Конкурс ораторского мастерства материал на тему. Положение конкурса «Я умею говорить красиво Конкурс ораторского искусства выступления
11 ноября Институт Пушкина провел финал городского конкурса для старшеклассников и студентов колледжей «Слово – золото» .
Конкурс ораторов «Слово – золото!» проводится при поддержке Департамента образования города Москвы в рамках масштабного проекта «Литературное многоборье». Институт проводит конкурс ежегодно, тем самым предоставляя юным талантам несколько шансов заявить о себе.
«Получился интересный, яркий конкурс, так же как это было два предыдущих года, – говорит Арина Жукова , куратор проекта, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина. – Хотелось бы отметить, что это серьезное испытание. Далеко не каждый имеет потенциал для участия в подобном мероприятии. Ораторы – товар штучный» .
Арина Геннадьевна отметила интересную особенность заявок, поданных на конкурс в этом году: «У нас были ораторские выступления в стихах собственного сочинения по предложенной организаторами теме».
Возглавил жюри и провел финал конкурса профессор, председатель «Российской риторической ассоциации» Владимир Аннушкин. В жюри вошли преподаватели Института Пушкина Ольга Горбич, Екатерина Будник, Александр Мамонтов, Ирина Лешутина , координатор конкурса Елена Минаева .
Не обошлось на финальном этапе без нововведений: помимо преподавательской секции в составе жюри появилась еще и студенческая, членами которой стали филологического факультета Татьяна Сырбу, Виктория Ситенко и Алина Филимонова .
По традиции перед выступлением финалистов Владимир Иванович обратился к присутствующим с напутственным словом, в котором напомнил о важности события, коснулся регламента и конкурсных правил, а также дал несколько практических советов начинающим ораторам: « Сегодня мы хотели бы услышать ваши добрые мысли, почувствовать (и это все критерии нашего конкурса!) ваши эмоции, потому что основания красноречия суть страсти».
Напомним, что в первом заочном этапе конкурса могли участвовать все желающие: для этого необходимо было прислать на конкурс короткий видеоролик с собственным выступлением не выбранную тему. 22 человека были отобраны жюри для участия в очном финале из школ №718, №117, №171 (54), №283, №897, №1828 «Сабурово», «Воробьевы горы», Колледжа МИД России .
Участники выступали с трехминутной речью, после которой должны были ответить на вопросы, которые могли задать как члены жюри, так и зрители. Темы для подготовки речи стали известны юным риторам только накануне финала: «Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие» (Марк Твен), «Молчание – чудесный цветок», «Молчание – не всегда золото» (японские пословицы), «Жизнь есть вечная надежда. Как только надежда умирает, человеку нечего делать на этой земле» и другие.
Куратор проекта Арина Жукова пояснила, с чем связан подобный выбор: «Мы заявляем наш конкурс как конкурс ораторов, которые говорят на общественно значимые темы. Это проблемы морально-нравственного характера, творчества, речи, речевого мастерства, умения находить с людьми общий язык, которое так важно в современном обществе; вопросы самоопределения, выбора жизненного пути, взаимоотношений детей и родителей».
Самыми популярными среди участников на этот раз оказались темы, связанные со смелостью и надеждой. Финалисты аргументировали свою точку зрения примерами из художественных произведений, истории, личного опыта.
По итогам конкурса 1 место было присуждено Георгию Баканову . Будущий победитель сразу же запомнился членам жюри тем, что принял решение выступать на сцене без микрофона. В своей речи Георгий рассуждал о роли надежды в жизни человека и целого общества: « Так что же такое надежда? Этому нет научного объяснения. Я считаю, что надежда дана нам Богом, чтобы мы сражались и боролись, чтобы сначала научились делать что-то возможное, потом допустимое, а потом и невозможное, чтобы мы просыпались утром и знали, что сегодня будет лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня» .
У Георгия Баканова уже есть опыт декламации стихов Сергея Есенина и Владимира Маяковского, но в ораторских конкурсах он еще не участвовал. Георгий рассказал, что работает в Молодежной палате, поделился размышлениями о личности оратора, качественной речи, рассказал о своих впечатлениях от конкурса:
«Участвовать в конкурсе ораторского искусства мне предложил учитель русского языка. Затем я написал речь, снял видео.
Знаете, есть два вида ораторов: те, которые берут текстом, и те, которые берут душой и эмоциями.
Конечно, текст может быть красив и хорош, если ты выступаешь в институте в качестве преподавателя, например. Когда же ты выступаешь перед обычными людьми, и у тебя тема надежда, ты должен рассуждать не только о надежде, а о том, что ты чувствуешь. Ведь ораторское искусство – это не искусство языка, это искусство сердца.
Что касается моих конкурентов, то все очень добрые и хорошие ребята. Кто-то, конечно, боялся, стеснялся, но ведь главное не победа, главное – участие.
Я хочу сказать, что если бы они были моими знакомыми, некоторых бы я взял в Молодежную палату, где я сейчас работаю.
В заключение хотел бы повторно отметить, что побеждает не тот, кто написал хороший текст, а тот, кто рассказал с душой, правильно преподнес.
Когда я выступал со своим текстом, я упомянул про Мартина Лютера. У него есть самая знаменитая речь из двух слов «Я мечтаю» и т.д. И он восемь строк так говорит, и это является вершиной ораторского искусства, поэтому главное - достучаться до людей» .
2 место было присуждено Ульяне Морозовой, которая выбрала тему «Отдай лучшее, что в тебе есть, и лучшее, что есть в мире, вернется к тебе». В своем выступлении девушка рассуждала о различных проявлениях любви, с успехом доказала, что это одно из основополагающих чувств, присутствующих в нашей жизни: « На вопрос, что такое любовь, каждый отвечает по-разному: кто-то с радостью, кто-то с печалью, кто-то с болью. Но, невзирая на разницу в суждениях и возрасте, каждый признает любовь как нечто особенное. Любви нас начинает учить мама. Она учит нас любить сказками. Любимая сказка всех мам и малышей Г.Х. Андерсен «Снежная Королева». Мы восхищались смелой Гердой, которая оставила теплый уютный дом и ушла искать Кая. Отдав всю веру своего сердца, она получила от мира доброту, готовность помочь и любовь к Каю. Отдавать лучшее. Разве не этому учат нас родители и сказки с самого рождения? Замечали ли вы, что при выборе большей или меньшей половины, родители всегда отдают вам большую, потому что любят вас».
3 место заняла Валентина Шатылович с проникновенной речью, посвященной молчанию. Валентина использовала в своем выступлении музыкальное сопровождение (композиция «Молчание луны»), а также прочитала стихотворение собственного сочинения под названием «Круг». Девушка убеждена в том, что молчание может быть как полезно, так и пагубно для человека. « Внешний мир бывает холоден, подчас заставляя человека замыкаться в себе, погружаться в себя еще больше. Но такое погружение больше разрушительно, чем целительно. Агрессивность окружающей среды способна срубать деревья, срывать цветы, подкашивать уверенность человека, его желание общаться. Спешащий высказаться, рискует быть непонятым и неуслышанным. Фразу надо оттачивать, как стрелу, чтобы попасть ею точно в цель, в сердце собеседника».
Жюри конкурса отметило участников в дополнительных номинациях.
«Приз зрительских симпатий» : Георгий Баканов («Жизнь есть вечная надежда. Как только она умирает, человеку уже нечего делать на этой земле»), Дмитрий Локтев, Валентина Шатылович («Молчание – чудесный цветок. Молчание – не всегда золото»).
«За искусную коммуникацию с залом» : Екатерина Бабенко («Красиво не то, что ослепляет и дурманит…Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа»)
«За красноречивое выражение мыслей» : Элеонора Дамирова («Без сострадания и милосердия невозможно жить на свете»)
«За живость мысли и речи» : Анастасия Жалий («Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие»)
«За энергетику речи» : Анастасия Кемова («Жизнь есть вечная надежда. Как только она умирает, человеку уже нечего делать на этой земле»)
«За артистизм речи» : Андрей Петров («Смелость это сопротивление страху, а не его отсутствие»)
Итоги конкурса подвел профессор Аннушкин: «Мне кажется, что уровень выступлений наших участников значительно повысился. Возможно, это связано с тем, что они лучше готовятся, но, помимо этого, мы увидели, что многие ребята обладают прекрасной логикой. Многие из них оригинальны, уже намечают свой жизненный путь, и в них чувствуется большой и крепкий внутренний стержень, который позволяет им отстаивать свою точку зрения, и мы видим, как вдохновенно и зажигательно это делается. Также мы видим, какой отклик находят в зрительном зале».
Своими впечатлениями поделились участники конкурса, учителя и родители.
Анастасия Снытко : «Очень понравилось само мероприятие. Такие конкурсы надо проводить, это развивает личность».
Андрей Петров: «Сама организация конкурса на великолепном уровне. Были подобраны очень интересные темы, было видно, что все участники подготовлены, мало кто подсматривал в текст».
Что касается выбора темы, то они все, конечно, интересны, и девочке было сложно выбрать, потому что они все хороши, все достойны».
Алла Бабенко (мама Екатерины) : «Мне такие конкурсы очень нравятся, потому что ребенок может показать себя, может выразить свою точку зрения, отразить это в своей речи, дать аргументированный ответ. Считаю, что подобных встреч должно быть гораздо больше. Нужно как можно больше вовлекать в этот процесс детей».
В заключение организаторы конкурса еще раз поздравили победителей, лауреатов и всех финалистов конкурса, пригласили к участию в следующем сезоне и сообщили о возможных новшествах в порядке проведения конкурса.
Главным условием успешности современного человека является его коммуникабельность - умение грамотно общаться с аудиторией.
Понятие «Ораторское искусство» подразумевает умение говорить красиво и убедительно, оно состоит из:
Грамотной речи (богатый словарный запас с соблюдением норм литературного языка);
Владения информацией по какому-либо вопросу;
Умения удерживать интерес аудитории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Каа – Хем.
ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе ораторов МБОУ СОШ №1 пгт Каа-Хем Кызылского кожууна
Главным условием успешности современного человека является его коммуникабельность - умение грамотно общаться с аудиторией.
Понятие «Ораторское искусство» подразумевает умение говорить красиво и убедительно, оно состоит из:
Грамотной речи (богатый словарный запас с соблюдением норм литературного языка);
Владения информацией по какому-либо вопросу;
Умения удерживать интерес аудитории.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА.
- Развитие навыков самообразования и самопрезентации, совершенствование устной и письменной речи.
- Подготовка учащихся к аналитической, научно-исследовательской деятельности, к публичным выступлениям.
- Формирование у обучающихся специальных коммуникативных навыков.
- Формирование у учащихся ЗОЖ.
- Повышение общего культурного уровня.
- Создание условий для выявления одаренных детей.
- УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
Участниками Конкурса являются мальчики с 5 по 11 класс МБОУ СОШ №1 пгт Каа-Хем Кызылского кожууна
- ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.
1. Конкурс проводится один раз в год (5 – 11 классы в конце сентября месяца). От класса в конкурсе может принят не более 3-х мальчиков.
2. Основанием для участия в конкурсе является заявка, которую необходимо оформить за 2 дня до начала конкурса. (Приложение 3)
3. Участникам конкурса предлагается представить аудитории устное сообщение. В конкурс будет проходить в 4 этапа:
1. Самопрезентация
2. О любом виде спорта
3. Влияния спорта на профессию.
4. Публичное выступление по заявленной теме (Приложение 2)
4.За 1 день до конкурса необходимо представить в письменном виде сообщения на заявленную тему в Оргкомитет.
5. Длительность устного выступления не более 3-х минут.
- ОРГКОМИТЕТ И ЖЮРИ КОНКУРСА
1. Главным руководящим органом Конкурса является Оргкомитет.
2.Оргкомитет организует проведение конкурса, готовит все необходимые конкурсные документы, осуществляет контроль за подготовкой Конкурса, устанавливает порядок и проводит регистрацию конкурсных работ.
3.Победителей Конкурса определяет Жюри, которое формируется Оргкомитетом.
4.Жюри осуществляет оценку выступлений участников Конкурса по критериям, определяемым Оргкомитетом.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА И НАГРАЖДЕНИЕ
1.Решение о победителях Конкурса принимает Жюри.
2.Оценки участников Конкурса по пятибалльной системе заносятся каждым членом жюри в специальный и итоговый бланк.
3.Критериями оценки ораторского мастерства являются:
Соблюдение регламента выступления (за каждую дополнительную минуту вычитается 1 балл);
Манера поведения на трибуне (раскованность, жестикуляция, умение «оторваться» от текста);
Техника речи (дикция, интонация, громкость, темп);
Культура речи (правильность словесных конструкций, ударения в словах, лексическое богатство, единство стиля речи);
Использование наглядности (презентация, картины, рисунки, фото, макеты и т.д., при использовании презентации необходимо наличие титульного слайда и соблюдения правил составления презентации. Приложение 1 )
За каждый пункт выступающий может получить до 3 баллов (3 – отлично, 2 – хорошо, небольшие недочёты, 1 – удовлетворительно)
Дополнительные баллы:
Образность речи (красота фразы, крылатые выражения, сравнения, эпитеты, афоризмы, юмор и т.д.).-1 балл
Оригинальность подачи материала. – 1 балл
Внешний вид – 1 балл
4.Победители Конкурса определяются по сумме набранных баллов.
5.Победители и призеры Конкурса награждаются дипломами и благодарностями.
Приложение 1
- Оформление титульного слайда презентации и сообщения
- Основные правила при составлении презентации:
- эстетичное цветовое (не более 3-х цветов) и информационное оформление, легкое для восприятия;
- минимум текста;
- визуальное дополнение текста в виде схем, диаграмм, рисунков, фото;
- целесообразность использования эффектов и анимаций.
Приложение 2
Примерные темы
для выступлений в конкурсе ораторского мастерства,
1. Мир управляется Словом. «Слово – великий властелин, ибо…»
2. Каков язык, такова и жизнь.
3. Почему плохим языком не построишь хорошую жизнь?
4. Есть ли будущее у книги (художественной литературы)?
5. Здоровый образ жизни- это….
7. Какой должна быть школа будущего?
8. Чем ты увлечен, современный человек?
9. Какую музыку любит молодежь? «Скажи, что ты поешь?»
10. Как воспитать хорошего человека?
11.Компьютер: убивает ли он способность к живому общению?
13. Можно ли в современном мире построить справедливый мир?
15. Можно ли преодолеть конфликт поколений?
16. Современное телевидение – добро или зло? Учит ли телевизор думать?
17. Что такое культура?
20. Сформулируйте свое отношение к утверждению «Спорт вне политики».
23. Каждый человек неповторим.
24. С хорошим попутчиком и длинная дорога короче.
25.Умейте делать чудеса.
26. Притча, которая многому меня научила.
27. Счастье должно быть высоким.
28. Ты знаешь, что ты – Человек!
29. Цена улыбки.
30. Что значит жить достойно.
31. Берегите в себе доброе имя человека.
32. Я не люблю….
33. Принципы моей жизни.
34. Наедине со своей совестью.
35 Я и моя тень.
36. Мое дерево жизни.
37. Шаги к успеху.
38. Как полюбить себя.
39. Моральные заповеди юности.
40. Золотые правила жизни.
41. Послание себе.
42. Что нужно взять с собой, отправляясь в жизненный путь.
44. Сила личности. В чем она.
45. Мы в ответе за тех, кого приручили.
47. Школа в моей жизни.
48. Учитель в моей жизни.
49. Настоящее богатство человека не в словах, а в уме, в духовных ценностях.
50. Любовь – источник всей жизни.
51. Можно ли жить без веры? Во что следует верить?
53. Добро и правда должны быть рядом.
54. От чего зависит твое будущее?
55. Где есть жизнь – там есть надежда.
56. Век живи – век учись.
57. Где нет боли – там нет жизни.
Приложение 3
Заявка на участие в конкурсе
ораторского мастерства
«Сегодня модно вести ЗОЖ»
«Как слово ваше отзовется»
Цели конкурса.
1. Способствовать воспитанию духовной, нравственной, гуманистической личности.
2. Создавать условия для развития интереса у учащихся к русскому языку.
3. Развивать творческие и исследовательские навыки учащихся.
4. Учить детей увлекать аудиторию своим выступлением, соответствующим нормам литературной речи.
Ход мероприятия.
Ведущий 1 . Добрый день, дорогие друзья!
Гости, родители, учителя!
Мы очень рады видеть вас
В этом зале, в этот день и час!
Ведущий 2 . Мы разные девчонки и разные мальчишки,
Но все в одно мы время когда-то родились.
Теперь мы вместе учимся, одни читаем книжки
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Ведущий 1 . Друзья мои! Мы снова открываем
Врата святые в Просвещенья храм
И словно руки души простираем
К познанию божественным дарам.
Ведущий 2 . О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг…
Звучат фанфары.
Представление жюри .
Учитель: О молодежи много говорят,
Что, мол, полным полно у ней грехов,
А предо мной при этом лишь горят,
Горят глаза моих учеников.
Заглядываю в них и нахожу
Стремление помериться с судьбою,
По жизни пробежать как по ножу,
Да чтобы нож не очень был тупой!
Они романтики и циники. Так что ж?
Ведь мир кругом не менее циничен.
И хоть порой бросает в дрожь,
Пожалуйста, вы сразу не судите!
Под маской безразличья ко всему
Так много, к сожалению, сокрыто.
И честь, и уважение к уму.
И милосердье ими не забыто.
Не верят никому и ничему,
Но верят лишь в себя. Да так азартно!
И думают, что истину саму
За хвост поймают не сегодня – завтра.
Чуть-чуть поэты и немного демагоги,
Дельцы, философы, мечтатели, вруны…
Ну вот они. Их создали не боги –
Такую молодежь творили мы.
Сегодня впервые среди нашей молодежи мы проводим конкурс красноречия по нескольким номинациям:
«Родная земля»
«Дар бессмертный слово»
«Призыв»
«Земное счастье».
Мы постараемся доставить радость словами себе и окружающим, постараемся понять друг друга и может быть, чему-то друг у друга поучимся.
Номинация «Родная земля».
Номинация «Чистота русского языка».
Учитель: Великую тайну и непостижимую силу скрывает в себе наш язык. Это подметили еще древние философы. Вот какой диалог произошел между древнегреческим мудрецом и баснописцем Эзопом и его господином Ксанфом.
Ксанф : Принеси лучшее, что есть на свете.
Эзоп : Я принес тебе язык, мой господин.
Ксанф : Почему язык?
Эзоп : Потому что язык дает возможность выразить тончайшие мысли,
благороднейшие порывы человеческой души.
Ксанф : Тогда принеси мне самое худшее из существующего.
Эзоп : Опять язык. Посколько с его помощью можно оскорблять, унижать,
больно ранить человека.
Ксанф : Да, от удара камня бывает не так больно, как от слова.
Эзоп : Слово, что камень: коли метнет его рука, то уже не воротишь.
Ксанф : Много говорить и много сказать – это не одно и то же.
Умение увлечь душу словом – это умение красноречия!
Номинация «Призыв».
Учитель:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни,
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Чем им обязан – знаю я
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
Учитель:
По-настоящему полной становится жизнь человека, когда он любит, и любим.
Счастлив, имеет верных друзей.
Номинация «Земное счастье»
Ведущий 1 . Закончен конкурс, но лишь в этом зале.
А в нашей жизни вечно он идет!
И каждый день героев мы встречаем,
И каждый день их где-то подвиг ждет.
Ведущий 2 . Они уже нашли у нас признанье,
Мы быть на них похожими хотим!
За их пример, достойный подражанья,
Сегодня им спасибо говорим!
Подготовка к мероприятию началась ещё в самом начале января, когда преподаватели попросили каждого выбрать тему и написать небольшое сочинение для конкурса внутри учебной группы. А по итогам таких мини-конкурсов были выбраны по два человека от каждого класса, среди которых оказалась и я. В прошлом году мне тоже посчастливилось участвовать и даже занять почётное третье место среди студентов младшего звена. В этом же году мне предстояло встретиться с «титанами» из старших групп, изучающих японский язык в течение многих лет.
Сам конкурс представляет из себя серию коротких выступлений студентов. Младшие группы - от полутора до трёх минут, а старшие - от двух с половиной до четырёх. Тема свободная, поэтому каждый выбирает то, что ему нравится. Многие рассказывают о своей стране, о первом знакомстве с японской культурой, о хобби или сложностях и радостях студенческой жизни. А строгое жюри оценивает каждое слово, жест и взгляд конкурсантов.
В этом году конкурс начался с торжественного напутствия директора школы Иваи-сенсея. Затем встали за кафедру студенты младших групп. Здесь и числом участников, и разнообразием тем отличились ребята из Непала. Где-то через час в бой вступила «тяжёлая артиллерия». Закончились повествования о непальских праздниках и арубайто. И понеслись актуальные проблемы современности, управление временем, возможности человеческого мозга и даже вопросы употребления алкогольных напитков в рамках культурной среды Японии и Кореи. Как отметили мои преподаватели, русские студенты отличились тем, что затронули наиболее острые социальные вопросы.
Усердная работа в течение нескольких недель, помощь учителей, коллег по арубайто и одноклассников помогли мне занять первое место. Огромное спасибо за веру в мои силы и поддержку. К слову, последние два года конкурс проводят два раза: утром соревнуются студенты первой смены, а после обеда - второй. Поэтому моя радость от победы удвоилась, когда я узнала, что среди учеников вечерней смены выиграл Дмитрий-сан. В прошлом же году первое место среди старших групп занял Сергей-сан, а среди младших - Дженнет-сан, представлявшие Россию.
Очень надеюсь, что наши победы стали началом доброй традиции. И в следующем году русскоговорящие студенты тоже взойдут на пьедестал почёта.