Многогранный мир профессий. Классификации профессий. Образовательный портал К какой группе профессий относится труд экономиста

Ориентация в мире профессий - классификация профессий

Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

Классификация профессий - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творче­ского).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации , тре­бующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);

б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);

в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);

г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

Если представить себе, что весь огромный мир профессий - это как бы географическая карта, то территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессий. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие - преимущественно ума и аккуратности, третьи - общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Так же как и на настоящей географической карте, положение про­фессии на психологической карте можно описать двумя коорди­натами. Только на психологической карте профессий роль широ­ты играет тип профессии, а роль долготы - класс профессии.

Что же означают эти координаты на карте профессий, что та­кое тип профессий и класс профессий?

Тип профессий - группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то " есть, на предмет труда. Предмет труда - это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов про­фессий.

1 Тип «человек - человек».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, про­давец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип_ «человек -техника»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «человек - знаковая система».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «человек – художественный образ

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии - художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «человек -природа».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профе ссий «человек - техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, прост­ранственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий

типа «челов ек - зна ковая система», н еобходимо уметь мысленно погру­жаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии

типа «чело век - художественный образ» - это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек - природа»

должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда , свидетельствует класс профессий.

Класс профессий - группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий .

Исполнительский класс

Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс

Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1

Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда

Классы профессий по характеру труда

Исполнительские

Творческие

«Человек - человек»

Воспитатель д/с

Медсестра

Милиционер

Продавец

Социальный работник

Официант

Менеджер

Психолог

Секретарь-референт

Следователь

«Человек - техника»

Монтажник

Штукатур

Электромонтер

Инженер Конструктор Технолог Космонавт

Бухгалтер

Машинистка

Сейсмолог

Наборщик

Переводчик

Человек - знаковая

Телефонист

Программист

система»

Оператор пейджин-говой связи

Экономист

Стенографистка

Закройщик

Дизайнер

Парикмахер

Архитектор

«Человек -

Повар

Музыкант

художественный образ»

Портной

Хореограф

Фотограф

Художник

Гравер

Скульптор Модельер

Животновод

«Человек -

Садовник

Ветеринар

природа»

Озеленитель

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с

людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами » т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек - знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Теперь, когда вы познакомились с миром профессий, необхо­димо понять, как и почему люди выбирают ту или иную профессию, т. е. каковы условия и мотивы выбора профессии. (о секретах выбора профессии мы поговорим на следующем уроке ).Исследование

Предметов, услуг . 5.2. Классификация профессий 115 5.2. Классификация профессий Представляя собой сложные социально-технические... труда есть процесс его активной ориентации в мире профессий , сопряженный с поиском смысла трудовой деятельности...

  • Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    ... . Мир профессий . Проблемы выбора профессии . ... Классификация неорганических веществ (6 ч.). Классификация простых веществ. Классификация оксидов. Классификация оснований. Классификация кислот. Классификация ... их внутреннего мира ; - ориентация в культуре...

  • Выбора профессии

    Документ

    Целей. В период ориентации в мире профессий , профессионального самоопределения, «ненавязчивый... Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А. Климову. Цель: 1) построение классификации профессий ...

  • Лекции по дисциплине “Педагогическая психология”

    Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником материального обеспечения и радости.

    Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии

    Должность – это служебная обязанность, круг действий возложенных на человека в рамках профессии.

    Е.А, Климовым предложена четырехъярусная обзорная классификация профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда.

    Условия труда

    (где работать?)

    Средства труда

    (чем работать?)

    Цель труда

    (что делать?)

    Предмет труда

    (с чем работать?)

    По предмету труда все профессии разделяют: «Человек – Природа», «Человек – Техника», «Человек – Знак», «Человек – Художественный образ», «Человек-Человек».

    1. «Человек – живая природа» (П). Представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).

    2. «Человек – человек» (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, инженер-организатор производства, врач, учитель, социальный работник, парикмахер, менеджер).

    3. «Человек – техника» (Т) и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик, техник-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник- технолог).

    4. «Человек – знаковая система» (3). Естественные и искусственный языки, условные знаки, символы, цифры, формулы -вот предметные миры, которыми занимаются представители этого типа профессий (оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед, переводчик, бухгалтер, нотариус).

    5. «Человек – художественный образ» (X). Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей профессий этого типа (художник-декоратор, художник-реставратор, дизайнер, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра).

    В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по признаку целей (второй ярус): -гностические профессии (Г); – преобразующие (П); -изыскательные (И).

    По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса выделяют четыре отдела (третий ярус): – профессии ручного труда (Р);

    Профессии машинного труда (машины с ручным управлением используются для обработки, перемещения, преобразования предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении являются водитель, машинист и т.д.) (М);

    Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А), - операторы машин е ЧПУ и т.д.;

    Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)=

    По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):

    Работа с условиями микроклимата, близкими к бытовым, «комнатным» (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;

    Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции;

    Работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и пониженных температурах (-Н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный);

    Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей - взрослых или детей, большие материальные ценности (М) (воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь).

    Конспект урока предпрофильной подготовки

    Классификации профессий. Признаки профессии.

    Смирнова Елена Михайловна, заместитель директора по УВР,

    учитель предпрофильной подготовки, учитель начальных классов

    Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название — в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. Найти книгу помогает классификация — правила размещения книг на стеллажах. На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов. В широком смысле этого слова классификация — это осмысленный порядок вещей.

    Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?

    Все учащиеся по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются, как и слова «олигарх», «авторитет» и т. д. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

    В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет — и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Е.А. Климов. Как выбирать профессию).

    Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:

    · полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

    · щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);

    · тщетные науки (алхимия, астрология);

    · нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

    · вредительские науки (колдовство).

    У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

    По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда — «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ». Это — первый уровень классификации.

    1. ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

    · Какой тип мышления характерен для профессионалов в области техники?

    2. ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

    · Какой темперамент располагает к общению с другими людьми?

    3. ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

    · Какой тип мышления характерен для успешных специалистов в этой сфере?

    4. ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

    · Какой тип мышления характерен для специалиста в области знаковой информации?

    5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

    · Какой тип темперамента чаще всего встречается у людей искусства?

    Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.

    По ходу объяснения учителя ребята самостоятельно или у доски заполняют все четыре этажа пирамиды, записывая на первом уровне сокращенные названия предметов труда, на втором — целей труда, на третьем — средств труда, на четвертом уровне — условий труда, по ходу объяснения подчеркивая предпочтительные для каждого предметы, цели, средства и условия труда.

    Выбирая профессию, прежде всего, имеют в виду предмет труда. Таким образом, понятие «предмет труда» является основанием для дальнейшей классификации, фундаментом пирамиды, придуманной профессором Е.А. Климовым.

    ПРЕДМЕТ ТРУДА (ТЧПЗХ)

    Независимо от предмета труда все профессии классифицируются по трем целям труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Это — второй уровень.

    1. Гностические профессии (Г)

    Гностические, или познавательные, цели труда могут быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: «Природа» — биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; «Техника» — контролер радиоаппаратуры, испытатель; «Человек» — судебно-медицинский эксперт, социолог; «Знак» — корректор, аудитор; «Художественный образ» — искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.

    2. Преобразующие профессии (П)

    Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу — строитель, кузнец, художник, в других — результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: «Природа» — животновод, растениевод, зоотехник; «Техника» — слесарь, станочник; «Человек» — учитель, тренер; «Знак» — верстальщик, бухгалтер; «Художественный образ» — художник-оформитель, модельер.

    3. Изыскательские профессии (И)

    Цель труда профессий этого класса — поиск чего-то нового, неизвестного. «Природа» — инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; «Техника» — инженер-конструктор; «Человек» — агент по снабжению, организатор производства; «знак» — программист, математик; «Художественный образ» — композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.

    Цели труда составляют второй этаж пирамиды Климова.

    ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

    ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

    На следующем уровне профессии классифицируются по орудиям, или по средствам труда. Средства труда могут быть вещественными и функциональными.

    Вещественные орудия труда — это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста. Вещественные средства труда бывают ручными (Р) — скальпель, отвертка, резец, кисть; механическими (М) — швейная машина, автомобиль, подъемный кран; автоматическими (А) — автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

    Функциональные орудия (Ф) незримы. Это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.

    Средства труда составляют третий уровень нашей пирамиды.

    СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)

    ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

    ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

    Каждая из профессий предполагает работу в определенных условиях: в кабинете и под водой, под землей и в космосе, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года.

    Водолаз обследует акватории, подводную часть сооружений и судов, находит и устраняет повреждения в корпусах кораблей и гидротехнических сооружениях, прокладывает под водой кабельные линии, трубопроводы, поднимает затонувшие судов, проводит резку и сварку металлоконструкций под водой; проводит исследования.

    Подземные штурманы — маркшейдеры, — пользуясь специальными приборами, производят измерения и вычисления, составляют подземные карты, работая и под землей, и на местности, и за письменным столом. Они работают с ювелирной точностью, потому что отклонение даже в пять сантиметров при встречной проходке тоннелей недопустимо.

    Пилоты гражданской авиации не только перевозят грузы и пассажиров. Они уточняют карты местности, тушат лесные пожары. Крены, углы набора высоты, скорости, направления, состояние бортовых систем — все это в поле зрения пилота.

    Врач, воспитатель, учитель несут ответственность за жизнь, здоровье, полноценное воспитание людей. Их труд, как и труд пилота, связан с повышенной моральной и материальной ответственностью.

    Различают четыре группы условий труда:

    Б — обычный, бытовой микроклимат (лаборант, бухгалтер, продавец, ученый);

    О — открытый воздух (агроном, инспектор ГИБДД, монтажник, геолог);

    Н — необычные условия (шахтер, космонавт, подводник, пожарный);

    М — повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности (учитель, врач, судья, охранник).

    Условия труда составляют четвертый уровень пирамиды Климова.

    УСЛОВИЯ ТРУДА (БОНМ)

    СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)

    ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

    ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

    Пользуясь этой классификацией любую профессию можно обозначить формулой из четырех букв, обозначающих соответствующий признак. Почти каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому главное — выделить основные признаки и второстепенные.

    3. Учитель работает:

    4. В мире насчитывается:

    Приложения:

    1. Рабочая карта урока (для учащихся)

    2. Презентация

    _________________________________ _____________________________

    Ф.И. класс

    Задание №1. «Назови профессию».

    Задание №2. «По горячим следам».

    Перечислите предметы труда по классификацию Климова.

    Задание №3. «Пирамида Климова».

    Задание №4. Контрольные вопросы.

    1. Основание «пирамиды Климова» составляют:

    а) условия труда; б) предмет труда; в) средства труда; г) цели труда.

    2. Предметом труда водителя является:

    а) техника; б) человек; в) природа; г) художественный образ.

    3. Учитель работает:

    a) в бытовых условия; б) на открытом воздухе; в) в необычных условиях; г) в условиях повышенной ответственности.

    4. В мире насчитывается:

    а) около 10 тысяч профессий; б) более 100 тысяч профессий; в) около 40 тысяч профессий; г) 23 198 профессий.

    5. Ручные орудия труда необходимы в работе:

    а) хирурга; б) космонавта; в) актера; г) машиниста.

    Человек, ставящий перед собой задачу определить, чем же он действительно хочет и будет зарабатывать, в какой-то момент начинает теряться, выбирая из моря возможностей ту самую импонирующую ему специализацию.

    Модель современного мира

    Модель современного мира непохожа на кастовый строй, существовавший в Индии, и муки выбора чувствуются особенно остро. Сбить с толку и заставить тратить свою жизнь на ненавистную работу может временный престиж профессии, давление родителей, желающих своему чаду той жизни, о которой мечтали сами, или просто неправильное представление выбирающего о профессии и о себе. Тому, кто столкнулся с вечной дилеммой определения будущей специализации, так или иначе приходится выбирать, что ему ближе. В этот момент становится актуальной та или иная классификация профессий. Благодаря различным вариантам классификаций не составляет труда подыскать себе нужный вид деятельности.

    Виды классификаций профессий

    Учитывая разнообразие профессий, число которых превышает 20 тыс., существующие классификации рассматривают самые разные стороны личности, объекты или условия работы и совмещают их с той профессией, в которой они востребованы.

    Попытки психологически классифицировать профессии предпринимались еще с XVIII века. Отечественным первопроходцем в этой области был В. Н. Татищев. Еще одна классификация была предложена С. П. Струмилиным в начале прошлого столетия, которая основывалась на степени самостоятельности человека в труде. Для своего времени она была очень прогрессивной.

    Известная во всем мире классификация профессий, разработанная Дж. Холландом, рассматривает специализации в тандеме с подструктурами личности. Он акцентирует внимание на ценностных ориентациях, интересах человека, уже выработанных способностях и навыках, мотивах, а также на его отношении к определенному виду деятельности. Дж. Холландом создана методика диагностик, которая помогает легко определить ряд профессий, подходящих данному человеку.

    Классификация профессий по Климову уже долгое время пользуется популярностью в отечественной психологии. Профессии разделяются в зависимости от объекта труда на 5 категорий, каждая из которых, в свою очередь, разделяется еще на три подкатегории. Помимо этого, Климов в рамках описанной схемы выделяет еще несколько более сложных групп профессий, беря во внимание средство труда и условия работы. Основным достоинством этого способа классифицировать виды человеческой деятельности является четкая структура, понятная каждому.

    Классификация профессий Дж. Холланда

    Холланд выделял 6 типов личности, предрасположенных к определенному виду деятельности: социальный, интеллектуальный, конвенциональный, художественный, предпринимательский и реалистический. Эта психологическая классификация профессий подбирает человеку вид деятельности , наиболее созвучный его интересам и задаткам.

    Типы личности по Холланду

    Социальный тип личности характеризуется развитыми коммуникативными навыками. Они помогают ему успешно взаимодействовать с социумом и могут быть полезны не только самому человеку, но и окружающим. Соответственно, этот тип личности хорошо впишется в область работы, связанную с социальной средой.

    Реалистический тип личности будет комфортно себя чувствовать в тех видах деятельности, где основной целью является создание и обслуживание материальных объектов, технологических процессов или различных устройств.

    Интеллектуальный тип, в связи с развитыми интеллектуальными способностями, подходит для умственного труда.

    Художественный тип личности, ввиду творческих способностей, предрасположен к креативным профессиям.

    Предпринимательский тип характерен для успешных менеджеров, способных организовать не только себя, но и окружающих или подчиненных. Обладает ярко выраженными лидерскими качествами и ориентирован на управление людьми.

    Конвенциональный тип хорошо справляется с тем видом деятельности, где важны традиции или нормы поведения, и подходит для четко структурированных работ.

    Классификация С. П. Струмилина

    Эта классификация рабочих профессий основывается на уровне самостоятельности человека в процессе работы и состоит из пяти типов.

    Автоматический труд. В основном это конвейерные работы, строго регламентированные, которые предполагают однотипные мелкие операции или же работы по инструкции, не предполагающие нестандартных решений.

    Полуавтоматический труд. Работы, относящиеся к данному типу, не всегда выполняются строго по инструкции, однако состоят из множества однотипных действий.

    Шаблонно-исполнительный труд. Сюда Струмилин включал все виды машинно-ручного труда.

    Самостоятельный труд. Это преимущественно работа конструкторов, архитекторов или инженеров. Люди, занимающиеся самостоятельным трудом, изобретают или конструируют.

    Свободный творческий труд. Последний тип работ предполагает такие профессии, как художник, писатель, композитор, актер и прочие.

    На данный момент она больше не актуальна, но представляет собой интересный пример классификации, характеризующий виды профессий того времени.

    Классификация Е. А. Климова

    Эта классификация выбора профессии многоуровневая, но тем не менее простая для восприятия. Тут выделяются 5 типов профессий, которые известны всем еще со школьной скамьи. Классификация профессий по Климову предусматривает следующие категории: "человек - человек", "человек - живая природа", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ", "человек - техника".

    Расшифровка типов профессий по Климову

    "Человек - человек". Этот тип профессий актуален для тех, кому интересен социум, коллектив или другие люди. Эти профессии предусматривают обслуживание людей, или социальных групп. К ним относятся продавец, учитель, журналист, доктор, руководитель, психолог.

    "Человек - живая природа". Люди, которые занимаются данным типом профессий, имеют дело с различными живыми организмами, как растительными, так и животными, а также биологическими процессами и микроорганизмами. Сюда можно причислить такие виды работ, как биолог, ботаник, ветеринар, кинолог, микробиолог, агроном.

    "Человек - техника". Предметы труда в данном случае - это неживые, технические объекты. Люди, работающие в этой области, имеют дело с машинами, механизмами, различными материалами и видами энергии. В списке работ, относящихся к этому типу, находятся строитель, архитектор, электрик, сборщик.

    "Человек - художественный образ". Профессии этой категории относятся к творческим работам и предполагают изобразительную, музыкальную, литературную или актерскую деятельность. Работы такого типа - это художник, актер, артист балета, певец, музыкант, писатель, сценарист, дирижер.

    "Человек - знаковая система". Сюда причисляют профессии, которые так или иначе связаны с языками естественными или искусственными, цифрами, формулами и символами, такие как программист, языковед, переводчик.

    Второй ярус классификации по Климову

    Все рассмотренные типы профессий Климов также разделял по задачам и целям труда на 3 вида.

    Гностические. В этой области работают в большинстве своем эксперты, оценивающие качество товара, диагностирующие работу механизмов или корректирующие готовый материал. Например: литературный критик, редактор, дегустатор сортов винограда, диагност различной техники.

    Преобразующие - это профессии, цель которых изменять, чинить, улучшать качество продукции или жизни человека. К ним можно отнести слесаря, учителя, бухгалтера, мастера-животновода.

    Изыскательские - профессии, имеющие задачу узнать или создать что-то новое и уникальное. Сюда относятся исследователи, воспитатели, художники, инженеры, программисты.

    Помимо объекта, задач и целей учитывает классификация профессий признаки профессий, такие как средства и безопасность труда.

    Первые профессии появились еще на заре развития челове­ческого общества. Затем, по мере последующего исторического развития и углубляющегося общественного разделения труда, их количество резко возросло, стали возникать все новые и новые профессии, причем они не оставались неизменными - в связи с совершенствованием орудий производства и развитием научно-технического прогресса одни профессии исчезали, содержание других существенно изменялось. В настоящее время существует более 40 тысяч различных профессий. Поэтому не случайно мно­гие ученые уже давно поставили вопрос о необходимости систе­матизации, классификации профессий. Под классификацией по­нимается упорядоченное распределение профессий по классам, типам, видам на основании их сходства и различия по определен­ным признакам и критериям.

    В историческом плане было много попыток создать универ­сальную классификацию профессий, при этом использовались самые разные основания (критерии) для ее построения. Еще в 20-е гг. прошлого века известный ученый-экономист С. Г. Струмилин предложил систематизировать профессии на основе такого признака, как степень самостоятельности человека в работе. В связи с этим он разделил все виды труда на пять типов:

    1) автоматический (труд строго регламентированный, с зависимым темпом работы, однообразным выполнением заданий и приемов, например, в условиях поточно-конвейерного произ­водства);

    2) полуавтоматический труд (трудовые действия челове­ка не всегда строго регламентированы, имеется возможность вы­бора темпа и приемов работы, например, профессии телефонист­ки, машинистки);

    3) шаблонно-исполнительский труд (задания и приемы работы многообразны, но заранее определены инструкциями, чер­тежами, шаблонами, например, труд слесаря, токаря);

    4) самостоятельный труд в пределах задания (дает боль­шой простор для проявления самостоятельности, но в пределах определенных рамок - труд учителя, врача, инженера);

    5) свободный творческий труд (человек сам выбирает приемы и формы работы, результаты работы выражаются в созда­нии оригинальной продукции - труд ученого, художника, компо­зитора и т. д.).

    В свое время эта классификация имела определенное значе­ние, но для нашего времени она, конечно, устарела. Нередко для практических целей и удобства описания все существующие про­фессии классифицируют по отраслям народного хозяйства (про­мышленные, транспортные, строительные, сельскохозяйственные профессии и т. д.), а также по их содержанию (медицинские, педа­гогические, юридические, военные, административно-управленческие и т. д.). При такой систематизации не учитываются психологиче­ские критерии, опираться на которые необходимо при проведе­нии, например, профконсультационной работы. Известно, что да­же самые близкие между собой профессии и специальности могут существенно отличаться по своим психологическим компонентам.

    В истории изучения профессий были и такие попытки, когда их классификация проводилась только по психологическим кри­териям. Так, немецкие психологи Г. Пиорковский и О. Липман в основу разделения профессий положили степень участия в тру­довой деятельности функций интеллекта и выделили три их клас­са - низшие, средние и высшие. Низшие (неквалифицированные) не требуют участия интеллекта, средние - предполагают незначи­тельную деятельность интеллекта и высшие - требуют активной деятельности интеллекта. В свою очередь, высшие профессии подразделялись еще на три группы: а) гностические (ученые); б) технические (инженеры, техники); в) символизирующие (худож­ники, музыканты, поэты). Некоторыми другими авторами предла­галось также делить профессии по степени участия в трудовой деятельности функций внимания, памяти и других психических процессов.

    Основной недостаток чисто психологических классифика­ций профессий состоял в том, что они были достаточно односто­ронними, поскольку учитывали только психологическую состав­ляющую трудовой деятельности. Кроме того, их авторы, говоря о психологическом и анатомо-физиологическом субстрате различ­ных групп профессий, неправомерно разрывали функции рабо­тающего человека и игнорировали тот факт, что трудовая дея­тельность даже в самом простом случае обеспечивается сложным взаимодействием всех психических и физиологических функций. Тем не менее, некоторые методики, предложенные психологами прошлого (например, опросный лист О. Липмана), могут быть ис­пользованы и в современных исследованиях.

    В настоящее время в практике профориентационной работы широкое применение получила классификация, предложенная Е. А. Климовым . Принцип ее построения состоит в том, что в зависимости от особенностей основного предмета труда и отношения человека к различным объектам окружающего мира, все профессии подразделяются на пять типов:

    1. Человек - техника. К этому типу относятся профессии, связанные с обслуживанием и ремонтом техники, обслуживанием транспортных средств, станочной обработкой материала (токарь, водитель, слесарь и т. д.);

    2. Человек - природа. Сюда относятся профессии, в которых объектом взаимодействия для человека является природа (агро­ном, биолог, садовник);

    3. Человек - знаковая система. Этот тип включает в себя профессии, где объектом труда выступают различные знаки -цифры, символы, графики, схемы, карты (программист, чертеж­ник, корректор);

    4. Человек - художественный образ. К этому типу относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литера­турно-художественной и актерской деятельностью (художник, музыкант, гравер, маляр и т. д.);

    5. Человек - человек. Пятый тип образуют профессии, свя­занные с обучением и воспитанием, бытовым, торговым и меди­цинским обслуживанием, руководством и управлением людьми и коллективом (учитель, врач, воспитатель, продавец, управляю­щий).

    Кроме того, внутри каждого из указанных типов Е. А. Кли­мов выделил по признаку целевой направленности еще три класса профессий:

    1. Гностические (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание). Для профессий этого класса характерна ярко выражен­ная познавательная активность и наблюдательность. Например, в типе «Человек - техника» к классу гностических относятся про­фессии мастера по контролю за готовой продукцией, мастера-диагноста приборов и техники; в типе «Человек - природа» - де­густатор чая, контролер-приемщих фруктов; в типе «Человек -знаковая система» - корректор типографии, контролер готовой продукции в полиграфии; в типе «Человек - художественный об­раз» - искусствовед, музыковед; в типе «Человек - человек» - со­циолог, судебно-медицинский эксперт.

    2. Преобразующие. Особенностями данного класса профес­сий является их направленность на преобразование различных вещей, предметов, процессов природы и общественной жизни. В типе «Человек - техника» это слесарь-ремонтник, токарь; в типе «Че­ловек - природа» - агроном, зооинженер, мастер-плодоовощевод; в типе «Человек - знаковая система» - чертежник-картограф, бух­галтер, стенографистка; в типе «Человек - художественный об­раз» - живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей, тренер, мастер производственного обучения.

    3. Изыскательные. Этот класс профессий характеризуется поиском нового, направленностью на открытие новых и ориги­нальных вариантов решения различных задач и проблем. В грани­цах типа «Человек - техника» к ним относятся инженер-конструктор, раскройщик верха обуви; в типе «Человек - приро­да» - биолог-исследователь, летчик-наблюдатель лесного хозяй­ства; в типе «Человек - человек» - воспитатель, организатор про­изводства, организатор торговли.

    В заключение следует отметить, что и классификация Е. А. Климова не лишена определенных недостатков. Например, профессии токаря и водителя по своим психологическим особен­ностям и характеру предъявляемых к человеку требований суще­ственно отличаются одна от другой, но они включены в один и тот же тип; не только профессии пятого типа, но и многие другие, так или иначе, имеют дело с людьми и предполагают тесное взаи­модействие с ними и т. д. Вот почему, используя указанную клас­сификацию в профконсультационной работе, важно устанавли­вать не только общий тип профессии, к которой тяготеет консуль­тируемый, но и давать ему рекомендации о пригодности к кон­кретной специальности внутри данного типа.