Чтобы получать прибыль, фирма, предприниматель должны производить количество продукта, иметь объем деятельности, превышающие величину, соответствующую точке безубыточности. Если же объем ниже соответствующего этой точке, деятельность становится убыточной.
Школа рисования и дизайн-студия «Парта» работает с 2011 года. На основании исходных данных таблицы необходимо построить точку безубыточности.
Таблица 14. Основные экономические показатели.
Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие работало безубыточно, могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли.
Для расчета точки безубыточности надо разделить издержки на две составляющие:
- Переменные затраты - возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров).
- Постоянные затраты - не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.
Точка безубыточности имеет большое значение в вопросе жизнестойкости компании и ее платежеспособности. Так, степень превышения объемов продаж над точкой безубыточности определяет запас финансовой прочности (запас устойчивости) предприятия.
Введем обозначения:
В – выручка от продаж,
З пер – переменные затраты,
З пост – постоянные затраты,
Т бд – точка безубыточности (в денежном выражении).
Формула расчета точки безубыточности (в денежном выражении):
Т бд = В*З пос т/(В - З пер)
Расчет точки безубыточности (за год):
Т бд = 4 000 000 * 2 304 000 / (4 000 000 – (433000+206400) = 9216000000000 / 3360600 =2 742 367 р
Среднее значение точки безубыточности за квартал будет равно 685 591,75 р.
На данный момент школа-студия «Парта» не является лидером, что не мешает ей занимать устойчивые позиции на рынке образования. Не смотря на сильный спад прибыли, все еще есть возможность изменить ситуацию. В будущем нужно больше вкладывать в рекламу, новое оборудование. Постепенное снижение наценки на услуги, приведет к росту посетителей.